Республиканский конкурс «Моя Кабардино-Балкария», посвященный 100-летию со дня рождения К.Ш. Кулиева
Обычаи и традиции балкарского народа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Стихотворение Къ. Кулиева НЕ КЪУУАНЧ КЕРДЮНГ, АНАМ? | 30.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Сабийни бешикге салыу
АЖАЙЫП: ЭЛЬДАР
Кюнюгюз ахшы болсун, багъалы жамаууат эм эсепчи къауум!
Адет билген - адетге кере.
Билмеген - бетге кере.
Адетсиз эл- эл тюйюл.
Бетсиз адам - эр тюйюл.
Бюгюн биз, Жангы малкъар элини школуну окъуучулары сизге таулу миллетибизни эм ариу да, ахшы да адетлеринден бирин сайлап кергюзтюрге сюебиз. Оладет а, сабийни бешикге салыу адетди.
Хазырмысыз? Келигиз сора, къарайыкъ!
ЫННА:КАМИЛА
Бешик- олсабийни биринчи юйюдю, аны анга хайыры кепдю, анагъа да уллу болушлукъду. Бешикни тешегин саулукъгъа игиди деп, саламдан этип болгъандыла, неда къой жюнден. Суудан да етмеген аякълары жабышмакъ терекден этилген бешикде ёсген сабий саулукълу, насыплы, ахшы, чомарт, халал, таза ниетли болуруна ийнана эдиле. Андан сора да ашсыз, къарыусуз, ауругъан сабийге жабышмакъны чёбюн къыса эдиле. Андан бир зат ишлеп, жюрек , минчакъ, арбачыкъ сыфатлы, хар кимни фахмусуна кере, къолчугъуна къызыл баучукъгъа кез тиймезчада тагъа эдиле. Кертиден да сабий игиге айлана эди.
Къурманлыкъгъа кесилген къойдан, сыппа этгендиле, ол сабийге жарашмаса уа , грелкадан этип да болгъандыла. Ол сабийни тюбю суу болмазча, жукъусу бёлюнмей, тынч жукъларча, ана да башха жумушларын этерге онгнгу болурчады. ( Банкасы да бар - бешикнитюбюнекъарагъанчаэте)
Жаш тууса, тёшек тюбюне бичакъ сала эдиле, къызгъа уа – къыпты.
Сабийни кесин къояргъа ахшамда жарамайды дей эдиле. « Мен эшикге чыгъама, сабийни сакъларгъа санга буюрама» деп сибиркгини ёрге айландырып болгъандыла.
(Ызы бла хазыр бешикге киштикни белегенча этеди)
Эм алгъа бешикге киштикни белегендиле. Сабий жиляуукъ болмазча, жукъусу да татлы болурча.
-Энди уакъызым, иги эсле:
(5 бишген галау къаннгада табакъ ичинде)
Эки галауну бешик башына саладыла.
Бирин ортасына.
Экисин да аякъ тюбюне.
Бёлеген адам бла анасы 3 галауну селешмей ашаргъа керекдиле, сабий жиляуукъ болмазча. Аякъ тюбюнде экисин а, аякъ тюпде малтанмазча, бир жанына атадыла, анны бла хар аманлыкъ кетерча.
Сабийчикни бешикге белейик энди уа. (Къолуна сабийни алады)
Огъурлу бешикге бёлейим,
Бешикден сау чыгъыб кёрейикм.
Бешик бауунг бек болсун,
Жашау кюнюнг кёб болсун.
Сыппаны салып, аякъчыкъларын белейбиз, тобукъ жастыкъчыгъы бла тутдуруп. Андан сора, къолчукъларын.
Жастыгъы артыкъ бийик болмасын, боюнчугъу къысха болургъа боллукъду, алаша уа узунуракъ болургъады.
Къолчукъларын артыкъ энишге созма, тартма, нек десенг, имбашлары энишге тюшерге боллукъдула.
Мен айтханны тынъылы эсге алып этсенг, сабий субай, ариу да санлы болуп ёсер.
ЫННА алгъыш этеди.
Сени сюйген кёб болсун,
Сени сюймеген сёл болсун,
Келинле келсинле юйюбюзге,
Къызлы чыкъсынла юйюбюзден,
Миннген атынг жоргъа болсун,
Аты атлада алда барсын,
Сермегенде алчы болгъун,
Ишлегенде башчы болгъун!
Атхан огъунга жашмасын,
Кютген малынг ауушмасын,
Жанынг болсун Аллахха аманат,
Кесинг болгъун, сейир, аламат!
Аламат болгъун, танг болгъун,
Аллах сюйген жан болгъун,
Сау къутулгъун бешикден,
Къууана къайтхын эшикден!
( Отоуда барысыда алагъа къошулуп алгъыш этедиле)
Аллах бу сабийге сюек саулукъ берсин!
Ахшылагъа нёгерболсун!
Атасын, анасын къууандырыучу болсун!
Аллах сакъласын бу сабийни ауруудан,
Ажымлы ажал жар къарнына элтмесин,
Жаш жанына зарауатлыкъ жетмесин.
------------------------------------------------------------------------
Сау къутулсун бу сабийчик бешикден,
Къууанч эте, ойнай кирсин эшикден,
Отоууна къаракъаш келин келтирсин,
Аллах мынга алгъышланы жетдирсин,
Олтурур жери тёр болсун,
Къыйын жоллары ёр болсун,
Отда-ёртенде кюймесин,
Киши чепкенин киймесин,
Ауруу-талау тапмасын,
Киши къама такъмасын,
Аягъы ташха тиймесин,
Анасын мыдах этмесин!..
_________________________________________________
ЫННА:
Энди уа, кезиу сизге жашла, къызла!
АЖАЙЫП: Келигиз! Тау адетдеча, бешик къурманлыкъны той бла бардырайыкъ!
ТЕПСЕУ
КЕЛИН: МАДИНА
(бешикни тебирете жырын жырлайды) Ляу, ляу, ляу.Ляу, ляу, ляу.
ИНДИРА
Халкъыбызны, эрттеден келген аламат адетлерин унутмайыкъ, сакълайыкъ. Сабий белеген ана къоллагъа саулукъ, насып, узакъ ёмюр тилейик.
Жаз башында кырдыкча жашнагъанла,
Кюн бетде баппаханнга ушагъанла.
Сабийлеге насыпха жашагъанла,
Махтау сизге, махтау, сыйлыанала!
Дуния башында гюлле,
Терекле да чагъарча.
Сабиййле ойнай кюле,
Чыпчыкъла да жырларча.
Мамырлыкъ тилемйме мен жерге,
Дуния жашнап турурча!
Сау къалыгъыз,къууанч бла тюбешейик!
Спортивно-развлекательные игры в свою очередь можно разделить на а) спортивные игры и б) развлекательные игры. В отличие от спортивных игр, в большинстве развлекательных игр элемент состязательности отсутствует. Так, например, в материнском фольклоре (белляўла, тарт-созла, даж-дажла, дуркъула), в детских сечках и считалках (билячала, санаўла), в большинстве обучающих и досуговых игр (по классификации С.А.Новосёловой), а также в некоторых драматических и орнаментальных играх элемента соревновательности нет. Эти игры привлекают, в первую очередь, игровой условностью инобытия, где дети могут играть во «взрослых»: мальчики разыгрывают сцены войны (трах оюн), охоты на диких зверей (уўгъабарыў), строительства замков и крепостей (къалаишлеў), а девочки играют в домохозяек (юйджасаў), в куклы (гинджиоюн), в шопинг (тюкеноюн) и т.д. Что же касается собственно спортивных игр, то главной их чертой можно назвать наличие состязательности и свода строгих правил. Здесь каждый игрок нацелен на победу
Игры для взрослых. В эту возрастную группу входят те, кому старше 14-15 лет. По карачаево-балкарским адатам тот, кому исполнялось 50-60 лет, переходил в возраст адамортасы (средний возраст), и ему негоже было играть в мирские (профанные) игры15. Основным играющим контингентом взрослой группы была неженатая молодежь. Количество обрядовых игр в данной группе сведено к минимуму, при этом в играх увеличиваются элементы профанного мира, такие как состязательность, азарт, пари, этические ограничения, комплементарность, узденство и т.п. Женатые мужчины могли участвовать в состязательных играх типа стрельба по мишеням, толкание камня, борьба на поясах и т.д. В отличие от детей, у взрослых свободного времени было мало, поэтому их игры были тесно переплетены с повседневным бытом, работой, отдыхом. В этой связи игры для взрослых имели свои особенности в семантике, в форме бытования и в этико-эстетических нормах. Возьмем, например, игры, устраиваемые на свадебных торжествах. Так, победитель скачек (чариш) или в лазании по промасленной веревке (джаўджиб) свой приз (ачхаёч, къозбёрк) должен был отдать девушкам из группы зрителей, при этом нельзя было отдавать такой приз своим близким родственницам. Чемпион по стрельбе (къараатыў) или по толканию камня (къолташ) призового барана или бычка отдавал своим друзьям в качестве трофея (уча): призовой скот нельзя было вести домой, отдавать за долги, продавать или оставлять в залог. На свадьбах и иных массовых торжествах, праздниках большинство игр были смешанные, т.е. девушки и парни играли вместе: кюбюрчекоюн, ашар-ашамазоюн, ойдемезоюн, ийнарайтышыў, джюзюкоюн, кёзкъысханоюн, чыракъоюн, джезокъаоюн и т.п. 15 Хотя информаторы сообщают, что на сельских завалинках ныгъыш старики-аксакалы часто играли в разные игры (наприм. садраоюн, алдашыў, къралюлешиў и др.). Национальные Игры Карачаево-Балкарского Народа: Генезис Игры, Внутренние И Внешние Правила, Классификация / H. AKBAEV 533 Не менее интересны были игры, связанные с трудовой деятельностью – люди соревновались в мастерстве, в ловкости, в знании тонкостей профессии. Например, во время сенокоса была очень популярна игра дюрюденчыгъарыў (выведение из строя): человек быстрой косьбой догонял впередиидущего и начинал закидывать с косы его валок скошенной травой – состязание длилось до тех пор, пока один из косарей не сдастся. В часы досуга косари нередко устраивали джыйынтойла, а животноводы отдыхали на чыркътойла, где затевались всевозможные игры. Особой популярность у старшего поколения пользовались логические игры (лагъымоюнла), в состав которых входили загадки (элберле), шарады (сынчыоюн), арифметические задачки и головоломки (телчеоюн), всевозможные фокусы (кёзбаўоюн) и т.п., например, в конце XIX века логическая игра джюзюкденчилледжаўлукънучыкалыбётдюрюў на карачаевских свадьбах среди молодежи была весьма популярна. В середине ХХ века была другая игра – головоломка с нитками (халы оюн), а к концу века ее вытеснила игра со спичками (сернекоюн). Детские игры представляют собой самую богатую, самую интересную и самую консервативную часть национальных игр (Кипкеева, 2015: 84). На сегодняшний день зафиксировано более 300 карачаево-балкарских детских игр. Имеется также немалое количество игр, придуманных взрослыми для детей (Akbaev, 2012: 13-42). Детскую игровую культуру гармонично обогащают всевозможные варианты игр, забав, потешек и пестушек. Сущность детской игры заключается в том, что позволяет ребенку чувствовать себя свободным, владеющим пространством, временем и действием, дает возможность получить эмоциональный комфорт от самореализации, деятельной причастности к игровому сообществу. В карачаево-балкарской национальной педагогике детям и детству уделяется особое внимание. Жизнь ребенка, по мере его роста, поделена на множество значимых периодов. Например, до 1 года называют къагъанакъ или эмчекдеги (грудничок), до 2 лет – бешикдеги (тот, кто в люльке), в 2-3 годика становится джангытилленнгенсабий (только приобретшим язык), до 4-5 лет считается акъыл-балыкъболмагъансабий (несмышленым), в 6-8 лет объявляют джумушчу (работничек), к 9-10 годам становится бузоўчуджашчыкъ (телятником) и ему полагается носить на поясе нож, 10-12-летние мальчики тренировали жеребцов, а самые смелые могли участвовать на скачках. В 14-15 лет мальчики проходили инициацию в косари, а для девочек проводят обряд выхода на танцы. Таким образом, детство заканчивалось к 14-15 годам. Большую часть игрового фольклора любого народа составляют детские игры – они чрезвычайно многообразны как по форме, так по содержанию, характеру и организации. Исследованием детских игр, проблемой их классификации занимались многие специалисты. На сегодняшний день в мировой MotifAkademiHalkbilimiDergisi / Cilt:8, Sayı:16 / 2015 (Temmuz – Aralık) 534 науке существует изрядное количество самых разных классификаций, что еще раз подтверждает неоднородность природы детской игры. Помимо тех игр, в которые дети играю сами, в игровом фонде детей имеются также игры, в которые дети играют по инициативе взрослых. В первую очередь это материнский фольклор, созданный взрослыми для детей и исполняемый самими же взрослыми: пестушки (эркелетиўле), потягушки (тарт-созла, даж-дажла), потешки (булджутуўла), скороговорки (тилбургъучла), считалки (санаўла), загадки (элберле), игры-забавы (джуў ала, чум терек, дуркъу, гиляў). В этой связи, в детских играх по классификационным признакам можно было бы выделить две большие подгруппы: а) игры, в которые играют по инициативе взрослых (абаданлатеджегеноюнла); б) игры, в которые играют по инициативе детей (сабийлекеслериойнагъаноюнла). Некоторая часть детских игр имеет сезонный характер – летние игры (джайгъыоюнла) и зимние игры (къышхыоюнла). По месту проведения игры бывают улично-дворовые игры (эшик-арбазоюнла) и домашние игры (юйоюнла); по половой принадлежности участников делятся на общие игры (биргеойналгъаноюнла), мальчиковые игры (джашоюнла) и девочковые игры (къызоюнла); игры также различаются по наличию игровых принадлежностей (ашыкъоюнлагъа, ташоюнлагъа, тобоюнлагъа, суўоюнлагъа, бычакъоюнлагъа, таякъоюнлагъа, гинджиоюнла и др.).