Обобщение педагогического опыта. Сценарии четырех встреч литературно-музыкального абонемента "Времена года"
Прикладная методическая продукция предназначена для заместителй директоров по ВР, учителей русского языка, литературы, ИЗО, педагогов-организаторов. Программа расчитана на учащихся 5 классов. В целях приобщения к прекрасному, расширения знаний об худдожниках, поэтах, композиторов. Обобщение опыта по данным сценариям полезно тем, что дает возможность больше погрузиться в материал. вся вспомогательная литература, используемые герои и образы указаны в данной разработке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_abonement.docx | 77.92 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр внешкольной работы с детьми и молодежью Калининского района Санкт-Петербурга «Академический».
Обобщение опыта
педагога-организатора
Поповой Анны Андреевны
Литературно-музыкальный абонемент
«Времена года»
4 встречи
Санкт-Петербург
2016год
В условиях реформирования общества, культуризации и эстетического развития, для большей заинтересованности и повышенного эмоционального отклика детей, в современном мире разрабатывают и используют в практической деятельности нетрадиционные формы работы.
Множество новых нетрадиционных форм преподнесения музыкального, литературного и художественного материала: различные конкурсы, шоу, музыкальные проекты. Для воспитания нравственно-патриотических чувств в современном обществе используют: творческие часы, различного рода интегрированные мероприятия, семейные вечера, игровые развлечения, музыкально-литературные абонементы и многие другие формы работы.
В доступной форме, через художественные образы и музыку, дети подготавливаются к восприятию в дальнейшем больших идей, связанных с патриотическими чувствами и любовью к Родине.
Любовь к Родине начинается с любви к природе. Нас окружает удивительная и прекрасная природа. Одно из удивительных явлений природы – это времена года. Они идут чередой и каждый раз неповторимы.
Зима, лето, весна, осень каждое время года красиво по своему, так быстро меняют они друг друга, но каждое из них оставляет в моей памяти о себе что – то хорошее, какие, то впечатления, незабываемые праздники. Морозная зима с весёлым катанием на коньках, долгожданная весна с робким шелестом молодой листвы, любимое лето с морем развлечений и золотая осень с её спокойствием и умиротворением. Богатый мир природы, ее гармония, красота раскрываются в произведениях писателей, поэтов, художников, музыкантов. Природа формирует внутренний мир человека. «Каждый любит природу по-своему и как может» - пишет К.Г. Паустовский. Сила ее воздействия так велика, что не будь ее, не было бы такого блистательного поэта, как Пушкин. И не только Пушкин, но и Лермонтов, Чехов, Тургенев, Тютчев, Фет и др., не было бы природы, не было бы плеяды замечательных художников-пейзажистов: Саврасов, Левитан, Нестеров и др., не было бы выдающихся музыкантов: П.И. Чайковский.
В данной методической разработке представлены сценарии четырех встреч музыкально-литературного абонемента «Времена года».
Музыкально-литературный абонемент является длительно-досуговой программой (четыре встречи). Протяженность одной встречи - 60 минут.
Музыкально-литературный абонемент рассчитан на учащихся 5-6 классов.
На протяжении всей длительно-досуговой программы ведется психолого-педагогическое сопровождение, которое включает в себя:
- Сбор отзывов после мероприятия;
- Проведение голосования (понравилось/не понравилось/ остался равнодушным) после мероприятия;
- Подсчет голосов;
- Составление отчета после каждой встрече и общего отчета после всех четырех программ.
Перед проведением абонемента необходимо провести предварительную работу.
Предварительная работа:
- Знакомство и подбор литературного, поэтического, художественного, музыкального, хореографического материала;
- Подбор пословиц и поговорок на тему «Времена года»;
-
-
-
Цели и задачи:
Цель:
Сформировать у детей положительное отношение к искусству (изобразительное искусство, литература, музыка, театр, танец). Развивать художественное восприятие, мышление, память, речь, воображение.
Задачи:
- Способствовать эмоциональному отношению к литературным и музыкальным произведениям, с помощью различных приёмов и методов.
- Развивать эстетическое восприятие, интерес, любовь к музыке, формировать музыкальную культуру на основе знакомства с классической, народной, современной музыкой.
- Совершенствовать художественно-речевые исполнительные навыки детей при чтении стихотворений.
- Развивать познавательный интерес детей, активизировать умственную деятельность и познавательную сферу ребенка, воспитать культуры общения, интерес к чтению.
- Привлекать детей и родителей к активному участию в совместной художественно-продуктивной деятельности.
Действующие лица:
Ведущая в образе Осени, Зимы, Весны, Лета
Реквизит:
- Костюм Осени, Зимы, Весны, Лета;
- Ведерки для голосования.
Оборудование:
- Проектор;
- Мультимедийные презентации.
Сценарий музыкально - литературного абонемента «Времена года»
Встреча первая «ОСЕНЬ»
28.10.2015 г.
ЦВР, 1-37
№ эпизода | Содержание | Экран |
1. Вступление | Фонограмма «Вход в зал» Фонограмма «Фон» Выход чтеца | Основная заставка |
Чтец | Осень подойдет неслышно, Тихо встанет у ворот. В огороде листик вишни На дорожку упадет. Это первая примета, Что от нас уходит лето. А вторая — куст малины В нитях белой паутины. Чуть короче станет день, Потемнеют облака, Словно их накроет тень, Станет пасмурной река — Третья верная примета: Осень бродит близко где-то. Ранним утром на поляны Лягут белые туманы, А потом уж, жди не жди, Моросящие дожди Пеленой затянут просинь — Значит, наступила ОСЕНЬ. | Виды осенней природы |
Ведущий Ведущий Ведущий | Добрый день, дорогие друзья! Добрый, осенний день! Сегодня у нас первая встреча музыкально – литературного абонемента «Времена года» и говорить мы будем с вами об осени. Осень в России всегда была порой, которую воспевали многие писатели, поэты, художники и музыканты: золотой убор лесов, пышное многоцветье падающих листьев, яркая синева неба. Но осень это и немного грустная пора: увядание природы, наступающие холода…. Ребята, а что еще нам говорит о приближении осени? Ответы детей: стало холодно, солнце светит реже, день становится короче, пасмурно, птицы улетают в теплые края, люди надевают теплую одежду, часто идут дожди, ветер холодный, серые облака … Спасибо! Всё правильно вы сказали. А для меня осень это, прежде всего листопад. Он очень похож на медленный красивый вальс, давайте посмотрим. | «ОСЕНЬ» музыкально - литературный абонемент «Времена года» Виды осенней природы |
Фонограмма «Вальс» Студия спортивного бального танца «Орион» | Листопад | |
2. Ведущий | Про осень часто говорят: «Художник-осень». Всего за несколько дней она "перекрашивает" природу вокруг нас в ярко-жёлтые, оранжевые, красные цвета. О художественном творчестве, о живописи, как об одном из основных видов изобразительного искусства нам сегодня расскажет настоящей художник, педагог студии изобразительного творчества Центра внешкольной работы Татьяна Эдуардовна Чвырева. | |
Выступление Чвыревой Т. Э. | ||
3. Ведущий Ведущий | Спасибо, Татьяна Эдуардовна. Итак, мы увидели, как художники изображают осень с помощью холста, кисти и красок. А композиторы всего с помощью семи нот создают целые музыкальные произведения. И сегодня на первой встрече музыкально – литературного абонемента «Времена года» мы начнем знакомство с творчеством великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Чайковский посвятил русской природе целый цикл пьес для фортепиано под общим названием «Времена года». Это 12 произведений, по числу месяцев в году. Сейчас вы услышите музыкальную пьесу "Осенняя песнь". Октябрь из этого цикла. Обратите внимание на то, как в основной мелодии звучат грустные интонации, а в средней части произведения возникает трепетное воодушевление, словно проблеснул лучик солнца. Давайте послушаем эту пьесу в исполнении педагога фортепиано Центра внешкольной работы Татьяны Юрьевны Сладковской. | Сборник Чайковского Осень, осыпается весь наш бедный сад, |
Фортепиано «Октябрь» Исп. Сладковская Т.Ю. | ||
5. Ведущий | Спасибо, Татьяна Юрьевна. Цикл «Времена года» - это классические музыкальные произведения. Вы знаете, что такое классика? Это художественные произведения, чьё значение сохраняется длительное время, которые оказывают эстетическое воздействие на людей разных поколений; являются лучшими образцами искусства. А откуда взялась музыка? Сама музыка пришла к нам из глубокой древности. А её исток - это народная песня. Народные песни помогали в работе, их пели во время обрядов, праздников и гуляний. Народные песни передавались из поколения в поколение. И сейчас вы услышите русскую народную песню «Лён» в исполнении фольклорного ансамбля «Роднички» | Виды осенней природы |
Фонограмма «Лён» Выступление фольклорного ансамбля «Роднички» | Про лён | |
Ведущий | Рядом с русской песней традиционно идет и девичий хоровод. | |
Фонограмма «Матушка Россия» Студия танца «Глобус» (Борисова Т.В.) Выход чтеца | Виды России осенью | |
6. Чтец Ведущий Чтец Ведущий Ведущий Ведущий Ведущий | Унылая пора! Очей очарованье! Прозвучало известное стихотворение Александра Сергеевича Пушкина. Пушкин не раз и в прозе, и в стихах повторял, что осень – его любимое время года. Вот почувствуйте, как он рассказывает о своем восхищении: «Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и в золото одетые леса». Поэт воспевает «прощальную красу», несмотря на скорое ее завершение, а обращение «Унылая пора!» делает её более живописной. Ритм стихотворения Пушкина кажется более живым, динамичным, чем, например, стихотворение Федора Тютчева, неторопливое размышление про осень, которое создаёт ощущение и некоторой недосказанности. Есть в осени первоначальной Ребята, а вы поняли, что поэты рисуют картины осенней природы словами. Через слова передается настроение, звуки, запахи. Создаются поэтические образы и созвучия. Такие созвучия называются рифмами. А рифма – это созвучие в окончании слов. Какие красивые рифмы у Федора Тютчева:
Давайте и мы с вами попробуем подобрать рифмы к слову: ЛИСТОПАД, РЯБИНА (Дети сочиняют рифмы) Ребята, у меня получились вот такие рифмы. Листопад – сад, фасад, парад, град Рябина – картина, осина, малина, калина Оказывается, трудно быть поэтом. Но я уверена, что каким бы творчеством не заниматься – надо трудиться. Как, например, ребята из студии танца «Глобус». | Виды осенней природы Виды осенней природы Виды осенней природы |
Фонограмма «Полька» Студия танца «Глобус» (Хара Л.В.) | ||
7. Ведущий | Мы сейчас с вами видели, танец-польку. Танец – это ритмичные, выразительные движения, обычно выстраиваемые в определенную композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением. С помощью движений, жестов, пластики исполнители передают нам, зрителям, различные образы. Сейчас вы увидите еще один танец, образ у него совсем другой – образ высокого неба. | |
Фонограмма «Небо близко» Студия танца «Глобус» (Гребёнкина Е.В.) | Небо | |
6. Ведущий | Мы смотрели в небо, а что мы чувствуем, когда смотрим на воду. | |
Чтец: | Люблю смотреть на воду Во всякую погоду. Весной в безоблачные дни, Когда сияет солнце, Вода сверкает и звенит, Как будто бы смеётся… Затянут небо облака, Спадёт июльский зной, И вдруг становится река Нахмуренной и злой. При тихом маленьком дожде Бегут мурашки по воде… А поздней осенью, когда Совсем уже темно, Блестит спокойная вода, Как черное стекло. И листья желтые над ней, Не двигаясь, лежат. И отражения огней Слегка-слегка дрожат. | Виды осенней природы |
7. Ведущий | Музыка – это искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах. Музыка очень разнообразна. По средствам исполнения она подразделяется на вокальную (пение), инструментальную и вокально-инструментальную. Сегодня вы услышите флейту. Этот инструмент относится к семейству деревянных духовых. Его голос светлый, высокий, чистый, нежный. Послушайте. Воспитанница музыкально-хоровой студии «Галактика» Дьякова Ксения. | Флейта |
Выступление флейтиста МХС «Галактика» | ||
Ведущий | Когда композитор сочиняет музыку, он её сочиняет для специального инструмента. А есть инструмент, который никто не видел, его нельзя потрогать. Это музыкальный инструмент – голос. Высокий женский голос называется - сопрано. Низкий мужской голос называется - бас. А сейчас для вас прозвучит детский голос. Встречайте лауреат международных конкурсов Николай Емельянов. | |
Фонограмма «Дождь» Музыкально-хоровая студия «Галактика» (пед.Александрова О.В.) | Дождь | |
Фонограмма на выход и построение хора, вывоз ксилофона | ||
Ведущий Ведущий | Перед вами выступил один человек - солист, а если два – то это уже дуэт, а три – трио, а когда нас много это хор. Хор – это крупный ансамбль певцов: женский или мужской, смешанный или детский. На сцене младший хор «Умка». Песня «Осень». Выступление детского хора «Умка» | Виды осенней природы |
Ведущий | В следующей песне вы увидите и услышите необычный инструмент ксилофон, а сыграет на нём Леван Кения. Песенка «Дождик». | Дождь |
Ведущий | А вот какая история произошла в осеннем лесу. | Виды осенней природы |
Выступление детского хора «Умка» | ||
Ведущий Ведущий | Подошла к концу первая программа музыкально-литературного абонемента «Времена года». Сегодня вы увидели, какой бывает осень в картинах известных художников, услышали произведение Петра Ильича Чайковского. А также познакомились с музыкальными инструментами и услышали замечательные песни. Впереди нас ждет новая встреча, где мы будем говорить о следующем времени года – Зиме. Дорогие друзья, первая встреча завершена, и мне интересно узнать ваше мнение! Перед выходом из зала опустите жетончик в корзинку, которую вы выбрали: с улыбкой, программа вам понравилась, с грустной улыбкой – программа не понравилась и без улыбки вы не поняли, понравилась вам программа или нет. Спасибо за внимание! До свидания! До встречи! | |
Фонограмма «Выход из зала» |
Сценарий музыкально - литературного абонемента «Времена года»
Вторая встреча «ЗИМА»
14.01.2016 г.
ЦВР, 1-37; 15.30
№ эпизода | Содержание | Экран |
Фонограмма «Вход в зал» | ||
1. Вступление | Фонограмма «Снежинки» Студия танца «Глобус» | Основная заставка |
Чтец | Фонограмма «Фон» Иван Суриков Стихотворение «Зима» Белый снег, пушистый в воздухе кружится Темный лес что шапкой принакрылся чудной Труженик-крестьянин вытащил санишки, Чтобы в избу ветер не проник сквозь щели, | Природа |
Ведущий | Фонограмма «Выход Ведущего» Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами вторая встреча из цикла «Времена года». Она посвящена Зиме. Зима приносит с собой снег, метель, мороз. Люди, чтобы не замерзнуть надевают шубы, теплые шапки, прячут руки в рукавицы. А что делают звери и птицы зимой? Журавли, скворцы, грачи, иволги – улетают в теплые края. Ежи, барсуки, медведи – спят в своих норах и берлогах. Но жизнь в лесу продолжается. | Основная заставка Зимний лес |
Ведущий | Про жизнь зимнего леса известный детский писатель Виталий Бианки написал «Снежную книгу». Он рассказал, как лесники и охотники умеют читать по снегу, как по книге. А умеете ли вы распознавать следы зверей? Определите по картинке чьи это следы. (медведь, лиса, заяц, лось, птица, мышь) Молодцы! Хорошо знаете следы лесных жителей. | Следы зверей |
2. Ведущий | У каждого зимнего месяца свой характер, свои особенности. Попробуйте угадать, про какой месяц эти слова? Дни его – всех дней короче, Всех ночей длиннее ночи, На поля и на луга До весны легли снега. Только месяц наш пройдет, И наступит Новый год! Правильно, это декабрь. Про декабрь говорят: «Декабрь год кончает, зиму начинает». Декабрь «студень», «снежень». А с появлением снежного покрова наступает время зимних забав. Какие зимние забавы вы знаете? (ответы детей) (катание с ледяных гор, лепка снеговиков, игра в снежки, катание на коньках, лыжные прогулки). Известно ли вам, что первый общественный каток появился в 1865 году в Санкт-Петербурге на Садовой улице в Юсуповском саду. 140 лет назад состоялись первые соревнования конькобежцев. А лыжные соревнования впервые прошли 120 лет назад. Первый в России трамплин был построен в начале XX века на окраине Санкт-Петербурга – в Парголово. За декабрём идёт морозный солнечный январь и богатый на метели февраль. | |
Ведущий | Зима на Руси всегда славилась сильными морозами и огромным количеством снега. Обойти такую красоту вниманием, не может ни одна творческая личность. На первой встрече мы с вами начали знакомство с произведениями величайшего композитора Петра Ильича Чайковского. Симфония «Зимние грезы» была первым произведением композитора. Чайковский поведал о своей любви к природе: ощущении грусти от широты заснеженных равнин, тревожности вьюжной русской зимы, раздолье и бесконечности зимних дорог. | |
Ведущая | Петр Ильич Чайковский создал замечательные произведения в различных музыкальных жанрах: - опера, балет, - камерно-инструментальная и вокальная музыка - симфония и концерт для фортепьяно с оркестром. Великий композитор сочинил музыку к пьесе А.Н. Островского «Снегурочка». А в мировой фортепианной музыке нет произведения подобного «Временам года». На первой встрече литературно-музыкального абонемента мы с вами слушали пьесу «Осенняя песнь. Октябрь» из этого цикла. А сегодня мы познакомимся с пьесой Январь. «У камелька». «Камелек», какое уютное слово, правда? Так раньше называли камин в дворянском доме. Сидеть у камелька - это и есть сидеть у камина. Слушайте внимательно и тогда вы почувствуете, как композитор передаёт лирическое настроение, воспоминания о летних днях в тёплых открытых звуках. Исполняет педагог дополнительного образования Сладковская Татьяна Юрьевна. | |
Рояль «Январь» Исп. Сладковская Т.Ю. | ||
Ведущий | Спасибо, Татьяна Юрьевна. Только что мы с вами услышали, как можно создать музыкальный образ природы. А теперь обратите внимание, как можно словами передать красоту зимней природы. Вот север, тучи нагоняя, | |
Ведущий | Узнали автора этих строк? Конечно, Александр Сергеевич Пушкин, а эти строки из поэмы «Евгений Онегин». А сейчас в исполнении вокального дуэта вы услышите зимнюю песню «Белая дорожка». Дуэт – это музыкальное сочинение для двух инструментов или двух голосов с инструментальным сопровождением. Каждая партия дуэта имеет самостоятельный характер. И я приглашаю на сцену Софью Корнелюк и Иветту Слисаренко. | |
(Рояль) песня «Зимняя дорожка» Исполняет дуэт | ||
Ведущий | В Санкт-Петербурге зима особенная. Об этом вам сейчас расскажет ….. | |
Чтец | Стихотворение В. Шефнер «Звезды падают с неба» Звёзды падают с неба К миллиону миллион. Сколько неба и снега У Ростральных колонн! Всюду бело и пусто, Снегом всё замело, И так весело-грустно, Так просторно-светло. Спят снежинки на рострах, На пожухлой траве, А родные их сёстры Тонут в чёрной Неве. Жизнь свежей и опрятней, И чиста и светла - И ещё непонятней, Чем до снега была. | |
Ведущий | В Петербурге во времена Пушкина именно зимой начиналась бурная светская жизнь. Открывались театральный и бальный сезоны, устраивали маскарады, «смотрины невест». А еще зимними вечерами собирались в салонах, чтобы побеседовать, помузицировать. Музицирование было камерным, т.е музыка исполнялась небольшим коллективом музыкантов или вокалистов. Сейчас я предлагаю вам окунуться в атмосферу салона и послушать музыкальные иллюстрации к повести Александра Сергеевича Пушкина «Метель» композитора Георгия Васильевича Свиридова, 100-летний юбилей со дня рождения которого отмечали в 2015 году. Итак, слушаем. | |
Рояль Г.В. Свиридов «Метель» Исполняет | ||
Ведущий | Литературные салоны Петербурга XIX века сыграли заметную роль в литературном процессе той эпохи. В них обменивались информацией, новостями; организовывались публичные чтения. Признанные писатели и поэты могли блеснуть своим талантом, а неизвестные авторы заявить о себе. | |
Стихотворение М. Пожарова «Разукрасилась зима» Разукрасилась зима: Вся в алмазах, жемчугах, -Лягте, мягкие снега, На окошках, Дед Мороз, Ты, метелица, чуди, Спи, земля моя, усни, | ||
Ведущий | Зима - это одна из любимых тем в творчестве не только поэтов и писателей, но и известных русских художников и наших современников. Мы рады новой встрече с художником, педагогом студии изобразительного творчества Центра внешкольной работы «Академический» Татьяной Эдуардовной Чвыревой. | |
Выступление Чвыревой Т. Э. | ||
Ведущий | Спасибо, Татьяна Эдуардовна. А мы продолжаем разговор про зиму. Зимой и дети, и взрослые с радостью готовятся к встрече Нового года: украшают ёлку, делают подарки и разучивают стихи, чтобы прочитать их Деду Морозу. | |
Чтец: | Стихотворение «Щенок и снег» На первый снег взглянул щенок И ничего понять не мог - Откуда столько белых мух Набилось к нам во двор? А может это птичий пух Летит через забор?... Он пасть раскрыл и снегу хвать- Стал задумчиво жевать. Жуёт, жуёт, но вот беда! На языке одна вода. Совсем сконфузился щенок И в конуру обратно лег, Он был не глуп, а просто мал И снег впервые увидал… | |
Ведущий | Новый год – это особенное время года, когда случаются чудеса и возможна встреча с Дедом Морозом и Снегурочкой. | |
(рояль) Песня «Снегурочка» Исполняет Мария Кутасова | ||
Ведущий | А знаете ли вы, что Новый год в России стали праздновать 1 января с 1700 года по указу Петра I. А раньше самым весёлым зимним праздником были Святки – святые праздничные дни. Длились они с 7 по 19 января. Молодые люди переодевались в праздничные одежды, плясали и веселились. Девушки гадали на суженого. | |
Фонограмма «Валенки» Студия танца «Глобус» | ||
Фонограмма «Выход хора» | ||
Ведущий | Вот какая бывает разная зима в творчестве писателей, композиторов, художников, музыкантов, певцов: тихая и нежная, суровая и снежная! Она радует нас и дарит нам множество эмоций! Своим хорошим зимним настроением с нами хочет поделиться младший хор «Умка». | |
Младший хор «Умка» | ||
Ведущий | Подошла к концу вторая программа музыкально-литературного абонемента «Времена года» и мне интересно узнать ваше мнение! Перед выходом из зала находятся жетончики, _______________ в ведерко свое мнение о нашей встрече! Впереди нас ждет новая встреча, где мы будем говорить о следующем времени года – Весне. До свидания! До встречи! | |
Фонограмма «Выход зрителей» |
Сценарий музыкально-литературного абонемента «Времена года»
Встреча третья «Весна»
17.03.2016г.
ЦВР, 1-37
Занавес закрыт. На вход гостей в зал играет инструментальная музыка, вариации на тему весны В.А. Моцарта, А. Пьяцоллы, П.И. Чайковского, А. Шнитке, И.Штрауса.
Звучат позывные к началу. Занавес открывается.
Номер «4 стихии» (Глобус, с точки), на экране видео – ПРОЛОГ.
Сразу после него выходит Андрей Полозов (Образ) из-за кулис,
заставка- Природа
Мне снилось, что солнце всходило,
Что птицы очнулись от сна
И стаей неслись легкокрылой
Поведать природе унылой,
Что скоро вернется весна!
Забыты снега и морозы,
Уж льды расторгает поток;
И вот - оживают березы,
Повеяло запахом розы,
И теплый пахнул ветерок...
То сном мимолетным лишь было,
Обманчивым призраком грез:
Нет, солнце еще не всходило,
И в мире царили уныло
И льды, и снега, и мороз!
И прежнего боле тоскуя,
Душа нетерпенья полна,
Я жду твоего поцелуя,
Дождаться тебя не могу я,
Весна, молодая весна!
Чтец уходит в зал.
Выход Ведущей (музыка на выход).
Заставка «Музыкально-литературный абонемент «ВЕСНА»
Ведущая. Добрый день, дорогие друзья! Я приветствую вас на третьей встрече музыкально-литературного абонемента «Времена года». И посвящена она чудесной поре,
Слайды «Весенняя природа»
когда солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее. Повсюду тает снег, бегут бурные звонкие ручьи. Лед на реках, прудах и озерах покрывается трещинами, становится рыхлым, темнеет и тает, начинается ледоход. Льдины плывут по реке, с треском ломаются, а талая вода заливает луга и низины. С крыш домов свисают сосульки, в полдень, когда солнышко пригревает сильнее, сосульки начинают таять, звенит весенняя капель. За три месяца происходит столько изменений вокруг! Затем приходит пора цветения садов. Деревья и кусты стоят сплошь усеянные белоснежными цветочками, а их приятный аромат разливается в воздухе. Мы поговорим с вами о весне.
Заставка «АБОНЕМЕНТ»
На Руси всегда очень серьезно относились ко времени, предшествующему лету – красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, чтоб пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.
Весну встречают несколько раз. Первый – в конце февраля, начале марта. Устраивают праздник проводов зимы и встречи весны - Масленицу!
Танец «Скоморошина» (Глобус)
Ведущая. На масленичной неделе катаются на санях со снежных гор, разъезжают на тройках коней, угощаются блинами, прыгают через горящие костры, чтоб жар огня уничтожал в человеке недоброе, так как огонь является символом очищения. Сжигают и соломенное чучело, символ зимы. А в последний день Масленицы просят друг у друга прощения!
Масленичные песни (Роднички)
Ведущая. Второй раз весну встречают в конце марта. Ждут прилета первых весенних птиц - грачей, скворцов, ласточек. В народе считается, что птицы приносят на своих крыльях настоящую теплую весну. Пословица – это кладезь народной мудрости. На протяжении долгих лет наши предки изучали природу, ее поведение и особенности, после чего и рождались пословицы и поговорки. Каждая из них открывает нам тайну природы, показывая ее характер. Сейчас мы обратимся к пословицам и поговоркам, касающимся весны. На экране они будут появляться частями. Я буду называть начало пословицы или поговорки, а ваша задача будет подобрать ее окончание из предложенных вариантов и громко выкрикнуть ответ. Давайте будем внимательными, а пословицы и поговорки возьмем на заметку.
Интерактив «Пословицы и поговорки», экран!
Ведущая. Третий раз встречают весну в апреле, когда расцветает верба. В это время радуются цветению весенних цветов, зеленой траве, теплу и солнцу. Просят у весны милости, радости и урожая, так как начинается сев хлеба. На Руси весну ждали с большим нетерпением и верили, что ее приход могут ускорить птицы. Поэтому с давних пор существует такой красивый обычай, как отпускание птиц на волю, чтобы вместе с птицами полную свободу от зимы обретала и природа, чтобы вместе с вольной жизнью и звонким пением птиц в свои права вступала и весна!
Танец «Трещотки» (Глобус)
Ведущая. Ярким примером передачи настроения, красоты весеннего пейзажа с помощью цвета являются картины великих художников.
Слайды – картины русских художников про весну с подписями.
Весна в картинах русских художников таит в себе нежность пробуждения природы от зимнего сна в ярких красках солнца, отражающегося в блеске тающего мартовского снега, в сочных красках тянущейся к солнцу травы, листьев и цветениях весенних пейзажей.
Валерия Агапова (Образ) «Лес шумит невнятным ровным шумом»
Лес шумит невнятным, ровным шумом...
Лепет листьев клонит в сон и лень...
Петухи в далекой караулке
Распевают про весенний день.
Лес шумит невнятным, тихим шумом...
Хорошо и беззаботно мне
Па траве, среди берез зеленых,
В тихой и безвестной стороне!
Ведущая. Каждый из нас воспринимает окружающий мир по-своему. Все в природе имеет свой определенный цвет, который под влиянием освещения, расположения в пространстве, состояния воздуха может меняться. Все состояние мира и передает живопись с помощью красок. С помощью цвета, цветовых сочетаний, гармонии холодных и теплых цветов художник передает самые разнообразные чувства и настроения: радость, грусть, нежность, тревогу, ожидание. О том, как изображают весну юные художники Центра внешкольной работы, расскажет педагог дополнительного образования, художник Татьяна Эдуардовна Чвырева.
Выступление Т.Э. Чвыревой
Ведущая. Как художник описывает природу красками, композитор и музыкант описывает природу музыкой. От Великих композиторов прошлых веков, нам достались целые сборники произведений из цикла "Времен года". Написанный в 1723 году цикл из 4-х концертов "Four Seasons" является самой известной работой Антонио Вивальди и одним из популярных произведений музыки эпохи барокко. Весна это первый концерт из цикла "Времена года". По задумке Вивальди каждому сезону соответствует определенный регион Италии и для весны это романтичная Венеция и берега Адриатики, где особенно прекрасны морские пейзажи и восход солнца над пробуждающейся от зимней спячки землей.
В первой части знаменитого цикла концертов Вивальди «Времена года» при помощи музыки знаменитый композитор выразил всю мощь весны, сопровождая три произведения стихотворным сонетом, красочно описывающим явления природы.
Александр Зайцев (Образ) Сонет Вивальди
Весна грядёт! И радостною песней
Полна природа. Солнце и тепло,
Журчат ручьи. И праздничные вести
Зефир разносит, точно волшебство.
Вдруг набегают бархатные тучи,
Как благовест звучит небесный гром.
Но быстро иссякает вихрь могучий,
И щебет вновь плывет в пространстве голубом.
Цветов дыханье, шелест трав,
Полна природа грёз.
Спит пастушок, за день устав,
И тявкает чуть слышно пёс.
Пастушеской волынки звук
Разносится гудящий над лугами,
И нимф танцующих волшебный круг
Весны расцвечен дивными лучами.
Игорь Корнаухов (электроскрипка), «Времена года. Весна» Вивальди
Ведущая. Русские поэты часто обращались за вдохновением к красоте природы. Множество прекрасных стихотворных строк, посвящённых природе, можно найти, к примеру, у Фёдора Ивановича Тютчева. Его отношение к природе было романтичным, восторженным и философским. Удивительно, но факт: человек, чье творчество получило самую высокую оценку современников: Пушкина, Некрасова, Тургенева Фета, сам себя поэтом не считал. По его словам, он не писал, а записывал стихи, а точнее описывал все, что его окружало, волновало, огорчало, восхищало. Записывал: А потом еще и еще раз возвращался к тексту и оттачивал каждое слово, каждую фразу, добиваясь красоты, точности, чуда. В творческом наследии поэта пейзажная лирика занимает особое место. Однако среди многочисленных произведений, посвященных всевозможным природным явлениям, отмечают стихотворение «Весенние воды», созданное в 1830 году.
Соня Вайсблех и Полина Смирнова (Образ) «Весенние воды»
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят –
Они гласят во все концы:
"Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед".
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!
Танец «Подснежники» (Глобус)
Ведущая. Древняя истина гласит: «Жизнь коротка, искусство вечно». Действительно, на протяжении тысячелетий были созданы непревзойденные шедевры мирового искусства, которым суждена долгая и вечная жизнь. Каждое время года нашло отражение в поэзии, музыке, скульптуре, изобразительном искусстве, хореографии, вдохновив своих авторов. Красота природы пробуждает в человеке стремление к прекрасному. Весна – это пора новых побед, свершений, начинаний. Даже воздух становится другим. Весна – это ощущение новизны во всем, что нас окружает. Она пахнет свежестью и цветами. Весна – это прекрасное время года, когда люди радуются жизни. Весна – это великое пробуждение от зимних оков. Она несет искренний восторг и бурлящую радость. Весна – это март, апрель и май. Всего лишь три месяца, а как много они значат в нашей жизни!
Ольга Абжикова (Образ) «Мы ярко чувствуем весну»
Мы ярко чувствуем весну:
Во всём её мотив.
Бросает звонче в вышину
Гудки локомотив.
И самый воздух стал ясней,
И стал длиннее день.
Весна! Все мысли снова с ней,
Куда бы их ни день.
При свете радостной зари
В оранжевом соку
Уж вскоре будут глухари
Томиться на току.
И реки вновь взломают лёд
И унесут в моря.
В душе сиянье и полёт,
Весне благодаря.
Заслышав вешнюю свирель,
Я отдаюсь ей весь.
Весна - единственная цель
Существованья здесь!
Песня «Весенний джаз» (Дуэт «Катеринки»)
Ведущая. Дорогие друзья! В третьей встрече музыкально-литературного абонемента «Времена года. Весна» принимали участие: образцовый коллектив студия танца «Глобус» рук. Наталья Михайловна Петропавловская, образцовый коллектив студия художественного слова «Образ», рук. Наталья Степановна Субботина, фольклорный ансамбль «Роднички», рук Марина Сергеевна Слоева, Татьяна Эдуардовна Чвырева, музыкант Игорь Корнаухов, дуэт «Катеринки», рук. Марина Александровна Лебедева. Нам важно ваше мнение. Оставьте свой отзыв на выходе из зала, опустив жетончик в одну из трех ячеек. Если вам понравилась встреча, вы узнали что-то новое – в ячейку с вот такой улыбкой (на экране улыбающийся смайлик), Если вам категорически не понравилось то, что вы увидели и услышали, вам было скучно и неинтересно, то опустите жетончик в ячейку с грустной улыбкой (грустный смайл). Если вы затрудняетесь ответить, то опустите жетончик в ячейку с вот таким значком (равнодушный смайл).
А впереди нас ожидает заключительная встреча музыкально-литературного абонемента «Времена года. Лето». До встречи в мае!
Сценарий музыкально - литературного абонемента «Времена года»
Встреча четвертая «ЛЕТО»
№эпизода | содержание | экран |
1. Вступление | Фонограмма «Вход в зал» Занавес открыт Фонограмма «Начало» За кулисами ведущий и чтец читают:
На сцене застыли «Глобус» | Основная заставка Слайд 1 |
Фонограмма «Цветочный вальс» Студия танца «Глобус» | Слайд 2 | |
Фонограмма «Вход ведущего» | Здравствуйте, дорогие друзья! Приветствую вас на четвертой встрече музыкально-литературного абонемента «Времена года». Сегодня мы будем говорить о самом тёплом времени года – о лете. Май последний весенний месяц, но приближение лета уже чувствуется. Ребята, а что нам говорит о приближение лета? (ответы детей) (дни становятся длиннее, ночи короче, белые ночи, расцветает все вокруг, птицы прилетают, разводят мосты, растут овощи,фрукты,ягоды,грибы) Все верно! В конце мая начинаются летние каникулы, кто-то уезжают на дачу, кто-то гуляет во дворе, девчонки достают скакалки, мальчишки велосипеды и ролики и, конечно же, какое лето без летящих мыльных пузырей. | Слайд 3 |
Фонограмма «Мыльные пузыри» Студия танца «Глобус» | Слайд 4 | |
Каждый летний месяц по-своему хорош. Про июнь говорят: «Венец весны, зачинатель лета; месяц цветов, птенцов и светлых ночей. Давайте послушаем, как звучит июнь, с его легкими и звонкими нотками. | Слайд 5 | |
Пьеса «Зеленая лужайка» В. Дамкамб. Сурыгина Вероника Какие краски выбрал композитор для изображения природы? (ответы детей) Лето дает волю фантазии не только композиторам, но и танцорам. Фонограмма «Чуть не опоздали» Студия танца «Глобус» | Слайд 6 | |
Лето всегда вдохновляло творческих людей на создание шедевров: поэты писали стихи, композиторы музыку, а художники – картины. Изображённую на картине природу, называют пейзажем. Пейзаж сравнительно молодой жанр живописи. Очень долго на таких картинах художники изображали то, что сочинили. Расцвет пейзажной живописи связан с изобретением в 19 веке тюбиковых красок. Живописец уже мог работать на природе. Выделяют сельский и городской пейзаж. Особую область составляет морской пейзаж или марина. Пейзаж по праву считается самым лиричным жанром живописи. Яркие представители пейзажной живописи: Федор Александрович Васильев «Мокрый луг» Аполлинарий Михайлович Васнецов «В тени лип» Сергей Арсеньевич Виноградов «Жаркий день» Ефим Ефимович Волков «Лесное озеро» Мы рады новой встрече с художником, педагогом студии изобразительного творчества Центра внешкольной работы «Академический» Татьяной Эдуардовной Чвыревой.Татьяна Эдуардовна представит нам Летний вернисаж картин. | Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 | |
Выступление Чвыревой Т. Э. Принцесса мая | Презентация Чвыревой | |
Продолжаем разговор про летние месяцы. Июль — месяц меда, ягод и самого большого тепла — экватор года. Древнерусское название месяца июля — «липец», от цветущей в это время липы. Июль в народном календаре — грозник. В этом месяце самое большое количество дождей и гроз. Народная мудрость гласит: «В июле на дворе пусто, зато в поле густо». И это действительно так. Хлеба отцветают. Изумрудные волны высокой ржи колышутся под ветром.. дни идут на убыль, а жара все нарастает, идет пора большого сенокоса. Не месяц, а чудо какое-то. | Слайд 12 | |
Глобус «Обыкновенное чудо» | Слайд 13 | |
Июль – замечательный месяц для путешествий. Давайте отправимся вместе с воспитанниками центра к морю. Все вокруг зазеленело, | Слайд 14 | |
Лебедева «У моря» Глобус «Волны на воде» Емельянов «Капитан» | Слайд14 Слайд 15 Слайд 16 | |
Какие виды искусства вам знакомы? (Виды искусства: изобразительное искусство, музыка, литература, хореография, театральное искусство.) Кроме живописи и музыки к основным видам искусства относится и литература. Стихи о лете в творчестве русских поэтов передают красоту родной природы. Лето в стихах поэтов благоухает и цветет. Летнее настроение, как и стихи, то знойное и жаркое, то порывистое и грозовое. Недаром говорят, что поэты умеют «рисовать словами». Так можно сказать о замечательном Петербургском поэте – Игоре Васильевиче Лотареве, мы его знаем как Игорь Северянин. «Я природой живу и дышу Вдохновенно и просто пишу Растворяясь душой в простоте Я живу на Земле в красоте» | Слайд 17 | |
стихи Субботина | ||
Александрова Бабочка песня | Слайд 18 | |
Музыка воздействует на слушателя через звуки, мелодию; поэзия через слово и рифму; живопись через цвет, оттенки, сюжет… Основные элементы и выразительные средства музыки – лад, ритм, темп, динамика, тембр, мелодия. Тема природы издавна привлекала музыкантов. Природа дарила музыке звуки и тембры, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьёв, в шуме грозы. Звукоизобразительность как подражание звукам природы можно найти уже в музыке XV века - например, в хоровых пьесах К. Жанекена «Пение птиц», «Охота», «Соловей». Постепенно помимо подражания звукам природы музыка научилась вызывать зрительные впечатления. Есть даже такое выражение - «музыкальная живопись».. Все виды искусства взаимосвязаны и дополняют друг друга. Они пробуждают в нас различные чувства, эмоции, создают определённое настроение, помогают фантазировать, размышлять. Давайте послушаем произведение Валерия Олеговича Фадеева - петербургского композитора, автора большого количества произведений в разнообразных музыкальных жанрах. Сейчас прозвучит…пьеса «Веселая карусель» Послушайте и попытайтесь ответить на вопрос: «Что вы представили, слушая прекрасную летнюю музыку?» | Слайд 19 | |
«Веселая Карусель» Яна и Карина Лобовы | Слайд 20 | |
На каждой встрече нашего музыкально-литературного абонемента мы с вами слушали одну из двенадцати пьес Петра Ильича Чайковского. Издатель популярного Петербургского журнала «Нувеллист» обратился к Чайковскому с просьбой написать двенадцать пьес - по числу месяцев в году - специально для ежемесячного опубликования их в этом журнале в течение 1876 года. Чайковский дал своё согласие. Месяц за месяцем появлялись новые пьесы Чайковского. Каждой из двенадцати миниатюр предпосланы заголовок и эпиграф, раскрывающие характер музыки, это строчки из стихотворений русских поэтов. Музыка Чайковского живописна - и связана с «образом» каждого месяца. Август – последний месяц лета. Поля стоят золотые от созревших колосьев. Пьеса «Жатва» звучит у Чайковского в оживлённом темпе, с постоянным подъемом мелодии к высоким нотам, с лирическими отступлениями, описывающими живописные пейзажи. Это самая живая и вдохновенная часть «Времен года», отражающая любовь композитора к русскому народу. Давайте послушаем аудиозапись произведения Чайковского и перенесемся в последний летний месяц.
| слайд 21 | |
Аудио Чайковского и презентация картин. | слайд 22 – 33 длится 3 минуты | |
Заканчивая наше небольшое воображаемое путешествие в мир красоты, в мир природы, в мир красок, форм, звуков – хочется сказать, что это путешествие только-только началось. Книга природы есть неисчерпаемый источник познания для человека, вам придется открывать ее страницы всю жизнь. Еще когда-то великий художник Леонардо де Винчи сказал: “В наставницы себе я взял Природу, учительницу всех учителей”. Поэтому наблюдайте, совершайте свои путешествия и прогулки в природу, запоминайте ее краски, звуки, пишите стихи, рисуйте свои картины. | ||
Лебедева «Рассвет» Глобус «Розы» | Слайд 34 Слайд 35 |
Комментарии и рекомендации:
Большое место в воспитании познаний о народном творчестве, русской культуре принадлежит музыкально-литературным композициям. Они не только раскрывают какую-то определенную тему, но и отражают эту тему посредством музыки. Их лучше проводить циклами на разные темы: «Море и музыка», «Времена года» и т. д., о поэтах, композиторах и писателях. Важным моментом в композиции является слово. Вступительное слово должно быть лаконичным и вызвать настрой слушателей, заинтересовать их и в то же время быть идейно-направленным в своем содержании. В литературно-музыкальной композиции чаще всего используются фрагменты из прозы, стихи и музыкальные произведения.
Какие же произведения нужно выбирать? Прежде всего те, которые двигают смысловую действенную линию сценария к определенной идее. Кроме того, они должны обладать некоторой завершенностью и при соединении с последующим произведением давать новый смысл. В своей работе над языком, нужно отбирать не только слова, но и звуки, добиваясь соответствия фонетической стороны ее эмоциональной окраске, образной системе. Сильное воздействие текста обусловлено выразительностью фонетики.
Музыка – необходимая, органическая часть драматургии композиции. Назначение ее многообразно. Она может создавать общую атмосферу, ведет темы, контрастирующие друг с другом, усиливает какой-либо эпизод, организует смену эпизодов.
Такая форма, как музыкально-литературный абонемент имеет свои особенности и отличие от других форм:
1. четкое распределение на сцену и зрительный зал и отсутствие игры.
2. использование готовых опубликованных произведений или их отрывков.
3. скромные, лаконичные постановочные средства, то есть малая степень театрализации.
4. жанровые ограничения, о чем говорит само название музыкально-литературная композиция. В ней сочетается чтецкая и чтецко-актерская манера исполнения.
В музыкально-литературной композиции сливаются воедино поэтическая, музыкальная, световая стороны. И чем более они слиты, тем успешнее мы ведем за собой зрителя.
Основа создания композиции – монтажный метод мышления. Монтаж – это принцип литературный. Его корни в романном стиле. Монтаж используется в кино, в живописи, театре, др. видах искусства. Монтаж – это не простое соединение, не склеивание частей, а художественный метод мышления. Цель его – развернуть простое и показать как в нем содержится огромное неисчерпаемое. Эйнштейн писал: «Задача монтажа – задача связно-последовательного изложения темы, сюжета, действия, движения внутри эпизода, драмы». Эти слова впрямую относятся и к созданию композиций. В сценарии должен быть монтажный ход, который позволяет переставлять последовательность описаний, давать параллельно разновременно идущие события, разбивать целое на части. Монтажно мыслить – это значит соотносить значения отдельных слов и выстраивать в своем сознании образное обобщение.
В современном обществе как никогда часто используются музыкально-литературные композиции. Они воспитывают культуру, развивают творческие способности, знакомят с современными поэтами и музыкантами, помогают подрастающему поколению не забывать о прошлом своей культуры, традициях. Музыкально-литературные композиции обрели новую жизнь в современном варианте.
План подготовки музыкально-литературного абонемента
«Времена года»
- Организационный этап
- Обеспечение явки обучающихся, педагогов, родителей.
- Адаптация сценария под конкретную площадку (класс, сцена) и под конкретных детей.
- Запись фонограмм
- Побор реквизита
- Подбор костюмов
- Организация репетиций
- Установка посадочных мест
Список использованной литературы:
- Альшванг А. П. Чайковский. М., 1970.
- Асафьев Б. Избранные труды, т.2,4. 1954.
- Зенкин К. Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма. М., 1997.
- История русской музыки, т.8. М., 1994.
- Калинина Н. П. Чайковский. М., 1988.
- Левадная О. Из крика птиц растут воспоминанья. Времена года.
- Розанова Ю. История русской музыки, т. 2, кн. 3. М., 1981.
- Холодский В. Дом в Клину. М., 1975.
- Чайковский П.И. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка, т.9. М., 1965 г.
- И.Г. Сухин «800 загадок, 100 кроссвордов»;
- Т.1. – Москва: Художественная литература, 1964.
- Ресурсы Интернет.