«Амвросий Оптинский - духовный наставник всей православной России»
Сочинение - исследование «Амвросий Оптинский - духовный наставник всей православной России» было подготовлено на Областной заочный конкурс творческих работ «Подвиг души и духа». В работе представлены вехи земного пути, подвиг и духовное наследие старца Амвросия Оптинского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Духовное наследие Амвросия Оптинского | 443.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Областной заочный конкурс творческих работ
«Подвиг души и духа»
Номинация:
«Лучшая творческая работа»
Исследование
«Амвросий Оптинский - духовный наставник
всей православной России»
Автор работы:
Погребнёва Марина,
обучающаяся 11-а класса
МБОУ «Никифоровская СОШ №2»
Руководитель:
Тишкова З.М., педагог
дополнительного образования
МБОУ «Никифоровская СОШ №2»
рп Дмитриевка
Сочинение-исследование
«Амвросий Оптинский - духовный наставник всей православной России»
Русский народ глубоко чтит подвижников, ищет в их жизни примеры для подражания, и любимым чтением для него, кроме Житий Святых, являются патерики и творения подвижников: старцев Оптинских, Сергия Радонежского, Серафима Саровского и др. Эти святые нам бесконечно дороги, и нам важно знать их подвиги, знать, как они поступали среди нашей русской обыденной жизни.
У подвижников христианских есть чему поучиться! Св. Иоанн Златоуст, изображая современную иноческую жизнь, говорит: «Приди и учись у иноков. Это - светильники, сияюшие по всей земле; стены, коими ограждаются и поддерживаются самые города. Они для того удалились в пустыню, что бы научить и тебя презирать суету мирскую. Они, как мужи крепкие, могут наслаждаться тишиною и среди бури; а тебе, обуреваемому со всех сторон, нужно успокоиться и хотя мало отдохнуть от непрестанного прилива волн. Ходи к ним чаще, дабы, очистившись их молитвами и наставлениями от непрестанно приражающихся к тебе скверн, ты мог настоящую жизнь пронести сколько можно лучше и сподобиться будущих благ. Как тот, кто взойдет на высокое место, хотя бы и очень мал был, кажется большим, так и те, восходя в беседах к высоким помыслам праведных, и сами кажутся такими же, пока с ними пребывают» (Из беседы на Евангелие от Матфея).
Среди многочисленных подвижников земли русской особый интерес для меня представляет преподобный старец Амвросий Оптинский, имя которого неразрывно связано с Тамбовским краем, человек, который оказал огромное влияние на духовную жизнь всей России XIX века. К его молитвенной помощи и заступничеству прибегаем мы и сегодня.
По любви к Богу о. Амвросий покинул мирскую жизнь и стал на путь нравственного совершенствования. Но как любовь к Богу в христианстве неразрывно связана с подвигом любви к ближнему, так и подвиг усовершенствования и личного спасения у старца никогда не отделялся от его подвига служения людям.
Многими подвигами старец предочистил свою душу, соделав ее избранным сосудом Святого Духа, Который обильно действовал через него. Эта духовность о. Амвросия была настолько велика, что его заметила, оценила и потянулась к нему даже интеллигенция XIX века, которая в это время нередко была слаба в вере, мучилась сомнениями, а иногда была и враждебна к Церкви и всему церковному.
Преподобный Амвросий не был епископом, архимандритом, не был даже игуменом, он был простым иеромонахом. Будучи смертельно болен он принял схиму, и стал иеросхимонахом. В этом чине он и умер.
Амвросий был третьим по счету Оптинским старцем, учеником преподобных Льва и Макария, и самым известным и прославленным из всех Оптинских старцев. Именно он стал прототипом старца Зосимы из романа "Братья Карамазовы» и духовным наставником всей православной России. Каким был его жизненный путь?
Изучив многочисленные документы и источники, в своей работе я показала всю многогранность деятельности Великого старца Амвросия Оптинского. Кроме описания его жизненного пути, я рассказала об Оптиной Пустыни, где более 30 лет изо дня в день он совершал свой подвиг. Мне было интересно узнать историю создания иконы «Спорительница хлебов», о почитании преподобного старца Амвросия на родной Тамбовской земле, познакомиться с содержанием рукописи «Записки о Шамординском монастыре».
Вехи земного пути Амвросия Оптинского
Великий Оптинский старец иеросхимонах Амвросий (в миру Александр Михайлович Гренков) родился в день памяти святого Александра Невского 21 или 23 ноября 1812 года в селе Большая Липовица Тамбовской губернии в семье пономаря Михаила Федоровича, отец которого был священник. «В какое число было мое рождение, - вспоминал впоследствии старец, - не помнила и сама матушка, потому что в тот самый день, как я родился, к деду в дом, где тогда жила моя мать, съехалось много гостей (дед мой был благочинным), так что мать мою должны были выпроводить вон, и она в этой суматохе и запамятовала, в какое именно число я родился. Должно полагать, что это было около 23 ноября». И, говоря об обстоятельствах своего рождения, отец Амвросий любил пошутить: «Как на людях родился, так все на людях и живу». При крещении новорожденному дано было имя Александр в честь святого благоверного князя.
Когда мальчику исполнилось 12 лет, он поступил в Тамбовское духовное училище, которое закончил первым из 148 человек.
В 1830 году Александр Гренков продолжает обучение в Тамбовской семинарии. Обладая живым и веселым характером, добротою и остроумием, Александр был очень любим своими товарищами. Перед ним, полным сил, талантливым, энергичным, лежал блестящий жизненный путь, полный земных радостей и материального благополучия.
Но пути Господни неисповедимы... Святитель Филарет писал: «Всеведущий Бог избирает, предназначает от колыбели, а призывает в определённое Им время, непостижимым образом совмещая сопряжение всевозможных обстоятельств с изволением сердца. Господь в своё время препоясывает и ведёт Своих избранных так, как бы они не желали, но туда, куда желают дойти».
В семинарии любимым занятием Александра было изучение Св. Писания, богословских, исторических и словесных наук. И поэтому ему никогда и в голову не приходила мысль о монастыре, хотя некоторые и предрекли ему об этом. За год до окончания семинарии, в 1835 году, семинарист Гренков опасно заболел и дал обет в случае выздоровления стать монахом. Старец Амвросий рассказывал об этом так: «Но вот раз я сделался сильно болен. Надежды на выздоровлениe было очень мало. Почти все отчаялись в моем выздоровлении; мало надеялся на него и сам я. Послали за духовником. Он долго не ехал. Я сказал: "Прощай, Божий свет!" И тут же дал обещание Господу, что если Он меня воздвигнет здравым от одра болезни, то я непременно пойду в монастырь»…
Господь внял его молитве, и юноша выздоравел. Последний год обучения в семинарии запомнился Александру беззаботным весельем и беспечностью в кругу общества молодых товарищей. В 1836 году Александр Гренков закончил семинарию, но не спешил поступать в монастырь. Полгода Александр Михайлович был домашним учителем в одной помещичьей семье. В 1838 году он занял освободившуюся должность наставника духовного училища в г. Липецке и приступил к преподавательской работе.
Часто вспоминая о данном обете идти в монастырь, молодой человек чувствовал угрызения совести. Вот как сам старец рассказывал об этом периоде своей жизни: «После выздоровления я целых четыре года все жался, не решался сразу покончить с миром, а продолжал по-прежнему посещать знакомых и не оставлять своей словоохотливости... Придешь домой – на душе неспокойно; и думаешь: ну, теперь уже все кончено навсегда – совсем перестану болтать. Смотришь, опять позвали в гости и опять наболтаешь. И так я мучился целых четыре года». Чтобы облегчить душевные страдания, Гренков стал по ночам уединяться и молиться. Узнав об этом, его коллеги насмехались и подтрунивали над ним. Тогда Александр стал уходить молиться на чердак, а потом за город в лес. Так приближалась его развязка с миром.
Летом 1839 года по дороге на богомолье в Троице-Сергиеву лавру Александр Михайлович заехал в Троекурово к известному затворнику о. Илариону. Святой подвижник принял молодого человека отечески и дал ему вполне определенное указание: «Иди в Оптину, ты там нужен». В лавре, у гробницы преподобного Сергия, после горячей молитвы, Гренков решается наконец-то оставить мирскую жизнь и исполнить свой обет. Прося у святого благословения на новую жизнь, он вдруг ощутил предчувствие какого-то громадного захватывающего счастья.
Судьба Александра Гренкова была определена. Но какое-то время он ещё сомневался, продолжая вести светскую весёлую жизнь. Решение пришло внезапно, после одного вечера в гостях, где он был в центре внимания, рассказывая смешные истории. Александр вдруг вспомнил свой обет, данный Богу, горячую молитву в Троицкой лавре, прежние долгие молитвы, слёзы, наказ о. Илариона, и в нём созрела решимость. Боясь, что не сможет устоять перед уговорами близких, родных и знакомых, он решил бежать в Оптину Пустынь тайно от всех. Его побег был такой стремительный, что молодой человек даже не успел спросить разрешения епархиального начальства. О своём намерении стать монахом он доложил Тамбовскому архиерею уже из Оптиной.
Настало время сделать небольшое отступление и вкратце рассказать, что же представляет из себя Оптина Пустынь.
«Духовная санатория многих израненных душ»
«Не отбивайся от Оптиной. Верую в то, что каждый, приходящий в Оптину Пустынь... найдет удовлетворение - милостию Божиею и за молитвы великих наших отцов. Они весьма многих и многих воспитали духовно для Небесного отечества. Не перестают и теперь духовно воспитывать, особенно тех, которые приходят в Оптину на поклонение».
Преп. Иосиф Оптинский.
Центр русского старчества Свято-Введенская Козельская Оптина Макариева пустынь неразрывно связана с русской культурой XIX - начала ХХ вв. «Духовной санаторией многих израненных душ» называл Оптину пустынь о. Павел Флоренский. Лицезрение духовного подвига и святости стали для многих представителей русской интеллигенции тем ориентиром, который вывел их на путь веры.
Жемчужина в духовном венце православной России - ставропигиальный мужской монастырь Свято-Введенская Козельская Оптина пустынь - один из старейших и наиболее почитаемых в стране. Оптина славится своими старцами, чьим подвигом изгнанное Петром духовное водительство вернулось в Россию; своей молитвенной традицией - так называемой «умной молитвой», или молитвой Иисусовой, пришедшей на Русь с Афона и несущей в себе животворящую силу, а также особым духовным попечительством, какое оказывали оптинцы всем страждущим.
И если в большинстве российских монастырей шло служение Всевышнему, то в Оптиной отправлялась еще одна великая служба - человеку. «Как на людях я родился, - любил повторять преподобный старец Амвросий Оптинский, - так все на людях и живу». С ним вместе то же могли сказать и другие оптинские старцы. С раннего утра до глубокой ночи кельи монастырских духовников оставались открыты, и всяк приходящий - пешком ли, с котомкой за спиной, в богатом украшенном экипаже,- находил здесь сердечный прием и разумное наставление. В пору расцвета монастыря - второй половине XIX в. - «на прием» к старцам съезжались сотни людей, причем дожидаться своей очереди приходилось неделями. И день, и ночь, подобно столпам света, поднимались отсюда неустанные молитвы. На этих столпах держалась Россия.
В Оптной пустыни было принято откровение помыслов ежедневное исповедование своих мыслей и чувств как неотъемлемое условие для достижения духовного совершенства. Во главу всех советов и наставлений оптинские старцы ставили смирение как сущность христианской жизни. «Сам то я хуже всех, сокрушался оптинский старел св. прей. Моисей (Путилов) Другие, может быть, только думают, что они хуже всех, а я на самом деле дознался, что я хуже всех». «Праведных ведет в царство Божие апостол Петр, а грешных Сама Царица Небесная», - вторил ему отец Амвросий.
Оптинские старцы были «праучениками» великого молдавского старца Паисия Всличковского
Однако первым великим оптинским старцем принято считать иеросхимонаха Льва (Наголкина) (1768-1841) который поселился в скиту в 1829 г. Именно к нему обращались за духовной помощью не только насельники монастыря и скитская братия, но и многие миряне из разных сословий и званий. Отец Лев был родом из купеческой семьи города Карачаева Орловской губернии, в Оптину пустынь прибыл уже на склоне лет. В молодости он обладал баснословной силой, но и теперь был высокого роста, говорил басом, немного юродствовал, шутил, но это всегда имело скрытый назидательный смысл. Он читал в душе каждого из риходивших к нему забытые тайные грехи, сокровенные помыслы.
Впоследствии преемниками старца Льва стали: иеросхимонах Макарий (Иванов), иеросхимонах Амвросий (Гренков), иеросхимонахи Анатолий (Зерцалов) и Иосиф (Литовкин), схиархимандрит Варсонофий (Плеханков), иеросхимонах Анатолий (Потапов). Последний великий оптинский старец иеросхимонах Нектарий (Тихонов) скончался в 1928 г. (монастырь закрыли в 1918 г.).
Сегодня Оптина Пустынь переживает свое очередное возрождение. 17 ноября 1987 г. монастырь был передан Русской Православной Церкви. Через год прославлен в лике святых преподобный Амвросий Оптинский. А 26 июля 1996 г. Святейший Патриарх Алексий II возглавил торжества по случаю канонизации собора оптинских старцев. Были прославлены: преподобные Лев, Макарий, Моисей, Антоний, Иларион, Исаакий I, Анатолий (Зерцалов), Иосиф, Варсанофий, Анатолий (Потапов), Нектарий, Никон, Исаакий II. Четыре года спустя еще 15 насельников Оптиной Пустыни были причислены к сонму новомучеников и исповедников Российских ХХ в.
Подвиг Амвросия Оптинского
8 октября 1839 года, прибыв в Оптину, Александр Михайлович застал при жизни самый цвет ее монашества - таких ее столпов, как игумена Моисея, старцев Льва (Леонида) и Макария. Начальником скита был равный им по духовной высоте иеросхимонах Антоний, брат о. Моисея, подвижник и прозорливец. Вообще все иночество под руководством старцев носило на себе отпечаток духовных добродетелей; простота (нелукавство), кротость и смирение были отличительными признаками Оптинского монашества. Младшая братия старалась всячески смиряться, не только перед старшими, но и перед равными, даже боясь взглядом оскорбить другого и при малейшем поводе немедленно просили друг у друга прощения. В такой высокого духовного уровня монашеской среде оказался новоприбывший молодой Гренков.
Александр Михайлович имел такие черты характера, как чрезмерную живость, сметливость, остроумие, общительность, обладал способностью все схватывать на лету. Это была сильная, творческая, богатая натура. Впоследствии все эти качества, составлявшие его сущность, не исчезли в нем, но по мере его духовного возрастания преображались, одухотворялись, проникались Божией благодатью, давая ему возможность, подобно апостолу, стать «всем вся», чтобы приобрести многих.
Духовный руководитель Оптинской братии старец схиархимандрит Лев с любовью принял Александра Михайловича и благословил предварительно пожить на монастырском гостином дворе. Живя в гостинице, он ежедневно посещал старца, слушал его наставления, а в свободное время, по его поручению, переводил рукопись «Грешных спасение» с новогреческого языка.
Полгода шла канцелярская переписка с епархиальными властями по поводу его исчезновения. Только 2 апреля 1840 г. последовал указ Калужской духовной консистории об определении Александра Михайловича Гренкова в число братства, и вскоре за тем он был одет в монашеское платье.
В монастыре он был некоторое время келейником старца Льва и чтецом (т. е. вычитывал в положенное время для старца молитвенные правила, так как старец, по слабости сил телесных, не мог ходить в храм Божий). Отношения его к старцу были самые искренние. Почему и старец со своей стороны относился к послушнику Александру с особенной, нежно отеческой любовью, называя его Сашей.
В ноябре 1840 года Александра Гренкова перевели из монастыря в скит, где он был под ближайшим руководством старца Макария. Но и оттуда новоначальный послушник не переставал ходить к старцу Льву в монастырь для назидания.
На закате дней своей труднической богоугодной жизни старец о. Лев, прозревая в своем любимом послушнике Александре будущего преемника по старчеству, поручил его особенному попечению своего сотрудника старца о. Макария, сказав: «Вот человек больно ютится к нам, старцам. Я теперь уже очень стал слаб. Так вот я и передаю тебе его из полы в полу - владей им, как знаешь».
После смерти старца Льва брат Александр стал келейником старца Макария. Послушание это он проходил четыре года (с осени 1841 г. по 2 января 1846 г.).
В 1842 году, когда ему исполнилось тридцать лет, Александр был пострижен в монашество с именем в честь святителя Медиоланского Амвросия (память 7 декабря) и рукоположен в иеродиакона, а через два года - в иеромонаха. Тяжело заболев, отец Амвросий был пострижен в схиму, после чего стал выздоравливать, но полностью поправиться уже никогда не мог. Он не скорбел о своих болезнях, считал их необходимым средством воспитания души и говорил в утешение недужным: «Бог не требует от больного подвигов телесных, а только терпения со смирением и благодарения».
Иеромонах Амвросий стал помогать своему духовному отцу, преподобному старцу иеросхимонаху Макарию, в его трудах как духовник, принимал посетителей, участвовал в переводах и издании творений святых отцов и книг духовного содержания. После кончины преподобного Макария (†7 сентября 1860) преподобный Амвросий становится духовным наставником братии. За наставлением к нему шли тысячи верующих и неверующих людей со всей России. К нему приезжали за советом и для беседы великий князь Константин Константинович Романов, Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьев, К. Н. Леонтьев (монах Климент), А. К. Толстой, Л. Н. Толстой, М. П. Погодин и многие другие.
Преподобный Амвросий никогда не позволял себе пустого слова и говорил лишь с целью исправления и назидания. На насущный вопрос: «Как жить?» - он давал шутливые ответы: «Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда дело наше будет верно, а иначе будет скверно». Или: «Жить - не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение». Или: «Жить можно и в миру, только не на юру, а жить тихо». «Мы должны, - говорил старец, - жить на земле так, как колесо вертится: чуть только одной точкой касается земли, а остальными непременно стремится вверх; а мы как заляжем на землю, так и встать не можем».
Преподобный Амвросий имел дар прозорливости, он исцелял больных, помогал нуждавшимся и бедным. Для оказания помощи старец являлся людям на расстоянии, наяву или во сне. Преподобный Амвросий был великим молитвенником за всю Россию. Во время молитвы его лицо видели преображенным. Так в течение более тридцати лет, изо дня в день старец Амвросий совершал свой подвиг.
Скончался преподобный Амвросий 10 октября 1891 года в Шамординской обители и был похоронен в Оптиной пустыни рядом с могилой преподобного старца Макария. После кончины старец Амвросий являлся многим людям в разных концах России, исцеляя больных, помогая страждущим. Святость жизни старца Амвросия явлена в его деятельной любви к ближним, и православный народ всегда отвечал ему глубоким почитанием. В 1988 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви преподобный Амвросий был причислен к лику святых угодников Божиих. Обретенные его честные мощи почивают во Введенском соборе Оптиной пустыни. Память празднуется 10 октября, а также 27 июня (обретение мощей) и 11 октября - в Соборе Оптинских старцев.
«Последний подвиг любви старца о. Амвросия»
В последние десять лет своей жизни преподобный Амвросий взял на себя еще одну заботу: основание и устройство женской обители в Шамордине, в 12 верстах от Оптины, где кроме 1000 монахинь имелись еще приют и школа для девочек, богадельня для старух и больница. Эта новая деятельность была для старца не только лишней материальной заботой, но и крестом, возложенным на него Провидением и закончившим его подвижническую жизнь.
Старец по возможности склонял некоторых благочестивых состоятельных лиц к устроению женских общин, и сам, сколько мог, содействовал этому. Его попечением устроена женская община в г. Кромах Орловской губернии. Особенно много забот он употреблял на благоустройство Гусевской женской обители в Саратовской губернии. По его благословению устроилась благотворителями Козельщанская община в Полтавской губернии и Пятницкая в Воронежской. Старцу приходилось не только рассматривать планы, давать советы в благословлять людей на дело, но и защищать как благотворителей, так и насельниц от различных злоключений и препинаний со стороны некоторых недоброжелательных мирян. По этому случаю он входил даже в переписку с епархиальными архиереями и членами Св. Синода.
Последняя женская обитель, над которой старец Амвросий особенно потрудился, была Шамординская Казанская община.
В 1871 году усадьба Шамордино в 200 десятин земли была куплена послушницей старца, вдовой помещицей Ключаревой (в иночестве Амвросия).
Шамординская обитель прежде всего удовлетворяла ту горячую жажду милосердия к страждущем, которой всегда был полон о. Амвросий. Сюда он посылал многих беспомощных. Старец принимал самое живое участие в устройстве новой обители. Еще до ее официального открытия стали строиться один корпус за другим. Но желавших поступить в общину было так много, что этих помещений не хватало для вдов и сирот, находившихся в крайней бедности, а также всех страдающих какой-либо болезнью и не могущих найти в жизни ни утешения, ни пристанища. Но приходили сюда также и молодые курсистки, искавшие и находившие у старца смысл жизни. Но более всего просились в общину простые крестьянки. Все они составили одну тесную семью, объединенную любовью к своему старцу, который собрал их и который так же горячо и отечески любил их.
Кто приезжал в Шамордино, тот прежде всего поражался необыкновенным строем обители. Здесь не было ни начальствующих, ни подчиненных - все от Батюшки. Спрашивал: «Отчего так охотно, свободно готовы все выполнять его волю?» И от разных лиц получал один и тот же ответ: «Только то хорошо бывает, на что Батюшка благословит».
Принесут, бывало, грязного, полунагого, покрытого лохмотьями и сыпью от нечистоты и истощения ребенка. «Возьмите его в Шамордино», - распоряжается старец (там приют для беднейших девочек). Здесь, в Шамордино, не спрашивали, способен ли человек принести пользу и доставить выгоду монастырю. Здесь видели, что человеческая душа страдала, что иному голову некуда приклонить, - и всех принимали, упокоевали.
Каждый раз, как старец посещал в общине приют, дети пели сочиненный в честь него стих: «Отец родной, отец святой! Как благодарить тебя, не знаем. Ты нас призрел, ты нас одел. Ты нас от бедности избавил. Быть может мы теперь бы все скитались по миру с сумой, не знали б крова мы нигде и враждовали бы с судьбой. А здесь мы молим лишь Творца и за тебя Его мы славим. Мы молим Господа Отца, чтоб нас, сироток, не оставил» - или пели тропарь Казанской иконе, которой посвящена обитель. Серьезно и задумчиво слушал о. Амвросий эти детские моления и часто крупные слезы катились по его впалым щекам.
Шамординская обитель, созданная старцем Амвросием, была ему бесконечно дорога, в ней он провел последние почти полтора года своей земной жизни. «Последним подвигом любви старца о. Амвросия» очень верно назвал протоиерей Сергий Четвериков основание Шамординской обители и постоянную заботу о ней любвеобильного старца.
Еще раз перелистаем рукопись...
В научно-исследовательском Отделе рукописей Российской государственной библиотеки хранится рукопись «Записки о Шамординском монастыре», которая ранее находилась в архиве монастыря Оптина Пустынь. Она состоит из 66 листов рукописного текста, автографа, с инициалами Ю.И.Г., который и есть воспоминания о старце Амвросии. Рукопись эта неполная, в ней отсутствуют начало и конец текста. Именно таким рукописный памятник дошел до нас через столетие, через лихое безвременье... и это понятно. После закрытия Оптиной Пустыни и Шамординского монастыря архив Оптиной пустыни хранился в Государственной библиотеке имени Ленина без возможности доступа к нему. Скорее всего, хранился он не должным образом. И только в конце 70-х - начале 80-х годов началась его разборка и систематизация.
Великая ценность этого рукописи прежде всего в том, что это есть свидетельство святой жизни старца Амвросия и его апостольской любви; это воспоминания, написанные любящим сердцем его современника и духовного чада, и потому они замечательно передают дух того времени, благословенного времени оптинского старчества ... Прежде всего, это драгоценный первоисточник, один из многих, послуживших основой для написания нескольких жизнеописаний старца Амвросия.
Эта рукопись имеет следующее полное заглавие – «Записки о Шамординском монастыре, поездках в Оптину Введенскую пустынь и о встречах там с духовными лицами: Макарием, Амвросием и др.». Кроме того, она имеет два Приложения:
- «Собрание изречений старца Амвросия», датированное 1892 годом, с пометой карандашом рукой неустановленного лица, 31 л.
- Стихотворение, посвященное памяти старца Амвросия, под названием «Хибарка», датированное 23 февраля 1897 года, тоже автограф, подписанный инициалом Е. Ш., 2 л.
В библиографической справке к рукописи не указан Автор записок, но на титульном листе со знаком вопроса, есть инициалы Автора – Ю. И. Г.
Духовное чадо старца Амвросия в течение многих лет, что следует из текста, она жила в Калуге и часто посещала Оптину Пустынь. Вместе с дочерью и своей крестницей была пострижена самим старцем <л. 41об.> 20 сентября (ст. стиля) 1891 года в Шамордино. Возможно, это был последний постриг, совершенный старцем Амвросием в Шамординской обители.
Конечно, этот текст надо читать и читать полностью. Мы же прочтем лишь отдельные листы этого рукописного памятника.
Вот как рассказывается об убогом Гаврюше, которого старец Амвросий согрел своей любовью и заботой в самом конце своей жизни.
« <л. 28 об.>... Дней за 10 до своей смерти покойный Батюшка Амвросий, позвав меня на благословение с моими дочерьми, отдал мне убогого на попечение, сказав: «Говорят, ты Гаврюшу любишь». Вот и живем мы с убогим 14-й год за молитвы старца».
А вот рассказ, который непосредственно относится к истории основания Шамординской обители.
«<л.2>...Я, ... стала давно ездить къ Старцу и все его просила, чтобы онъ меня устроилъ въ какомъ нибудь монастыре. Но Батюшка все отмалчивался, да и денегъ у меня было мало для вклада, всего кажется она сказала рублей 1-50 а въ монастыри безо вкладу не берутъ, а Батюшка все то промолчитъ, а <л. 2 об.> то скажетъ погоди, попадешь когда нибудь. Это конечно были те времена когда о Шамордине и разговору не было. Это именье было Г.Колыгиныхъ. Вотъ разъ я прiезжаю къ Старцу не успела я еще съ дороги отдохнуть а о занятiи со старцемъ еще и речи не было, только пришла на благословенiе а Батюшка мне говоритъ. Вотъ у меня до тебе просьба я посылаю своего келейника О.Михаила за 12 верстъ отсюда осмотреть именье для Г.жи Ключаревой. Она его покупаетъ съ дачами и тебя прошу съезди съ нимъ осмотри всю усадьбу, да главнымъ оброзомъ лесъ по берегу Сирены <л. 3> гору эту, да спустись къ реке осмотри берегъ, все обойди да мне разскажи, что найдешь. Я пришла въ ужасъ отъ этого порученiя. О.Михаил ехалъ на несколько дней, я же думала прiехавъ провести время въ утешенiи подле старца, заняться съ нимъ. Стала отговариваться что и понятiя о земле и ни въ чемъ подобномъ не имею, а Батюшка все на своемъ стоитъ, «поезжай дуракъ, да поезжай, осмотри лесъ, гору и берегъ по реке и мне разскажи». Заплакала, а делать нечего ехать надо смотреть для какой то барыни именье. <л. 3 об.> Когда мы прехали съ О.Михаиломъ и остановиться то путемъ негде было, все одни розвалюшки соломой крытыя. Онъ поехалъ куда то по дачамъ, а я пошла по приказанiю Батюшки осматривать берегъ. Господи! и забыть не могу въ какую я чащу залезла, тогда илесъ былъ невычищенный я вся изодралась, сколько разъ падала, плакала, злилась, роптала на Старца, куда, точно на смехъ послалъ, долезла до реки цепляясь за ветки: но и тутъ не легче; попала въ болото, вся вымокла еле ноги выволокла отъ туда, думала тамъ останусь. Насилу дождалась <л. 4> О.Михаила и уехала съ нимъ въ Оптину. «Ну, что? Встретилъ меня Старецъ осмотрела» «Спаси Господи! Батюшка, вырвалось у меня, ужъ угостили поездкой, чего тамъ осматривать, лесъ нечищенный да болото непроходимое, еще розвалюшки какiя то». А Батюшка въ ответъ «Вотъ и дуракъ. Деревья мы съ корнемъ повыдернемъ, гору всю разроемъ и будетъ у насъ тамъ все жилое; а по берегу то копусту насадимъ и будетъ она у насъ тамъ въ обхвате» и Батюшка руками показалъ. Кто могъ думать что черезъ несколько летъ все исполнится, а когда Община утвердилась, то Старецъ меня и взялъ, одну <л. 4 об.> изъ первыхъ въ нее со вкладомъ 1-50 рублей, что у меня были...»
В этих воспоминаниях мы видим мудрого и любвеобильного пастыря, которому было понятно душевное устроение каждого приходящего к нему, независимо от происхождения, положения и образования. Как стремился народ на исповедь к старцу, для разрешения своих душевных и житейских проблем, и какая обстановка царила в его хибарке перед желанной встречей замечательно передает стихотворение «Хибарка», подписанное инициалами Е.Ш., датированное 1897 годом. Прочитаем лишь несколько строк, которые все объясняют:
« <л. 99> ... Я тихо подошла къ Нему и стала на колени. (Таковъ обычай
здесь для всехъ: и светскихъ и монаховъ и знатныхъ и простыхъ).
Старецъ слегка приподнялся и взглянулъ – мне прямо въ душу.
– Что за взглядъ: Онъ, кажется, все виделъ, всю глубину, всю
жизнь. А участiя сколько въ этомъ взгляде и любви глубокой....
И невольно, сразу, высказалась я, – говорила
много и еще какъ много оставалось...
Слушалъ Старецъ и смотрелъ, и подъ его
взглядом все воскресало, все оживало, вся
жизнь молодая предстала ярко, какъ вчерашнiй день.
Чего и не ждала, о чемъ забыла,
теперь все сказала. Старецъ все смотрелъ въ глаза и,
кажется, со мною жилъ душей одной..»
«Со мною жил душой одной...» – и так было со всяким, кто приходил к старцу Амвросию и вставал перед ним на колени, а это была в те годы вся православная Россия.
О многочисленных случаях прозорливости старца Амвросия, есть на <л.52 об.> интересное замечание Автора воспоминаний:
« ... случаи прозорливости Батюшкиной были ежедневны и каждый бы могъ ихъ испытать на себе, но мы тогда какъ ученики при Спасителе не понимали, неверили и большую частiю относились какъ къ обыкновеннымъ явленiямъ и только когда прошло и Старца Свят: нетъ въ живыхъ, припоминаются эти факты...»
В воспоминаниях описаны многие случаи исцеления по молитвам старца Амвросия, но интересно, что старец, исцеляя, всегда это «прикрывал». То, исцеляя от «водянки» м.Параскеву советует достать живую щуку, сварить уху <л.29 об.>, то, исцеляя от пьянства велит добыть живого налима и рассказывает, что с ним надо сделать <лл.30-31 об.>
О битье палочкой и исцелении старцем Амвросием бесноватых рассказано на <лл.31-32>:
«<л. 31> Простой же народъ более верующiй, относился просто и получалъ желаемое. Почти каждый разъ слышимъ бывало на общемъ благословенiи, какую нибудь бабочку, которая скажетъ «побей меня родимый своей палочкой, дюже спина болитъ не разогнусь» или бокъ, или зубы. Батюшка побьетъ и все проходитъ. Народъ хорошо зналъ, что отъ битья палочкой получается исцеленiе.
Бесноватыя же невыносили присутствiя Батюшки и если только онъ покажется, то <л. 31 об.> закричавъ упадутъ безъ чувствъ, а до техъ поръ стоятъ спокойны и неузнаешь ее. Батюшка же пройдетъ спокойно мимо лежащей, какъ будто незамечаетъ этого. После же келейникъ вынесетъ воды, взбрызнетъ больную, или вынесетъ Батюшкину мантийку и накроетъ. Больная тотчасъ встанетъ и поводя мутными глазами перекрестится и очнется. Разныя бывали посетители у Батюшки Амвросiя, кого, кого и съ чемъ <л. 32> только не являлись къ нему и всехъ родной принималъ по разному, каждому давалъ что тотъ отъ него желалъ получить. Желавшихъ духовного разума, Батюшка охотно подавалъ его обильно ссылаясь на творенiя Свят: Отцевъ; но каждому советовалъ только то прочесть, что ему пригодно въ такомъ или другомъ случае, судя по вопросу. Желавшихъ съ верою получить какой нибудь советъ по мiрскимъ деламъ. Батюшка давалъ его охотно и хорошо бывало темъ, кто исполнялъ советъ. А спрашивающихъ и неисполняющихъ Господь каралъ за непослушанiе Старцу.
Многое из написанного в «Записках о Шамординском монастыре» встречается и в других источниках. Это не удивительно, все воспоминания, которые писались разными людьми в то время, были ответом на горячий призыв Е.Поселянина, духовного писателя и публициста, духовного чада старца Амвросия. В своем сочинении «Отец Амвросий», которое печатается сразу после праведной кончины старца, он пишет:
«Придет время, когда об отце Амвросии заговорит весь крещенный мир Русской земли, и тогда всякая черта его жизни, его кратчайшее слово, станет дорого. Когда это будет, известно Богу. А пока – на всех лицах, которым послан был дар узнать отца Амвросия и прочувствовать его образ, лежит долг – не утаивать такого сокровища. Самым малым силам должно исполнить все, что возможно; тогда из хора негромких голосов выйдет великая похвала, и один из основных и совершеннейших образов народного русского духа подымется во всей своей красоте».
Икона Божией матери «Спорительница хлебов»
В конце октября благословенная Оптина Пустынь торжественно празднует память прп. Амвросия Оптинского, 23 октября, на следующий день – Собор преподобных Оптинских старцев, и 28 октября – день памяти иконы Божией Матери «Спорительница хлебов».
Эта икона, написанная по благословению преподобного Амвросия, особо почитается в Оптиной Пустыни. Старец установил и дату ее празднования, а также написал особый припев к обычному Богородичному акафисту: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое», который поется и в написанном уже в наши дни акафисте Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Спорительница хлебов».
Как и в прошлом, в период расцвета старчества в обители, многочисленные верующие, приезжающие в наши дни в возрожденную Оптину Пустынь, у обретенных святых мощей старцев Оптинских укрепляются в вере, утешаются в скорби, обретают их благодатный молитвенный покров.
Ныне святые мощи прп. Амвросия покоятся во Введенском соборе монастыря, в северном приделе, освященном в его честь. Около раки с мощами – образ Божией Матери «Спорительница хлебов».
«Спорительница хлебов» – икона с необычной, неизвестной ранее христианскому миру, иконографией. Исполненная глубокого духовного содержания, икона изображает Божию Матерь над созревшей хлебной нивой, молящейся за русскую землю. Внизу на узкой полоске земли – хлебное поле, часть которого уже сжата в снопы, лежащие тут же, а часть еще колосится среди цветов и травы. А над ним распростерла Свои руки восседающая на легком облаке Матерь Божия. Взгляд Ее, обращенный прямо на нас, и милостивый, и одновременно строгий. Старец установил празднование иконе 15/28 октября, после времени окончания жатвы и уборки урожая, и именно в этот день на следующий год тело старца было предано земле.
Об истории создания иконы
История создания образа Божией Матери «Спорительница хлебов» связана с последними годами жизни старца Амвросия. Свой земной путь старец закончил 10(23) октября 1891 года в Казанской Шамординской женской обители, им основанной и находящейся недалеко от Оптиной Пустыни.
В это же время, в конце его земного пути, прозрением великого старца была написана икона Божией Матери «Спорительница хлебов», под покровом Которой была им оставлена любимая обитель.
Тяжело больной старец, находясь подолгу в Шамординской обители и будучи обеспокоенным ее судьбой, горячо молился Богоматери о покровительстве и заступничестве; тогда-то и возник замысел иконы.
История создания иконы кратко описана практически во всех жизнеописаниях преподобного Амвросия. В архивных материалах Оптиной Пустыни, хранящихся в Российской Государственной Библиотеке, существует несколько документов, связанных с историей иконы «Спорительница хлебов».
Одно из документальных свидетельств касается повода написания иконы и принадлежит о. Ерасту (Вытропскому), письмоводителю старца Амвросия, впоследствии составившему «Историческое описание Козельской Оптиной Пустыни и Предтечева скита» (1902). Он указывает следующий повод написания иконы: «Житель северной губернии, в первый раз в жизни увидев черноземные хлебные поля, поражен был видом беспредельного, как море, пространства, волнообразного, наполненного сжатыми снопами хлеба. В уме зрителя явился вопрос: чем же народное религиозное сознание выразило свою благодарность за тучное поле к Промыслу и в особенности к Покровительнице рода христианского Пресвятой Деве Богоматери. Есть икона Покрова, но ее происхождение византийское и идея ее – избавление от всякого зла. Между тем, каждая русская крестьянка-хозяйка постоянно молится о том, чтобы была скорость в хлебе. С этими мыслями в октябре 1889 г. прибыл он к старцу и по окончании рассказа только что хотел было добавить старцу о своих дорожных впечатлениях, старец предупредил его вопросом: «У меня многие просят икону Божией Матери на благословение. Как ты думаешь, какую бы написать, Покров что ли? Пересказав старцу свои впечатления, этот северянин напомнил, что в России, стране по преимуществу земледельческой, нет иконы, выражающей благословение Божией Матери на урожай хлебов. «Да, – такой нет, – сказал старец». Можно бы изобразить Божию Матерь в облаках, благословляющую снопы в полях. А название этой иконе можно бы придать «Спорительница хлебов». Кто был тот «житель северной губернии», который фактически, по словам о. Ераста, предложил идею иконы, остается неизвестным. Вскоре икона была написана. Позже, в феврале 1890 г., икона была доставлена из Болховского монастыря и была со старцем в скиту Оптиной Пустыни до 2 июля 1890 года. В этот день старец Амвросий последний раз выехал из скита в Шамордино и уже не возвращался в Оптину Пустынь до самой своей кончины 10(23) октября 1891 года.
За год до своей кончины старец Амвросий указал и дату празднования этой иконы – 15(28) октября, Примечательно то, что именно в этот день старец Амвросий был предан земле после своей кончины.
На вопрос духовника своего, о. Феодора, на кого он оставляет свою Шамординскую обитель, старец Амвросий без колебания ответил: «Обитель оставляю Царице Небесной». Обитель, оставленная старцем Амвросием под покровом Божией Матери, к началу XX века стала процветающим монастырем, где под духовным руководством оптинских старцев подвизалось более 800 сестер.
Этому образу в 1917 году посвятил одно из своих стихотворений цикла «Песни смутного времени» известный поэт Вячеслав Иванов:
Есть в Оптиной Пустыни
Божия Матерь Спорительница.
По видению старца Амвросия
Написан образ Пречистой:
По краю земли дивное
Богатство нивное;
Владычица с неба
Глядит на простор колосистый;
Спорятся колосья
И множатся в поле снопы золотистого хлеба...
Тайные Церкви глубин святорусских Затворница,
Руси боримой со светлыми духи Поборница,
Щедрая Благотворительница,
Смут и кровей на родимой земли Умирительница,
Дай нам хлеба вскорости
Добрым людям спорости,
Матерь Божия Спорительница!
Духовное наследие преподобного старца на Тамбовщине.
Почитание Амвросия Оптинского на его родине, в Тамбове, началось не сразу, хотя при жизни старца к нему за духовным руководством обращались многие монашествующие Тамбовской епархии, в особенности монахини Козловского Боголюбского монастыря. В советские годы в Козлове отбывали ссылку оптинские постриженики: преподобный Севастиан (Фомин), исповедник иеромонах Дионисий (Карпов). Весьма почитаемая в настоящее время в Тамбовской епархии схимонахиня Серафима (Белоусова) в своё время тоже неоднократно посещала Оптину пустынь. Много потрудился в деле прославления преподобного Амвросия Оптинского на Тамбовщине протоиерей Василий Тигров, служивший в храме села Сурава Тамбовского уезда и являвшийся благочинным 7-го Тамбовского округа. По его инициативе и по благословению епископа Тамбовского и Шацкого Кирилла (Смирнова) в Тамбове в 1912 году, к 100-летию со дня рождения старца, было учреждено Амвросиевское братство. Оно имело своей целью открытие общежития для беднейших учеников Тамбовской духовной семинарии в доме по улице Приютской, 54 (ныне улица Энгельса), в котором в годы учёбы в семинарии жил будущий старец Амвросий. Для открытия общежития братство организовало сбор средств на выкуп дома. К сожалению, в то время этим планам не удалось осуществиться. Другая, не менее важная цель, стоявшая перед братством, заключалась в просветительской деятельности с целью популяризации духовного наследия старца. В 1912 году по приглашению братства Тамбов посетил миссионер и писатель В.Д. Быков, автор книги «Тихие обители». Он с большим успехом выступил перед тамбовчанами с несколькими лекциями о преподобном Амвросии и Оптиной пустыни. В 1915 году братством была издана брошюра о прикованной к одру болезни и ослепшей тамбовской подвижнице Марии Черновой, находившей для себя большое утешение в наставлениях старца о том, что страдания смиряют человека и научают его спасительному терпению. Руководитель Амвросиевского братства протоиерей Василий Тигров в 1912 году посетил Оптину пустынь и свои впечатления о поездке описал в очерке «Святой уголок», который был опубликован в «Тамбовских епархиальных ведомостях». Братство предлагало одну из улиц города Тамбов назвать Амвросиевской, но начавшаяся в 1914 году Первая мировая война не позволила осуществить эту инициативу.
Ярким свидетельством и выражением глубокого почитания старца Амвросия в русском народе стало причисление оптинского подвижника к лику святых в год 1000-летия Крещения Руси, которое отмечалось в 1988 году. Это почитание не померкло ни в годы гонений на Церковь, ни в годы так называемого застоя. Как когда-то со всей России к иеросхимонаху Амвросию спешили за благословением и назиданием его современники, так в настоящее время в Оптину Пустынь устремляются миллионы почитателей, чтобы помолиться перед святыми мощами преподобного и получить духовное утешение. На Тамбовской земле в его память создаются духовно-просветительские центры, проводятся научно-богословские конференции. Есть надежда, что в скором времени удастся осуществить инициативу Амвросиевского братства 1912 года и присвоить одной из улиц областного центра название Амвросиевская. В селе Большая Липовица, на родине преподобного старца, завершается строительство храма, возводимого в честь Амвросия Оптинского. Освящение его запланировано на осень нынешнего года, когда состоится празднование 200-летнего юбилея со дня рождения преподобного старца.
Мудрое, прозорливое слово подвижника возвращало страждующих с пути безудержного стяжания земных благ на путь терпеливого собирания сокровищ духовных, добродетелей христианских, главной из которых является любовь. Словами апостола Павла старец говорил, что «любовь всё прощает, долготерпит, не осуждает, ничего чужого не желает, не завидует. Любовь покрывает всё. И если кто делает ближним добро по влечению сердца, а не движимый только долгом, такому диавол мешать не может. А где только по долгу, там он всё-таки старается помешать и тем, и другим». (Жизнеописание оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. Часть 2. Указ. Сочин. стр. 63).
Духовное наследие преподобного Амвросия Оптинского давно стало неотъемлемой частью истории и культуры России. Сохранить это наследие – значит верно, глубоко и всесторонне его осмыслить, сделать органической частью мировоззренческого поведения человека, мерилом нравственности в процессе образования и воспитания подрастающего поколения, духовной основой жизни для народонаселения России, отправной точкой в творчестве выдающихся представителей отечественной науки, литературы и искусства. Созидательная деятельность человека не может быть бездуховной. Жизнь, свободная от духа, от религии, приводит к внутреннему саморазрушению человека. Российское государство и общество стоят перед необходимостью восстановления преемства отечественной нравственной традиции.
Есть надежда, что празднование 200-летнего юбилея со дня рождения преподобного Амвросия положит начало активным трудам учёных богословов, историков, филологов, краеведов по всестороннему изучению эпистолярного наследия оптинского старца. А также исследованию малоизвестного Тамбовского периода его жизни, где родился, возрастал и где началось духовное становление личности этого святого подвижника и молитвенника о богохранимой земле русской и его народе.
Приходите ко мне как к живому
Как-то в разговоре с отцом Амвросием один священник сказал, что родился в праздник Покрова Пресвятой Богородицы. «Это что, – оживился старец, – вот ты умри на Покров».
Отец Амвросий умер вскоре после праздника Покрова.
После смерти он своих духовных чад исповедовал в епитрахили Серафима Саровского. А за несколько минут до того, как душа его отошла к Господу, он сказал: «Вот и папа с мамой пришли. Пчёлы. Какой сладкий мёд» И ещё: «Приходите ко мне как к живому. И все ваши просьбы будут услышаны, и во всём вам помогу».
Подобно Серафиму Саровскому, отец Амвросий ни на кого не возлагал тяжёлого бремени, сам неся крест Христов со всеми скорбями. (А. Новиков).
Список использованных источников:
- Анашкевич М. Я к вам любовью прорасту [Текст] / М. Анашкевич // Божий мир. – 2008. – №4 – С.12-14.
- Владимир Даль. Толковый Словарь живого Великорусского языка. М., 1980. Т. 4. С. 296.
- Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия / Сост. Агапит (Беловидов), схиархим., 2-е изд., М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. 440 с.
- Жизнеописание оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. Часть 2. Указ. Сочин. стр. 63.
- Минея октябрь. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002.
- Соловьёв А. Старчество [Текст] / А. Соловьёв –Издательство Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2005.
Поселянин Е. Старец Амвросий [Текст] / Е. Поселянин – Никея, 2012. - Преподобный Амвросий. Свято-Введенская Оптина пустынь. 2007. (Переизд: 1912). С. 329.
- Черкасова Г.П. Воспоминания о преп. Амвросии Оптинском. Еще раз перелистаем рукопись… [Текст] /Г.П. Черкасова – Оптинский форум -2011.
- Черкасова Г.П. записки о Шамординском монастыре. Взгляд через столетие [Текст] / Г.П. Черкасова – Оптинский форум -2011.
- Юркова. Л. Духовное наследие преподобного старца [Текст] / Л. Юркова // Знамя. – 2012. – №42 – С.4.
- http://ru.wikipedia.org/wiki
- www.optina.ru/
- www.pravmir.ru