Открытый урок по предмету: история, культура и традиции народов Башкортостана по теме: «Урок - суд по повести М. Карима "Помилование"

Багаутдинова Фанюза Киньямурзовна

Открытый урок по предмету история, культура и традиции народов Башкортостана по теме: «Урок  - суд  по  повести  М.  Карима " Помилование"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_urok-sud_pomilovanie_da.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Татарская воскресная школа № 1» городского округа город Уфа Республики Башкортостан

Открытый урок

по предмету история, культура и традиции народов Башкортостана

по теме:

«Урок  - суд  по  повести  М.  Карима  «Помилование»

Багаутдинова Фанюза Киньямурзовна

педагог высшей квалификационной

категории

г. Уфа

           Тема:  Урок  - суд  по  повести  М.  Карима  «Помилование»

Цели  урока:

1) познакомиться с повестью М.Карима «Помилование»;

2) раскрыть  особенное  в разработке  военной  темы в   творчестве  писателя, через  ключевые   слова увидеть  характеры  в повести.  

3) воспитание   чувства патриотизма  у учащихся.

Оборудование: портрет писателя, запись  песни О.Газманова

                            «Офицеры», магнитофон.

                                                             Это  жестокая   повесть, как            

                                                             жестока   беспощадна  война,  

                                                              которая  ничего  не  прощает.

                                                                                М.Карим

                                     Ход  урока:

     -Здравствуйте, дорогие ребята!

У нас сегодня  не традиционный  урок.  Урок-суд  по повести М.Карима «Помилование».   Для проведения  такого урока  мы  выберем  наших  девочек на роль   защитника,  а в роли    обвинителей  выступают  мальчики.  Понятно, что  слово будут иметь   судьи. /орг.момент/. Но, мне сначала  хочется  сказать  несколько слов  об авторе произведения  М.Кариме. В этом году  мы отметили 95-летие со дня  его рождения.  Мустафа Сафич Каримов-народный поэт Башкортостана, ветеран ВОВ,   известный драматург. По его произведению «Помилование», творческий коллектив Башгосдрамтеатра  поставил спектакль.  

                        Я пою  офицерам, матерей пожалевших,

Возвратив  им   обратно живых сыновей.

Именно   к ним, к  таким  вот   мальчикам,  не  вернувшимся с полей  сражений, вновь  и вновь  возвращает  нас  память. Память… Что может быть дороже человеческой памяти, о которой говорил Е.Исаев:

И ходит по Земле

Босая Память  - маленькая женщина.

 Медленно идет она по земному шару, останавливаясь у обелисков и могил, без стука входя в наши дома. И всюду, где она прошла, звучит колокол нашего сердца. И  мы свято бережем эту память; литература возвращается к ней вновь и вновь.

Так кто  же   такой – М.Карим? ( Выступления  учащихся  по биографии  писателя.)

«Помилование» - так  названа  одна  из   повестей  М.Карима, со  страниц  которой  в   полную  силу  вновь  зазвучал голос  того   поколения, о котором писатель  сказал: «Наши  крылья  были   опалены  на войне, но не   надломлены».

        Обратите  внимание  на очень   характерное  название – «Помилование».

        Как вы   понимаете   значение   этого   слова?

Помиловать – оказав   снисхождение,  ослабить  или  отменить   наказание. Помиловать – оказать  милость.  

  Мы  проведем урок суда. У нас  есть  судьи, займите, пожалуйста, свои  места.  Есть   защитники  в их  роли    выступают  девочки,  а в роли    обвинителей  выступают  мальчики. Первое  слово  мы  дадим   судьям, они     ознакомят  нас   с   содержанием   текста.

        Ученик   рассказывает   содержание  текста.

    А теперь   вопрос  защитникам  Л.Зуха.

Вы можете  сказать, что  Зух хороший человек? Ведь   он    обманул   постового  Дуснебаева, сказал, что   проверяет   тормоза, ведь   он   нарушает  устав?

  • Защитники:  У Зуха  нет   плохих  намерений, он  показал себя  находчивым  и трудолюбивым.  Славился  на весь  батальон  сноровкой  и удалью. Даже  фамилия  была   подстать  ему   Зух- хват,  хваткий.
  • Учитель: Что   толкнуло  его  поехать  к   Марие_Терезе?
  • Защитник: Говорят  любовь слепа, у него   может   от  любви    кружились  голова  и в  этот   момент  он не   думал,  что   нарушает  устав. Любомир  Зух  хотел   свидеться  со  своей    девушкой,  и это  было    превыше  всего.  
  • Учитель: Его  вина   преступление  или  нет?
  • Защитники: Вина  Зуха – не  преступление. Он   только  съездил  к  Марие-Терезе. Он   солдат,  живой  человек. Мы   должны  рассмотреть  его  не  только  как  солдата,   который  должен  жить  по  уставу, но и как  молодого  20-летнего  парня.
  • Учитель:  Хорошо. У меня  вопрос   обвинителям капитана  Казарина. Казарин  честный  человек. Он  не  боится  из-за  ЧП   в своем   батальоне, не  боится, что  получит   наказание. Честь   командира  и военный  порядок  ставит   превыше всего.  И потому  дело  передает  в  военную   прокуратуру. Казарин  не    ледяной человек, он  мучается.  Что  не  послушал просьбу  Любомира Зуха,  выгнал его. Перед  расстрелом  его  мучает  совесть.  

     Вы    сомневаетесь  в том, что он  хороший человек?

  • Обвинитель: Казарин знает, что  Любомир  Зух не преступник, не  дезертир. В роковые  для Зуха  минуты он не  захотел  понять  подчиненного   войти  в  его   положение. Если  бы  он     выполнил  просьбу  Зуха  и взял  девушку  в  батальон, ничего  бы не  случилось.
  • Учитель: Почему не  взял?

Обвинитель? В ту пору он как раз  получил письмо  от жены, которая  ушла  к другому, и он  весь  женский  род  в те минуты   ненавидел. Свою боль на  других  выместил.

  • Обвинитель:         Казарину не  хватает   понимания  человеческих  чувств. Он  мог дело   Зуха  решить  сам  в  батальоне, но  сообщает   вышестоящими  органами.  
  • Учитель:         Правильно. А как  он мог  это   дело решить?
  • Обвинитель: Он  мог  бы  приказать, чтобы  по  поводу Зуха   больше  не  распространяться. Взять  мешок  пшена  и   обменять  на  двойную  козу,  козу   отвезти к Буренкину, стоимость  двух  кур  возместить  деньгами, а  сарайчик   самим    починить. Но он  решает   доложить    командиру бригады, что  в его  батальон Ч.П.
  • Учитель: А теперь  вопрос  защитникам   Марии Терезы.  

Как вы  думаете, а не виновата ли  в этой   трагедии  Мария Тереза? Если  бы она  тогда  не   бросила  яблоко Любомиру,    они  бы  не   знали  друг  друга, не    познакомились  бы, и парень  не  оказался  бы  в   такой   ситуации.

  • Защитники: Мария  Тереза   Бережная  - испанка.  Судьба   ее  забросила  в  наши  края. До того, как   она   познакомилась  с  Любмиром  Зухом. Она   дважды   осиротела.  Боль,    страдания, слезы   двух  стран    пропустила   через  свое сердце. Ей  17лет  и она  имеет  право  на  большую  любовь.  Поэтому   ее  нельзя   обвинить   в этой   трагедии.
  • Учитель: - Есть  вопрос     обвинителям  Янтимира  Байназаров. Янтимир  Байназаров – человек  честный,  с боготой  душевной  натурой. Его  взводу  поручено   командовать  расстрелом. В эту  ночь он не  может  спать, он  думает  о  расстреле, мучается. Скажите, видите ли вы какие-нибудь  недостатки  в его  образе?
  • Обвинитель:         Янтимир  Байназаров хороший  человек, но  еще   в начале  войны  он  потерял  ложку,  которая    досталась  ему от  отца. Это   не   просто  ложка-  это  боевая  ложка. И его  потеря,  не   просто  потеря. Он часть  своего  достоинства  потерял, когда  не  смог сказать  вору, что он вор. Смелости  не  хватило. Разве такой человек может    решать   судьбу   другого.
  • Учитель: Может   защитники   что-нибудь  скажут  в  защиту   Байназарова?
  • Защитник: Я.Байназаову  тоже 20 лет.  Давайте   пощадим его. Он   умирает  в  конце  войны, перед  самой  победой.
  • Учитель: Комиссар   бригады  Зубков хочет  спасти  от  казни  Л.Зуха. Он   знает, что    Зух  не   виноват. И поэтому  сообщает  в   военный   трибунал, чтобы  отменили  приговор  и  ждет  ответа. Помилование   конечно   пришло.  Правосудие  свершилось, только  поздно. Правда  и  справедливость, которых   Любамир   ждал  с рассветом   проплутали, где-то и  пришли  только   к  полудню.

        Вопрос   обвинителям: В этой   трагедии  есть  ли   вина  Буренкина?

           

  • Обвинитель: Ефим  Лукич  очень   скупой  человек. Он живет  по  принципу «Я никого не  трогаю   и свое  никому  не отдам». Из-за  старого  сарая  и козы  он   устроил  большой   шум. Если  бы не  пришел   с жалобой, то  и  трагедии бы не было.
  • Учитель: - Может  у  защитников есть, что  сказать в защиту  Буренкина?
  • Защитник:  После того, как все  произошло,  Ефим  Лукич  понял, что   произошла  трагедия  из-за  него. Он  взял    своих  внуков  и  пошел  в  батальон. Он пришел к   Казарину сказал, что  ему  ничего  не  нужно   кроме   прощения. Милосердие  нужно.  Ошибка не   преступление. Вы же  меня виновником  смерти  сделаете. Простить  нужно, я   простил  ему   и вы   простите.
  • Учитель:  Вспомните, если  бы  сейчас  жители   деревни  увидели    Буренкина, они бы  не узнали  его.  Майор   юстиции и  лейтенант, которым  было  поручено дело  сержанта Зуха, вместо  того  чтобы    выяснить  причину,   которая  привело к этой  глупости  вместо  того,  чтобы   выяснить  разумно   или  неразумно, нечаянно было   это  сделано,   глядя на это  только   формально,    поспешно  называя Зуха  дезертиром,  выносят   самый  суровый  приговор.

    Обвинители, может   у вас  есть  что  сказать?

  • Обвинитель  Майор  Зубков  не  умеет  радоваться  и  огорчаться. Он   похож  на  механизм, который   выполняет свои  обязанности. Такие  люди    думают  только  о себе.
  • Учитель: Можете  ли  вы  что-нибудь  сказать о   Ласточкине?
  • Обвинитель:  Мы  не   можем   сказать, что Ласточкин  плохой  человек. У него  есть  свое   мнение, но  он  не  может  понять  чувств  человека. Ласточкин  из-за   еды   заставили  Янтимира  провести ночь  с    Нюрой. Он  даже  не    думает, что  поступает    несправедливо.

Защитники, вам  слово.

  • Защитники:   У Ласточкина    есть   и   хорошие качества. Он   достает  еду  своим   товарищам,  когда  они   сидят  голодные. А   перед   расстрелом  он  притворяется, что  спит,  понимает  Я.Байназарова.
  • Учитель: Таким  образом,  мы   закончили    слушание  дела.  Давайте  дадим  слово  судьям.
  • I судья: Мы,   как и М.Карим  не   считаем , что  Л. Зух  дезертир. Он   влюблен. А  влюбленные  не  в силах   совершить   плохие   дела-любовь Зуха и Марии  Терезы превыше всего, их   любовь  чистая.
  • II  судья:  Что  еще   на свете   ценней, чем   человеческая  жизнь, ни   за  какие  деньги, не  вернешь  человеческую  жизнь.
  • А  на войне  и так   погибло  столько  невинных   людей. В  смерти   Л. Зуха  нет  вины  не  Устава, ни  закона. Вся   вина  висит    на  людях, на  военных   чиновниках, от  которых  зависела  судьба  Л.Зуха, если  бы   они   проявили  чуть   больше   гуманности  и   внимания  трагедии бы не было.
  • Заключительное слово учителя: Вся   повесить  М.Карима – дискуссия с   жизнью. Есть  необходимость  и закон  войны и незыблемое право человека  на жизнь, на  счастье. При   любых  условиях  человек  имеет  право на счастье,  на   любовь. Но все   эти   права  вступают  в   противоречии    в  повести  с  суровой  реальностью  войны. Это  особые   законы    войны, но  которым Л.Зух- преступник. М. Карим  как  суровый  реалист не   выносит   решения  и не   навязывает  нам своего  суждения. Но   виновники есть – это  война  и   черствые, равнодушные   люди. И в   конце хочу  сказать: о войне  очень   много   произведений. В этих   книгах  герои  ничего   не  думают, не  чувствуют. В них  лишь  показали   героизм,  мужество. Но   среди  них  есть    произведения, которые  показали, что война в  мире   человечества  это  большое горе, трагедия. Это  такие произведения   как  Э.М.  Ремарк « На западном  фронте  без    перемен». Э.Хемингуэй «Прощай,  оружие». Наряду  с  ними  и повесть «Помилование»