Эссе " Карамзин и Отечественная война 1812 года"

Федотова Ольга Николаевна

 Эссе анализирует значение творчества историка и литератора Н.М. Карамзина в процессе воспитания духовности , нравственности подрастающего поколения  на примере деятельности  писателя  в годы Отечественной войны 1812 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_voyny_1812_goda_v.docx27 КБ

Предварительный просмотр:

«Для нас, русских с душою, одна Россия самобытна, одна Россия истинно существует; все иное есть только отношение к ней, мысль, Провидение. Мыслить, мечтать можем в Германии, Франции, Италии, а дело делать единственно в России » Карамзин  Н.М.

 «Карамзин и Отечественная война 1812 года».  

Многие взгляды Карамзина, удивительно созвучные времени. В частности, его взгляды на патриотизм, на любовь к Отечеству.

Тема патриотизма не просто злободневна, эта есть национальная идея России.   Это высказывание, совсем недавно  было озвучено Президентом  на встрече с представителями  прессы.    О патриотизме много говорил наш земляк, в память о котором, мы сегодня и собрались.  А сам Карамзин был  большим патриотом.

 В чём  проявился патриотизм Карамзина?  Карамзин научил любить Родину, прежде всего, дворянское общество, которое, во многом, даже не ведало, что у них есть Отечество, достоянное уважения и признания. Не секрет, что многие молодые дворяне того времени стеснялись  своего государства, видели  одни лишь пороки и недостатки российской действительности. На Западе утверждали, что Россия не имеет истории, что русский народ «неисторический». П. Вяземский писал: «Карамзин – наш Кутузов 1812 года: он спас Россию от нашествия забвения»

Ресурс Карамзина  в воспитание духовности, нравственности,  патриотичности, как показывает, его собственная жизнь, его произведения, на самом деле, весьма значительный.   Эта можно показать на примере  изучения темы  «Карамзин и Отечественная война 1812 года».   Задолго до юбилейного года в нашей области  проходил Межрегиональный  историко- просветительский конкурс исследовательских  и творческих работ   студентов и школьников «Служение Отечеству: события и имена», посвященный памяти нашего земляка. Мы приняли в ней активное участие, наша работа « 1812 год в жизни Н.М. Карамзина» была удостоена признания.    

 Война 1812 года стала важным внешнеполитическим событием для России в первой половине XIX века. Не случайно в народе ее назвали Отечественной. На борьбу с захватчиком Наполеоном поднялись все сословия Российской империи независимо от возраста и социального происхождения.

За год до вторжения великой армии Наполеона в пределы России Николай Михайлович Карамзин составляет для государя Александра I «Записку о древней и новой России», где пишет о причинах обострения русско-французских отношений. Первой историк считает: «Никогда не забуду своих горестных предчувствий, когда я услышал о походе нашего войска. Россия решила помогать Англии и Австрии, то есть служить им орудием в их злобе на Францию. Важнейшая причина обострения отношений есть мир Тильзитский. Надлежало забыть Европу, проигранную нами в Аустерлице и Фридланде, нужно было думать единственно о России, чтобы сохранить ее внутреннее благосостояние. Таким образом, великие наши усилия, следствием которых стали Аустерлиц и мир Тильзитский, утвердили господство Франции над Европою и сделали нас чрез Варшаву соседями Наполеона». Именно эти действия подтолкнули Наполеона готовиться к войне с Россией. Еще более личных невзгод тревожила Карамзина угроза вторжения французской армии, стянутой к границам Российской империи. О своих переживаниях Карамзин сообщает в письме брату в мае 1812 года: «Французские войска стоят на Висле… Война неизбежна».
В июне 1812 года, нарушив условия Тильзитского мирного договора, армия Наполеона вторглась в пределы России.

Известие о начале военных действий застало историка в Остафьеве.
Мирным трудам его суждено было на время прерваться. О настроении Карамзина можно судить по письму молодого историка, помощника (Н.М.) К.Ф. Калайдовича. Карамзин благословил его на войну, который так писал об этом Глинке: «Карамзин в это время жил в 30-ти верстах от столицы, в селе князя Вяземского, Астафьеве. Я непременно хотел его видеть до моего отъезда в армию. На лице его я прочел некоторое уныние, соединенное с надеждой несомненною. Историограф, прощаясь со мною, заплакал и сказал: «Если бы у меня был взрослый сын, в это время ничего не мог бы пожелать ему лучшего».

Николай Михайлович Карамзин, уезжая из Москвы (он покидал ее одним из последних, успев спасти лишь рукописи своей «Истории Государства Российского»), встретил при выезде из города своего старого знакомца, известного патриота, добродушного Сергея Глинку. Глинка — человек неуравновешенный, легко соединявший исключительную мягкость души с вспышками крайнего энтузиазма, — находился на вершине трагического восторга. Стоя в толпе возбужденного народа и почему-то размахивая большим ломтем арбуза, он пророчествовал о будущем ходе событий. Увидев Карамзина, Глинка обратился к нему с трагическим вопросом: «Куда же это вы удаляетесь? Ведь вот они приближаются, друзья-то ваши! Или наконец вы сознаетесь, что они людоеды, и бежите от своих возлюбленных! Ну, с богом! Добрый путь вам!»91 Карамзин молча сжался в глубине кареты — и вовремя: дискуссия с Глинкой в раскаленной атмосфере этого дня могла стоить писателю жизни.

 Как легко обидеть человека, упрекнуть его в прежних ошибках, не зная о его настоящих чувствах и глубоких душевных переживаниях.

Николай Михайлович, как и все русские патриоты, надеялся на решающую схватку с Наполеоном: «Все зависит от общей битвы, которая недалека. Кровопролитнейшее сражение при Бородине не решило вопроса. С обеих сторон дерутся отчаянно. Узнав, что в первый день битвы русские войска, отбив атаки, удержали позиции, Карамзин заявляет: «Не выеду из Москвы, пока все не решится».
Отправив жену Екатерину Андреевну, детей и домочадцев в Ярославль, Николай Михайлович поселился в августе 1812 года у московского генерал-губернатора Федора Ростопчина. Историк хотел вступить в ряды ополчения и защищать Отечество. Об этом он сообщает И.И. Дмитриеву: «Я отправил жену и детей в Ярославль… Я рад сесть на своего серого коня и вместе с московскою удалою дружиною примкнуть к нашей армии…».
Николай Михайлович вынужден был покинуть Москву, этим он был весьма огорчен и в письмах сообщал, что выехал после того, как «войска наши предали ее неприятелю». Карамзин писал брату от 19 сентября 1812 года: «1-го сентября выехал я из Москвы, куда на другой день вошли французы. Вместе с женой приехали мы из Ярославля в Нижний и еще не знаем, где будем, здесь ли или в деревне». В Нижнем Новгороде Николай Михайлович узнал о гибели своей библиотеки.

Нижний, 11 октября 1812 г.

<...>Мне больно издали смотреть на происшествия, решительные для нашего Отечества <...> Жаль многого, а Москвы более: она возрастала семь веков! В какое время живем! Все кажется сновидением.

Историк писал А.И. Тургеневу: «Библиотека моя имела честь обратиться в пепел вместе с Грановитою палатою, однако рукописи мои уцелели в Остафьеве».
Солдаты некогда великой армии покидали западные границы Российской империи. В ноябре 1812 года Карамзин писал из Нижнего: «Как не жаль Москвы, как не жаль наших мирных жилищ и книг, обращенных в пепел, но, слава Богу, что Отечество уцелело и что Наполеон бежит зайцем, пришедши тигром». В письме И.И. Дмитриеву в декабре 1812 года историк подводит итог войны: «Утешаюсь мыслью, что Бог через нас истребляет всемирного злодея. Российская история может сделаться еще любопытнее. Наполеон все еще бежит. Жаль только, что его упустили… Он, мог бы погибнуть на Березине, между Витгенштейном и Чичаговым. Однако новая кампания ожидает нас».

Слова, брошенные Николаем Михайловичем, подтвердились в ходе заграничного похода русских войск. В ходе совместных боевых действий российской и австро-прусской армий удалось вытеснить французов из завоеванных ими областей. А в 1814 году русская армия, возглавляемая императором Александром I, вошла в столицу империи Наполеона Париж.

Карамзин восхищается подвигом русского народа, который победил Наполеона в войне 1812 года:

Еще в Европе отдаленной

 Один народ благословенный

Главы под иго не склонял,

Хранил в душе простые нравы,

В войнах издревле побеждал…
Лежат храбрейшие рядами;

 Поля усеяны костями;

Не грады, только честь спасаем!..

О славное Бородино!

Тебя потомству оставляем

 На память, что России сын

Стоит против двоих один!..

Поучение, прозрение Н.М. Карамзина актуально и в наши дни, пока на земле будут появляться «властители», которых не привел к мудрости горький опыт ни Наполеона, ни его неудавшихся последователей.
Карамзин считает, что любовь к Отечеству не должна ослеплять нас и уверять, что «мы всех и во всём лучше», но русский должен, по крайней мере, знать цену свою. Историки византийские говорят о наших предках как о чудесных людях, которым ничто не могло противиться,  и  которые отличались от других северных народов не только храбростью, но и каким-то рыцарским добродушием. Русские всегда отличались смелостью. Все они ненавидели врагов России и стремились к единению Руси. Именно в этом и видели русские силу.

 «Патриотизм есть любовь ко благу и славе отечества и желание способствовать им во всех отношениях». Патриотов немало на Руси, но патриотизм свойствен не всем; поскольку он «требует рассуждения», постольку «не все люди имеют его». Задача и состоит в том, чтобы воспитать чувство патриотической любви к отечеству у всех граждан. «Мы должны любить пользу отечества… любовь к собственному благу производит в нас любовь к отечеству, а личное самолюбие – гордость народную, которая служит опорою патриотизма». Вот почему и «таланту русскому всего ближе и любезнее прославлять русское». «Должно приучать россиян к уважению собственного».

Федотова О.Н.- учитель истории МБОУ СШ №56.

Литература:

  1. «К чести России»

Из частной переписки 1812 года. Москва; 1988.

( сборник писем участников Отечественной войны 1812 года)