Пояснительная записка к занятиям "Поэзия и детство"
Предварительный просмотр:
Детство и Поэзия
Пояснительная записка к программе кружка
Роль поэзии в формировании нравственных идеалов ребенка известна. В раннем возрасте первые представления о мире ребенок получает из детских книг с небольшими стихотворениями различных авторов. В школьном курсе литературы поэзия занимает достойное место, приобщая детей к богатству эмоционального мира человека, расширяя их представления об окружающей действительности.
Цель программы кружковых занятий "Детство и поэзия" - приобщение учащихся к искусству слова, богатству мировой литературы, ее лучшими образцами. Литературные занятия призваны расширить представления юных читателей о лирике,познакомить с поэтами как далекого прошлого,так и близкого времени.
Чтобы чтение поэтических произведений стало интересным, развивающим творческие способности ребенка, предусмотрены разнообразные формы деятельности литературного объединения: чтение и истолкование художественных текстов, написание оригинальных сочинений в жанре лирики, издание сборников поэзии в миниатюрной форме, посещение литературных музеев,залов.выставок.
Программа работы кружка рассчитана на 7-8 классы, но можно предложить программу и для второй возрастной группы - 9 классы.
В отличие от учащихся 5-6 классов, которым необходимо уделять больше внимания чтению вслух для лучшего восприятия художественных текстов, учащиеся 7-8 классов должны получать возможность углубленного истолкования произведений в сочетании с выразительным чтением стихотворений вслух. Эти школьники будут готовиться к участию в концертах и выступлениях перед различными аудиториями.
Учащиеся 9 классов,с которыми изучение литературы идет по пути более глубокого осмысления прочитанного. истолкования художественных текстов, могут получать возможность овладевать навыками получения информации, содержащейся в критической. мемуарной и справочной литературе.
Главной задачей программы является знакомство с образцами мировой художественной литературы, в частности лирики от античности и древнего Востока, а также европейской поэзии 17 века. до лирических произведений русской литературы 18, 19 (первый год занятий)и 20 века второй год занятий)
задача кружка - получить представление о характере отображения картин природы различными поэтами от древности до наших дней, вывести учащихся к проблеме: "Поэт и времена года"
Программа не ставит своей задачей знакомство с биографиями и творчеством авторов, представленных в ней, ее задача сводится к привлечению сведений справочного материала, необходимых для восприятия и истолкования рассматриваемых произведений.
Программа предполагает дальнейшее самостоятельное ознакомление учащихся с соответствующей литературой.
Отличительная особенность программы.
Традиционный школьный курс, уделяя достаточно внимания изучению литературных произведений и жанров вообще, имеет мало времени на непосредственное чтение самих произведений. Прочтение произведений, как правило, остается на дом. Но всем известно, что такого рода домашние задания учащиеся выполняют слабо. Культура чтения с годами все утрачивается. Невозможно изучать литературу, непосредственно не соприкасаясь с ее лучшими произведениями.
Поэтому в данной программе уделено большое внимание грамотному чтению художественных текстов лучших образцов поэтического творчества. Чтение по ролям\. последующее обсуждение художественных приемов, выразительны средств и тематики произведений- вот одна из главных задач программы. Кроме того, подражая, ребенок обучается сам творить свой художественный поэтический мир, свою духовную реальность. Поэтому в данной программе много места отводится написанию и обсуждению собственных оригинальных стихотворений учащихся в лирических жанрах. Работа завершается изданием миниатюрных сборников,напечатанных и оформленных самими учащимися.
Кроме того, деятельность кружка снимает многие психологические барьеры ребят, связанные со страхом неуверенности, неспособности к художественному творчеству. Ребята приобретают навык нетравматичного, дружеского общения в рамках общего вида деятельности.
Цели и задачи программы
Целью программы является развитие художественно-поэтических способностей детей на основе качественного контакта друг с другом и духовным миром поэтов, внесших вклад в мировую поэтическую культуру от античности, Древнего востока до Европейской поэзии 17-20 веков, а также Русской поэзии от "Слова о полку Игореве" до наших современников.
Задачи
Обучающие:
1. Более тесный контакт с художественными произведениями:чтение вслух, по ролям.\ постановки поэтических миниатюр Техника художественного чтения поэтических произведений.
2. Формирование у обучающихся творческого мышления: ассоциативных образов, фантазии. умения решать художественно-творческие задачи на подражание и повтор, импровизировать на заданную тему.
3. Овладение различными поэтическими формами: ода, лирического произведение, басня.
4. Развитие самостоятельности суждений при восприятии поэтических произведений.
Воспитательные:
1. Воспитание у детей уважения и любви к сокровищам национальной и мировой поэтической культуры.
2. Развитие уверенности в себе, преодоление комплекса неумения.
3. Развитие коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками.
Прогнозируемый результат: участие членов литературного кружка в проектной творческой деятельности школы.
Формы работы кружка
Четыре цикла:"Времена года в поэзии"
1. "Октябрь уж наступил" (А.Пушкин) -октябрь- ноябрь
2. "Зима недаром злится..." (Ф.Тютчев) - декабрь - январь
3. "Весна, весна"Как воздух чист!" (Е.Баратынский) - февраль -март
4. "Летний вечер тих и ясен..." (А.Фет) - апрель -май
Каждый цикл охватывает следующие виды работ: чтение художественных текстов. словесное рисование по мотивам стихотворений, конкурсы чтецов и рисунков, истолкование художественных текстов, игры в буриме, поэтический мастер-класс,написание стихов в различных жанрах, планирование сборника стихов, издание сборника поэзии, выставка сборников, экскурсии.
Участие в мероприятиях: выпуск стенной газеты, подготовка выставки книжек-миниатюр, участие в литературных вечерах и праздничных концертах.