Простые лики красоты

Сермавбрина Елена Петровна

Литературно-музыкальная композиция 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prostye_liki_krasoty.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

 «ПРОСТЫЕ ЛИКИ КРАСОТЫ».

Чтец: Много женщин красивых .

        Все дороги России

        Никогда не пройти

        Много женщин красивых

        Я встречал на пути.

Женщин статных и стройных,

Гордых – зря не фасонь.

С виду слишком спокойных,

А затронешь – огонь!

        Хороша и в невестах,

        Хороша и в летах.

        Что-то милое в жестах

        И неброских чертах.

Вся как будто с рисунка,

Вот идёт поутру,

Словно тонкая струнка

На весеннем ветру.

        А посмотрит – споткнёшься,

        Погляди – не хочу,

        А пройдёт – обернёшься,

        Как подсолнух к лучу

.         1-й ведущий: Женщины – один из самых главных объектов творчества многих художников. У каждого из них есть идеал женской красоты, который основывается на понятии идеала прекрасного. Этот идеал зависит от вкусов и стремлений эпохи, в которой живёт художник, а также от его вкуса и Боттичелли, Рафаэля и Тициана, которые различаются между собой, хотя их создатели жили в одной стране и в одну эпоху. В русском изобразительном  искусстве мы видим огромное  разнообразие типов женской красоты: здесь и черноглазые, темноволосые красавицы К.П Брюллова; скромные, миловидные труженицы и белошвейки  В.А. Тропинина; полные простодушной сдержанности и достоинства крестьянки А.Г. Венецианова, овеянные романтической тайной женщины «забытых особняков В.Е Борисова-Мусатова; дородные купчихи Б.М. Кустодиева.

                Чтец:     Женщине.

                        Твоя красота как певучие струны,

                        Она не заносчива и не горда.

                        Она омывает, как тёплые струи

                        Идущего лесом грибного дождя.

                                В ней мрамора нет и холодной природы,

                                И мрака морских несогретых  глубин,

                                Она – неподдельное чудо природы

                                Зов жизни и вечное пламя любви.

                        Твоя красота – земляника из бора,

                        Зелёный, упругий брусничный бугор,

                        И я над глубокою пропастью взора

                        Дрожу и звеню тетивой тугой! (В. Боков.)                       

                                

        2-й ведущий: Особый идеал женской красоты воплотил в своём творчестве народный художник  Мордовии Федот Васильевич Сычков (1870-1958). Выходец из беднейших крестьянских слоёв, он благодаря  таланту, упорству и трудолюбию, а также поддержке местного помещика, генерала Аранова, сумел получить профессиональное художественное образование. После окончания Санкт-Петербургской академии художеств перед Ф.В. Сычковым открылась карьера модного портретиста- исполнителя заказных портретов, но призвание художника было другое: писать о народной жизни. Это его и заставило вернуться  в родное село Кочелаево. Здесь он и прожил почти всю свою долгую жизнь.    

        Чтец:   Полотна Сычкова.

        Немного проку в том, когда созвучна

        Обыденность души и полотна,

        Когда от неурядиц жизни скучно

        И на картине скучные тона.

                Но вот взглянул-

                И ахнул восхищённо:

                 Мокшанки в красном!

                Сколько в них огня!

                Лихие пляски,

                Озорство гармони

                И лучезарность праздничного дня.

        Мажорность лиц!

        А яблок, вишен сладость!

        Мёд сотовый в тарелке!

        Ешь, хвали.

        И от земных даров исходит радость,

        Мажорна тяжесть жизни и земли.

                                        В.Гадаев.                                                                                                    

1-й ведущий: В женских образах находит своё яркое выражение вся сила гения художника. Из-под его кисти вышел запоминающийся неповторимый тип женской красоты с ярко выраженными национальными чертами.

(Исполнение песни «Мордовочка»)

2-й ведущий: Рождённый художником образ, хотя и опирается на конкретных людей, носит скорее собирательный характер. В нём обаяние цветущей молодости, избыток жизненных сил, бьющая через край энергия. У сычковских красавиц румянец на полных щеках, ясные глаза, весёлая белозубая улыбка. В чертах лица художник стремится передать живую смену чувств. Непременная черта сычковских героинь – улыбка.

        Чтец:                Улыбка.

                А тебе улыбка идёт.

                Улыбайся почаще, милая!

                Что сравнится с твоею силою?

                Ни к чему подкрашивать рот.

                Чуть раздвинуты уголки,

                И скажи-поди – не красавица!

                Слишком смелые пареньки

                Замолкают и расступаются.

                На кругу выходи вперёд,-

                Что тебе их мода постылая?

                Улыбайся почаще, милая,

                Так улыбка тебе идёт!

                Теплоты и света полна,

                И участливая,

                И беспечная,

                Задушевная,

                Добросердечная –

                Очень людям нужна одна.

                Счастье ждёт тебя у ворот,

                Красота твоя не бескрылая.

                В мире много ещё невзгод –

                Улыбайся почаще, милая!

                                (А.Яшин.)

1-й ведущий: Ещё в годы учёбы художник пишет портреты близких ему людей: матери и сестёр. Серьёзным, вдумчивым изучением натуры отмечен «Портрет Екатерины Васильевны Сычковой, младшей сестры художника». В нём живописцу удалось передать скромный, полный нравственной чистоты облик девушки из народа. С сыновней любовью он написан «Портрет матери» (1898). В 1903 году он женится на Лидии Васильевне Анкудиновой. Всего за три года – с 1903 по 1906 год – он пишет семь портретов Лидии Васильевны, в которых создаёт обаятельной дамы.

                Чтец:

                        

                ***

        Вот женщина,

        Которая, в то время

        Как я забыл про горести свои,

        Легко несёт недюжинное бремя

        Моей печали и моей любви.

        Играет ветер кофтой золотистой,

        Но как она степенна и стройна,

        Какою целомудренной и чистой

        Мне кажется теперь моя жена.

                                ( Я. Смеляков)

2-й ведущий: Один из самых ярких запоминающихся женских образов создан художником в картине «Молодая» («Новобрачная в деревне» .1925), на которой героиня, юная жена, вчерашняя невеста, счастливая и смущённая чинно шествует с коромыслом по селу, ловя на себе взгляды односельчан.                         

        (Инсценировка)

                                ***                

                Нутко! Вера у Данилы ,

                Пелагея у Гаврилы ,

                Секлетея у Фрола –

                Замуж всем пора пришла!

                У Никиты – Катерина ,

                Что ни девка, то малина!

                Думай, думай – выбирай!

                По любую засылай!

                Марья, знаешь, щедровита,

                Да работать, ух! сердита!

                Марья кистью широка,

                Высока, статна, гладка!

                - Ай да Марья! Марья – клад!

                Сватай Марью, Марью, сват!

                Нам с лица не воду пить,

                И с корявой  можно жить,

                Да чтоб мясо на костях,,

                Чтобы силушка в руках!

                Ай да Марья! Марья –клад!

                Сватай Марью, Марью         , сват!..

                                (А.Некрасов)

1-й ведущий:  Федот Сычков писал радость. Основной темой полотен художника становится показ деревенского праздника, главным действующим лицом которого всегда была женщина. Вот группа молодёжи собралась около гармониста. В центре деревенская красавица в нарядной белой шали. Звенят озорные частушки, шутки, весёлый смех («Молодёжное гулянье  в деревне зимой». 1924). Морозным зимним вечером несут свои прялки на посиделки кочелаевские девушки (« На посиделки».1925). Взявшись за руки, гуляют по сельской улице принаряженные подружки, задорно поглядывая на окружающих (« Праздничный день. Подруги. Зима.1941).

2-й ведущий: Особенно дорог ему тип девушки жизнерадостной, краснощёкой, задорной, сильной: «Устинья», «Настя за вязаньем», «Девушка в синем платке», «Плясунья Соня».в нём выразились представления художника о том ярком, здоровом и цельном, что есть в народном характере.

                Чтец:

                        Плясунья.

                Ты играй, гармонь, под трензель,

                Отсыпай, плясунья, дробь!

                На платке краснеет вензель.

                Знай прищёлкивай, не робь!

                Парень бравый, синеглазый

                Загляделся не на смех.

                Веселы твои проказы,

                Зарукавник – словно снег.

                Улыбаются старушки,

                Приседают старики,

                Смотрят с завистью подружки

                На шёлковые косники.

                

                Веселись, пляши угарней, развевай кайму фаты.

                Завтра вечером от парней

                Придут свахи сваты.

1-й ведущий: Женские образы Ф.В. Сычкова вошли не только в золотой фонд изобразительного искусства Мордовии ,но и стали эталоном, на который ориентировались все художники республики, создавая свои произведения.

2-й ведущий: Женщины Сычкова – это не только Мордовия , это опоэтизированный рассказ художника о России. Все они, по сути дела, одно свежее, юное, пышущее здоровьем и удалью лицо, один образ, в котором дремлет созидательная, плодоносящая сила. Сила женской красоты.

                Чтец: Говорят, красива я.

        Говорят, что я девка – красавица:

        Хоть румянцем кудель поджигай.

        Говорят, что коса моя славится –

        Что она закрывает пулай.

                        Говорят комплименты пудовые.

                        А село говорит – не шути.

                        Говорят даже парни бедовые

                        Все робеют ко мне подойти.

        Говорят про лебёдушку некую:

        Ей, мол, стать у меня занимать…

        Одного лишь не знают, что некому

        Ключ заветный от сердца отдать.

                        Говорят. Говорят – блекнет радуга.

                        Только  можно ли дальше так жить:

                        Красоте своей, ох, и не рада я –

                        Ни один не рискнёт проводить.

                                        (С.Кинякин)

1-й ведущий: Говорят, что каждый портрет, в какой-то мере автопортрет самого художника, поскольку в процессе работы он вкладывает в него часть своей души, своих взглядов и характера. 

2-й ведущий: Наглядный пример тому – творчество нашего земляка Федота Васильевича Сычкова. Его женские модели также наполнены его душой, его собственными мыслями и чувствами, главные из которых доброта и любовь к жизни. Это и придаёт такую своеобразную пленительность и обаяние всему его искусству.