Рабочая программа "Ньюс-фиче" (основы журналистики)

Штрапова Каринэ Аркадьевна

Значение этого курса обучения заключается в том, что он повышает читательскую культуру обучающихся, углубляет знания по литературе, учит тщательной работе над языком, обогащает лексикон, развивает речь, теснее связывает обучающихся с общественной жизнью учреждений культуры, социальной сферы, своего муниципалитета и даже региона, воспитывает гражданственное отношение к окружающему миру.

Эта программа не обязательно ориентирует ребенка на профессию журналиста, она дает те навыки, которые воспитаннику пригодятся в любом виде деятельности, которую он изберет в жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma._versiya_2.0.docx43.32 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования дом детского творчества станицы Калининской

                             У Т В Е Р Ж Д А Ю

Директор ДДТ

_______________________

                           Н.П. Косик

                               протокол педсовета

от «__» _______20___№__

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ОБЪЕДИНЕНИЯ «НЬЮС-ФИЧЕ»

Основы журналистики

Срок реализации – 1 год

Возраст обучающихся – 13-18 лет

Вид программы – модифицированная

Педагог: Гаспарян К.А.

                                    ст. Калининская

                                               2016 г.

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно-методические основы разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Основы журналистики» представлены в следующих документах:

1.        Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2.        Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

3.        Письмо Министерства образования и науки  РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

4.        Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;

5.        Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Современное общество по праву названо информационным: активно изменяется информационная структура, развиваются новые СМИ и альтернативные источники подачи информации; ежедневно человек получает огромное количество сообщений разной степени достоверности. Поэтому особенно важно научить ребенка ориентироваться в информационных потоках, анализировать и понимать устное и печатное слово, а также создавать собственное повествование о событиях. Все возрастающей значимостью СМИ в жизни общества обусловлена актуальность данной программы.

 Значение этого курса обучения заключается в том, что он повышает читательскую культуру обучающихся,  углубляет знания по литературе, учит тщательной работе над языком, обогащает  лексикон, развивает речь, теснее связывает обучающихся  с общественной жизнью учреждений культуры, социальной сферы, своего муниципалитета и даже региона, воспитывает гражданственное отношение к окружающему миру.

Эта программа не обязательно ориентирует ребенка на профессию журналиста, она дает те навыки, которые воспитаннику пригодятся в любом  виде деятельности, которую он изберет в жизни.  

Программа имеет социально-педагогическую направленность. Занятия журналистикой развивают творческие и интеллектуальные способности ребенка, умение слышать и понимать другого человека, помогают в формировании  устойчивой жизненной позиции,  профессиональном становлении личности.  В рамках данного курса дети изучат основы журналистского ремесла, получат опыт работы журналиста, научатся самостоятельно искать материал, обрабатывать его, формировать собственное журналистское произведение.

Цель программы состоит в раскрытии творческих способностей детей и обучении основам  журналистики.

Задачи:

в  обучении:

• дать  определенные знания и практические навыки в области журналистского дела;

• научить ценить слово, красоту речевого звука, расширить кругозор, обобщать лексикон, правильно пользоваться словом;

• формировать практические навыки журналистской работы: умение собирать и обрабатывать информацию, выбирать адекватный материалу жанр, создавать и редактировать журналистское произведение;

в  развитии:

• развивать коммуникативные навыки, умение преодолевать барьеры в общении с разными людьми;

• развивать творческую и познавательную активность,  практические навыки, речь;

• развивать критическое мышление детей, способность понимать и анализировать чужую мысль;

в  воспитании:

• воспитывать духовные качества личности, активную жизненную позицию;

• воспитывать умение общаться, развивать чувства патриотизма  и ответственности, товарищества и взаимовыручки.

Программа ориентирована на знакомство с современным состоянием печатных СМИ как федеральных, так и кубанских. Так например, при изучении жанров журналистики вместо традиционной классификации используется классификация Т. Репковой, более приближенная к современной практике работы в прессе. В этом состоит новизна данной программы.

Отличительной особенностью данной программы является использование нетрадиционных форы работы: круглых столов, социологических опросов, мастер-классов с участием профессиональных журналистов, чаепитий. Предпочтительны неформальные беседы, направленные на обсуждение и последующую фиксацию в журналистских материалах актуальных для обучающихся проблем, практикуется проведение отдельных занятий за пределами аудиторий, с посещением редакции, учреждений с целью знакомства с особенностями их деятельности, интервьюирования работников, обучающихся.  

Прием обучающихся в объединение осуществляется путем свободного набора по желанию детей в соответствии с положением о приеме, переводе, отчислении и восстановлении обучающихся в ДДТ. Особой подготовки при этом не требуется, достаточно базовых знаний, полученных в общеобразовательной школе.

Программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для детей 13-18 лет. Режим  занятий: два раза в неделю по 2 часа, всего 4 часа в неделю. Продолжительность учебного часа 45 минут с 15-минутным перерывом на отдых.

Ожидаемыми результатами по программе являются определенные знания, умения и навыки.

По окончании обучения обучающиеся смогут знать:

 – теоретические знания в области журналистского дела;

– ценить слово, обогащать  лексикон, развивать речь и расширять литературный кругозор;

– использовать знания основных жанров в периодической печати,

уметь:

– применять практические навыки в области журналистского дела;

– выражать свои идеи, мысли на бумаге;

– формировать и редактировать собственный журналистский материал;

– анализировать чужие журналистские произведения;

– развивать коммуникативные навыки;

– развивать творческий потенциал, практические навыки в журналистском деле, а также речь и устное слово;

– развивать критическое мышление, способность понимать и анализировать чужую мысль;

– писать журналистские материалы.

Результативность освоения программы  обучающимися определяется посредством педагогического наблюдения и педагогического анализа самостоятельных работ в различных жанрах журналистики, собеседований по изученной теме, участия в творческих конкурсах.

Формы подведения итогов

Какие знания и умения контролируются

     Срок

Форма проведения

Определение уровня подготовки и способностей ребенка

Сентябрь

Собеседование

Проверка знаний техники безопасности и поведения при обнаружении взрывоопасных предметов

Сентябрь

Беседа по технике безопасности

Владение новостными жанрами журналистики

Ноябрь

Письменная самостоятельная работа

Умение подготовить и провести интервью

Январь

Письменная самостоятельная работа

Способность написать событийный репортаж

Февраль

Письменная самостоятельная работа

Владение методами сбора информации анкетированием и опросом

Апрель

Письменная самостоятельная работа

Знание основ журналистской деятельности

Май

Итоговая проверка письменных работ, составление портфолио ученика


II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Тема

Всего часов

Теория

Практика

Выездные занятия

Вводное занятие. Журналистика как профессия.

2

2

0

0

История и современное состояние российской журналистики.

2

2

0

0

Жанры современной журналистики

6

2

4

0

Тема, замысел и идея журналистского произведения

     8

2

6

0

Новостные жанры: короткая новость, расширенная новостная заметка, «песочные часы»

    16

2

12

2

Зарисовка в журналистском произведении

6

2

4

0

Синтаксические особенности публицистического стиля речи. Работа над композицией и языком

4

2

2

0

Электронные СМИ: Интернет, радио и телевидение

6

2

4

0

Интервью и его виды

20

2

16

2

Репортаж

14

2

12

0

Экскурсия в редакцию газеты

6

0

4

2

Комментарий как жанр журналистики

18

2

16

0

Анкетирование и опрос как способы получения информации

16

2

10

4

Очерк

10

2

8

0

Журналистское расследование

4

2

2

0

Профессиональная этика журналиста.

4

4

0

0

Итоговое занятие Оформление портфолио

2

0

2

0

 

Итого

144

32

102

10

III. СОДЕРЖАНИЕ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Тема 1. Вводное занятие. Журналистика как профессия – 2 ч.

Теоретические сведения: ознакомление с планом работы курса «Журналистика», с целями, задачами. Правила работы и поведения. Правила по технике безопасности. Решение организационных вопросов.

Объяснение аспектов журналистской профессии, а также роли журналистики в современном обществе. Практическое занятие не предполагается.

Тема 2. История и современное состояние российской журналистики – 2 ч.

Теоретические сведения: краткий обзор развития российской журналистики от XVIII в. до наших дней. История возникновения кубанской печатной журналистики «Кубанские Ведомости». Объяснение тенденций развития журналистики. Демонстрация старинных газет.

Тема 3. Жанры современной журналистики – 6 ч.

Теоретические сведения: изучение самостоятельных жанров журналистики, их классификации, истории их появления, развития и их места в современных СМИ. Размытие границ жанров в современной журналистике.

Практические занятия: работа по узнаванию жанров в СМИ, анализ соответствия реальных статей заявленной жанром задаче. Просмотр в газетах и журналах качественных примеров журналистских материалов в рамках какого-либо жанра. Закрепление знаний жанров журналистики, тестирование

Контроль соблюдения техники безопасности. Проведение физминуток. Анализ по проделанной работе.

Тема 4. Тема, замысел и идея журналистского произведения – 8 ч.

Теоретические сведения: усвоение понятий «тема», «замысел» и «идея» как необходимых основ журналистского произведения.

Практические занятия: разбор статей в федеральных и кубанских СМИ, вычленение темы, замысла и идеи произведения. Изучение основных правил логики, анализ логического построения статей. Подготовка материалов для журналистского произведения: разработка его темы, идеи, замысла и логического построения.

Проведение разминок, физических минуток. Анализ по проделанной работе. Контроль техники безопасности.

Тема 5. Новостные жанры: короткая новость, расширенная новостная заметка, «песочные часы» - 16 ч.

Теоретические сведения: изучение основных новостных жанров журналистики, их особенностей и сферы применения.

Практические занятия: написание материала в жанре «короткая новость», Написание заметки, построенной по принципу «перевернутая пирамида» и заметки, построенной по принципу «песочные часы». Написание расширенной заметки. Подготовка материалов для создания заметки в печать.

Выездное занятие: экскурсия на факультет журналистики Кубанского Государственного Университета.

Проведение разминок, упражнений для релаксации глаз. Контроль техники безопасности. Анализ по проделанной работе.

Тема 6. Зарисовка в журналистском произведении – 6 ч.

Теоретические сведения: зарисовка как вспомогательный жанр журналистики. Задачи зарисовки. Место зарисовки в газете.

Практические занятия: подготовка пейзажной, производственной, бытовой, портретной зарисовки (две на выбор). Написание зарисовки на заданную тему, а также зарисовки для последующего использования в журналистском материале.

Проведение физ-минуток, упражнений для релаксаций глаз. Контроль по технике безопасности. Анализ по проделанной работе.

Тема 7. Синтаксические особенности публицистического стиля речи. Работа над композицией и языком – 4 ч.

Теоретические сведения: освоение особенностей и законов стиля речи публицистического материала.

Практические занятия: разбор материалов учеников, «работа над ошибками».

Контроль по технике безопасности. Анализ по проделанной работе.

Тема 8. Электронные СМИ: Интернет, радио и телевидение – 6 ч.

Теоретические сведения: ознакомление с видами электронной журналистики. Становление российской и кубанской теле- и радио-журналистики.

Практические занятия: игровое изучение теле- и радио-журналистики, создание группы в социальной сети для публикации журналистских материалов. Создание аудио-ролика. Игра «Электронные СМИ против традиционных»

Проведение разминки и физической минутки. Анализ по проделанной работе.

Тема 9.  Интервью и его виды – 20 ч.

Теоретические сведения: рассмотрение интервью в качестве метода получения информации. Виды интервью: интервью-монолог, интервью-сообщение, интервью-диалог, интервью-зарисовка, интервью-мнение. Логика интервью.

Практические занятия: разработка плана вопросов известной личности (президенту, олимпийскому чемпиону, поп-звезде). Разработка вопросов и создание тренировочного интервью с другом. Разработка вопросов для группового интервью. Создание и редактирование интервью  на материалах выездного занятия. Разработка,  проведение и создание интервью с руководителями объединений ДДТ. Разработка, проведение и создание интервью с интересной личностью в Калининском районе.

Выездное занятие: проведение группового интервью.

Проведение физ-минуток, разминок и упражнений для релаксации глаз. Контроль по технике безопасности. Анализ по проделанной работе.

Тема 10. Репортаж – 14 ч.

Теоретические сведения: изучение критерий отбора события для репортажа, предметной основы и основных особенностей жанра, а также его видов. «Эффект присутствия».

Практические занятия: Рассмотрение примеров репортажа в печатных  и электронных СМИ. Разработка плана информационного репортажа, создание и редактирование информационного репортажа. Разработка и создание спортивного репортажа, редактирование.

Контроль по технике безопасности. Проведение разминок и упражнений для релаксации глаз. Анализ по проделанной работе.

Тема 11. Экскурсия в редакцию газеты – 6 ч.

Практические занятия: написание журналистского произведения по материалам выездного занятия. Редактирование журналистского материала по результатам выездного занятия. Разделение по группам для создания собственного печатного СМИ.

Выездное занятие: экскурсия в редакцию газеты «Калининец» (печатного органа Калининского района), знакомство с деталями создания газеты.

Контроль по технике безопасности. Анализ по проделанной работе.

Тема 12. Комментарий как жанр журналистики – 18 ч.

Теоретические сведения: рассмотрение комментария как метода и жанра журналистики, цель комментирования, предмет, построение комментария и его структурные элементы. Рецензия как подвид комментария.

Практические занятия: Разработка  плана и создание разъясняющего или оценивающего  комментария, редактирование. Написание анонса и аннотации к книге и фильму. Просмотр на занятии художественного фильма, разработка плана  рецензии к нему. Создание кинорецензии по  просмотренному фильму. Разработка плана и создание рецензии на книгу. Редактирование кинорецензии и рецензии на книгу.

Проведение мастер-класса на тему «Современная пресса» с участием профессионального журналиста. Написание комментария на материалах мастер-класса.

Контроль по технике безопасности. Проведение разминок и упражнений для релаксации глаз. Анализ по проделанной работе.

Тема 13. Анкетирование и опрос как способы получения информации  - 16 ч.

Теоретические сведения: изучение и освоение особенностей журналистского анкетирования и опроса.

Практические занятия: Разработка плана вопросов для анкетирования. Создание журналистского материала на основе анкетирования. Разработка плана вопросов для социального опроса с жителями станицы Калининской. Создание журналистского материала на основе социального опроса. Редактирование материалов по данной теме

Выездные занятия: проведение анкетирования и опроса с жителями станицы Калининской.

Проведение физминуток, разминок. Контроль по технике безопасности. Анализ по проделанной работе.

Тема 14. Очерк – 10 ч.

Теоретические сведения: освоение очерка как жанра журналистики, его отличия от художественных жанров, разбор распространенных ошибок в рамках данного жанра.

Практические занятия: Написание портретного очерка  интересной личности, редактирование. Написание путевого очерка, редактирование.

Контроль по технике безопасности. Анализ по проделанной работе.

Тема 15. Журналистское расследование – 4 ч.

Теоретические сведения: изучение особенностей журналистского расследования как жанра. Просмотр журналистских расследований в печатных и электронных  СМИ федерального и регионального уровня.

Практические занятия: разработка самостоятельного журналистского эксперимента. Описание расследования «Журналист меняет профессию».

Анализ по проделанной работе.

Тема 16. Профессиональная этика журналиста – 4 ч.

Теоретические сведения: изучение основных правил журналистской этики (Международные и российские акты по вопросу журналистской этики).

Практические занятия: анализ публикаций в печатных СМИ федерального и регионального уровня на предмет соблюдения профессиональной этики.

Проведение упражнения для релаксации глаз. Анализ по проделанной работе.

Тема 17. Оформление портфолио – 2 ч.

Практические занятия: Систематизация написанных журналистских материалов. Анализ деятельности ученика за все врем обучения. Работа над составлением портфолио ученика, окончательная редакция неопубликованных материалов. Итоговое занятие: анализ портфолио ученика.

Контроль по технике безопасности. Анализ по проделанной работе.


IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В программе определены содержание обучения, объем знания, умений и навыков, которые должны приобрести обучающиеся, последовательность прохождения тем.

В объединение  принимаются все желающие. Большое значение имеет индивидуальный подход к обучающимся. При обучении детей учитываются их индивидуальные возможности и предпочтения, в соответствии с которыми подбирается направленность тематики заданий.

Для успешной реализации программы кроме бумаги и письменных принадлежностей необходим компьютерный класс, желательно наличие фотоаппарата и диктофона.

Теория и практика журналистики преподаются совместно: теоретические занятия содержат элементы практической работы, практические – совмещаются с теоретическими советами.

Предпочтительно неформальное общение, чаепития: комфортная обстановка помогает ученику выражать собственную точку зрения и проявлять творческие способности.

В качестве пособий используются учебники по журналистике, книги о занимательной журналистике, а также публикации в газетах и журналах, журналистские видео-ролики. Материалы для произведений обучающиеся черпаются из бесед с интервьюируемыми, работы с документами и из личных наблюдений. Сбор материала может происходить в разных местах: это могут быть различные школьные мероприятия, спортивные турниры, экскурсии, походы и т.д. Итогом работы кружка является создание журналистских материалов и их последующая публикация.

Некоторые игры и задания для обучающихся:

К теме № 1 «Вводное занятие. Журналистика как профессия»:

- игра «Неожиданный заголовок». Обучающиеся получают задание связать три слова, далеких друг от друга по значению, в осмысленное высказывание – заголовок для предполагаемой новости.

- игра  «Иллюстрация». Ребята получают задание к любой предложенной фотографии сделать несколько оригинальных и разнонаправленных по смыслу подписей.

К теме № 6 «Зарисовка в журналистском произведении»

- обучающиеся получают задание описать любой предмет в зарисовке. После объясняют, в какого рода журналистском материале может использоваться данная зарисовка.

К теме № 8 «Электронные СМИ: Интернет, радио и телевидение»:

- игра «За и против». Обучающиеся делятся на две команды, которым дается задание защищать противоположные точки зрения. Побеждает команда, наиболее аргументированно и убедительно отстаивающая заданную точку зрения. Возможные темы для игры: «Газеты против Интернета: вытеснят ли электронные СМИ печать», «Журналистика и блогосфера: чему мы можем доверять», «Современное радио: развлечение или образование».

К теме № 10 «Репортаж»:

- игра «Описание», развивающая навык создания «эффекта присутствия». Обучающиеся должны заменить фразу, прямо указывающую на состояние человека, (например, «Он голоден») фразой, косвенно рассказывающей о том же факте (например, «Увидев пироги он опустил глаза и явно старался больше не смотреть в сторону столов»).

К теме № 11 «Экскурсия в редакцию газеты»:

- игра «Моя газета». Обучающиеся придумывают концепцию собственного СМИ: название, специализацию, целевую аудиторию, рубрики и т.д.

К теме № 15 «Журналистское расследование»:

- журналистское расследование «Проверено лично». Ребята самостоятельно ставят журналистский эксперимент (например, проводят день без гаджетов), последовательно описывая этапы эксперимента;

- расследование «Журналист меняет профессию». Обучающиеся пробуют силы в новом для них деле (учатся играть на фортепьяно, занимаются в секции по дзюдо и т.д.), описывая свой опыт в журналистском произведении.

К теме 16 «Профессиональная этика журналиста»:

- игра «Три издания». Обучающиеся делятся на три группы, представляющие три различных издания: демократическое, коммунистическое и «желтое». Дается задание интерпретировать один и тот же факт в соответствии с информационной политикой и лексикой своего издания.


СПИСОК РЕКМЕНДУЕМОЙ И ИСПОЛЬЗУМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

  1. Бобков А.К. Основы Творческой деятельности журналиста, Иркутск, 2007
  2. Васильева Н. Делаем новости! – М., 2003.
  3. Ворошилов В. Журналистика. – М., 2000.
  4. Ким. Н.М. Жанры современной журналистики. – М., 2004.
  5. Князев А. Основы тележурналистики и телерепортажа. – М., 2001.
  6. Козлова О. А. Современные электронные СМИ : учеб.-метод. пособие для студентов 1 курса направления подготовки бакалавров «Журналистика» - Волгоград, 2012.
  7. Коновалова О. Основы журналистики. М.-Ростов-на-Дону. 2005.
  8. Кройчик Л. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста / Под ред. С. Корконосенко. – СПб., 2000.
  9. Манро Е. Строим новость: учеб. пособие для журналистов регион. газет. - М., 2011.
  10. Мельник Г. Общение в журналистике. Секреты мастерства. – СПб., 2005.
  11. Мельник Г., Тепляшина А. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2004.
  12. Рэндалл Д. Универсальный журналист. – М., 2000.
  13. Смелкова З., Ассуирова Л. и др. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты. – М. 2002.
  14. Тертычный А. Жанры периодической печати. – М., 2008.
  15. Цвик В. Л. Реклама как вид журналистики. Учебное пособие. – М., 2001.
  16. Шостак М. Репортер: профессионализм и этика. – М., 2002.

ДЛЯ ДЕТЕЙ

  1. Бершидский Л. Ремесло.  – М., 2013.
  2. Ганапольский М.Ю. Кисло-сладкая журналистика. – М., 2008.
  3. Грабельников А. Работа журналиста в прессе. – М., 2001.
  4. Дмитровский  А. Особенности формы и композиции  эссе  // Акценты. Новое в массовой коммуникации. – 2003. № 1 – 2.
  5. Колесниченко А.В. Прикладная журналистика. Учебное пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008.
  6. Лукина М. Технология интервью. – М.,  2003.
  7. Лямзина Т. Жанр эссе. К проблеме формирования теории // http://psujourn.narod.ru/lib/liamzina_essay.htm.
  8. Соколов-Митрич Д. Реальный репортер: почему нас этому не учат на журфаке?. – М.: Изд-во Манн, Иванов и Фербер, 2015.
  9. Соломатина О. Писать легко. Как писать тексты, не дожидаясь вдохновения. – М.: Изд-во Манн, Иванов и Фербер, 2015.
  10. Черникова Е. Основы творческой деятельности журналистам. – М., 2005.