Открытый урок: "Есть женщины в русских селениях" Н.А.Некрасов
Есть женщины в русских селениях
Анализ отрывка из поэмы Н. А. Некрасова "Мороз, красный нос"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_3.docx | 452.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-конспект по литературе: "Н. А. Некрасов. Мороз красный нос"
Тема: Есть женщины в русских селениях
Анализ отрывка из поэмы Н. А. Некрасова "Мороз, красный нос"
Цели:
• Продолжить знакомство учащихся с творчеством Н. Некрасова;
• развивать навыки сопоставительного анализа произведений разных видов искусств;
• формировать читательские навыки: умение определять тему, жанр произведения;
• учить формировать свое отношение к прочитанному;
• воспитывать чувство любви к русской поэзии;
Планируемые задачи:
• уметь определять роль тропов в создании образа;
• уметь определять тематику, описывать лирического героя;
• развивать навыки правильного, осознанного выразительного чтения.
Оборудование: портрет Н. Некрасова, мультимедийная презентация, чтение отрывка мастером слова.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Проверка выполнения домашнего задания.
III. Постановка учебных задач урока.
IY. Работа по теме урока
- Слово учителя.
- Одной из центральных тем творчества Н. А. Некрасова стала тема русской женщины-труженицы. В поэме «Мороз, Красный нос», написанной в 1863 г., поэт запечатлел женский образ, в котором слились воедино величавость, красота, терпение, трудолюбие. Это образ русской крестьянки Дарьи.
- Знакомство с текстом отрывка.
1. Прослушивание фонохрестоматии . (Отрывок из поэмы Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос» + вопросы и задания)
2. Чтение учителем отрывка из поэмы «Есть женщины в русских деревнях».
- Анализ текста.
- Какой перед вами предстала Дарья? Найдите в тексте слова, рассказывающие о внешнем виде героини.
- Какими качествами характера обладает Дарья?
- Найдите строки, в которых речь идет о том, как трудится Дарья.
- Какова же главная мысль отрывка? Найдите слова, где заключен ответ на этот вопрос. («Семейство не бьется в нужде...
- Ученики читают отрывок по строфам с комментариями учителя.
- Выделим эпизод с косами. Отметим, что крестьянка не должна показывать свои волосы, поэтому она возмущена поступком парня: «Лицо величаво, как в раме, смущеньем и гневом горит».
- Какие строки вы считаете главными в этом отрывке из поэмы?
В ней крепко и ясно сознанье,
Что всё их спасенье в труде,
И труд ей несёт воздаянье:
Семейство не бьётся в нужде.
- Определим рифму в этом стихотворенье. (перекрёстная).
По будням не любит безделья, Зато вам ее не узнать, Как сгонит улыбка веселья С лица трудовую печать.
- Найдите в тексте эпитеты и сравнения, которыми пользуется поэт.
Пройдет — словно солнце осветит?
Посмотрит — рублем подарит? (Сравнение)
Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока.
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка. (Эпитеты)
- Сравнения и эпитеты помогают создать портрет русской женщины. Некрасов сравнивает ее с царицей, с солнцем, взгляд такой женщины дорог, словно золотой рубль. Возмущенное лицо крестьянки поэт сравнивает с портретом: «как в раме». Зубы он сравнивает с «крупными перлами», т. е. с жемчугом, о ребенке пишет, что он сидит на груди, «как на стуле», т. е. уверенно, спокойно.
Чтобы описать русскую женщину, Некрасов употребляет такие слова и выражения: «С красивою силой в движеньях...», «Красавица, миру на диво, // Румяна, стройна, высока...», «Всегда терпелива, ровна...», «сердечный смех», «румяные губы», «внутренней силы печать», «нарядная матка».
Выдающийся исследователь творчества Н. А. Некрасова Н. Н. Скатов пишет: «...в центре она — женщина во всей полноте определений и в их контрастности: бытовое — „баба“ и высокое „красивая и мощная славянка“, совсем простонародное „матка“ и торжественное — „женщина русской земли...“» - Чем восхищается поэт, описывая русскую крестьянку? (Красотой, трудолюбием, чувством собственного достоинства).
- Самостоятельное чтение отрывка учащимися.
- Работа в группах
- Задания:
- 1 группа: Как автор убеждает нас в реалистичности созданного образа?
- 2 группа: Найти сравнения и эпитеты, с помощью которых Некрасов рисует образ русской женщины-крестьянки.
- 3 группа: Найдите слова, которыми Некрасов описывает русскую женщину.
- Ответы!!! 1 группа -(Женщина показана с разных точек зрения. Автор упоминает и себя, и какого-то прохожего, и соседку, и незнакомого паренька) 2группа- (Автор сравнивает ее с царицей, взгляд её дорог, словно рубль золотой. Сравнивает с солнцем. Ребенок у нее на груди, как на стуле – т.е. удобно, надежно и т.д.)
3 группа-(Румяна, величава, стройна, всегда терпелива, румяные губы, сердечный смех)
Какова тема поэмы ? Тема поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» быть простого народа, крестьян, их счастья и несчастий, тягот и радостей, тяжелой работы и редких минут отдыха. Кто героиня поэмы? Героиня – «величавая славянка», во внешнем облике которой воплотились народные представления о настоящей красавице:
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц, –
Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
«Пройдет – словно солнце осветит!
Посмотрит – рублем одарит!»
Слово учителя
Русская женщина у Некрасова обладает настоящим душевным богатством. В ее образе поэтом показан человек высоких нравственных качеств, не теряющий веру, не сломленный никакими горестями. Некрасов воспевает ее стойкость в жизненных испытаниях, гордость, достоинство, заботу о семье и детях. Судьба Дарьи – нелегкая доля крестьянки, которая взяла на себя всю мужскую работу, и от этого погибла. Ее судьба воспринимается как типичная участь русской женщины:
Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля: с рабом повенчаться,
Вторая – быть матерью сына раба,
А третья – до гроба рабу покоряться,
И все эти грозные доли легли
На женщину русской земли.
Забота о семье, воспитание детей, работа по дому и в поле, даже самый тяжелый труд – все это лежало на Дарье. Но она не сломилась под этой тяжестью. Именно этим и восхищается поэт. Он говорит о русских крестьянках, что «грязь обстановки убогой к ним словно не липнет». Такая женщина «и голод, и холод выносит». В ее душе еще остается место и состраданию. Дарья пошла за много верст за чудотворной иконой, которая могла бы вылечить ее мужа.
Правда, Дарья избежала одной из «тяжких доль»: «до гроба рабу покоряться». Ее отношения с Проклом сложились на редкость счастливо. Муж ее любил той сдержанной, несколько суровой любовью, которая характерна для крестьянских семей. В тяжком труде она всегда была ему не просто помощницей, но ровней, верным товарищем. Она была той опорой, на которой крепилась семья. Им с Проклом было даровано счастье растить здоровых детей, мечтать о свадьбе сына. Тяжесть труда искупалась искренними чувствами, взаимопониманием. Но болезнь унесла мужа. Похоронив его, Дарья не сдалась, проливая слезы, постоянно обращаясь к нему, разговаривая, будто с живым, выполняла она еще большую работу, лишь бы только сыты и здоровы были дети. Но судьба-злодейка предопределила и детям сиротскую долю. Ни в одном жизненном бою не сдалась Дарья, не уступила она и мистической силе. Мороз-воевода предлагает ей свое царство, «голубой дворец» и вместе с этим спокойствие, забвение от мук, небытие. Но она, замерзая, последним усилием воли воскрешает в памяти всю свою прошлую жизнь, пусть тяжелую и беспросветную, но все же дорогую ей. С той же покорностью, с которой она сносила все удары судьбы, Дарья разговаривает с Морозом. На вопрос его «Тепло ли тебе, молодица?» она трижды отвечает: «Тепло». С ее губ не сорвалось ни жалобы, ни стона.
Какова идея поэмы?
Идея поэмы в том, чтобы восславить силу русской женщины. Для поэта она идеал красоты внешней: «Красавица миру на диво, Румяна, стройна, высока», идеал поведения, ведь она работящая, строгая, смелая; идеал душевной красоты, материнства, верности, преданности мужу и непокорности тяготам судьбы.
Слово учителя
В стихах и поэмах Некрасов изображал тяжелую судьбу народа, крестьянскую жизнь. Многие произведения поэта посвящены доле русской женщины. Женщина в поэмах Некрасова — главная носительница красоты и полноты жизни, она — символ национального существования. В поэме «Русские женщины» Н. Некрасов рассказывает о подвиге жен декабристов.
Итоговая беседа
Кто главный герой поэмы?
Какова рифма в поэме?( перекрестная)
Что понравилось на уроке?
Слово учителя
Произведения Некрасова, созданные в 60-е годы XIX века подготавливали революционные настроения в демократических кругах русской молодежи. Они ярко и правдиво отображали реальность русской жизни второй половины XIX века
Y. Подведение итогов урока. Рефлексия.
YI.Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы «Мороз, Красный нос».