Программа. "Развитие творческих способностей"
Предварительный просмотр:
Программа индивидуальной внеурочной деятельности по развитию творческих способностей учащихся
Пояснительная записка.
Книги-хранители духовного огня, без которого творческий полёт немыслим. Книги нужны человеку для творчества. Будущее России будет во многом определяться интеллектуальной способностью её граждан. Поэтому растёт потребность, прежде всего, в творческих личностях. Образное мышление- главный признак творческой личности - быстрее развивается у тех, кто много читает.
Цель и задачи программы
1.развивать любознательность, познавательный интерес, творческие способности;
2. развивать самостоятельность и инициативу;
3.формировать умение доводить начатое до конца;
4. научить и закрепить умение создавать свои тексты. доклады, отзывы, рецензии, научить работать с книгой, пользоваться всей имеющейся в ней информацией;
5.отработать навыки использования библиографии, пробуждение интереса к библиографии, воспитание библиотечно-библиографической грамотности у учащихся.
6.освоение учащимися азов профессий: «помощник библиотекаря», «библиограф»;
7. приобретение учащимися междисциплинарных умений и навыков для дальнейшего использования их в учёбе, а также оказания нужной помощи в работе библиотеки.
Ожидаемые результаты
В течение года проводится поэтапная диагностика успешности усвоения материала в виде тестов, итоговых занятий, зачётов и конкурсов, теоретические и практические занятия.
№ п/п | Дата проведения занятий | ТЕМА ЗАНЯТИЯ | Кол-во часов |
История возникновения письменности | 6 | ||
1 | 1.Письменность древних народов. Пиктограммы. | 1 | |
2 | 2. Письменность индейских племён. Глина, знаки-клинья. Писцы | 1 | |
3 | 3.Древний Египет. Иероглифы. | 1 | |
4 | 4.Древняя Греция. Древний Рим. Греческое письмо. | 1 | |
5 | 5.Книжная торговля. Раскопки Помпеи. | 1 | |
6 | 6.Славянская письменность. Кирилл и Мефодий. Творческая работа - тесты, кроссворды, викторины. | 1 | |
История книги | 8 | ||
7 | 1.На чём писали в древности. Папирус, пергамент, шёлк. | 1 | |
8 | 2. Берестяные письма, рукописные книги. | 1 | |
9 | 3.Оформление книги, иллюстрации. | 1 | |
10 | 4. Печать, штампы, печатные пряники на Руси. | 1 | |
11 | 5. Основа книгопечатания. Первые книгопечатники. | 1 | |
12 | 6.Как начали печатать книги на Руси. «Повесть временных лет». | 1 | |
13 | 7.Кто делает книгу, из чего состоит книга. | 1 | |
14 | 8. Выставка-конкурс. Составление кроссвордов, викторины, изготовление самодельной книги. | 1 | |
Что такое библиотека | 10 | ||
15 | 1.История возникновения библиотек с древних времён «Аптека для души». Должность библиотекаря. | 1 | |
16 | 2. Известные деятели культуры и библиотеки в России: Пётр1, Крылов И. и другие. | 1 | |
17 | 3. Современные библиотеки. Понятия «Абонемент», «Читальный зал», формуляр читателя, книжный формуляр. | 1 | |
18 | 4.Каталоги и картотеки. как устроены и как ими пользоваться. | 1 | |
19 | 5.Знакомство со справочным аппаратом библиотеки. Энциклопедии, словари, справочники. | 1 | |
20 | 6. Как найти нужную книгу на полке. Расстановка книг и журналов. | 1 | |
21 | 7.Книжные выставки, какие бывают, их назначение. | 1 | |
22 | 8. Правила пользования библиотекой. | 1 | |
23 | 9. Какие бывают библиотеки для детей. Моя домашняя библиотека. Мои любимые книги. | 1 | |
24 | 10. Книжкина больница. Ремонт книг. | 1 | |
Судьбы древних библиотек | 5 | ||
25 | 1.Библиотека Аристотеля. | 1 | |
26 | 2. Библиотека в Древнем Риме. Свитки из папируса. | 1 | |
27 | 3. Православные библиотеки, книжные палаты Древней Руси. Ярослав Мудрый. | 1 | |
28 | 4. Новгородские библиотеки. Берестяные грамоты | 1 | |
29 | 5.Сообщения, доклады о древних библиотеках. | 1 | |
Над раскрытой книгой | 5 | ||
30 | 1. Как работать с книгой. Выбор книг в библиотеке. | 1 | |
31 | 2. Учимся писать отзыв о книге, сообщение, доклад. Составление списка литературы. Запись о прочитанном, написание отзыва о книге. | 1 | |
32 | 3.Читаем и играем. Блиц – опрос «Самый-самый». творческие игры по книгам. | 1 | |
33 | 4.Иллюстрируем любимую книгу. Виды иллюстраций, конкурс иллюстраций, выставка лучших работ. | 1 | |
34 | 5.Итоговое занятие. «Человек придумал книгу». Диспут «Книга или компьютер». | 1 |
Тематическое планирование занятий в 9 классах
№ п/п | Дата проведения занятий | Тема занятия | Кол-во часов |
Библиография-наука удивительная | 6 | ||
1 | 1.Библиография. Немного истории. | 1 | |
2 | 2.Библиограф- профессия. Турнир знатоков-библиографов. | 1 | |
3 | 3.Библиография- наука. | 1 | |
4 | 4. Библиография- «ключ» ко всем познаниям. | 1 | |
5 | 5. «Ключи библиографии». Правила использования. | ||
6 | 6. Задачи библиографии: описание книг, ознакомление с их содержанием, отбор лучших, нужных и рекомендация их читателям. | 1 | |
«Ключи библиографии» | 5 | ||
7 | 1.Книга (титульный лист, предисловие, аннотация, оглавление). Практическое занятие- выбор книг в библиотеке | 1 | |
8 | 2. Список (рекомендательный и тематический). | 1 | |
9 | 3.Указатели (универсальные и тематические) | 1 | |
10 | 4. Выставки (тематические, полочные, персональные, информационные). Придумай свою выставку. | 1 | |
11 | 5.Каталог- «компас в книжном море». Каталожная карточка, картотека. | 1 | |
Справочно- библиографический аппарат библиотеки | 12 | ||
12 | 1. Что такое каталог? Систематический и алфавитный каталог, повторение пройденного. Выбор книг в библиотеке по каталогу. | 1 | |
13 | 2. Для чего создан каталог, почему он называется систематическим, алфавитным? Игра- эстафета. | 1 | |
14 | 3. Сравнение каталогов для 5-х и 7-х классов. | 1 | |
15 | 4. Каталожная карточка (шифр. индекс, авторский знак…).Задание- найди нужную книгу на полке. | 1 | |
16 | 5. Понятие систематической картотеки (газеты, журналы, статьи из сборников). | 1 | |
17 | 6.Отличие каталога от картотеки. Творческое задание: разгадайте кроссворд. | 1 | |
18 | 7.Практическое занятие- подбор литературы по отдельным темам, используя каталоги и картотеки. | 1 | |
19 | 8.Справочная литература- энциклопедии и словари | 1 | |
20 | 9. Твой друг энциклопедия. Какие бывают энциклопедии? | 1 | |
21 | 10.Словари. Энциклопедические и терминологические словари. Сколько составлено словарей? | 1 | |
22 | 11.Игра-соревнование: найди ответ на вопрос в энциклопедии. | 1 | |
23 | 12. Игра-соревнование: найди ответ на вопрос в справочнике, словаре. | 1 | |
Специализация « Информатор-библиограф» (помощник школьного библиотекаря) | 11 | ||
24 | 1.Введение в курс. Что должен уметь информатор-библиограф. что такое библиотечная база данных. Инструкция по технике безопасности в библиотеке (ознакомление и написание). | 1 | |
25 | 2. Знакомство с содержанием библиотечного фонда. Виды расстановок книг. Экскурсия на тему «Каким образом расставлены книги в школьной библиотеке». | 1 | |
26 | 3. Структура и типовое оформление книг. | 1 | |
27 | 4. Библиографическое описание документов (однотомников) | 1 | |
28 | 5. Библиографическое описание многотомников и аналитическое описание статей. | 1 | |
29 | 6. Справочно-библиографический аппарат библиотеки. Систематический каталог и «Библиотечно- библиографические таблицы классификации» для массовых и школьных библиотек. | 1 | |
30 | 7.Справочно-библиографический аппарат библиотеки (краткий обзор). Алфавитный каталог и «Таблицы авторских знаков». | 1 | |
31 | 8. Справочно-библиографический аппарат библиотеки. Система картотек. Написание личной картотеки. | 1 | |
32 | 9. Справочно библиографический фонд библиотеки. Виды библиографических пособий, их составление. | 1 | |
33 | 10. Самостоятельная итоговая работа по теме «Поиск необходимой литературы с помощью справочно-библиографического аппарата библиотеки». | 1 | |
34 | 11. Ознакомление с содержанием работы по составлению базы данных книг( компьютерная программа) Тесты по курсу «Информатор-библиограф». | 1 |