Феномен "литературного предвидения автора"на примере повести Анны Гавальды "Просто вместе"
В статье проводится краткий литературоведческий анализ повести в контексте современной социокультурной ситуации в мире, проявляющейся в невозможности обеспечить достойную жизнь уходящему поколению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_funtusova_s.doc | 25.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роман Анны Гавальды «Просто Вместе», как предвестник социальной катастрофы «общества потребления».
Об авторе: Анна Гавальда родилась 9 декабря 1970 года во Франции. Роман "Просто вместе" увидел свет в 2004 году, стал бестселлером и был переведен на 36 языков. Хотя творчество Анны. Гавальда получило всемирное признание, переводы ее произведений не являлись ранее объектом научных исследований, что обеспечивает новизну данной работы.
Цель исследования-определить художественную идею автора, включающую в себя и направленную интерпретацию, и оценку автором определенных жизненных явлений, а также рассмотреть, в чем проявляется феномен его «предвидения».
Обобщения художников, писателей, поэтов нередко предваряют позднейшее миропонимание. М.М. Бахтин писал: "У художника-чуткое ухо к рождающимся и становящимся проблемам, он слышит их, подчас, лучше, чем более осторожный "человек науки", философ или практик" Еще резче высказался Аполлон Григорьев: «Все новое вносится в жизнь только искусством: оно воплощает в созданиях своих то, что невидимо присутствует в воздухе эпохи...заранее чувствует приближающееся будущее.»
Роман Анны Гавальда «Просто вместе», увидевший свет 15 лет назад, стал, своего рода, предвестником социальной трагедии развитых стран Европы и Америки, разворачивающейся буквально у нас на глазах. Эти страны , провозгласившие главной ценностью цивилизации- потребление, девальвировали, таким образом, ценность человеческой жизни.
«Ты еще не родился, а твоя жизнь уже ничего не стоила. Так с какой стати все должно измениться сейчас?» — горькая истина, звучащая в романе из уст одного из главных героев.
Сегодня, когда мы все являемся свидетелями гуманитарной катастрофы планетарного масштаба — смерти от коронавируса десятков тысяч стариков, гибнущих в домах престарелых развитых и богатых стран: Франции, Италии, Испании, США, — эти страшные слова звучат пророчески.
О чем же хотела предупредить человечество в лице своих читателей Анна Гавальда?
На первый взгляд, роман «Просто вместе» — довольно заурядная история. В центре его —взаимоотношения главных персонажей: талантливой молодой художницы Камиллы Фок, обстоятельства жизни которой сложились таким образом, что она вынуждена зарабатывать на жизнь уборкой офисов и живущей из милости в чужой мансарде, на чердаке фешенебельного дома; повара Франка Лестафье, который работает 6 дней в неделю, а единственный выходной проводит в дороге в дом престарелых, где ждет его любимая бабушка, вырастившая его и заменившая ему мать; Полетты Лестафье, бабушки Франка, «никчемной старухи», по ее словам, которая сломала шейку бедра и поэтому больше не может проживать в своем маленьком домике в предместье Парижа, попав в дешевое государственное учреждение для престарелых, «сооруженное на скорую руку в окрестностях города, между свалкой промышленных отходов и заведением под названием «Buffalo Grill». Зона под застройку, зона финансовых вложений, зона частной застройки, дерьмо. Большой кусок дерьма, стоящий посреди пустоты»[1]; и Филибера Марке де ла Дурбельер — последнего отпрыска старинного дворянского рода, получившего лучшее образование, которое только можно получить во Франции, но при этом- жалкого, старомодного, нескладного, заикающегося, занятие которого состоит в торговле открытками только лишь для того, чтобы сохранить независимость от давлеющего над ним семейного бизнеса.
Незаурядно место действия. Это — парижская квартира родственников Филибера, в которой оказываются собраны вместе все герои романа. Квартира эта является главной «сценой» развития событий. Да, часто они покидают это пространство, у каждого есть связи с внешним миром, но связи эти слабы, и герои эмоционально накрепко привязаны к этим огромным апартаментам в стиле 19-го века. Их можно сравнить с катакомбами, которые стали убежищем для гонимых миром первых христиан. Вот только герои Гавальды вовсе не являются христианами.
По ходу чтения мы имеем много возможностей «лабораторно» исследовать психологию персонажей, в некотором смысле — социологических подопытных, в строго ограниченном пространстве.
Главных героев романа Гавальды объединяет то, что все они — одиноки и несчастны. Все они прошли горький опыт падений и полны презрения к себе, у некоторых из персонажей доходящего до ненависти. Создается впечатление, что они даже получают какое-то горькое удовольствие от наблюдения за тем, как все быстрее катится под откос их никчемная жизнь. Каждый из них является частичкой, «атомом», которого «коловращение жизни» несет против его воли, и который перестал сопротивляться этому течению и покорился своей горькой судьбе.
Автор представляет читателю как бы «два полюса» этого одиночества - в самом начале жизни, когда молодые люди, столкнувшиеся с проблемами в собственных семьях и вынужденные жить самостоятельно, оказываются беззащитными перед ней, и в старости, где перед одиноким человеком встает безрадостная перспектива окончить жизнь в одном из старческих пансионов, которые так распространены в богатых и «успешных» странах.
Читатель как будто «кожей» ощущает трагедию — ей насыщен «воздух» первой части романа. Нам очень жаль героев, но мы понимаем, что все они — в западне, она захлопнута и выхода из нее — нет. Мир, который изображает Гавальда — это реальный мир, где правят деньги, обрекающий живущих в нем «неудачников» на страдания и смерть — духовную, творческую, телесную . Мир, приговор которому вынесен и обжалованию не подлежит. Разобщение и одиночество рождает только боль и смерть. В этом и состоит феномен трагического предвидения автора- катастрофическое разобщение людей всего через 15 лет после его написания породило беспрецедентную по своим масштабам социальную катастрофу.
Но в этом-то и состоит гениальность автора — он знает, что нужно сделать, чтобы все исправить. Недаром свой роман Гавальда называет этим словом — «вместе», просто — «вместе».
И это действительно оказывается так просто! Когда каждому из героев удается преодолеть своего внутреннего «врага» — из чувства сострадания к другому, оказывается, что в другом человеке, к которому каждый из героев начинает испытывать теплые чувства, спрятан источник спасения и для него самого. И тогда между героями вспыхивает нежная дружба- любовь, которую точнее всего характеризует греческое слово «агапэ», то самое «агапэ», о котором вопрошал апостола Петра Христос, то самое, которое согревало и наполняло смыслом жизнь первых катакомбных христиан, гонимых и ненавидимых всем миром.
Происходит чудо: четверо совершенно не похожих друг на друга людей обретают семью: «Впервые в жизни каждому по отдельности и всем им вместе взятым казалось, что у них появилась настоящая семья. Даже больше чем настоящая — они сами ее выбрали, именно такую они и хотели, за такую сражались, а взамен она требовала одного — чтобы они были счастливы вместе»[1] .
Список литературы:
- Анна Гавальда / Просто вместе / Гавальда Анна. – М.: АСТ, 2009. – 573с.
- Комовская Е. В. «Социологический роман» как жанровая разновидность романа / Е. В. Комовская // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И Герцена, N 132. – М., 2011. – с.103-108.
- Лесова-Юзефович Н. С. Проблема семейных отношений в романе Анны Гавальда «Просто вместе». Институт иностранной филологии Таврической академии Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского, Симферополь .Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Филологические науки. Том 2 (68). ? 2. Ч. 2. 2016 г. С. 82–93.