Культурные традиции родного края
Воспевание великой русской русской реки Волга в творчестве писателей, художников Ивановского края
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://yadi.sk/d/dKpFZ_hH3TecFe | 36.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Культурные традиции
родного края
Кинешма, 2017
Содержание.
- Вступление.
- Основная часть.
- Глава 1. Образ Волги в литературе:
1). А.Н. Островский.
2). В.З. Никишин.
3). Е. Смирнов.
2. Глава 2. Волга в живописи:
1). И. И. Левитан.
2). Б. М. Кустодиев.
- Заключение.
- Список используемой литературы.
Вступление.
1слайд
Любовь к России начинается с любви к тому месту, где ты родился, где прошло твоё детство. Любовь к России начинается с чтения книг о родном крае: о народах, его населяющих, о традициях и обычаях. Трудно вырасти патриотом, не зная истории своего города, его особенностей, его культуры. Поэтому так актуальна сегодня изучаемая тема: « Культурные традиции родного края». Я считаю одной из культурных традиций нашего края - это воспевание реки Волга, на берегу которой раскинулся мой родной город Кинешма.
2 слайд
«О, Волга!.. Колыбель моя…», - в этих строчках Н.А.Некрасова передана любовь многих поколений людей к царице русских рек.
Образ царицы русских рек – реки Волга, ярко представлен в произведениях талантливых писателей, поэтов, художников с мировым именем. Река Волга - это одна из крупнейших рек на Земле, и самая большая в Европе. Длина Волги составляет 3530 км, а площадь бассейна — 1360 тыс. км².
3 слайд
Волга начинается на Валдайской возвышенности на высоте 228 м, из родника в селе Волго-Верховье Тверской области.
Не случайно Волга считается любимым символом России. В различных песнях и стихах она всегда славилась как "мать-река", "матушка-Волга. Наши земляки продолжают эти славные традиции.
Я назвал свою работу
4 слайд
«Образ Волги в творчестве писателей, поэтов и художников нашего края»
Цель работы – расширить представление о творчестве писателей, поэтов и художников Ивановского края, воспитать чувство патриотизма и гордости за родной край.
Объект исследования – произведения поэтов и писателей, картины художников.
Глава 1. Образ Волги в литературе.
Счастлива литературная судьба таких городов как Москва и Санкт-Петербург. Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Цветаева воспели их в своем творчестве.
Образ Кинешмы в литературе мимолетен, но прекрасен. Наш город невелик, но удивительно хорош неброской, спокойной, провинциальной красотой. Особенно бульвар и вид на Волгу, который открывается с кинешемских берегов. Наш город достоин того, чтобы о нем писать. Нельзя привыкнуть к этой красоте, живя здесь, и остаться равнодушным, увидев эти места впервые.
5 слайд
«Издали, с Волги, Кинешма представляется большим каменным замком, построенным на высоком берегу озера… перед вами крутой правый берег Волги, на вершине его высится белая масса собора», - так говорил о кинешемской набережной А.А. Потехин, публицист-писатель и многолетний друг А. Н. Островского.
6 слайд
Кинешма оказала на Островского большое влияние. Она была не только пересадочной станцией, но и местом для писательских наблюдений. Островский любил кинешемские ярмарки – тихоновскую (с 16 по 24 июня ) и крестовоздвиженскую ( с 14 по 28 сентября). И сейчас существует традиция – открытие Тихоновской ярмарки в День города.
Кинешма была для Островского преддверием щелыковской природы. Щелыково было его любимым местом отдыха. Он стремился вырваться из городской суеты на природу. «У меня только одна мечта: добраться как-нибудь до Кинешмы, чтоб если уж не восстановить, то хоть поддержать свежим весенним воздухом падающие силы», - писал он в письме А.А.Потехину в 1875году.
И я хотел бы остановиться на тех страницах «Грозы», «Бесприданницы» А.Н. Островского, на которых, как жемчужины, появляются образы Кинешмы и Волги. Именно на этой реке и появился город Калинов, придуманный драматургом А.Н.Островским. Рисуя природу в пьесе «Гроза», написанной в 1859 году, Островский воссоздавал картины всех этих городов, но основой была все же Кинешма. «Разве «Грозу» Островский писал? «Грозу» Волгу написала!» - писал С.А.Юрьев.
7 слайд
Возьмем, к примеру, бульвар, высокий берег Волги, с которого бросается вниз главная героиня «Грозы» Катерина, прекрасный вид за Волгу. Уже авторские ремарки первого действия «Грозы» так напоминают наш родной город: «общественный сад на высоком берегу Волги; за Волгой сельский вид. «Островского всегда потрясала чудесная панорама, открывавшаяся с высокой Кинешемской набережной. Внизу – Волга, раскинувшаяся вширь почти на версту, то спокойная, то бурная, но неизменно величавая и прекрасная. На ней кипела жизнь: плыли барки, шли пароходы, бежали под парусами расшивы, сновали лодки… На том берегу – необъятная перспектива заволжских полей и лесов, с колокольнями сельских церквей, помещичьими домами, деревнями».
Мы встречаем в «Грозе» еще одно место, напоминающее Кинешму, - бульвар. С бульваром в «Грозе» нас опять знакомит Кулигин: «Пойдемте, сударь, на бульвар, ни души там нет… Вот какой, сударь, у нас городишко! Бульвар сделали, а не гуляют. Гуляют только по праздникам, и то один вид делают, что гуляют, а сами ходят туда наряды показывать. Только пьяного приказного и встретишь, из трактира домой плетется. Бедным гулять, сударь, некогда, у них день и ночь работа… А знаете, сударь, кто у нас гуляет? Молодые парни да девушки. Так эти у сна воруют часик, другой, ну и гуляют парочками». Удивительно, но эти строки Островского очень напоминают нашу современную жизнь.
8 слайд
И сейчас люди гуляют на бульваре чаще по праздникам, хотя в последние годы, благодаря благоустройству бульвара, людей там все больше даже в будни, особенно по вечерам.
В нашем городе уже не первый год традиционно отмечают в сентябре – День Волжского бульвара.
Наш волжский бульвар – визитная карточка города, его лицо, его удивительный образ. Не случайно в 1991 году бульвар был признан памятником природы. В 1-ой трети 19 века на бульваре были построены крупные здания в стиле классицизма: здание Городской Управы, здание суда, экономического техникума, в котором ранее было казначейство. В 20-е годы были заасфальтированы дорожки и установлена чугунная ограда. Позднее был поставлен фонтан в форме мальчика с рыбкой, но он был разрушен. К счастью, в наши дни фонтан опять радует кинешемцев.
9 слайд
По прекрасному волжскому бульвару в свое время прогуливались и художник Б.М. Кустодиев, и писатель А.А Потехин, и ученый Ф.А. Бредихин, и сам А.Н. Островский. Именно на волжском бульваре построили театр имени Островского.
Исследователь творчества Островского - Михаил Лобанов писал:
« Восхищением перед красотой Волги начинается драма, а кончается гибелью в Волге Катерины. Волга входит в сознание читателя, зрителя как поэтический образ самой народной жизни в ее бытовом течении и драматических столкновениях».
Спустя 19 лет после «Грозы» в1878 году А. Н .Островский пишет
пьесу «Бесприданница». На этот раз мы переносимся в город Бряхимов.
Бряхимов, как и Калинов, вымышленный город. Однако, это название
заимствовано драматургом из летописей: в древности город с таким
названием существовал в верховьях Волги.
Интересно то, что мы опять узнаем в описаниях природы Кинешму, а в некоторых героях – кинешемцев.
Как и в «Грозе», уже в первом действии мы видим город, удивительно напоминающий Кинешму: «Городской бульвар на высоком берегу Волги, с площадкой перед кофейной; направо от актеров вход в кофейную, налево - деревья; в глубине низкая чугунная решетка, за ней вид на Волгу, на большое пространство: леса, села…»
10 слайд
Кинешма вдохновляла не только А.Н.Островского. Наш земляк и современник – Никишин В.З. создает исторический очерк «Безымянная звезда», в котором мы видим не только судьбу кинешемской бесприданницы, но и наблюдаем Волгу, какой она была в начале прошлого века.
Удивительно, но иногда повседневная жизнь бывает более счастливой и сказочной. В своём очерке «Безымянная звезда» он рассказывает реальную историю о красавице-бесприданнице, дочери угольщика Арине Статейкиной, ставшей миллионершей. История перекликается с «Бесприданницей» Островского, тем более что события происходят примерно в одно и то же время.
Как «Ласточка» Паратова, прекрасен и быстр пароход купца первой гильдии Кононова: «Безымянная звезда» ходко шла по утренней бирюзовой воде. Мелкие гребешки волн часто стучали о стройные борта сверкающего белизной парохода. Ровно дышала паровая машина. От могучих шатунов вала «Звезда» нетерпеливо вздрагивала и легко вспарывала носом пенящиеся встречные струи». Такой мы видим в очерке Волгу.
11 слайд
Из очерка мы узнаем, какой была в те времена Волга: «Звезда» шла близко к берегу (в те поры Волга была еще узкая. Любой мальчишка мог добросить камешком до идущего парохода ) ». На берегу бабы и девки сушили холсты, девки купались. Кононов приказал спустить шлюпку и причалить к берегу.
История Кононова и Арины – история о светлой, красивой любви.
Купец влюбился в кинешемскую красавицу с первого взгляда: « Она стояла выше колен в воде в белой мокрой рубашке, почти льняная коса через грудь опускалась до пояса. Даже когда шлюпка бортом коснулась ее, она не тронулась с места. Кононов прямо в сапогах прыгнул за борт. Так они стояли и смотрели друг на друга. И что-то шептало в уши, в сердце Кононову: «Одна Звезда» - радость твоя, эта звезда – судьба твоя». Она была такая ясная и чистая, что полуденное солнце казалось тусклым». И «украл» Кононов свою «звездочку», которая не побоялась, «батя шкуру спустит», умчалась по бескрайней Волге навстречу своему счастью. Кононов дал слово купца, что они вернутся за родительским благословением, и сдержал его. Вернулся с Ариной, удивив всю Кинешму, приехав «на двухстах лошадях, которые на санях тащили пароход…» Интересна история этого чудесного появления. Ранние морозы сковали Волгу, и «Безымянная звезда» дошла лишь до Решмы. Там купцу подали эту фантастическую идею тащить пароход на лошадях, на воплощение которой в жизнь ушел целый месяц. Любовь преодолевает все препятствия. Не в сказке происходят эти удивительные события, описанные Никишиным, а в нашей Кинешме в прошлом веке. Так могла закончиться история Ларисы Огудаловой. Паратов мог умчать ее на своей «Ласточке», сделать счастливой, но он, по словам Кнурова «как ни смел, а миллионную невесту на Ларису Дмитриевну не променяет». Так и получается, что жизнь бывает иногда более чудесной, нежели сказка. История Аришки Статейкино, дочери угольщика, ставшей купчихой-миллионершей – история кинешемской Золушки.
Осенью 2001 года Никишин В.З. уезжает в Калининград, к дочери. Представить Вениамина Захаровича без Кинешмы и Волги трудно. Они прикипели, что называется, друг к другу. Не зря, ведь, русская пословица гласит: «Старое дерево не пересаживают», Никишин грустил и сожалел, что уехал. Художественный летописец Волги, Кинешмы, её жителей, их самобытности, силы и широты, Никишин и сам был носителем всего этого.
В 2007 году В.З. Никишина не стало.
Время назад – это память… У Никишина был дар. И нас, его земляков, он им одарил, продолжая традиции русских писателей, трогательно и проникновенно говоря о Волге.
12 слайд
Волга является неповторимой героиней многих произведений поэта – земляка Евгения Смирнова, который живет и творит в городе Наволоки. Волга – это наша родина. Каждое новое свидание с ней волнует нас, точно, ступив на ее берега, мы попадаю в отчий дом… Волга в русской жизни – как небо и воздух. Мы дышим Волгой, мы любуемся ею. Мы поем о ней самые сердечные песни. Мы учим детей на ее преданиях. Волга – родина удали, смелости, народной славы. Волга – родина русских гениев и талантов. С детства волжанин мечтает о своей реке, как о самом прекрасном из всего, что ему дано на земле. Евгений Смирнов находил творческое вдохновение на берегах Волги, восхищаясь её утренней и ночной красотой.
В стихотворение «На Волге» есть строки:
Часами недвижно могу я
Над утренней Волгой сидеть…
И думать, и вдаль голубую,
Как в очи любимой глядеть
Удивительной сравнение воды с глазами любимой говорит о том, как глубоко поэт любит Волгу. Каждый кинешемец может повторить вслед за Смирновым:
Никто меня здесь не обманет,
Здесь все откровенно со мной:
И берег в прозрачном тумане,
И ветер по-майски хмельной.
Ведь берег Волги, бульвар – все это с нами с детства и на всю жизнь.
Стихотворение «Притихла Волга» - трогательное и проникновенное:
Притихла Волга, дня свеченье
В своих глубинах затаив…
«И кто-то тихо напевающий один стоит на берегу», - пишет Е.Смирнов… ,
и мне кажется, что на том берегу стою я и всматриваюсь в Волгу, как в свою жизнь.
13 слайд
К этим строкам Ю. Смирнова можно соотнести картину И. Левитана «Волга с высокого берега», ведь не только поэты и писатели воспевали величество реки в своем творчестве, но и художники рисовали её живописные берега.
Глава 2. Волга в живописи.
14 слайд
Творчество великого мастера русского пейзажа Исаака Ильича Левитана связано с Плесом и Волгой. Это «волжский» период его жизни.
Волга одинаково прекрасна и в золоте солнечных лучей, и в унылые пасмурные дни, и в рассветные и закатные часы.
Кажется, нет конца разнообразию мотивов. Вся многоликая трепетно-изменчивая жизнь природы, казалось, сама ложилась на холст. Да и как могло быть иначе, если он жил на Волге в окружении первозданной безлюдной чистой природы и его творческой мастерской был весь вольный свет. Он создавал пейзажи, которые запоминаются не только сюжетами, но и настроением, уверенным мастерством.
Левитан считал своим учителем А.К. Саврасова. Он очень любил его картину «Могила на Волге». Левитан писал: « Широкая, уходящая вдаль могучая река с нависшей над тучей; впереди одинокий крест и облетевшая березка вот и все, но в этой простоте целый мир высокой поэзии». Эти строчки, сказанные художником, можно в полной мере отнести и к его картинам:
15-20 слайды
«На Волге», «На Волге. К вечеру», «После дождя. Плес», «Вечер. Золотой плес», «Баржи. Волга», «Свежий ветер. Волга». Это шедевры, на которых навечно запечатлены величественные пейзажи нашего края: и Волга во все времена суток, и крутой берег Плеса…
Благодаря многочисленным работам, созданным в окрестностях города Плес, Левитан окончательно избавляется от финансовых трудностей, становится знаменитым. Теперь художник отправляется в Европу. Там он знакомится с лучшими образцами французского пейзажа. Поиски импрессионистов оказываются очень близкими по духу мастеру.
21 слайд
В 1894 году художник создает полотно, которое принято считать вершиной его творчества – «Над вечным покоем». Никто из русских художников, до Левитана, не приближался в своем творчестве к такой высокой поэтичности и чувственности в изображении природы.
22 слайд
Удивительна Волга на картинах нашего земляка Б.М.Кустодиева. В нашем городе есть улица, которая носит имя великого русского художника.
Б. М. Кустодиев любил Россию - и спокойную, и яркую, и ленивую, и неугомонную, и все свое творчество, всю свою жизнь посвятил ей, России.
С Кустодиевым связана Кинешма, где художник собирал материал для своих первых картин; позднее по дороге в «Терем» Кустодиев почти ежегодно с 1905 по 1915 годы бывал в Кинешме.
В двух вариантах картины «Девушки на Волге» 1915 г. и 1919 г. мы видим изобразительные метафоры, которые подчерпнуты из поэтического русского фольклора. Это и березка, и Волга – «Волга-реченька широкая…»
23 слайд
Удивительна картина «Волга. Радуга» 1925 г. У Кустодиева Волга – особенная: Волга-кормилица, Волга-труженица. Вобрав в себя все краски закатной Волги, над небом поднялась радуга. Небо на картине разделено невидимой осью. Правая часть прояснилась, левая – во власти дождя. Именно благодаря дождю, небо приобретает цвета земли и Волги, придает картине сказочность и яркость.
24 слайд
Интересна картина «Гуляние на Волге». Замысел картины возник, когда художник жил в гостинице «Эрмитаж», окна выходили на набережную.
Именно она послужила прообразом праздника жизни, который был запечатлен художником: пристань, пароход. Собор на другом берегу, нарядные люди.
Заключение.
25 слайд
Из поколения в поколение передавались волжские легенды, были, сказания, предания. Эта фольклорная традиция привлекала к себе внимание многих творческих людей. Тема Волги в русской поэзии уже давно заняла особое место. В народном фольклоре, творчестве писателей, поэтов, художников широко отражена тема Волги-матери, Волги-кормилицы. Обобщив эти образы, можно сказать, что для русского человека Волга – это сама Жизнь.
Как бы ни менялась в дальнейшем Волга, она не перестанет быть для русского человека прекрасной, величественной, загадочной. А для литераторов и художников - источником вдохновения.
Хочется закончить работу словами еще одного нашего земляка К.Д. Бальмонта, который писал: «Нет Египта без Нила, нет Индии без Ганга, есть в ряду величайших прекраснейших стран Россия, потому что у нее есть Волга».
Культурная традиция – воспевание любви к родному краю будет продолжена, конечно, и нашими современниками, и будущее поколение тоже будет восхищаться талантливыми литераторами и художниками, рисующими в своих произведениях неповторимый образ величественной царицы рек – Волги.
26 слайд
Список использованной литературы.
Источники:
- А.Н.Островский. Сочинения в 3 т. Москва. Художественная литература.
- А.А.Потехин. Уездный городок Кинешма. Соч. в 12т. C.-Пб.
- Вениамин Никишин. Апельсин на ладони. Рассказы.Повесть. Мемуары. Кинешма. 1996.
- В.Н. Докучаева. Борис Кустодиев. Жизнь и творчество. М., «Изо», 1991
- Е. Смирнов. И что за люди мы такие? Стихи из российской глубинки. Избранное. Иваново, Прес Сто, 2014
Критическая литература:
- – Илья Лебедев. Прогулки по Кинешме./ Приволжская правда. 2000.2001.
- – Михаил Лобанов. Островский. Москва. Молодая гвардия. 1989.
- – А.И.Ревякин. А.Н.Островский в Шелыково. Костромское книжное издательство. 1957.
- – Кинешма. Альманах. Составитель И.Антонов. Иваново.2000.