Чтение детям русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк»
Предварительный просмотр:
Конспект организованной образовательной деятельности
по развитию речи
Тема: «Чтение детям русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк»
Выполнила:
воспитатель –
Е.А.Утешкалиева
Р.п.Дергачи – 2017 год
Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и волк», помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения.
Предварительная работа: Накануне занятия, в уголок для чтения поместить иллюстрированное издание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк».
Развивающие задачи:
Развивать артикуляционный аппарат.
Развивать диалогическую форму речи.
Расширять и активизировать словарный запас.
Обучающие задачи:
Учить детей участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы.
Закреплять правильное произношение звуков.
Формировать интерес к занятиям.
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие»
«Познавательное развитие»
«Социально-коммуникативное развитие».
Оборудование:
Русский народный костюм для сказочницы, мультимедийный проектор, атрибуты по сюжету сказки (искусствен. ёлки, изба, прорубь, рыбки, лиса, волк (кукольного театра), выставка книг сказок.
Ход занятия:
Под музыку «В гостях у сказки», входит Сказочница.
- Здравствуйте, ребята!
Вот я и добралась до Вас!
Вы наверное не знаете, кто я?
Я- Сказочница!
А пришла я к Вам, чтобы рассказать Вам одну очень интересную русскую народную сказку.
- А Вы знаете, что такое сказка?
Ответы детей
- С каких слов начинаются сказки?
Ответы детей
- Что необычного происходит в сказках?
Ответы детей
-Почему эти сказки называют русскими народными?
Ответы детей.
А сегодня я хочу Вас позвать с собой в сказку.
Вы хотите попасть со мной в сказку?
Дети:- Да!
Сказочница:
-Я приглашаю Вас в волшебный сказочный лес.
В нём мы узнаем, кто же главные герои нашей сказки.
Если сказка в дверь стучится
Ты скорей её впусти,
Потому что сказка – птица,
Чуть спугнёшь, и не найти…
Тогда возьмитесь за руки и закройте глаза…
-Тише, тише, тишина!
Сказка к нам идёт сама
Ветерком прохладным вся
В сказку дверь открыла я!
- Вот мы и попали в сказку.
Загадка:
Рыжая, но не белка
Длиннохвостая, но не корова
Пушистая, но не кошка
-Хитрая, но не баба-яга?
(лиса)
Ответы детей
Молодцы, правильно, лиса!
А теперь повторяйте за мной!
Физкультминутка:
- Мы заходим с Вами в лес
(маршируем на месте)
Сколько здесь вокруг чудес!
(удивляясь разводим руками)
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лису обхитрим
На носочках убежим!
(покажем как бегает лиса).
-Молодцы!
- А кто это под ёлочкой спрятался, давайте посмотрим!
- Да это лиса!
-Существует много сказок про лису.
-А как в сказках лису называют ласково?
Ответы детей:
- Лисичка-сестричка, лисонька.
Сказочница:
- Молодцы! В нашей сказке лису то же называют лисичка-сестричка.
Вот и первый герой нашей сказки- лиса!
- А я знаю одну скороговорку про лису.
Повторяем за мной!
- Со-со-со- лиса катит колесо
Сы-сы-сы-хвост красивый у лисы
Су-су-су-видел я в лесу лису.
-Молодцы!
-Идём дальше!
Загадка:
-Дружбу водит лишь с лисой
-Этот зверь сердитый, злой
Он зубами щёлк, да щёлк
Очень страшный, серый …
(волк)
Сказочница достаёт из-под ёлки волка (игрушку).
- А я, и про волка знаю скороговорку.
-Повторяем за мной:
-Волки рыщут, пищу ищут.
-Хорошо!
-Ну, что продолжим наш путь! Давайте посмотрим по сторонам.
- Ой! Что это?
-Это прорубь! (прорубь –это отверстие, прорубленное во льду замерзшей реки, пруда, озера)
- Ребята, а может быть кто-нибудь догадался, в какую сказку мы попали?
Ответы детей.
Правильно, молодцы! Ребята садитесь на стульчики.
Сегодня я познакомлю вас с русской народной сказкой «Лисичка - сестричка и серый волк».
-Проблемная ситуация: Как вы думаете, что нужно сделать чтобы с этой сказкой познакомиться?
Дети: прочитать.
Сказочница: правильно.
-Вы услышите несколько незнакомых слов.
Словарная (лексическая) работа:
Воз - повозка, сани.
Погоревал - испытал чувство горечи.
Прорубь - отверстие, прорубленное во льду реки, озера.
Плутовка - тот, кто хитрит, обманывает.
Коромысло - деревянная палка для носки ведер на плече.
Стянуть - украсть.
Плетусь - медленно иду.
Битый - тот, которого побили.
- „Лисичка-сестричка и волк“ - русская народная сказка о диких животных. Итак, слушайте внимательно.
Чтение сказки.(Презентация)
Жили себе дед да баба. Дед говорит бабе:
— Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани, да поеду за рыбой.
Наловил рыбы и везет домой целый воз. Вот едет он и видит: лисичка свернулась калачиком и лежит на дороге. Дед слез с воза, подошел к лисичке, а она не ворохнется, лежит себе как мертвая.
— Вот будет подарок жене, — сказал дед, взял лисичку и положил на воз, а сам пошел впереди.
А лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза все по рыбке да по рыбке, все по рыбке да по рыбке. Повыбросила всю рыбку и сама ушла.
— Ну, старуха, — говорит дед, — какой воротник привез я тебе на шубу!
— Где?
— Там, на возу, — и рыба и воротник.
Подошла баба к возу: ни воротника, ни рыбы — и начала ругать мужа:
— Ах ты! Такой-сякой! Ты еще вздумал обманывать!
Тут дед смекнул, что лисичка-то была не мертвая. Погоревал, погоревал, да делать-то нечего.
А лисичка собрала всю разбросанную рыбу в кучку, уселась на дорогу и кушает себе. Приходит к ней серый волк:
— Здравствуй, сестрица!
— Здравствуй, братец!
— Дай мне рыбки!
— Налови сам да и кушай.
— Я не умею.
— Эка, ведь я же наловила! Ты, братец, ступай на реку, опусти хвост в прорубь, сиди да приговаривай: «Ловись, рыбка, и мала и велика! Ловись, рыбка, и мала и велика!» Рыбка к тебе сама на хвост нацепится. Да смотри сиди подольше, а то не наловишь.
Волк и пошёл на реку, опустил хвост в прорубь и приговаривает:
— Ловись, рыбка, и мала и велика!
— Ловись, рыбка, и мала и велика!
Вслед за ним и лиса явилась: ходит около волка да причитывает:
— Ясни, ясни на небе звёзды!
— Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!
— Что ты, лисичка-сестричка, говоришь?
— То я тебе помогаю.
А сама плутовка поминутно твердит:
— Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!
Долго-долго сидел волк у проруби, целую ночь не сходил с места, хвост его и приморозило; пробовал было приподняться; не тут-то было!
«Эка, сколько рыбы привалило — и не вытащишь!» — думает он.
Смотрит, а бабы идут за водой и кричат, завидя серого:
Волк, волк! Бейте его! Бейте его!
Прибежали и начали колотить волка — кто коромыслом, кто ведром, кто чем попало. Волк прыгал, прыгал, оторвал себе хвост и пустился без оглядки бежать.
«Хорошо же, — думает, — уж я тебе отплачу, сестрица!»
Тем временем, пока волк отдувался своими боками, лисичка-сестричка захотела попробовать, не удастся ли ещё что-нибудь стянуть. Забралась в одну избу, где бабы пекли блины, да попала головой в кадку с тестом, вымазалась и бежит. А волк ей навстречу:
— Так-то учишь ты? Меня всего исколотили!
— Эх, волчику-братику! — говорит лисичка-сестричка. — У тебя хоть кровь выступила, а у меня мозг, меня больней твоего прибили: я насилу плетусь.
— И то правда, — говорит волк, — где уж тебе, сестрица, идти, садись на меня, я тебя довезу.
Лисичка села ему на спину, он её и повёс.
Вот лисичка-сестричка сидит, да потихоньку и говорит:
Битый небитого везёт,
Битый небитого везёт!
— Что ты, сестрица, говоришь?
— Я, братец, говорю: «Битый битого везёт».
— Так, сестрица, так!
Сказочница
- Ребята в какое время года происходит действие в сказке? Как вы это поняли? По каким словам? Дети: Холодно и морозно.
Физминутка «Мороз»
- А вы боитесь морозов?
-Тогда давайте с вами поиграем.
Я мороза не боюсь, - Шагаем на месте
С ним я крепко подружусь. - Хлопаем в ладоши
Подойдет ко мне мороз, - Присели
Тронет руку, тронет нос - Показали руку, нос
Значит, надо не зевать, - Хлопаем в ладоши
Прыгать, бегать и играть. - Прыжки на месте
Беседа по содержанию сказки:
Сказочница :задает вопросы:
-Понравилась ли вам сказка?
-Кто запомнил, как она называется? («Лисичка - сестричка и серый волк»)
- Кто главные герои сказки?
-Какая по характеру лиса в сказке? (хитрая, жадная, плутовка, обманщица)
-Какой в сказке волк? (голодный, добрый, доверчивый)
-Расскажите, как лиса посоветовала ловить рыбу?
-Почему лиса обманула волка?
- После того, как волк убежал от людей? Какой он тогда был? (Злой, сердитый).
- Лиса ему навстречу шла какая? (грустная, обиженная).
- А потом какая она ехала на волке? (Довольная, веселая, что перехитрила волка).
-Правильно ли поступила лиса? (Нет, нужно уважать других и относиться к ним по - доброму, тем более лиса и волк были приятелями).
. Сказочница:
Давайте разыграем сценку - беседу лисы с волком.
Воспитатель вызывает исполнителей на эти роли, одевает маски)
Воспитатель: Едет лиса на волке (один ребенок держится за другого) да потихоньку и приговаривает…
Лиса. Битый небитого везет, битый небитого везет!
Волк. Что ты, лисонька, говоришь?
Лиса. А я, волчок, говорю: битый битого везет.
Волк. Так, лисонька, так.
Воспитатель: Довез волк лису до ее норы, соскочила она, спряталась в нору, а сама над волком…
Дети: посмеивается
Рефлексия:
Вот и сказке конец, а кто слушал, молодец!
-Ну, что ребята, понравилась Вам сказка?
Кто Вам понравился больше всех, лиса или волк?
Какого героя сказки можно пожалеть?
Что же плохого сделала лиса?
Правильно! Лиса всех обманула! Она обманщица!
А разве хорошо она сделала?
-Нет!
-Так чему нас учит сказка?
Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!
Сказка учит отличать добро от зла.
Нельзя обижать друзей!
Ребята, вы большие молодцы!
(Отрывок разыгрывается еще раз с участием других исполнителей.)
В следующий раз я приду к Вам с новой сказкой!
До свидания!