Литературно-музыкальный вечер "Марина Цветаева"
Литературно-музыкальная композиция памяти Марины Цветаевой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Литературно-музыкальный вечер "Марина Цветаева" | 27.02 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Празднично украшенный зал. В правом углу - журнальный столик, на котором стоит канделябр со свечами, лежат листы бумаги. Возле портрета Марины Цветаевой – гроздья рябины.
Звучит «Канцона для кларнета и струнного оркестра» Сергея Ивановича Танеева.
Входит Марина Цветаева. Медленно подходит к столику. Задумчиво смотрит вдаль, как бы вспоминая что-то важное…
Марина Цветаева (обращаясь в зал):
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я – поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет.
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти
- Нечитанным стихам! –
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берёт),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.
(Проходит и садится за журнальный столик)
Выходят ведущие.
Вед.1: Более ста лет назад совсем юная и никому ещё не известная Марина Цветаева написала ныне широко известное стихотворение, которое стало своеобразным предсказанием.
Время – великий «браковщик» - знает свою работу. Вчера ещё гремевшие поэты со звонкими именами и роскошными репутациями поодиночке и группами уходили в небытие. В то же самое время насильственно отдалённые от читателя, замалчиваемые авторы выходили на первый план и по праву овладевали вниманием читателей. Так произошло и с Мариной Цветаевой. "И главное - я ведь знаю, как меня будут любить ... через сто лет", - писала Цветаева. Утечет много воды, и не только воды, но и крови, потому что жизнь Марины Цветаевой, ее творчество пришлись на самые сложные годы катастрофического 20-го века.
Вед.1: 8 октября весь литературный мир отмечал 130-летие со дня рождения Марины Ивановны Цветаевой, которая о дне своего рождения сказала так…
Чтец 1:
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов,
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
Вед.2: Марина росла среди музыки и книг. Отец её, Иван Владимирович, был человеком необыкновенно образованным. Он, будучи известным филологом и искусствоведом, познакомил Марину с историей и культурой Эллады. Сюжеты и образы античности встречаются во многих произведениях Цветаевой.
Мария Александровна, мать поэтессы, была талантливой пианисткой, учившейся у Рубинштейна. Посвятив себя семье, Мария Александровна стремилась передать детям все, что почитала сама: поэзию, музыку. «После такой матери мне оставалось одно – стать поэтом», - говорила Марина.
Вед.1: С детства она была погружена в атмосферу А.С. Пушкина. Очень рано ощутила в себе некий «тайный жар», «скрытый двигатель жизни» и назвала его «любовь». На протяжении всей жизни в Цветаевой неугасимо горел душевный и творческий костер любви к дорогим "теням минувшего", к "святому ремеслу поэта", к Родине, к природе, к живущим людям, к друзьям и подругам.
Чтец: «Наши царства»
Владенья наши царственно-богаты,
Их красоты не рассказать стиху:
В них ручейки, деревья, поле, скаты
И вишни прошлогодние во мху.
Мы обе - феи, добрые соседки,
Владенья наши делит темный лес.
Лежим в траве и смотрим, как сквозь ветки
Белеет облачко в выси небес.
Мы обе - феи, но большие (странно!)
Двух диких девочек лишь видят в нас.
Что ясно нам - для них совсем туманно:
Как и на всe - на фею нужен глаз!
Нам хорошо. Пока еще в постели
Все старшие, и воздух летний свеж,
Бежим к себе. Деревья нам качели.
Беги, танцуй, сражайся, палки режь!..
Но день прошел, и снова феи - дети,
Которых ждут и шаг которых тих...
Ах, этот мир и счастье быть на свете
Ещe невзрослый передаст ли стих?
Звучит музыка
Вед.1: Стихи Марина Цветаева начала писать с шести лет не только по-русски, но и по-французски и по-немецки. Печататься начала с 16-ти.
Как поэт и личность она развивалась стремительно, и уже через какие-то год-два, прошедшие после первых наивно отроческих стихов, была другою. За это время перепробовала разные маски, разные голоса и темы. Успела побывать в образах грешницы, куртизанки, цыганки - все эти "примерки" оставили в ее творчестве прекрасные и яркие стихи. Через всю жизнь, через все скитания, беды и несчастья она пронесла любовь к Родине, русскому слову, к русской истории.
В один из московских осенних дней 1910 года из Трёхпрудного переулка, что близ Патриарших Прудов, вышла невысокая круглолицая гимназистка и направилась в Леонтьевский переулок, где помещалась типография А.И. Мамонтова. В руках у неё была внушительная стопка стихов, а в душе – дерзость и нерешительность, - Гордость и Робость, что пронизали всю её последующую жизнь и поступки.
В этот знаменательный день Марина Цветаева, которой исполнилось 18 лет, постучалась в двери русской литературы. Вряд ли найдется человек, который не слышал бы удивительных строк
Мне нравится, что Вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не Вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не поплывет под нашими ногами.
Как свежо и современно звучат стихи, а ведь написаны они в 1915 году. Обращены стихи к будущему мужу сестры Маврикию Минцу.
Исполнение романса М. Таривердиева 'Мне нравится' на стихи М. Цветаевой. (педагог-психолог Герасимова Ольга Сергевна)
Вед.1: А позднее поэт Борис Пастернак напишет следующее: «Марина, золотой мой друг, изумительное, сверхъестественное, родное предназначение, утренняя дымящаяся моя душа, Марина…Какие удивительные стихи Вы пишете! Как больно, что сейчас Вы больше меня! Вообще, Вы возмутительно большой поэт!»
ЧТЕЦ:
Мы с тобою лишь два отголоска:
Ты затихнул, и я замолчу.
Мы когда-то с покорностью воска
Отдались роковому лучу.
Это чувство сладчайшим недугом
Наши души терзало и жгло.
Оттого тебя чувствовать другом
Мне порою до слез тяжело.
Станет горечь улыбкою скоро,
И усталостью станет печаль.
Жаль не слова, поверь, и не взора,
Только тайны утраченной жаль!
От тебя, утомленный анатом,
Я познала сладчайшее зло.
Оттого тебя чувствовать братом
Мне порою до слез тяжело.
Вед.2: Марина Цветаева была женщиной с деятельной мужской душой, решительной, воинствующей, неукротимой. Сборник ее стихов заметили и одобрили Валерий Брюсов, Николай Гумилёв. А Максимилиан Волошин так восхитился, что без предупреждения пришёл в дом к Цветаевым. В 1911 году Максимилиан Волошин пригласил Марину и её сестру Анастасию провести лето в Коктебеле, где у него был дом.
Инсценировка
Цветаева: Макс, я выйду замуж только за того, кто угадает, какой мой самый любимый камень.
Волошин: Марина! Влюблённые, как тебе, может быть, уже известно, - глупеют. И когда тот, кого ты полюбишь, принесёт тебе булыжник, ты совершенно искренне поверишь, что это твой любимый камень!
Цветаева: Макс! Я от всего умнею! Даже от любви!
Вед.2: 5 мая 1911 года на пустынном коктебельском берегу в Крыму встретились Он и Она – Сергей Эфрон и Марина Цветаева.
Звучит музыка
Вед.1: Она шла вдоль берега и собирала камешки. (Марина собирает камешки. Появляется Сергей Эфрон. Смотрит на Марину).
Марина: Красивый, грустный, кроткий, простой юноша с поразительно огромными в пол-лица глазами…. Если он найдет и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж!
Вед.2: «Конечно, сердолик этот он нашел тотчас же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее зеленых, — и вложил ей его в ладонь, розовый, изнутри освещенный, крупный камень, который она хранила всю жизнь, который чудом уцелел и по сей день,» — так спустя годы дочь Цветаевой и Эфрона — Ариадна Эфрон описала их первую встречу.
Вед.1: Обвенчались Серёжа и Марина в январе 1912 года. Короткий промежуток между их встречей и началом Первой мировой войны был единственным в их жизни периодом бестревожного счастья. Именно ему, любимому мужу, другу будут написаны лучшие стихи. Она много писала, вдохновленная Эфроном. Если сказать, что Марина любила мужа, значит, ничего не сказать: она его боготворила.
Писала я на аспидной доске,
И на листочках вееров поблеклых,
И на речном, и на морском песке,
Коньками по льду и кольцом на стеклах, -
И на стволах, которым сотни зим...
И, наконец, - чтоб было всем известно!
Что ты любим, любим! любим! любим! -
Расписывалась - радугой небесной.
Где-то в начале совместной жизни она сказала: «Только при нем я могу жить так, как живу: совершенно свободно». Он был единственным, кто ее понял и, поняв, полюбил. Сергея не устрашила ее сложность, противоречивость, особость, непохожесть на всех других.
Чтец 3:
Ждут нас пыльные дороги,
Шалаши на час
И звериные берлоги
И старинные чертоги…
Милый, милый, мы, как боги:
Целый мир для нас!
Всюду дома мы на свете,
Все зовя своим.
В шалаше, где чинят сети.
На сияющем паркете…
Милый, милый, мы, как дети:
Целый мир двоим!
Солнце жжет, — на север с юга,
Или на луну!
Им очаг и бремя плута,
Нам простор и зелень луга…
Милый, милый, друг у друга
Мы навек в плену.
Вед.2: Одно из самых известных и проникновенных стихотворений, так называемая «Песнь к любимому», было положено на музыку Андреем Петровым и прозвучало в кинофильме Эльдара Рязанова «Жестокий романс», который вышел в прокат в 1984 году.
Видеофрагмент из кинофильма.
Лариса Огудалова поёт романс «Под лаской плюшевого пледа…»
Вед.1: (на фоне звона колоколов) «Аля – Ариадна Эфрон – родилась 5 сентября 1912 года в половине шестого утра, под звон колоколов»
Девочка – царица бала!
Или схимница – Бог весть!
Сколько времени? – Светало.
Кто-то мне ответил: - шесть.
Чтобы тихая в печали,
Чтобы нежная росла, -
Девочку мою встречали
Ранние колокола.
Вед.2: 1914 год. Грянула Первая мировая война. Потом революция. Сергей Эфрон уехал на Дон, где формировались первые части Белой гвардии. Он любил Россию фанатично и верил, что спасает её. Почти три года Марина жила в голодной красной Москве, не получая от мужа вестей. Терпела не просто нужду, а нищету. На руках – две дочери: Ариадна и Ирина. И Цветаева билась, как могла: меняла по деревням вещи на сало и муку, стояла в очереди за пайковой селёдкой, таскала саночки с гнилой картошкой.
Вед.1: В самое тяжёлое время – осенью 1919-го года по совету знакомых отдала девочек в приют. Но вскоре забрала тяжело заболевшую Алю, а в феврале 1920 года потеряла маленькую Иру, погибшую в приюте от голода и тоски.
Чтец 6:
Две руки, легко опущенные
На младенческую голову!
Были - по одной на каждую -
Две головки мне дарованы.
Но обеими - зажатыми -
Яростными - как могла! -
Старшую у тьмы выхватывая -
Младшей не уберегла.
Две руки - ласкать - разглаживать
Нежные головки пышные.
Две руки - и вот одна из них
За ночь оказалась лишняя.
Светлая - на шейке тоненькой -
Одуванчик на стебле!
Мной ещё совсем непонято,
Что дитя моё в земле.
Вед.2: Марина Ивановна Цветаева в это время много писала, но печатала мало, и знали её только завзятые любители поэзии. Однажды, отвечая корреспонденту, с горечью сказавшему, что её, Цветаеву, «не помнят» в России, она ответила: «Нет, голубчик, меня не «не помнят», а просто не знают».
Вед.1: В годы гражданской войны связь между Марины Цветаевой и Сергеем Эфроном оборвалась почти полностью. Послушаем их письма.
Звучит «Лунная соната» Л. ван Бетховена
Инсценировка.
Марина (пишет письмо за столом). Сергей Эфрон (в отдалении перечитывает уже написанное письмо).
Цветаева: „Если вы живы, если мне суждено еще раз с вами увидеться, - слушайте! Когда я Вам пишу. Вы - есть, раз я Вам пишу! Если Бог сделает чудо - оставит Вас в живых, я буду ходить за Вами, как собака...»
Эфрон: Наша встреча с Вами была величайшим чудом, и еще большим чудом будет наша встреча грядущая. Когда я о ней думаю — сердце замирает страшно — ведь большей радости и быть не может, чем та, что нас ждет. Но я суеверен — не буду говорить об этом. Все годы нашей разлуки — каждый день, каждый час — Вы были со мной, во мне. Но и это Вы, конечно, должны знать.
Цветаева: Горло сжато, точно пальцами. Все время оттягиваю ворот. Серёженька. Я написала Ваше имя и не могу писать дальше".
Эфрон: Радость моя, за все это время ничего более страшного (а мне много страшного пришлось видеть), чем постоянная тревога за Вас, я не испытал. Теперь будет гораздо легче — в марте Вы были живы.
Вед.2: Вскоре выяснилось, что Сергей Эфрон жив: волной отступления корниловской армии его унесло в Чехию. Мгновенно, бесповоротно Марина приняла решение об отъезде. Без Серёжи не мыслила своего существования.
Вед.1: Так началась семнадцатилетняя эпопея за рубежом.
Вед.2: В эмиграции Цветаева не прижилась. Очень быстро выявились расхождения между нею и буржуазно-эмигрантскими кругами. Все чаще и чаще ее стихи, поэмы, проза отвергались и газетами, и журналами. В 1928 году появился последний прижизненный сборник "После России", включивший в себя стихи 22-25-го годов. Но ведь Цветаева писала по крайней мере еще 15 лет.
Нищета, унижение, бесправие окружили поэта со всех сторон, и лишь с помощью нескольких друзей, помогавших ей материально, она могла сводить концы с концами. "В Париже бывали дни, когда я варила суп на всю семью из того, что удалось подобрать на рынке", - вспоминала Марина Ивановна. У Сергея заработки случайные. Найти же постоянную работу невозможно - Франция охвачена безработицей. Вместе с разочарованием в эмиграции приходило понимание, что ее читатель там, на родине, что русское слово может найти отклик прежде всего в русской душе.
Чтец: «Тоска по родине!»
Тоска по родине! Давно
Разоблачённая морока!
Мне совершенно всё равно —
Где совершенно одинокой
Быть, по каким камням домой
Брести с кошёлкою базарной
В дом, и не знающий, что — мой,
Как госпиталь или казарма.
…
Не обольщусь и языком
Родным, его призывом млечным.
Мне безразлично — на каком
Не понимаемой быть встречным!
…
Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И всё — равно, и всё — едино.
Но если по дороге — куст
Встаёт, особенно — рябина…
Чтец 7:
Пригвождена к позорному столбу
Славянской совести старинной,
С змеею в сердце и с клеймом на лбу,
Я утверждаю, что — невинна.
Я утверждаю, что во мне покой
Причастницы перед причастьем.
Что не моя вина, что я с рукой
По площадям стою — за счастьем.
Пересмотрите все мое добро,
Скажите — или я ослепла?
Где золото мое? Где серебро?
В моей руке — лишь горстка пепла!
И это всё, что лестью и мольбой
Я выпросила у счастливых.
И это всё, что я возьму с собой
В край целований молчаливых.
Вед.1: Вернулась в Россию Марина Ивановна с сыном 18 июня 1939 года. Дочь и муж - двумя годами раньше. Наконец семья воссоединилась. Все вместе они жили в подмосковном поселке Болшево. Но это последнее счастье длилось недолго: в августе арестовали дочь, в октябре - мужа. Семья Цветаевой-Эфрон вернулась в Россию в жестокое время. Тех, кто приезжал из-за рубежа, или тех, кто побывал в командировке за рубежом, считали потенциальными шпионами.
Марина Ивановна осталась с сыном без квартиры, без средств к существованию. "Уж коль впустили, то нужно дать хоть какой-то угол! И у дворовой собаки есть конура. Лучше бы не впускали: если так..." -это из писем, разговоров со знакомыми.
Чтец: « Я тебя отвоюю…»
Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,
Оттого что лес - моя колыбель, и могила - лес,
Оттого что я на земле стою - лишь одной ногой,
Оттого что я о тебе спою - как никто другой.
Я тебя отвоюю у всех времен, у всех ночей,
У всех золотых знамен, у всех мечей,
Я ключи закину и псов прогоню с крыльца -
Оттого что в земной ночи я вернее пса.
Я тебя отвоюю у всех других - у той, одной,
Ты не будешь ничей жених, я - ничьей женой,
И в последнем споре возьму тебя - замолчи!-
У того, с которым Иаков стоял в ночи.
Но пока тебе не скрещу на груди персты -
О проклятие!- у тебя остаешься - ты:
Два крыла твои, нацеленные в эфир,-
Оттого, что мир - твоя колыбель, и могила - мир!
Чтобы хоть как-то зарабатывать на жизнь, Марина Ивановна занималась переводами. Осенью 1940 года Гослитиздат вознамерился издать маленький сборник ее стихов, но и он был отвергнут.
Вед.2: Мы подошли к самой трагической странице жизни Марины Цветаевой. Началась Великая Отечественная война…Рядом нет друзей, нет жилья, работы, нет семьи. Муж был расстрелян в октябре 1941 гола. Дочь Ариадна провела в лагерях 16 лет и будет реабилитирована только в феврале 1955 года.
Марина Цветаева едет с сыном в эвакуацию в Елабугу.
Цветаева: «Я постепенно утрачиваю чувство реальности: меня всё меньше и меньше… Никто не видит, не знает, что я год ищу глазами крюк… Я год примеряю смерть. Всё уродливо и страшно… Я не хочу умирать. Я хочу не быть…» (медленно уходит)
Чтец 8: Стихотворение «Не думаю, не жалуюсь, не спорю»
Не думаю, не жалуюсь, не спорю.
Не сплю.
Не рвусь ни к солнцу, ни к луне, ни к морю,
Ни к кораблю.
Не чувствую, как в этих стенах жарко,
Как зелено в саду.
Давно желанного и жданного подарка
Не жду.
Не радуют ни утро, ни трамвая
Звенящий бег.
Живу, не видя дня, позабывая
Число и век.
На, кажется, надрезанном канате
Я - маленький плясун.
Я - тень от чьей-то тени. Я - лунатик
Двух темных лун.
Вед.1: Она повесилась 31 августа 1941 года в Елабуге, в грязных сенях деревенской убогой избы, где жила со своим сыном. Ей не было ещё и пятидесяти лет.
Звучит «Реквием» М. Цветаевой. (выходят участники литературной гостиной с зажжёнными свечами в руках, которые ставят на журнальный столик)
Вед.2: Могила поэтессы затерялась. Много лет спустя сестра Цветаевой Анастасия поставила указатель на Елабужском кладбище, на котором написано: «К Марине Цветаевой».
Марина Цветаева:
Идешь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала – тоже!
Прохожий, остановись!
Прочти – слепоты куриной
И маков набрав букет,
Что звали меня Мариной
И сколько мне было лет.
Не думай, что здесь – могила,
Что я появлюсь, грозя…
Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя!
И кровь приливала к коже,
И кудри мои вились…
Я тоже была, прохожий!
Прохожий, остановись!
Сорви себе стебель дикий
И ягоду ему вслед, –
Кладбищенской земляники
Крупнее и слаще нет.
Но только не стой угрюмо,
Главу опустив на грудь.
Легко обо мне подумай,
Легко обо мне забудь.
Как луч тебя освещает!
Ты весь в золотой пыли…
– И пусть тебя не смущает
Мой голос из-под земли.
Вед.1: Мариной Ивановной Цветаевой написано 15 поэтических сборников, 17 поэм, 8 стихотворных драм, автобиографическая, мемуарная, историко-литературная, эссеистская проза, письма, дневники.
Вед.2: Поэтесса говорила: «Вся моя жизнь – роман с душой. Возьмите стихи – это и есть моя жизнь».
Звучит «Аве Мария» Каччини в современной обработке. Фотогалерея