Внеклассное мероприятие "Фиолетовый апельсин"

Бабушкина Юлия Борисовна

Стилистическая пародия. Цель: побудить учащихся к размышлению над собственным стилем речи; привить навыки культуры словоупотребления; воспитывать интерес к изучению русского языка на лучших образцах художественного слова; дать представление об индивидуальном стиле писателя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Фиолетовый апельсин» (поговорим о стиле речи)

Глава 1 То, что хорошо написано, никогда не надоедает. Стиль — это сама жизнь, это корень мысли.

Гюстав Флобер

1Вам приходилось когда-нибудь видеть фиолетовый апельсин? А кожаные очки?

2Вы, не задумываясь, отвечаете: «Нет, конечно». Но может быть, вы слышали, как кричат шепотом?

1Или наблюдали, как спят бегом?

2«Такого не бывает!» - улыбнетесь вы.

1Действительно, такого не бывает и быть не может: это мы для эксперимента соединили слова, обозначающие несовместимые понятия. Оценивая такие словосочетания, мы сталкиваемся с явлением семантической несочетаемости слов.

2Сочетаемость слов играет особо важную роль в художественной речи. «Работа над словом и стилем, - пишет писатель Ю.Бондарев, трудоемка. Она тяжка вечным неудовлетворением, мучительными сомнениями в поисках единственно верного сочетания слов».

1Давайте представим, что было бы, если бы в наши дни не было стилей речи?

2Ситуация: молодой человек пришел устраиваться на работу, ему нужно написать заявление об устройстве на работу, что он и сделал…

1Давайте посмотрим пример несочетаемости стиля: отрывок из х/ф «Курьер»

ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКА

2Крепко сдобренное нотками художественного стиля,  заявление полностью не соответствует официально-деловому стилю.

Глава 2 Великие люди говорят великие речи.

Индийская пословица

2Когда же у нас впервые заговорили о стиле речи? Родоначальником деления русской речи на три «штиля» является М.В.Ломоносов.

2Ученый для упорядочения письменной речи (деловой, научной, художественной) разделил язык на «три рода речений» (высокий, посредственный и низкий).

1Это позволило ограничить употребление старославянских слов, приблизило литературный язык к разговорному,

2это привело к тому, что художественная и научная литература стала доступна широкому кругу читателей.

Глава 3 Хороший стиль кроется в сердце.

Дени Дидро

 

1 Но наука не стоит на месте, само время зачастую диктует свои условия. С времен Ломоносова стилей прибавилось, их пять.

2Современный русский литературный язык родился под пером А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, М.Ю.Лермонтова;

1рос и мужал в творчестве Н.А.Некрасова, В.Г.Белинского, А.И.Герцена, М.Е.Салтыкова-Щедрина;

2покорял читателей и критиков своей точностью, выразительностью и силой в произведениях Ф.М.Достоевского, Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова и М.Горького. 1Однако язык становится могучим и гибким орудием, если им пользоваться умело. Ведь любое орудие приносит наибольшую пользу в руках того, кто знает его секреты, владеет им как мастер.

2 Мастер? Да когда думать о мастерстве? Быстренько сказал, что надо и все.

1Да все без исключения прибегают к самому доступному для общения разговорному стилю, не думая о его пагубном действии.

Давайте посмотрим отрывок из х.ф. «Марафон»

ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКА

2 никогда не задумывалась, что разговорный стиль так коварен, а в этом отрывке речь героев пестрит тюремным жаргоном.

Глава 4

Эпиграф (Из слайда высказывание)

1Возможно, вы никогда не задумывались, но для каждого из писателей характерна его индивидуальная черта, свой стиль. Не верите?

2Вернемся к «АС»у Пушкину. Вспомним его знаменитую «Сказку о золотой Рыбке»

Отрывок из м.ф. «Сказка о золотой рыбке»

ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКА

ИНСЦЕНИРОВАНИЕ?

1Вспомнили? А давайте представим как эту сказку написали бы: древнегреческий поэт Гомер,  или поэты нач 20 века:К.Д.Бальмонт, В.В.Маяковский:

отрывок из х.ф. «Когда я стану великаном»

ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКА

Глава 5 Стиль что нос: двух одинаковых не бывает.

Бернард Шоу

2Яркий стиль каждого из писателей послужил «куском хлеба» для других, так называемых пародистов.

1 Одним из ярких представителей этого племени является Александр Архангельский - талантливейший пародист.

2 Писал отличные пародии на известные отрывки классической прозы и поэзии и на современных ему поэтов.

1Обладал исключительным литературным талантом имитировать стили поэтов и писателей, который использовал в своих пародиях:

 В. Маяковский: “СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ”

У самого

                  берега -

                                  жил

                                            рыбак.

Направо -

                  море,

                             налево -

                                             дом.

Каждое

               утро,

                          рыбак,

                                       натощак,

Рыбку ловил

                         неводом.

Ловил -

               и какого

                               ещё

                                        рожнa? -

Ухи

         поесть

                      теперь бы!

Но!

 

Была

           у него

                       старуха-жена -

Хуже

            не сыщешь

                                 стерьвы!

Золотую

                рыбку

                            поймал

                                            рыбак,

Не чуя

             скверной

                               истории.

 

И вот:

            попал

                        жене

                                  под башмак!

Что б ей

                 сгореть

                                 в Крематории!

Семейная

                  жизнь

                              превратилась

                                                       в Содом:

 

Старик -

                варёного рака

                                          ошпаренней:

То:

       выстрой старухе -

                                        “Изячный дом”,

То:

       сделай её -

                           “Барыней”!

“Барыней”

                   побыла -

                                   требует,

                                                   что б

Звали

           её

                 “Царицею”!

Старику впору

                           впятиться

                                              в гроб -

Ползает

               мокрой

                             мокрицею...

..................................................

МНЕ

           попадись

                            такая

                                      жена -

Зануда

             старого

                            быта!

Я бы

           как гаркнул:

                                  “Цыц, Сатана!

Сиди

           у разбитого

                                 корыта!”

Я б

        разделал

                         её

                               “под орех” -

Моргнуть

                   не посмела б

                                            глазом!

......................................................

2 Главной особенностью пародий Архангельского явилось то, что они не осмеивали отдельные промахи разных авторов, а становились своего рода «литературным портретом» избранных героев.Происходило как бы моделирование художественных систем.

1Так и хочется взять да и спародировать кого-нибудь тоже.

2А почему бы и нет?

№1

РОБЕРТ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ

Может, это прозвучит

................................... резко,

Может, это - и не то

................................... средство.

Хоть я сам читал стихи

..................................... редко,

Но про рыбку слышал я

.................................... с детства.

Вам открыто я скажу,

.................................. смело,

Откровенно вам скажу,

................................... братцы:

- Коль не можешь завершить

......................................... дело,

То не стоит за него

.................................. браться.

Я уверен, твёрдо я

................................. знаю:

Ведь придумали не зря

.................................... сказку,

Чтоб хотя бы иногда,

................................... в мае,

Ей старух могли вгонять

...................................... в краску.

№2

СЕРГЕЙ ЕСЕНИН

И беда обрушилась,

Словно с неба гром,

Лучше бы, наверное,

По хребту - багром.

Вот легла от яблоньки

За окошком тень,

Вышел дед на улицу

Починить плетень.

 Говорит старуха зло:

- Ты послушай, дед.

Хочется мне свеженькой

Рыбки на обед.

Ты сходил бы завтрева

На море опять,

То опух совсем уже.

Сколько можно спать!?

№3

НИКОЛАЙ НЕКРАСОВ

Наконец, под вечер, перейдя полянку,

Воротился всё же дед в свою землянку.

На пороге, видит, высится старуха,

А вокруг землянки -голод и разруха.

Тут же, у крылечка, - старое корыто

Злобною старухой вдребезги разбито.

Ласково у деда бабушка спросила:

- Где тебя, зараза, до сих пор носило?

Отвечал: - Нет рыбы, и не жди - не будет!

- Вот приедет внучек, может, он добудет.

Внучек сам увидит: хлеба - лишь горбушка,

И наловит рыбы, - думает старушка.

№ 4

МИХАИЛ ИСАКОВСКИЙ

Вновь карга ненасытная

Деда на море шлёт.

Видно, жадность старухина

Никогда не умрёт.

Бабка с дедом простилася

И спустила с крыльца.

Да. Федориным прихотям

Всё не видно конца.

Дед отправился на море,

А старуха не спит:

Бродит молча по хижине

Да зубами скрипит.

И когда за барханами

Скрылся старый пенёк,

На окошке старухином

Всё горел огонёк.

 

Дед пришёл к морю синему,

Тихо встал между скал.

Почесав молча лысину,

Кликать рыбку он стал.

Ну, а море-то синее,

Услыхав старика,

Вдруг нежданно-негаданно

Разыгралось слегка.

Так провёл в ожидании

Дед четыре часа.

Может быть, померещились

В прошлый раз чудеса?

№5

РОБЕРТ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ

- Стало брюхо у меня

................................... впалым,

А ты, старая, твердишь:

..................................... - Мало.

Как-то чувствую себя

................................... вяло:

Не могу совсем грузить

..................................... шпалы.

Сорок лет уж на тебя

................................... горблюсь,

А добра и не видал

................................. даже.

Опротивел вовсе твой

................................... голос:

Ничего я не слыхал

................................. гаже.

 

№6

КОНСТАНТИН СИМОНОВ

- Не проси! Я не заткнусь,

Было так вчера!

Веселее станут пусть

Дни и вечера.

Знай, старуха, я вернусь

К вечеру назло,

Обломать тогда берусь

Об тебя весло.

Разгоню соседям грусть -

Будет весело,

Скажут родственники пусть:

Мол, не повезло!

№7

НИКОЛАЙ ЗАБОЛОЦКИЙ

Раньше бабка ходила оборвана,

А теперь вся в фирму упакована,

В золотые браслеты закована.

Кем же, старая, ты завербована?

Не кручинится, не печалится

И ведёт себя очень раскованно.

В этой жизни чего не случается?

Ну, а спорить со старой рискованно.

Каждый день она наряжается.

Разодета, как знатная женщина,

Но на сути то не отражается:

Как была, так и есть - деревенщина.

№ 8

АНДРЕЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ

Бабка деда поутру разбудит,

Провожать за ворота не выйдет.

Кто её за такое осудит,

Даже если случайно увидит?

Деда бабка сама ведь учила,

Говорила: - Не плюй против ветра!

А сегодня - опять огорчила.

Это - очень плохая примета.

№ 9

ЮЛИЯ ДРУНИНА

Как научить старуху,

Упрямую, как ослица,

Что выше собственной крыши

Не стоило ей стремиться.

Как втолковать старухе,

Тёмной, как ночь в подвале,

Что счастья чужим упорством

Добьётся она едва ли.

       

Как убедить старуху,

Хищную, как пиранья,

В том, что, увы, напрасны

И тщетны её старанья.

Как воспитать старуху,

Буйную, как горячка,

В духе любви ко ближним,

Если она - гордячка.

Как доказать старухе,

Грубой, как хам в трамвае,

Что люди должны быть чисты,

Словно снег Гималаев.

№ 10

ЕВГЕНИЙ ДОЛМАТОВСКИЙ

Счастье близко, казалось,

Бабка рвалась к нему,

Только вот оказалась

В своём старом дому.

       

Вновь она, не случайно,

На крылечке сидит,

Как и раньше, печально

На корыто глядит.

На старухины очи

Навернулась слеза,

Время, если и хочешь,

Не воротишь назад!

№ 11

ЭДУАРД УСПЕНСКИЙ

 

Рыбка золотая уплывает вдаль,

Встречи больше с нею ты не жди.

И хотя нам старого немного жаль,

То ли ещё будет впереди.

Итак, каждый из нас хотел бы выделяться из серой, как забор, и скучной, как дождь толпы, одиним из способов это сделать – работа над индивидуальным стилем

Глава 6 Слова человека - мерило его ума.

Арабская пословица

1Безусловно, примером для подражания является язык А.С.Пушкина. А известно ли вам, что его словарный запас составлял 22933слова?

2 Начитанный и образованный современный человек использует в своем лексиконе 7000-10000 слов.

1О каком стиле может идти речь, если зачастую этому препятствует слабый словарный запас, посмотрим на героиню Ильфа и Петрова из «12 стульев»

Отрывок из х.ф. «12 стульев»

ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКА

2Да Эллочка людоедка – создание, лишенное возможности блеснуть своей индивидуальностью, богатством натуры, собственным стилем. Ее речь истощена скуднословием, но самое страшное, ее это вполне устраивает.

 Глава 7 Человек спрятан за своими словами.

Персидская пословица

1В современном бешенном ритме жизни, когда зачастую и лишним словом некогда перемолвиться, тем не менее на любой работе, в любой профессии умение общаться стоит на первом месте.

2 Ведь для того, чтобы быть успешным, нужно следить за тем, что, как и где вы говорите. А наша речь  в первую очередь обращает на себя внимание.

1Закончить свое выступление хочется словами