Конспект внеурочного мероприятия литературно-музыкальная гостинная "80 лет битвы под Москвой"
Мероприятие для обучающихся 4-5 классов. Посвящено Дню начала контрнаступления советских войск против немецко – фашистских войск в битве под Москвой 5 декабря 1941 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект мероприятия Битва за Москву | 67.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
ВНЕУРОЧНОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
«Битва за Москву»
посвященное дате 5 декабря «День начала контрнаступления советских войск против немецко – фашистских войск в битве под Москвой (1941 г)»
Тема: «Битва за Москву»
Мероприятие, посвященное Дню начала контрнаступления советских войск против немецко – фашистских войск в битве под Москвой 5 декабря 1941 г.
Мероприятие проводится в актовом зале
. Предназначено для обучающихся 4-5 классов.
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние годы наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Компьютер вписывается в жизнь школы и является эффективным техническим средством. Как известно, у детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-образное мышление. А новые технические средства облачают в современную, увлекательную форму изучаемый материал, становятся активным стимулятором познавательного процесса младших школьников.
Мультимедиа - это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука. Учеников младших классов привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких занятий создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.
Мероприятие проводится с применением презентации Microsoft Power Point. Презентация позволяет реализовать принцип наглядности в полной мере. Компьютер вносит элемент новизны, делает процесс работы наглядным, помогает учителю сконцентрировать внимание на основных моментах.
Цель данной работы: показать, какое большое историческое значение имеют Битвы за Москву, как переломные моменты в истории развития нашей страны. Это повод для встреч с ветеранами, которых, к сожалению, бывает так мало в повседневной жизни с ее заботами и проблемами. Это закрепление и углубление исторических знаний, развитие навыков самостоятельной творческой и поисковой работы, развитие и воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма нашей армии, храбрости и мужества народа.
Важное место занимает воспитание в ребенке патриотизма, уважения к историческому наследию своей Родины.
Оборудование.
- Мультимедийный проектор, компьютер, презентация “Битва за Москву”
- Аудиозапись песни “С чего начинается Родина...”. Музыка В. Баснера, слова М.Матусовский, исполняет М.Бернес
- Аудиозапись песни “Солдаты войны”. Музыка С. Пожлакова, слова Г.Горбовский, исполняет Э.Хиль.
- Аудиозапись песни “Священная война”. Музыка А. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача, исполняет ансамбль им. Александрова
- Аудиозапись “Гимн Москвы” Музыка И. Дунаевского, слова М. Лисянского.
- Фонограмма “Метроном”
- Фонограмма “Куранты”
- Фонограмма “Звук воздушной тревоги”
Аудиозапись “Песня защитников Москвы” Музыка Б. Мокроусова, слова А. Суркова, исполняет ансамбль им. Александрова.
Аудиозапись песни И. О. Дунаевского на стихи М. С. Лисянского и С. И. Аграняна М.Ножкин “Моя Москва”
Фонограмма (минусовка) песни И. О. Дунаевского на стихи М. С. Лисянского и С. И. Аграняна “Моя Москва”
Цели мероприятия.
- Знакомство в доступной форме со страницами истории нашей страны, с героизмом советских людей в годы Великой Отечественной войны, особенно в битве за Москву 1941 г., со значением этой битвы в решающей победе в Великой Отечественной Войне.
Задачи:
- Формирование и развитие гражданственности, патриотизма у младших школьников.
- Воспитание уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, чувства гордости за свой народ.
- Развитие познавательных и творческих интересов, интереса к военному прошлому, расширение социального опыта учащихся.
- Воспитывать личностное отношение к истории Великой Отечественной войны (Московской битве).
Формы и методы реализации. Литературно-музыкальная гостинная.
Ход мероприятия
В зале темно. Мероприятие начинается словами ведущего и показом презентации на экране (Приложение1. Слайд 1)
1-й ведущий. Звучит отрывок из песни “С чего начинается Родина...”.(Слайд 2,3)
Родина, суровая и милая,
Помнит все жестокие бои,
Вырастают рощи над могилами,
Славят жизнь по рощам соловьи.
Медленно история листается,
Летописный тяжелеет слог.
Всё стареет,
Родина не старится,
Не пускает старость на порог.
2-й ведущий. (Слайд 4) Звучит запись звука метронома
Мы листаем страницы истории нашей Родины, мы вспоминаем страшные кровавые годы Великой Отечественной войны. Сейчас известны цифры – 27 млн. погибших советских людей в годы Великой Отечественной войны. Если мы с вами каждого из них почтим только одной минутой молчания, то для этого понадобиться приблизительного 51 год.
Звучит отрывок из песни “Солдаты войны” Хиль. (Слайд 5,6)
1-й ведущий. (Слайд 7) Одним из важнейших событий Великой Отечественной войны и второй мировой войны в целом стала Московская битва, которая началась в конце сентября – начале октября 1941 года и продолжалась по апрель 1942 года.
2-й ведущий. Сегодняшнее мероприятие посвящено 72-й годовщине начала контрнаступления наших войск под Москвой, которое началось 5 – 6 декабря 1941 года.
ФИО 1 (в микрофон за кулисой)
О годовщины, годовщины,
Былые дни! Былые дни,
Как исполины
Встают они!
Мы этих дней не позабыли,
Горим огнем
Тех дней, в которые мы жили
Грядущим днём.
1-й ведущий. (Слайд 8, 9) В планах гитлеровцев столица Советского Союза занимала особое место. Фашисты считали, что падение Москвы будет означать конец войны. И на советскую столицу была брошена почти половина всех фашистских войск, находящихся в России, две трети всех танковых и моторизованных дивизий.
2-й ведущий. (Слайд 10) Более двух месяцев, не считаясь с потерями, фашисты рвались к Москве. Советские воины все это время старались сдержать натиск врага. Но враг имел превосходство по силе, мощи, опыту войны в современных условиях. Фашисты уже видели себя марширующими по Красной площади.
1-й ведущий. (Слайд 11) Но Москва стала готовиться к отпору. Каждый москвич воспринял опасность для своего города как личную. Жители столицы делали всё возможное для фронта и для победы.
(Слайд 12) Звучит отрывок из песни “Священная война”. (видео)
2-й ведущий. (Слайд 13) Вокруг Москвы было создано несколько сот километров оборонительных укреплений.
1-й ученик. (Слайд 14) 1.2.3 ученик – 6а
Вся Родина встала заслоном.
Нам биться с врагом до конца, -
Ведь пояс твоей обороны
Идёт через наши сердца!
2-й ученик. (Слайд 15)
Идёт через грозные годы
И долю народа всего,
Идёт через сердце народа
И вечную славу его!
3-й ученик. (Слайд 16)
Москва!
До последних патронов,
До дольки последней свинца
Мы в битвах!
Твоя оборона
Идёт через наши сердца!
1-й ведущий. (Слайд 17, 18) Звучит запись звука воздушной тревоги.
Изменился облик города. Окна в домах затемнены, стёкла крест – накрест заклеены полосками бумаги. В небе парят десятки аэростатов воздушного заграждения, между которыми натянуты сети.
2-й ведущий. Про Москву можно было сказать, что это город-воин.
1-й ученик. (Слайд 19)
Здесь каждый дом стоит, как дот,
И тянутся во мгле
Зенитки с крыши в небосвод,
Как шпили на Кремле.
2-й ученик. (Слайд 20, 21)
На окнах белые кресты
Мелькают второпях, -
Такой же крест поставишь ты,
Москва, на всех врагах.
3-й ученик. (Слайд 22)
И чертят небо над Москвой
Прожекторов лучи.
И от застав шагают в бой
Родные москвичи.
1-й ведущий. (Слайд 23, 24) Москва с первых дней войны стала могучим арсеналом победы. Оставшиеся в Москве предприятия перестраивались на военный лад: выпускали бомбы и снаряды, мины; ремонтировали танки и орудия, автомобили и пулеметы.
2-й ведущий. (Слайд 25) 120 тыс. москвичей взрослое мужское, да и не только мужское, население влилось в ряды Красной Армии, народное ополчение.
3-й ведущий. (Слайд 26) Женщины и подростки заняли место мужей, братьев, отцов на заводах.
1-й ведущий. (Слайд 27) Те, кто не попал на фронт, помогали ему, как могли; тушили фугасные бомбы во время налётов вражеской авиации, вязали фронтовикам тёплые вещи, собирали посылки бойцам, ухаживали за ранеными в госпиталях.
2-й ведущий. (Слайд 28) В числе награждённых медалью “За оборону Москвы” 20 тыс. детей. Это говорит о том, что на защиту города встали и стар, и млад.
4-й ученик. (Слайд 29) – 6а
Ночную мглу прожектора косили,
Горело небо в росчерке свинца.
не только у бойцов – у всей России.
Край обороны лёг через сердца.
Мы шли в атаку сквозь огонь и взрывы,
Зарю Победы ощутив едва,
И умирали, зная – будем живы,
Была б жива священная Москва.
Звучит отрывок из песни “Гимн Москвы”
1-й ведущий. (Слайд 30) Парад фашистских войск на Красной площади не состоялся!
2-й ведущий. Но зато там, на этой знаменитой площади, состоялся другой парад.
1-й ведущий. (Слайд 31) 7 ноября 1941 года мимо Мавзолея, мило седых Кремлевских стен в суровом молчании прошли советские войска.
2-й ведущий. (Слайд 32) С площади, прямо с парада, войска уходили на фронт, на близкий фронт Подмосковья – ведь он находился в нескольких десятках километров от столицы.
(Звучит отрывок записи “Куранты») Что за запись?
5-й ученик. (Слайд 33) – 5б
Пусть дойдёт до потомков сквозь дали веков
Этот пасмурный день, этот холод штыков
И на площади грозная поступь полков...
6-й ученик.
Был тот кованный шаг песнопеньем страны
И присягой народов у древней стены.
7-й ученик.
Это было в тот день, когда сердце страны
На весах колебалось – и озарены
Были клятвой строгие лица солдат:
(Все) За нами – Москва, ни шагу назад!
Звучит отрывок из песни “Священная война”- не идет!!!
1-й ведущий. (Слайд 34) Москвичи в сражении под столицей, которое продолжилось много месяцев, воочию показали, что непобедимых армий не существует. Весь мир увидел, что фашистов можно побеждать.
2-й ведущий. На защиту Москвы встала вся страна – “до самых до окраин”. На фронте и в тылу люди совершали чудеса героизма.
(Сл. 37) Звучит аудиозапись “Песня защитников Москвы”
1 ученик. (Слайд 38)
Поклонимся великим тем годам,
2 ученик.
Всем нашим командирам и бойцам
3й ученик.
Всем маршалам страны и рядовым,
4 ученик.
Поклонимся всем мертвым и живым.
5-й ученик. (Слайд 39)
Всем тем, кого нам забывать нельзя,
6-й ученик
Поклонимся, поклонимся, друзья.
(Все) (Слайд 40)
7-й ученик Всем миром,
Всем народом
Всей землёй
все Поклонимся за тот великий бой.
Объявляется минута молчания..Минута молчания. (Слайд 40) Звучит запись звука метронома.
Ведущий1
А сейчас мы предлагаем вам исполнить“Гимн Москвы”
(Слайд 41) В заключениe “Гимн Москвы”
Звучит фонограмма-минусовка (Песня И. О. Дунаевского на стихи М. С. Лисянского и С. И. Аграняна “Моя Москва”)
Куплет с припевом исполняют все участники мероприятия, в микрофон поют
Все (на слайде – текст)
Я по свету немало хаживал,
Жил в землянке, в окопах, в тайге,
Похоронен был дважды заживо,
Знал разлуку, любил в тоске.
Но Москвою привык я гордиться
И везде повторял я слова:
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!
Ведущий 2
Защитники Москвы совершили подвиг – дали нам счастье жить под мирным небом. Помните об этом.
Никто не забыт, ничто не забыто.
Всем спасибо.
Список литературы.
- Андроников И. Г. и др. Битва под Москвой. – М.: Воениздат, 1989.
- Анфимов В. А. Крушение похода Гитлера на Москву, 1941. – М.: Наука, 1989.
- Анфилов В. А. Столица выстояла под натиском гитлеровского “Тайфуна”. Военно-исторический журнал. 2001. № 12.
- Безыменский Л.А. Укрощение “Тайфуна”. – М., 1985.
- Былинин С. Битва за Москву. – М., 2004.
- Битва за Москву: 4-е изд. Сборник. – М., 1985.
- Битва под Москвой: [Воен.-ист. очерк] /Н.Г. Андроников, П. П. Ионов, Р.В. Мазуркевич, В.А. Смирнов. Ред. М.И. Хаметов/. – М., 1989.
- Битва за Москву: История Московской зоны обороны /Сост.: С.С. Илизаров, С.В. Костина/. – М., 2001
- Битва за Москву 1941-1942 гг. – М., 2001.
- Великая битва под Москвой: Летопись важнейших событий. Коммент. /И.Я. Комаров, Г.А. Куманев/; Рос. акад. наук. Ин-т рос. истории. – М„ 2002.
- Великая Отечественная война 1941-J 945 гг. Краткий исторический справочник. – М., 1990.
- Великая Отечественная: Битва под Москвой: [Сб.док.] /Сост. Елисеев В.Т. и др.// Под общ. ред. В.А. Золотарева/- М.: Терра, 1997.
- Дмитриев Ю.Д. Города-герои. Фото АПН и ТАСС. М. Издательство Малыш, 1969.
- Гражданская лирика советских поэтов. (Библиотека мировой литературы для детей, т.28). - М.: Детская литература, 1982.- 687 с.