«Духовно –нравственное развитие и воспитание обучающихся детской организации «Родничок» через использование системно – деятельностного подхода в условиях социума»
Доклад на тему «Духовно –нравственное развитие и воспитание обучающихся детской организации «Родничок» через использование системно –деятельностного подхода в условиях социума»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-_nravstvennoe_raz_i_vosp.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
«Духовно –нравственное развитие и воспитание
обучающихся детской организации «Родничок»
через использование системно –
деятельностного подхода в условиях социума»
Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования.
Основным содержанием духовно-нравственного развития и воспитания в нашей школе являются следующие базовые национальные ценности: патриотизм, ценность познания, труд, семья, уважение к старшим, творчество, толерантность, природа.
Главное в программе деятельности детской организации «Родничок» - системный подход к формированию нравственных качеств детей и подростков. При этом важно использовать не только педагогический потенциал школы, но и социума. Для работы детской организации была разработана План работы детской организации способствует воспитанию каждого ребенка через привлечение его к различным видам деятельности, главными направлениями работы являются:
- Интеллектуальное;
- Духовно –нравственное;
- Социально –творческое;
- Общекультурное;
- Спортивно –оздоровительное.
У детской организации есть свой стенд, на котором отражаются вся деятельность детской организации. На корабле «Детства» классы путешествуют к планетам «Знания», «Спорта», «Труда», «Творчества» и «Наш край». И каждый отряд, побывав на планете, оставляет свою звездочку. Каждый месяц на линейках отряды отчитываются о проделанной работе. К 19 мая совет детской организации подводит итоги и награждает грамотами лучшие отряды.
В нашей школе краеведение является системобрающей деятельностью в воспитательной системе школы. В школе создан краеведческий музей. Учащиеся школы занимаются поисковой, проектной, исследовательской и оформительской деятельностью.
Начиная с начальных классов, дети учатся азам исследовательской работы. Учащиеся 4 класса вместе с родителями изготовили кормушки для птиц. И вот уже на протяжении нескольких лет 4 класс ежедневно кладет в кормушки корм для птиц и наблюдает, какие птицы прилетают на кормушки
Родители сделали скворечники и вместе с ребятами развесили их в школьном парке. Сейчас ребята наблюдают –какие птицы заселяют домики весной, а кто находит в них убежище от морозов.
Ежегодно учащиеся школы пишут исследовательские работы, которым предшествует большая поисковая работа, а помогают им родственники и односельчане и учителя.
Уже стало традицией каждый год 9 Мая в центре с. Аджим проводить митинг и парад юнармейских отрядов, в котором участвуют учащиеся с 1 по 11 класс. А предшествует этому шествие бессмертного полка, в котором идут все жители поселения.
Участвуя в ежегодном конкурсе «Лидер года» учащиеся школы пишут и с поддержкой родителей реализуют социально – значимые проекты. В результате в школьном музее появились книги «Ты живи, наш Аджим» - сборник стихов детей и жителей поселения, «Фольклор Аджимского поселения», «Военная юность моя», «Дорогами победы». Данные книги пользуются большим спросом у местного населения. Еще был реализован проект «Забытые имена. Учащиеся 8 класса написали таблички с названиями населенных пунктов и датами их существования, а родители свозили детей на исторические места деревень и помогли установить таблички.
Учащиеся посещают воскресную школу при сельском храме, где учителя пенсионеры вместе с отцом Дмитрием учат их славянской грамотности, ведут занятия по духовно – нравственному воспитании. И проводят различные практические занятия.
С рождения человек привыкает к окружающей среде, природе, культуре своего края, страны. С детских лет в семье у каждого ребенка должны быть свои обязанности, в школе ребенок учится работать в коллективе. Во время внеурочной деятельности учащиеся школы совместно с социумом поселения участвуют в различных мероприятиях: концертах, экологических акциях, волонтерской работе, спортивных соревнованиях, родительских собраниях, классных часах и т.д.
Исходя из всего этого, мы определяем воспитание, как скоординированный процесс совместной деятельности семьи, школы и общественных организаций, в котором детская организация школы занимает особое место. На протяжении многих лет школа тесно сотрудничает с администрацией поселения, сельским ДК, библиотеками, советом ветеранов, женсоветом, с которыми проводим вместе много интересных дел.
Так во время подготовки к юбилею села, волонтеры школы вместе с работниками администрации поселения, дома культуры, библиотекарями, ходили по населенным пунктам, поздравляли с праздником, разносили приглашения. Во время праздника помогали продавать сувениры, проводить карнавальное шествие. Совместно с депутатами поселения учащиеся школы заложили рябиновую аллею в честь 400 летия Аджима. На основе собранного музейного материала об истории населенных пунктов были выпущены маленькие брошюры.
К юбилею Победы вместе с администрацией ходили вручать медали, подарки, читали стихи, пели песни, вручали самодельные открытки
В подростковый период ребенок стремится осознать и развить свою уникальность. Если в детстве особая школа социальных отношений игра, то в отрочестве этой школой становится общение. Меняется отношение к учебной деятельности. В этом возрасте возникают новые мотивы учения, связанные с осознанием жизненной перспективы, своего места в будущем, профессиональных намерений, идеалов. Подросток, привлеченный к туристско – краеведческой работе испытывает глубокое духовное чувство.
Основными принципами духовно-нравственного развития и воспитания являются:
- нравственный пример родителей, педагогов, односельчан;
- социально – партнерство;
- индивидуально – личностное развитие;
Учитывая данные принципы в воспитательной работе в школе , ежегодно проходит одно большое мероприятие во взаимодействии с социумом.
Один мудрец сказал: «Ценностью воспитания является то, что значимо для человека». А что же значимо в первую очередь для детей и подростков – это семья, школа, малая родина.