Михаил Лермонтов
Предварительный просмотр:
Михаил Лермонтов
(статья - эссе)
Необходимое предисловие
Мы продолжаем серию статей (как и было обещано читателям редакцией), посвященных творчеству конкретных писателей. Ранее в номере от 20 февраля - это были братья Стругацкие, далее был Акунин, а сегодняшняя статья посвящена Лермонтову Михаилу Юрьевичу. На этом первый цикл статей под условным названием «Мои любимые писатели» заканчивается, но мы не прощаемся с вами, уважаемые любители книг. Где то с июня и до конца года еженедельник «Районная Витрина» планирует опубликовать еще одну серию статей - эссе по данной теме.
В ее состав планируется воспоминания о прочитанных книгах Василия Аксенова с его совершенно потрясающим «Островом Крым», а также «Московской сагой», не уступающей, на мой взгляд, по размаху и литературному языку гениальному произведению Михаила Шолохова «Тихий Дон», воспоминания о котором также планируется к печати, далее стихи Сергея Есенина, ибо мне кажется представить Русь, Россию без великого Есенина невозможно, помните, уважаемый читатель его потрясающие стихи, например, так сказать, на вскидку, вот эти - «нет, таких не размять, не рассеять - бесшабашность им гнилью дана, эх, Рассея ты моя Рассея - азиатская сторона!»
Или такие, на мой взгляд, просто гениальные - выткался на озере алый свет зари, на бору со звонами плачут глухари … . Во общем, мы еще с вами, Бог даст, встретимся на страницах еженедельника «Лискинский успех» и поговорим, обсудим, а может быть и поспорим о том, что же такое литература в нашей жизни. Нужна ли она вообще при формировании личности. Или может пойдем с вами по пути, который предлагает недоумок - министр Фурсенко, а именно - литература предмет не обязательный, кому надо сами прочтут если захотят, потом, как нибудь, в ходе жизни. И это говорит министр России, отвечающий за образование!? Прямо шпион какой то, агент влияния времен фашистской Германии. Ну да ладно, ничего, разных руководителей Русь видала и этого, Бог даст, переживем. Как тут, лишний раз, не вспомнить гениального Есенина: а месяц будет плыть и плыть, роняя весла по озерам, а Русь все так же будет жить, смеяться, плакать у забора. Так что, министер - твистер Фурсенко, ничего у вас не получится, Русь от своих гениев и знания их творчества не откажется никогда. Иначе это будет не Русь, а какой то зверинец наркоманов, бомжей и недоумков, умеющих только спать, жрать и размножаться. Уважаемый читатель, вы же этого не хотите. Уверен, что нет, вот и я не хочу. Поэтому и появляются эти статьи, посвященные любимым писателям без которых жизнь была бы скучна и однообразна, как бесконечный осенний дождь, который, бывает, идет сутками и не приносит ничего, кроме тоски и уныния.
И последнее. Жанр статьи - эссе, выбран не случайно, потому что автор, пишущий эти строки максимально старается быть честным перед вами и пишет только о тех эмоциях и о тех знаниях, которые остались в нем от прочитанного ранее, независимо от давности лет. О том, что остается, образно говоря, «в сухом остатке». Одним словом это статьи - впечатления, это статьи - эмоции. И если они не совпадут с вашими чувствами, то, что называется «один в один», ну что ж, зато у нас получится, как мы уже и говорили ранее - заочный диалог. А это уже хорошо.
Итак - Михаил Лермонтов.
Смерть поэта.
Начнем с трагического, с той самой дуэли, которая и оборвала жизнь гения. Мне доводилось быть в тех, памятных и дорогих для любого русского человека местах. Дело в том, что врачи рекомендовали жене посещать минеральные воды Железноводска Ставропольского края. Ну а я при ней, так сказать - сопровождающий. Железноводск и Пятигорск в двух шагах друг от друга. И мы за семь лет поездок в ту сторону дважды были на экскурсиях, связанных непосредственно с пребыванием, жизнью и смертью Лермонтова в Пятигорске.
Так вот, судя по тому, что я увидел, а тем более услышал от профессионала - экскурсовода, следует признать, что та дуэль была, то, что называется - «по делу». И не все так однозначно, дескать, Мартынов - подлец и убийца, а Лермонтов - невинная жертва. Нужно понимать нравы, обычаи и традиции той эпохи, что бы быть объективными до конца.
Судите сами. Два молодых офицера, оба дворянина, оба участники кавказской войны тех лет. И вот, на вечере, устроенном у знакомого генерала, фамилия которого, по - моему Раневский или Раевский, точно не помню, да это в данном случае и не важно, в присутствии сверстниц - дочерей генерала Лермонтов пишет эпиграмму на Мартынова, рифмуя в саркастической форме, что то наподобие - Мартыш - бердыш, да еще сопроводил слова рисунком, изображающим Мартынова в неприглядном виде.
Дело в том, что повинуясь тогдашней моде, многие молодые офицеры одевались в кавказскую одежду с непременным атрибутом - кинжалом. А у Мартынова кинжал был уж совсем не по размеру велик. Вот эта эпиграмма, написанная и озвученная в салоне генерала, да еще с фривольным рисунком, да еще в присутствии молодых девиц и стала причиной дуэли. Да, Лермонтов выстрелил в воздух. Да, тем самым, он вновь просил прощения и примирения у своего товарища по оружию. Мартынов не простил. Что ж, это было его право, таковы законы дуэли, таковы понятия о защите чести и достоинства в те времена. Честь была для многих из них превыше всего, так что слова великого гениального русского поэта Лермонтова, написанные по поводу Пушкина оказались пророческими для самого себя. То, что называется - попадание «в десятку». Помните, уважаемый читатель, бессмертную строку - «погиб поэт - невольник чести …». Жаль, ах как жаль, что так все вышло в том далеком для нас девятнадцатом веке в столь прекрасном месте, каковым является Пятигорск.
Талант поэта.
На мой взгляд, да что значит, на мой взгляд, профессионалы - литературоведы так считают - поэты уровня Пушкина рождаются один раз в сто, а то и более лет. А тут практически одновременно, такой, образно говоря, - дуплет. Пушкин - Лермонтов. Ну что тут скажешь? Феноменально конечно. Такие вот мы - русские.
О Лермонтове и легко и трудно рассказывать одновременно. С одной стороны, кто ж в России не знает Михаила Юрьевича Лермонтова, великого русского поэта, трагически погибшего в возрасте 27 лет на Северном Кавказе. Хотя стоит еще раз упомянуть горе - реформатора Фурсенко - его бы власть и Лермонтова знали бы далеко не все. Поражаешься откровенной тупости отдельных высокопоставленных чиновников. Ведь как раз не знание математики или физики объединяет нас, как нацию, а именно литература, театр, кино - одним словом искусство является тем фактором, которым гордится нация, который ее сплачивает и соединяет и если хотите отличает от других. Ведь то, что дважды два четыре знают во всем мире, а вот бессмертные строки - скажика, дядя, ведь не даром, Москва , спаленная пожаром, была французу отдана … принадлежат нам, русским, России. И это благодаря знанию творчеству Лермонтова, ибо не знать его стихотворения «Бородино» это значит быть, как бы не совсем русским.
Так вот, это с одной стороны, а с другой - велик соблазн, набирая этот текст, взять тома его сочинений, благо, вот он, четырехтомник, стоит рядом, в домашней библиотеке и воспроизводить все его гениальные стихи и прозу, так узнаваемую вами, уважаемый читатель, и не бояться ошибиться в тексте и быть за это осмеянным знатоками, знающими и любящими Лермонтова более моего. Ведь он по праву всенародно известный и всенародно любимый. Но ведь нельзя! Помните, дорогие лисяне, что автор этих строк взял на себя обязательство писать только о том, что осталось в нем от творчества того или иного писателя и поэта, независимо от того прочитано ли это, образно говоря, день - два назад или помнится еще со школьной скамьи. В данном случае, конечно, спасибо школе, привившей знания и любовь к Лермонтову, да и литературе вообще.
«Песнь о купце Калашникове …», «Мцыри», «Герой нашего времени», просто отдельные стихи - все гениально и что поразительно все современно. Вот, например, - и скучно, и грустно и не кому руку подать в минуту душевной печали. Что? Разве читающий эти строки хоть раз да не испытывал подобное. А необходимость защитить честь близкого тебе человека - брата, родителей, детей, друга или жены, как это сделал купец Калашников - это разве не современный вопрос или как принято сейчас говорить - не актуально? Еще как актуально, скажите вы, читающий эти строки ибо жить на гроши трудно, но можно, а вот жить с поруганной честью? Ну, я не знаю? Наверное, тоже можно, но стоит ли. Ведь ты, тогда как бы и не совсем человек, так, ондатра. Творчество Лермонтова, на мой взгляд, это гимн чести, гимн любви к Родине, к России, к ее людям, живущим на ее земле. Все чувства, которые передает Лермонтов в своих произведениях, как малых, так и больших созвучны нам, русским душам до мелочей, до деталей. Ну вот сами посудите, прочитав гениальные строки: «выхожу один я на дорогу, сквозь туман тернистый путь лежит, ночь тиха пустыня внемлет Богу и звезда с звездою говорит …» Может где то я и ошибся малость в словах, но ведь сидит во мне это десятилетиями оттуда, со школы и сейчас в возрасте 63 лет греет мне душу.
Нет, что б там кто не говорил, уважаемые земляки, а без искусства вообще и без литературы в первую очередь, нам как нации, говоря, по - житейски - кранты. Поэтому и сами будем читать и восхищаться творчеством классиков и современников, да и детей своих приучим и внуков тоже. Так что покупая еду и одежду в новом супермаркете «Дон», не забудьте спуститься на цокольный этаж, в не менее великолепный книжный магазин «Аммиталь» и купить что - нибудь для души.
Вот на этой оптимистической (а может быть уже несбыточной, как вы считаете, читатель?) ноте и разрешите закончить мой рассказ о человеке, соединивших нас, русских, достаточно лишь одной, но гениальной строчкой: «Скажи ка, дядя, ведь не даром …», а далее, каждый из нас продолжит сам.
Июнь 2015г.