Женские образы в романе "Волхвы"

Фокина Г. А.

Работа по роману Всеволода Сергеевича Соловьева

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhenskie_obrazy_v_romane_volhvy.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

СИСТЕМА ЖЕНСКИХ ОБРАЗОВ В РОМАНЕ ВС. СОЛОВЬЕВА «ВОЛХВЫ» КАК ОТРАЖЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ ЭВОЛЮЦИИ ДУШИ

В некоторых эзотерических трактатах можно обнаружить обоснование возможности эволюции души во время ее воплощения в физическом теле человека; предполагается,  что таким способом душа проходит этапы развития, приобретая  необходимые для нее качества.

Эта теория получила отображение и в некоторых художественных произведениях, привлекая писателей возможностью обосновать кажущуюся калейдоскопичность жизни литературных персонажей фундаментальным постулатом, объясняющим  духовную эволюцию героев с оккультной точки зрения. Предлагаемая статья посвящена интерпретации данной эзотерической концепции на материале романа «Волхвы» Вс. Соловьева.

Литературное наследие  полузабытого писателя конца XIX в.              Вс. Соловьева осталось за рамками внимания современных литературоведов. Поэтому анализ проблемы в данной статье, возможно, является первой попыткой подобного рода.

Задачей настоящей работы является раскрытие символики жизнеописаний  четырех женских персонажей  (Елены Зонненфельд, Екатерины II, Лоренцы, Зинаиды Каменевой) в анализируемом романе как отображения теории эволюции души.

  Все жизнеописания по форме и содержанию отличаются друг от друга в связи с целями и задачами конкретной героини, являющейся носительницей определённой идеи. Далее рассматриваются следующие биографические очерки:  Елены, Лоренцы, Екатерины II, Зинаиды.

  Жизнь  Елены представлена как история ее рода. Ю. Петухов указывает на важность знания генеалогии своего рода: «отказывать в этом есть факт вопиющей дискриминации» [2 : 11]. Полагают, что у каждого человека на уровне подсознания сохраняется память рода или память предков, которую потомок использует для своей духовной эволюции. Один из родовых предков (или Ведущий) ведёт инкарнированного человека по Пути, представляя для него Силы Судьбы. Л. Беленицкий определяет цель духовного развития как «сознательную отработку дхармических законов за меньшее количество перерождений. Это экономит энергию Рода, усиливая родовой опыт» [1 : 26]. Знание рода и семейной капсулы, включающей родителей и дедушку / бабушку со стороны одного из родителей, есть познание мира предков; данный процесс является необходимой составной частью духовного развития личности.

 Понятие рода детально вводится на примере биографического материала о Елене и её предках. Знание о семейной капсуле воплощено в информации о родителях и дедушке/бабушке Елены со стороны матери. Представители аристократии сохраняли память о своем роде в форме фамильного древа: это позволяло им изначально подключаться к энергии и силе рода, так как «человеком, который ничего не знает о своих предках, легче управлять», – утверждает Л. Беленицкий [1 : 25]. Несмотря на дворянское звание дед Елены всю жизнь оставался простым «немецким солдатом». Его жена придерживалась привычек и образа жизни немецкой мещанки. Понимая собственную ограниченность и несоответствие статусу, она даёт единственной дочери Каролине необходимое аристократическое воспитание и образование. Замужество делает из Каролины богатую и знатную даму, но от матери она наследует редчайшие для русской барыни «серьёзное, рассудительное и тактичное» отношение к окружающим, здравомыслие и практицизм.

Каролина Бах выходит замуж за князя Калатарова, среди предков которого выделяется основатель рода или  Старший капсулы: это дикий  «татарский наездник Калатар», оставивший после себя многочисленных потомков. История князей Калатаровых представляет собой образец эволюции рода от дикости до просвещения, красоты и гармонии, воплощенных в Елене. Введение родословного древа  героини с характеристикой наиболее ярких предков от дикаря Калатара до утонченно-изысканной, наделённой природными способностями Елены  показывает ее генетические корни. Черты противоположных во всех отношениях отца и матери причудливо соединяются в дочери. Отцовские гены передали ей жажду  веселья и развлечений, ненависть к монотонности рутинной жизни, тщеславие, жажду блеска и поклонений. Через наследственные линии от Старшего капсулы к Елене перешла мощь жизненной силы,  верность своему слову, порядочность, гордость. От  представителей немецкой линии рода у  Елены   здравый ум, способности к учёбе и таланты в искусстве. Красота, таланты, способности, потребность любить и быть любимой  у Елены  от матери; легкомыслие,  самолюбие, неуравновешенность  – от отца.

В жизни Елены на первый план выводится Ведущий капсулы, представляющий силы судьбы для воплощенного потомка. Хотя сам Ведущий в повествовании не появляется, но его присутствие ощущается по тем перипетиям судьбы в жизни Елены, которые показывают неслучайность событий, их определенную заданность и запрограммированность. Героиня попадает в проблемные ситуации, не осознавая, что они подстроены собственным Ведущим для наработки практики поиска решений  проблем и  накопления личного опыта. По замыслу Ведущего капризная Елена попадает на родину немецких предков в Пруссию, чтобы дисциплиной и строгостью аристократического этикета отшлифовать недоработки избалованной домашним воспитанием княжны, а также для лучшего понимания последствий  собственных некорректных действий.

 Судьба матери отражается в замужестве Елены как в кривом зеркале.   Каролина Бах любит мужа, однако приходит к убеждению, что с таким супругом о личном счастье  «нечего и думать» и смиряется с этим. Елена выходит замуж  из любопытства. У матери – добросовестность и осторожность ее родителей: «прекрасно вела дом, поддерживала связи и знакомства, завоевывала себе общее уважение». У Елены – стойкая неприязнь к мужу и ко всему, что связано с ним: она «мучительно возненавидела» Пруссию, чопорных немецких аристократов и самого короля. Каролина Калатарова «страстно, нежно, сентиментально» любит своего единственного ребенка; Елена, возненавидев мужа от отсутствия любви к нему, так и не решается родить наследника. Мать отдаётся светским обязанностям и счастлива этим; такая рассудочная линия поведения характеризует ее как тонкого дипломата; но Елена не в силах применить тактику матери в своей жизни.

Ценностные ориентации Елены отличаются от тех, которые имела ее мать.   Ей приходится осваивать новый уровень аристократизма как этику отношений с людьми  в обществе и выстраивание своей линии поведения. Елена капризна – это доминирующая черта ее характера, поэтому страдает от прусской дисциплины, в ней нет ничего немецкого, кроме немецкой крови ее матери, а также терпения и сдержанности, наследованных  от матери и бабки. Во всем остальном она – русская душою,  ненавидящая все немецкое только потому, что немцем был ее нелюбимый муж. Непредсказуемость поведения Елены автор объясняет влиянием ее татарских предков и необузданностью темперамента основателя рода Калатара. Она продолжает играть роль, предписанную ей Ведущим, но приходит к осознанию бесперспективности супружества и неизбежности разрыва.

Брак Елены неудачен во многих отношениях, так как холодность и рассудительность графа не могут увлечь эмоциональную, впечатлительную Елену. Прагматик и романтик в силу глубокого антагонизма не способны найти общих точек соприкосновения  в семейных отношениях У них отсутствует эмоциональное единство и общность интересов по жизни, а также  нет интеллектуального и духовного единения. Мезальянс данного союза символически отображается в понижении социального статуса Елены: ее княжеский титул изменяется на графский. Данный брак подобен коммерческой сделке и потому обречен на неудачу.  

Елену в качестве жены вводят в мир иного рода и чужих предков, так как духовное развитие неизбежно  проходит через познание разных родов как источника сил и энергии. Поэтому неприятие Еленой мужа есть также проявление неприятия его рода. Как указывает Л. Беленицкий, «познание мира предков < … > включает в себя три круга: круг познания Рода – родовой капсулы, круг сознательного практического познания других родов – капсул, знания царства Смерти – Бога Ямы» [1 : 27]. Из этой триады Елена проходит первый круг, терпит неудачу во втором круге, и ее ожидает последний, третий круг. В конце IV части романа извещается о смерти  Елены. Развод не стал для супругов благом: они расстались, не выполнив своей жизненной миссии и оставшись в глубоком непонимании и неприятии тех причин и факторов судьбы, которые способствовали образованию этой супружеской пары. Поэтому смерть воспринимается как закономерный финал неудавшегося эксперимента.

Биография Екатерины  II в романе не представлена в полном объеме, пунктирно отмечены некоторые штрихи, позволяющие выделить основные аспекты ее жизни  как проекции  жизненной миссии на деятельность героини. В повествовании отсутствует ее фамильное древо, так как данная информация на момент написания романа была настолько общеизвестна, что не было необходимости для ее воспроизведения в романе. Все внимание сконцентрировано на значимости  фигуры Екатерины II, важности ее свершений для России.  

Биографический очерк о царице введен в романе как эпизод частного разговора,  при этом подчеркивается важность знамений для будущей жизненной миссии государыни. Осуждая других за страсть к мистике, Екатерина неожиданно сама отмечает роль предзнаменований в своей жизни: родилась во время большого церковного праздника под «звон всех колоколов»;  позже предсказатель видит у нее на лбу три короны, раскрывая значение судьбоносных символов матери будущей императрицы. «Могучая душа» царицы раскрывается через свершения в преобразующей деятельности на благо государства, так как жизненная миссия Екатерины II представлена через этапы ее достижений, возводящих  Россию в ранг ведущих мировых держав.

Жизнеописание  Лоренцы, супруги Калиостро (в соответствии с содержанием романа он является  магом и членом ордена розенкрейцеров), вводится необычным способом: Калиостро погружает жену в гипнотический сон и в состоянии гипноза заставляет изложить свое прошлое, сопровождая рассказ собственными комментариями. Таким способом создается эффект двойной оценки излагаемого: объективная исходит от Лоренцы, субъективная – от Калиостро. Данный биографический очерк представлен как описание  просчетов и ошибок, совершенных идущим по пути духовного развития человеком.

В биографическом очерке о Лоренце отмечается ее простое происхождение и существенное влияние Калиостро  на ее духовное становление. Разрыв между внутренними установками, внушенными героине родителями в детстве, и образом жизни, навязанным ей  мужем, с течением времени становится все глубже и глубже. Лоренца называет себя «чистым, незапятнанным ребенком», а Калиостро заставляет ее быть «ласковой» с полезными ему мужчинами, так как имел намерение «торговать» ею, а  Лоренце противно пользоваться «красотою,   обманывать   ею глупых людей». Под руководством  мужа Лоренца учится обману и лживости, чтобы таким способом извлекать личную выгоду из своих взаимоотношений с мужчинами.

 Долгое время она служит источником финансовых доходов для своего мужа. В нее влюбляются мужчины, но по приказу Калиостро она отдает предпочтение только богатым, которые снабжают странную семейную пару значительными суммами денег. Реакция Калиостро на рассказ своей подруги неоднозначна: иногда он слушает спокойно, иногда с усмешкой, иногда недоумевает  по поводу невежества «глупой женщины».  

   Зинаида Каменева, (масонская символика фамилии может иметь следующую интерпретацию: «камень» – инициированная личность, а также  при определенном градусе посвящения  – высшая степень мастерства). Наименьший из всех представленных объем жизнеописания связан, скорее всего, с юным возрастом героини – она выпускница Смольного и вряд ли перешагнула порог 18-летия. Писатель скупо перечисляет несколько фактов из ее детства: из бедной неродовитой семьи, в Смольный попадает хлопотами  зажиточных родственников в Петербурге. На момент повествования она – камер-фрейлина и любимица царицы. Все внимание концентрируется на чертах характера девушки-сироты, ее душевности и духовности: «живая», «веселая», с открытой душой «для каждой из подруг», «любила» всех, «очень справедливая». Очарование Зины Каменевой заключаются в  удивительной природной женской красоте, естественности и грации,  а также в отсутствии всякого «обдуманного кокетства». Это триединство производит на всех «самое чарующее впечатление» и одновременно является  предметом «невольной зависти» для сокурсниц.

Придворный бал в Смольном с присутствием императрицы судьбоносен в жизни героини: красота весталки, искреннее восхищение и любовь к царице способствуют ее назначению камер-фрейлиной и переезду во дворец: ее жизнь прогнозируется как вполне благополучная. Так как  в Зинаиде воплощается идеал духовности, то образ не получает дальнейшего развития из-за невозможности передать идеальность на вербальном уровне.

Итак, в качестве сквозной линии повествования  биографии  героинь  воплощают  поэтапную эволюцию души согласно модели, представленной в Великом Делании алхимиков.  В соответствии с ним жизнеописание Елены и ее рода является прологом, с которого начинается развитие души, отлаживается механизм накопления необходимых практических навыков и качеств характера, обладание которыми  дает возможность продвинуться на следующую ступень в духовной иерархии. Екатерина II показывает возможности и способности личности, выполняющей жизненную миссию. На первый план выступают кругозор и масштабность мышления этой героини, ее значимость как деятеля государственного уровня и влияние на определенные исторические процессы. В жизнеописании Лоренцы подчеркиваются нежелательные отклонения от идеальной модели духовного развития. Поэтому ее биографии придается форма анализа возможных ошибок. Пример Зинаиды Каменевой показывает итог духовной эволюции личности: в ней  воплощен образ-символ духовного совершенства.  

В романе представлены три типа красавиц, играющих важную роль в повествовании: Лоренца, Елена и Зинаида. Красота Лоренцы – очаровывающая, но под привлекательной внешностью скрывается  пустая и легкомысленная натура; ее роль – развлекать и быть игрушкой в чужих руках.  Образуя пару с Калиостро, Лоренца  участвует в его магической деятельности, попутно развивая и свои способности. Это один вариант пути духовного развития для женщины  в форме семейной пары,  в которой ведущий – муж, а ведомая – жена. У Елены яркая, всепокоряющая земная  красота. Она – чуткий интуит; у нее много природных талантов и еще больше природных задатков. Но героиня не обладает достаточной силой воли, стойкостью, независимостью мышления для преодоления жизненных испытаний. Поэтому  исключительность ее  натуры не находит отклика в душе и сердце любимого мужчины, и героиня – предтеча идеальной, сильной, духовной женской натуры  –  умирает,  уступая место Зинаиде, олицетворяющей    венец женской красоты, сменившей земные ценности   на духовные идеалы. Интересен нумерологический аспект введения в повествование четырех женских персонажей, позволяющий выделить некоторые незамеченные ранее нюансы. Екатерина II, ее образ символизирует блеск и сияние славы достигшей высот  земной  власти царицы. Поэтому Екатерина II – единственная из представленных в романе героинь, возраст которой превышает 50-летний рубеж. Возрастная символика проста: путь к вершине требует продолжительного времени и значительных усилий, результаты которых проявляются уже в зрелом возрасте. Все героини  поражают своей красотой, представляя расцвет женской привлекательности в разные периоды жизни, а также  духовную и земную красоту,  поляризованную в этой четверке: женщины в начале духовного развития, обладающие земной красотой,  – Лоренца и Елена; идеал духовности – у Зинаиды и Екатерины ІІ.