Программа. "Развитие творческих способностей"

Программа 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа индивидуальной внеурочной                                                 деятельности по развитию творческих способностей                                    учащихся

Пояснительная записка.

Книги-хранители духовного огня, без которого творческий полёт немыслим. Книги нужны человеку для творчества. Будущее России будет  во многом определяться интеллектуальной способностью её граждан. Поэтому растёт потребность, прежде всего, в творческих личностях. Образное мышление- главный признак творческой личности - быстрее развивается у тех, кто много читает.

Цель и задачи программы

   1.развивать любознательность, познавательный интерес, творческие способности;

   2. развивать самостоятельность и инициативу;

   3.формировать умение доводить начатое до конца;

   4. научить и закрепить умение создавать свои тексты. доклады, отзывы, рецензии, научить работать с книгой, пользоваться всей имеющейся в ней информацией;

   5.отработать навыки использования библиографии, пробуждение интереса к библиографии, воспитание библиотечно-библиографической грамотности у учащихся.

  6.освоение учащимися азов профессий: «помощник библиотекаря», «библиограф»;

  7. приобретение учащимися междисциплинарных умений и навыков для дальнейшего использования их в учёбе, а также оказания нужной помощи  в работе библиотеки.

Ожидаемые результаты

В течение года проводится поэтапная диагностика успешности усвоения материала в виде тестов, итоговых занятий, зачётов и конкурсов, теоретические и практические занятия.

№ п/п

Дата проведения

занятий

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

Кол-во

часов

История возникновения письменности

6

1

1.Письменность древних народов. Пиктограммы.

1

2

2. Письменность индейских племён. Глина, знаки-клинья. Писцы

1

3

3.Древний Египет. Иероглифы.

1

4

4.Древняя Греция. Древний Рим. Греческое письмо.

1

5

5.Книжная торговля. Раскопки Помпеи.

1

6

6.Славянская письменность. Кирилл и Мефодий. Творческая работа - тесты, кроссворды, викторины.

1

История книги

8

7

1.На чём писали в древности.

Папирус, пергамент, шёлк.

1

8

2. Берестяные письма, рукописные книги.

1

9

3.Оформление книги, иллюстрации.

1

10

4. Печать, штампы, печатные пряники на Руси.

1

11

5. Основа книгопечатания. Первые книгопечатники.

1

12

6.Как начали печатать книги на Руси. «Повесть временных лет».

1

13

7.Кто делает книгу, из чего состоит книга.

1

14

8. Выставка-конкурс. Составление кроссвордов, викторины, изготовление самодельной книги.

1

Что такое библиотека

10

15

1.История возникновения библиотек с древних времён «Аптека для души». Должность библиотекаря.

1

16

2. Известные деятели культуры и библиотеки в России: Пётр1, Крылов И. и другие.

1

17

3. Современные библиотеки. Понятия «Абонемент»,

«Читальный зал», формуляр читателя, книжный формуляр.

1

18

4.Каталоги и картотеки. как устроены и как ими пользоваться.

1

19

5.Знакомство со справочным аппаратом библиотеки. Энциклопедии, словари, справочники.

1

20

6. Как найти нужную книгу на полке. Расстановка книг и журналов.

1

21

7.Книжные выставки, какие бывают, их назначение.

1

22

8. Правила пользования библиотекой.

1

23

9. Какие бывают библиотеки для детей. Моя домашняя библиотека. Мои любимые книги.

1

24

10. Книжкина больница. Ремонт книг.

1

Судьбы древних библиотек

5

25

1.Библиотека Аристотеля.

1

26

2. Библиотека в Древнем Риме. Свитки из папируса.

1

27

3. Православные библиотеки, книжные палаты Древней Руси. Ярослав Мудрый.

1

28

4. Новгородские библиотеки. Берестяные грамоты

1

29

5.Сообщения, доклады о древних библиотеках.

1

Над раскрытой книгой

    5

30

1. Как работать с книгой. Выбор книг в библиотеке.

1

31

2. Учимся писать отзыв о книге, сообщение, доклад. Составление списка литературы. Запись о прочитанном, написание отзыва о книге.

1

32

3.Читаем и играем. Блиц – опрос «Самый-самый». творческие игры по книгам.

1

33

4.Иллюстрируем любимую книгу. Виды иллюстраций, конкурс иллюстраций, выставка лучших работ.

1

34

5.Итоговое занятие. «Человек придумал книгу». Диспут «Книга или компьютер».

1

Тематическое планирование занятий в 9 классах

№ п/п

Дата проведения занятий

Тема занятия

Кол-во часов

Библиография-наука удивительная

6

1

1.Библиография. Немного истории.

1

2

2.Библиограф- профессия. Турнир знатоков-библиографов.

1

3

3.Библиография- наука.

1

4

4. Библиография- «ключ» ко всем познаниям.

1

5

5. «Ключи библиографии». Правила использования.

6

6. Задачи библиографии: описание книг, ознакомление с их содержанием, отбор лучших, нужных и рекомендация их читателям.

1

«Ключи библиографии»

5

7

1.Книга (титульный лист, предисловие, аннотация, оглавление). Практическое занятие- выбор книг в библиотеке

1

8

2. Список (рекомендательный и тематический).

1

9

3.Указатели (универсальные и тематические)

1

10

4. Выставки (тематические, полочные, персональные, информационные). Придумай свою выставку.

1

11

5.Каталог- «компас в книжном море». Каталожная карточка, картотека.

1

Справочно- библиографический аппарат библиотеки

12

12

1. Что такое каталог? Систематический и алфавитный каталог, повторение пройденного. Выбор книг в библиотеке по каталогу.

1

13

2. Для чего создан каталог, почему он называется систематическим, алфавитным? Игра- эстафета.

1

14

3. Сравнение каталогов для 5-х и 7-х классов.

1

15

4. Каталожная карточка (шифр. индекс, авторский знак…).Задание- найди нужную книгу на полке.

1

16

5. Понятие систематической картотеки (газеты, журналы, статьи из сборников).

1

17

6.Отличие каталога от картотеки. Творческое задание: разгадайте кроссворд.

1

18

7.Практическое занятие- подбор литературы по отдельным темам, используя каталоги и картотеки.

1

19

8.Справочная литература- энциклопедии и словари

1

20

9. Твой друг энциклопедия. Какие бывают энциклопедии?

1

21

10.Словари.  Энциклопедические и терминологические словари. Сколько составлено словарей?

1

22

11.Игра-соревнование: найди ответ на вопрос в энциклопедии.

1

23

12. Игра-соревнование: найди ответ на вопрос в справочнике, словаре.

1

Специализация « Информатор-библиограф» (помощник школьного библиотекаря)

11

24

1.Введение в курс. Что должен уметь информатор-библиограф. что такое библиотечная база данных. Инструкция по технике безопасности в библиотеке (ознакомление и написание).

1

25

2. Знакомство с содержанием библиотечного фонда. Виды расстановок книг. Экскурсия на тему «Каким образом расставлены книги в школьной библиотеке».

1

26

3. Структура и типовое оформление книг.

1

27

4. Библиографическое описание документов (однотомников)

1

28

5. Библиографическое описание многотомников и аналитическое описание статей.

1

29

6. Справочно-библиографический аппарат библиотеки. Систематический каталог и «Библиотечно- библиографические таблицы классификации» для массовых и школьных библиотек.

1

30

7.Справочно-библиографический аппарат библиотеки (краткий обзор). Алфавитный каталог и «Таблицы авторских знаков».

1

31

8. Справочно-библиографический аппарат библиотеки. Система картотек. Написание личной картотеки.

1

32

9. Справочно библиографический фонд библиотеки. Виды библиографических пособий, их составление.

1

33

10. Самостоятельная  итоговая работа по теме «Поиск необходимой литературы с помощью справочно-библиографического аппарата библиотеки».

1

34

11. Ознакомление с содержанием работы по составлению базы данных книг( компьютерная программа) Тесты по курсу «Информатор-библиограф».

1