"Княжна Острожская" в зеркале исторической интерпретации

Фокина Г. А.

Творчество Всеволода Соловьева

Скачать:


Предварительный просмотр:

Полесье

   В. С. Соловьев в романе подробно описывает жизнь людей в Полесье. Если в Остроге читатель видит образованных, интеллигентных людей, то в Полесье автор раскрывает диаметрально противоположные образы. «А люд был совершенно дикий. Он сохранил в себе нетронутыми все черты первобытных нравов. Неприступный в своей лесной чаще, самою природою отделенный от возможности всяких благотворных влияний, он жил только охотой да рыбной ловлей и жарко молился своим лесным и речным божествам, чтоб они послали ему удачу.

   Ленивый и добродушный, этот люд был способен, однако, на самые зверские преступления, к которым побуждали его суеверия и глубоко почитаемые им колдуны и колдуньи.

   Немало страшных, отвратительных тайн хранит в себе Полесье...

   Но много было и поэзии в этой дикой жизни, среди мрачной величественной природы...»

  Это были очень дикие люди, живущие вдали от цивилизации, но не смотря на это они приютили у себя раненного человека. Увидев раннего воина, знахарь из Полесья принес его к себе в дом. Казалось бы, что эти люди должны быть жестоки, но в них оказалось гораздо больше чувства долга и сострадания, чем у людей, живущих в цивилизации. Они протянули руку помощи совершенно чужому человеку, который мог представлять для них опасность. Ведь эти люди верили в нечто сверхъестественное, мифических лесных обитателей.    «Вот молодой парень пробирается глубже в лес. Там, в темноте и тишине, он найдет куст папоротника и станет смотреть на него, не отрываясь. Этой ночью папоротник непременно зацветет ясным цветом, светлым и блестящим, как звездочка. Нужно сорвать этот цветок и бежать, не оглядываясь. Добежишь -- цветок даст тебе все, чего ни пожелаешь. Оглянешься -- заест тебя дед-лесовик, защекочут светлые, холодные русалки.

   Вот парни и девушки, высоко подвязав рубашки, которые составляют всю их одежду, собираются прыгать через огонь...» Жители Полесья живут в своем маленьком изолированном от цивилизации мире, верят в приметы и мистику, они немного дикие. Но не смотря на это они способны оказать помощь чужаку в экстремальной ситуации.

  Также о простой бескорыстной помощи людей Полесья совершенно незнакомому человеку, говорит тот факт, что когда нашли раненного, но еще живого человека, то знахарь сразу понял, что это не простолюдин по его богатой одежде, и немалому запасу денег при нем. Но за те полтора года, что князь Сангушко прожил у них они не только не тронули его имущество, но и не взяли денег за проживание у него. Когда Дмитрий пришел в себя, то он хотел отблагодарить людей, спасших ему жизнь. «Он не знал, как и выразить свою благодарность этим людям. Он предложил Семенке всю его казну, зашитую в пояс, просил оставить ему только на дорогу. Но старик упорно отказался от этого. Не из корысти взял он к себе умиравшего воина, не объел тот его, не обездолил - и своего добра довольно; да и куда здесь деваться с деньгами, на что они в глуши полесской, где ничего не покупается и не продается, где живут люди только тем, что дает земля-кормилица. Одежда - так и ту Маруська изо льну да из овечьей шерсти сама мастерит...» Эти слова еще раз подтверждают простоту и добросердечность населения Полесья.

Искажение исторических фактов на страницах романа

   В романе «Княжна Острожская» автор перевирает биографию главной героини произведения – княжны Елены, также есть искажение исторических фактов относительно того периода времени. Вымысел обусловлен идейным содержанием художественного произведения. На страницах романа читатель видит историю семьи Острожских.

   С. М. Соловьев говорил про исторические романы сына: «Я пишу историю, а мой сын ее искажает». Так и в романе «Княжна Острожская» В. С. Соловьев искажает исторические факты и даже меняет имя главной героини произведения. В. С. Соловьев в произведении полностью изменил биографию княжны Елизаветы Острожской. Реальные исторические факты, он использовал как канву для написания романа. Но на этой канве, он словно художник создавал неповторимые образы и захватывающие сюжеты. И в романе мы видим неожиданные, драматические сюжеты, накал страстей, неистовое противостояние людей различных вероисповеданий, сложные взаимоотношения внутри одной семьи, чистую искреннюю любовь, дружбу и дружбу, преданность и измену.  Автор, опираясь на исторические факты, создал совершенно новый психологический портрет княжны Елены (Елизаветы). Реальная жизнь княжны Острожской была более трагична, чем на страницах романа. Но в жизни, не всегда бывает счастливый финал, как в романах. И в финале произведения уже нет искажения истории, там мы видим сюжет, полностью придуманный автором. Этот сюжет является не менее захватывающим, чем реальная история княжны, но только со счастливым концом. Именно счастливый финал данного произведения

Гальшка

  Княжна Елизавета Острожская – известная историческая личность, на страницах романа мы видим ее под именем Елена. Автор частично перевирает исторические факты, но описание внешних данных княжны соответствует действительности. «Княжна Елена Ильинична Острожская (или Гальшка, как ее все называли) была необыкновенная, неслыханная красавица. Такая красота родится веками, приобретает себе славу, подобно гению, и память о ней сохраняется в потомстве. Такая красота - высочайший дар природы - может служить поводом и причиной великих и часто кровавых событий.

   Только вдохновенному художнику мог пригрезиться этот образ, совершенное воплощение которого было теперь перед народной толпою и выделялось на блестящем фоне парчевых подушек, как бы окруженное золотым сиянием». Необыкновенная красота Гальшки, была предметом гордости ее родных, но сама она не придавала особого значения своим внешним данным.

   «Княжне Гальшке только что исполнилось семнадцать лет; но вот уже три года, как по всей Литве и даже Польше разносилась весть о чудной красоте ее. Немало людей, разумеется, людей молодых и вольных, нарочно приезжало в Острог, чтобы только взглянуть на нее и потом говорить: " я видел красавицу Гальшку". Какое же описание может дать понятие об ее прелести, равно возбуждавшей восторг и в мужчинах и в женщинах, и даже в детях, радостно бросавших цветы ей навстречу. Если бы закутать ей голову густым покрывалом, то всякий, взглянув на эту легкую, грациозную фигуру, на эти стройные, строго пропорциональные, словно из мрамора выточенные члены, не мог бы усомниться, что это тело принадлежит безупречной красавице. И точно, здесь нельзя было ошибиться - ее небольшая головка, отягченная ниже колен спадавшими, бледно золотистыми и мягкими как шелк косами, заставила бы даже закоренелого злодея выронить нож и отступить всмущении и восторге. Большие, черные, с длинными ресницами глаза казались еще прекраснее при светлых волосах и необычайно нежном цвете лица. Благородный и строгий профиль смягчался выражением, которое поражало ясностью душевной чистоты и очевидной, на все обращавшейся добротою. Но в то же время в этом лице было что-то, какая-то неуловимая черта, обличавшая присутствие мысли и воли, а по временам на нем мелькало отражение не то грусти, не то серьезной задумчивости. Одним словом, поэты того времени говорили про нее, что это была красота, гармонически слившая в себе и божественную прелесть мадонны, и земную обольстительную прелесть классической богини». Эта чарующая красота порождала легенды, которые ходили за пределами Острога. Каждый кто оказывался в замке старался увидеть юную княжну.

   Но красота Гальшки была не только внешняя, но и духовная. У девушки был богатый внутренний мир. Она отстаивала свое право на выбор вероисповедания. Несмотря на все усилия матери, княжна оказалась непреклонна и утверждала, что не изменит религию. Здесь невольно возникает вопрос, откуда столько сил у молодой девушки противостоять сторонникам католичества? Княгиня Беата, Зося, отец Антонио приводили доводы о преимуществах католической веры.    «И все свои силы напрягал Антонио, чтобы подействовать своим красноречием на душу Гальшки, чтобы внушить ей сознание необходимости исповедывать одну веру с матерью, чтобы доказать истину и превосходство этой веры перед православием. Нужно было действовать хитро и осторожно, нужно было тщательно скрывать свои цели. Всякий, сколько-нибудь прямой намек смущал Гальшку; она прерывала Антонио простым замечанием, что она православная». Княжна Елена нашла в себе силы противостоять натиску сторонников католичества. Возможно, у взрослого человека не хватило бы терпения на каждодневную полемику со священнослужителем. Но в разговорах с Гальшкой отец Антонио заведомо понимал, что его слова не имеют влияния на девушку, столь сильна была ее вера. На долю Гальшки выпадает множество испытаний, и все превратности судьбы она воспринимает мужественно. Княжна не смиряется со смертью мужа, она надеется, что он жив, она верит, что он может вернуться в любой момент, и по-прежнему его любит. Именно вера, надежда и любовь помогли ей в тяжелый момент жизни когда, казалось что весь мир против нее и нет того, кто ее понимает. В какой-то момент может показаться, что Гальшка смирилась с течением обстоятельств, но в тоже время где-то в глубине ее души теплится робкая надежда, что Дмитрий жив.

  Княжна Елена очень трепетно относилась к религии и смогла отстоять свое право быть православной. Но в то же время слово княгини Беаты, было для нее законом. Она беспрекословно исполняла волю матушки. И когда Гурко сообщил о желании Беаты, чтобы он стал мужем ее дочери, Гальшке ничего не оставалось, как подчиниться княгине. «Княгиня уже не раз доказывала королю, что от нее можно ожидать самых быстрых и непредвиденных поступков. Одним словом, было решено так: княгиня останется во дворце, а я поеду за вами. Но для того, чтобы вам не было неловко и неприлично со мной ехать, нас должны немедленно обвенчать тут же, у вас в доме... ведь лютеранское венчание не требует церкви и очень просто, а пастора я привез с собою из Кракова. Таким образом, мы явимся к королю и княгине уже мужем и женою...» В этих словах был обман, но они были приняты за чистую монету и молниеносно исполнены. Этот эпизод еще раз подчеркивает силу влияния Беаты на дочь. Но в то же время автор  проводит параллель – противостояние матери и дочери. Какое бы огромное влияние княгиня не имела на Гальшку, она не смогла сломить в ней православную веру. Противостояние католической вере является своеобразным подвигом юной княжны. И этом противостоянии Гальшке помогают вера, надежда и любовь. Совсем юную девушку не удалось сломить даже отцу Антонио с огромным Пастырским опытом. Это еще раз подчеркивает силу княжны Гальшки, которая оказывается практически одна между людьми разных вероисповеданий.

Второстепенные герои произведения

  Отец Антонио, не смотря на то, что он священник является весьма коварным человеком. И его интересуют в первую очередь свои интересы, он не думает об окружающих его людях. Антонио с легкостью манипулирует Зосей, пускает пыль в глаза княгине Беате. Он влюбляется в княжну Острожскую и всеми силами пытается заставить ее сменить веру и самым мощным средством воздействия на нее оказывается Зося. «Но Антонио был закован в броню неуязвимую - нося в душе своей чудный образ Гальшки, весь ушедший в свои мысли, поглощенный своими целями, он не был уже в состоянии отзываться на другие чувства. Хорошенькая Зося, несмотря на все свое кокетство, на всю страсть, только надоедала ему. Она рассчитала очень дурно - ей следовало бы носить маску величайшей неприступности, чистоты и святости. Тогда она, быть может, обратила бы на себя внимание Антонио, расшевелила бы застывшую кровь его.»

 Зося изначально не понимала много в поведении отца Антонио, почему он расспрашивал ее о Гальшке. Девушка была влюблена и не замечала коварства со стороны священника. Антонио очень легко ей манипулировал, ведь только она в остроге имела большое влияние на юную княжну.

   «Но Зося была ему полезна и нужна -- все считали ее любимой наперсницей Гальшки. Он выпытывал от нее на исповеди все, что Гальшка ей поверяла. Таким образом он узнал и о доставленном Зосей письме князя Константина. Это обстоятельство указало ему на необходимость несколько измениться в отношении к Зосе. Молодая девушка могла быть очень полезной, но могла принести и большой вред, причинить много затруднений. Следовало забрать ее в руки совершенно, следовало отнять или купить у нее ее привязанность к Гальшке.» Зося изначально не замечала истинного отношения к ней со стороны иезуита. Она любила и слепо верила каждому его слову, девушка жила в мире своих грез. Именно девичьи грезы ей давали надежду, казалось бы на совсем несбыточные мечты, ведь Антонио священник и существует огромная разница в возрасте.

   «Обмануть Зосю было нетрудно. Она была   вполне уверена, что ее красота и кокетство подействовали, наконец, на сурового монаха. Она не только забыла Гальшку и ее интересы -- она забыла весь мир при этом сознании. Немало писем, переданных ей тайно посланными от князя Константина, перешли к Антонио. Кончилось тем, что месяца через три, не получая никакой вести от Гальшки, Острожский понял, что Зося его обманула и прекратил с ней всякие сношения. Между тем Зося все больше и больше сближалась с Гальшкой, уверяла ее в любви своей и испытывала ее мысли. Скоро она стала внушать ей то же, что и отец Антонио. Она красноречиво описывала ей прелести жизни в католических монастырях, уверяла, что скоро сама пойдет в монастырь, что решила это неизменно ...» Безусловно, Зося была очень красива, автор это неоднократно подчеркивает на страницах романа. Он даже сравнивает ее с таким эталоном красоты, как Гальшка и неоднократно подчеркивает, что она почти ни в чем ей не уступает.

  Но Зося, хоть и была наивна она сумела разглядеть холодность, коварство и расчетливость отца Антонио. Девушка сильно изменилась, когда поняла, что ее мечты о счастье с иезуитом останутся несбыточными и у нее появилась другая цель – месть. Желание отомстить доминировало во всем и для того чтобы осуществить свой коварный план Зося решила не останавливаться ни перед чем. Столь юная девушка оказалась настолько коварна и жестока, что смогла безжалостно отомстить иезуиту.

   «Причина такой перемены заключалась в том, что Зося, наконец, убедилась в холодности к ней Антонио. Он не только не сказал, что любит ее, но даже упорно избегал всякого решительного объяснения. Удивительно скучна и несносна казалась ему эта ластившаяся, нескромная Зося. Он еще не предвидел от нее настолько важной услуги, чтобы решиться на нежные отношения с нею...» Девушке потребовался достаточно долгий промежуток времени, чтобы разглядеть в лице Антонио негодяя, жестоко ее использовавшего. И только когда Зося увидела истинное лицо Антонио, в ней появилась несвойственная ранее ей решительность.   «Но он жестоко ошибался, несмотря на всю свою хитрость и мудрость. Если б он мог предвидеть то, что скоро приготовит ему Зося, он забыл бы всю свою к ней антипатию, забыл бы свое положение, свои обеты, и был бы у ног ее, и целовал бы ее руки, и клялся бы ей в вечной любви и верности...» Священник даже не мог представить, что может сделать простая служанка без посторонней помощи. Невозможно передать словами ту боль, которую он причинил Зосе. Ведь он ее использовал весь этот период времени, нагло и умело выпытывал нужные ему сведения. Она служила для него источником информации и не больше.

   «Мучительная страсть Зоси, разжигаемая сопротивлением Антонио, достигла своего высшего предела. Если б Антонио полюбил ее, она сделалась бы его рабою, умерла бы по первому его знаку. Но он ее не любит, он ее обманывает, смеется над нею - и в кипевшую страсть стала вливаться дикая ненависть. И Зося под конец сам не знала -- обожает ли она или ненавидит Антонио. Когда она замечала его ласковый взгляд, она замирала от блаженства, она рвалась к нему всем существом своим. Но вот светлый луч исчезал с его бледного, таинственного лица: он, может быть, сам того не замечая и не желая, делался рассеян, уходил в свои мысли. От него так и веяло ледяным холодом на трепещущую в волнении Зосю... И отчаянная тоска схватывала ее сердце, порыв ожесточенной ненависти потрясал ее, душила глухая злоба. И вот Зося начинала... начинала понимать, что все это неспроста... Не рассудок, не наблюдения, а инстинкт уязвленного сердца выдал ей тайну отца Антонио. "Он любит Гальшку!" -- вдруг открыла Зося и удивилась этому открытию, и все же не задумывалась, сразу в него уверовала...» С этого момента верная служанка стала ненавидеть княжну. К Гальшке она ранее не питала неприязни, но из-за любви Антонио к ней, Зося стала ненавидеть ее. Зося стала разрабатывать план мщения, она стала ненавидеть самых близких ей раннее людей.

Образ княгини Беаты на страницах романах

  Княгиня Беата реальная историческая личность, известная на Украине. В романе она предстает перед читателем, как яростная сторонница католической веры и заботливая, любящая мать. Только здесь тот случай, когда забота матери о ребенке оказывается чрезмерной опекой и порой желанием принимать самой все решения за свое чадо. Беата очень гордилась красотой своей дочери, ведь она была для нее единственным родным, дорогим и близким человеком после смерти мужа. Она восхищалась своей дочерью и с замиранием сердца смотрела, какой она выросла красавицей. «Княгиня поднялась и на мгновение остановилась, пораженная необыкновенной красотой дочери, как бы осветившей собою мрачную и тяжелую обстановку комнаты. Ее бледное, худощавое, но все еще прекрасное лицо оживилось. Она протянула руки и привлекла к себе девушку, покрывая ее глаза, губы, волосы горячими поцелуями...

 - Гальшка! дитя мое! моя дорогая! -- говорила княгиня растроганным голосом, не в силах, да и не желая удержать вдруг полившиеся слезы.»

  Главной целью Беаты, после смерти мужа, стало принятие Гальшкой католической веры. Она вела постоянные дискуссии с дочерью на тему вероисповедания, но все ее усилия оказывались тщетными. Гальшка нашла в себе силы противостоять натиску со стороны католиков и иезуитов. Вера Беаты была фанатичной, она не признавала другие религиозные конфессии. Для нее католицизм являлся единственной верой, она была практически одержима. И одним из самых ярких эпизодов в образе княгини Беаты является ее фанатическая увлеченность верой и фарфоровая кукла, которая символизирует собой Богородицу. При этом Беата не понимала святотатственного безобразия, напротив ей казалось прекрасным, что кукла олицетворяла Богородицу.  «Особенно неприятно поражала фигура, стоявшая на пьедестале и составлявшая гордость княгини Беаты. Это была присланная ей из Италии кукла, почти в рост человеческий, необыкновенно искусно вылепленная из какой-то плотной массы, художественно раскрашенная со всеми оттенками человеческой кожи. Из-под длинных, полуопущенных ресниц глядели стеклянные глаза своим неподвижным взглядом. Настоящие, пепельного цвета и удивительной длины волосы просвечивали сквозь легкую ткань покрывала.

   Белое с огромным шлейфом платье, сшитое самой княгиней, было богато отделано золотым кружевом и сверкало драгоценными камнями. Лицо было нежной, идеальной красоты, с несколько бледными и полуоткрытыми губами. В полусумраке эта фигура казалась призраком. При свете дня всякий посторонний непременно принял бы ее за покойницу, роскошно убранную и кощунственно поставленную на пьедестал. Первым и невольным движением каждого было отшатнуться от этой фигуры с чувством ужаса и жалости. Самая красота лица, самая художественность работы усиливали сходство с мертвецом...

   И эта страшная кукла называлась Богородицей, и княгиня Беата гордилась ею и не замечала ее святотатственного безобразия. Князь Константин как-то вошел в каплицу, увидел куклу и тотчас же вышел вон, полный негодования.» Данная кукла не могла не вызвать негодования у истинного верующего человека православной веры.