Дербент-живая память прошлого
Нужно сохранить эту необыкновенную,чудесную,уникальную историю, переданную нам нашими предками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie_derbent_-_dlya_sliyaniya.docx | 35.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Сочинение. 2
Живая память прошлого.
Созвездий люстры вбиты в небосклон,
Пятак луны подброшен в небо кем-то,
Над крепостью старинного Дербента
Восточной ночи царственен поход.
(Фэхреддин Орудж Гэрибсэс)
Почему Дербент является живой памятью прошлого? Откуда произошло название города? С какого времени начинается его история? Такой ли он древний, как о нём пишут? Почему нужно ценить и беречь достояние прошлого, переданное нам нашими предками? Почему мы должны сохранить древние памятники и передать их следующему поколению?
Дербент – город мирового значения, город-история, город-тайна, город-магия, город святынь, город ценнейших памятников, представляющих необычайный интерес для всего мира. Даже не верится, что, начиная с I-го века н.э. появление в Дербенте оборонительных сооружений нашло отражение в сведениях античных авторов. Вот какой это древний город. За владение Дербентом боролись Рим и Парфия.
Император Нерон в 68г. н.э. организовал большой поход, используя легионы из Германии, Британии и Иллирии. Планы Нерона осуществил император Домициан,т.к. Нерона убили путём заговора(ГаджиевМ.С.2007.а.с.498-511)
Античные писатели Корнелий, Тацит, Марк Анней Лукан, Гай Валерий Флакк называли его kaspia.
Название города Дербент в переводе с персидского означает «узел ворот», русские называли его «Железные ворота», и это еще не все его названия: арабское Баб ал Абваб(«Ворота ворот», и тюркское «Темир-капы»(«Железные ворота», более древнее наименование Чор Чол,
3
зафиксированное в ряде армянских и грузинских источниках и отложилось в ряде дагестанских языках: кайтагское Чури, лакское Чулли, аварское Чор. Крепость запирала путь из Европы в Азию и являлась частью грандиозной оборонительной системы, куда входили городские стены, цитадель, морская стена и стена Даг-бары (горная), протяженностью сорок километров. Войдя в крепость, в это царство легенд, застывших в камне, мысленно переносишься в древний Дербент. Сопоставляя время, завороженно смотришь на памятники древности. Малый зиндан – тюрьма, ханская канцелярия (Дворец Фатали-хана), ханская баня, крестово-купольный храм, гауптвахта и многое другое. То есть, Дербент – это совокупность старой и новой эры. Город, где время сливается, превращаясь в настоящую восточную сказку.
Во время первых походов на Дербент погибли у стен города в битве с хазарами полководцы - братья Салман и Абдаррахман ибн Рабиа. С именами их и их соратников народная традиция связывает самую почитаемую мусульманскую святыню Дербента - кладбище «Сороковник.» (тюрксккое Кырхляр, персидскоеЧэхэл танан.) оно расположено близ центральных северных городских ворот
Кырхляр-капы, которые арабы называли Баб аль джихад.
«Ворота священной войны». На огороженном участке кладбища имеется группа из сорока монолитных каменных саргофаков полуцилиндрической формы, установленных над погребениями шахидов-мучеников. К сожалению, время стёрло имеющиеся на них куфические надписи. Подобные надмогильные плиты имеются и на южном городском кладбище, носящем название Джум-джум по имени легендарного правителя.
Здесь были и знаменитый завоеватель Надир-шах, и Тамерлан среднеазиатский государственный деятель, полководец, совершивший ряд грабительских походов на Иран, Закавказье, Индию, Малую Азию.
«Хромой Божок» Востока Тимур, называет его в своём стихотворении «Дагестанский петух» Расул Гамзатов. Тамерлан, который с многочисленными войсками решил подступить к Дербенту с гор,
так как с моря было мощное укрепление. Существует легенда, в которой говорится, чтобы запугать дагестанцев, он прислал гонца с мешком, полным зерна:
Хотел сказать хромой божок востока,
Держа полмира в царственной руке,
Что у него народу в войске столько,
4
Как зёрнышек в подаренном мешке.
И каково же было его удивление, когда гонец прискакал обратно с петухом в пустом мешке:
И понял вождь, что очень даже просто
Была его загадка решена:
Склевал петух по зёрнышку всё просо,
Кукареку! В хурджине ни зерна!(Р. Гамзатов сб. Четки лет.с.25)
Дербент - это память, живая память прошлого. Красивый, сказочный город, сохранивший до наших дней необычайную архитектуру. Это город-история. Кажется, вот он великий царь, Пётр Первый, останавливался здесь, восхищался городом. Это ли не история? Это ли не живая память прошлого?
В месте, где расположился музей, император, согласно достоверным историческим данным, останавливался в августе 1722 года во время первой кампании Персидского похода. Там для него был сооружён низкий домик, получивший в дальнейшем название «землянка ПетраI». Объект был расположен примерно в ста метрах к западу от берега моря и состоял из двух небольших комнат.
По всей видимости, «Домик ПетраI» войдёт в структуру Дербентского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, в подчинении которого находятся и другие структурные подразделения: Музей боевой славы, Нарын-кала, дом-музей Бестужева-Марлинского, Музей Культуры и быта Древнего Дербента.На вершине Дербентского холма возвышается великолепное чудо света – крепость «Нарын-Кала», корень наших традиций, к которой ведут 211 ступеней. Отсюда открывается чудесный вид на город, он будто весь на ладони – можно любоваться панорамой города: магалами с узкими улочками, куполами мечетей, новыми микрорайонами, вдали – виноградные плантации, а напротив – бескрайние просторы Каспийского моря. Всё это – город-музей под открытым небом, протяженностью сорок километров. Памятники истории – безмолвные свидетели множественных нашествий, набегов кочевников, различных завоевателей города, сражений за власть над Дербентом. Это хазары, арабы, иранцы, персы, турки, аланы, сарирцы, племена Йаджудж и Маджудж и многие другие.
Это город, являвшийся важным административно-политическим, военно-стратегическим и религиозным центром Восточного Кавказа.
5
Одним из старинных памятников мира является Джума мечеть и ныне действующая. Это уникальный архитектурный памятник, замечательный образец раннемусульманского зодчества. Среди других старинных мечетей города следует упомянуть Минарет-мечеть XV-XVIвв. близ ворот Джарчи-капы(арабское Баб аль Мухаджир и Кырхляр мечеть рядом с одноимёнными воротами, которая была построена по повелению шаха Аббасса в 1036г.х./1626г.
Яркими историко-архитектурными памятниками города являются и сохранившиеся средневековые бани, которые наряду с мечетями, караван-сараями, базарами являлись центром общественной жизни восточного города(ГаджиевМ. 1999Р.415-491) На них обратил внимание знаменитый путешественнник Эвлия Челеби, который посетил Дербент в 1647 году и посетил описанию целый параграф в своём «Сейахат-наме»(Челеби ЭвлияС.(174-175).
Городские ворота также представляют собой замечательные памятники средневековой архитектуры (Хан МагомедовС.О. 1972;2002с.233-299). Они имели не только оборонное значение, но и являлись украшением города.
Из восьми ворот, сохранившихся до наших дней, особым парадным видом выделяются ворота Кырхляр-капы ( в переводе с тюркского «Ворота сорока шахидов, арабского Бал аль- Джихад) и Орта-капы(в пер с тюркского «Средние ворота»), являющиеся центральными в северной и южной городских стенах.
Здесь «прорубил» окно на Восток Петр Великий, который рассматривал Дербент, как важный порт на Каспии. Дербент привлекал внимание не только видных государственных деятелей, о нем писали европейские писатели и историки – Марко-Поло, А. Дюма-отец, А. Олеарий, А. А. Кудрявцев, русский путешественник Афанасий Никитин и многие другие. Здесь в ссылке был декабрист А. А. Бестужев-Марлинский…
Путешествуя по городу, возникает множество мыслей. Столько государств, племён, известных военачальников и деятелей вели борьбу за город Дербент, крупнейший военно-политический центр Кавказа и ворота в Восточную Европу. Представляешь себя несколько веков назад, как бы тогда воспринималось всё это. Затем снова окунаешься в атмосферу современного города и любуешься историческими памятниками и городом Дербентом, вместившим в себя столько исторических событий, памятников необычной старинной, чудесной архитектуры. Поэтому в 2003 году архитектурные объекты Дербента включены в список памятников всемирного наследия ЮНЕСКО.
6
Дербент занял своё почётное место среди выдающихся памятников истории и культуры нашей планеты. Особым событием стали посещение в 2005году Цитадели Дербента президентом РФ.В.В.Путиным, ,а в 2010 году прямой телемост с ним с раскопок в Дербенте. Уникальный город-музей Дербент по-прежнему открывает свои исторические недра и тайны для посетителей всего мира, по-прежнему удивляет и восхищает посетителей мира, пленяет памятью стольких исторических событий и масштабностью посещений известными людьми, что диву даёшься.
И если мы не сохраним эту историю, живую память прошлого, дошедшую до нас через столько веков, то мы потеряем своё лицо. Пустота и провал в будущем ожидают нас. Вспомним слова мудрого поэта Дагестана Расула
Гамзатова из произведения «Мой Дагестан»:
"Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки. »
Древние творения, памятники города, дошедшие
до нас – уникальное явление, это память прошлого. А раз мы ходим по городу, любуемся архитектурой древних мастеров, можем руками, то весь город Дербент - это живая память прошлого. Удивительная древность, вошедшая в сокровищницу не только Дагестана, но и всего мира, достояние наше - город Дербент. Значит, сберечь его - общая задача. Памятники культуры всегда являлись эталоном ценности, эталоном уровня развития, эталоном сформировавшим духовность народа. Поэтому Дербент является живой памятью прошлого. Невольно в памяти возникают строки:
Дербент, Дербент – истории краса!
Живая память древности родной,
Ландшафта и строений чудеса
Реликвии земли твоей святой.
Рим и Парфия за тебя боролись
И многие другие государства.
ПётрI восхищён был тобой,
Землянку для себя велел построить.
Отсюда в Европу «прорубил окно»,
Чтобы в руках был мир морской.
Великие люди писали о тебе,
Их крепости и стены удивили,
Святыни, кладбища, рисунки на стене
Музеи, крепости дивной архитектуры,
Словно, Царство, застывшее в камне
И Каспия просторы раскинулись вокруг.
7
Литература:
- ГаджиевМ.С. Между Европой и Азией: из истории связей Дагестана в албано –сорматский период.Махачкала.1997.с.104
- ГаджиевМ.С.Даг-бары. Великая Кавказская стена. Дагестанские святыни. Махачкала, 2008а с.9-19
- (ГаджиевМ.С. Даг-бары. 2007.а.с.498-511)
- ГаджиевМ.С.«Сейахат-наме»(Челеби ЭвлияС.(174-175).
- ГаджиевМ.Даг-бары. 1999Р.415-491)
- (Хан МагомедовС.О. 1972;2002с.233-299).
- Р.Гамзатов «Мой Дагестан» с.2
- Р. Гамзатов сб. Четки лет 1992.с.25)