Игровое познавательное мероприятие. Тема: «140 лет со дня рождения уральского сказочника Павла Петровича Бажова».
Цель: Познакомить с жизнью и творчеством знаменитого уральского сказочника.
Прививать интерес к художественной литературе, внимательное отношение к текстам произведений.
Воспитывать бережное отношение к слову и языку в целом, восхищение талантом П.П. Бажова, уважение к людям труда, чьими руками созданы духовные и материальные богатства России.
Коррекция речи, памяти.
Активизация внимания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
В-ль Логинова Т.Ф.
Игровое познавательное мероприятие.
Тема: «140 лет со дня рождения уральского сказочника Павла Петровича Бажова».
Цель: Познакомить с жизнью и творчеством знаменитого уральского сказочника.
Прививать интерес к художественной литературе, внимательное отношение к текстам произведений.
Воспитывать бережное отношение к слову и языку в целом, восхищение талантом П.П. Бажова, уважение к людям труда, чьими руками созданы духовные и материальные богатства России.
Коррекция речи, памяти.
Активизация внимания.
Оборудование: презентации, оформленная выставка рисунков по сказам Бажова, стенд посвящённый жизни и творчеству П. П. Бажова, предварительный просмотр х.ф. и м.ф. по сказам Бажова.
Ход мероприятия.
- Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые!
Нашу сегодняшнюю встречу мне хотелось бы начать с легенды. Бог, когда землю создал, решил людям добро сделать. Взял золота, меди, камней самоцветных… да по всей земле и рассыпал. Где, конечно, побольше, а где и совсем редко. Однако везде хоть сколько-то да попало. Глядит – а золота, самоцветов да другого богатства ещё целая горсть осталась. Подумал Господь да и высыпал это между Европой и Азией. Так и появились Уральские горы (слайд №1). Люди с почтением называют Уральские горы «Седой Урал», «Урал-батюшка» (слайд №2). А само слово в переводе с башкирского означает «пояс». Поэтому Уральские горы ещё называют «каменным поясом».
Богата, хороша природа уральская: леса стоят – изумруд да малахит (слайд №3), озёра и реки горным хрусталём переливаются(слайд4), рябинушка по осени рубином горит (слайд №5). Одним словом, красота, да и только! Да и люди встречаются – чисто камень-самоцвет. Про одного такого человека и пойдёт сегодня речь на нашем мероприятии (презентация №6).
- Итак, ребята, о каком уральском писателе – сказочнике мы сегодня с вами будем говорить? (ответы детей).
(презентация 7. Слайд1).
- Правильно, ребята!
Сегодня, 31 января 2019 года, мы собрали для того, чтобы все вместе отметить день рождение уральского сказочника, писателя, фольклориста, талантливого человека и очень доброго человека – Павла Петровича Бажова. 140 лет со дня рождения. Ни один образ бажовских сказов сегодня не останется без внимания. Давайте и мы с вами приоткроем малахитовую шкатулку и непременно окажемся в чудесном мире волшебных сказов, удивительной природы, уникальных людей. (слайд2)
(слайд3) – Перед вами город Сысерть, где родился писатель – Павел Петрович Бажов.
– А от какого слова произошла фамилия писателя и какое прозвище было у него в детстве? (ответы детей).
(слайд 4) – Правильно, ребята. Фамилия Павла Петровича Бажова произошла от слова «Бажить», то есть ворожить, колдовать, предвещать. А детское прозвище было «Колдунков». Позже писатель Демьян Бедный назовёт Бажова «Колдуном уральским бородатым».
(слайд 5) – Кем работала мать Павла Петровича? (кружевницей). А отец работал мастером на заводе. Родился Павлушка в городе Сысерти в самую середину уральской зимы. На дворе мороз, а в доме у заводского мастера Петра Васильевича Бажова да жены его Августы Стефановны радость – сын долгожданный родился. Родители да дед с бабкой сами-то горя в жизни хлебнули, так парнишку берегли, за шалости особо не наказывали. Время подошло, отдали парнишку в школу. Тут и заметил смекалистого парнишку учитель. Школа в Сысерти была трёхлетняя, а потом – ремеслу учись – и на завод. Жалко стало учителю такого способного мальчика на завод отдавать. Потому, как только Павлушка школу окончил, учитель пошёл к родителям мальчика и убедил их в том, что ему нужно учиться дальше. Его отправили учиться в Екатеринбург. Получив образование, молодой человек остался в городе преподавать в том же училище, которое недавно закончил сам. Очень гордились им родные, ведь далеко не каждому заводскому парнишке выпадал в жизни такой шанс.
(слайд6) – В 32 года Бажов, будучи учителем, предложил руку и сердце 19-летней Валентине Александровне Иваницкой, бывшей ученице. Серьезная и образованная девушка ответила согласием. Это оказался брак на всю жизнь, возлюбленные воспитали четверых детей (в семье родилось семеро, но трое умерли в младенческом возрасте от болезней): Ольгу, Елену, Алексея и Ариадну. Современники вспоминают, что в доме царил уют и не происходило случаев, чтобы супругов обременяли бытовые или иные разногласия.
(слайд 7) - Ариадна Бажова-Гайдар, дочь писателя и жена А. П. Гайдара, в своей книге «Глазами дочери», писала «Умение все знать о своих близких было удивительной особенностью отца. Он всегда был больше всех занят, но у него хватало душевной чуткости быть в курсе забот, радостей и огорчений каждого».
(слайд 8) - Е. Хоринская «Домик писателя».
Недалёко от Исети –
Старый дом и сад густой.
Там шумит осенний ветер
Беспокойною листвой.
Облаков пушистых гребни
Проплывают стороной.
В этом доме жил волшебник –
Мудрый сказочник седой…
След копыта серебрится,
Вьётся змейкою в ночи.
Огневушкою кружится
Пламя жаркое в печи,
Ящерки мелькнули разом,
Встал Данила над цветком…
И шкатулкой, полной сказов,
Кажется Бажовский дом.
А из сада – гомон птичий,
Ветви тянутся к лучам.
Есть ещё такой обычай
У ребят у свердловчан:
Каждою весною новой
Тихо входят на крыльцо –
Посадить в саду Бажова
Маленькое деревцо.
И посадят возле школы
Всем лихим ветрам назло,
Чтобы крепким и весёлым
Это дерево росло.
И шумит листвой рябинка,
Зеленеет каждый год…
(слайд 9)
К дому этому тропинка
Никогда не зарастёт.
(слайд 10) – Говоря о Бажове, Мамин – Сибиряк сравнил его с глубоководной рекой. То есть это был человек большого ума, широких знаний и огромного житейского опыта.
(слайд11) – П. П. Бажов со своим внуком Володей.
(слайд 12) – Из воспоминаний внука о своём дедушке.
– Ребята, Павел Петрович, как вы уже знаете, писал не сказки, а сказы. Давайте с вами порассуждаем, чем отличаются сказы от сказок? (слайд 13) (рассматривание таблицы).
(слайды 14 - 15) – А сейчас перед вами задание «Собери название сказа». (ответы детей).
- Какова же главная тема бажовских сказов?
(слайд 16) – Главная тема бажовских сказов – простой человек и его труд, талант и мастерство. Связь с природой, тайными основами жизни осуществляется через могущественных представителей волшебного горного мира. Один из самых ярких образов такого рода – Хозяйка медной горы, с которой встречается мастер Степан из сказа «Малахитовая шкатулка».
(слайд 17) – Этот сказ впервые был опубликован в городе Свердловске в 1938 году.
- Ребята, а что такое малахит? (ответы детей).
(слайд 18) - Правильно. Малахит – это минерал, ювелирный и поделочный камень тёмно-зелёного цвета. А перед вами та самая знаменитая малахитовая шкатулка.
А, что такое шкатулка? (ответы детей).
- Это коробочка для хранения ювелирных изделий, бижутерии и других драгоценностей.
(слайд 19)- Название книги оказалось удачным, потому что писатель постепенно «складывал» в этот сборник, как в шкатулку, всё новые и новые произведения.
Ну, а сейчас я предлагаю вам загадки «Узнай сказ по описанию»:
1.- Козёл тот особенный был. Правой ножкой о камешки бил.
Издалека-то его не разглядишь и не разберёшь.
А близко к нему, как ни старайся, не подойдёшь.
Дети: Серебряное копытце (слайд 20).
2. -«-Ну, что, Данило-мастер, не вышла твоя дурман-чаша?
-Не вышла.
- А ты не вешай голову-то! Другое попытай. Камень тебе будет, по твоим мыслям.»
Дети: Каменный цветок (слайд 21).
3. – «Видит прямо на него идёт девчонка в синем платье с синим платком, в косе лента синяя. Подходит девчонка к Илюхе, подаёт решето с драгоценными камнями, а сверху три перышка.»
Дети: «Синюшкин колодец» (слайд 22).
- Молодцы!
(слайд 23) – П. П. Бажов написал 56 рассказов. Его произведения переведены на 100 языков мира.
(слайд 24) – Умер Павел Петрович 10 декабря 1950 года.
(слайд 25) – читайте книги Бажова.
(слайд 26) – по сказам Бажова поставлены оперные, драматические, музыкальные и кукольные спектакли.
(слайд 27) – сняты художественные и мультипликационные фильмы.
(слайд 28) – создано множество скульптурных произведений.
(слайд 29) – а сейчас, ребята, нам с вами предстоит разгадать кроссвод.
Кроссворд.
По горизонтали:
- Как назывался сборник рассказов П. П. Бажова. /Малахитовая шкатулка/.
По вертикали:
1.Как звали главного героя сказа «Хозяйка медной горы»? /Степан/.
2.Как по другому называли Хозяйку медной горы? /Малахитница/.
3.Как звали охотника, который взял к себе жить сиротку и рассказал ей о необыкновенном козлике «Серебряное копытце»? /Кокованя/.
4.Как звали мастера, который изготовил для Хозяйки медной горы каменный цветок? /Данила/.
5.Как звали девочку –сиротку из сказа «Серебряное копытце»? /Дарёнка/.
6.Назовите фамилию мастера –литейщика из сказа «Чугунная бабушка»? /Торокин/.
Справка: «Ч.Б.»: «…Ну, вот. В числе прочих литейщиков был в те годы Торокин Василий Федорыч. В пожилых считался. Дядей Васей в литейном звали. Этот дядя Вася с малых лет на формовке работал и, видимо, талант к этому делу имел. Даром, что неграмотный, а лучше всех доводил. Самые тонкие работы ему доверяли.
За свою-то жизнь дядя Вася не одну тысячу отливок сделал…»[2]
Историческая справка. «Торокин Василий Федорович (1845-1912). Мастер-самородок родился в семье крестьянина. Попав на завод в 14 лет, он, как и все ученики, вначале занимался выборкой чугуна из шлака — работой, которая всегда в Каслях считалась самой черной, и была обязательной ступенью к высотам литейного мастерства. В архивных документах есть сведения о том, что к 1897 г. он находился «в работе 30 лет». Став литейщиком на каслинском заводе, он готовил формовочные пески, глину, которая шла для обмазки литейных ковшей. Затем В. Торокин — ученик мастера-формовщика. Овладев искусством формовки, Торокин В.Ф. переходит на работу мастера. Первые годы самостоятельной работы отмечены для Василия Федоровича глубоким проникновением в самые сокровенные тайны литейного искусства. Его работы этих лет остались в памяти современников как отличающиеся необычайным артистизмом формовки...»
7. Отгадайте о ком идёт речь? «Ростом не больше трех четвертей. Платьишко на ней синее, платок на голове синий и сама все синехонька. Да такая тощая. Однако глаза у ней молодые, синие да такие большие, будто им тут вовсе и не место»
( Бабка- Синюшка « Синюшкин колодец»)
(слайд30) – Проверим, правильно – ли мы с вами отгадали кроссворд.
- Молодцы!
- А сейчас посмотрим как вы справитесь с викториной. (слайды 31 -39).
- Молодцы, ребята!
(слайд 40) –«С Данилой вместе ухожу я в гору
К Хозяйке, посмотреть её цветок.
Хочу взглянуть я на цветок, в котором
Огнём сияет каждый лепесток.
В который раз,
Склонясь над этой книжкой,
Я впитываю мудрость этих слов.
Мне не забыть рассказов деда Слышко…
Спасибо, добрый дедушка Бажов!»
- Свои сказы Бажов называл «коротышками». «…Не люблю длинных вещей. Мне, кажется, они похожи на товарный поезд. Первый десяток вагонов пропускаешь с удовольствием, с любопытством, дальше полоса безразличия, а ещё дальше думаешь, когда же это кончится…»
Читайте сказы Бажова с удовольствием, проживайте с героями маленькие жизни, учитесь у них трудолюбию, доброте, скромности и щедрости. Гордитесь тем, что мы живём с вами на земле, которую любил и воспевал уральских гор сказочник Павел Петрович Бажов!