Макарова Л.И. Роль деталей в понимании художественного образа

 Роль деталей в понимании художественного образа

Скачать:


Предварительный просмотр:

                      Макарова Лариса Ивановна,

        учитель русского языка и литературы,

филиал МБОУ «Солнечная СОШ №1»

«Локосовская средняя школа-детский сад им. З.Т. Скутина»

Роль деталей в понимании литературных образов

на примере шали

(к вопросу изучения художественного произведения)

Литературное произведение – это совокупность огромного количества элементов, неразрывно связанных между собой.  Достаточно проанализировать один из элементов текста, и в нём отразится весь смысл художественного произведения. Таким элементом может стать композиция, система образов, пейзаж, цветовое решение, деталь. Наше внимание привлекла такая деталь вещного мира как шаль. В произведениях русских писателей и поэтов этот атрибут женского туалета нашёл своё место, чтобы показать, подчеркнуть какие-то особенности жизни, характера или поступков героев.                      

Слово «деталь» как научный термин литературоведения и как изобразительное средство, заслуживающее внимание ученых, было упомянуто еще В. Белинским [3] Однако должным образом о детали заговорили только в двадцатом столетии. Определение детали,  как одного из средств изобразительного искусства и суждения о ее разновидностях впервые появились в книге Г.Поспелова «Теория литературы» [28], из которой выясняется, что слово «detael», будучи французского происхождения, обозначает «часть, частицу, долю, подробность, мелкую часть мелочи» и в качестве художественного средства выполняет важные функции в литературном произведении.

Исследуя особенности функционирования художественной детали, литературоведы сходятся во мнении о важности ее в художественном тексте. Так, В. Щеглов в работе «Верность деталей» говорит, что «художественная деталь» имеет идейный, психологический, эстетический вес в произведении» [41]. И. Роднянская пишет, что «художественная деталь» необходима, чтобы «читатель всегда держался начеку» [31].   Ю. Борев подчеркивает, что «благодаря художественной детали в тексте возникает возможность усмотрения дополнительного смысла» [6].

Ряд авторов - литературоведов выделяют в художественной детали две стороны. Так, Н. Сахарный за внешнюю сторону детали принимает описание образа внешности или природы, а за внутреннюю -имплицируемое ею какое-либо душевное движение.

С. Калачева классифицирует деталь следующим образом: деталь-портрет, предметная деталь, деталь-поступок, деталь-образ, деталь-вопрос, раскрывая и само понятие детали: «Деталь помогает при названии каждого внешнего признака понять что-то в сущности изображаемого характера» [17]. 3. Гузар отмечает, что «деталь может быть рельефной, пластической, картинной или «необразной» [13]. Р. Якобсон отождествляет понятие «художественная деталь» и «синекдоха» как средство иносказания [42]. Развернутое представление о художественной детали дает М. Березняк достаточно подробно определяет понятие «художественная деталь». Автор утверждает, что «деталь порождает чувственный образ» [4]. С подобной трактовкой не соглашается Н. Колодина: «Деталь как средство текстопостроения не способна порождать чувственный образ в силу того, что зрительный образ не может быть непосредственно создан словами - он только подразумевается, он внушается читателю, и, воспринимая внушение, читатель неизбежно опирается на свой запас впечатлений» [19].

  Художественная  деталь рассматривается учеными как средство текстопостроения, способствующее построению различных смыслов. М. Березняк, выделяет имплицирующую деталь в отдельный тип детали, указывая на то, что «назначение этой детали - одновременная активизация более чем одного значения» [4]. По оценке Н. Колодиной, художественная деталь «представляет собой отрезок текста как экспликационно-импликационное средство текстопостроения, имеющее смысловую завершенность, способное обращать на себя рефлексию и приводить, в результате мыследействования с ним, к усмотрению и построению социально адекватных смыслов этого отрезка текста» [19]. Таким образом, художественная деталь, по мнению ученых, сама по себе имеет лишь значение своих лексических составляющих, но в процессе восприятия, она становится средством, способствующим построению различных смыслов.

Мы рассмотрим понятие художественной детали, как «шаль». Энциклопедические словари дают такую трактовку данного понятия:  

Шаль – Заимствовано из XVIII века из польского языка, в котором szal- франц.; chale- восх из персидского Sal – шерстяная материя – покрывало из этого материала. [40].

Шаль – большой тканный или вязаный платок, которым покрывают плечи и голову, или закутывают шею [ 8].

Шаль – 1. Большой вязаный или тканный платок. 2. Отлажной воротник с цельными отворотами, обычно закруглёнными [ 24].

Таким образом, приходим к выводу, что шаль это большой тканный или вязаный платок, которым женщины накрывают голову или плечи.

У многих народов (немцев, французов, англичан, поляков, турок, русских и др.) слово «шаль» звучит примерно одинаково, так как заимствовано из персидского языка и обозначает тканое или вязаное полотнище разного вида и размера (квадратное, длинное прямоугольное или в виде прямоугольного треугольника.) Шаль накидывают на плечи, чтобы преобразить скромное платье, сделать наряд более выразительным, придать строгость костюму или, напротив, смягчить его «деловитость», в конце концов, просто согреться в холодные осенние или зимние дни. В русском языке есть еще слово «полушалок» или, как поется в известной песне, «полушалочек» («Стою на полустаночке в цветастом полушалочке…»). Так называют небольшую шаль.

Считается, что первые шали, тонкие и вместе с тем теплые, были изготовлены в XV веке в городе Сринагар, что в Кашмирской долине (историческая область  в Азии, ставшая в прошлом столетии частью индийского штата Кашмир). Их делали в технике ручного ткачества из шерсти и пуха кашмирских коз (эту породу с длинным остевым волосом и мягким пуховым подшерстком, волокна которого  однородны, издавна разводят на Тибете, в Иране, Монголии, Средней Азии и на севере Индии). Над обыкновенной шалью три ткача работали несколько месяцев, над дорогой – от полутора до четырех лет. В Европе ткани и изделия из кашмирского пуха, славящиеся красотой узора, яркими красками и необыкновенной легкостью, появились в 12-13 веках.  Первые русские шали, сотканные в сложной технике двустороннего ткачества, появились в начале 19 в.. Сделанные руками крепостных девушек,  в мастерских помещиков Н.А. Мерлиной и Д.А. Колокольцова в Нижегородской губернии, они по качеству ни в чем не уступали индийским.

Символика рисунка шали многообразна: это цветы,  пейзаж или картинка флоры и фауны. Рисунки шали имеют свою символику. Основные виды орнамента:

  • растительный –  изображение растений;
  • геометрический –  изображение геометрических фигур;
  • антропоморфный – изображение человека;
  • зооморфный  – изображение животных;
  • полиморфный – многообразный, встречающийся в нескольких формах.

С момента появления шали, она стала вещью, которая присутствовала в гардеробе каждой женщины. Это можно проследить, исследуя   портреты женщин на протяжении многих веков. Особенно это ярко прослеживается на картинах 18-20 веков. У многих художников шаль является обязательным атрибутом при изображении женского потерта (Б. Кустодиев, И. Крамской,  В.И. Суриков и др.). В женских лицах, на портретах и в исторических картинах художники искали и находили черты народной красоты и извечные черты народного характера. Поэтому на большинстве женских портретов   лица предстают в обрамлении платков. Женские лица на них «мерцают в этом узорчатом обрамлении, как жемчужины в раковинах», - утверждает исследователь Карпова  Т. Исследования показывают, что орнамент, рисунок на шали был символическим. Виды орнамента и их значение мы представляем в таблице №1,2                                    

Таблица 1

Виды орнамента шали

Растительный

Геометрический

Зооморфный

Полиморфный

Антропоморфный

цветы

звезда

змея

венок

человек

огурец

якорь

петух

солнце

растения

корабль

птицы

корабль

яблоки

ромб

ключ

круг

крест

горизонтальные линии

волнообразные линии

ломаная линия

Таблица 2

Значение символов орнамента на шали

Символы

Обозначения

Венок

 награда, почёт

Звезда

 счастье, вечность

Змея

 мудрость

Ключ

 безопасность

Корабль

 благополучие

Петух

 бдительность, готовность к бою

Солнце

 истина, богатство

Сноп

 плодородие

Цветы

 процветание, успех

Якорь

 надежда

Ромб, круг, крест

 солнце

Горизонтальная линия

 земля

Волнообразная линия

 вода

Орнамент, помещённый на шали, может быть статичным или наоборот производить впечатление движения, быть динамичным. Диагональные линии вносят, как правило, больше динамики, чем вертикальные и горизонтальные. Если в геометрическом узоре фигуры, образованные диагональными линиями, заключены в вертикальные и горизонтальные, то достигается исключительная уравновешенность в целом.

 Орнамент на шалях различных видов может создавать впечатление движения  (направление нити): по вертикали, по горизонтали, от центра к краям изделия, вокруг изделия, от краёв к середине изделия, в кайме от углов к середине, в кайме от середины к углам. Но в целом это движение должно быть обязательно уравновешено как построением отдельных мотивов орнамента, так и построением орнаментального изделия в целом. Шали могут отличаться цветом, размером, орнаментом, в зависимости от того, где они изготавливаются.   Виды шали по месту изготовления: оренбургские, павлопосадские, кашемировские, колокольцевские...

Цветовое решение шали. Цветопись активно используется во всех жанрах литературы как яркое и многофункциональное изобразительное средство. Подробное изучение художественного произведения в аспекте цвета способствует более глубокому пониманию его особенностей, творчества писателя в целом и его мироощущения. Цвет шали имеет символическое значение (таблица 3.)

Таблица 3

Символическое значение цвета шали

Цвет

Значение

Белый

власть, чистота, милосердие и печаль

Зелёный

 надежда, свобода, изобилие

Золотой

 справедливость, милосердие

Голубой

 величие, красота, ясность

Красный

 цвет огня, крови, солнца, долголетия,

плодородия, храбрости, силы, власти

Пурпурный (фиолетовый)

 достоинство, могущество

Серебряный

 правдивость

Чёрный

 символ земли, покоя, постоянства,

 скромности, отрешения, скорби

Таким образом, определяя роль образа шали в раскрытии смыла литературного произведения, характера героев, мы будем учитывать выявленные смысловые значения шали: орнамент, значение символов, движение нити, цветовую гамму.

Роль шали для раскрытия литературного образа

Анализируя изученный материал, мы приходим к мнению, что образ шали может служить для раскрытия различных по характеру аспектов

Схема 1. Аспекты употребления образа шали в литературе

Деталь в литературном произведении несет в себе не только смысловую нагрузку, но и помогает раскрыть внутренний мир героя, узнать его характер, предугадать поступки. Шаль как деталь художественного произведения может служить фоном, быть героем. Символический смысл шали заключается в том, что она может быть: мостиком между прошлым и будущим, предметом памяти, выражением национальных традиций, использована в виде сравнений, метафор (особенно при описании                           пейзажа), выражением внутреннего состояния литературного героя.

Таблица 4

Символический смысл шали в литературе

Символический смысл

Автор

Произведение

1.

Мостик между прошлым и будущим

М. Цветаева

«Провода»

Е.Турова

«Нищему духом – не подать»

2.

Предмет памяти

Е.Турова

«Нищему духом – не подать»

Ф.М. Достоевский

«Преступление и наказание»

3.

Выражение национальных традиций

М. Цветаева

«Цыганская свадьба»

4.

Использование в виде сравнений, метафор (особенно при описании пейзажа)

С.Есенин

«Колдунья», «Шалями тучек луна закрывается»

О. Есин

«Звёздной шалью неземной»

5.

Выражение внутреннего состояния литературного героя

М. Цветаева

«Под шалью»

А.С. Пушкин

«Чёрная шаль»

Рассмотрим, как использовали поэты образ шали в своих произведениях. В стихотворении А.С. Пушкина «Черная шаль», образ шали – это напоминание об ушедшей любви. Это стихотворение навеяно любовью к красавице – цыганке Людмиле. Поэт воспользовался сюжетом старинной молдавской легенды. Герой, переживший измену возлюбленной, «Младой гречанки, приходит к полной душевной охладелости.

С тех пор я не знаю веселых ночей

Гляжу, как сумасшедший, на черную шаль,

И хладную душу терзает печаль.

Черный цвет шали не случаен – это не только печаль, разочарование, но и трагедия любви.

В романсе «Тёмно-вишнёвая шаль» (автор неизвестен) мы видим шаль как атрибут женского туалета, который выступает в роли памяти о счастливых днях. Почему автор выбрал тёмно-вишнёвый цвет. Вишнёвый цвет – это оттенок красного, а красный цвет – символ любви.  

С точки зрения цвета можно сказать: вероятно, автор выбрал темно-вишнёвый цвет потому, что   писал о любви обречённой.  

В данном произведении шаль выступает в роли предмета памяти, который является для  героини символом чистой любви.

Я о прошлом теперь не мечтаю

И мне прошлого больше не жаль.

Только много и много напомнит

Эта темно-вишнёвая шаль.

 

В стихотворении  «Колдунья» С. Есенин, говоря о ночи, называет ее колдуньей.

Пляшет колдунья под звон сосняка

С черного дрожью плывут облака.

Для того, чтобы показать таинственность ночи, поэт использует олицетворения и метафоры. Так, говоря о темноте ночи, автор использует слово «шали»:

Косы растрепаны, страшная, белая,

Бегает, бегает, резвая, смелая.

Темная ночь молчаливо пугается,

Шалями тучек луна закрывается.

 Как только пейзаж становится однообразным, зелёным, Есенин вводит в стихотворение алый красный цвет. Наряжает «деву Русь» в алые одежды, не забывает бросить ей на плечи «зелёную шаль».

Чаще всего образ шали возникает в творчестве М. Цветаевой. Для поэтессы шаль- это таинственность, недосказанность.

                    Женщина, в тайнах, как в шалях, ширишься.

                    В шалях, как в тайнах, длишься

                                          («Под шалью». 1924г.)

В стихотворении «Провода» (1923г.) слово «шаль» является связующим звеном между прошлым и настоящим. Шаль – это общее, что осталось у героев.

По случаю – в песках, на щебнях

Подобранных – в ветрах, на шпалах

Подслушанных…Вдоль всех бесхлебных

Застав, где молодость шаталась.

Шаль, узнаешь ее? Простудой

Запахнутую, жарче ада

Распахнутую…

Цветаева использует образ шали и для описания национальных традиций.

Для цыганок шаль – это необходимый атрибут одежды, для невест – оберег:

Из-под копыт!

Грязь летит!

Перед лицом –

Шаль, как щит.

                     («Цыганская свадьба» 1917г.)

Известно, что Анна Ахматова была любимой поэтессой Цветаевой.

 В утренний час сонный час,-

Кажется четверть пятого,-

Я полюбила Вас,

Анна Ахматова.

 Говоря о своем личном восприятии творчества Ахматовой, Цветаева упоминает о некоторых ее биографических фактах

Узкий, нерусский стан –

Над фолиантами.

Шаль из турецких стран

Пала, как мантия.

Любимый атрибут одежды Ахматовой – шаль. Цветаева возвеличивает её до королевской одежды-мантии.

В стихотворении  Блока «Красота страшна», - Вам скажут…» лирический герой как бы рассматривает героиню и следит за ее движениями

«Красота страшна», - Вам скажут,-

Вы накинете лениво

Шаль испанскую на плечи,

Красный розан в волосах.

Это стихотворение Блок посвятил Анне Ахматовой. Поэт говорит, что она красива, но предупреждает, что «красота  страшна» и «проста» одновременно. Испанская шаль и красивый розан рисуют перед нами образ Кармен.

Поэзия Ахматовой – граница личных признаний и безответной откровенности. В поэме «Без героя» Ахматова дает свой поэтический портрет:

….мне страшно: войду сама я,

Кружевную шаль не снимая,

 Улыбнусь всем и замолчу.

С той, какого была когда-то,

В ожерелье черных агатов,

До долины Иосафата,

Снова встретиться не хочу……

Такая деталь, как «кружевная шаль», помогает нам почувствовать хрупкость и ранимость лирической героини.

Проанализировав поэтические произведения классиков, мы пришли к выводу, что образ шали используется в иносказательном и метафоричном смысле для описания пейзажа, для раскрытия внутреннего состояния лирического героя.

В прозаических произведениях шаль чаще всего используется как атрибут одежды, как модная вещь, как способ выделиться, заявить о своём социальном положении, как память о прошлом, как причина для развития каких-либо событий.

 В повести Лермонтова «Герой нашего времени», шаль выполняет функцию верёвочной лестницы. «Около двух часов по полуночи я отворил окно и, связав две шали, спустился с верхнего балкона на нижний, придерживаясь за колонну». Шаль в данном эпизоде является способом спасения чести женщины.  

В царствование Александра I воспитанниц женских учебных заведений начали обучать танцу с шалью. Так девушки демонстрировали свое изящество, грациозность и хорошую осанку. Эта традиция сохранилась до конца XIX века. Подтверждение данному факту можно найти в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», где титулярный советник Мармеладов рассказывает Раскольникову: «Знайте же, что супруга моя в благородном губернском дворянском институте воспитывалась и при выпуске с шалью танцевала при губернаторе и при прочих лицах, за что золотую медаль и похвальный лист получила».  Для Катерины Ивановны Мармеладовой шаль имела особое значение. Она являлась  связующим звеном между прошлым и настоящим, памятью о дворянском институте, в котором прошли её лучшие девичьи годы.

В рассказе Евдокии Туровой «Нищему духом – не подать», шаль является связующим звеном между прошлым и будущим: «Достанет со дна сундука четвертушку старинной расписной шали, красивая, в розах шаль-то была. Поглядит, вздохнет и положит обратно. Городским шаль показывала: вот, мол, в каких шалях хаживали и песни пели».

Шаль говорит о социальном положении женщины: «Кержацкие шали начетверо бедные девки разрывали, да носили», для героини Анны шаль является семейным талисманом   «от матери досталось мало: четвертушка шали с розами…». Часто в произведениях образ шали употребляется  в двух аспектах: образ иносказательный (покрывало) и  атрибут одежды (таблица) (таблица 5)

Таблица 5

Образ шали в поэзии и прозе

ПОЭЗИЯ

ПРОЗА

Ахматова А. сборник «Дневник моих встреч»

Городецкий С. повесть «Чёрная шаль»

Цветаева М. «Остров под шалью»

Достоевский Ф.М. «Бесы» «Преступление и наказание»

Блок А. «Анне Ахматовой»

 Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени»

Тарковский А. «Грусть норовит»

Лесков Н.С. «Воительница»

Клюев Н. «Листопадно ковровые шали»

Островский Н.А. «Таланты и поклонники»

Есенин С. «Шалями тучек луна закрывается»

Резник А. «Чёрная шаль»

Есин О.

Звёздной шалью неземной,

Солоухин В. «Здравствуйте»

Полежаева Т.С. Сборник стихов «Белая шаль»

Горький М. «Жизнь Клима Самгина»

Пушкин А.С. «Чёрная шаль»

Булгаков М. «Мастер и Маргарита»

 Фет А.А. «Как идёт вам…»

Турова Е. «Нищему духом – не подашь»

Рубцов Н.М. «Осенние этюды»

Тургенев И.С. «Ася»

Образ шали употребляется и в произведениях современных югорских поэтов и писателей. Нам показалось важным провести сравнительный анализ по использованию образа шали в русской классической литературе и в литературе югорских писателей.

Национальные традиции коренных народов Севера  определяют женщинам покрывать голову платком или шалью в течение всего года.   Женщины всегда любили покрывать головы шалями красного цвета. Яркие   цвета привлекали их, потому что вокруг всё время были однообразные холодные пейзажи.

Из прозаических произведений югорских писателей мы узнаём  о традициях и обычаях аборигенов, о жизни женщин. Шаль у женщин ханты выполняла три функции: обряды семейных святилищ, религиозные церемонии, национальный обычай – скрывать лицо от посторонних. О судьбах народа-ханты, о женщинах, об их прошлом, настоящем мы узнаём из книги Еремея Айпина «Ханты или Звезда Утренней Зари».

 В рассказе Екатерины Логиновой «Заговорить, что закричать», мы узнаём о скромности, немногословности женщин ханты, которые скрывали своё лицо за цветастыми, яркими платками или шалями.

Для поэта С. Сметанина в стихотворении «Уходит осень» Россия  - это «вечная шаль надежды».

А на сердце России, под небесною, синей,

Вечной шалью надежды, прикрывшей поля.

Как на сердце поэта заколдованный иней,

От того я не весел, мать, Россия земля!

Виктор Соколов при описании сибирского пейзажа в стихотворении «Саяны в белой дымке поседели» использует метафоры «златая шаль», «шаль из искорок».

Уходит осень, покидая горы,

Раскинув по долам златую шаль.

Шуршащего дождя развесив шторы,

уманами заткав надолго даль.

Произведения югорских писателей и поэтов, в которых обнаружили образ шали, мы выделили в таблице 6.

Таблица 6

Образ шали в поэзии и прозе югорской литературы

Проза

Поэзия

Нина Ядне «Я родом из тундры»

Виктор Соколов «Уходит осень…»

«День угасал»

Анна Неркаги «Анико из рода Ного»

С. Сметанин «А на сердце России»

Татьяна Молданова «В гнёздышке одиноко»

А. Тарханов «Берёзонька»

Екатерина Логинова «Заговорить, что закричать»

Леонид Гайкевич «Падал первый снежок в октябре», «Разукрасила ночь белоснежным узором»

Сравнивая произведения югорских писателей и поэтов с русскими классиками, мы приходим к выводу, что образ шали югорских писателей и поэтов используется реже, чем в классической литературе. В ходе исследования мы вывели сравнительную таблицу использования шали двух народов (таблица 7).

Таблица 7

Сравнительная таблица использования образа шали

в русской и югорской литературе

Русская литература

Югорская литература

Атрибут одежды

Обряды семейных святилищ

Дань моде

Религиозные церемонии

Иносказательный образ

Иносказательный образ

Способ выделиться

Национальные традиции

Сокрытие физических недостатков

Психологическая защита

Традиция

Исследуя данную тему, мы пришли к выводу, что образ шали в  прозе и поэзии является не просто предметом украшения, важной деталью женского туалета, по ней можно было определить социальное, семейное положение, принадлежность к месту проживания. Шаль могла служить оберегом от дурного глаза, она сопровождала женщину всю жизнь. Шали как бы олицетворяли бесконечную, весёлую и одновременно тоскливую красоту родной земли.

Палитра употребления образа шали в русской литературе многообразнее, чем в югорской (таблица 7). Это объясняется многовековой культурой литературного творчества русских писателей, на которых имела влияние и зарубежная литература, и литература малых народов. Югорская литература возникла позднее и в основе своей отражает мироощущение, национальные традиции народов Севера.

Библиография:

  1. Ахматова А.  Стихотворения и поэмы/А.  Ахматова – Свердловск: Сред. – Урал. кн. изд-во,1987. – 496 с.
  2. Бахлыков П.С. Юганские ханты: история, быт и культура: Краткое историческое повествование о ханты Сургутского района / послесловие С. Г. Пархимовича – Тюмень: «СофтДизайн», 1996. – 208с.
  3. Белинский В. Полн.собр.соч. - Т.ХП.-М.:Госиздат,1926.- 382 с.
  4. Березняк М.  «Типы и функции художественной детали в англоязычной прозе»/ Березняк, М.: Дрофа, 1985, 194 с.
  5. Блок А. Стихотворения. Поэмы. Воспоминания современников. / вступ.ст., сост. И прим. Т.Н. Бедняковой;.- М.: Правда, 1989. – 592 с.
  6. Борев Ю.   Литературное произведение /Ю. Борев, М.: Дрофа, 1985,  180 с..
  7. Булгаков М. «Мастер и Маргарита»/М. Булгаков: Роман . – Петрозаводск: «Карелия», 1994 – 311 с.
  8. Булыка Словарь иностранных слов Булыка Около 24000 слов. Изд. 3-е стереотип.  . М., «Сов.Энциклопедия». 1973. 846с.
  9. Гайкевич Л.И. Югра ненаглядная. Стихи и сказки/Л.И.  Гайкевич – Москва: Ассоциация «Научная книга», 2007. – 128 с.
  10. Гоголь Н.В. «Вечера на хуторе близ Диканьки»/Н.В Гоголь, Смоленск: Русич, 2002. – 206 с.  
  11. Городецкий С. Повести/С.Городецкий . – Свердловск: Сред. – Урал. кн. изд-во, 1996. – 203 с.
  12. Горький М.  Собрание сочинений/М.Горький: в 8 т./ Сост. В.М. Курганова, С.А. Небольсин. – М.: сов. Россия, 1990.  
  13. Гузар 3.  В мире литературных образов/Гузар, М.: Дрофа, 1970, 210 с.
  14. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание Роман. Вступит.статья К.Тюнькина.Л., «Худож.лит.», 1974. – 559 с.
  15. Есенин С. Собрание сочинений: В 2т. Стихотворения. Проза. Статьи. Письма / Сост. И коммент. Ю.Л. Прокушева. – М.: Сов. Россия: Современник, 1990. – 384 с.
  16. Есин О.   Стихи  / О.   Есин Смоленск: Русич, 2001. – 256 с.  
  17. Калачева С. Деталь как сущность изображаемого характера /Калачева, М.: Дрофа, 1993, с.89
  18. Клюев Н.  и др. Избранное/ Н.Клюев, С Клычков, П. Орешин; Сост., авт. вступ. ст. и примеч. В.П.Журавлёв. – М.: Просвещение, 1990. – 352 с.
  19. Колодина Н.  Деталь как средство текстопостроения/Колодина Н., 1997, М.: Дрофа,  245с.
  20. Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени»/М.Ю.Лермонтов. М., «Дет. лит.», 1976. –190 с.
  21. Лесков Н.С. Избранные сочинения / Н.С. Лесков Свердловск: Сред. – Урал. кн. изд-во,1987. – 370 с.
  22. Литература Тюменского края. Хрестоматия в трёх книгах: Кн. I, II, III 5-11 кл./ сост.Г.И. Данилина, Н.А. Рогачёва, Е.н. Эртнер. – Тюмень: «СофтДизайн», 1996.
  23. Литературно-художественный альманах «Сургут», № 2, 2005г.
  24. Ожегов С.И. Словарь русского языка./ С.И.  Ожегов Около 57000 слов. Изд. 10-е стереотип. под ред. д-ра филолог. Наук проф. Н.Ю. Шведовой. М.,»сов.Энциклопедия». 1973. 846с.
  25. Островский А. Пьесы/А.Островский. Свердловск: Сред. – Урал. кн. изд-во, 1999. – 496 с.
  26. Пастернак «Доктор Живаго»/Пастернак М.: Сов. Россия: Современник, 1990. – 384 с.
  27. Полежаева Т.С. Сборник стихов «Белая шаль» Т.С.Полежаева М.: Сов. Россия: Современник, 1990. – 197 с.
  28. Поспелов Г.  Теория литературы Г.   Поспелов, М.: Дрофа, 1966.С.67,
  29. Пушкин А.С.  Лирика /А.С.Пушкин М.: Просвещение, 1974. – 207 с.
  30. Резник А. Стихотворения /А.  Резник,  Смоленск: Русич, 2003. – 324 с.  
  31. Роднянская И.   Художественная деталь/Роднянская, М.: Дрофа, 1989, с.21.
  32. Рубцов Н.М.Стихотворения. – М.: Профиздат, 2007. – 304.
  33. Соколов В. Как можно жить Россию не любя? Книга стихов. /В. Соколов– Сургут: «Нефть Приобья», 1995. – 230с.
  34. Солоухин В. Рассказы/В.Солоухин, М.: Сов. Россия: Современник, 1990. – 246 с.
  35. Тарковский А.  Стихи/А. Тарковский М.: Сов. Россия: Современник, 1990. –185 с.
  36. Толстой Л.Н.  Война и мир / Л.Н.  Толстой . т.2./ коммент. Л.Д. Опульской. – м.: Просвещение, 1981. – 302 с.
  37. Тургенев И.С.  Сочинения: в 2-х т. М.: Худож.лит., 1980. Т. I и II Повести и романы 1856-1862. 1980. 446 с.
  38. Фет А.А. Стихотворения. Проза. Письма/вступ. Ст. А.Е. Тархова; сост. И примеч. Г.Д. Аслановой, Н.Г. Охотина и А.Е. Тархова.- М.: Сов. Россия, 1988. – 464 с.
  39. Цветаева М. И. Избранное/ М. И. Цветаева – Смоленск: Русич, 2003. – 592 с.  
  40. Шанский Н.М., Бобров Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка, Н.М. Шанский, Т. А.Бобров. – 6-6 изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003. – 400с.
  41. Щеглов В.   «Верность деталей» /Щеглов, М.: Дрофа, 1985, с.86.
  42. Якобсон Р. Художественная деталь  Р. Якобсон, М.: Дрофа, 1990, 230 с.