Сценарная разработка "Рождественская гостиная"

Костюченко Евгений Николаевич

Сценарий открытого выступления участников литературной студии, работавших над проектом "Кто вы, авторы народных песен?". К реализации поекта привлекаются участники художественной самодеятельности - певцы, музыканты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_rozhd.docx25.96 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано                                                                                                                                     Утверждаю                                

Зам. директора   по ВР                                                                                      директор СПбГБПОУ КПТ

_____________ Купцова С.В.                                                                      ______________А.А.Бадашков

Санкт-Петербургское государственной бюджетное

Профессиональное образовательное учреждение

«КОЛЛЕДЖ ПИЩЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Литературная студия

 «Альтернатива»

Руководитель – Евгений Николаевич Костюченко

Сценарная разработка открытого мероприятия «Рождественская гостиная»

Участники:

Ведущий, Ведущая, Юноша (исполнитель стихов), Солистка (исполнительница песни «Скучно, матушка»), Квартет бардовской песни, Рок-ансамбль.

Ведущая.

Сегодня 25 декабря. Наступило время, которое принято называть Рождественскими праздниками…

Ведущий:

Мы откроем нашу встречу стихами Иосифа Бродского.

(Юноша читает стихи)

Плывет в тоске необьяснимой

среди кирпичного надсада

ночной кораблик негасимый

из Александровского сада,

ночной фонарик нелюдимый,

на розу желтую похожий,

над головой своих любимых,

у ног прохожих.

Плывет в тоске необьяснимой

пчелиный ход сомнамбул, пьяниц.

В ночной столице фотоснимок

печально сделал иностранец,

и выезжает на Ордынку

такси с больными седоками,

и мертвецы стоят в обнимку

с особняками.

Плывет в тоске необьяснимой

певец печальный по столице,

стоит у лавки керосинной

печальный дворник круглолицый,

спешит по улице невзрачной

любовник старый и красивый.

Полночный поезд новобрачный

плывет в тоске необьяснимой.

Плывет во мгле замоскворецкой,

плывет в несчастие случайный,

блуждает выговор еврейский

на желтой лестнице печальной,

и от любви до невеселья

под Новый год, под воскресенье,

плывет красотка записная,

своей тоски не обьясняя.

Плывет в глазах холодный вечер,

дрожат снежинки на вагоне,

морозный ветер, бледный ветер

обтянет красные ладони,

и льется мед огней вечерних

и пахнет сладкою халвою,

ночной пирог несет сочельник

над головою.

Твой Новый год по темно-синей

волне средь моря городского

плывет в тоске необьяснимой,

как будто жизнь начнется снова,

как будто будет свет и слава,

удачный день и вдоволь хлеба,

как будто жизнь качнется вправо,

качнувшись влево.

Ведущая:

Наступает вечер перед днем Рождества Христова, рождественский Сочельник (или Сочевник). Тьма сгущается и спускается на землю, покрывая своими тяжелыми тенями снега бело-пушистые. И вот, вспыхивает на востоке ярко-трепетным светом первая звезда. Ее-то и ждут — не дождутся, поскольку теперь только можно сесть в этот день за трапезу, веруя, что загорелась та самая звезда, что возвестила когда-то волхвам о рождении Сына Божия в Вифлееме Иудейском.

Ведущий:

Поскольку продолжается еще рождественский пост, еда не обильна, но особенна и традиционна: на столе — сочиво (или кутья), сваренная на меду каша из ячменя, пшеницы или риса с изюмом, а также взвары — вареные на меду сушеные яблоки, груши и сливы, оладьи медовые да пироги постные. (А впереди еще две кутьи — под Новый Год и под Крещение). В каждом доме пекли к этому дню фигурное печенье из пшеничной муки — фигурки, изображающие домашний скот, птиц и пастухов. (Каких-нибудь десять лет назад автор лично наблюдал, как это делают в деревнях по берегам Белого моря). Эти фигурки выставлялись в окнах, чтобы прохожие их видели, а также рассылались в подарок родным. Хранили их до Крещения, после чего размачивали в святой воде и съедали.

Ведущая:

С самого Сочельника до 1 января ни одна хозяйка не выметала сор из избы, чтобы потом собрать весь его в кучу и сжечь посреди двора. Считалось, что так и беды все из дома выметутся, и урожай будущего года будет защищен (и в саду, и на огороде).

Еще ночью начинают колядовать. «Коляда» (или «коледа») — слово загадочное, и по сей день нет ему ни одного надежного объяснения. Дело в том, что в разных областях России народ придавал этому слову самые различные понятия. Так, на севере называют колядою сам рождественский Сочельник, а колядованием — обряд хождения от дома к дому с поздравлениями и песнями. В Новгородской области колядой называют подарки, получаемые при хождении по дворам. На юге называют этим именем самый праздник Рождества и даже все Святки. У белорусов «колядовать» означает — Христа славить. Если же обмолвится этим словом житель Смоленщины, в его устах оно имеет значение «побираться, просить милостыню».

Ведущий:

Как бы то ни было, но ходили по дворам — колядовали на Святки — повсеместно, как в селах, так и в городах, включая столицы. Известно, что в этом обряде принимал участие даже государь Петр Великий, а тех, кто от него уклонялся, приказывал бить плетьми.

Когда-то по селам Московской губернии возили на санях Коляду — девицу, одетую поверх шубы в белую рубаху. И пели: «Уродилась Коляда накануне Рождества…». Но уже к началу ХХ века такие сложные действа заметно упростились, а потом свелись к минимуму. В первую святочную ночь колядовала обычно молодежь, и парни и девушки шли веселой гурьбою по улицам, неся перед собою на шесте или зажженный фонарь в виде звезды, или вырезанный из картона домик с горящей свечою внутри. Останавливались у тех домов, где горел огонь, заходили и пели колядки — песни, в которых славили хозяина со всем его семейством, за что получали в награду или угощение, или деньги. Песни часто сочинялись прямо на ходу, но существовали в этом искусстве традиционные, идущие из стародавних времен правила. Хозяина, например, величали не иначе, как «светел месяц», хозяюшку — «красным солнцем», детей их — «чистыми звездами». Впрочем, кто умел, придумывал величания более выразительные: «Хозяин в дому — как Адам на раю; хозяйка в дому — что оладьи на меду; малы детушки — что виноградье красно-зеленое…»

Ведущая

Подобные славословия были характерны главным образом для городов, в деревнях же бытовали несколько иные песни. Одни — идущие, вероятно, из самой глубокой древности, в которых рассказывалось, например, о том, как «Божья Мати в полозе лежит, Сынойка родить; Сына вродила, в море скупала…» Другие — отличающиеся какой-то чисто деревенской непосредственностью: «Кто не даст пирога — Сведем корову за рога, Кто не даст ветчины — Тем расколем чугуны…»

И что вы думаете, — колядующая молодежь действительно могла осуществить свои угрозы, потому что на Святках дозволялось все, и всякое озорничанье считалось просто баловством. Уже после первого, рождественского, обхода домов молодежь чаще всего собиралась в заранее подготовленной избе на посиделки, где устраивалась пирушка — на стол выкладывалось все, чем одарили щедрые хозяева, а на подаренные деньги покупалась выпивка, ведь ее на вынос не дают. После застолья начинались игрища, гадания, хороводы.

Подобные обходы проводились трижды — в Сочельник, под Новый год и накануне Крещения. И в каждой семье ждали колядующих, заранее готовили для них угощение и как дети радовались их приходу.

Звучит аудиозапись «А в Иерусалиме…»

 

 

А придут до тебе три праздника в гости.

А як первый праздник — Святое Рождество.          

А як другий праздник — Святого Василия.

А як третий праздник — Святое Крещенье.

А за сим за словом бувайте здоровы.

А за те колядки просим шоколадки.

Ведущая

Пели долгими зимними вечерами и другие песни. Их принято называть народными, и считается, что их авторство невозможно установить. Однако не все так однозначно.

Ведущий (наигрывает мелодию).

Например, эта мелодия известна нам с детства. Песню эту исполняют в наши дни многие музыканты, и почти все они называют ее народной. Но сегодня мы восстановим справедливость и назовем имена тех, кто подарил нам ее.

Итак, в 1817 году в журнале «Вестник Европы» появились стихи, подписанные «Д.Глебов». Дмитрий Павлович Глебов был важным государственным чиновником, но и поэзии не чуждался. Во всяком случае, его романсы, стилизованные под фольклор, были популярны, стихи распространились в списках, и спустя некоторое время композитор Александр Егорович Варламов переложил их на музыку.

(исполняется песня «Скучно, матушка…»)

Скучно, матушка, мне сердцем жить одной,
Скучно, скучно, что не едет дорогой.

Где сокрою я кручинушку свою?
Лучше выйду, на крылечке постою.
Посмотрю, кто вдоль по улице прошел,
Посмотрю, не пролетит ли мой сокол.
Вдоль по улице метелица метет,
А с метелицей и милый мой идет.
Машет издали мне аленьким платком,
Подошедши, говорит он мне тайком:
«Ах, постой, постой, любезная моя!
Дай мне, радость, наглядеться на тебя!
С той поры, как разлучились мы с тобой,
Потерял я и здоровье и покой». -
«Друг сердечный, - отвечала я ему, -
Или ты смеешься горю моему?
Такова ли я до сей поры была?
Таковою ли красавицей слыла?
На лице поблекли алые цветы;
Без тебя, мой друг, лишилась красоты!»

Печатается по тексту журнала "Вестник Европы", 1817 г., ч. 92.

Ведущая.

Стилизация под народные песни – распространенный поэтический прием. Пользовался им и Пушкин («Ворон к ворону летит…»), и Лермонтов («Завещание»). Используют его и поэты нашего времени. В 1980 году Давид Самойлов написал стихотворение «Песенка гусара».

КОГДА МЫ БЫЛИ НА ВОЙНЕ


из книги
Давида Самойлова «Голоса за холмами», собравшей стихи 1981–1985 годов
Песенка Гусара

Когда мы были на войне,
Когда мы были на войне,
Там каждый думал о своей
Любимой или о жене.

И я бы тоже думать мог,
И я бы тоже думать мог,
Когда на трубочку глядел,
На голубой ее дымок.

Как ты когда-то мне лгала,
Как ты когда-то мне лгала,
Как сердце легкое свое
Другому другу отдала.

А я не думал ни о ком,
А я не думал ни о ком,
Я только трубочку курил
С турецким табаком...

Когда мы будем на войне,
Когда мы будем на войне,
Навстречу пулям понесусь
На молодом коне.

Я только верной пули жду,
Я только верной пули жду,
Что утолит мою печаль
И пресечет мою вражду.

Прошел год-другой, и бард Виктор Столяров подобрал музыку к этим стихам. Он с успехом исполнял эту песню на своих концертах. Но подлинная популярность пришла к ней только после того, как она вошла в репертуар сразу нескольких коллективов. Это Кубанский казачий хор, ансамбль Будимир, «Казачий Круг» и множество других. И все они объявляли со сцены – «Звучит народная песня…»

 (Исполняется песня «Когда мы были на войне»)

Ведущий:

Итак, самый короткий зимний день, 25 декабря, подходит к концу. Уже завтра Солнце взойдет хоть на минуту, но раньше. И с каждым днем оно будет согревать озябшую землю все сильнее и сильнее. Вся природа будет праздновать вместе с нами, потому что мы слишком сильно привязаны к этой звезде. К звезде по имени Солнце.

И завершает наш вечер еще одна песня, ставшая народной, хотя автор ее известен всем.

 

Исполняется песня «Звезда по имени Солнце»

      Am

Белый снег, серый лёд

      C

На растрескавшейся земле.

   Dm

Одеялом лоскутным на ней

G

Город в дорожной петле.

      Am

А над городом плывут облака,

     C

Закрывая небесный свет.

      Dm

А над городом - жёлтый дым.

G

Городу две тысячи лет,

Dm

Прожитых под светом звезды

         Am

По имени Солнце.

И две тысячи лет война,

Война без особых причин.

Война - дело молодых.

Лекарство против морщин.

Красная-красная кровь -

Через час уже просто земля,

Через два на ней цветы и трава,

Через три она снова жива.

И согрета лучами звезды

По имени Солнце.

И мы знаем, что так было всегда:

Что судьбою больше любим,

Кто живёт по законам другим

И кому умирать молодым.

Он не помнит слово "да" и слово "нет",

Он не помнит ни чинов, ни имён.

И способен дотянуться до звёзд,

Не считая, что это сон.

И упасть, опалённым звездой

По имени Солнце.