Открытый урок литературы
Класс: 7
Учитель: Оксана Михайловна Мурашова
Тема: Максим Горький. «Старуха Изергиль». «Легенда о Данко». Романтический характер легенды.
Цели:
- Познавательные. Понимать связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания.
- Коммуникативные. Уметь читать произведения и их отрывки с использование образных средств русского языка.
- Регулятивные. Применять метод компьютерных средств.
- Личностные. Развитие эстетического сознания через произведения Максима Горького.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_dlya_publikatsii.docx | 36.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок литературы
МОУ «Дашковская средняя общеобразовательная школа»
пос. Большевик, Серпуховский муниципальный район
Класс: 7
Учитель: Оксана Михайловна Мурашова
Тема: Максим Горький. «Старуха Изергиль». «Легенда о Данко». Романтический характер легенды.
Цели:
- Познавательные. Понимать связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания.
- Коммуникативные. Уметь читать произведения и их отрывки с использование образных средств русского языка.
- Регулятивные. Применять метод компьютерных средств.
- Личностные. Развитие эстетического сознания через произведения Максима Горького.
Оборудование:
- Презентация «Романтические произведения Максима Горького» (13 слайдов).
- Рисунки, иллюстрации, распечатки словарных слов, эпиграфов.
- Ноутбук.
Эпиграфы к уроку.
В жизни всегда есть место подвигу.
Максим Горький
Жизнь не тающая свеча. Это что-то вроде чудесного факела,
который попал человеку в руки на мгновение, и его нужно
заставить пылать как можно ярче, прежде чем передать
грядущим поколениям..
Б. Шоу
Ход урока
- Организационный момент.
- В организационный момент также входит приглашение ученицы- художницы, которая будет рисовать то, как она видит урок со стороны. Сабашева Алиса.
- Вступительная часть урока. Создание мотивации, эмоциональный настрой на анализ легенды.
Слово учителя.
- “...Учитесь, читайте, научитесь уважать людей за их работу, за все то, что они сделали для Вас...”, - так говорил человек, который сам был постоянно завален работой, просиживал за столом по 14 часов в сутки. Имя этого человека, портрет которого вы видите на доске, - Алексей Максимович Горький. Горький всегда пристально наблюдал за жизнью, видел в ней и радости, и горести, и разочарования, и негодования.
За несколько месяцев до создания рассказа “Старуха Изергиль” Горький писал: “Мечтать - не значит жить! Нужны подвиги, подвиги! Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили все и, сотрясая, толкали вперед. Пусть отвращение к настоящему будет беспоойной, острой болью и жажда будущего – страстным мучением”. Так понимал высший смысл и\жизни и искусства писатель. И сам искал сильное, яркое слово, которое могло бы подвигнуть человека на подвиг, заставить изменить жизнь. В детстве для себя Горький нашел такие слова... В чем? В книгах.
- И самый яркий образец легенды
Красивый, смелый, бескорыстный ты.
Как будто из волшебной киноленты.
Как будто из желаемой мечты.
Ты человек-легенда, ты бессмертен,
Во имя жизни жертвуешь собой.
И не напрасно станешь ты героем:
Вокруг тебя добро, тепло, любовь…
_ Ребята, о каком герое будет идти сегодня речь? Какова тема нашего урока?
(Называют).
Слово ученика. Отрывок «Легенда о Данко» читает наизусть Ожерельев Дмитрий.
3. Словарная работа.
- Что такое легенда? (Легенда – один из самых значительных жанров письменности на протяжении всего европейского средневековья, начиная с шестого века. Первоначально – житие святого, написанное для чтения в день его памяти. В фольклоре легенда – рассказ, в основе которого лежит чудо, фантастический образ или представления, которые воспринимаются как достоверные.)
- Антипод, альтруист, антитеза, роптать.
- Работа в тетрадях по литературе. Запись темы, эпиграфов, некоторых тропов.
- Презентация «Романтические произведения Максима Горького». Выразительное чтение некоторых учащихся.
- Физкультминутка. Прослушивание пантомимы «Данко».
- Работа с текстом художественного произведения по учебнику. Чтение по отрывкам и обсуждение по проблемным вопросам. Работа по учебнику. Работа в парах.
"Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех сторон таборы этих людей, а с четвертой - была степь. Были это веселые, сильные и смелые люди. И вот пришла однажды тяжелая пора: явились откуда-то иные племена и прогнали прежних в глубь леса.
- Какими вы видите людей этого племени? Могли ли они, на ваш взгляд, сделать что-то, чтобы чужие племена не сумели прогнать их в глубь леса?
- Люди были сильные, смелые, веселые. Такие, как они, должны идти до конца, ничего не бояться.
- Люди струсили и не стали сопротивляться, их, я думаю, ждет смерть.
- Люди привыкли к веселой, беззаботной жизни, поэтому, когда возникла опасность, они и не смогли бороться с чужими племенами.
- Если это сильные и смелые люди, как пишет автор, то почему же они испугались “тяжелой поры” и даже не стали сопротивляться.
Там были болота и тьма, потому что лес был старый, и так густо переплелись его ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву. Но когда его лучи падали на воду болот, то подымался смрад, и от него люди гибли один за другим. Тогда стали плакать жены и дети этого племени, а отцы задумались и впали в тоску.
- Как вы думаете, можно ли было как-то спасти племя от гибели?
(- Люди ушли в глубь старого леса, где были болота и тьма, они испугались за свою жизнь, но ничего не предпринимали. Думаю, они просто оказались слабыми.
- Вместо того чтобы искать выход, “отцы”, самые мудрые, я считаю, люди в племени, впали в тоску.
- Нужно было что-то делать, а не просто тосковать.)
- Какие краски являются главными в описании природы, окружающей людей? (Краски тьмы: “там были болота и тьма... так густо переплелись ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую тьму
Но тут явился Данко и спас всех один. Данко - один из тех людей, молодой красавец. Красивые - всегда смелы. И вот он говорит им, своим товарищам:
- Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец - все на свете имеет конец! Идемте! Ну! Гей!..
Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня.
- Веди ты нас! - сказали они.
Тогда он повел..."
- Как восприняли люди предложение Данко? Почему они поверили ему?
(- Люди обрадовались, что нашелся кто-то, кто предложил выход.
- Человек всегда рад тому, кто решит за него, что делать.
- В такой ситуации люди всегда пойдут за лидером и будут ему благодарны за спасение.
- Люди увидели, что он лучший из всех, и поэтому пошли за Данко.
- “Красивые - всегда смелы”, - так пишет Горький. Данко лучший из всех людей, потому что в его очах светилось много силы и живого огня, поэтому люди и поверили ему и пошли за ним.)
____________________________________________
"Повел их Данко. Дружно все пошли за ним - верили в него. Трудный путь это был! Темно было, и на каждом шагу болото разевало свою жадную гнилую пасть, глотая людей, и деревья заступали дорогу могучей стеной. Переплелись их ветки между собой; как змеи, протянулись всюду корни, и каждый шаг много стоил пота и крови тем людям. Долго шли они... Все гуще становился лес, все меньше было сил! И вот стали роптать на Данко, говоря, что напрасно он, молодой и неопытный, повел их куда-то. А он шел впереди их и был бодр и ясен.
Но однажды гроза грянула над лесом, зашептали деревья глухо, грозно. И стало тогда в лесу так темно, точно в нем собрались сразу все ночи, сколько их было на свете с той поры, как он родился. Шли маленькие люди между больших деревьев и в грозном шуме молний, шли они, и, качаясь, великаны-деревья скрипели и гудели сердитые песни, а молнии, летая над вершинами леса, освещали его на минутку синим, холодным огнем и исчезали так же быстро, как являлись, пугая людей. И деревья, освещенные холодным огнем молний, казались живыми, простирающими вокруг людей, уходивших из плена тьмы, корявые, длинные руки, сплетая их в густую сеть, пытаясь остановить людей. А из тьмы ветвей смотрело на идущих что-то страшное, темное и холодное. Это был трудный путь, и люди, утомленные им, пали духом. Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди их. И стали они упрекать его в неумении управлять ими, - вот как!
Остановились они и под торжествующий шум леса, среди дрожащей тьмы, усталые и злые, стали судить Данко.
- Ты, - сказали они, - ничтожный и вредный человек для нас! Ты повел нас и утомил, и за это ты погибнешь!
- Вы сказали: "Веди!" - и я повел! - крикнул Данко, становясь против них грудью. - Во мне есть мужество вести, вот потому я повел вас! А вы? Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец!
Но эти слова разъярили их еще более.
- Ты умрешь! Ты умрешь! - ревели они. А лес все гудел и гудел, вторя их крикам, и молнии разрывали тьму в клочья. Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они - как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них. Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь, и
тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня... А они, увидав это, подумали, что он рассвирепел, отчего так ярко и разгорелись очи, и они насторожились, как волки, ожидая, что он будет бороться с ними, и стали плотнее окружать его, чтобы легче им было схватить и убить Данко. А он уже понял их думу, оттого еще ярче загорелось в нем сердце, ибо эта их дума родила в нем тоску.
А лес все пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь...
- Проанализируем описание грозы. Как оно помогает отразить состояние людей и происходящее между ними?
(- Гроза – страшное явление: грозно зашептали деревья, грозно шумят молнии.
- Употребляются активные глаголы: грянула, скрипели, гудели, летая, освещали, исчезали – они передают динамику действия.
- Контраст: сгущающаяся тьма и холодный огонь молний, “молнии разрывали тьму в клочья”.
- Из тьмы выступало “что-то страшное, темное и холодное”. Автор даже не называет, что это. Неопределенное местоимение усиливает впечатление таинственности, загадочности, а значит, возрастает и страх.
- Разъяренные люди видятся Данко в зверином облике.
- Снова возникает образ кольца как угрозы, когда люди, как волки, стали плотнее окружать Данко, чтобы легче было схватить его и убить.)
- Как вы считаете, что может дальше произойти с Данко? Можем ли мы осуждать людей за трусость?
(- Людей много, это толпа, а толпа может растерзать.
- Данко может дальше убеждать людей и, возможно, убедит.)
Отрывок «Легенда о Данко» читает наизусть Ожерельев Дмитрий.
- Что сделаю я для людей?! - сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.
- Идем! - крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям.
Они бросились за ним, очарованные. Тогда лес снова зашумел, удивленно качая вершинами, но его шум был заглушен топотом бегущих людей. Все бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца. И теперь гибли, но гибли без жалоб и слез. А Данко все был впереди, и сердце его все пылало, пылало!
И вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дожде . Гроза была - там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река... Был вечер, и от лучей заката река казалась красной, как та кровь, что била горячей струёй из разорванной груди Данко.
Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, - кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и - умер.
Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой... И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло..."
- Вот откуда они, голубые искры степи, что являются перед грозой!
- Какой момент следует считать кульминационным?
(- Когда Данко вырвал из груди свое сердце и осветил им путь людям.)
Кульминация со стаканом воды.
Какими средствами художественной выразительности изображается сердце героя?
(- Градация: “Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца”.
- Повторы: пылало, ярко, солнце, освещенный, факел.
- Перифраз: сердце – “факел великой любви к людям”, символ жертвенной любви.)
- Предполагали ли вы, что все может так закончиться? Напрасна ли смерть Данко?
(- Да, предполагал, но надеялся, что люди окажутся добрее.
- Думал, что герои спасутся. Они и спаслись, но какой ценой...
- Наверное, нельзя строго судить людей, ведь не каждый человек способен на смелый поступок.
- Данко погиб. Его гибель не напрасна. Он спас целое племя от гибели. И может быть, сейчас люди и не думают о благодарности, но потом, я уверен, они поймут, что для них сделал Данко.
8. Подведение итогов урока.
- Какова же тема легенды? (Тема - подвиг Данко, жертвующего собой ради спасения людей.)
- Можно ли назвать Данко героем? (Дети говорят и о том, что подвиг Данко похож на подвиг Прометея, похитившего огонь для людей, но понесшего за это страшное наказание. И о том, что подвиг Данко должен служить напоминанием новым поколениям о том, каким должен быть настоящий человек.)
Выступление ученицы – художницы.
9. Оценки за урок.
10. Домашнее задание.
- Написать сочинение – миниатюру на тему: «Можно ли назвать Данко героем?»