Методическая разработка концерта- беседы на тему: "Литературные произведения в музыке"

Мережко Елена Владимировна

Концерт - беседа на тему: "Литературные произведения в музыке"

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  учреждение  дополнительного  образования

«Городовиковская детская школа искусств»

Городовиковского районного муниципального образования

Республики Калмыкия

Методическая разработка

Концерта – беседы на тему:

«Литературные произведения в музыке»

Подготовила преподаватель

Мережко Е.В.

2015г.

Цели:

через рабочую наглядность (слайд-фильм) раскрыть тему урока в увлекательной и доступной форме.

Сформировать представление об особенностях взаимосвязи музыки и литературы.

выявить  истоки родства между искусствами;

Задачи:

через групповые формы работы обучить умению коллективно размышлять о связях музыки и литературы

направить учащихся на осмысление музыкального образа в литературе, в частности в сказках;

развивать образное восприятие, самостоятельность мышления. Умения слышать и выделять главное.

воспитывать чувство прекрасного через произведения искусства.

Слайд 1.

Сегодня  мы поговорим о литературных произведениях в музыке.

Музыка и литература неразрывно связаны друг с другом и вместе они – большая сила. Без стихов нельзя написать песню, без пьесы, предназначенной для постановки на сцене, нельзя сочинить оперу и балет, и, с другой стороны, без музыки мы не прочитали бы замечательных сказок, рассказов былин, повестей и т. д.

Как и любой другой вид искусства, музыка имеет множество жанровых разновидностей.

1.-Песня

2.- Опера

3.- Кантата

4.- Оратория

5.- Инструментальная музыка

6.- Вариация

7.- Вокализ

8.- Балет

9.- Концерт

 Литература тоже имеет множество жанровых разновидностей.

1.-Поэзия

2.- Народная сказка

3.- Литературная сказка

4.- Басня

5.- Былина

6.- Рассказ

7.- Повесть

8.- Роман

Романс – это литература и музыка.

Балет – это литература, танец и музыка.

Опера – это литература, изобразительное искусство (прикладное), музыка, танец, театр.

Музыка и литература – два великих начала, две стихии искусства. На протяжении веков они непрерывно взаимодействуют. Поэтический текст способен придать музыке новое звучание; он обогащает её смыслом оттенками чувств, красочностью тембров. Многие   композиторы   превращают   стихотворение   в   музыкальное произведение, так поэзия становится частью музыки.

Самая тесная связь конечно музыки с поэзией. Стихи многих поэтов послужили поэтической основой музыкального произведения.

Слайд2.

Если бы не было музыки, многие стихи так и не стали бы песнями. А ведь многие из них писались специально для того, чтобы стать песней. Песен мы знаем огромное множество. Это и «Голубой вагон», «Улыбка», «Чунга-чанга» и «Пусть бегут неуклюжи» и так далее. Народные стихи часто появлялись вместе с музыкой, т.к. могут существовать только вместе с ней.

 Послушаем песню «Ой, стога, стога» на текст А, Толстого.

Поэзию с музыкой роднит очень многое, наблюдаются черты сходства - интонация, рифма, паузы, ритм, темп, динамика, виды развития, мелодичность фраз.

Слайд3.

  На стихи писались не только песни, но и романсы.

Легенда о романсе:

Романс - это вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания

Композитор Александр Егорович Варламов написал романс «Белеет парус одинокий» на слова М.Ю.Лермонтова. В музыке он точно передал настроение стихотворения- стремительный порыв, жажду счастья, готовность к борьбе за него.

Слушаем романс «Белеет парус одинокий»

И не только песнями  и романсами обогащает музыка литературу. Часто музыка становиться главным героем литературных произведений, где проявляет свою волшебную силу: помогает в трудную минуту. Пробуждает чувства, останавливает зло. И уж конечно невозможно представить себе сказки, в которых бы не звучала музыка.

Причудливый, волшебный, фантастический мир сказочного творчества по-разному находил своё выражение в музыке. Сказка могла стать основой сюжета оперы, балета или инструментального сочинения.

 Сказки являются самыми лучшими произведениями, а сказочные герои – нашими любимыми героями. Читая сказки, мы вместе со сказочными героями попадаем в мир необычного, волшебного: вместе с Красной шапочкой встречаемся с волком, путешествуем на ковре-самолете вместе с Алладином и его волшебной лампой, попадаем в волшебные сады Черномора вместе с Людмилой; переживаем превращение вместе с князем Гвидоном.

Слайд 4.

Сказки вдохновляли не только писателей, но и композиторов. Они тоже очень любили и любят их. Поэтому, став взрослыми, создали прекрасную музыку под впечатлением сказок. В первую очередь нам, конечно, вспоминается имя А.С.Пушкина,  поэта, писателя, сказочника  и его настоящие поэтические шедевры, в которых уже заключена великая сила музыки.

У него  есть  поэма «Руслан и Людмила» она начинается  следующими словами: 

У лукоморья дуб зелёный;

 Златая цепь на дубе том:

 И днём и ночью кот учёный

 Всё ходит по цепи кругом;

 Идёт направо - песнь заводит,

 Налево - сказку говорит.

 Там чудеса: там леший бродит,

 Русалка на ветвях сидит;

 Там на неведомых дорожках

 Следы невиданных зверей;

 Избушка там на курьих ножках

 Стоит без окон, без дверей;

 Там лес и дол видений полны;

 Там о заре прихлынут волны

 На брег песчаный и пустой,

 И тридцать витязей прекрасных

 Чредой из вод выходят ясных,

 И с ними дядька их морской;

 Там королевич мимоходом

 Пленяет грозного царя;

 Там в облаках перед народом

 Через леса, через моря

 Колдун несёт богатыря;

 В темнице там царевна тужит,

 А бурый волк ей верно служит;

 Там ступа с Бабою Ягой

 Идёт, бредёт сама собой,

 Там царь Кащей над златом чахнет;

 Там русский дух... там Русью пахнет!

 И там я был, и мёд я пил;

 У моря видел дуб зелёный;

 Под ним сидел, и кот учёный

 Свои мне сказки говорил.

    Вот так подчеркнул А. С. Пушкин близость песни (музыки) и сказки (литературы), их нерасторжимую связь. Вы убедились в мелодичности стиха, осталось только положить его на музыку. Что и сделал М.И. Глинка

Слайд 5.

Прошло 17 лет , и к этой поэме обратился замечательный русский композитор Глинка, он  написал оперу-сказку “Руслан и Людмила”.  В Мариинском Театре Санкт-Петербурга состоялась премьера сказочной оперы «Руслан и Людмила». М.И. Глинка написал оперу  "Руслан и Людмила", в которой он "распел на былинный лад" (Б. Асафьев) поэму Пушкина. В ней нашли свое воплощение такие грани пушкинского гения, как эпос и сказка,

Опера – это драматическое произведение, в котором герои поют в сопровождении оркестра. Кто помнит главных героев поэмы “Руслан и Людмила”? (Руслан, Людмила, Роглай, Фарлаф). И ещё в ней есть злой колдун- Черномор.

Слайд 6.

Безмолвно, гордо выступая,

 Нагими саблями сверкая,

 Арапов длинный ряд идет

 Попарно, чинно, сколь возможно,

 И на подушках осторожно

 Седую бороду несет;

 И входит с важностью за нею,

 Подъяв величественно шею,

 Горбатый карлик из дверей:

 Его-то голове обритой,

 Высоким колпаком покрытой,

 Принадлежала борода.

Слайд 7.

Для изображения злого, сказочного персонажа,  композитор использует духовые инструменты, ударные инструменты, колокольчики.  Выход Черномора в опере М.И.Глинка выделил определенным номером, который так и называется “Марш Черномора”. Музыка марша как будто полностью соответствует виду волшебника: она резка, угловата, порой очень грозна, а иногда - комична. Давайте послушаем этот отрывок.

Слушание музыки «Марш Черномора») 

После прослушанного номера можно сказать, что внешность Черномора стала ближе, понятней. Глинка уже в начале оперы своей музыкой предрекал победу добра над злом. Светлые стороны жизни победили

Слайд 8.

Сказочные сюжеты привлекли внимание и другого русского композитора Н.А.Римского – Корсакова. Он написал семь сказочных опер: «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», «Садко», «Сказка о царе Салтане», Кащей Бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок».

Слайд 9.

«Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

"Кабы я была царица,-

Говорит одна девица,-

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир".

- "Кабы я была царица,-

Говорит ее сестрица,-

То на весь бы мир одна

Наткала я полотна".

- "Кабы я была царица,-

Третья молвила сестрица,-

Я б для батюшки-царя

Родила богатыря".

Отгадайте с какой это сказки?

( «Сказка о царе Салтане»

Александр Сергеевич Пушкин)

   К 100-летию со дня рождения А.С.Пушкина композитор  написал оперу «Сказка о царе Салтане».

Слайд 10.

Сейчас я вам загадаю загадку:

Князь опять душа де просит

 Так и тянет, и уносит

 И опять она его вмиг обрызгала всего

 Тут он очень уменьшился…

А вот в кого превратился князь Гвидон, вам подскажет музыка. (Прослушивание музыкального фрагмента “Полет шмеля”)

В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут;

Туча по небу идет, бочка по морю плывет.

Словно горькая вдовица, плачет, бьется в ней царица;

И растет ребенок там не по дням, а по часам.

Эти строчки становятся зримыми в музыке оперы-сказки «О царе Салтане» Н.Римского-Корсакова.

Ребята, вы помните, какие три чуда были в сказке?

Симфоническая картина «Три чуда» открывает второе действие оперы «Сказка о царе Салтане».

1.белка, которая грызет золотые орешки и вынимает изумруды;

2.тридцать три богатыря, выходящие из моря, чтобы беречь столицу князя Гвидона;

3.  невиданной красоты царевна-лебедь.

Слайд 11.

Белка песенки поет да орешки все грызет,

 А орешки не простые все скорлупки золотые,

Ядра – чистый изумруд;

 Белку холят, берегут.

. Прослушивание фонограммы.

Слайд 12.

Там еще другое диво: море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой, хлынет на берег пустой,

Расплеснется в скором беге, и очутятся на бреге, в чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря, все красавцы удалые,

Великаны молодые, все равны как на подбор –

С ними дядька Черномор.

Слушание темы богатырей.

Слайд 13.

Последнее чудо в этой сказке – лебедь-птица, которая превратилась в прекрасную царевну.

За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выплывает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

Слушание музыкальной темы царевны-лебеди.

Сказки А.С. Пушкина нам стали ближе и понятней благодаря музыке Русских композиторов, но не только произведения этого поэта и писателя были положены на музыку, а так же творения многих других писателей- сказочников.

Слайд 14.

Так П.И. Чайковский написал 10 опер, 3 балета по известным сказкам “Лебединое озеро” – Готци, “Спящая красавица” – Шарля Перро, “Щелкунчик” – Гофмана.

Ребята, поднимите руки, кто читал сказку или смотрел мультфильм “Щелкунчик”?

Назовите автора этой сказки? (Немецкий сказочник Гофман.)

Расскажите содержание этой сказки.

Слайд 15.

А музыку к балету написал П.И.Чайковский.

(Слушаем Китайский танец из балета «Щелкунчик».

Многие известные и любимые сказки обогатились музыкальными звучаниями. П. Чайковский, как добрый волшебник, только прикоснулся к сказке своей волшебной палочкой музыканта - и она сразу ожила, наполнилась очарованием настоящего праздника, тёплого и глубокого чувства - и словно стала реальностью, частью нашей жизни.

   Но ведь даже и на сказочном празднике всё происходит по-настоящему. Герои «Щелкунчика» совершают подвиги, поддерживают друг друга в минуты испытаний. Наградой становится тёплое и глубокое чувство, которое рождается между девочкой Машей и Щелкунчиком, превратившимся в конце сказки из уродливой куклы в прекрасного принца. Поэтому и в музыке мы слышим не только сказочные звуки, но и выражение живой человеческой любви.

И ещё одна сказка «Золушка». Вам всем известен сюжет этой сказки, о прекрасной трудолюбивой Золушки, которая попала на бал и встретила там принца, и все сказочные превращения, колдовство доброй Феи.

Слайд 16.

Ещё один русский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев написал замечательную музыку к балету «Золушка».

  Слайд 17.

Послушаем «Гавот » из балета «Золушка». Гавот это старинный французский танец. Пол этот танец можно представить как неуклюже танцуют две дочери мачехи это Кубышка и Худышка.

Режиссеры кинофильмов, драматических пьес привлекают композиторов для написания музыки, чтобы усилить впечатление от кинофильма, пьесы, сделать музыку действующим лицом.

Какие герои появились после создания мультфильма“Бременские музыканты”? (Трубадур, Принцесса, Король)

Какие песни звучат в мультфильме и кто является их композитором? (Г. Гладков)

( Слушаем песню из м/ф. “Бременские музыканты”)

  Роль сказки в музыке очень велика. Облик сказочных героев, лесные, подводные и горные сказочные пейзажи и царства, птицы и животные - словом, всё богатство видимого волшебного мира получило своё звуковое выражение.

Таким образом можно сделать вывод:

Литература и музыка не иллюстрируют одна другую. Они по-разному изображают мир, дополняя, обогащая  и усиливая наши переживания.

Искусство рождено жизнью. В жизни, как в едином живительном роднике, и поэт, и композитор, и художник черпают источники своего вдохновения для создания произведений искусства. Вот почему мы находим так много общего между видами искусств, хотя каждое из них по-разному и своими особенными средствами воздействуют на нас.

Слайд 18.

«Слова и звуки»

Какая власть сравнится с властью их?

Друг с другом мы через слова и звуки

Сближаемся… Блаженство, радость, муки,

Любовь, вражду – все облекаем в них –

В словах и звуках вечный ключ сердец!

                                                Е.П. Ростопчина

Сейчас мы просмотрим мультфильм «Щелкунчик»  на музыку П.Чайковского.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литературные произведения в музыке. «МУЗЫКА» От полноты души язык немеет: Я жажду звуков, но не слов… Чтоб высказать, как сердце пламенеет, Как рвется чувство из оков. Н.Ф. Щербинина.

Слайд 2

Поэзия и музыка.

Слайд 3

«Белеет парус одинокий» - популярный романс на слова М.Ю. Лермонтова А.Е.Варламов

Слайд 4

А.С.Пушкин.

Слайд 5

Михаил Иванович Глинка (1804-1857)

Слайд 6

Опера «Руслан и Людмила»

Слайд 7

Черномор

Слайд 8

Н. А. Римский- Корсаков

Слайд 9

«Три девицы под окном Пряли поздно вечерком»...

Слайд 10

«Сказка о царе Салтане».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Белка песенки поёт да орешки все грызёт…

Слайд 2

И очутятся на бреге, в чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря,

Слайд 3

За морем царевна есть, Что не можно глаз отвесть

Слайд 4

Пётр Ильич Чайковский.

Слайд 5

«Щелкунчик».

Слайд 6

Сергей Сергеевич Прокофьев

Слайд 7

«Золушка»

Слайд 8

Балет «Золушка»

Слайд 9

«Бременские музыканты».

Слайд 10

«Слова и звуки» Какая власть сравнится с властью их? Друг с другом мы через слова и звуки Сближаемся… Блаженство, радость, муки, Любовь, вражду – все облекаем в них – В словах и звуках вечный ключ сердец! Е.П. Ростопчина

Слайд 11

Литературные произведения в музыке. Презентацию выполнила преподаватель МКУ ДО «Городовиковской детской школы искусств» ГРМО РК Мережко Е.В. 2015г.