Фестиваль творческого чтения.

Гуднина  Марина Вячеславовна

Номинация Фестиваля творческого чтения Уроки внеурочного чтения помогает найти интересные художественные тексты среди уже прочитанных, в том числе писателей и поэтов-земляков. Так, ;в рамках Фестиваля произошло знакомство учащихся с ещё одной гранью творчества Сергея Петровича Волкова ливенского краеведа, писателя, педагога, художника. Мы открыли его как поэта. Помогла этому тоненькая книжечка С. П. Волков. Стихи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл festival_tvorcheskogo_chteniya_6.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

Фестиваль творческого чтения «Живое слово»

«Мир, в котором я живу»

Сочинение  «Внимая ужасам войны...»

Номинация Фестиваля творческого чтения «Уроки внеурочного чтения» помогает найти интересные художественные тексты среди уже прочитанных, в том числе писателей и поэтов-земляков. Так,  в рамках Фестиваля  произошло  знакомство учащихся с ещё одной гранью творчества Сергея Петровича Волкова  — ливенского  краеведа, писателя, педагога, художника. Мы открыли его как поэта. Помогла этому тоненькая книжечка «С. П. Волков. Стихи». Стихи были найдены   в 1998 году, уже после смерти С. П. Волкова, среди его архивных бумаг. Дети и внуки этого замечательного человека обработали их и подготовили к публикации. Стихи были  написаны Волковым в прифронтовых Ливнах на каких-то обрывках бумаг, использованных бланков и листков мишени со следами от пуль. Они передают грозное дыхание войны, навеяны одиночеством, болью от гибели сына Игоря, тревогой о положении на фронте, но полны веры в победу.

Сергей Петрович Волков (25 августа 1889, Бронницы, Московская губерния — 13 июня 1971, Подольск, Московская область) прожил долгую, трудную, интересную жизнь. Будучи выходцем из  семьи священнослужителя, он блестяще закончил Ливенское духовное училище и Орловскую духовную семинарию. Однако священнослужителем  ему стать было не суждено. Волков поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Завершить учёбу помешала  Первая мировая война. Затем была Гражданская, тяжелые ранения, контузия. В начале 20-х годов Сергей Петрович возвращается  в родной город.

 Он стоял у истоков создания в Ливнах пионерской организации и первичной организации ОСОАВИАХИМа. Заслуга его ещё и в том, что Ливны смогли внести  свой вклад в развитие планеризма СССР. Наиболее замечательное достижение Волкова С. П., как руководителя ОСОАВИАХИМа  - создание в 1939 году лётно-планёрной школы.

Сергей Петрович отдавал много  сил на борьбу с неграмотностью,  работе в Ливенском педагогическом техникуме, становлению этого учебного заведения и превращению его в значительный культурный, военно-спортивный центр Ливен.

На протяжении всей жизни Волков не оставлял занятий живописью, занимался популяризацией изобразительного искусства, помогал создать  в 1954 году Изостудию, существующую  ныне в качестве Ливенской Детской Художественной школы.

Сергей Петрович причастен и к возрождению Ливенского краеведческого музея. Собирая сведения по истории Орловщины, пропагандируя исторические сведения о Ливенской земле, выступая с циклами лекций по краеведению, он накопил значительный материал.  В 1959 году книга «Ливны» вышла из печати. Сергей Петрович попытался отразить все основные вехи истории Ливенской земли от «преданий старины глубокой» до конца 50-х годов прошлого века.  Издание историко-краеведческого очерка «Ливны», работа в обществе «Знание», организация художественных выставок, выступления с лекциями по искусству – всё это отражает деятельность С. П. Волкова уже в послевоенные годы.

Великая Отечественная война – особая веха в жизни С. П. Волкова. В армию Сергея Петровича призвали в июле 1941 года,  и 52-й день рождения был встречен им в рядах РККА. Однако уже в мае 1942 года сказались последствия ранения гражданской войны и его по болезни демобилизовали.

После возвращения в прифронтовые Ливны, Волков С. П. назначается на должность начальника штаба противовоздушной обороны города, а вслед за окончательным освобождением Ливенского района Сергей Петрович назначается председателем Ливенского райсовета ОСОАВИАХИМа.

Вместе с родным городом и его жителями Волков пережил все ужасы войны. В том числе страшную ковровую бомбардировку  28 июня 1942 года,  когда немцы буквально стерли наш город с лица земли. Уничтожение Ливен немецкой авиацией продолжалось более четырнадцати часов (840 мин.). В этот день в свой дневник  С. П. Волков записал: «Город в катастрофе: валятся стены, падают по улицам бегущие люди. Еще час и город опустел: все живое убежало за город… Долго, до 18 часов, метались взрывы по городу и парили над нами вражеские самолеты, пока не пошел проливной дождь». Эти впечатления нашли  отражение и в стихотворении «Письмо дочери Нине»:

«Вот я бреду по городу родному,

Не узнаю ни улиц, ни домов

В завалах кирпича, металлолома,

Бетона,  камня и столбов.

Средь улицы огромная воронка,

Кругом разбитые дома,

Вот на дороге битая заслонка,

А рядом с нею детская рука.

«Мёртвый город» шепчут все солдаты,

Проходя на запад по ночам,

И грозят, поднявши автоматы,

Отомстить фашистским палачам».

В разрушенном, холодном, прифронтовом городе он вспоминает картины мирной жизни: уютный маленький городок с мощёными простым камнем мостовыми, с улицами, утопающими по весне в пене вишнёвых садов, прозрачную речку Ливенку, неоглядные дали, которые открывались с высокого берега Сосны, которые он так любил писать, уходя с этюдником в поля.

        «Театр, музей, кино нардома,

        Горсад – над кручею реки,

        Педтехникум, детсад и школа,

И все родные уголки!», -

 ничего не осталось от дорогих сердцу местечек, всё разрушено войной. И это как пепел Клааса стучит в его сердце:

«Ведь в  каждом доме разбомблённом

Рукой немецких палачей,

Я вижу кровно оскорблённый

Кусочек Родины своей».

Эта боль становится совсем невыносимой, когда приходит страшное известие:

«Пал за Родину Героем

Сын Ваш – старший лейтенант».

Командир зенитной батареи Игорь Волков погиб в 1943 году под Великими Луками. До войны он работал педагогом в Ливенском педучилище. Ему было 30 лет. Горе отца безмерно. Он вспоминает его ребенком, его детские шалости и мужественные поступки взрослеющего юноши, его спортивные победы и поражения, которые отец учил сына преодолевать. Только вот смерть его любимый Игорёк не сумел победить.

«Мне  уж крылья не расправить,

Не стряхнуть тоски», -

сетует убитый горем отец. В стихотворении «О сыне моём, о любимом» он обращается к вьюге, тучам, небу, умоляя их «всю правду сказать о сыне моём, о любимом».  

«Они ведь оттуда, где можно рыдать,

Над каждой забытой могилой», -

и смогут разделить его тоску. Но молчит природа. И постепенно приходит осознание: «Он не вернётся, не придёт». Эти стихи, похожие на древнерусский плач, пронзительны до слёз.

Постепенно  в стихах Волкова, таких как «Дали голубые», «На  Берлин», «Теперь капут» появляются и радостные мотивы, предчувствие победы  над ненавистным врагом. Но никогда не зарастёт его сердечная рана:

«Пройдёт война, страна залечит раны,

А время след кровавый заметёт,

Вернутся с фронта ветераны,

Но сын домой уж не придёт».

Как не вернутся к мирной жизни миллионы  убитых на фронте, погибших под бомбёжками, замученных в концлагерях, мужчин и женщин, стариков и детей, наших соотечественников, ставших жертвами этой страшной войны.

«Их горький вопль клокочущего горя,

Их тяжкий стон при муках без  вины

Пусть всколыхнёт на свете всё живое,

Чтоб уничтожить ужасы войны», -

призывает С. Волков в стихотворении «Апофеоз войны». Участник трёх войн, потерявший сына, «внимая ужасам войны», он верит, что это не повторится никогда.

        «Я – в этом Мире – маленькая точка,

        Комочек жизни, света и огня,

        Но в жизни этого ничтожного комочка

        Сияет звёздочкою радость бытия».