Научная работа Ю. Нуртдиновой Перчатки, как деталь, характеризующая человека
Перчатки, как деталь, характеризующая человека
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauchnaya_rabota_yu._nurtdinovoy_perchatki_kak_detal_harakterizuyushchaya_cheloveka.doc | 435.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Научная работа
«Перчатки, как деталь, характеризующая человека»
Автор: Нуртдинова Арина Равилевна
ученица 10 класса
филиал МБОУ «Солнечная СОШ №1»,
«Локосовская средняя школа-детский сад
им. З.Т. Скутина»,
с.п. Локосово Сургутский район Тюменская область
Ханты – Мансийский Автономный округ – Югра
Руководитель: Макарова Лариса Ивановна
учитель русского языка и литературы
филиал МБОУ «Солнечная СОШ №1»,
«Локосовская средняя школа-детский сад
им. З.Т. Скутина»,
с.п. Локосово
Сургутский район Тюменская область
Ханты – Мансийский Автономный округ – Югра
Электронный адрес: sec_locsosh@mail.ru
Телефон /факс: 8 (3462) 739-477
Сургутский район
Введение
Литературное произведение – это совокупность огромного количества элементов, неразрывно связанных между собой. Достаточно проанализировать один из элементов текста, и в нем отразится весь смысл художественного произведения. Таким элементом может стать композиция, система образов, деталь, пейзаж, цветовое решение и так далее. Наше внимание привлекла такая деталь художественного произведения как перчатки. В произведениях русских писателей, поэтов и художников этот атрибут женского и мужского туалета нашел свое место, чтобы показать, подчеркнуть какие-то особенности жизни, характера или поступков героев.
Цель исследования: выяснить роль образа перчаток в понимании литературного произведения
Задачами исследования являются:
- изучить историю возникновения перчаток;
- выявить и проанализировать смысловое значение образа перчаток;
- найти иллюстрации картин художников с изображением людей с перчатками или в перчатках.
Объект исследования: произведения русских писателей и поэтов.
Предмет исследования: образ перчаток как деталь в понимании художественного произведения для раскрытия литературного образа.
Методы исследования: изучение теоретического материала; анализ собранного материала.
Введение
Для решения цели нашего исследования необходимо дать определение понятиям «деталь», «перчатка». Слово «деталь» как научный термин литературоведения и как изобразительное средство, заслуживающее внимание ученых, было упомянуто еще В. Белинским. Однако должным образом о детали заговорили только в двадцатом столетии. Определение детали, как одного из средств изобразительного искусства и суждения о ее разновидностях впервые появились в книге Г.Поспелова «Теория литературы», из которой выясняется, что слово «detael», будучи французского происхождения, обозначает «часть, частицу, долю, подробность, мелкую часть мелочи» и в качестве художественного средства выполняет важные функции в литературном произведении.
Исследуя особенности функционирования художественной детали, литературоведы сходятся во мнении о важности ее в художественном тексте. Так, В.Щеглов в работе «Верность деталей» говорит, что «художественная деталь имеет идейный, психологический, эстетический вес в произведении». И. Роднянская пишет, что «художественная деталь необходима, чтобы читатель всегда держался начеку». Ю. Бореев подчеркивает, что «благодаря художественной детали в тексте возникает возможность усмотрения дополнительного смысла».
Ряд авторов – литературоведов выделяют в художественной детали две стороны.
Так, Н. Сахарный за внешнюю сторону детали принимает описание образа внешности или природы, а за внутреннюю – имплицируемое ею какое-либо душевное движение.
С. Калачева классифицирует деталь следующим образом: деталь-портрет, предметная деталь, деталь-поступок, деталь-образ, деталь-вопрос, раскрывая и само понятие детали: «Деталь помогает при названии каждого внешнего признака понять что-то в сущности изображаемого характера». З. Гузар отмечает, что «деталь может быть рельефной, пластической, картинной или «необразной». Р. Якобсон отождествляет понятие «художественная деталь» и «синекдоха» как средство иносказания. Развернутое представление о художественной детали дает М. Березняк достаточно подробно определяет понятие «художественная деталь». Автор утверждает, что «деталь порождает чувственный образ». С подобной трактовкой не соглашается Н. Колодина: «Деталь как средство текстопостроения не способна порождать чувственный образ в силу того, что зрительный образ не может быть непосредственно создан словами – он только подразумевается, он внушается читателю, и, воспринимая внушение, читатель неизбежно опирается на свой запас впечатлений».
Художественная деталь рассматривается учеными как средство текстопостроения, способствующее построению различных смыслов. М. Березняк, выделяет имплицирующую деталь в отдельный тип детали, указывая на то, что «назначение этой детали – одновременная активизация более чем одного значения».
По оценке Н. Колодиной, художественная деталь «представляет собой отрезок текста как экспликационно-импликационное средство текстопостроения, имеющее смысловую завершенность, способное обращать на себя рефлексию и приводить, в результате мыследействования с ним, к усмотрению и построению социально-адекватных смыслов этого текста».
Таким образом, художественная деталь, по мнению ученых, сама по себе имеет лишь значение своих лексических составляющих, но в процессе восприятия, она становится средством, способствующим построению различных смыслов.
Для решения цели нашего исследования необходимо рассмотреть такое понятие художественной детали как «перчатки».
Энциклопедические словари дают такую трактовку данного понятия:
Перчатки – 1. Предмет одежды из ткани, ниток или кожи, надеваемый на кисть руки и имеющий отделение для каждого пальца. Вязаные перчатки. 2. Кожаные рукавицы для бокса с мягкой подбивкой внутри, которыми придается форма согнутых пальцев. Боксерские перчатки.
Бросать/бросить перчатку…Вступать с кем-либо в спор, борьбу; вызывать кого-либо на спор, на борьбу и т.п. Поднять [брошенную] перчатку. Принять чей-либо вызов на спор, на борьбу и т.п.
- В словаре символов слово «перчатки» объясняется так:
свидетельство доброй веры, залог чести, чистота сердца (чистые руки и чистое сердце). Белые перчатки, которые носят священнослужители, означают чистоту сердца и неподкупность. Снятые перчатки означают уважение, откровенность, поскольку того, кто в перчатках, можно скрыть. Бросить перчатку - значит бросить вызов чести. Железные перчатки являются атрибутом Тора и богов-кузнецов. Перчатки подчеркивают жесты рук и их символик
В Толковом словаре Ожегова слово «перчатка» объясняется так:
- Перчатка
-и, ж. 1. Предмет одежды, закрывающий руку от запястья до конца пальцев и каждый палец в отдельности. Вязаные, кожаные, трикотажные перчатки. Длинные перчатки (выше запястья). Резиновые перчатки (для специального пользования). Бросить перчатку кому-н. (также перен.: вызвать на борьбу, на состязание; первонач. знак вызова на дуэль). Поднять перчатку (также перен.: принять вызов; устар.). 2. У боксёров: надеваемый на руку предмет спортивного снаряжения в форме утолщённой и мягкой сжатой в кулак кисти. Боксёрская п. Первая п. (перен.: о лучшем боксёре). II прил. перчаточный, -ая, -ое (к 1 знач.). Перчаточная фабрика. Перчаточные куклы (в кукольном театре: на перчатках).
- перчатки, ж. (от слова перст). Вязанный или сшитый из какой-н. материи, а также из кожи чехол для кисти руки (предохраняет руки от пыли, грязи и холода), с отделением для каждого пальца (в отличие от рукавицы, варежки). Надеть перчатки. Лайковые перчатки. Меховые перчатки. Вязаные перчатки. || Железный предохранительный футляр для руки, надевавшийся рыцарями на время битвы (истор.). Бросить перчатку кому - 1) вызвать кого-н. на поединок (в средние века дворяне вызывали на поединок, бросая врагу свою перчатку); 2) перен. вызвать кого-н. на какое-н. состязание, какую-н. борьбу (книжн.). Оба, Фамусов и Чацкий, бросили друг другу перчатку. Гончаров. Поднять перчатку - принять такой вызов (в обоих знач.).
В Толковом словаре Ушакова:
Перчатка
1. ж. Предмет одежды (из кожи, пряжи, ткани), закрывающий руку до запястья и выше и имеющий отделение для каждого пальца.
2. ж. устар. Металлический футляр, надеваемый рыцарем на руку на время битвы для предохранения ее от ранения.
Швырять Перчатку - см. вызывать, требовать удовлетворения, посылать вызов, отправлять вызов, посылать картель, бросать вызов, бросать перчатку, отправлять картель, требовать сатисфакции.
Таким образом, в художественном произведении следует выделять несколько видов деталей: деталь-портрет, предметная деталь, деталь-поступок, деталь-образ, деталь-вопрос.
Рассматривая лексическое значение слова « перчатки», приходим к выводу, что перчатки - это предмет одежды из ткани, ниток или кожи, надеваемый на кисть руки и имеющий отделение для каждого пальца
Слово "перчатки" — русское, происходит от древнерусского "рукавки персчатые", то есть рукавицы со всеми пальцами ("перстами"). Как украшение и защита рук перчатки известны с древних времен.
За свою многовековую историю перчатки освоили множество функций. Помимо основного предназначения они были элементами этикета, средством флирта, способом вызова на дуэль. Какое значение в жизни человека имели перчатки мы рассмотрели в таблице № 1
Значение перчатки в жизни человека
Время, эпоха | Назначение | Пример |
Средние века | 1.Посвящение 2.Оскорбление 3.Знак служения своей даме 4 Вызов на дуэль | С перчаткой получали посвящение в рыцари, а епископ получал от Папы посвящение в сан. Пожатие рукой в перчатке Считалось оскорблением. Дама дарила рыцарю свою перчатку, которую тот прикреплял к поясу или шлему в знак служения своей даме сердца. Брошенная кому-либо в лицо перчатка была знаком презрения и означала вызов на дуэль - этот обычай пережил века |
Эпоха Возрождения | 1.Церемонии: символ власти, роскоши и запретов 2.Орудие убийства | В эпоху Возрождения в обиход входят надушенные перчатки, вышитые шелком, золотом и жемчугом. В то же время формируется сложный перчаточный церемониал. В перчатках нельзя было оставаться в присутствии Папы и короля, в церкви и на похоронах, во время траура и по случаю торжеств. Взять что-то рукой в перчатке считалось признаком дурного тона, подавать руку в перчатке – оскорблением. В конце концов, огромное количество запретов вынудило мужчин носить перчатки не на руках, а за поясом. В Италии XVI века появились «непромокаемые перчатки», пропитанные ядом. С помощью таких «подарков» французская королева Екатерина Медичи избавлялась от неугодных ей людей. |
18 век | Дань моде | С начала XVIII века процветает мода на дамские перчатки. Дамы меняли их по 3-4 раза в день. Самыми дорогими почитались кружевные перчатки тончайшей венецианской работы. А Людовик XIV щеголял в перчатках из паутины, техника, изготовления которых хранилась в строжайшей тайне. |
19 век | Обязательная деталь любой одежды | Дамские перчатки без пальцев(митенки) стали обязательной деталью даже домашней одежды. На балы и приемы женщины надевали белые шелковые или лайковые перчатки - длинные, выше локтя. А мужчины, если они носили военную форму, должны были быть в замшевых перчатках, если же штатскую одежду – в лайковых. Нельзя было снимать перчатки во время бала, и во избежание неловкой ситуации молодым людям советовалось иметь в кармане запасную пару – на случай, если надетые лопнут. Не принято было показываться без перчаток на улице. Надевать их можно было лишь дома, делать это на людях считалось свидетельством дурных манер |
20 век | Деталь любой одежды в гардеробе, как мужчины, так и женщины | В этом же столетии было принято посещать оперу, надев на руки перчатки белого цвета. Многие дамы выбирали перчатки меньшего размера чем их руки, так как в то время вошла в моду миниатюрная ладонь (её в своих произведениях часто воспевали многие поэты). И, хотя многим дамам печатки жали пальцы, они были вынуждены досиживать представление до конца. Касаемо мужчин того времени, то им приходилось на день менять до шести пар перчаток. 20 столетие характеризуется модой на присутствие мужских линий в женском гардеробе. Так, на то время были модными перчатки для вождения автомобиля. Для банкетов подходили длинные по локоть перчатки белого цвета, в середине 20-го века перчатки одевали женщины под расклешённые платья, выбирая такой их цвет, который значительно отличался от цвета платья. До 1930-х годов перчатки считались знаком элегантности и своеобразным символом настоящей «леди», которая носит перчатки весь год, наряду со шляпкой и чулками. Фактически, загоревшие руки считались знаком принадлежности к рабочему классу. По сути, пик приходится на 1968 год, когда аксессуар был признан «буржуазным» знаком и стал символом официальных взаимоотношений, лицемерия, нарочитости и богатства. |
В жизни человека перчатки имели и символическое значение, существовал некий язык перчаток
ЯЗЫК ПЕРЧАТОК
Моральные принципы викторианской эпохи не позволяли выражать свои чувства свободно. Дама не могла открыто подойти к своему избраннику и при всех дать понять, что у нее на уме. Для тайного общения были придуманы различные романтичные языки знаков, которые позволяли партнерам передать друг другу весточку и даже назначить свидание. Многие тайные языки были прочно привязаны ко всякого рода общественными мероприятиям и функционировали в виде игры особого рода и общепринятой формы флирта. Самыми распространенными были язык цветов, язык веера. Были и другие, фантазия влюбленных была неистощима.
Существовал также язык перчаток, вполне естественный в то время, когда перчатки были неотъемлемой частью женского туалета. При помощи перчаток дама могла подать сигнал возлюбленному, показать свой интерес к кому-то или попросить его оставаться в стороне. Мужчине нужно было всего лишь внимательно наблюдать за тем, что она проделывала со своими перчатками.
Наиболее распространенные значения этого языка:
Да — перчатку следовало как бы нечаянно обронить.
Нет — просто теребить перчатки рукой.
Не уходите — слегка, как бы шутя ударить по левому плечу.
Я вас ненавижу — вывернуть перчатки наизнанку.
Я вас люблю — выронить разом обе перчатки.
Прости меня — приложить перчатку правой руки к сердцу.
Досаду или неудовольствие выражали сильным ударом по руке перчатками.
За нами следят — накручивать перчатки на палец.
Хочу познакомиться — держать перчатки пальцами вниз.
Хочу быть с тобой, хочу поговорить — нежно поглаживать перчатки.
Будь внимателен — свободно держать перчатки в правой руке.
Я довольна — свободно держать перчатки в левой руке.
Я занята — слегка подбрасывать перчатки вверх.
Я люблю другого — похлопать перчаткой по подбородку.
Проанализировав язык перчаток, мы пришли к выводу, что отношения между мужчиной и женщиной во многом зависели от того, насколько хорошо они владели символическими знаками перчаток.
СИМВОЛИКА ЦВЕТА ПЕРЧАТОК
Каждый цвет оказывает на человека большое эмоциональное воздействие и ассоциируется у большинства людей с некоторыми символами. У перчаток тоже была своя символика цвета, поэтому надевая их на бал, званный обед или ужин, обязательно учитывался и их цвет.
№ | Цвет | Символика |
1 | Белый | Символ чистоты , не только душевный, но и физический, так как , хозяин их не сильно обременён трудами. |
2 | Красный | Символ власти, решительности, непреклонности |
3 | Чёрный | Символ повседневности, занятости |
4 | Коричневый | Символ роскоши, хорошего вкуса и умения правильно их надеть |
Таким образом, мы делаем вывод, что оттого, какого цвета перчатки на руках человека, можно определить его характер, вкус, настроение, род занятий.
Различают несколько видов перчаток по ткани. Мы их представили в схеме.
Многое мы можем узнать о человеке по тому , из чего сделаны перчатки, какого они вида.
ПЕРЧАТКИ, КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Нашей задачей было проследить, как рассматривается деталь - перчатка в художественном произведении: как знак, своеобразный «язык перчаток» (бросить перчатку – вызов, снятая правая перчатка - расположение и др.), как отражение общественного положения (показатель определенного статуса человека), как характеристика внутреннего мира (вкусов, привычек и др.).
Во время 3 четверти 19в. статусная принадлежность перчаток меняется. Если раньше они всегда были деталью одежды аристократии, то теперь разные перчатки – разные статусы, в этом отражается влияние статуса человека на его вкусы, мировоззрение и т.п.: например, возьмём рассказ Тургенева «Записки охотника».
Купцы: «Широколобые помещики с крашеными усами и выражением достоинства на лице, в конфедератках и камлотовых чуйках, надетых на один рукав, снисходительно заговаривали с пузатыми купцами в пуховых шляпах и зеленых перчатках» Лебедянь. Купцы – не высшее сословие, их пристрастия в одежде не отличаются вкусом.
Впрочем, статус человека по прежнему можно определить только по отсутствию или наличию перчаток. Рассмотрим описание героя из романа Флобера « Госпожа Бовари»:
«Волосы у него были подстрижены в кружок, как у сельского псаломщика, держался он чинно, несмотря на крайнее смущение. Особой крепостью сложения он не отличался, а все же его зеленая суконная курточка с черными пуговицами, видимо, жала ему в проймах, из обшлагов высовывались красные руки, не привыкшие к перчаткам. Он чересчур высоко подтянул помочи, и из-под его светло-коричневых брючек выглядывали синие чулки. Башмаки у него были грубые, плохо вычищенные, подбитые гвоздями».
Есть целый ряд предметов (в том числе перчатки), которые показывают скромного, не обученного манерам высокого общества человека. Он выделяется этими мелочами, по ним его можно отличить.
У Флобера (сцена ужина) есть странная строчка: «Госпожа Бовари заметила, что некоторые дамы не положили перчаток в стаканы», возможно, это своеобразный этикет, но ничего подобного в правилах хорошего тона мне не встретилось.
В последней четверти 19в. от знакомого нам языка перчаток почти ничего не остается. Это уже скорее фразеологизмы, метафоры, на самом деле никто не бросает перчатку: «Теперь же, если уже ему бросали эту перчатку, то он смело поднимал ее и требовал назначения особой комиссии для изучения и поверки трудов комиссии орошения полей Зарайской губернии» (Л.Н. Толстой «Анна Каренина».)
Однако появляется нечто новое: «Пьер хотел сначала сесть на другое место, чтобы не стеснять даму, хотел сам поднять перчатку и обойти докторов, которые вовсе и не стояли на дороге; но он вдруг почувствовал, что это было бы неприлично, он почувствовал, что он в нынешнюю ночь есть лицо, которое обязано совершить какой-то страшный и ожидаемый всеми обряд, и что поэтому он должен был принимать от всех услуги» (Л.Н. Толстой «Война и мир»). В сцене перед смертью графа, когда Пьер, не законно рожденный сын, получает наследство, он понимает, что он главное действующее лицо, он должен принимать от всех услуги и не обращать внимания на такие мелочи, как перчатка. Всегда мужская перчатка была показателем сословия, а женская в большей степени являлась средством защиты руки от прикосновения.
В 20в. перчатка хранит не от прикосновения, а прикосновение.
В литературе перчатки становятся участниками любовной стены: «Прекрасная гризетка по временам бросала взгляд на перчатки, потом в сторону, на окно, потом на перчатки - и потом на меня. Я был не расположен нарушать молчание - я последовал ее примеру: взглянул на перчатки, потом на окно, потом на перчатки и потом на нее - и так далее, попеременно. Я заметил, что при каждой атаке несу значительный урон - у нее были живые черные глаза, и она стреляла ими сквозь длинные шелковые ресницы с таким проникновением, что взоры ее западали мне в самое сердце, в самое нутро. - Может показаться странным, но у меня действительно было такое ощущение» (Лоренс Стерн «Сентиментальное путешествие»). Перчатка является посредником общения, кокетства.
«Когда меня, мой рыцарь верный,
Ты любишь так, как говоришь,
Ты мне перчатку возвратишь»
Долорж, не отвечав ни слова,
К зверям идет,
Перчатку смело он берет
И возвращается к собранью снова» (Шиллер ”Перчатка”, перевод Жуковского). В этом стихотворении перчатка символ вызова, испытания. Это тоже любовная сцена, но соединенная с темой поединка, дама, бросает вызов рыцарю.
Стерну важнее внутренние переживания, нежели действие, а Шиллеру напротив – важно действие.
В художественном произведении перчатки могут указывать на:
- принадлежность к определенному сословию: «…его запачканные перчатки казались нарочно сшитыми по его маленькой аристократической руке, и когда он снял одну перчатку, то я был удивлен худобой его бледных пальцев (Печорин, Лермонтов ‘’Герой нашего времени’’).
- давать характеристику человека: «Он думает, что он только один и жил в свете, оттого что носит всегда чистые перчатки и вычищенные сапоги» (М.Ю. Лермонтов ‘’Герой нашего времени’’). «Аннушка уже дремала, держа красный мешочек на коленах широкими руками в перчатках, из которых одна была прорвана» (Л.Н. Толстой «Анна Каренина»).
«…она достала письмо мужа из перчатки» (Л.Н. Толстой «Анна Каренина»). Личный мир человека, в которой он может хранить дорогие сердцу вещи, как сейчас дамская сумочка. В романе Гончарова «Обломов» Петербург светский представлен Волковым. Это «молодой человек лет двадцати пяти, блещущий здоровьем, с смеющимися щеками, губами и глазами... Он был причесан и одет безукоризненно, ослеплял свежестию лица, белья, перчаток и фрака. По жилету лежала изящная цепочка, с множеством мельчайших брелоков». Портрет данного героя автор даёт иронически, говоря о нём как о представителе света.
- на статус человека и его вкусы «За полчаса до бала явился ко мне Грушницкий в полном сиянии армейского пехотного мундира. К третьей пуговице пристегнута была бронзовая цепочка, на которой висел двойной лорнет; эполеты неимоверной величины, были загнуты кверху в виде крылышек амура; сапоги его скрипели; в левой руке держал он коричневые лайковые перчатки и фуражку, а правою взбивал ежеминутно в мелкие кудри завитой хохол. Самодовольствие и вместе некоторая неуверенность изображались на его лице» (М.Ю. Лермонтов ‘’Герой нашего времени’’). Перчатки говорят о благородном происхождении Грушницкого и одновременно, с рядом других предметов, о его франтовстве с долей безвкусицы.
- иметь символическое значение. Почти 70 лет ученые разгадывают природу «таинственного незнакомца» из поэмы «Черный человек». Но еще никто не обращал внимание на тот смысл, который несет заглавие раннего варианта поэмы 1922-1923 годов: «Человек в черной перчатке». А его проясняет неожиданная параллель: пьеса одного из собратьев Есенина по имажинизму, В.Г.Шершеневича, называлась «Дама в черной перчатке» (1921). Естественно, что содержание пьесы Шершеневича о масонском заговоре, любви, ревности и убийстве Есенин прекрасно знал. Закономерно также, что перчатка (и зеркало), как это обычно бывает у Есенина, приобретала роль символического знака, несущего множество значений. Перчатка - символический знак масонов (белая, символ чистоты побуждений, а не черная - изображение перевернуто). Кроме того, перчатка - деталь одежды, которая имеет немало бытовых значений. Бросить перчатку кому-нибудь - в переносном смысле вызвать на борьбу, состязание, дуэль. «Он в перчатках умывается», - говорят тому, кто модник и щеголь, неженка. «Перчатку потерять - к несчастью», - примета. «Смял его, как перчатку».
Одетая перчатка закрывает руку, на которой начертаны линии судьбы (гадание по руке) и имеет значение скрытого и таинственного. Поэт придавал этому образу философский смысл. «Есенин любил конкретно выражать свои мысли, - писал Иван Грузинов, вспоминая встречи с поэтом в 1919 году, - любил наглядность в объяснении. Любил подкреплять свои мысли сравнениями».
Так, выворачивая перчатку и показывая ее собеседнику, он иногда произносил такую фразу: «Я выворачиваю мир как перчатку».
Эта метафора также запечатлелась лишь в первом варианте названия поэмы «Черный человек». Но вложенный в нее смысл остался присущ и окончательному варианту. Герой «Черного человека» выворачивает как перчатку самого себя и обнаруживает свою иную суть.
В окончательном варианте поэмы перчатка отсутствует, но остается перекличка первой строки-рефрена поэмы «Черный человек» («Друг мой, друг мой, я очень и очень болен...») с первой строкой предсмертного стихотворения Есенина («До свиданья, друг мой, до свиданья...»). Об этой строфе последнего стихотворения израильский литературовед Омри Ронен заметил, что Есенин «памятливо прочел» немецкую масонскую похоронную песню.
- быть символом любовной сцены, любви. «Наконец д'Артаньян, продолжавший свои исследования, нашел у стены разорванную дамскую перчатку. Эта перчатка в тех местах, где она не коснулась грязной земли, отличалась безукоризненной свежестью. То была одна из тех надушенных перчаток, какие любовники столь охотно срывают с хорошенькой ручки» (Дюма «Три мушкетера»). Перчатка символ любовной сцены, как у Стерна и Шиллера.
«- Я думаю, - сказала Анна, играя снятою перчаткой, - я думаю... если сколько голов, столько умов, то и сколько сердец, столько родов любви» (Л.Н. Толстой «Анна Каренина»).
«Вот это самое я и говорю, - сказала она, умышленно не понимая иронии его тона и спокойно заворачивая длинную душистую перчатку»
( Л.Н. Толстой «Анна Каренина»).
- Обращение с перчаткой говорит о душевном состоянии человека в данный момент.
«На руке моей перчатка,
И ее я не сниму,
Под перчаткою загадка,
О которой вспомнить сладко
И которая уводит мысль во тьму.
На руке прикосновенье
Тонких пальцев милых рук,
И как слух мой помнит пенье,
Так хранит их впечатленье
Эластичная перчатка, верный друг.
Есть у каждого загадка,
Уводящая во тьму,
У меня - моя перчатка,
И о ней мне вспомнить сладко,
И ее до новой встречи не сниму» (Н. Гумилев «Перчатка»)
Как у Стерна, перчатка – символ любви, важно не действие, а воспоминание, переживания, связанные с ним. Всегда мужская перчатка была показателем сословия, а женская в большей степени являлась средством защиты руки от прикосновения. В 20в. перчатка хранит не от прикосновения, а прикосновение.
- Способствовать раскрытию психологического портрета героя. Методы создания психологического рисунка у Достоевского чрезвычайно разнообразны. Несмотря на то, что Достоевский редко использовал портрет как таковой, он считается тонким и глубоким мастером портрета. Писатель считал, что человек – существо очень сложное и его внешний вид никак не может отразить его сущность. Более важным для Достоевского является костюм героя или какая-либо деталь в нем, отражающая характер персонажа. Так, например, одеяние Лужина (новехонький, щегольской костюм, круглая шляпа, пара сиреневых настоящих жувеневских перчаток, которых он не надевал, а носил в руках для параду и т. д.) выдают в нем желание выглядеть моложе и производить выгодное впечатление на окружающих
- Служить орудием наказания. В рассказе Шолохова «Судьба человека» говорится о немецком коменданте, который использовал перчатку как орудие наказания, а иногда и убийства: «… идет перед строем со своей сворой эсэсовцев, правую руку держит на отлете. Она у него в кожаной перчатке, а в перчатке свинцовая прокладка, чтобы пальцев не повредить. Идет и бьет каждого второго в нос, кровь пускает. Это он называл "профилактикой от гриппа". И так каждый день».
В рассказе Л.Н. Толстого «После бала» описывается полковник Б. «шел… подрагивающей походкой»; «втягивал в себя воздух, раздувая щеки, и медленно выпускал его через оттопыренную губу »; «сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку» на спину беглого татарина.
- Показывать внутреннее переживание. Стихотворение А. Ахматовой «Песня последней встречи» — это стихотворение, безусловно, о разлуке. Ахматовская лирическая героиня изображена в момент, когда она уходит от любимого после объяснения с ним. Ахматовскую лирику критики не случайно сравнивали с прозаическими произведениями — новеллой, повестью, романом. В самом начале стихотворения Ахматова отображает душевное состояние своей героини: «Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки... Казалось бы, удивительно то, что находясь в том состоянии, когда «беспомощно» холодеет грудь, героиня идет «легким» шагом. Но это вполне объяснимо: испытав стресс, человек, как правило, спешит покинуть то место, где негативные переживания были получены, как говорится, «ноги сами несут». Здесь как раз тот случай.
Далее неожиданно врывается в повествование деталь (а у Ахматовой деталь появляется нередко, что дало повод критикам говорить о «вещности» Ахматовской лирики). Эта деталь — перчатка, которую лирическая героиня одевает не на ту руку, что так же свидетельствует о крайнем смятении и полном отсутствии внимания к чему-либо, кроме собственных переживаний:
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки»
(А.Ахматова «Песня последней встречи»)
Роль перчаток в художественном произведении мы представили в таблице
№ | Роль в произведении | Название произведения |
1 | Указывать на принадлежность к определённому сословию | М.Ю.Лермонтов « Герой нашего времени» |
2 | Характеристика героя | М.Ю.Лермонтов « Герой нашего времени» Л.Н.Толстой « Анна Каренина» Гончаров « Обломов» |
3 | Указывать на статус героя, его вкусы | М.Ю.Лермонтов « Герой нашего времени» Флобер « Госпожа Бовари» И.С.Тургенев « Записки охотника» |
4 | Иметь символическое (психологическое) значение) | С.А.Есенин « Чёрный человек» |
5 | Быть символом любви | Л.Н.Толстой « Анна Каренина» А.Дюма «Три мушкетёра» Л.Стерн «Сентиментальное путешествие» |
6 | Раскрывать душевное состояние героя | Н.Гумилёв» Перчатка» А.Ахматова « Песня последней встречи» |
7 | Раскрывать психологический портрет героя | Ф.М.Достоевский « Преступление и наказание» |
8 | Служить орудием наказания | Л.Н.Толстой « После бала» М.А.Шолохов « Судьба человека» |
9 | Являться испытанием для героя | Шиллер «Перчатка» перевод В.А.Жуковского |
Проанализировав произведения русских и зарубежных писателей, мы пришли к выводу, что такая деталь, как «перчатка» в художественном произведении выполняет несколько функций: указывает на принадлежность героя к определённому сословию, на статус человека, его вкусы; имеет определённое символическое значение; способствует раскрытию психологического портрета героя, показывать внутреннее переживание; служит орудием наказания, является испытанием.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе мы рассмотрели такие понятия как «деталь», «перчатка», выявили значение перчатки в жизни человека, язык перчаток, символику цвета у перчаток, историю их возникновения , использование в этикете .Рассмотрели перчатки на полотнах живописи, и как деталь художественных произведений.
В ходе нашего исследования мы выяснили, что за свою многовековую историю перчатки освоили множество функций. Помимо основного предназначения они были элементом этикета, средством флирта, способом вызова на дуэль, посвящение в рыцари и духовный сан, были знаком служения даме сердца. Существовал также язык перчаток, вполне естественный в то время, когда перчатки были неотъемлемой частью женского туалета. При помощи перчаток дама могла подать сигнал возлюбленному, показать свой интерес к кому-то или попросить его оставаться в стороне. Мужчине нужно было всего лишь внимательно наблюдать за тем, что она проделывала со своими перчатками. В зависимости от цвета перчатки имели свой символ : белый - символ чистоты, не только душевной но и физической, так как указывает на то, что их хозяин не сильно обременен трудами; красный - символ власти, решительности, непреклонности; черный - символ повседневности, занятости ;коричневый - символ роскоши, хорошего вкуса.
Проанализировав произведения русских и зарубежных писателей, мы пришли к выводу, что такая деталь, как « перчатка» в художественном произведении выполняет несколько функций: указывает на принадлежность героя к определённому сословию, на статус человека, его вкусы; имеет определённое символическое значение; способствует раскрытию психологического портрета героя, показывает внутреннее переживание; служит орудием наказания.
Библиография:
- Ахматова А.Стихотворения и поэмы. / А. Ахматова-Свердловск: Сред. – Урал. Кн. Издательство, 1987. – 496 с.
- Березняк М. «Типы и функции художественной детали в англоязычной прозе»/ Березняк М.: Дрофа, 1985, 194 с.
- Блок А. Стихотворения. Поэмы. Воспоминания современников. / вступ. ст, сост. И прим. Т. Н. Бедняковой;.- М.: Правда, 1989. – 592 с.
- Бореев Ю. Литературное произведение / Ю. Бореев, М.:Дрофа, 1985, 180 с.
- Булыка Словарь иностранных слов Булыка Около 24000 слов. Изд. 3-е стереотип. М., «Сов.Энциклопедия». 1973. 846 с.
- Гузар З. В мире литературных образов / Гузар, М.: Дрофа, 1970, 210 с.
- Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. Роман. Вступит. Статья К.Л.Тюнькина, «Худож.лит.», 1974. – 559 с.
- Есенин С. Собрание сочинений: В 2т. Стихотворения. Проза. Статьи. Письма / Сост. И коммент. Ю.Л. Прокушева. – М.:Сов. Россия: Современник, 1990. – 384 с.
- Калачева С. Деталь как сущность изображаемого характера / Калачева, М.: Дрофа, 1993, с.89
- Колодина Н. Деталь как средство текстопостроения / Колодина Н., 1997, М.:Дрофа, 245с.
- Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени» / М.Ю.Лермонтов. М., «Дет.лит.», 1976. – 190с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка./ С.И.Ожегов Около 5700 слов. Изд. 10-е стереотип. Под ред. Д-ра филолог. Наук проф. Н.Ю.Шведовой. М., «Сов.Энциклопедия». 1973, 846с.
- Роднянская И. Художественная деталь / Роднянская, М.:Дрофа, 1989, с.21
- Тургенев И.С. Сочинения: в 2-х т. М.: Худож.лит., 1980. Т.I и II Повести и романы. 1856-1862. 1980. 446с.
- Шанский Н. М., Бобров Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка, Н.М.Шанский, Т.А.Бобров. – 6-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2003. – 400с.
- Щеглов В. «Верность деталей» / Щеглов, М.: Дрофа, 1985, с.86.
- Якобсон Р. Художественная деталь Р.Якобсон, М.: Дрофа, 1990, 230 с.
- Попович Н. Перчатки: прикосновение сквозь века. История. Тайны и преступления. Приложение к журналу «Чудеса и приключения». № 1 2011 г
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Известная легенда гласит, что однажды, играя на берегу моря блестящей раковиной, богиня Венера вдруг порезала палец. Тут же к ней спустились юные богини и перевязали узенькими лентами из льняного полотна не только пальчик, но и всю кисть. Сделали это они настолько искусно, что бинт даже не был заметен.
Перчатки уже давно стали настолько привычным предметом нашего туалета, что вряд ли кто задумывается над тем, когда и почему их начали носить.
Самые древние перчатки обнаружены в гробнице египетского фараона Тутанхамона, умершего в 1350 году до нашей эры. Эти перчатки были обнаружены холщовые и защищали лишь пальцы, что свидетельствовало об их церемониальном назначении. Правда, здесь же были найдены и перчатки для стрельбы из лука, покрывавшие ладони.
У греков перчатки приобрели чисто защитную функцию: Одиссей, вернувшись на родину, застаёт своего отца в саду, где он руками в перчатках выдёргивал сорную траву, покрытую колючками.
У римлян перчатки выполняли ещё одну функцию: они пользовались ими во время еды, поскольку вилки им были незнакомы. Слова «перчатка» встречается в англосаксонской эпической поэме 8 века «Беовульф». Здесь они имеют чисто практическое назначение – защищать руки от грязи при работе в хлеву.
Рука считалась местом, где собраны колдовские силы. Персидский царь Кир Младший приказал казнить двоюродных братьев и сестёр за то, что они явились к нему с голыми руками. Об этом упоминает древнегреческий писатель и историк Ксенофонт, поясняя, что согласно персидскому церемониалу ношение перчаток было обязательным. Со временем перчатки вместе с короной и скипетром становятся неотъемлемой частью церемонии при коронации.
С английским королём Ричардом Львиное Сердце пышные перчатки сыграли злую шутку. После неудачных крестовых походов пришлось возвращаться на родину через Австрию. А чтобы его не узнали, он переоделся в лохмотья, но сберег свои королевские перчатки. И по ним был узнан, взят в плен и отпущен только после соответствующего выкупа.
В смоленской грамоте 1828 года перчатки названы «перечатыми рукавицами» в которых без труда можно узнать древнее начало слова « перст» (палец).
Офицеры, набиравшие в средневековье наёмных солдат, использовали перчатку как дань своему чину. Они специально оставляли на столе в трактирах кожаные перчатки. Стоило кому-то из парней коснуться их хотя бы мизинцем, и он считался записанным на королевскую службу, потому что прикосновение к перчатке считалось рукопожатием, которым обычно « скреплялись» все договоры. А когда-то расстояние , которое могла пролететь при броске перчатка, считалось мерой длины
С XVII столетия перчатка становится главным элементом моды. Шелковые и кожаные перчатки украшаются золотыми нитями или драгоценными камнями и стоят неимоверно дорого. Не отставали от Запада и наши модники, о которых в народе говорили: «Они и умываются в перчатках». В VIII веке перчатки становятся элементом рыцарского костюма: во время турниров и войн железные перчатки превращали руки рыцаря в подобие секиры.
Простолюдины носил тёплые рукавицы и узорчатые варежки, которые шили из холста, сукна или сафьяна, а для красы расшивали их разноцветными камнями.
Слово «рукавица» происходит от сложения двух слов- «рука» и « вита», то есть «обвить руку».
Аристократы же кичились тем, что меняли перчатки по пять раз в день, а некоторые не расставались с ними даже ночью.
Сегодня перчатки потеряли своё символическое значение. Модельеры и дизайнеры нашего времени предлагают свыше двадцати видов перчаток, большинство из которых предназначены на все случаи жизни.
Таким образом, мы выяснили, что за свою многовековую историю перчатки освоили множество функций. Помимо основного предназначения они были элементом этикета, средством флирта, способом вызова на дуэль, посвящение в рыцари и духовный сан, были знаком служения даме сердца, орудием убийств. Значение перчатки в жизни человека мы оформили в виде таблицы
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ПЕРЧАТКАХ
С перчатками связано много необычных историй. Вот некоторые из них.
- Русский император Николай I, большой ревнитель порядка, однажды на балу увидел офицера без перчаток — немыслимая дерзость! На замечание царя офицер ответил, что потерял перчатки. Тогда Николай отдал ему свои.
- Последний всплеск интереса к перчаткам закончился примерно к середине века. Прекрасные актрисы прошлого Сара Бернар, Вивьен Ли, Одри Хепберн и Мэрилин Монро носили умопомрачительные перчатки, а их поклонники и поклонницы, желая походить на кумиров, осаждали галантерейные магазины
- Знамениты итальянский драматический актер Томазо Сальвини (1829-1915) играл роль Отелло в одноименной трагедии Шекспира. Загримированный актер появился на сцене. Белый плащ выгодно оттенял темный цвет его кожи. Под восторженные овации зала Сальвинии начал свой первый монолог.
Вдруг по рядам побежал ропот возмущения, послышались гневные возгласы. Кто-то из особенно эмоциональных зрителей швырнул на сцену апельсиновые корки. Оказывается, актер, загримировав лицо и шею, забыл тонировать руки. У мавра Отелло – белые руки! Темпераментная итальянская публика не могла стерпеть такого пренебрежительного отношения к себе. Сальвинии терпеливо дождался тишины и продолжил играть. Публика, решив, что артист «исправится» во втором акте, затихла.
Но во втором акте Отелло опять вышел с белыми руками. Возмущению публики не было предела. Какое неуважение! Сальвинии спокойно продолжал, пока буря в зале утихнет, потом вышел на авансцену, оглядел ряды зрителей и … медленно снял белые перчатки. Под ними оказались темные руки. Зал разразился восторженными криками и бурными овациями.
Остроумная выдумка актера не только спасла его репутацию, но и принесла ему еще большую славу.
- В России с ее суровым климатом люди всех сословий надевали рукавицы, реже перчатки, или, как говорили, «рукавки персчатые» (рукавицы со всеми пальцами – перстами). Женщины на Руси долгое время перчаток не носили. Даже в описях казны цариц этот предмет гардероба практически не упоминался. Знатные и богаты дамы зимой прятали руки в широкие рукава шуб или в муфты, а те, что победнее, носили рукавицы, как мужчины.
- Прощаясь с Пушкиным, Жуковский и Вяземский бросили в гроб по перчатке - в знак дружбы, последнего рукопожатия, верности братству. Оставшаяся перчатка Вяземского хранится в музее-квартире А.С.Пушкина на Мойке
- Многим может показаться, что современность утратила ту романтику, которая столько столетий окутывала историю перчаток. Но это только на первый взгляд. Те, кто следят за последними тенденциями моды, не дадут соврать: ни одна коллекция haute couture или pret-a-porter не обходится без такого важного аксессуара, как перчатки. Многие модельеры и дизайнеры нередко отводят перчаткам ключевую роль в показе - ведь этот аксессуар позволяет грамотно и выгодно подчеркнуть уникальность созданного ими образа. Так что тем, кто ценит перчатки лишь за тепло, давно пора взглянуть на них по-новому.
- До 1930-х годов перчатки считались знаком элегантности и своеобразным символом настоящей «леди», которая носит перчатки весь год, наряду со шляпкой и чулками. Фактически, загоревшие руки считались знаком принадлежности к рабочему классу. Последний всплеск интереса к перчаткам закончился примерно к середине века. Прекрасные актрисы прошлого Сара Бернар, Вивьен Ли, Одри Хепберн и Мэрилин Монро носили умопомрачительные перчатки, а их поклонники и поклонницы, желая походить на кумиров, осаждали галантерейные магазины.По сути, пик приходится на 1968 год, когда аксессуар был признан «буржуазным» знаком и стал символом официальных взаимоотношений, лицемерия, нарочитости и богатства. Сегодня перчатки не являются обязательным элементом современного гардероба, но, тем не менее, нашу жизнь без них в холодное время года также трудно себе представить. Любой человек, независимо от пола, достатка, профессии, социального положения, имеет хотя бы одну пару перчаток, будь то кожаные, замшевые или какие-либо другие
Особые правила существовали при посещении церкви. Входя в православный храм, необходимо было осенить себя крестным знамением. При этом непременно снимали перчатку с правой руки. Это правило распространялось на мужчин и женщин без исключения. Во время обряда венчания правая рука брачующихся оставалась без перчатки.
В католическом храме снимать перчатку с правой руки было необязательно, так как крестным знамением католики осеняли себя только после того , как опустят кончики пальцев в сосуд с освящённой водой. Кроме того, можно было подать святой воды своему спутнику, обычно младшие подавали старшим. Это означало, что другому человеку не надо опускать руку в сосуд с водой – достаточно прикоснуться к руке подавшего воду.
- Существовал ряд профессий, таких, как лакей или официант, костюм которых предполагал перчатки. В этом случае перчатки могли быть нитяные, а кожаные перчатки, замшевые и тем более лайковые перчатки абсолютно исключалась. Перчатки были распространены на всей территории расселения русского народа, как в Европейской России, так и в Сибири
- Интерес мужчин к перчаткам возродил Наполеон Бонапарт. Большой почитатель этого дополнения к костюму, великий французский полководец считал, что перчатки придают мужчине мужественный и воинственный вид. По свидетельствам современников, к 1806 году в его коллекции находилось более 240 пар перчаток. Наполеон носил их практически круглосуточно и призывал единомышленников поступать так же. Причуда любимца нации всем понравилась, и вскоре мужские перчатки опять вошли в моду. Жена Наполеона, Жозефина, страсть мужа к перчаткам не разделяла, но все-таки их носила. Чаще всего она выходила в свет в очень длинных перчатках, и никто даже не догадывался, что жена императора просто хочет скрыть свои некрасивые руки
- В наше время перчатки вернулись к своей первоначальной функции – защите от холода. Но иногда они все-таки используются как аксессуар, придающий особый шик свадебным и вечерним туалетам. И все же мало кто остается равнодушным перед красивыми, элегантными перчатками.
Душистые перчатки
Обычай ароматизации перчаток впервые появился в Венеции. Французские производители перчаток практиковали ароматизацию своих перчаток фиалковой пудрой с конца 13 века. Еще Екатерина Медичи, королева Франции и жена Генриха II (16 век), ввела моду на использование парфюмерных масел и эссенций. Однако парфюмерия как искусство и прибыльный бизнес была полностью сформирована только во времена правления Людвика XIV. Парфюмерия тогда была напрямую связана с созданием перчаток и являлась атрибутом класса экстра-люкс, доступным только для высшего общества. Парфюмированные перчатки назывались «душистые перчатки».
Существовали различные способы ароматизации перчаток, если кожа первоначально не была душистой: погружение их в парфюмированную воду или натирание внешней или внутренней стороны ароматной пасты. Перчатки «Испанская кожа» имели очень сильный аромат. Французские перчаточники использовали цветочные эссенции и масла, и их перчатки были надушены более деликатно. Вот один из рецептов из книги С. Уильяма Бека:
"Положить в дягилевую воду //воду с ангеликой// и розовую воду гвоздичный порошок, амбру, мускус и железное алоэ //дерево агар//, бенджамин (бензоин) и перемешать. Далее варить до тех пор, пока объем не уменьшится наполовину, затем процедить отвар и положить в него перчатки. Повесить их сохнуть на солнце, и почаще их переворачивать. Повторить всю процедуру три раза (...), затем растереть 1 часть бенджамина с 1 частью масла миндаля и втирать эту массу в перчатки пока они не станут почти сухими. Затем растереть по двадцать крупинок амбры и мускуса с маслом миндаля и втереть в перчатки, а затем повесить их сушиться (...), и после этого использовать их в свое удовольствие".
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ЭТИКЕТ И ПЕРЧАТКИ
Перчатки традиционно были атрибутом аристократических и высших слоев общества и ношение этого аксессуара было строго регламентировано вплоть до начала двадцатого века. Начиная со времен Средневековья, существовал очень строгий этикет ношения перчаток, как для женщин, так и для мужчин.
Жизнь любой дамы была просто немыслима без повседневных перчаток. С утра пораньше она облачалась в тонкие трикотажные митенки, которые стали частью домашнего гардероба. Настоящие перчатки из лайки одеть было трудно, и делали это исключительно дома. Днем, для визитов и прогулок, надевались длинные перчатки из плотного шелка или кожи, а принадлежность вечерних балов – это, прежде всего, лайковые перчатки, которые плотно облегали кисть и тем самым подчеркивали ее изящество. Надевание таких перчаток было делом долгим и довольно интимным, поэтому считалось неприличным снимать и надевать их публично. И от этого перчатка обрела статус невероятно яркого сексуального фетиша.
Также считалось неприличным надевать одну и ту же пару перчаток (они быстро теряли свои качества, а любая морщинка на лайковой поверхности уже была нарушением этикета и дурновкусицей). К тому же перчатки должны были по цвету, фактуре, фасону и материалу сочетаться с шляпками, платьями, туфлями. Так что любая приличная дама должна была иметь как минимум два-три десятка перчаток. Дамы снимали перчатки только за столом, а митенки - перчатки без пальцев - оставляли на руке даже во время еды.
И для мужчин существовал определенный этикет ношения перчаток. Этикет того времени требовал, чтобы джентльмен в обществе всегда оставался в перчатках. Дворянину негоже было появляться без них на людях. Мужчин также как и женщинам полагалось надевать перчатки только дома, делать это публично - значило демонстрировать дурной тон. Цвет мужских перчаток также был регламентирован. Черные перчатки носили в случае траура, к смокингу прилично было носить белые или светло-бежевые перчатки, а на охоту полагалось выезжать в желтых перчатках.
В начале двадцатого века перчатки были забыты, сохранив лишь статус согревающей руки зимней одежды. Но в середине двадцатого века перчатки возродились как элемент моды и стиля. В наши дни перчатки на пике популярности.
В наши дни также существуют некоторые правила хорошего тона в ношении перчаток, например, при рукопожатии. Рукопожатие - традиционный, символический жест-приветствие. Женщина, здороваясь, может не снимать перчатку. Исключением может быть встреча с женщиной много старше себя.
Мужчины, здороваясь между собой, остаются в перчатках. Но если один из них снял свою, ничего не поделаешь - другой должен последовать его примеру. Если мужчина здоровается с женщиной в перчатках, он может свою тоже не снимать. Исключение: толстые меховые варежки.
Если при встрече на улице вы протягиваете для приветствия руку, помните, что в этом случае у вас обе руки должны быть без перчаток, либо обе в них. Не полагается, однако, протягивать в перчатке руку женщине, у которой перчаток нет. Здороваясь же с мужчиной или с тем, кто моложе вас, можно этого правила не придерживаться. Сделать отступление от этикета можно и женщине, которая приветствует более молодую женщину без перчаток. Войдя в помещение, полагается в первую очередь снять перчатки, а потом уже поздороваться с присутствующими. Разумеется, речь не идет о перчатках, которые служат дополнением к вечернему туалету.
Надев кожаные перчатки, дополняющие торжественный наряд, вы не можете оставаться сторонним наблюдателем праздника, вы должны обязательно в нем участвовать. Кроме того, необходимо запомнить основные правила ношенья перчаток на светских мероприятиях.
Кожаные перчатки должны быть надеты во время рукопожатия на официальном приеме, во время танца и когда женщина протягивает руку для поцелуя.
Дипломатические приемы также обязывают надевать перчатки в тон костюма. Например, Джеки Кеннеди, будучи первой леди США, на официальных приемах была в перчатках даже в сорокоградусную жару. Сохранились воспоминания ее современником, о том, как во время дипломатического визита в Индию, она совершала прогулку на слоне, при этом была одета в белый костюм и длинные белые перчатки.
Перчатки также должны быть надеты во время коктейля, но во время обеда хотя бы правая перчатка должна быть снята. Снимать перчатки нужно незаметно, если, конечно же, вы не хотите произвести драматический эффект на публику.
Мундштук необходимо держать, не снимая перчаток. Кольца и браслеты могут надеваться поверх перчаток для дополнительного эффекта. Вспомните, как изысканно выглядела Одри Хепберн в фильме «Завтрак у Тиффани», одетая в длинные черные кожаные перчатки, украшенные сверкающими кольцами и браслетами - вечное совершенство классики!
Если вы решили надеть к вечернему платью длинные перчатки из кожи или замши вы будете неотразимы, но помните, что длинные перчатки должны облегать руку и быть аккуратно натянутыми до конца.
Покидать помещение полагается с предварительно надетыми перчатками.
Посещая оперу, помните, что считается плохим тоном носиться черные оперные перчатки с белыми или светлыми туалетами, они должны сочетаться лишь с костюмами и платьями темных тонов. Впрочем, традиционные цвета для оперных перчаток – белый, бежевый, цвет слоновой кости.
Длинные или короткие перчатки, что бы вы не выбрали, сами по себе являются завершающей образ деталью… А в дополнение к перчаткам можно воспользоваться специальным футляром для перчаток, который крепится к сумочке. Когда нужно снять перчатки, вам не придется искать место, куда бы их положить. Такой футляр, покрытый позолотой, предлагает производители элитных перчаток и многие дома высокой моды, например, Эрмес.
Это лишь несколько правил, но, вероятно, сегодня возможны различные вариации и отклонения от стандартов, поскольку моде позволено практически все
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
- ПСИХОЛОГИЯ ЦВЕТА В ОДЕЖДЕ
Каждый цвет оказывает на человека большое эмоциональное воздействие и ассоциируется у большинства людей с некоторыми символами. Вам хотелось бы знать, как цвет одежды влияет на того, кто ее носит, и как воспринимаются определенные цвета окружающими? Посмотрите одну из существующих классификаций воздействия цвета.
Цвет | Эмоциональное воздействие | Символическое значение |
Желтый теплый | Стимулирует, веселит, бодрит, оживляет | Солнце, благодарность |
Желтый холодный | Тошнота, отвращение, бред | Ревность, зависть, измена |
Оранжевый | Радует, ободряет, активирует | Солнце, радость, богатство, мощь, роскошь, торжество |
Красно-оранжевый | Возбуждает, дразнит, подстрекает | Любовь, гордость, мощь, борьба, гнев, страсть, опасность |
Пурпурный | Примиряет, обезволивает | Достоинство, мощь, роскошь, старость |
Фиолетовый | Лишает воли, наводит грусть | Благородство, торжественность, скромность, смирение |
Светло-синий, голубой | Успокаивает, создает иллюзии, уводит от реального | Свобода, мир, рай, покой |
Синий | Делает пассивным, утешает, сосредотачивает | Вожделение, вера, верность, плодородие |
Электрик | Сдерживает, успокаивает | Желание, холод |
Зеленый | Успокаивает, уравновешивает | Спокойствие, мир, молодость, надежда, безопасность |
Желто-зеленый | Освежает, облегчает, бодрит | Оптимизм, надежда, зарождение |
Белый | Оставляет равнодушным | Чистота, девственность, вечность |
Черный | Угнетает | Смерть, траур, реакция |
Серый | Лишает воли, наводит на печаль | Бледность, нищета |
Красно-коричневый | Благоприятствует, надежность, устойчивость | Дом |
В мире моды психологии влияния цвета используется очень часто, в первую очередь это проявляется в одежде. Конечно, в настоящее время мода стала очень демократичной, но есть и общие принципы и правила комбинации цветов.
В повседневной жизни считается, что чем ярче, крикливее цвет одежды, тем о более низком социальном уровне человека это может свидетельствовать. Наиболее благородными и аристократичными в одежде считаются все оттенки серого цвета, которые часто используются в деловых костюмах. Как правило, это цвета людей высокого социального и экономического уровня.
Черный и белый цвета в основном нейтральны, поскольку являются классическими и очень распространенными. Для русской культуры присутствие одного только черного цвета может нести и негативную окраску, поскольку черный издавна считался цветом траура. Но в настоящий момент это правило уже не так обязательно.
В то же время белый цвет по своей символике – это цвет чистоты, невинности, именно поэтому свадебное платье невесты традиционно было белого цвета.
Желтый цвет в одежде используется достаточно редко, поскольку является слишком ярким, а потому несколько раздражающим, в основном используются его оттенки. Этот цвет подойдет для тех, кто хочет привлечь к себе внимание.
Что касается красного цвета, в повседневной жизни это тоже не самый распространенный цвет. Красный цвет очень яркий, возбуждающий, а поэтому он очень выгодно может использоваться для того, чтобы оставить о себе сильное впечатление. Например, если вам необходимо удивить, поразить кого-то своей красотой, можете смело прийти на вечеринку в ярко-красном платье или красном галстуке. Этот цвет выигрышно смотрится в аксессуарах (сумочки, платки, шарфы, перчатки и т.д.). Особенно интересными могут быть варианты сочетания красного и черного цветов, с их помощью можно хорошо передать праздничное настроение.
Синие и зеленые оттенки в одежде достаточно привычны, поэтому воспринимаются нейтрально.
Отрицательные эмоции может вызывать использование в большом количестве коричневого цвета в одежде, особенно его темных оттенков.
Оригинальными приемами считаются использование контрастных цветов, а также акцентирование одного цвета с помощью другого, менее яркого.
Интересные, но непривычные в повседневности цвета (ярко-розовый, оранжевый, бирюзовый) используются в некоторых случаях, при соответствующей обстановке как проявление оригинальности и собственного стиля, суть которого можно выразить именно этими цветами.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ПЕРЧАТКИ В ЖИВОПИСИ
№ | Век, эпоха | Автор | Назначение перчатки |
1 | 16 век | Тициан | Перчатки на картине подчеркивают высокий статус человека. Есть также знаковая часть – снятая правая перчатка, указание на расположенность человека к зрителю. Перчатка никак не выражает внутренний мир человека |
2 | 17 век | Веласкес | У статусной роли перчаток появляется новый аспект – статус показывается не только наличием перчаток, но и обращением с ними. В буржуазной Голландии, перчатки становятся принадлежностью не только аристократии, изображаются люди, более низких сословий. В монархической Испании перчатка остается деталью костюма высшего сословия. В языке перчаток появляется подтекст. Небрежное обращение – намек. Король, которому свойственно такое пренебрежение, возможно, проявляет его не только в отношении перчаток, но и в отношении потданных. |
3 | 18 век | Гойя | В 18в. перчатки продолжают оставаться принадлежностью высших слоев общества. У перчатки появляется дополнительная, художественная функция, с ее помощью создается ощущение живости. Вспомним картины Тициана, перчатка была снята, теперь мы видим процесс – перчатки одевают. |
4 | 1 четверть 19 века | Томас Гейнсборо Кипренский. | В 1 четверти 19в. перчатки продолжают показывать статус человека. С другой стороны они остаются символом испытания, но этот символ скорее метафора, для него не нужна настоящая перчатка: «Во всеоружье, со спокойным взором, Шотландии и английским ослам!» Байрон “Английские барды и шотландские обозреватели” |
Фридрих Шиллер Никола-Себастьян Фросте.
Портрет А.В.Суворова
С фельдмаршальским жезлом
Ван Гог написал мадам Жину,
Лемпицка Тамара владелицу кафе "Де ла Гар",
в традиционном платье арлезианки