Литературный вечер , посвященный юбилею А.П. Чехова " Венок любимому писателю"
ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик ученика – гражданина, который должен любить свой край и Отечество, знать русский язык, уважать свой народ, культуру и духовные традиции, осознавать и принимать законы человеческой жизни, семьи, гражданского общества и человечества, т.е. должны быть сформированы духовно-нравственные ценности.
Данное мероприятие позволяет:
- родителям глубже понять своего ребенка;
- сплотить семью через чтение и инсценирование художественных произведений А.П.Чехова;
- создать условия для духовно-нравственного развития личности через интерпретацию произведений А.П. Чехова.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Литературный вечер, посвященный юбилею А.П. Чехова
« Венок любимому писателю»
(внеклассное мероприятие для учащихся 6-11 классов
с привлечением их родителей )
Семья – это особый социальный институт, вводящий ребёнка в мир культуры, в том числе и читательской.
В век информационных технологий процесс возрождения семейного чтения рассматривается нами как инновационный, когда формирование культуры чтения дает не только знания ученику, но эстетическое и духовно-нравственное воспитание, когда главным становится формирование духовно-нравственных ценностей
Главная задача современного учителя состоит не только в том, чтобы изучать художественные произведения на уроках литературы, но и посредством внеклассных мероприятий пробудить у учащихся интерес к процессу чтения,а родителям наглядно показать, что духовное развитие ребенка невозможно без постоянного общения с книгой.
Данное мероприятие представлено в форме разработки сценария литературного вечера по произведениям А.П. Чехова.
Актуальность:
ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик ученика – гражданина, который должен любить свой край и Отечество, знать русский язык, уважать свой народ, культуру и духовные традиции, осознавать и принимать законы человеческой жизни, семьи, гражданского общества и человечества, т.е. должны быть сформированы духовно-нравственные ценности.
Цель: содействовать формированию ценностных качеств личности учащихся с опорой на семью как социального института через инсценированное воспроизведение художественных текстов А.П. Чехова и привлечение родителей в процесс подготовки и проведения мероприятия.
Заявленная цель реализуется в процессе совместной деятельности педагога, учеников и их родителей, в результате чего повышается самооценка и детей и родителей, уровень общения, создаются условия для духовно-нравственного развития школьника. Формируется культура семейного чтения.
Задачи:
- пробудить интерес к чтению русской классической литературы и к произведениям А.П. Чехова в частности, через инсценировку его произведений.
- выбрать для инсценирования произведения воспитательного характера, интересные и взрослым и детям.
- привлечь родителей к чтению русской классической литературы вместе с детьми для осознания ценности семейного чтения, как эффективного средства развития личности, обучения и воспитания, как залога жизненного успеха.
- установить партнёрские отношения с родителями учеников, объединить усилия для развития и воспитания детей
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей
Данное мероприятие позволяет:
- родителям глубже понять своего ребенка;
- сплотить семью через чтение и инсценирование художественных произведений А.П.Чехова;
- создать условия для духовно-нравственного развития личности через интерпретацию произведений А.П. Чехова.
Оборудование: в качестве декораций театральные тумбы с афишами; свечи, столы, покрытые бархатной тканью, компьютер, проектор, экран. В центре на стене - портрет А.П. Чехова. Возле портрета-ваза, в которую будет вплетен венок славы писателю.
Эффективность: обучающиеся вместе с родителями активно участвуют в мероприятии, расширяют знания о жизни и творчестве А.П. Чехова,выходя за рамки школьной программы, создают атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
Достижение успешности может быть реализовано только в условиях поддержки семьи ученика.
Планируемые результаты:
- формирование читательской культуры через любовь к творчеству А.П. Чехова.
- улучшение взаимопонимания в семье и в коллективе.
- развитие ключевых компетенций личности: коммуникативной, социальной, проектной, культуроведческой, культурологической.
- формирование ценностных качеств через интерпретацию произведений А.П.Чехова
Ход мероприятия.
Эпиграф:
Чехов умел писать так,
Чтобы словам было тесно,
А мыслям просторно.
М. Горький.
В зале находятся родители и дети. На сцене появляются первые участники-разносчики журналов « Стрекоза», «Будильник» с произведениями А.П. Чехова. Выкрикивая названия журналов, разносчики спускаются в зал к зрителям и предлагают им купить журналы с новыми рассказами А.П.Чехова. Родители, играющие роль покупателей, вступают в диалог с разносчиками, спрашивают о содержании журналов, о цене и, наконец, всё раскупают.
На сцене появляются ведущие.
Ведущий(1): Антон Павлович Чехов — последний из великих писателей русской литературы XIX века. Он жил во времена глубоких перемен во всём мировом искусстве и далеко опередил своё время.
Ведущий (2): Личность А.П. Чехова поражает сочетанием душевной мягкости и с мужеством и силой воли. Он прошёл суровую жизненную школу. Отец писателя, Павел Егорович, имевший небольшую лавочку в Таганроге, был человеком талантливым: рисовал, увлекался музыкой, особенно церковным пением. Но в то же время отличался требовательным и деспотичным характером. Антон Чехов и старшие его братья с малых лет долгими часами сидели в лавке отца. Часто до поздней ночи они маялись на спевках церковного хора, которым руководил отец, а в праздники, поднявшись ещё до рассвета, отправлялись петь в церковь.
Ведущий (1): Павел Егорович хотел сделать своих детей по-настоящему образованными людьми. Он отдал их всех в гимназию, нанял для них учителя музыки, рано начал учить языкам. Учёба в Таганрогской гимназии способствовала пробуждению интереса к литературе и театру. Антон Чехов обладал актёрским дарованием и с детства любил сцену. В доме одного из товарищей по гимназии был устроен театр со сценой и занавесом. Здесь Антон играл Городничего в «Ревизоре» и впервые выступил как драматург, автор сценок из таганрогской жизни.
Ведущий (2): Закончив гимназию, А.П. Чехов перебрался к семье в Москву, куда ранее уехали учиться его старшие братья - Александр и Николай. Он поступает на медицинский факультет Московского университета и одновременно начинает писать рассказы и сценки для юмористических журналов. Первый его рассказ — «Письмо учёному соседу» — появился под псевдонимом в журнале «Стрекоза» в 1880 году. В дальнейшем рассказы А.П. Чехова публиковались под разными псевдонимами: «Антоша Чехонте», «Брат моего брата», «Человек без селезёнки» и др.
Ведущий (1): Пять лет работы в юмористических журналах стали для А.П. Чехова школой мастерства. Именно в этот период родились чеховские афоризмы, впоследствии ставшие крылатыми: «Краткость — сестра таланта», «Искусство писать — это искусство сокращать». Чеховская краткость необычайно ёмка и содержательна. Ранний период творчества Антона Чехова завершается выходом в свет первых сборников его рассказов: «Сказки Мельпомены» и «Пёстрые рассказы». Он становится известным писателем, но ещё не считает себя профессиональным литератором. Не забывает А.П. Чехов и о своей профессии: работает земским врачом под Москвой. Встречи с крестьянами, помещиками, врачами, учителями, чиновниками дают пищу для творчества.
Ведущий (2): В 80-90-е годы XIX столетия Антон Павлович Чехов создал множество рассказов, в которых отразилась предреволюционная Россия. В его прозе живут и действуют почти восемь тысяч персонажей. Здесь с эпической полнотой представлены все без исключения слои русского общества. Один из современников писателя заметил, что если бы Россия каким-то чудом исчезла вдруг с лица земли, то по чеховским рассказам её можно было бы восстановить до мельчайших подробностей заново.
«Пёстрые рассказы» полны искрящегося смеха, тонкого, умного юмора. Они не потеряли своей актуальности и в наше время. Посмотрим инсценировки по юмористическим рассказам Антона Павловича Чехова.
Инсценировка рассказа « Толстый и тонкий»
( в сценке принимают участие ученики и родители)
(Сцена вокзала «Тонкий» выходит из вагона. В руках у него чемоданы, картонки. За ним стоят жена и сын. «Толстый» только что пообедал на вокзале, губы лоснятся маслом, он потирает живот, платком вытирает жирные губы.)
Толстый: Порфирий, ты ли это! Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!
Тонкий: Батюшки! Миша! Друг детства! Откуда ты взялся?
(Троекратно целуются и устремляют друг на друга глаза, полные слез.)
Тонкий: Милый мой, вот не ожидал! Вот сюрприз! Ну да погляди на меня хорошенько! Такой же красавец, как и был! Такой же душонок и щеголь! Ах ты, Господи! Ну что же ты? Богат? Женат? Я уже женат, как видишь... Это вот моя жена, Луиза, урожденная Ванценбах... Лютеранка... А это сын мой, Нафанаил, ученик третьего класса. Это, Нафаня, друг моего детства! В гимназии вместе учились! (Нафанаил немного подумал и снял шапку) В гимназии вместе учились! Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростратом за то, что ты казенную книжку папироской прожег, а меня Эфиальтом за то, что я ябедничать любил. Хо-хо... Детьми были! Не бойся, Нафаня! Подойди к нему поближе... А это моя жена, урожденная Ванценбах, лютеранка.
(Нафаня немного подумал и спрятался за спину отца)
Толстый: (восторженно глядит на друга). Ну, как живешь, друг? Служишь где? Дослужился?
Тонкий: Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год, и Станислава имею. Жалованье плохое... ну да Бог с ним! Жена уроки музыки дает, портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары. По рублю за штуку продаю. Пробавляемся кое-как. Служил, знаешь, в департаменте, а теперь сюда переведен столоначальником по тому же ведомству. Здесь буду служить. Ну, а ты как? Небось уже статский? А?
Толстый: Нет, милый мой, поднимай выше. Я уже до тайного дослужился... Две звезды имею.
(Тонкий каменеет, лицо его искривляется во все стороны широчайшей улыбкой. Он съеживается. Длинный подбородок жены стал еще длиннее. Нафанаил вытягивается во весь рост и застегивает все пуговицы своего мундира.)
Тонкий: Я, ваше превосходительство... Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства-с и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с.
Толстый: Ну, полно! Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства – и к чему тут это чинопочитание!
Тонкий: Помилуйте... Что вы-с... Милостивое внимание вашего превосходительства... вроде как бы живительной влаги... Это вот, ваше превосходительство, сын мой Нафанаил. Жена Луиза, лютеранка, некоторым образом...
(Толстый попытался что-то возразить, но на лице у Тонкого Написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от Тонкого и подал ему на прощание руку. Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «хи-хи-хи». Жена улыбнулась, Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку.)
(Занавес закрывается. На сцену выходят Ведущие (1) и (2)
Ведущий (1). Я вплетаю в венок славы писателя первую гвоздику за краткость и юмор его ранних рассказов.
Ведущий (2)В 1890 Антон Чехов прерывает успешно начатую литературную работу и отправляется в длительное путешествие через Сибирь на остров Сахалин для «изучения быта каторжников и ссыльных». Творческим итогом путешествия становится книга «Остров Сахалин» (1895), написанная в жанре «путевых записок»; в ее основу легли не только личные впечатления от многочисленных встреч, но и собранные им на острове статистические данные.
Ведущий (1): Несмотря на трудности пути, Антон Павлович чувствует прилив сит, бодрое настроение охватывает его. «Боже мой,как богата Россия хорошими людьми!» - восклицает он в письме к сестре. Результатом этого путешествия стала книга «Остров Сахалин».
Инсценировка эпизода из книги « Остров Сахалин»
Ведущий 1 Чехов — уже известный писатель, но... «Вот уже два года я разлюбил видеть свои произведения в печати, он равнодушел к рецензиям, к разговорам о литературе... в душе какой-то застой... Мне не нравится, что я имею успех».
И вот тогда…
(На сцене появляется один из чтецов «Жалобной книги», одетый по-дорожному — в плаще, шляпе, в руках — чемодан.)
Ведущий 2. Здравствуйте! Как видно, вы приехали издалека, добро пожаловать к нам в гости!
Уезжающий. Собственно, я как раз уезжаю, вот зашел поздороваться и заодно уж и попрощаться, а то как-то невежливо.
Ведущий 1.. Как жаль! А куда же вы уезжаете?
Уезжающий. Еду я довольно далеко — на остров Сахалин.
Ведущий 2.. Ужасно далеко! А зачем же вы туда едете?
Уезжающий. А зачем вы сегодня собрались? Вот и я хочу таким образом вспомнить сегодня Антона Павловича. Помните, как он писал?
«Вы пишете, что Сахалин никому не нужен и ни для кого не интересен. Будто бы это верно? Не дальше как 25—30 лет назад, наши же русские люди, исследуя Сахалин, совершали изумительные подвиги, а нам это не нужно, мы только сидим в четырех стенах и жалуемся на то, что Бог дурно создал человека. Сахалин — это место невыносимых страданий, на какие только бывает способен человек... Из книг, которые я прочел и читаю, видно, что мы сгноили в тюрьмах миллионы людей, сгноили зря, без рассуждения, варварски, мы гоняли людей по холоду в кандалах десятки тысяч верст, заражали сифилисом, размножали преступников и все это сваливали на тюремных красноносых смотрителей... Виноваты не смотрители, а все мы, но нам до этого дела нет, это неинтересно».
Ведущий 1.Как писатель Чехов оставил нам не только художественное, но и документальное свидетельство — «Остров Сахалин», а как доктор он собрал там материала «на три диссертации».
«Я видел голодных детей, — писал Антон Павлович, — видел 13-летних содержанок, проституцией начинают заниматься девочки с 12 лет. Церковь и школа существуют только на бумаге, воспитывают же детей только среда и каторжная обстановка».
Ведущий 2.. Чехов вывез с Сахалина горечь на всю жизнь. Но...
Уезжающий. «Какой кислятиной я был бы теперь, если бы сидел дома! Не то я возмужал от поездки, не то с ума сошел — черт меня знает». Ну, прощайте, господа, до встречи! (Уходит со сцены.)
Ведущий 1.. Да-а, человека такого обостренного чувства совести еще надо поискать.
(На сцене за столом сидят костюмированные герои эпизода: русский император, генерал, медсестра, жители острова).
Они говорят о Чехове и дают оценку его личностным качествам. В результате спора приходят к мнению о том, что Чехов всегда отличался исключительным гуманизмом и работоспособностью. А целью его жизни была мечта-делать людей счастливыми.)
Ведущий (2). Я вплетаю в венок славы писателя новую гвоздику за любовь Чехова к людям.
Ведущий (1):А.П. Чехов-мастер коротких рассказов, в которых он высмеивал пошлость, жадность, лицемерие. Эта проблема не утратила своей злободневности в наши дни. Предлагаем посмотреть современную пародию на рассказ А.П. Чехова « Хамелеон», в которой участвуют как дети, так и родители.
Сценка-пародия « Загадочная шапочка»
(по рассказу А.П. Чехова « Хамелеон»)
На полу сцены нарисована огромная серая лужа. Рядом – высокое дерево. На заднем плане - яркое солнце. В роли автора выступает один из родителей учеников.
Автор: Через школьный двор идут три друга: Веселов, Тараторкин и Лицемеркин. Все они - из 7»А» класса. Занятия в школе давно закончились, все ученики разошлись по домам. Школьный двор пуст. Но эти друзья, как всегда, не торопятся. Погода стоит чудесная. Вчера был дождь, а сегодня яркое солнце слепит глаза, отражаясь в дождевых лужах. Домой идти совсем не хочется. Хочется приключений.
Веселов - Ребята, а что это в той луже лежит ?
Автор: Подошли, смотрят, а это кто-то шапку второпях потерял. Интересно стало ребятам, чья это шапка в грязной луже. А, главное, что с ней можно сделать: мимо пройти, камень в неё бросить, или в школьную раздевалку отдать?
Стоят друзья возле лужи в недоумении, друг на друга смотрят, затылки почесывают.
Тараторкин - Кажется, это шапка Сердюкова из 10«Б».
Лицемеркин ( задумчиво) - Сердюкова? Из 10»Б»? Он такой высокий и спортом занимается? - Знаю такого, хороший парень, за себя постоять может. Да и шапочка у него красивая, модная такая. И как только он мог её потерять? На тренировку, наверное, спешил. Ну, ничего, я её из лужи-то вытащу, дома выстираю. А завтра отдам Сердюкову лично в руки. Вот обрадуется парень! Да и меня похвалит. Всё, решено: беру эту шапку домой и привожу её в порядок.
Автор: Лицемеркин заходит в огромную лужу, неожиданно подскальзывается, падает на колени, но быстро встает и берет в руки шапку. Радостный и счастливый он подходит к ребятам.
Автор: Глядя, как с шапки стекает грязная вода, в разговор вмешивается Тараторкин. Он небрежно, двумя пальцами берет измазанную в грязи мокрую шапку и начинает долго и пристально её рассматривать. Вертя её и так, и сяк, он произносит:
Тараторкин - He-а, эта шапка не Сердюкова. У него - другая.
Лицемеркин.( вспыхивает) - Ты точно знаешь?
Тараторкин - Точно! Я видел сегодня утром, в какой он в школу шел. Эта - не его.
Лицемеркин (нисколько не смутившись) - Я и сам знаю, что не его. У Сердюкова шапка спортивная, модная. А эта страшная такая. Я бы её никогда не надел. Будет такие шапки Сердюков носить... Как же... Выбросить её подальше, да и все. А тот, кто её потерял, пусть не будет растяпой. Голова не только для того, чтобы шапку носить, думать надо!
Автор: Лицемеркин выхватывает у Тараторкина шапку и с размаху бросает ее на самую середину той же лужи. Довольный метким броском, он собирается идти, наконец, домой.
Вдруг, почесав затылок, вновь заговорил Тараторкин:
Тараторкин - Да, это шапка не Сердюкова. Она-Зверева из 11 «Б» класса. Он в нашем дворе живет. Вчера хвастался, что шапку ему новую купили, показывал всем. Это его.
Лицемеркин ( растерянно, полушёпотом) -Зверева из 11«Б»? Здорового такого?
Тараторкин ( бодро) - Его еще все в школе бояться. Он боксом занимается. Сердюков никогда с ним не связывается. Уважает...
Лицемеркин ( бормочет, запинаясь) - Ну и дела. Холодно что-то стало. Солнце совсем не греет. Погода портится. Дождь, наверное, опять пойдет. Куртку нужно застегнуть.
Лицемеркин ( как-то поникнув, съёжившись) - Ну и дела. Подвела меня, брат, интуиция. И как это я сам не догадался, чья это шапка. Она вот какая крутая. Чисто боксерская. Все боксеры носят такие шапки. Я родителей давно прошу купить такую. Не покупают, говорят, учусь плохо. Да и не боксер я, и не спортсмен.
Лицемеркин ( воодушевившись)- Эх, не люблю я этот спорт, друг Тараторкин. Спорт не люблю, но спортсменов уважаю. Особенно уважаю боксеров. Сильные они, черти. А про Зверева этого я наслышан. Такого лучше не сердить. Надо же , новую шапку потерял! Время у человека по минутам расписано. Тут не заметишь, как и голову потеряешь, не только шапку. Расстроился, наверное, бедняга. Переживает, ищет. Ну, ничего. Уж я-то ему помогу. Я очень уважаю спортсменов, особенно боксеров. Всегда «болею» за них.
Автор: С этими словами, застегнув поплотнее куртку, Лицемеркин пошел в ту злосчастную лужу за шапкой. Опять подскользнулся, упал. Нисколько не растроившись, быстро встал, прижимая шапку к груди. Глаза Лицемеркина светились счастьем.
Веселов ( задумчиво) - Слушайте, ребята. При чем тут Сердюков? При чем тут Зверев? Шапка-то - женская. Вы что не видите? Это Пятеркина потеряла. Из 5«А» класса. Я видел, как она плакала из-за этого. Надо бы ей сказать.
Тараторкин ( громко, с удивлением) - Пятеркина?!
Лицемеркин ( медленно и по слогам ) - Пя-тер-ки-на? Та маленькая, худенькая девчушка, которая всегда что-то читает в библиотеке? Да у нее от этих книг совсем голова «поехала». На ходу шапки теряет. А потом еще и плачет. Нет уж. Ничего говорить ей не будем. Сама теряет, сама пусть и находит свою шапку. Всё, решено!
Автор: Лицемеркин со злости швыряет мокрую шапку на большое дерево. Взлетев наверх, она повисла на ветке.
Веселов ( как будто что-то вспомнив) - Зря ты это сделал. Ей-богу, зря.
Лицемеркин ( как-то вдруг повеселев) - А ты что, Пятеркину испугался?
Веселов ( уверенно) - Да нет, ее я не боюсь. Только у нее брат на днях из армии приехал. Видный такой. В спецвойсках служил. Недавно в школу приходил, смотрел, не обижает ли кто сестру.
Лицемеркин ( шёпотом, совсем сникнув) - Гм... Что-то погода опять испортилась. Солнце так и печет. Жарко. Надо куртку снять.
- Так, говоришь, брат у нее приехал? Я и не знал. Сестренка у него ничего себе, умненькая такая. Все в библиотеке сидит. Книжки хорошие читает. И вдруг шапочку потеряла... Нехорошо. Надо помочь.
Автор: Под хохот ребят Лицемеркин лезет на дерево доставать шапку. Как назло, она зацепилась за самую высокую ветку. Ребята не перестают смеяться.
Лицемеркин ( тихонько ворчит) - Ну, держись, Пятеркина, если это шапка не твоя, я за себя не ручаюсь...
Ведущий 1 Я вплетаю в венок славы писателя новую гвоздику за юмор, актуальность и злободневность рассказов.
Ведущий 2: С 1892 по 1899 годы Чехов проживал в подмосковном имении Мелихово, где сейчас работает один из главных чеховских музеев. Позднее Чехов много путешествовал по Европе. Последние годы Чехов, у которого обострился туберкулёз, для поправления здоровья, постоянно живёт в своём доме под Ялтой, лишь изредка наезжая в Москву. Но болезнь не отпускает писателя, и в 1904 году он умирает в Германии.
Ведущий 1: Его произведения просты и интересны. Сам писатель так говорил о своих произведениях: «Пусть на сцене все будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как в жизни. Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни».
Ведущий 2: В письме к брату звучит совет А.П.Чехова: «В отношениях с людьми побольше искренности, сердца и простоты. А стержнем характера, по мнению писателя, является чувство собственного достоинства. Сознавать свое достоинство – значит, по Чехову, уважать и чужую личность, не оскорбляя ни грубостью, ни ложью.
Такую истину проповедовал Антон Павлович Чехов, таким был и сам, и это же внушал читателям своими произведениями.
(звучит вальс из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»).
Ведущий 1 Я вплетаю в венок славы писателя еще одну гвоздику за его вклад в развитие русской классической литературы.
(На сцене появляется переодетый в А.П. Чехова участник-родитель . Присутствующие в зале имеют возможность обратиться к нему и задать свой вопрос.)
Ведущие: Спасибо всем участникам нашего литературного вечера ,особую благодарность выражаем нашим родителям, которые помогали нам создавать декорации, шить костюмы и принимали активное участие в постановке сцен.