Программа внеурочной деятельности "Юный книголюб" обучающихся для 5-6 классов

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности обучающихся по нравственно-эстетическому развитию и предназначена для реализации в 5-6 классах, 34 часа в год. Цель программы: создание оптимальных условий для социальной и творческой самореализации личности, интеллектуального совершенствования. Задачи программы: развивать творческие способности у обучающихся,  интерес к изучению русского языка и литературы, истории и обществознания.

Программа может быть предложена для применения в образовательной практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novaya_progr_knigolyub.docx31.89 КБ

Предварительный просмотр:

              ГБОУ СОШ с. Александровка  Бахиловский филиа

                                        Программа

       Внеурочной деятельности «Юный книголюб»

       для обучающихся 5,6 классов по ФГОС

        Направление: нравственно - эстетическое.

    Программа составлена

 учителем литературы Шерстобитовой Т.В.

                                                                                                                                       Содержание

I. Нормативно-правовая основа………………………………………………2

II.Пояснительная записка

  1. Актуальность
  2. Цель
  3. Задачи
  4. Метапредметные связи
  5. Реализация программы
  6.  Системность

III. Планируемые результаты

  1. Предметные результаты
  2. Универсальные учебные действия

3. Личностных качеств у обучающихся

4. Формы учёта знаний.

IV. Календарно-тематическое планирование

V. Литература

I.Нормативно-правовая основа

*Закон Российской Федерации «Об образовании»                                                          *Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (второго поколения)                                                                                      

 *Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ»                                                                                                                          *Модель внеурочной деятельности обучающихся средней школы                              

II. Пояснительная записка

1.Актуальность

«Школьное образование  сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов  как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны. От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны. Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, уметь принимать решения и осознавать возможности» (проект «Наша новая школа»).

В формировании гармонично развитой личности, способной создавать новую жизнь в Российской Федерации, важную роль играет художественная литература. Так как в последнее время дети стали читать совсем мало, необходимо пробудить в них интерес к художественному слову. Книга- это звено, связывающее нас с прошлым и будущим. Книга- это путь к познанию вещей и явлений.   Книга- это путь к открытию мира людей, добра и зла, достижений и заблуждений, силы и слабости, покорности и борьбы, равнодушия и непримиримости. Открывая этот мир, впитывая опыт поколений, ребёнок развивает свой мир и чувства, вырабатывает убеждения, познаёт, оценивает и воспитывает самого себя.

2. Цель

 Создать оптимальные условия для социальной и творческой самореализации личности,  интеллектуального совершенствования.

3.Задачи

 *Пробудить и сформировать у пятиклассников интерес к детским книгам, желание их читать

*Развивать способность думать над книгой, самостоятельно сосредотачивать своё внимание на прочитанном

*Развивать творческие способности у обучающихся и творческий индивидуализм

*Ориентироваться в литературном процессе от устного народного творчества до письменных форм

*развивать умение грамотного и свободного владения устной и письменной речью

 *Познакомить обучающихся с произведениями писателей-земляков

* Развивать интерес к изучению русского языка и литературы, истории, обществознания, коммуникативных технологий

* Участвовать в творческих конкурсах, встречах села, района, области

*Формировать активную жизненную позицию

4.Метапредметные связи

Содержание курса обеспечивает преемственность с программными материалами базовых предметов (русского языка, литературы, истории, основ православной культуры, информатики). Практическим выходом реализации программы является издание альманаха творческих работ обучающихся.

5.Реализация программы

 Программа « Юный книголюб»  имеет познавательно-практическую направленность.  Занятия проводятся в форме круглого стола, сюжетно – ролевой игры, практической работы творческой мастерской.

6.Системность

Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. Продолжительность занятия -40 минут.

III. Планируемые результаты изучения курса «Юный книголюб»

1. Предметные результаты

*оценивать проблемную ситуацию

*составлять модели сравнения

*давать оценку сравниваемым объектам, делать выводы из сравнения

*понимать предложенную проблему

*формулировать проблему аналогичную данной

* писать отзывы на книгу, фильм, спектакль  в школьную и районную газету

*устанавливать метапредметные связи на основе теоретических знаний

2. Универсальные учебные действия

Познавательные учебные действия

*самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Коммуникативные универсальные учебные действия

*планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия

Личностные учебные действия

*Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом

*оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

3. Развитие  личностных качеств у обучающихся

В результате занятий   у обучающихся вырабатываются качества:

*  видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём

* осознавать свою роль и предназначение,

*уметь выбирать смысловые установки для своих действий и поступков, личностного совершенствования

*повышает их коммуникативные способности

*способствует сплочённости в коллективе, повышению их статуса в школьном коллективе

4.Формы учёта знаний

Учёт ведётся через тесты, проверку техники чтения, выразительное чтение, инсценирование  прочитанного.

 Итоговый  контроль предполагает издание альманаха творческих работ обучающихся, публикации в газетах: школьной, городской, районной.

IV. Учебно-календарное планирование

N

Дата

Тема занятия

Краткое описание занятия

1.

сентябрь

Вводное занятие

Заинтересовать детей работать в объединении. Узнать, какими навыками работы с компьютером, с текстом уже владеют. Инструктаж по технике безопасности. правила внутреннего распорядка.

2.

3

Читательская конференция «Мое литературное лето».

Создание презентации о прочитанной летом книге

4.

Творческая мастерская «Обязательно прочтите»

Представление презентаций

5.

октябрь

Литература и другие виды искусства. Кино.

Подготовка докладов

6.

Балет. П.И.Чайковский «Щелкунчик»

Заочное посещение театра

                         

7

Музыка. Н. Римский-Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане»

Просмотр фильма

8.

Творческая мастерская.

Создание отзыва о посещении театра

9.

ноябрь

«Вначале было Слово..»

Ознакомительная беседа. Библия

10.

Самая первая, самая мудрая. Библия как памятник культуры и литературы.

Чтение библейских легенд

11.

Библейские легенды.

Просмотр фильма

12.

Творческая мастерская.

Инсценировка библейских легенд.

13.

декабрь

Что за прелесть эти сказки. (Сказки  русских и зарубежных писателей 19-20-го века)

Выразительное чтение

14.

Путешествие в Андерсенландию

Инсценирование

15.

Как становятся сказочниками.

Практикум по созданию сказки

  16.

Творческая мастерская.

Сочинение математической сказки

  17.

январь

О людях и братьях меньших

Чтение рассказов о животных

  18.

Б.Троепольский «Белый Бим, Чёрное ухо»

Выразительное чтение любимых  эпизодов

  19.

Ю.Казаков «Арктур- гончий пёс»

Фонохрестоматия

  20.

Творческая мастерская.  «Мои собачьи мысли»

Сочинение о животных

 21

февраль

Что такое репортаж?

Теоретическое занятие

22.

«Родину – мать учись защищать».

Встреча с воинами – афганцами

23.

Воины – защитники Руси.

Создание презентаций

24.

Творческая мастерская

Сочинение. Очерк о герое –земляке.

25.

март

Легенды о матерях

Чтение произведений

26.

Жития святых женщин

Выразительное чтение

27.

Матери великих людей

Представление презентаций

28.

Творческая мастерская

Сочинение о маме

29.

апрель

Издательство

Деловая игра

30.

Техника и технология СМИ.

Беседа об истории, создании, традициях, новизне школьных газет

31

Школьная газета. Рубрики.

Как делать газету

32.

Творческая мастерская

Подготовка к выпуску альманаха

33.

май

«Все за одного, а один за всех - тогда и в деле будет успех».

Встреча с поэтами г. Жигулевска.

34.

Читательская конференция. «Любимые книги, любимые писатели»

Представление презентаций