Внеклассное мероприятие «Великие просветители Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки»

Никулина Маргарита Вячеславовна

Внеклассное мероприятие, посвященное дню славянской письменности и культуры – это праздник просвещения родного языка, родного слова, родной книги, родной литературы и родной культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие  «Великие просветители Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки»

Цель: познакомиться  с событиями жизни святых Кирилла и Мефодия, составителями славянской азбуки; пробудить интерес к истории письменности и культуры своего народа, способствовать воспитанию чувства гордости за свою культуру, уважения к предкам, оставившим великое духовное наследие.

Оборудование: презентация, цветные карандаши, листы А 4

Ход мероприятия:


Слайд 1

Ведущий: 

Не каждый знает, что сегодня
Мы отмечаем день Кирилла и Мефодия.

Для тех, кто слышит имена их в первый раз,
Начнем, пожалуй, этот длинный сказ…

Слайд 2

— Каждый год 24 мая на Русскую землю приходит праздник весны – юный и древний – День славянской письменности и культуры.

Праздник пришел к нам из Болгарии, где этой традиции уже больше ста лет. На Руси было принято решение праздновать память Святых в 1863году.

– По широкой Руси – нашей матушке –
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.

Вспоминают Кирилла с Мефодием –
Братьев славных, равноапостольных –
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.

Ведущий:

С 1991 года в нашей стране официально отмечается День славянской письменности и культуры как день святых равноапостольных Мефодия и Кирилла (Константина).

Слайд 3

Ведущий:

Труды Кирилла и Мефодия стали общим достоянием всех славян. Велика заслуга братьев в истории просвещения и поднятия общей культуры славянских народов.

Слайд 4

Ученик 1:

Молчат гробницы, мумии,-

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте

Звучат лишь Письмена.

Ученик 2:

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, и в дни страданья,

Наш дар бессмертный — речь.

Слайд 5

Ведущий:

Началом своей национальной письменности каждый народ обозначает особую веху в своей истории. У славянской письменности удивительное происхождение. И славяне, благодаря доставшимся нам от предков летописям, житиям святых и археологическим источникам, знают о начале славянской грамоты.

Слайд 6

Ведущий: 

Значение письма не ограничены ни временем, ни расстоянием. Это искусство развивалось долго, на протяжении многих тысячелетий.

Слайд 7

Ведущий:

Вначале появилось картинное письмо, потом стали изображать отдельные предметы, а затем научились передавать знаками их названия.

Слайд 8

Ученик 1:

В истории развития славянской письменности три этапа «руница», «глаголица» и «кириллица».

Ученик 2:

До принятия крещения на Руси использовалась велесовица, имевшая сто сорок семь букв! Название это дано уже в 20 веке, по имени бога Велеса. Именно этой древнейшей русской азбукой и была написана знаменитая «Велесова книга».

Велесова книга — уникальный памятник древнеславянской письменности IX века. Была вырезана на деревянных дощечках славянскими волхвами-кудесниками.

Слайд 9-10

Ведущий: 

Берестяные грамоты - письма и документы на березовой коре, открытые раскопками древнерусских городов. Большинство берестяных грамот — частные письма, в которых затрагиваются бытовые и хозяйственные вопросы, содержатся поручения.

Слайд 11

Ведущий:

Великое дело создания славянской азбуки совершили братья Константин и Мефодий. Жизнь великих братьев была служением славянской культуре, служением Богу. Святые братья искали жизни с Богом более чем славы среди людей. Они оставили важные государственные дела и стали монахами, богословами — учителями веры в Бога.

Слайд 12

Ученик 3:

Братья — Константин после принятия монашеского сана Кирилл и Мефодий родились в византийском городе Солуни в семье военачальника, детство великих славянских просветителей прошло в двуязычной среде – мать была гречанка, отец — болгарин.

Слайд 13

Ученик 4:

В доме отца великих братьев среди немногочисленных книг была “Энеида” Вергилия на латинском языке. Эту книгу о странствиях троянца Энея решил прочитать младший из братьев, Кирилл. Он раскрывал том, но старинные стихи, написанные на чужом языке, оставались непонятными.

Ученик 3:

Константин взял книги на греческом и на латыни и, сопоставляя их фразу с фразой, уяснил уже многое. Теперь не только “Энеида”, но и другие латинские книги стали ему понятны.

Ученик 4: 

В дальнейшем Константин получил блестящее образование при императорском дворце в столице Византии – Константинополе. Быстро изучил грамматику, знал 22 языка. Он стал одним из самых образованных людей Византии, за великую мудрость его прозвали Философом. Окончив курс наук, Кирилл стал патриаршим библиотекарем, затем преподавал в университете философию.

Ученик 3:

По поручению византийского императора Михаила-III Кирилл приступил к созданию Славянской Азбуки. Он отправился в монастырь к своему старшему брату — Мефодию. Брат Мефодий был его единомышленником.

Слайд 14

Ученик 4:

Мефодий рано поступил на военную службу. 10 лет был управителем одной из населённых славянами областей. Затем удалился в монастырь. Мефодия увлекла идея создания письменности для славян, предложенная ему младшим братом.

Слайд 15-16

Ведущий: 

После создания Азбуки братья приступили к переводу церковных книг на язык славян. Деятельность братьев быстро вышла за пределы, указанные им византийским императором. Кирилл и Мефодий усердно просвещали славян, обучали людей грамоте и основывали новые церкви.

Слайд 17

Ведущий: 

Своей деятельностью Кирилл и Мефодий заложили основу славянской письменности и литературы. Эта деятельность была продолжена в южнославянских странах учениками Кирилла и Мефодия.

Слайд 18

Ведущий: 

 В 863 году зазвучало слово Божие в моравских городах и селениях на родном, славянском языке, создавались письмена, светские книги. Началось славянское летописание!

Слайд 19

Ученик 1:

            Так вот они – наши истоки,

            Плывут, в полумраке светясь,

            Торжественно – строгие строки,

            Литая славянская вязь.

            Так вот где, так вот где впервые

            Обрёл у подножия гор

            Под огненным знаком Софии

       Алмазную твёрдость глагол.

Ученик 2:

            Великое таинство звука,

            Презревшее тленье и смерть,

            На синих днепровских излуках

            Качнуло недвижную твердь.

            И Русь над водой многопенной,

            Открытая вольным ветрам,

           «Я есмь!» — заявила Вселенной,

          Вместе:  «Я есмь!» — заявила векам.

Слад 20

Ведущий:

Старославянская азбука называется — кириллица. Это славянская азбука, в ней 43 буквы.

Слайд 21

Ведущий:

Каждая буква кириллицы была особенной. Она имела имя.

 Ученик 3:

Отчего, обжигая горло,

Разбирая часами подряд

Сочетания «оло»и «оро» —

«Вран» и «ворон», «молод» и «млад»?

«Человек некий име два сына…»

Я прислушиваюсь к словам.

Открывается в них Россия,

Легендарная быль славян…

Сто-ро-на.

Го-ло-са.

До-ро-га.

Я усвоил твёрдо азы:

С давних лет к открытости слога

Тяготел славянский язык!

Ведущий: 

Некоторые названия букв старославянской азбуки до сих пор используются в устойчивых оборотах.

Слайд 22

Ведущий: 

Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и четкой, легкой для письма. Они помнили и о том, что буквы должны быть красивыми, и чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом.  Лишь при Петре I изменили количество букв, внесли новые — Ё и Й. В 1918 г была проведена реформа русского языка — алфавит упростили: в нем оставили лишь 33 буквы, которыми мы все пользуемся и по сей день. До сих пор русский язык вызывает восхищение у большинства великих людей:


Ученик 1:

 Александр Куприн: «Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью».


Ученик 2:

Гавриил Державина: «Славяно — российский язык, по свидетельствам самих иностранцев-эстетов, не уступает латинскому ни в мужестве, греческому ни в плавности, превосходит все европейские языки: итальянский, испанский и французский, не говоря уже о немецком».. 

Ученик 1: Чингиз Айтматов: «Бессмертие народа — в его языке».


Ученик 2:

Анна Ахматова .
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.

Слайд 23

Ученик 3: 

И  словно  драгоценные  венцы,

Евангелия  старинные  сияли.

В обителях  послушники-писцы

Старательно  умелою  рукой

Строку  вели  усердно  за  строкой.

Ученик 4: 

Письма  славянского  узорчатая  вязь

Орнаментом  цветочным  оплелась.

А  силуэты лесных  зверей  и  птиц

Цветами,  травами  и  стеблями  вились

Слайд 24

Слайд 25 -26- 27

Слайд 28
Слайд 29

Ведущий:

Язык, великолепный наш язык,
Речное ли, степное в нем раздолье,
В нем клекоты орла и вечный рык,

В нем воркованье голубя весной,
Взлет жаворонка к солнцу — выше, выше,
Березовая роща. Свет сквозной,
Небесный дождь, просыпанный

Ведущий:  Уважаемые гости мероприятия предлагаем Вам принять участие в игре «Подбери слово».

К старославянским словам нужно подобрать пары исконно русских слов.

Здравие – здоровье; Злато – золото; Здравый – здоровый; Глад – голод; страж- сторож; Страна – сторона; Драгой – дорогой; Брег – берег; Древо – дерево; Хлад – холод; Врата – ворота; Власы – волосы.

Ведущий:  А теперь предлагаем Вам творческое задание.

– Возьмите карандаши и попробуйте нарисовать буквы современного алфавита, украсив их, как это делали когда-то наши предки. (Звучит музыка, ребята рисуют буквы, затем представляют их).

- Вспомните и назовите пословицы, поговорки, крылатые выражения, в которых говорится про азбуку, про грамотность. (Грамоте учиться всегда пригодится; сперва аз да буки, а там и науки; прочитать от доски до доски; азбуку учат, во всю избу кричат; не красна книга письмом, красна умом и другие)

Спасибо за участие. Молодцы!


Ученик 1:
По широкой Руси – нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.

Ученик 2:
Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных, равноапостольных,
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии!

Ведущий:
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.

Гимн, посвященный Святым Кириллу и Мефодию, просветителям славян. (Звучит музыка, идет фрагмент фильма о «Кирилле и Мефодии»)

Ведущий: Наше мероприятие, посвященное дню славянской письменности, заканчивается. До свидание! До новых встреч!