Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста «По произведениям Н. Н. Носова».
Предварительный просмотр:
Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста
«По произведениям Н. Н. Носова».
Воспитатель: Яренкова А.Д.
«Если в дошкольном возрасте ребенок не поймет,
не почувствует, что читать хорошую книгу
– это очень интересно, то в школе,
усевшись за учебники и компьютер,
он уже не полюбит художественную литературу»
Н.А.Короткова
Воспитание ребенка начинается с первой сказки, с первой песенки, которую он услышит, с первой картинки, которую он посмотрит. Это тот период роста ребенка, когда начинается формирование его личности: развивается мышление, речь, обогащаются чувства, растет способность сознательного восприятия окружающего, развиваются задатки художественного вкуса, зарождается любовь к Родине.
Актуальность.
Актуальность данной темы обуславливается тем, что в настоящее время общество соприкоснулось с проблемой получения информации из общедоступных источников, таких как телевидение и компьютеры, таким образом, фактически сводится к минимуму такой вид деятельности как семейное чтение. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, ведь из-за нехватки психоэмоционального общения со взрослыми и сверстниками, у детей появляются ложные представления об общении между людьми. В связи с этим перед педагогами встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы.
Обращение к проблеме приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе, как средства развития речи, обусловлено рядом причин. Во-первых, как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников, знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт; во-вторых, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения; в-третьих, воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.
Объект исследования: произведения Н. Н. Носова
Предмет исследования: приобщение детей к литературе
Цель: Повысить эффективность работы по приобщению старших дошкольников к книге через произведения Н. Н. Носова при взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.
ГИПОТЕЗА: Совместная деятельность родителей и детей будет способствовать развитию интереса к литературным произведениям, желанию слушать и рассматривать книги, повлияет на приобщение детей к чтению.
Задачи
- Познакомить детей с жизнью и творчеством детского писателя
- Формировать у детей устойчивый интерес к чтению, вырабатывать навыки грамотного читателя.
- Пробуждать у дошкольников желание самостоятельно обращаться к книге, как источнику содержательного и занимательного проведения досуга.
- Развивать творческие способности дошкольников.
- Воспитывать нравственные качества у детей.
- Приобщить родителей к семейному чтению литературы.
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели.
Методы исследования: беседы; художественная мастерская; дидактические настольные игры; сюжетно-ролевая игра; просмотр презентаций.
Вид проекта : познавательно-творческий, краткосрочный
Сроки реализации: с 15 октября – 15 декабря.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
I этап – подготовительный.
На данном этапе определялись цели и задачи проекта, создавались условия для вызова у детей интереса к теме проекта, формировалась проблема. В результате мы выяснили, что у детей низкий уровень знаний о художественной литературе, самостоятельно дети затрудняются назвать детских писателей, их произведения. В связи с этим было решено составить план работы над проектом, подобрать методическую литературу, произведения Н. Носова, иллюстративные материалы, дидактические игры. Оформить информацию для родителей о проведении проекта: «Н.Н.Носов - писатель и воспитатель». Составить и провести анкетирование родителей на тему: «Книга в семье»
Ожидаемые результаты: У детей повысится интерес к чтению художественной литературы. Родители будут уделять время для ежедневного вечернего чтения детям.
II этап- основной практический
План работы с детьми по реализации проекта
Познание / Коммуникация | Беседы: Знакомство с творчеством Н.Н. Носова.НОД: Литературная викторина по произведениям Н.НосоваОформление выставки книг Н. Носова. |
Чтение художественной литературы | Чтение рассказов “Фантазеры”, “Живая шляпа”, “Огурцы”, “Карасик”, “Дружок”, “Телефон”, “Мишкина каша”. |
Социализация | д/и «Бюро находок», «Угадай, из какого произведения данный герой?», «Чьи вещи?» «Что лишнее», игра м/п «Рыболов» Игра-драматизация по произведению |
Художественное творчество | Художественная мастерская по произведениям Н. Носова Рисование понравившихся героев, эпизодов. |
Физическая культура | « Попади в цель» |
Взаимодействие с родителями:
Беседа с родителями «Знакомство с проектом»
Привлечение родителей к помощи в пополнении книжного уголка.
Совместные домашние задания для родителей и детей: Чтение рассказов вместе с детьми Н.Н. Носова.
III этап - заключительный
Выставка рисунков и поделок по произведениям Н. Н. Носова.
Оформление папки с результатами проекта
По реализации проекта были получены следующие результаты:
Дети познакомились с краткой биографией советского детского писателя Н.Н. Носова, его детскими годами, познакомились с произведениями писателя.
Заключение.
Дошкольное детство - важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова. А произведения Николая Николаевича Носова интересны, близки и понятны детям, дидактичны своим содержанием.