Внеклассное мероприятие "Фиолетовый апельсин"
Стилистическая пародия. Цель: побудить учащихся к размышлению над собственным стилем речи; привить навыки культуры словоупотребления; воспитывать интерес к изучению русского языка на лучших образцах художественного слова; дать представление об индивидуальном стиле писателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеклассное мероприятие "Фиолетовый апельсин" | 24.92 КБ |
Предварительный просмотр:
«Фиолетовый апельсин» (поговорим о стиле речи)
Глава 1 То, что хорошо написано, никогда не надоедает. Стиль — это сама жизнь, это корень мысли.
1Вам приходилось когда-нибудь видеть фиолетовый апельсин? А кожаные очки?
2Вы, не задумываясь, отвечаете: «Нет, конечно». Но может быть, вы слышали, как кричат шепотом?
1Или наблюдали, как спят бегом?
2«Такого не бывает!» - улыбнетесь вы.
1Действительно, такого не бывает и быть не может: это мы для эксперимента соединили слова, обозначающие несовместимые понятия. Оценивая такие словосочетания, мы сталкиваемся с явлением семантической несочетаемости слов.
2Сочетаемость слов играет особо важную роль в художественной речи. «Работа над словом и стилем, - пишет писатель Ю.Бондарев, трудоемка. Она тяжка вечным неудовлетворением, мучительными сомнениями в поисках единственно верного сочетания слов».
1Давайте представим, что было бы, если бы в наши дни не было стилей речи?
2Ситуация: молодой человек пришел устраиваться на работу, ему нужно написать заявление об устройстве на работу, что он и сделал…
1Давайте посмотрим пример несочетаемости стиля: отрывок из х/ф «Курьер»
ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКА
2Крепко сдобренное нотками художественного стиля, заявление полностью не соответствует официально-деловому стилю.
Глава 2 Великие люди говорят великие речи.
Индийская пословица
2Когда же у нас впервые заговорили о стиле речи? Родоначальником деления русской речи на три «штиля» является М.В.Ломоносов.
2Ученый для упорядочения письменной речи (деловой, научной, художественной) разделил язык на «три рода речений» (высокий, посредственный и низкий).
1Это позволило ограничить употребление старославянских слов, приблизило литературный язык к разговорному,
2это привело к тому, что художественная и научная литература стала доступна широкому кругу читателей.
Глава 3 Хороший стиль кроется в сердце.
Дени Дидро
1 Но наука не стоит на месте, само время зачастую диктует свои условия. С времен Ломоносова стилей прибавилось, их пять.
2Современный русский литературный язык родился под пером А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, М.Ю.Лермонтова;
1рос и мужал в творчестве Н.А.Некрасова, В.Г.Белинского, А.И.Герцена, М.Е.Салтыкова-Щедрина;
2покорял читателей и критиков своей точностью, выразительностью и силой в произведениях Ф.М.Достоевского, Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова и М.Горького. 1Однако язык становится могучим и гибким орудием, если им пользоваться умело. Ведь любое орудие приносит наибольшую пользу в руках того, кто знает его секреты, владеет им как мастер.
2 Мастер? Да когда думать о мастерстве? Быстренько сказал, что надо и все.
1Да все без исключения прибегают к самому доступному для общения разговорному стилю, не думая о его пагубном действии.
Давайте посмотрим отрывок из х.ф. «Марафон»
ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКА
2 никогда не задумывалась, что разговорный стиль так коварен, а в этом отрывке речь героев пестрит тюремным жаргоном.
Глава 4
Эпиграф (Из слайда высказывание)
1Возможно, вы никогда не задумывались, но для каждого из писателей характерна его индивидуальная черта, свой стиль. Не верите?
2Вернемся к «АС»у Пушкину. Вспомним его знаменитую «Сказку о золотой Рыбке»
Отрывок из м.ф. «Сказка о золотой рыбке»
ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКА
ИНСЦЕНИРОВАНИЕ?
1Вспомнили? А давайте представим как эту сказку написали бы: древнегреческий поэт Гомер, или поэты нач 20 века:К.Д.Бальмонт, В.В.Маяковский:
отрывок из х.ф. «Когда я стану великаном»
ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКА
Глава 5 Стиль что нос: двух одинаковых не бывает.
Бернард Шоу
2Яркий стиль каждого из писателей послужил «куском хлеба» для других, так называемых пародистов.
1 Одним из ярких представителей этого племени является Александр Архангельский - талантливейший пародист.
2 Писал отличные пародии на известные отрывки классической прозы и поэзии и на современных ему поэтов.
1Обладал исключительным литературным талантом имитировать стили поэтов и писателей, который использовал в своих пародиях:
В. Маяковский: “СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ”
У самого
берега -
жил
рыбак.
Направо -
море,
налево -
дом.
Каждое
утро,
рыбак,
натощак,
Рыбку ловил
неводом.
Ловил -
и какого
ещё
рожнa? -
Ухи
поесть
теперь бы!
Но!
Была
у него
старуха-жена -
Хуже
не сыщешь
стерьвы!
Золотую
рыбку
поймал
рыбак,
Не чуя
скверной
истории.
И вот:
попал
жене
под башмак!
Что б ей
сгореть
в Крематории!
Семейная
жизнь
превратилась
в Содом:
Старик -
варёного рака
ошпаренней:
То:
выстрой старухе -
“Изячный дом”,
То:
сделай её -
“Барыней”!
“Барыней”
побыла -
требует,
что б
Звали
её
“Царицею”!
Старику впору
впятиться
в гроб -
Ползает
мокрой
мокрицею...
..................................................
МНЕ
попадись
такая
жена -
Зануда
старого
быта!
Я бы
как гаркнул:
“Цыц, Сатана!
Сиди
у разбитого
корыта!”
Я б
разделал
её
“под орех” -
Моргнуть
не посмела б
глазом!
......................................................
2 Главной особенностью пародий Архангельского явилось то, что они не осмеивали отдельные промахи разных авторов, а становились своего рода «литературным портретом» избранных героев.Происходило как бы моделирование художественных систем.
1Так и хочется взять да и спародировать кого-нибудь тоже.
2А почему бы и нет?
№1
РОБЕРТ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ
Может, это прозвучит
................................... резко,
Может, это - и не то
................................... средство.
Хоть я сам читал стихи
..................................... редко,
Но про рыбку слышал я
.................................... с детства.
Вам открыто я скажу,
.................................. смело,
Откровенно вам скажу,
................................... братцы:
- Коль не можешь завершить
......................................... дело,
То не стоит за него
.................................. браться.
Я уверен, твёрдо я
................................. знаю:
Ведь придумали не зря
.................................... сказку,
Чтоб хотя бы иногда,
................................... в мае,
Ей старух могли вгонять
...................................... в краску.
№2
СЕРГЕЙ ЕСЕНИН
И беда обрушилась,
Словно с неба гром,
Лучше бы, наверное,
По хребту - багром.
Вот легла от яблоньки
За окошком тень,
Вышел дед на улицу
Починить плетень.
Говорит старуха зло:
- Ты послушай, дед.
Хочется мне свеженькой
Рыбки на обед.
Ты сходил бы завтрева
На море опять,
То опух совсем уже.
Сколько можно спать!?
№3
НИКОЛАЙ НЕКРАСОВ
Наконец, под вечер, перейдя полянку,
Воротился всё же дед в свою землянку.
На пороге, видит, высится старуха,
А вокруг землянки -голод и разруха.
Тут же, у крылечка, - старое корыто
Злобною старухой вдребезги разбито.
Ласково у деда бабушка спросила:
- Где тебя, зараза, до сих пор носило?
Отвечал: - Нет рыбы, и не жди - не будет!
- Вот приедет внучек, может, он добудет.
Внучек сам увидит: хлеба - лишь горбушка,
И наловит рыбы, - думает старушка.
№ 4
МИХАИЛ ИСАКОВСКИЙ
Вновь карга ненасытная
Деда на море шлёт.
Видно, жадность старухина
Никогда не умрёт.
Бабка с дедом простилася
И спустила с крыльца.
Да. Федориным прихотям
Всё не видно конца.
Дед отправился на море,
А старуха не спит:
Бродит молча по хижине
Да зубами скрипит.
И когда за барханами
Скрылся старый пенёк,
На окошке старухином
Всё горел огонёк.
Дед пришёл к морю синему,
Тихо встал между скал.
Почесав молча лысину,
Кликать рыбку он стал.
Ну, а море-то синее,
Услыхав старика,
Вдруг нежданно-негаданно
Разыгралось слегка.
Так провёл в ожидании
Дед четыре часа.
Может быть, померещились
В прошлый раз чудеса?
№5
РОБЕРТ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ
- Стало брюхо у меня
................................... впалым,
А ты, старая, твердишь:
..................................... - Мало.
Как-то чувствую себя
................................... вяло:
Не могу совсем грузить
..................................... шпалы.
Сорок лет уж на тебя
................................... горблюсь,
А добра и не видал
................................. даже.
Опротивел вовсе твой
................................... голос:
Ничего я не слыхал
................................. гаже.
№6
КОНСТАНТИН СИМОНОВ
- Не проси! Я не заткнусь,
Было так вчера!
Веселее станут пусть
Дни и вечера.
Знай, старуха, я вернусь
К вечеру назло,
Обломать тогда берусь
Об тебя весло.
Разгоню соседям грусть -
Будет весело,
Скажут родственники пусть:
Мол, не повезло!
№7
НИКОЛАЙ ЗАБОЛОЦКИЙ
Раньше бабка ходила оборвана,
А теперь вся в фирму упакована,
В золотые браслеты закована.
Кем же, старая, ты завербована?
Не кручинится, не печалится
И ведёт себя очень раскованно.
В этой жизни чего не случается?
Ну, а спорить со старой рискованно.
Каждый день она наряжается.
Разодета, как знатная женщина,
Но на сути то не отражается:
Как была, так и есть - деревенщина.
№ 8
АНДРЕЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ
Бабка деда поутру разбудит,
Провожать за ворота не выйдет.
Кто её за такое осудит,
Даже если случайно увидит?
Деда бабка сама ведь учила,
Говорила: - Не плюй против ветра!
А сегодня - опять огорчила.
Это - очень плохая примета.
№ 9
ЮЛИЯ ДРУНИНА
Как научить старуху,
Упрямую, как ослица,
Что выше собственной крыши
Не стоило ей стремиться.
Как втолковать старухе,
Тёмной, как ночь в подвале,
Что счастья чужим упорством
Добьётся она едва ли.
Как убедить старуху,
Хищную, как пиранья,
В том, что, увы, напрасны
И тщетны её старанья.
Как воспитать старуху,
Буйную, как горячка,
В духе любви ко ближним,
Если она - гордячка.
Как доказать старухе,
Грубой, как хам в трамвае,
Что люди должны быть чисты,
Словно снег Гималаев.
№ 10
ЕВГЕНИЙ ДОЛМАТОВСКИЙ
Счастье близко, казалось,
Бабка рвалась к нему,
Только вот оказалась
В своём старом дому.
Вновь она, не случайно,
На крылечке сидит,
Как и раньше, печально
На корыто глядит.
На старухины очи
Навернулась слеза,
Время, если и хочешь,
Не воротишь назад!
№ 11
ЭДУАРД УСПЕНСКИЙ
Рыбка золотая уплывает вдаль,
Встречи больше с нею ты не жди.
И хотя нам старого немного жаль,
То ли ещё будет впереди.
Итак, каждый из нас хотел бы выделяться из серой, как забор, и скучной, как дождь толпы, одиним из способов это сделать – работа над индивидуальным стилем
Глава 6 Слова человека - мерило его ума.
Арабская пословица
1Безусловно, примером для подражания является язык А.С.Пушкина. А известно ли вам, что его словарный запас составлял 22933слова?
2 Начитанный и образованный современный человек использует в своем лексиконе 7000-10000 слов.
1О каком стиле может идти речь, если зачастую этому препятствует слабый словарный запас, посмотрим на героиню Ильфа и Петрова из «12 стульев»
Отрывок из х.ф. «12 стульев»
ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКА
2Да Эллочка людоедка – создание, лишенное возможности блеснуть своей индивидуальностью, богатством натуры, собственным стилем. Ее речь истощена скуднословием, но самое страшное, ее это вполне устраивает.
Глава 7 Человек спрятан за своими словами.
Персидская пословица
1В современном бешенном ритме жизни, когда зачастую и лишним словом некогда перемолвиться, тем не менее на любой работе, в любой профессии умение общаться стоит на первом месте.
2 Ведь для того, чтобы быть успешным, нужно следить за тем, что, как и где вы говорите. А наша речь в первую очередь обращает на себя внимание.
1Закончить свое выступление хочется словами