«Духовно –нравственное развитие и воспитание обучающихся детской организации «Родничок» через использование системно – деятельностного подхода в условиях социума»

Доклад на тему «Духовно –нравственное развитие и воспитание обучающихся  детской организации «Родничок» через использование системно –деятельностного подхода  в условиях социума»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovno-_nravstvennoe_raz_i_vosp.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

«Духовно –нравственное развитие и воспитание

обучающихся  детской организации «Родничок»

 через использование системно –

деятельностного подхода    в условиях социума»

   Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования.   

Основным содержанием духовно-нравственного развития и воспитания в нашей школе  являются  следующие базовые национальные ценности:  патриотизм,   ценность познания,    труд,  семья, уважение к старшим,     творчество,   толерантность,  природа.  

   Главное в программе деятельности  детской организации «Родничок» - системный подход к формированию нравственных качеств детей и  подростков. При этом важно использовать  не только педагогический потенциал школы, но и социума. Для работы детской организации была разработана План работы детской организации  способствует воспитанию каждого ребенка через привлечение его к различным видам деятельности, главными направлениями работы являются:

  • Интеллектуальное;
  • Духовно –нравственное;
  • Социально –творческое;
  • Общекультурное;
  • Спортивно –оздоровительное.

   У детской организации есть свой стенд, на котором отражаются вся деятельность детской организации. На корабле  «Детства»   классы  путешествуют к планетам  «Знания», «Спорта», «Труда», «Творчества» и  «Наш край».  И каждый отряд, побывав на планете,   оставляет  свою звездочку.  Каждый месяц на линейках отряды отчитываются о проделанной работе.  К 19 мая совет детской организации подводит итоги и награждает грамотами лучшие отряды.

     В нашей школе краеведение является системобрающей деятельностью  в воспитательной системе школы. В школе создан краеведческий музей.  Учащиеся школы занимаются  поисковой, проектной, исследовательской и оформительской деятельностью.

     Начиная с начальных классов,  дети учатся азам исследовательской работы.  Учащиеся 4 класса  вместе с родителями изготовили кормушки для птиц. И вот уже на протяжении нескольких лет 4 класс ежедневно кладет в кормушки корм для птиц и наблюдает, какие птицы прилетают на кормушки

    Родители сделали скворечники и вместе с ребятами развесили их в школьном парке. Сейчас ребята наблюдают  –какие птицы заселяют домики весной, а кто находит в них убежище от морозов.

    Ежегодно учащиеся школы пишут исследовательские работы, которым предшествует  большая поисковая работа,  а помогают им родственники и односельчане и учителя.

     Уже стало  традицией  каждый год 9 Мая в центре с. Аджим проводить   митинг и парад юнармейских отрядов, в котором участвуют учащиеся с 1 по 11 класс. А предшествует этому шествие бессмертного полка, в котором идут все жители  поселения.

      Участвуя в ежегодном конкурсе «Лидер года» учащиеся школы пишут и  с поддержкой родителей реализуют социально – значимые проекты. В результате в школьном музее появились книги «Ты живи, наш Аджим» - сборник стихов детей и жителей поселения, «Фольклор Аджимского поселения», «Военная юность моя», «Дорогами победы». Данные книги пользуются большим спросом у местного населения. Еще был реализован проект «Забытые имена. Учащиеся 8 класса написали таблички с  названиями населенных пунктов и датами их существования, а родители свозили детей на исторические места деревень и помогли установить таблички.

     Учащиеся посещают воскресную школу при сельском храме, где учителя пенсионеры вместе с отцом Дмитрием  учат их славянской грамотности, ведут занятия по духовно – нравственному воспитании. И проводят различные  практические занятия.

   С рождения человек привыкает к окружающей среде, природе, культуре своего края, страны. С детских лет в семье у каждого ребенка должны быть свои обязанности, в школе ребенок учится  работать в коллективе. Во время внеурочной деятельности учащиеся школы  совместно с социумом поселения участвуют в различных мероприятиях: концертах, экологических акциях, волонтерской работе,  спортивных соревнованиях, родительских собраниях, классных часах и т.д.

   Исходя из всего этого, мы определяем  воспитание, как скоординированный  процесс совместной деятельности семьи, школы  и общественных организаций, в котором детская организация школы занимает особое место.  На протяжении многих лет школа тесно сотрудничает с администрацией поселения, сельским ДК, библиотеками, советом ветеранов, женсоветом, с которыми  проводим вместе  много интересных дел.

   Так во время подготовки к юбилею села,  волонтеры школы вместе с  работниками администрации поселения, дома культуры, библиотекарями,  ходили по населенным пунктам, поздравляли с праздником, разносили приглашения. Во время праздника помогали продавать сувениры, проводить карнавальное шествие. Совместно с депутатами поселения  учащиеся школы заложили рябиновую аллею в честь 400 летия Аджима. На основе собранного музейного материала об истории населенных пунктов были выпущены маленькие брошюры.

    К юбилею Победы вместе с администрацией ходили вручать медали, подарки, читали стихи, пели песни, вручали самодельные  открытки

В подростковый период ребенок стремится осознать и развить свою уникальность. Если в детстве особая школа социальных отношений игра, то в отрочестве этой школой становится общение. Меняется отношение к учебной деятельности. В этом возрасте возникают новые мотивы учения, связанные с осознанием жизненной перспективы, своего места в будущем, профессиональных намерений, идеалов. Подросток, привлеченный к туристско – краеведческой работе испытывает глубокое духовное чувство.

   

     Основными принципами духовно-нравственного развития и воспитания являются:

- нравственный пример родителей, педагогов, односельчан;

- социально – партнерство;

- индивидуально – личностное развитие;

  Учитывая данные принципы в воспитательной работе   в школе ,  ежегодно проходит одно большое  мероприятие во взаимодействии с социумом.

  Один мудрец сказал: «Ценностью воспитания является то, что значимо для человека».     А что же значимо в первую очередь для детей и подростков – это семья, школа, малая родина.