Сухомлинский и его воспитательные системы
воспитатльные системы Васидия Александровича Сухомлинского и примеры заданий в данных системах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
suhomlinskiy.docx | 21.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательная система Сухомлинского
Василий Александрович Сухомлинский – выдающийся педагог, имя которого навсегда вошло в историю науки. Его многочисленные труды по проблемам воспитания, основанные на колоссальном опыте работы в школе, были изданы во всем мире и продолжают привлекать внимание все более широкого круга научной педагогической общественности.
Василий Александрович Сухомлинский родился в 1918 г. на Украине в семье крестьянина. Все четверо детей в семье Сухомлинских стали учителями, преподавателями родного украинского языка и литературы. Василий Александрович начал свою педагогическую деятельность уже в 1935 г., в 17-летнем возрасте, обучая младших школьников. В то же время он учился заочно в Полтавском педагогическом институте.
С 1941 г. В.А. Сухомлинский ушел на фронт Великой Отечественной войны, где получил тяжелое ранение. Однако в 1947 г. он вновь вернулся в школу, где с 1948 г. был назначен директором и проработал в этой должности 22 года, до конца своей жизни.
Павлышская средняя школа, которой Василий Александрович посвятил весь послевоенный период своей жизни, была обычной школой. Сухомлинский внедрил в педагогическую практику данной школы разработанную им воспитательную систему и таким образом сделал ее знаменитой.
Многолетний педагогический труд В.А. Сухомлинского был оценен современниками по достоинству: В.А Сухомлинский был награжден двумя орденами Ленина, многими медалями СССР, званиями Заслуженного учителя УССР и Героя Социалистического труда.
Василий Александрович активно и бескомпромиссно выступал против наказаний в школе: «Я не из пальца высосал ту истину, что наших советских детей можно воспитывать только добром, только лаской, без наказаний...» И в педагогической теории, и в повседневной практике он отстаивал центральное, определяющее положение своей философии, своей педагогики, своей жизни: гуманное общество могут построить только гуманные, добрые, мудрые люди, а воспитать таких людей могут только вдумчивые, умные учителя, владеющие идеями и методами гуманной педагогики.
Направление воспитательной работы: трудовое воспитание.
Целевые ориентиры: сознающий важность трудолюбия, обучения труду; уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей.
Тема проекта: Воспитание творческого отношения к труду и учению.
Цель проекта: создание единого воспитательного пространства для обеспечения воспитания творческого отношения к труду и учению младших школьников, развития личности и успешной социализации детей.
Задачи проекта:
- Формировать у обучающихся положительное отношение к труду и его результатам
- Создать условия для формирования: трудолюбие, дисциплинированность, ответственность.
- Стимулировать родителей и детей к эффективному взаимодействию со школой, учреждениями дополнительного образования, культуры, используя различные направления совместной деятельности;
- Вовлечь родителей в воспитательный процесс при формировании социально-значимых качеств личности и уважительного отношения к труду
- Организовать совместную творческую деятельность для реализации совместных воспитательных мероприятий с музеем, «ДонМолодой», РДДМ «Движением Первых», КидБургом.
- Укрепить сотрудничество между всеми участниками воспитательного процесса.
Участник | Роль | Функция |
Классный руководитель | Управленческая | Организаторская, координация сетевого взаимодействия (классный руководитель проводит воспитательные беседы с учениками, организует воспитательные мероприятия, куда вовлекает родителей, проводит родительские собрания, инициирует сотрудничество между школой и транспортной компанией, музеем, «ДонМолодой», РДДМ «Движением Первых», КидБургом. |
Учащиеся 3 класса | Исполнительская | Участие в мероприятиях, организация некоторых из них. |
Родители | Организаторская | Сотрудничество (помогают в организации мероприятий, принимают в них участие, обсуждают на родительских собраниях представленную тему проекта, ищут пути решения поставленных задач не только в школе, но и за ее пределами) |
Сотрудник музея | Организаторская | Партнерская (побуждает познавательный интерес к посещению мест культуры, проводит экскурсию по музейному комплексу) |
Представитель РДДМ «Движение Первых» | Организаторская | Партнерская (проводит с обучающимися беседу и фестиваль) |
Представитель «ДонМолодой» | Организаторская | Партнерская (проводит мастер-классы) |
Сотрудник КидБурга | Организаторская | Партнерская (организовывает посещение города профессий) |
Представитель транспортной компании | Организаторская | Партнёрская (организовывает безопасную перевозку участников проекта до места проведения мероприятий) |
№ п/п | Мероприятие проекта | Участник | Ожидаемый результат | Показатели результата | Примечания |
Подготовительный этап | |||||
1 | Заключение договоров на оказание услуг с транспортной компанией, музеем, «ДонМолодой», РДДМ «Движением Первых», КидБургом. | Классный руководитель, сотрудник музея, представитель РДДМ «Движение Первых», представитель «ДонМолодой», сотрудник КидБурга, представитель транспортной компании | Подписание договоров на оказание услуг с транспортной компанией, музеем, «ДонМолодой», РДДМ «Движением Первых», КидБургом. | Подписанные договоры на оказание услуг с транспортной компанией, музеем, «ДонМолодой», РДДМ «Движением Первых», КидБургом. | Сентябрь |
2 | Родительское собрание: «Что такое проект и какова роль родителей в работе ребенка над проектом по воспитанию творческого отношения к труду и учению «Не хотим лениться, будем трудиться». | Классный руководитель, родители | Осознание родителями своей роли в реализации воспитательного проекта в рамках сетевого взаимодействия семьи и других организаций, разработка интеллект карт «Что такое проект?» | Более 80% родителей осознаю свою роль в реализации воспитательного проекта | Октябрь |
3 | Классный час «Не хотим лениться, будем трудиться» | Классный руководитель. обучающиеся | Расширение представлений обучающихся о труде, формирование уважительного отношения к труду и его результатам | У 100% обучающихся имеются расширенные представления о труде | Ноябрь |
4 | Круглый стол «Ученье и труд рядом идут» | Классный руководитель, обучающиеся, родители | Формирование представлений у обучающихся о разных профессиях. Развитие интереса к будущей профессии посредством дидактической игры. | Более 70% обучающихся имеют представление о различных профессиях 20% обучающихся определились с будущей профессией | Декабрь |
Основной этап | |||||
5 | Мастер-класс «Кадр за кадром» | Классный руководитель, обучающиеся, представитель «ДонМолодой», представитель транспортной компании | Развитие творческих способностей обучающихся. Формирование представлений о медийных профессиях. разработка фильма «Моя будущая профессия» | Снят видеоролик о предполагаемых профессиях обучающихся | Январь |
6 | Посещение города профессий | Классный руководитель, обучающиеся, сотрудник КидБурга, представитель транспортной компании | Знакомство c различными специальностями и развитие социальных навыков. Расширение представлений о профессиях путем игры | 100% обучающихся попробовали себя в разных профессиях | Февраль |
7 | Экскурсия «Чудеса рукотворные» | Классный руководитель, обучающиеся, сотрудник музея, представитель транспортной компании | Осознание учащимися значимости труда в результатах работы людей, формирование уважительного отношения к результатам труда других людей. Участие в мастер-классе | Более 70% осознают значимость труда | Март |
8 | Фестиваль профессий | Классный руководитель, обучающиеся, представитель РДДМ «Движение Первых», представитель транспортной компании | Формирование познавательного интереса обучающихся к различным профессиям, чувства товарищества. Участие в викторинах, мастер-классах, посвященных разным профессиям | 100% обучающихся приняли участие в викторинах и мастер-классах | Апрель |
9 | Классный час «Что значит «мастерство» в любой профессии?» | Классный руководитель, обучающиеся | Создание условий для формирования таких качеств, как ответственность, дисциплинированность, трудолюбие. Актуализация знаний по теме классного часа. Создание памяток «Каким должен быть профессионал?» | У 100% обучающихся сформированы такие качества как ответственность, дисциплинированность, трудолюбие | Апрель |
Рефлексивный этап | |||||
10 | Выставка работ учащихся на мастер-классах | Классный руководитель, обучающиеся | Развитие творческих способностей участников проекта | Результаты труда учащихся на мастер-классах | Апрель |
11 | Концерт «Жизнь без труда -путь в никуда» | Классный руководитель, обучающиеся, родители | Развитие творческих способностей участников проекта, чувства товарищества. Совместное участие с родителями в концерте | Более 80% учащихся участвовало в концерте | Май |
12 | Общешкольное мероприятие «Мир профессий» | Классный руководитель, обучающиеся | Рефлексия деятельности в рамках проекта в представлении различных профессий через театральные поставки и создание видеороликов о профессиях, развитие творческих способностей участников проекта, осознание значимости результата проекта | 100% обучающихся приняло участие в организации и проведении общешкольного мероприятия | Май |
Сухомлинский считал этот урок краеугольным камнем в воспитании маленького человека. Истоки такого мнения скрыты в войне и понесённых потерях.
В некотором смысле к школе Сухомлинского можно отнести истоки тайм-менеджмента. Педагог считал, что уроки нужно делать в одно и то же время, что приучит ребёнка к усидчивости и самостоятельности. Родители не должны выполнять задания за сына или дочь, но помогать организовывать рабочее время — это их прерогатива.
Педагог выделял четыре средства воспитания:
1. Слово
Педагог должен воздействовать на учеников словом, без применения физических наказаний. А главное умение воспитателя — говорить.
2. Авторитет педагога
Дети должны любить и уважать педагога, который в свою очередь обязан быть открытым, искренним и честным.
3. Индивидуальность ребёнка
Индивидуальный подход к каждому ребёнку — основной аспект гуманизации воспитания. Он необходим для понимания внутреннего мира маленького человека.
4. Доверие воспитателя к ребёнку и наоборот
Это одно из главных средств реализации методов воспитания. Оно делает процесс общения эмоционально насыщенным и плодотворным.
Основными направлениями педагогической системы В.А. Сухомлинского были: творческая мысль не только в учебе, но и в любом виде деятельности; производительный труд не только на уроках труда, но и во всем укладе жизни детей; сопереживание как основа нравственности; постоянное взаимодействие с природой. Суть дидактических взглядов В.А. Сухомлинского выражена в следующих положениях: во-первых, учение – это мир человеческих взаимоотношений, а потому нужно помнить, что отношение ребенка к школе, знаниям, учебному предмету во многом зависит от того, какие взаимоотношения у него сложаться с учителем.Во-вторых, учение должно приносить ребенку радость, а для этого учителю необходимо соблюдать следующие условия: учитывать индивидуальные особенности детей; в процессе обучения воздействовать не только на сознание, но и на чувства, эмоции детей; бережно относится к оценке; вооружать учащихся навыками самостоятельного учебного труда.
Творческим открытием В.А. Сухомлинского стали уроки мысли среди живой природы – в лесу, поле, на лугу, у речки, которые он называл путешествиями к источнику живой мысли. На этих уроках дети учились не просто наблюдать, а думать, устанавливать причинно-следственные зависимости. Широко практиковалось написание всеми детьми с первого по десятый класс сказок, сочинений, использование проблемного обучения, создание в каждом классе «интеллектуального фона».
Вся система нравственного воспитания в Павлышской школе строилась на принципах гуманного отношения к детям, воспитания через доверие, перспективного подхода к детям, опоры на положительное.