Пропаганда чтения

Ирина Тихоненко18

Творческая работа на тему "Читаем вместе с мамой!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tihonenko_propoganda_chteniya.docx661.09 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №18 ПОСЕЛКА ПАРКОВОГО

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН ИМЕНИ

ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ПАВЛА ФЕДОТОВИЧА ГОЛОВКО

Краевой конкурс общеобразовательных организаций

по пропаганде чтения среди обучающихся

Номинация «Читающий взрослый – читающий ребенок»

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

«ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ»

Автор работы:

                                                       Тихоненко Ирина Сергеевна

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ №18 пос. Паркового

Октябрь 2021 г.

Актуальность проекта

«Читайте не торопясь, чтобы не потерять ни одной капли  содержания книги. Человек, глотающий книги, похож на путешественника, знакомящегося со страной из окна вагона. Заставляйте себя читать медленно, запоминая, обдумывая, представляя самого себя в гуще тех событий и той обстановки, какими наполнена книга. Только тогда перед вами до конца откроется созданный писателем большой и прекрасный мир», – сказал Константин Паустовский.

В вашей семье есть семейное чтение? Да, скажете вы, мы читаем ребенку сказки на ночь, а иногда он просит почитать вслух любимую книжку. Но проходит время, и оказывается, что чтение вслух сродни завязыванию шнурков на ботинках: пока ребенок мал и не справляется сам, вы делаете это за него. Постепенно он овладевает навыками чтения, вы контролируете его еще какое-то время, а затем облегченно вздыхаете и благополучно отпускаете дитя в «самостоятельное плавание».
       А где же семейное чтение? Оно заканчивается тогда, когда ребенок больше не нуждается в вашей помощи?  Вы читали ребенку, пока он не научился делать это сам? Давайте разберемся. Что такое семейное чтение, и почему специалисты говорят о необходимости возрождения традиции семейного чтения.

 Отношение к книге и чтению  зависит не только от психологических и индивидуальных эмоциональных особенностей личности, но и от эпохи, исторической ситуации, от национальной культуры, т.е. от совершенно объективных социально-исторических предпосылок. Для России отношение к книге в течение долгого времени было знаковым понятием.
       В девятнадцатом веке принято было читать вслух. Авторы читали в салонах и литературных кружках только что написанные произведения, взрослые читали по вечерам собравшимся вокруг домочадцам романы с продолжением, возлюбленные наедине читали друг другу стихи или что-то романтическое, родители, гувернантки, школьные педагоги читали вслух детям.
    Чем-то такие чтения были сродни сегодняшнему смотрению телевизора по вечерам. Длинные романы с продолжением заменяли сериалы, вечерняя газета – выпуск новостей. Неудивительно, что с появлением телевидения семейные чтения вслух, существовавшие еще в 1950-х во многих семьях, почти окончательно исчезли. Почему же сейчас, почти полвека спустя, возникла и укрепилась идея о необходимости возрождения семейного чтения?
       Семейное чтение – это деятельность и, как любая деятельность, требует ответа на вопрос «зачем?». Зачем нам с вами нужно чтобы чадо оторвалось от телевизора и слушало ваше чтение? Зачем нам нужно, чтобы эта книга была непременно озвучена вслух? Зачем нам в век телевидения и компьютерной техники потребовалось воскрешать давно забытую и устаревшую традицию, для которой нет ни времени, ни условий, и которая требует сознательных и немалых усилий? 

Ни для кого не секрет, что современные дети перестали читать. Книгу из нашей жизни активно вытесняют телевидение, радио, Интернет, обучающие и развлекательные компьютерные программы.

Как важна в эту пору каждая прочитанная книга! Она может стать мудрым советчиком и верным другом. Главное – вовремя найти ее и открыть; не пройти, не заметив, мимо тех произведений, которые нужно прочитать в детстве. С учётом этого и был выбран объект  проектирования —  читающий взрослый – читающий ребенок.

Роль родителей в продвижении книги, чтения для детей является неотъемлемым. Ведь дети хотят и подражают взрослым. Разработка проекта вызвана настоятельной необходимостью преодаления кризиса чтения сегодняшнего ребенка. Этот кризис выражается в резком преобладании так называемого «делового чтения», чтения «облегчённой литературы».

Именно родители во многом определяют круг читательских и зрительских интересов дошкольников.

В дворянских семьях существовала традиция семейного чтения вслух: вечером вся семья собиралась за столом, кто-нибудь читал вслух, затем  прочитанное обсуждалось. В некоторых семьях такая традиция сохранилась и сейчас, но, к сожалению, она все больше уходит в прошлое. Польза семейного чтения, когда не только мама, но и папа, бабушка, дедушка, другие члены семьи высказывают свое мнение о прочитанном, отвечают на вопросы ребенка. По силе эмоционального воздействия такое чтение несравнимо с чтением воспитателя в группе.

Чтение и книга давно и прочно вошли в жизнь школьника. Примером этому могут послужить пословицы и поговорки о чтении, книгах: «Книги не говорят, да правду сказывают», «С книгой поведешься – ума наберешься», «Хорошая книга – лучший друг».

Цель проекта:

  • привлечение детей к чтению с целью развития их творческого потенциала через совместную деятельность школьной и районной библиотек, учреждений культуры и образования, и, как следствие, повышение статуса книги, чтения.
  • показать  актуальность классики
  • создать и поддерживать  комфортную читательскую среду в школе

Задачи проекта:

  • организовать сотрудничество заинтересованных профессиональных и общественных групп;
  • развивать у детей творческие способности, связанные с читательским восприятием;
  • формировать отношение к чтению как уникальному виду деятельности;
  • приобщать к регулярному чтению детской литературы и посещению библиотеки;
  • развивать способности детей: речь, мышление, фантазию;
  • формировать читательскую компетентность;
  • повышать статус чтения как творческого процесса.

Приобщение к чтению, пропаганда ценности чтения и книги, стимулирование интереса к мировому литературному наследию является основной задачей библиотек.

Поставленные цели и задачи достигаются через использование новых форм привлечения к чтению в соответствии с традиционными мероприятиями, интересными для школьников с помощью информационных технологий, которые идеально подходят для того, чтобы, вписавшись в процессы передачи знаний и информации, повысить эффективность работы, в том числе и по привлечению ребёнка к чтению.

Вся работа по проекту выстраивается с учётом возраста детей. У детей дошкольного и младшего школьного возраста современные требования к книгам и книжным героям, навеянные СМИ и Интернетом. Этих героев они желают видеть и на страницах библиотечных книг. Проект рассчитан на детей школьного возраста и представляет систему мероприятий по нескольким направлениям.

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает ему прекрасные образца русского литературного языка.

Мероприятия по проекту.

1 этап.

  • Анкетирование родителей и детей по теме: «Детское чтение в  семье».
  • Выпуск буклета «Отзыв о прочитанной книге».
  • Разработка мероприятий.

2 Этап.

  • Реализация проекта.
  • Выполнение календарного плана.

3 Этап.

  • Подведение итогов.

Ожидаемые результаты.

  • развитие семейного читательского интереса и культуры чтения ребёнка, привлечение к систематическому чтению. Увлечение группы систематически читающих детей.
  • формирование читательской компетентности.
  • раскрытие творческого потенциала детей через совместную читательскую деятельность.
  • приобщение к духовной литературе.

Содержание проекта.

п/п

Направление деятельности

Содержание деятельности

Дата проведения

1.

Совместная работа с родителями.

Фотоконкурс для родителей: «Поймай его за чтением».

Сентябрь - Октябрь

2.

Реклама книги. Повышение статуса читателя.

Реклама любимой книги (презентация) «Книжные герои на видеоэкране»».

Сентябрь-Октябрь

3.

Работа с родителями.

Родительский тренинг: «Советы мудрой книги».

Сентябрь - Декабрь

4.

День учителя.

Литературное творчество  (поэтический  мастер- класс)

Октябрь

5.

Работа с родителями.

Виртуальная игра –путешествие во времени. «Планета чтения».

Ноябрь

6.

Реклама книги. Повышение статуса читателя.

Создание  клуба друзей «Читайка»

В течение года

В начале  исследования  при проведении анкетирования было установлено, что лишь 45 % детей из класса любят читать книги, и уделяют  чтению в среднем 1,5 – 2 часа в день, остальные читают только программные произведения.

Обработав данные анкет, были  получены  «весьма печальные данные», большинство детей не любят читать, да и те, кто читает, тратят на это мало времени. В основном дети читают только программные произведения, а о других сказочных персонажах они могут узнать из фильмов, да и им это уже не интересно.

Главной целью этих мероприятий  является повысить уровень заинтересованности детей чтением,  приобщить к чтению  изданий по истории, культуре и литературе народов Российской  Федерации.

В конце  работы над проектом  будет проведен повторный опрос. Его цель сравнить повысился ли у детей интерес к чтению в ходе внеклассной работы по литературному чтению. Обработанные данные можно представить в виде таблицы.

Своим проектом  мы планируем постепенно приучать учеников и их родителей к систематическому, ежедневному чтению, формировать высокий уровень восприятия художественной литературы, позволяющий включать в круг своего чтения разнообразные и сложные книги, к умению и желанию воспользоваться всеми возможностями, предоставляемыми в библиотеке, знакомиться с библиографией. Важно помочь детям и взрослым увидеть непосредственную связь между их успехами по русскому языку, литературе, по другим наукам и хорошим, осмысленном чтении книг.

Результаты до начала работы проекта

01.09.2021 г.

Количество уч-ся/

%

Результат после работы проекта

25.10.2021г.

Количество уч-ся/

%

Нравится ли вам читать?

12 из 27 чел. (44%)

Нравится ли вам читать?

19 из 27 чел. (70%)

Сколько времени в день вы тратите на чтение книг?

1 – 1,5 часа

Сколько времени в день вы тратите на чтение книг?

2 – 3 часа

Хотели бы вы стать членами литературного кружка?

Да – 11 из 27 чел. (40%)

Хотели бы вы стать членами литературного кружка?

Да – 19 из 27 чел. (70%)

Нравятся ли вам внеклассные мероприятия по чтению (поэтические вечера, литературные игры, викторины и др.)?

15 из 27 чел. (55%)

Нравятся ли вам внеклассные мероприятия по чтению (поэтические вечера, литературные игры, викторины и др.)?

22 из 27 чел. (81 %)

Как часто, по вашему мнению их нужно проводить?

По возможности – 15 из 27 чел. (55%)

Как часто, по вашему мнению их нужно проводить?

Как можно чаще – 22 из 27 чел.

 (81 %)

В результате мы бы хотели видеть читающего взрослого, учащегося, который владеет необходимым уровнем техники читательской деятельности, способного самостоятельно мыслить, организовывать собственную познавательную деятельность.

Фотоконкурс для родителей: «Поймай его за чтением».

В непринуждённой обстановке ребята говорят о школе, о своих планах на завтрашний день, с удовольствием рассказывают о совместных творческих работах дома с родителями.

Существует множество игр с книгами, которые помогают заинтересовать ребенка и взрослого, обратить их внимание на книги (Приложение 1).

Также, прилагаю анкетирование и рекомендации для родителей. Это поможет вспомнить важнейшую роль книги, как в жизни ребенка, так и в жизни взрослого (Приложение 2), (Приложение 3).

Приложение 1

ИГРЫ С КНИЖКАМИ

  1. «Прятки с книжкой»

Покажите ребенку новую книгу и попросите его закрыть глаза. Спрячьте книжку где-нибудь в комнате. Он с удовольствием отправится на ее поиски, а когда найдет – наградой ему будет прочтение этой книги.

  1. «Угадай, о чем книга»

Дайте ребенку рассмотреть иллюстрации в книге, которую он еще не знает, и предложите угадать, о чем это произведение.

  1. «Маленькие художники»

После прочтения книги предложите ребенку стать художником и нарисовать наиболее запомнившийся и понравившийся ему эпизод произведения.

  1. «Закончи сказку»

Вы рассказываете ребенку начало и середину знакомой ему сказки, например про Колобка. Ребенку нужно самому придумать другое окончание сказки (например, лиса поругала Колобка за то, что убежал от бабушки и дедушки, и отвела домой).

  1. «Прыг – и в другой сказке!»

Предложите ребенку сочинить новую сказку про всем известного Колобка. Что еще могло с ним случиться? (Может, он чуть не утонул в реке, а лиса его спасла).

Приложение 2

Анкетирование родителей.

  • Нравится ли вашему ребёнку читать книги?
  • Сколько времени он проводит за книгой?
  • Какие книги он предпочитает?
  • Как Вы поощряете его читательские стремления?
  • Дарите ли Вы своему ребёнку книги?
  • Обсуждаете ли Вы со своим ребёнком прочитанное?
  • Считаете ли Вы себя активным читателем?
  • Являетесь ли ВЫ примером для своего ребёнка в чтении книг?
  • У   Вас есть домашняя библиотека?
  • Как Вы считаете, может ли человек жить без книги?

Приложение 3

Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса

  • Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.
  • Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.
  • Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
  • Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
  • Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
  • Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
  • Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст.
  • Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
  • Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
  • Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, собирайте его личную библиотеку.
  • Воспитывайте бережное отношение к книге.
  • Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

Литература:

1. Дети и подростки в мире книжной культуры: Сборник научных трудов / ред. Н.Е. Добрынина; сост. А.И. Лебедева. – М.: РГБ, 1993 . – 127 с. – В надзаг.: РГБ.

2. Доман, Г. Как научить ребенка читать: пер. с англ. / Глен Доман, Д. Доман. – М.: Аквариум, 1996. – 349 с.

3. Кашурникова, Т.М. Чудо, имя которому – книга / Т.М.Кашурникова.– М.: Изд-во «Школьная библиотека, 2006. – 104 с.

4. Праздник книги и чтения: Сборник сценариев по привлечению детей к чтению и умению работать с информацией / Российская государственная детская библиотека. – М.: Изд-во «Школьная библиотека, 2005. – 288 с.

5. Развивающее чтение в семье: размышления и опыт работы школьного библиотекаря с родителями / [Н.А. Землянкина]; Муниципальное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная шк. № 174 Н. Новгорода. – Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2007. – 90 с.

6. Родительское собрание по детскому чтению: Сборник материалов по разработке моделей и методик проведения / Пермская краевая детская библиотека им. Л.И. Кузьмина, Русская школьная библиотечная ассоциация. ­­– М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. – 136 с. ­­– (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер.1. Вып.4). – Прилож. к журналу «Школьная библиотека».

7. Родительское собрание по детскому чтению / Сост.: Т.Д. Жукова. ­­– М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. – 288 с. ­­– (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер.1. Вып.7-8). – Прилож. к журналу «Школьная библиотека».

8. Человек читающий. Homo legens [3]: сб. ст. / ред. Б.В. Бирюков. – М.: Школьная библиотека, 2006 . – 319 с. – (Профессиональная б-чка школьного библиотекаря; Сер. 1. Вып. 7-8) . – Прил. к журн. «Школьная библиотека». –Памяти Алексея Алексеевича Леонтьева (1936-2004).

9. Чтение как увлечение /Сост.: О.Л. Кабачек. ­­– М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. – 176 с. ­­– (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер.1. Вып.2). – Прилож. к журналу «Школьная библиотека».