Педагогическая мастерская "Забвение"

Масальская Марина Анатольевна

Педагогическая мастерская "Забвение"

 по рассказу К.Паустовского "Телеграмма"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Дом детского творчества Петродворцового района Санкт-Петербурга

г. Санкт-Петербург, Петродворцовый район, Санкт-Петербургский пр., 4а.

Безымянный 2 

Педагогическая мастерская

«Забвение»

Автор-разработчик:

Масальская Марина Анатольевна

педагог дополнительного образования                                                                  

Санкт-Петербург

2020

Пояснительная записка

Семья, члены которой всегда заботятся друг о друге, - это главное, к чему надо стремиться в воспитании молодого поколения. Малыш с пеленок должен осознавать, что самое драгоценное сокровище, которое у него есть, это родители, братья и сестры, бабушки и дедушки.

В формировании уважения к старшим не последнюю роль играет умение ребенка сопереживать, делиться чем бы то ни было, сочувствовать.

Данная педагогическая мастерская предназначена для заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных руководителей, педагогов дополнительного образования.

Материал для проведения мастерской: столы, вокруг которых могут объединиться 5-7 человек, доска, альбомные листы, карандаши, фломастеры.

Цель: создание условий для формирования позитивных взаимоотношений в семье.

Задачи:

-Способствовать осознанию детьми сущности и важности понятий, характеризующих семейные ценности;

-Познакомить с произведением К.Паустовского «Телеграмма»;

- Способствовать формированию отношения к семье как к высшей ценности человека;

-Стимулировать детей к рефлексивному взаимодействию, посредством творческой активности; 

-Развивать эмоциональную сферу ребёнка;

-Учить слушать и слышать педагога и товарищей, формировать доброжелательное отношение друг к другу;

-Воспитывать уважительное отношение к старшему поколению.

Методические рекомендации: при проведении мастерской педагогу нужно хорошо знать текст, так как рассказ большой, то можно сочетать пересказ с чтением отрывков текста произведения (они выделены курсивом), сам текст дан в сокращении.

После чтения рассказа, во время обсуждения: «Какие чувства испытывали главные героини?», нужно обязательно сделать акцент на понимание того, что дочь испытывала отчаянье, любовь, стыд, когда уже нельзя изменить ситуацию.  

Творческое задание можно менять, оно зависит от образовательной программы, которая реализуется в объединении.

Ход проведения педагогической мастерской

Участники мастерской объединяются в группы по 5-7 человек.

Ведущий: Тема нашей сегодняшней встречи называется - «Забвение». Как вы понимаете значение этого слова - забвение?

Значение слова Забвение в толковом словаре Ушакова: от глагола  - забыть; забвение своих обязанностей  приводит к дурным последствиям.

Значение слова в толковом словаре Ефремовой:

 Забвение - 1. Утрата воспоминаний, памяти о ком-л., чем-л. // Пренебрежение чем-л., невнимание к чему-л. 2. Состояние забывшегося; забытье.

Значение слова в словаре «Начало современного существования ». В.Н. Савченко: забвение – уход от ответственности путём погружения в будничные дела.

Работа в группах: обсуждение в группах, результаты обсуждений    представляет участник группы.

Ведущий: Исходя из значения слова забвение, скажите пожайлуста, что в современном мире  сейчас предаётся забвению?

Так устроена наша жизнь, наша память, что со временем мы перестаём помнить об определённых событиях, поскольку теряется интерес к историческим событиям, памятным датам и без искусственного напоминания наступает полное забвение. Например,  юбилеи писателей, композиторов, юбилейные даты исторических событий. В роли искусственного напоминания являются календари, СМИ.

Но бывает, что и в семье мы забываем о наших близких, предаём забвению свои семейные традиции. Как это происходит, почему?

У Константина Паустовского есть рассказ «Телеграмма», в котором автор ярко показывает как незаметно, невзначай можно предать забвению самого дорогого человека.

Чтение произведения. Приложение № 2

Печальное произведение. О чём произведение? Давайте попробуем посмотреть на ситуацию изнутри. Что чувствовала мать ожидая дочь? (Любовь, тоску, надежду)

Какие чувства испытывала мать, когда Тихон принёс телеграмму? (Отчаянье)

Обратимся к чувствам дочери, что она испытывала, когда отправляла деньги?

(исполняет долг)

Что ощутила, когда получила письмо? (раздражение )

Что ощутила, когда получила телеграмму от Тихона? (безразличие )

Какие чувства испытывала, приехав на Родину? (грусть, отчаянье)

Запись на доске в таблице

Мать

Дочь

Рассказ был написан в 30- е годы прошлого века, актуальна эта тема сегодня? Почему?  Какие ценные человеческие качества мы теряем, забывая о своих близких? Что может помочь не растерять эти ценности? Ответы детей.

Можно сделать семейный календарь, с памятными датами. Чтобы при погружении в будничные дела не наступило забвение. Какие даты могут быть в семейном календаре? (дни рождения, день свадьбы родителей….).

 А ещё можно в семейном календаре можно сделать странички семейных легенд, которые я думаю есть в каждой семье.

Скоро будет Международный день матери.  Этот  праздник – повод проявить внимание и заботу к своим близким, к своей маме.

Как часто проявляете вы внимание и заботу о маме, о своих близких? Чем вы можете порадовать свою маму в праздничный день? Ответы детей.

Рефлексия. «Что вы почувствовали на занятии, какое возникло желание, поделитесь… »

Используемая литература:

К.Паустовского «Рассказы» Москва, 1998г

Приложение 1

Значение слова Забвение в толковом словаре Ушакова: от глагола  - забыть; забвение своих обязанностей  приводит к дурным последствиям.

Значение слова в толковом словаре Ефремовой:

 Забвение - 1. Утрата воспоминаний, памяти о ком-л., чем-л. // Пренебрежение чем-л., невнимание к чему-л. 2. Состояние забывшегося; забытье.

Значение слова в словаре «Начало современного существования ». В.Н. Савченко: забвение – уход от ответственности путём погружения в будничные дела.

Приложение 2

«Телеграмма» Константин Паустовский

Октябрь был на редкость холодный, ненастный.

Катерина Петровна доживала свой век в старом доме, построенном ее отцом — известным художником.
Дом был в селе — называлось оно Заборье — никого не было, с кем бы можно было поговорить о картинах, о петербургской жизни

Помогала по дому ей  Манюшка, дочь соседа, колхозного сапожника, она прибегала каждый день, чтобы принести воды из колодца, подмести полы, поставить самовар.

Изредка заходил сторож при пожарном сарае — Тихон, тощий, рыжий. Он еще помнил, как отец Катерины Петровны приезжал из Петербурга, строил дом, заводил усадьбу.

Тихон хлопотал часто без толку, от жалости, но все же помогал по хозяйству: рубил в саду засохшие деревья, пилил их, колол на дрова. И каждый раз, уходя, останавливался в дверях и спрашивал:

— Не слышно, Катерина Петровна, Настя пишет чего или нет?

— Иди, Тиша, — шептала Катерина Петровна. — Иди, бог с тобой!

Он выходил, осторожно прикрыв дверь, а Катерина Петровна начинала тихонько плакать.

Настя, дочь Катерины Петровны и единственный родной человек, жила далеко, в Ленинграде. Последний раз она приезжала три года назад.

Катерина Петровна знала, что Насте теперь не до нее, старухи. У них, у молодых, свои дела. Лучше не мешать.

Поэтому Катерина Петровна очень редко писала Насте, но думала о ней все дни, сидя на краешке продавленного дивана.  

Писем от Насти тоже не было, но раз в два-три месяца весёлый молодой почтарь Василий приносил Катерине Петровне перевод на двести рублей.

Катерина Петровна сидела, растерянная, с деньгами в руках. Потом она надевала очки и перечитывала несколько слов на почтовом переводе. Слова были все одни и те же: столько дел, что нет времени не то что приехать, а даже написать настоящее письмо.

Однажды Катерина Петровна почувствовала себя неважно и в ту же ночь написала Насте письмо.

«Ненаглядная моя, — писала Катерина Петровна. — Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, — смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет — совсем уж не тот, — да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень».

Настя работала секретарём в Союзе художников. Работы было много. Устройство выставок, конкурсов — все это проходило через ее руки.

Письмо от Катерины Петровны Настя получила на службе. Она спрятала его в сумочку, не читая, — решила прочесть после работы. Письма Катерины Петровны вызывали у Насти вздох облегчения: раз мать пишет — значит, жива. Но вместе с тем от них начиналось глухое беспокойство, будто каждое письмо было безмолвным укором.

После работы Насте надо было пойти в мастерскую молодого скульптора Тимофеева, посмотреть, как он живет, чтобы доложить об этом правлению Союза.

Художник  провел Настю по темному коридору, поднялся вверх на несколько ступеней и открыл узкую дверь в мастерскую.

— Покажите мне вашего Гоголя, — попросила Настя.

Проходите! — угрюмо приказал скульптор. — Да нет, не туда! Вон в тот угол. Так!

Он снял с одной из фигур мокрые тряпки, придирчиво осмотрел ее со всех сторон, присел на корточки около керосинки, грея руки, и сказал:

— Ну вот он, Николай Васильевич! Теперь прошу!

Настя вздрогнула. Насмешливо, зная ее насквозь, смотрел на нее остроносый сутулый человек. Настя видела, как на его виске бьётся тонкая склеротическая жилка.

«А письмо-то в сумочке нераспечатанное, — казалось, говорили сверлящие гоголевские глаза. — Эх ты, сорока!»

— Замечательно! — с трудом ответила Настя. — Это действительно превосходно.

Тимофеев крепко пожал ей руку, и она ушла с твердым решением вырвать во что бы то ни стало этого талантливого человека из безвестности.

Настя вернулась домой, в свою старинную комнату на Мойке, с лепным золочёным потолком, и только там прочла письмо Катерины Петровны.

— Куда там сейчас ехать! — сказала она и встала, — Разве отсюда вырвешься!

Она подумала о переполненных поездах, пересадке на узкоколейку, тряской телеге, засохшем саде, неизбежных материнских слезах, о тягучей, ничем не скрашенной скуке сельских дней — и положила письмо в ящик письменного стола.

Две недели Настя возилась с устройством выставки Тимофеева.

Выставка открылась вечером.

В дверях появилась курьерша из Союза — добрая и бестолковая Даша. Она делала Насте какие-то знаки. Настя подошла к ней, и Даша, ухмыляясь, подала ей телеграмму.

Настя вернулась на свое место, незаметно вскрыла телеграмму, прочла и ничего не поняла:

«Катя помирает. Тихон».

«Какая Катя? — растерянно подумала Настя. — Какой Тихон? Должно быть, это не мне».

Она посмотрела на адрес: нет, телеграмма была ей. Тогда только она заметила тонкие печатные буквы на бумажной ленте: «Заборье».

Настя скомкала телеграмму и нахмурилась, быстро встала, вышла, торопливо оделась внизу и выбежала на улицу.

 «Ненаглядная моя, — вспомнила Настя недавнее письмо. — Ненаглядная!»

Настя села на скамейку в сквере около Адмиралтейства и горько заплакала. Снег таял на лице, смешивался со слезами.

Настя вздрогнула от холода и вдруг поняла, что никто ее так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка, там, в скучном Заборье.

«Поздно! Маму я уже не увижу», — сказала она про себя и вспомнила, что за последний год она впервые произнесла это детское милое слово — «мама».

Она вскочила, быстро пошла против снега, хлеставшего в лицо.

«Что ж что, мама? Что? — думала она, ничего не видя. — Мама! Как же это могло так случиться? Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она увидела меня, лишь бы простила».

Настя вышла на Невский проспект, к городской станции железных дорог.

…Тихон пришёл на почту, пошептался с почтарем Василием, взял у него телеграфный бланк, повертел его и долго, что-то писал на бланке корявыми буквами. Потом осторожно сложил бланк, засунул в шапку и поплелся к Катерине Петровне.

Катерина Петровна не вставала уже десятый день. Ничего не болело, но обморочная слабость давила на грудь, на голову, на ноги, и трудно было вздохнуть.

Пришел Тихон. Он кашлял, сморкался и, видимо, был взволнован.

— Что, Тиша? — бессильно спросила Катерина Петровна.

- Снег скоро выпадет. Оно к лучшему. Дорогу морозцем собьет — значит, и ей будет способнее ехать.

— Кому? — Катерина Петровна открыла глаза и сухой рукой начала судорожно гладить одеяло.

— Да кому же другому, как не Настасье Семёновне, — ответил Тихон, криво ухмыляясь, и вытащил из шапки телеграмму.

Катерина Петровна хотела подняться, но не смогла, снова упала на подушку.

— Вот! — сказал Тихон, осторожно развернул телеграмму и протянул ее Катерине Петровне.

Но Катерина Петровна ее не взяла, а все так же умоляюще смотрела на Тихона.

— Прочти, — сказала Манюшка хрипло.

Тихон испуганно огляделся, поправил ворот, пригладил рыжие редкие волосы и глухим, неуверенным голосом прочел: «Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя».

— Не надо, Тиша! — тихо сказала Катерина Петровна. — Не надо, милый. Бог с тобой. Спасибо тебе за доброе слово, за ласку.

Катерина Петровна с трудом отвернулась к стене, потом как будто уснула.

— Не дождалась, — пробормотал Тихон. — Эх, горе ее горькое, страданье неписаное! А ты смотри, дура, — сказал он сердито Манюшке, — за добро плати добром, не будь пустельгой… Сиди здесь, а я сбегаю в сельсовет, доложу.

Хоронили Катерину Петровну на следующий день.

В Заборье Настя приехала на второй день после похорон. Она застала свежий могильный холм на кладбище — земля на нем смёрзлась комками — и холодную тёмную комнату матери, из которой, казалось, жизнь ушла давным-давно.

В этой комнате Настя проплакала всю ночь, пока за окнами не засинел мутный и тяжелый рассвет.

Уехала Настя из Заборья крадучись, стараясь, чтобы ее никто не увидел и ни о чем не расспрашивал. Ей казалось, что никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с нее непоправимой вины, невыносимой тяжести.