Феномен «Серебряного века» в русской поэзии на рубеже ХIХ–ХХ веков
Данная статья содержит следующие разделы указанной темы: сущность и особенности данного течения, круг тем и образов, раскрываемых поэтами в своих произведениях, классификации различных направлений и их сущность, значение этого течения в искусстве и его влияние на дальнейшее развитие в поэзии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fenmen_serebryanogo_veka_v_russkoy_poezii_na_rubezhe_hih-hh_vekov_kuzminyh_t.v.doc | 306 КБ |
Предварительный просмотр:
Феномен «Серебряного века» в русской поэзии на рубеже ХIХ–ХХ веков
Аннотация. Данная статья содержит следующие разделы указанной темы: сущность и особенности данного течения, круг тем и образов, раскрываемых поэтами в своих произведениях, классификации различных направлений и их сущность, значение этого течения в искусстве и его влияние на дальнейшее развитие в поэзии.
На рубеже XIX-XX веков русская культура вступила в новый, сравнительно короткий, но очень насыщенный яркими художественными явлениями этап, названный «Серебряным веком», возникший по аналогии с «Золотым веком» русской поэзии, времени, когда творили А. Кольцов, М. Лермонтов, А. Пушкин.
«Серебряный век» – это век контрастов, ставший лабораторией, результатом «опытов» такого течения, как экспрессионизм западной Европы. Для творчества поэтов начала ХХ века «благодатной почвой» явились политические противоречия, из которой выросли многообразные модернистские течения. Они уводили читателя из реального мира с его противоречиями антагонизмами в эфемерный мир фантастических, парой нереальных образов.
Любое направление в искусстве нуждается в классификации средств художественной выразительности. В свете этого утверждения хотелось бы отметить свойственные качества поэзии серебряного века: во-первых, поиск оригинальных поэтических классификации средств художественной выразительности форм и новых средств выражения. Большое значение имеет метафора – преувеличенное сравнение, которая строилась не на заметном сходстве соотносимых предметов и явлений (сходство по форме, цвету, звуку), а на неочевидных перекличках, проявляемых лишь данной психологической ситуацией:
Я хочу порвать лазурь
Успокоенных мечтаний.
Я хочу горящих зданий,
Я хочу кричащих бурь!
(К.Д. Бальмонт)
Во-вторых, творческие изобретения новых поэтических ритмов и рифм. У некоторых поэтов логические связи между словами ослаблялись либо даже игнорировались во имя фонетических созвучий и ритмических эффектов:
Бобэоми пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пиээопелись брови,
Лиэээй – пелся облик,
Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.
(В. Хлебников)
В-третьих, звук стал важным художественным элементом поэтической речи (музыкальное звучание стиха). «Поэты серебряного века заботились не только о смысле, но и о стиле — для них был важен звук, музыка слова и полное погружение в стихию».
Красотка летит вдоль аллеи
в карете своей золоченой.
Стоят на запятках лакеи
в чулках и в ливрее зеленой.
(А. Белый)
В-четвертых, символы являются неотъемлемой частью поэтической речи. Используется ассоциативный ряд словесных понятий – символов (белый голубь – чистота, алая роза – любовь). Углубленный подход к образам-символам не обязательно, с точки зрения поэтов, должен был находить отклик у слушателей; тем самым поэты подчеркивали свою элитарность:
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце
И синий кругозор.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце
И выси гор.
(К. Бальмонт)
В-пятых, следования традициям русской поэзии жанровой определенности; возрождение жанров, таких как сонет, мадригал, баллада и другие:
В душистом белорозовом горошке
Играют две батистовые крошки.
Постукивают ножки по дорожке.
(И. Северянин)
И наконец, многосторонняя и глубокая тематика поэзии. Пейзажность и урбанистичность занимают меньшее место, чем обращение к философским темам – размышлениям о жизни и смерти, добре и зле, любви и ненависти:
Это – царство красоты:
Есть одна только вечная заповедь – жить.
В красоте, в красоте, несмотря ни на что.
(Д.С.Мережковский)
Общим для большинства крупных поэтов серебряного века было стремление к свободе от эстетической нормативности, к преодолению не только литературных штампов предшествующей эпохи, но и новых художественных канонов, складывавшихся в ближайшем литературном окружении.
Для этого времени характерны активная литературная жизнь: книги и журналы, поэтические вечера и состязания, литературные салоны и кафе; обилие и разнообразие поэтических талантов; огромный интерес к поэзии, в первую очередь, к модернистским течениям, самыми влиятельными из которых были символизм, акмеизм и футуризм.
Символизм (от греческого – знак, символ) в России приходится одним из самых значительных модернистских течений, где символ содержит в себе перспективу безграничного развертывания смыслов. «В жизни символиста все – символ. Не символов – нет» (М. Цветаева). Кроме того, символ является и полноценным образом, его можно воспринимать и без содержащихся в нем смыслов. Символ в сжатом виде отражает постижение единства жизни, ее истинной, скрытой сущности.
По времени формирования и особенностям мировоззренческой поэзии в русском символизме принято выделять два основных этапа – это «старшие» и «младшие» символисты, которых разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества.
Поэтов, дебютировавших в 1890-е годы, называют «старшими символистами» – это В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, З. Гиппиус, Ф. Сологуб, М. Кузьмин, Ю. Балтрушайтис. Они резко отвергали окружающую действительность, говорили реальному миру «нет» и признавали его как противоположность с их субъективным переживанием:
И хочу, но не в силах любить я людей:
Я чужой среди них; сердцу ближе друзей –
Звезды, небо, холодная, синяя даль
И лесов и пустыни немая печаль…
(Д. Мережковский)
Их творчеству свойственны темы экзистенциальные – Жизнь, Смерть, Бог:
Я – бог таинственного мира,
Весь мир в одних моих мечтах.
Не сотворю себе кумира
Ни на земле, ни в небесах.
(Ф. Сологуб)
Сложное общественное время первой русской революции породило «младших символистов»: А. Белый, А. Блок, В. Иванов и другие. Символизм для них был не просто школой, а целостным мировоззрением.
Символисты с помощью символа стремились отразить сверхреальность, познать непознаваемое и выразить невыразимое. Им принадлежат неповторимые открытия в области поэтики, ритмики и музыкальности поэтической речи, при этом порой ослабевала логическая взаимосвязь слов. Некоторые поэты использовали эффекты прерванной речи, например, И. Анненский часто употреблял многоточия, а Цветаева — тире:
Ты – вот, ты – юн, ты – молод,
Ты – муж… Тебя уж нет:
Ты – был: и канул в холод,
В немую бездну лет.
(И. Анненский)
Наряду с общепринятым для того времени поэтическим стилем заслуживает внимания акмеизм (от греческого — расцвет, вершина, высшая степень чего-либо). Суть этого течения заключается в четкости формы и ясности художественного замысла. Среди многочисленных поэтов, относящихся к данному направлению можно выделить Н. Гумилева, А. Ахматову, О. Мандельштама. Они обратились к акмеизму на заре своего творческого пути. Акмеисты считали себя наследниками «достойного отца» – символизма, который, по выражению Н. Гумилева, «... закончил свой круг развития и теперь падает». Наиболее яркими представителями акмеизма являются Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Зенкевич, В. Нарбут и другие.
Характерные черты этого течения заключаются в отказе от символов как важного атрибута серебряного века, возврате слову его изначального, не символического смысла и придании определенности, точности, отказе от мистики и потустороннего мира в поэзии, обращении к глубинным чувствам человека. Ярким примером акмеистского течения является поэзия А. Ахматовой:
Молюсь оконному лучу –
Он бледен, тонок, прям.
Сегодня я с утра молчу,
А сердце – пополам.
На рукомойнике моем
Позеленела медь.
Но так играет луч на нем,
Что весело глядеть.
(А. Ахматова)
Акмеизму не удается закрепиться в роли ведущего поэтического направления. Причиной столь быстрого его угасания называют, в том числе, «идеологическую неприспособленность направления к условиям круто изменившейся действительности».
И наконец – футуризм (от латинского – будущее) – самое авангардное и скандальное течение «серебряного века» в русской литературе, яркими представителями которого являются В. Каменский, В. Маяковский, В. Хлебников. Основные признаки футуризма можно отметить: отказ от поэтических традиций, анархичность в мировоззрении, воинственный бунтарский дух в поэзии, эксперименты в создании своеобразного поэтического языка, желание шокировать публику.
Поэзия русского футуризма была связана с передовым направлением в живописи, скорее всего, поэтому многие поэты-футуристы были художниками — В. Хлебников, В. Каменский, Е. Гуро, В. Маяковский, А. Крученых, братья Бурлюки. Поэтому так много фонетических и синтаксических экспериментов с использованием разноцветных и разномасштабных печатных шрифтов. Они активно использовали элементы лубочной поэзии, частушек, поэтической рекламы, фольклорных заговоров и придавали большое значение визуальному воздействию текста на слушателя.
Рисунок 1 – творчество В. Каменского
Футуристы не церемонились со словом, оно опредмечивалось, его можно было дробить, переиначивать, создавать новые комбинации из этих раздробленных, разрушенных слов:
Смейево, смейева!
Усмей, осмей, смешики, смешики!
Меюнчики, смеюнчики…
(В. Хлебников)
Русские футуристы следовали лозунгу «поэзия должна вырваться из темницы книги и зазвучать на площади». Одной из самых ярких фигур этого течения можно назвать В. Маяковского, который ворвался в «Серебряный век», окрасив его революционным пафосом.
Поэтику Серебряного века нельзя свести к творчеству нескольких выдающихся мастеров слова. Это эпоха создания новых направлений и открытий выдающихся художников, писателей, поэтов, живописцев, композиторов, актеров, философов.
Несмотря на то, что «серебряный век» занимает короткий отрезок времени – конец XIX-начало XX веков, он, по сути, является «благоприятным» для творчества периодом интенсивного расцвета в поэзии.
Поэты представляли в своем творчестве различные литературные течения, такие как символизм, акмеизм, футуризм. Эти модернистские течения в русской поэтике утверждали себя путем отказа от старых норм, канонов, традиций. Главная цель каждого поэта-художника состояла в том, чтобы показать новое, с их точки зрения, важное в творчестве «серебряного века».
В них насыщенно отображены черты русского интеллигента, его утонченность, импульсивность, противоречивость. Это новый этап социальных противоречий и революционных всплесков, характерных для всей русской жизни того времени. Своеобразие этого течения состоит в том, что в понятие «серебряного века» сами поэты вкладывали фантастические, неуловимые образы, которые предстают в различных творческих течениях того времени, но каждый из них руководствовался индивидуальной музыкой стиха, оригинальным выражением чувств и переживаний лирического героя.
Любые новаторские проявления в искусстве вызывали живой интерес к их многоликому творчеству у современных потомков. С момента возникновения этого яркого явления прошло более века, а интерес к сочинениям мастеров этого времени не ослабевает! Серебряный век по праву можно назвать национальным достоянием русской поэзии.
Список использованных источников
1. Егорова, Н. В. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века: 11 класс, 1 полугодие. / Н.В. Егорова. – 4-е изд., перераб. и доп.– М.: ВАКО, 2005.
2. Поэзия серебряного века. В 2 т. Том 1/ А.В. Леденева, Л.Г. Кихней [Текст]: - М.: Дрофа, 2002.
3. Серебряный век и его особенности: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.chaskor.ru/hub/serebryanyj_vek_i_ego_osobennosti_19981
4. Футуризм в России: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studfiles.net/preview/2958175/page:3/