Сценарий литературной гостиной "Письма матери"

Шалабанова Галина Семеновна

Сценарий литературной гостиной рекомендовано ипользовать для внеурочной деятельности обучающихся, на классных часах.  Цель данной разработки:воспитание у подрастающего поколения любви, уважения  к  матерям, бабушкам, женщине, к Родине.

 Задачи :

- помочь увидеть роль женины в жизни каждого человека;

- формировать познавательный интерес к культурному наследию, к изучению поэзии;

- развивать умение подбирать нужный материал, четко формулировать и излагать свои мысли;

 

- развивать творческие способности обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9» Г.САФОНОВО СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Сценарий литературной гостиной «Письма матери».

Автор: учитель географии МБОУ «СОШ№9» Шалабанова Галина Семеновна.

ЦЕЛЬ: воспитание у подрастающего поколения любви, уважения  к  матерям, бабушкам, женщине, к Родине.

Задачи:  

- помочь увидеть роль женины в жизни каждого человека;

- формировать познавательный интерес к культурному наследию, к изучению поэзии;

- развивать умение подбирать нужный материал, четко формулировать и излагать свои мысли;

- развивать творческие способности

- развивать умения работы с различными источниками информации;

- закрепить умения создавать презентации, видеоролики и т. Д

Средства представления материала:

- проектор,ПК;

-ширма для показа театра теней ( она также играет роль экрана);

- костюмы для показа сценок, танцев.

- оформление зала – рисунки учащихся школы, посвященные Дню  Матери.

1. Вступление.

(На экране фотоиллюстрации матерей во все времена.  Звучит музыка…………………………………………)

2. Сценка:

А)Малыш в магазине устраивает истерику «Мама, купи мне это, купи, купи!!!»

Мама уговаривает сыны, но он все равно ее не слушает.

Б) Старшеклассника готовиться к дискотеке. Мама просит ее помыть за собой посуду. «Мне некогда, видишь мама, я крашу ногти. Ты лучше платье мне погладь!»

В) Юноша сидит на диване, играет в «танчики», сам в наушниках. Мама просит вынести мусор и сходить в аптеку, у нее болит голова. Юноша ничего не слышит, только качает головой.

Резко выключается свет, тишина. Пауза. Свет включается, а матерей на сцене нет.

Малыш зовет маму, старшеклассница  говорит, что помоет посуду и уберется, когда закончит маникюр, юноша вытаскивает наушники и взглядом ищет мать, но ее нет. Они в панике, начинают звонить по телефону. Никто не отвечает, зона недоступности. Что делать?

Ведущий 1. «Мама» — это первое слово, которое произносит малыш. Пока ребенок маленький, мама и кормит его, и поит, и укачивает в колыбели. Мама и пожалеет, и приласкает, и наставит на правильный путь.

Ведущий 2. С матери начинается род человеческий, и матерью он продолжается. Мать – это самое святое в нашей жизни.

Ведущий3: Для мамы всегда хочется сделать что-то хорошее, доброе, хотя в повседневной суете это удается не очень часто. Пусть стихи, которые прозвучат сегодня в этом зале, станут маленькой частичкой того доброго, что каждый из нас готов сделать для своей мамы.

Ведущий4: Сегодня мы хотели бы подарить минуты радости сидящим в зале милым и ласковым мамам, любящим и любимым бабушкам.

Учитель (Шалабанова Г.С.)

Здравствуйте, ребята, уважаемые родители и гости. Как хорошо, что все мы собрались в нашей  традиционной литературной гостиной. А разговор сегодня поведем о самых дорогих, любимых и единственных – наших мамах.

Всех женщин, бабушек, мам. Девочек поздравляют обычно весной-8 марта. Но недавно в России появился новый праздник-ДеньМАТЕРИ, котрый отмечаетяс 26 ноября.

Звучит песня(Д.Билан «Мама») Слайды.

 ВЕДУЩИЙ1: Что для человека ценнее и желаннее, чем тепло и свет глаз родного человека. Никогда не сотрётся из памяти первая встреча с мамиными глазами. Как счастливо светились они! Как радовались твоему появлению на свет!

ВЕДУЩИЙ2: Первый раз, взглянув на своего малыша, она уже знает – он самый лучший, самый красивый и самый любимый. Сколько бы нам ни было лет, мамы всегда будут любить нас так же крепко и нежно. Они будут любить нас столько, сколько будут жить на свете.

ВЕДУЩИЙ3: Согласно статистике, каждую секунду в мире рождается три человека, и они тоже вскоре смогут произнести слово «мама». С первого дня жизни ребёнка мать живёт его дыханием, его слезами и улыбками. Любовь матери так же естественна, как цветение сирени.

ВЕДУЩИЙ4: Солнце согревает всё живое, а её любовь согревает жизнь малыша. Но главное, мать приобщает дитя к своей родине. В его уста она вкладывает родной язык, вобравший богатства разума, мысли и чувства поколений.

ВЕДУЩИЙ1: Слова «мама»«мать» — одни из самых древних на земле. Они почти одинаково звучат на языках разных народов.

Стихотворение (Александров Дмитрий) (Видеопрезентация)

Встаньте все и выслушайте стоя
Сохранённое во всей красе
Слово это – древнее, святое!
Распрямитесь! Встаньте!.. Встаньте все!
Как леса встают с зарёю новой,
Как травинки рвутся к солнцу ввысь,
Встаньте все, заслышав это слово,
Потому что в слове этом – жизнь.
Слово это – зов и заклинанье,
В этом слове – сущего душа.
Это – искра первая сознанья,
Первая улыбка малыша.
Слово это пусть всегда пребудет
И, пробившись сквозь любой затор,
Даже в сердце каменном пробудит
Заглушенной совести укор.
Слово это сроду не обманет,
В нём сокрыто жизни существо.
В нём – исток всего. Ему конца нет.
Встаньте!
Я произношу его:
Мама!»     (Расул Гамзатов)

Театр теней. (Музыка)

 Показ презентации с песней в исполнении Светланы Маловой «Материнская молитва»

Танец.

Стихотворение ( Елисеев Вадим)

Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках:
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребёнком на руках.
От любой напасти заклиная
(Ей-то уж добра не занимать!),
Нет, не Богоматерь, а земная,
Гордая возвышенная мать.
Свет любви ей издревле завещан,
Так вот и стоит она в веках:
Самая прекрасная из женщин-
Женщина с ребёнком на руках.
Всё на свете мерится следами,
Сколько бы не вышагал путей,
Яблоня – украшена плодами,
Женщина – судьбой своих детей.
Пусть ей вечно солнце рукоплещет,
Так она и будет жить в веках,    
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребёнком на руках!     (С.Островой)

Показ отрывка из фильма «Помни имя свое».

 Учитель ( Шалабанова Г.С.) ( на экране фото военных лет)

Постарела мать за тридцать лет,                              
А вестей от сына нет и нет.
Но она всё продолжает ждать,
Потому что верит, потому что мать.
И на что надеется она…
Много лет, как кончилась война,
Много лет, как все пришли назад,
Кроме мёртвых, что в земле лежат.
Сколько их в то дальнее село
Мальчиков безусых не пришло.
Раз в село прислали по весне
Фильм документальный о войне.
Все пришли в кино и стар, и мал,
Кто познал войну, и кто не знал.
Перед горькой памятью людской
Разливалась ненависть рекой.
Трудно было это вспоминать.
Вдруг с экрана сын взглянул на мать.
Мать узнала сына в тот же миг
И пронёсся материнский крик.
Алексей, Алёшенька, сынок!
Словно сын её услышать мог.
Он рванулся из траншеи в бой,
Встала мать прикрыть его собой.
Всё боялась - вдруг он упадёт,
Но сквозь годы мчался сын вперёд.
Алексей, кричали земляки,
Алексей, просили, добеги.
Кадр сменился, сын остался жить,
Просит мать о сыне повторить.
И опять в атаку он бежит
Жив, здоров, не ранен, не убит.
Алексей, Алёшенька, сынок!
Словно сын её услышать мог.
Дома всё ей чудилось кино,
Всё ждала вот-вот сейчас в окно
Посреди тревожной тишины
Постучится сын её с войны.

Песня «Ах, если б не было войны» Шитикова Людмила

 Сценка:  Виноградов Данила. Кадры из фильма «Молодая гвардия», красногвардеец пишет письмо матери, ожидая расстрела.

«…Мама, мама! Я помню руки твои с того мгновения, как я стал сознавать себя на свете. За лето их всегда покрывал загар, он уже не отходил и зимой, — он был такой нежный, ровный, только чуть-чуть темнее на жилочках. А может быть, они были и грубее руки твои, — ведь им столько выпало работы в жизни, — но они всегда казались мне такими нежными, и я так любил целовать их прямо в тёмные жилочки.

Да, с того самого мгновения, как я стал сознавать себя, и до последней минуты, когда ты в изнеможении, тихо, в последний раз положила мне голову на грудь, провожая в тяжёлый путь жизни, я всегда помню руки твои в работе. Я помню, как они сновали в мыльной пене, стирая мои простынки, когда эти простынки были ещё так малы, что походили на пелёнки, и помню, как ты в тулупчике, зимой, несла вёдра на коромысле, положив спереди на коромысло маленькую ручку в рукавичке, сама такая маленькая и пушистая, как рукавичка. Я вижу твои с чуть утолщёнными суставами пальцы на букваре, и я повторяю за тобой: «бе-а – ба, ба-ба».

Но больше всего, на веки вечные, запомнил я, как нежно гладили они, руки твои, чуть шершавые и такие теплые и прохладные, как они гладили мои волосы, и шею, и грудь, когда я в полусознании лежал в постели. И когда бы я ни открыл глаза, ты была всегда возле меня, и ночник горел в комнате, и ты глядела на меня своими запавшими очами, будто из тьмы, сама вся тихая и светлая, будто в ризах. Я целую чистые, святые руки твои!

Ты проводила на войну сыновей, — если не ты, так другая, такая же, как ты, — иных ты уже не дождёшься вовеки, а если эта чаша миновала тебя, так она не миновала другую, такую же, как ты. Но если и в дни войны у людей есть кусок хлеба и есть одежда на теле, и если стоят скирды на поле, и бегут по рельсам поезда, и вишни цветут в саду, и пламя бушует в домне, и чья-то незримая сила подымает воина с земли или с постели, когда он заболел или ранен, — всё это сделали руки матери моей – моей, и его, и его.

Оглянись же и ты, юноша, мой друг, оглянись, как я, и скажи, кого ты обижал в жизни больше, чем мать, — не от меня ли, не от тебя, не от него, не от наших ли неудач, ошибок и не от нашего ли горя седеют наши матери! А ведь придёт час, когда мучительным упрёком сердцу обернётся всё это у материнской могилы.

Мама, мама!... Прости меня, потому что ты одна, только ты одна на свете можешь прощать, положи на голову руки, как в детстве, и прости…»

Стихотворение : Родионенкова Софья, Матюшенкова Екатерина

Сорок первый – год потерь и страха
Заревом кровавым пламенел…
Двух парней в растерзанных рубахах
Выводили утром на расстрел.

Первым шёл постарше, тёмно-русый,
Всё при нём: и силушка, и стать,
А за ним второй – пацан безусый,
Слишком юный, чтобы умирать.

Ну, а сзади, еле поспевая,
Семенила старенькая мать,
О пощаде немца умоляя.
«Найн,- твердил он важно,-растреляйт!"

«Нет! – она просила,- пожалейте,
Отмените казнь моих детей,
А взамен меня, меня убейте,
Но в живых оставьте сыновей!"

И ответил офицер ей чинно:
«Ладно, матка, одного спасайт.
А другого расстреляем сына.
Кто тебе милее? Выбирайт!»

Как в смертельной этой круговерти
Ей сберечь кого–нибудь суметь?
Если первенца спасёт от смерти,
То последыш – обречён на смерть.

Зарыдала мать, запричитала,
Вглядываясь в лица сыновей,
Будто бы и вправду выбирала,
Кто роднее, кто дороже ей?

Взгляд туда-сюда переводила...
О, не пожелаешь и врагу
Мук таких! Сынов перекрестила.
И призналась фрицу: «Не могу!»

Ну, а тот стоял, непробиваем,
С наслажденьем нюхая цветы:
«Помни, одного – мы убиваем,
А другого – убиваешь ты».

Старший, виновато улыбаясь,
Младшего к груди своей прижал:
«Брат, спасайся, ну, а я останусь,-
Я пожил, а ты не начинал».

Отозвался младший: «Нет, братишка,
Ты спасайся. Что тут выбирать?
У тебя – жена и ребятишки.
Я не жил, - не стоит начинать».

Тут учтиво немец молвил: «Битте,-
Отодвинул плачущую мать,
Отошёл подальше деловито
И махнул перчаткой,- расстреляйт!"

Ахнули два выстрела, и птицы
Разлетелись дробно в небеса.
Мать разжала мокрые ресницы,
На детей глядит во все глаза.

А они, обнявшись, как и прежде,
Спят свинцовым беспробудным сном,-
Две кровинки, две её надежды,
Два крыла, пошедшие на слом.

Мать безмолвно сердцем каменеет:
Уж не жить сыночкам, не цвести...
«Дура–матка, – поучает немец, -
Одного могла бы хоть спасти».

А она, баюкая их тихо,
Вытирала с губ сыновних кровь…
Вот такой ,– убийственно великой,-
Может быть у Матери любовь.

Танец   медсестер войны.

Стихотворение .Ермакова Дарья.

У матерей священные права:
Казнить и миловать, надеяться и плакать.
И жребий свой, приобретя едва,
Нести сквозь радости, сомнения и слякоть.

У матерей обязанность одна:
Себя забыв, в заботах распыляться.
И плоть, и душу выложив до дна,
Душой и плотью в ком-то повторяться.

И ничего не требовать взамен!
Лишь жертвенно надеяться и верить,
Любя такой любовью без измен,
Что мерками земными не измерить.

У матерей и чаянья одни:
Самоотверженно у жизни на исходе
Стоять за жизнь.
И в чём-то тут сродни

Они великой Матери-Природе.
И пусть за всё воздастся щедро ей!
Собрав в букет любовь и откровенье,
Придите, дети, к матери своей

И станьте перед нею на колени. (В. Романчин)

Сценка ( возвращаемся на начало)

Малыш, девушка и юноша: «Что же нам делать?»

 Учитель Шалабанова Г.С. «Напишите Матери письмо, все что хотите сказать, но не сказали, попросите прощения, если не просили, и благодарите Бога, за то, что у вас есть МАТЬ»

Читаются письма учащихся, на фоне фотографий.

Стихотворение. (Гайдукова Людмила.)

Пуховой платок, свет улыбки знакомой,
Глаза, что умеют простить и понять,
Что вечно в тревоге: 
«Ну, где мы и что мы?»
Такою нам с детства запомнилась мать.

В беде отогреет, закроет собою,
Порой пожурит и забудет тотчас…
Спасибо вам, мамы, спасибо большое –
За все, что вы сделали в жизни для нас!

Спасибо за вашу заботу и ласку,
За добрую жизнь, что семье отдана,
За первую песню, за первую сказку,
За годы тревоги, за ночи без сна.

Мы поздно у вас замечаем порою
Снежок на висках, паутинку у глаз…
Спасибо вам, мамы, спасибо большое –
За всё, что вы сделали в жизни для нас! 
(И. Финк)

Песня Шитикова Людмила ( «МАМА» Катерина Красильникова)

Письма учащихся читают малыш, девушка, юноша.

Стихотворение (Соня Буняк.)

По-русски «мама», по-грузински «нана»,
А по-аварски — ласково 
«баба».
Из тысяч слов земли и океана
У этого – особая судьба.

Став первым словом в год наш колыбельный,
Оно порой входило в дымный круг
И на устах солдата в час смертельный
Последним зовом становилось вдруг.

На это слово не ложатся тени,
И в тишине, наверно, потому
Слова другие, преклонив колени,
Желают исповедаться ему.

Родник, услугу оказав кувшину,
Лепечет это слово от того,
Что вспоминает горную вершину –
Она прослыла матерью его.

И молния прорежет тучу снова,
И я услышу, за дождем следя,
Как, впитываясь в землю, это слово
Вызванивают капельки дождя.

Тайком вздохну, о чем-нибудь горюя,
И, скрыв слезу при ясном свете дня:
«Не беспокойся, — маме говорю я, -
Все хорошо, родная, у меня».

Тревожится за сына постоянно,
Святой любви великая раба.
По-русски 
«мама», по-грузински «нана»
И по-аварски – ласково 
«баба»(Расул Гамзатов)

 ВЕДУЩИЙ1: Роль женщины в современном мире очень ответственна. Женщины освоили множество профессий, работают практически во всех отраслях, разделяют с мужчиной все обязанности. Но как бы там ни было, главное её предназначение – быть матерью. У женщины, у которой есть дети, есть будущее. В детях её продолжение, а значит, есть будущее и у страны.

 ВЕДУЩИЙ 2: Дети – самое дорогое для матери. Счастлив тот, кто с детства знает материнскую любовь, ласку, заботу. На свете не существует человека, роднее и ближе матери. Её любовь к детям безгранична, бескорыстна, полна самоотверженности. Мать всегда помнит о своём ребёнке, где бы он ни находился. А материнство на Руси всегда было равноценно синониму святости.

ВЕДУЩИЙ3: Повторяя движения губ матери, мы произносим своё первое в жизни слово: «Мама!». Пройдёт 10 лет, 20, 50…Забудутся в нашей памяти многие события, люди и встречи. Но, что бы ни пережили мы, воспоминания всегда будут возвращать нас в светлый мир детства, к образу матери, научившей нас говорить, ходить и любить больше жизни землю, на которой ты родился и которая называется Родина. Мама…Вслушайтесь ещё раз, как гордо звучит это слово!

ВЕДУЩИЙ 4: Пусть наши мамы остаются всегда неповторимыми и желанными. Самыми красивыми, самыми добрыми. Пусть в их глазах сияют скромность, мягкость, кротость, нежность – те качества, что придают им столько прелести и очарования .И пусть всегда в жизни светит звезда счастья и любви. Земной поклон вам, дорогие наши мамы

Песня учащихся начальной школы «Пусть всегда будет Солнце!»

Участники литературной гостиной   выпускают мыльные пузыри.