Рабочая программа "Ньюс-фиче" (основы журналистики)
Значение этого курса обучения заключается в том, что он повышает читательскую культуру обучающихся, углубляет знания по литературе, учит тщательной работе над языком, обогащает лексикон, развивает речь, теснее связывает обучающихся с общественной жизнью учреждений культуры, социальной сферы, своего муниципалитета и даже региона, воспитывает гражданственное отношение к окружающему миру.
Эта программа не обязательно ориентирует ребенка на профессию журналиста, она дает те навыки, которые воспитаннику пригодятся в любом виде деятельности, которую он изберет в жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.32 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования дом детского творчества станицы Калининской
У Т В Е Р Ж Д А Ю
Директор ДДТ
_______________________
Н.П. Косик
протокол педсовета
от «__» _______20___№__
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ОБЪЕДИНЕНИЯ «НЬЮС-ФИЧЕ»
Основы журналистики
Срок реализации – 1 год
Возраст обучающихся – 13-18 лет
Вид программы – модифицированная
Педагог: Гаспарян К.А.
ст. Калининская
2016 г.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-методические основы разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Основы журналистики» представлены в следующих документах:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
4. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Современное общество по праву названо информационным: активно изменяется информационная структура, развиваются новые СМИ и альтернативные источники подачи информации; ежедневно человек получает огромное количество сообщений разной степени достоверности. Поэтому особенно важно научить ребенка ориентироваться в информационных потоках, анализировать и понимать устное и печатное слово, а также создавать собственное повествование о событиях. Все возрастающей значимостью СМИ в жизни общества обусловлена актуальность данной программы.
Значение этого курса обучения заключается в том, что он повышает читательскую культуру обучающихся, углубляет знания по литературе, учит тщательной работе над языком, обогащает лексикон, развивает речь, теснее связывает обучающихся с общественной жизнью учреждений культуры, социальной сферы, своего муниципалитета и даже региона, воспитывает гражданственное отношение к окружающему миру.
Эта программа не обязательно ориентирует ребенка на профессию журналиста, она дает те навыки, которые воспитаннику пригодятся в любом виде деятельности, которую он изберет в жизни.
Программа имеет социально-педагогическую направленность. Занятия журналистикой развивают творческие и интеллектуальные способности ребенка, умение слышать и понимать другого человека, помогают в формировании устойчивой жизненной позиции, профессиональном становлении личности. В рамках данного курса дети изучат основы журналистского ремесла, получат опыт работы журналиста, научатся самостоятельно искать материал, обрабатывать его, формировать собственное журналистское произведение.
Цель программы состоит в раскрытии творческих способностей детей и обучении основам журналистики.
Задачи:
в обучении:
• дать определенные знания и практические навыки в области журналистского дела;
• научить ценить слово, красоту речевого звука, расширить кругозор, обобщать лексикон, правильно пользоваться словом;
• формировать практические навыки журналистской работы: умение собирать и обрабатывать информацию, выбирать адекватный материалу жанр, создавать и редактировать журналистское произведение;
в развитии:
• развивать коммуникативные навыки, умение преодолевать барьеры в общении с разными людьми;
• развивать творческую и познавательную активность, практические навыки, речь;
• развивать критическое мышление детей, способность понимать и анализировать чужую мысль;
в воспитании:
• воспитывать духовные качества личности, активную жизненную позицию;
• воспитывать умение общаться, развивать чувства патриотизма и ответственности, товарищества и взаимовыручки.
Программа ориентирована на знакомство с современным состоянием печатных СМИ как федеральных, так и кубанских. Так например, при изучении жанров журналистики вместо традиционной классификации используется классификация Т. Репковой, более приближенная к современной практике работы в прессе. В этом состоит новизна данной программы.
Отличительной особенностью данной программы является использование нетрадиционных форы работы: круглых столов, социологических опросов, мастер-классов с участием профессиональных журналистов, чаепитий. Предпочтительны неформальные беседы, направленные на обсуждение и последующую фиксацию в журналистских материалах актуальных для обучающихся проблем, практикуется проведение отдельных занятий за пределами аудиторий, с посещением редакции, учреждений с целью знакомства с особенностями их деятельности, интервьюирования работников, обучающихся.
Прием обучающихся в объединение осуществляется путем свободного набора по желанию детей в соответствии с положением о приеме, переводе, отчислении и восстановлении обучающихся в ДДТ. Особой подготовки при этом не требуется, достаточно базовых знаний, полученных в общеобразовательной школе.
Программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для детей 13-18 лет. Режим занятий: два раза в неделю по 2 часа, всего 4 часа в неделю. Продолжительность учебного часа 45 минут с 15-минутным перерывом на отдых.
Ожидаемыми результатами по программе являются определенные знания, умения и навыки.
По окончании обучения обучающиеся смогут знать:
– теоретические знания в области журналистского дела;
– ценить слово, обогащать лексикон, развивать речь и расширять литературный кругозор;
– использовать знания основных жанров в периодической печати,
уметь:
– применять практические навыки в области журналистского дела;
– выражать свои идеи, мысли на бумаге;
– формировать и редактировать собственный журналистский материал;
– анализировать чужие журналистские произведения;
– развивать коммуникативные навыки;
– развивать творческий потенциал, практические навыки в журналистском деле, а также речь и устное слово;
– развивать критическое мышление, способность понимать и анализировать чужую мысль;
– писать журналистские материалы.
Результативность освоения программы обучающимися определяется посредством педагогического наблюдения и педагогического анализа самостоятельных работ в различных жанрах журналистики, собеседований по изученной теме, участия в творческих конкурсах.
Формы подведения итогов
№ | Какие знания и умения контролируются | Срок | Форма проведения |
Определение уровня подготовки и способностей ребенка | Сентябрь | Собеседование | |
Проверка знаний техники безопасности и поведения при обнаружении взрывоопасных предметов | Сентябрь | Беседа по технике безопасности | |
Владение новостными жанрами журналистики | Ноябрь | Письменная самостоятельная работа | |
Умение подготовить и провести интервью | Январь | Письменная самостоятельная работа | |
Способность написать событийный репортаж | Февраль | Письменная самостоятельная работа | |
Владение методами сбора информации анкетированием и опросом | Апрель | Письменная самостоятельная работа | |
Знание основ журналистской деятельности | Май | Итоговая проверка письменных работ, составление портфолио ученика |
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема | Всего часов | Теория | Практика | Выездные занятия |
Вводное занятие. Журналистика как профессия. | 2 | 2 | 0 | 0 | |
История и современное состояние российской журналистики. | 2 | 2 | 0 | 0 | |
Жанры современной журналистики | 6 | 2 | 4 | 0 | |
Тема, замысел и идея журналистского произведения | 8 | 2 | 6 | 0 | |
Новостные жанры: короткая новость, расширенная новостная заметка, «песочные часы» | 16 | 2 | 12 | 2 | |
Зарисовка в журналистском произведении | 6 | 2 | 4 | 0 | |
Синтаксические особенности публицистического стиля речи. Работа над композицией и языком | 4 | 2 | 2 | 0 | |
Электронные СМИ: Интернет, радио и телевидение | 6 | 2 | 4 | 0 | |
Интервью и его виды | 20 | 2 | 16 | 2 | |
Репортаж | 14 | 2 | 12 | 0 | |
Экскурсия в редакцию газеты | 6 | 0 | 4 | 2 | |
Комментарий как жанр журналистики | 18 | 2 | 16 | 0 | |
Анкетирование и опрос как способы получения информации | 16 | 2 | 10 | 4 | |
Очерк | 10 | 2 | 8 | 0 | |
Журналистское расследование | 4 | 2 | 2 | 0 | |
Профессиональная этика журналиста. | 4 | 4 | 0 | 0 | |
Итоговое занятие Оформление портфолио | 2 | 0 | 2 | 0 | |
| Итого | 144 | 32 | 102 | 10 |
III. СОДЕРЖАНИЕ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Тема 1. Вводное занятие. Журналистика как профессия – 2 ч.
Теоретические сведения: ознакомление с планом работы курса «Журналистика», с целями, задачами. Правила работы и поведения. Правила по технике безопасности. Решение организационных вопросов.
Объяснение аспектов журналистской профессии, а также роли журналистики в современном обществе. Практическое занятие не предполагается.
Тема 2. История и современное состояние российской журналистики – 2 ч.
Теоретические сведения: краткий обзор развития российской журналистики от XVIII в. до наших дней. История возникновения кубанской печатной журналистики «Кубанские Ведомости». Объяснение тенденций развития журналистики. Демонстрация старинных газет.
Тема 3. Жанры современной журналистики – 6 ч.
Теоретические сведения: изучение самостоятельных жанров журналистики, их классификации, истории их появления, развития и их места в современных СМИ. Размытие границ жанров в современной журналистике.
Практические занятия: работа по узнаванию жанров в СМИ, анализ соответствия реальных статей заявленной жанром задаче. Просмотр в газетах и журналах качественных примеров журналистских материалов в рамках какого-либо жанра. Закрепление знаний жанров журналистики, тестирование
Контроль соблюдения техники безопасности. Проведение физминуток. Анализ по проделанной работе.
Тема 4. Тема, замысел и идея журналистского произведения – 8 ч.
Теоретические сведения: усвоение понятий «тема», «замысел» и «идея» как необходимых основ журналистского произведения.
Практические занятия: разбор статей в федеральных и кубанских СМИ, вычленение темы, замысла и идеи произведения. Изучение основных правил логики, анализ логического построения статей. Подготовка материалов для журналистского произведения: разработка его темы, идеи, замысла и логического построения.
Проведение разминок, физических минуток. Анализ по проделанной работе. Контроль техники безопасности.
Тема 5. Новостные жанры: короткая новость, расширенная новостная заметка, «песочные часы» - 16 ч.
Теоретические сведения: изучение основных новостных жанров журналистики, их особенностей и сферы применения.
Практические занятия: написание материала в жанре «короткая новость», Написание заметки, построенной по принципу «перевернутая пирамида» и заметки, построенной по принципу «песочные часы». Написание расширенной заметки. Подготовка материалов для создания заметки в печать.
Выездное занятие: экскурсия на факультет журналистики Кубанского Государственного Университета.
Проведение разминок, упражнений для релаксации глаз. Контроль техники безопасности. Анализ по проделанной работе.
Тема 6. Зарисовка в журналистском произведении – 6 ч.
Теоретические сведения: зарисовка как вспомогательный жанр журналистики. Задачи зарисовки. Место зарисовки в газете.
Практические занятия: подготовка пейзажной, производственной, бытовой, портретной зарисовки (две на выбор). Написание зарисовки на заданную тему, а также зарисовки для последующего использования в журналистском материале.
Проведение физ-минуток, упражнений для релаксаций глаз. Контроль по технике безопасности. Анализ по проделанной работе.
Тема 7. Синтаксические особенности публицистического стиля речи. Работа над композицией и языком – 4 ч.
Теоретические сведения: освоение особенностей и законов стиля речи публицистического материала.
Практические занятия: разбор материалов учеников, «работа над ошибками».
Контроль по технике безопасности. Анализ по проделанной работе.
Тема 8. Электронные СМИ: Интернет, радио и телевидение – 6 ч.
Теоретические сведения: ознакомление с видами электронной журналистики. Становление российской и кубанской теле- и радио-журналистики.
Практические занятия: игровое изучение теле- и радио-журналистики, создание группы в социальной сети для публикации журналистских материалов. Создание аудио-ролика. Игра «Электронные СМИ против традиционных»
Проведение разминки и физической минутки. Анализ по проделанной работе.
Тема 9. Интервью и его виды – 20 ч.
Теоретические сведения: рассмотрение интервью в качестве метода получения информации. Виды интервью: интервью-монолог, интервью-сообщение, интервью-диалог, интервью-зарисовка, интервью-мнение. Логика интервью.
Практические занятия: разработка плана вопросов известной личности (президенту, олимпийскому чемпиону, поп-звезде). Разработка вопросов и создание тренировочного интервью с другом. Разработка вопросов для группового интервью. Создание и редактирование интервью на материалах выездного занятия. Разработка, проведение и создание интервью с руководителями объединений ДДТ. Разработка, проведение и создание интервью с интересной личностью в Калининском районе.
Выездное занятие: проведение группового интервью.
Проведение физ-минуток, разминок и упражнений для релаксации глаз. Контроль по технике безопасности. Анализ по проделанной работе.
Тема 10. Репортаж – 14 ч.
Теоретические сведения: изучение критерий отбора события для репортажа, предметной основы и основных особенностей жанра, а также его видов. «Эффект присутствия».
Практические занятия: Рассмотрение примеров репортажа в печатных и электронных СМИ. Разработка плана информационного репортажа, создание и редактирование информационного репортажа. Разработка и создание спортивного репортажа, редактирование.
Контроль по технике безопасности. Проведение разминок и упражнений для релаксации глаз. Анализ по проделанной работе.
Тема 11. Экскурсия в редакцию газеты – 6 ч.
Практические занятия: написание журналистского произведения по материалам выездного занятия. Редактирование журналистского материала по результатам выездного занятия. Разделение по группам для создания собственного печатного СМИ.
Выездное занятие: экскурсия в редакцию газеты «Калининец» (печатного органа Калининского района), знакомство с деталями создания газеты.
Контроль по технике безопасности. Анализ по проделанной работе.
Тема 12. Комментарий как жанр журналистики – 18 ч.
Теоретические сведения: рассмотрение комментария как метода и жанра журналистики, цель комментирования, предмет, построение комментария и его структурные элементы. Рецензия как подвид комментария.
Практические занятия: Разработка плана и создание разъясняющего или оценивающего комментария, редактирование. Написание анонса и аннотации к книге и фильму. Просмотр на занятии художественного фильма, разработка плана рецензии к нему. Создание кинорецензии по просмотренному фильму. Разработка плана и создание рецензии на книгу. Редактирование кинорецензии и рецензии на книгу.
Проведение мастер-класса на тему «Современная пресса» с участием профессионального журналиста. Написание комментария на материалах мастер-класса.
Контроль по технике безопасности. Проведение разминок и упражнений для релаксации глаз. Анализ по проделанной работе.
Тема 13. Анкетирование и опрос как способы получения информации - 16 ч.
Теоретические сведения: изучение и освоение особенностей журналистского анкетирования и опроса.
Практические занятия: Разработка плана вопросов для анкетирования. Создание журналистского материала на основе анкетирования. Разработка плана вопросов для социального опроса с жителями станицы Калининской. Создание журналистского материала на основе социального опроса. Редактирование материалов по данной теме
Выездные занятия: проведение анкетирования и опроса с жителями станицы Калининской.
Проведение физминуток, разминок. Контроль по технике безопасности. Анализ по проделанной работе.
Тема 14. Очерк – 10 ч.
Теоретические сведения: освоение очерка как жанра журналистики, его отличия от художественных жанров, разбор распространенных ошибок в рамках данного жанра.
Практические занятия: Написание портретного очерка интересной личности, редактирование. Написание путевого очерка, редактирование.
Контроль по технике безопасности. Анализ по проделанной работе.
Тема 15. Журналистское расследование – 4 ч.
Теоретические сведения: изучение особенностей журналистского расследования как жанра. Просмотр журналистских расследований в печатных и электронных СМИ федерального и регионального уровня.
Практические занятия: разработка самостоятельного журналистского эксперимента. Описание расследования «Журналист меняет профессию».
Анализ по проделанной работе.
Тема 16. Профессиональная этика журналиста – 4 ч.
Теоретические сведения: изучение основных правил журналистской этики (Международные и российские акты по вопросу журналистской этики).
Практические занятия: анализ публикаций в печатных СМИ федерального и регионального уровня на предмет соблюдения профессиональной этики.
Проведение упражнения для релаксации глаз. Анализ по проделанной работе.
Тема 17. Оформление портфолио – 2 ч.
Практические занятия: Систематизация написанных журналистских материалов. Анализ деятельности ученика за все врем обучения. Работа над составлением портфолио ученика, окончательная редакция неопубликованных материалов. Итоговое занятие: анализ портфолио ученика.
Контроль по технике безопасности. Анализ по проделанной работе.
IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В программе определены содержание обучения, объем знания, умений и навыков, которые должны приобрести обучающиеся, последовательность прохождения тем.
В объединение принимаются все желающие. Большое значение имеет индивидуальный подход к обучающимся. При обучении детей учитываются их индивидуальные возможности и предпочтения, в соответствии с которыми подбирается направленность тематики заданий.
Для успешной реализации программы кроме бумаги и письменных принадлежностей необходим компьютерный класс, желательно наличие фотоаппарата и диктофона.
Теория и практика журналистики преподаются совместно: теоретические занятия содержат элементы практической работы, практические – совмещаются с теоретическими советами.
Предпочтительно неформальное общение, чаепития: комфортная обстановка помогает ученику выражать собственную точку зрения и проявлять творческие способности.
В качестве пособий используются учебники по журналистике, книги о занимательной журналистике, а также публикации в газетах и журналах, журналистские видео-ролики. Материалы для произведений обучающиеся черпаются из бесед с интервьюируемыми, работы с документами и из личных наблюдений. Сбор материала может происходить в разных местах: это могут быть различные школьные мероприятия, спортивные турниры, экскурсии, походы и т.д. Итогом работы кружка является создание журналистских материалов и их последующая публикация.
Некоторые игры и задания для обучающихся:
К теме № 1 «Вводное занятие. Журналистика как профессия»:
- игра «Неожиданный заголовок». Обучающиеся получают задание связать три слова, далеких друг от друга по значению, в осмысленное высказывание – заголовок для предполагаемой новости.
- игра «Иллюстрация». Ребята получают задание к любой предложенной фотографии сделать несколько оригинальных и разнонаправленных по смыслу подписей.
К теме № 6 «Зарисовка в журналистском произведении»
- обучающиеся получают задание описать любой предмет в зарисовке. После объясняют, в какого рода журналистском материале может использоваться данная зарисовка.
К теме № 8 «Электронные СМИ: Интернет, радио и телевидение»:
- игра «За и против». Обучающиеся делятся на две команды, которым дается задание защищать противоположные точки зрения. Побеждает команда, наиболее аргументированно и убедительно отстаивающая заданную точку зрения. Возможные темы для игры: «Газеты против Интернета: вытеснят ли электронные СМИ печать», «Журналистика и блогосфера: чему мы можем доверять», «Современное радио: развлечение или образование».
К теме № 10 «Репортаж»:
- игра «Описание», развивающая навык создания «эффекта присутствия». Обучающиеся должны заменить фразу, прямо указывающую на состояние человека, (например, «Он голоден») фразой, косвенно рассказывающей о том же факте (например, «Увидев пироги он опустил глаза и явно старался больше не смотреть в сторону столов»).
К теме № 11 «Экскурсия в редакцию газеты»:
- игра «Моя газета». Обучающиеся придумывают концепцию собственного СМИ: название, специализацию, целевую аудиторию, рубрики и т.д.
К теме № 15 «Журналистское расследование»:
- журналистское расследование «Проверено лично». Ребята самостоятельно ставят журналистский эксперимент (например, проводят день без гаджетов), последовательно описывая этапы эксперимента;
- расследование «Журналист меняет профессию». Обучающиеся пробуют силы в новом для них деле (учатся играть на фортепьяно, занимаются в секции по дзюдо и т.д.), описывая свой опыт в журналистском произведении.
К теме 16 «Профессиональная этика журналиста»:
- игра «Три издания». Обучающиеся делятся на три группы, представляющие три различных издания: демократическое, коммунистическое и «желтое». Дается задание интерпретировать один и тот же факт в соответствии с информационной политикой и лексикой своего издания.
СПИСОК РЕКМЕНДУЕМОЙ И ИСПОЛЬЗУМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
- Бобков А.К. Основы Творческой деятельности журналиста, Иркутск, 2007
- Васильева Н. Делаем новости! – М., 2003.
- Ворошилов В. Журналистика. – М., 2000.
- Ким. Н.М. Жанры современной журналистики. – М., 2004.
- Князев А. Основы тележурналистики и телерепортажа. – М., 2001.
- Козлова О. А. Современные электронные СМИ : учеб.-метод. пособие для студентов 1 курса направления подготовки бакалавров «Журналистика» - Волгоград, 2012.
- Коновалова О. Основы журналистики. М.-Ростов-на-Дону. 2005.
- Кройчик Л. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста / Под ред. С. Корконосенко. – СПб., 2000.
- Манро Е. Строим новость: учеб. пособие для журналистов регион. газет. - М., 2011.
- Мельник Г. Общение в журналистике. Секреты мастерства. – СПб., 2005.
- Мельник Г., Тепляшина А. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2004.
- Рэндалл Д. Универсальный журналист. – М., 2000.
- Смелкова З., Ассуирова Л. и др. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты. – М. 2002.
- Тертычный А. Жанры периодической печати. – М., 2008.
- Цвик В. Л. Реклама как вид журналистики. Учебное пособие. – М., 2001.
- Шостак М. Репортер: профессионализм и этика. – М., 2002.
ДЛЯ ДЕТЕЙ
- Бершидский Л. Ремесло. – М., 2013.
- Ганапольский М.Ю. Кисло-сладкая журналистика. – М., 2008.
- Грабельников А. Работа журналиста в прессе. – М., 2001.
- Дмитровский А. Особенности формы и композиции эссе // Акценты. Новое в массовой коммуникации. – 2003. № 1 – 2.
- Колесниченко А.В. Прикладная журналистика. Учебное пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008.
- Лукина М. Технология интервью. – М., 2003.
- Лямзина Т. Жанр эссе. К проблеме формирования теории // http://psujourn.narod.ru/lib/liamzina_essay.htm.
- Соколов-Митрич Д. Реальный репортер: почему нас этому не учат на журфаке?. – М.: Изд-во Манн, Иванов и Фербер, 2015.
- Соломатина О. Писать легко. Как писать тексты, не дожидаясь вдохновения. – М.: Изд-во Манн, Иванов и Фербер, 2015.
- Черникова Е. Основы творческой деятельности журналистам. – М., 2005.