Праздник пушкинской поэзии
Предварительный просмотр:
МБУК «ЦБС Арзамасского района»
Казаковская сельская библиотека № 22
Праздник поэзии
«И продолжает жить в потомках вечный Пушкин…»
(День Пушкина)
Цель: создание атмосферы праздника, развитие кругозора, преклонение перед величием поэта
Читательский спрос: с 7 лет
с.Казаково, 2015г.
«И продолжает жить в потомках вечный Пушкин»
(сообщение о поэте)
Изучение биографии А.С.Пушкина, как и биографии любого другого великого поэта, является важнейшим условием понимания его лирического наследия, постижения его творческих замыслов.
А.С.Пушкин – потомок старого дворянского рода, представители которого известны ещё со времён Ивана Грозного. Отец будущего поэта, Сергей Львович Пушкин, помещик, дворянин, жил постоянно в Москве. Он был образованным человеком, любил литературу, преимущественно французскую и вел знакомство с лучшими русскими писателями: Карамзиным, Дмитриевым, Жуковским и Батюшковым. Мать Пушкина, Надежда Осиповна, получила домашнее образование.
Мальчика, родившегося 6 июня 1799 года, родители назвали Александром. До семилетнего возраста он был неповоротлив, молчалив. После «резв и шаловлив». Больше всех его любила бабушка, Марья Алексеевна, да няня, Арина Родионовна. Арина Родионовна знала много сказок и умела передавать их простым языком, понятным для ребенка. Александр любил читать. В девятилетнем возрасте мальчик познакомился с произведениями Гомера, Вольтера, Мольера, Буало.
Когда Александру Пушкину исполнилось одиннадцать лет, в его семье было принято решение отдать мальчика в учебное заведение. К тому времени он получил хорошее домашнее образование: Александр разбирался во французской литературе, знал поэтические работы М.В.Ломоносова, Г.Р.Державина, был в курсе литературных новинок, владел иностранными языками. Его лицейский товарищ, Иван Пущин впоследствии признавал, что Пушкин «нас опередил, знал то, о чём мы и не слыхали».
В 1811 году открывалось новое учебное заведение, именно для дворян – Лицей в Царском Селе. Туда повёз Пушкина дядя его, довольно известный в то время писатель, Василий Львович Пушкин. В октябре того года дядя и отдал племянника на житьё-бытьё и в науку в Царскосельский Лицей.
На созданный по инициативе Александра Первого Лицей возлагались большие надежды. Стране нужны были новые деятели общенационального и общегосударственного образа мыслей. В Лицей было много вложено из того, что имела культурная Россия. В этом учебном заведении должны были учиться два младших брата царя, но впоследствии от этого шага отказались.
Во главе Царскосельского Лицея стояли умнейшие люди России, не просто преподаватели, а просветители: В.Ф.Малиновский и Е.А.Энгельгардт. Слушателям Лицея читались не учебные дисциплины, а преподавались науки, причём профессурой. Библиотека в этом учебном заведении была прекраснейшая, денег на неё не жалели. Каждому воспитаннику в Лицее полагалось отдельное помещение. Физические наказания были не допустимы.
Расписание дня было приблизительно таким: на освоение наук – семь часов; другое время, помимо сна, отводилось на прогулки, игровые занятия, гимнастику. Отметок, как таковых, не было, на каждого воспитанника составлялся отзыв. Спортивные занятия были в приоритете. Обязательны: музыка, иностранные языки, рисование.
В Лицее Александр был бодр: он развернулся среди товарищей и явился остроумным, подвижным мальчиком, горячим в дружбе, беззаветно преданным товарищем и проявил большую страсть к писательству. В Лицее образовался товарищеский кружок, дружеский, тесный, в который вошли Пушкин, Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер, писавшие стихи, а также князь Горчаков, будущий знаменитый русский канцлер, обладавший тонким, наблюдательным умом, умевший со всеми ладить, и большой остроумец Илличевский.
Эти даровитые, мечтательные юноши все время после занятий проводили вместе, гуляли в прекрасном, густолиственном Царскосельском парке, читали друг другу свои повести и стихи, завели даже свой журнал. Главой этого журнала и самым усердным его работником был Александр Пушкин, который в науках не шёл бойко, — особенно не давалась ему арифметика и алгебра, — но по словесным предметам выдавался и был впереди всех. В 1815 году, на публичном экзамене, где присутствовал знаменитый писатель Державин, тогда уже маститый старец, юный Пушкин сначала робко, потом с полным увлечением, прочитал своё стихотворение «Воспоминания в Царском Селе».
Всё стихотворение дышало искренностью, простотой, оно глубоко тронуло старца Державина. Он слушал стихи с восторгом; слёзы дрожали на его глазах. Когда замер звук последнего стиха, он хотел обнять юного Пушкина; но его уже не было. Смелость его разом пропала, — он сконфузился и убежал из зала, его искали и нигде не могли найти.
Но внимание великого Державина так его тронуло и захватило, что он потом, много позднее, не раз вспоминал об этом случае в беседах с друзьями и отметил даже в своих стихах, сказав: «Сам старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил».
В 1817 году Александр закончил образование в Лицее. Из стен Лицея Александр Сергеевич вышел другим человеком: он имел огромный запас сведений, навыков, знаний по русской литературе и латыни, по истории и мифологии, французской риторике и российской поэзии, математике, эстетике, немецкой риторике и других.
Когда лицейская жизнь ушла в светлые воспоминания прошлого, Пушкин, почти ежегодно 19 октября, в день открытия Лицея и вступления его в это учебное заведение, вспоминал о нём с грустным чувством умиления; и не раз обращался ко всему, что связано с Лицеем в прекрасных, звучных стихах.
По окончании учёбы в Лицее Пушкин поселился в Петербурге. Он поступил на службу в Коллегию иностранных дел. Юноша примкнул к товарищам, состоящим в литературном обществе «Арзамас»; из членов «Арзамаса» особое, положительное влияние на поэта оказал В.А.Жуковский. В 1819 году Пушкин пишет поэму «Руслан и Людмила».
В 1820 году за свои стихи, призывавшие к свободе (««Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня»), Пушкин по приказу царя был удален из Петербурга. Он отправился на Кавказ, был в Крыму, жил в Кишиневе и Одессе. В это время из-под его пера выходит много лирических стихотворений, а также поэмы «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан».
В июле 1824 года из-за разногласий с графом Воронцовым Пушкин был выслан из Одессы и уволен с государственной службы. Он был отправлен на север, в родовое имение Михайловское, Псковской губернии. Природные красоты, уединенность, сказки любимой няни – всё это благоприятным образом отразилось на творчестве поэта. За два года (1824-1826 гг.) им были написаны несколько глав «Евгения Онегина», трагедия «Борис Годунов» и другие произведения. Везде с ним была его друг няня. Есть такие личности, которым история отводит особую роль. Личностью такого масштаба является Арина Родионовна Яковлева, няня великого поэта России, Александра Пушкина.
Судьба позаботилась о том, чтобы на пути Александра Сергеевича появился именно такой человек. Арина Родионовна дарила поэту свою любовь, была для него другом, няней, педагогом. Сколько Родионовна знала пословиц, присловий, поговорок… А в мире русской народной сказки она просто была «своей». А как умела передать то, что знала! Именно эта простая русская женщина ввела Александра Пушкина в мир народной поэзии, в общество сказочных героев.
Отношения между няней Родионовной и её воспитанником, были душевно-тёплыми. Старушка могла поворчать, быть притворно-строгой, но Александр знал о её безграничной любви к нему. Баюкая его в младенческие годы, утешая в трудный период северной ссылки, Арина Родионовна душой всегда была с ним.
Няня усаживалась к столу со своими вечными чулками или с прялкой и под бойко бегающее в её руках веретено сказывала свои сказки – певуче, просто. Любил их слушать Пушкин в детстве и в годы одинокой жизни в Михайловском. Многие из этих сказок поэт изложил в простых, прекрасных стихах. Кто не зачитывается и теперь его сказками: «О рыбаке и рыбке», «О царе Салтане», «О Балде» и другими?!.
Много позже, став уже знаменитым, Пушкин сделает вывод о том, что знакомство со старинными песнями, былинами, сказками необходимо для совершенного знания основ русского языка.
О любви к своей няне, к её сказкам и песням, великий поэт писал своему брату, Льву. Он поведывал ему о жизни, о пребывании в Михайловском, о сказках своей няни.
Свои сказки Пушкин начал писать позже, их замысел он долго носил в себе, должно было пройти время, чтобы сказочные сочинения увидели свет.
Находясь в разлуке с поэтом, няня писала ему письма, полные любви и ожидания. Одно из писем, полученное Пушкиным в 1827 году, вызвало в нём в минуту его творчества появление трогательных строк, известных всем: «Подруга дней моих суровых…».
Старенькая «мамушка» Пушкина, как называл иногда свою няню Александр Сергеевич, с лёгкой руки поэта навсегда вошла русскую литературу, став «хрестоматийным образом». Ей посвящено немало стихов.
Няня Родионовна, в смирении и простоте незлобивой души, сделала большое дело для любимца своего Саши: оберегая его в детстве, разделяя с ним годы его тоскливого одиночества, — она дала свежие, жизненные мотивы для его творчества.
Любимая няня Пушкина умерла, когда ей было семьдесят лет, в доме родной сестры Александра Сергеевича, Ольги.
В сентябре 1826 года Пушкин был возвращён в столицу. После возвращения из Михайловской ссылки (1826), неуемный в любовных приключениях Пушкин решил, наконец, жениться. Не оттого, что в очередной раз влюбился, а потому, что захотел «познать счастье». Все, кто знал поэта, очень удивились. Для влюбчивого и неугомонного ловеласа это было неожиданным и странным желанием. Ведь Пушкин всегда считал, что «брак холостит душу». Почти четыре года поэт находился в активном поиске. Он целенаправленно искал невесту. И в каждую претендентку непременно влюблялся. Это были девушки приблизительно одного типа: молоденькие барышни из благородных, добропорядочных семей Москвы или Петербурга, непременно красивые, превосходно воспитанные и очень юные, неопытные, с несложившейся индивидуальностью, или, как называл их сам поэт «мотыльки и лилии».
Сначала он остановил свой выбор на Софье Федоровне Пушкиной, посватался к ней, но получил отказ. Следующей была Екатерина Николаевна Ушакова. Молва разносила по Москве новость: поэт помолвлен с Ушаковой. Но Пушкин так и не сделал ей предложение, уехал в Петербург. Там он влюбляется в Анну Алексеевну Оленину, имеет серьезные намерения, делает предложение, но на несколько часов опаздывает на торжество в доме Олениных по случаю помолвки их дочери и в результате получает отказ. Возвратившись в Москву, он снова намерен ухаживать за Ушаковой, но у нее к тому времени появился жених.
Зимой 1828-1829 гг. на одном из балов Пушкин познакомился с шестнадцатилетней красавицей Натальей Николаевной Гончаровой. Весной (1 мая) он сделал ей предложение, но родители невесты отказали Пушкину до совершеннолетия дочери. Весной следующего года (5 апреля 1830) он вновь обращается к матери Натальи с письмом, в котором снова просил руки ее дочери. Помолвка состоялась шестого мая. Пушкин, кстати, не так был озабочен отношением невесты к нему, как отношением ее родителей. Он считал, что, получив согласие родителей, он сможет сотворить из юного, несформировавшегося существа то, что ему будет нужно для семейной жизни. Прошло много месяцев, полных бурных событий (ссора с будущей тещей, холера в Москве, осень в Болдино, денежные хлопоты и т.д.), прежде чем восемнадцатого февраля 1831 года тридцатидвухлетний Пушкин обвенчался, наконец, с юной Натальей Гончаровой, которой пошел девятнадцатый год. Это произошло в Москве в церкви Вознесения на Малой Никитской. В письмах к друзьям он писал, что счастлив, что чувствует себя обновленным и переродившимся.
Он мечтал о Мадонне, об ангеле, причем его «ангел» должен быть великосветским, безукоризненно воспитанным. Но не учел, что успешно играть роль в великосветском театре жизни может только женщина живого, расторопного и восприимчивого ума. К сожалению, юная и простодушная Натали этим даром не обладала. В домашней жизни его «ангел» оказался капризным, вздорным существом. В случаях, когда было недостаточно обычной светской дрессировки, Натали не проявляла находчивости, чувства такта, терялась и делала ложные шаги. Она была слишком молода. Так произошло и в роковой истории с молодым кавалергардом Дантесом. Имея ревнивый нрав, Пушкин, тем не менее, и мысли не допускал, что его жена изменяет ему с Дантесом. Но он видел ее недостаточно осторожную и легкомысленную манеру общения с дерзким красавцем. По Москве поползли грязные слухи, что было нестерпимо для поэта. Он верил в честность Натали, но и понимал, что она не сможет сама поставить на место наглеца. Тогда сделает это он, ее муж! Ведь эти слухи – еще и личное оскорбление Пушкина. Ведь его предыдущий опыт говорил о том, что волочиться за дамой можно легко и спокойно, даже ничуть не уважая ее, а роль мужа-рогоносца всегда смешна и унизительна. И произошла дуэль (27 янв. 1837), в которой поэт был смертельно ранен. Он умер на третий день – 29 января. Натали была рядом. Она чувствовала свою вину за происшедшее, просила прощения. Умирая, Пушкин сказал ей: «Ты ни в чем не виновата». Попробуем обратиться к источникам. В письмах Пушкина к жене много искренности и шуток, разного рода советов и тоски, иногда укоров ревности, тревог сердца. Но все это перекрывалось верой в прочность семейного уклада. И отсюда – ласковые слова: « женушка», « царица моя» , « душка моя», « Наташа, мой ангел», «эх, женка», «ай-да, хват баба». Можно предполагать, что письма Натальи Николаевны также были исполнены всяческого уважения и любви к мужу. Конечно, лучше обо всем этом могли рассказать сами ее письма. Но она умела и скрывать свои чувства, «мадонна» была сдержана. Молчит «мадонна» и в мемуарах современников: никто не передает ее слов, даже в страшные 2 дня предсмертных мучений Пушкина.
Вторым источником информации о Наталье Николаевне являются архивные материалы: 15 писем Натальи Николаевны, 44 письма Екатерины и Александры, старших сестер, к брату Дмитрию Гончарову.
Третий источник – письма Натальи Николаевны периода ее второго замужества за П. П. Ланским, которые бросают свет на годы жизни с Пушкиным. Поздние письма говорят о том, что Наталья Николаевна с исключительным самопожертвованием воспитывала своих детей от Пушкина, любила их сильней, чем тех, которые родились во втором браке.
Мы определенно узнаем, что Наталья Николаевна по душевному складу – преимущественно домоседка. Она словно сошла для нас с пьедестала. Она знает цену свету, считает недостойным человека «втираться» в него. Для семейной жизни полагает необходимым «союз любящих сердце». Мать четверых детей, она ласкова и заботлива. Наталья Николаевна была религиозна по убеждению, и это обстоятельство многое определяла в ее душевном мире. Хозяйство в доме она вела сама, даже, за отсутствием мужа, снимала квартиру, переезжала, нанимала слуг, умела блюсти каждую копейку.
Итак, в 1836 году Пушкин начал издавать журнал «Современник», в котором публиковались лучшие писатели того времени.
В этом же, 1836 году, Пушкин теряет мать. В Святогорском Успенском монастыре он договаривается со служащими, чтобы ему была приготовлена могила рядом с матерью. Года не проходит со смерти матери, как происходит непоправимое. 27 января 1837 года на дуэли был смертельно ранен первый поэт России Александр Сергеевич Пушкин.
Французский подданный Дантес, злопыхатель и интриган, в кровавом поединке не промахнулся. Пушкин умер в полном расцвете сил и таланта.
“Россия слишком мало известна русским”. Эти слова, сказанные Александром Сергеевичем Пушкиным более ста пятидесяти лет назад, сейчас, на пороге третьего тысячелетия, воспринимаются как печальное откровение... К сожалению, не в меньшей мере относятся они и к знанию о самом поэте. Ведь Пушкин — это не просто литература. Не просто — культ. Это — средоточие русского духа, пример истинно русской сущности. Да и может ли быть иначе? Ведь именно в выдающихся личностях находят наиболее яркое выражение свойства национального характера. А, как хорошо известно, глубинная суть русской национальной души “неподвластна чужеземным мудрецам”...
Вот так же и Пушкина иностранцы понять не могут, хотя литературу умеют ценить довольно точно. Лишь очень немногие из них способны почувствовать в пушкинских строках что-то необычное, завораживающее. Если же говорить о русских людях, то они впервые соприкасаются с Пушкиным еще в раннем детстве. Так случилось и со мной. Я даже не могу сейчас точно вспомнить, когда в первый раз увидел портрет поэта, услышал его стихи, так давно это было... И с той поры, подпав под очарование пушкинских строк, не перестаю к ним возвращаться. Правда, в последнее время, отдавая дань заполонившим книжный рынок детективам и фантастическим триллерам, — все реже и реже. Каюсь в этом. И все же — возвращаюсь, обычно тогда, когда мне бывает грустно, когда меня что-то гнетет. В такие минуты, взяв в руки томик Пушкина, я как бы отбрасываю от себя все неприятности и, с наслаждением погрузившись в чтение, чувствую прилив новых сил, вдохновляюсь новыми надеждами... Отчего так происходит? Этого я не знаю. Для меня, как и для многих других русских людей, Пушкин — чудесная тайна. Я могу лишь надеяться, что тайна эта когда-нибудь приоткроется и для моего сердца.
Но я, кажется, немного отвлекся от темы сочинения. Итак, поговорим о значении Александра Сергеевича Пушкина для России и русской культуры. Несомненно, что оно очень велико.
Во-первых, потому, что Пушкин — величайший поэт, мастер универсальнейшего из искусств — искусства слова. В этой связи хочется привести слова другого великого русского поэта — Анны Ахматовой. Вот они: “Стихи Пушкина дарили детям русский язык в самом совершенном его великолепии, язык, который они, может быть, никогда больше не услышат и на котором никогда не будут говорить, но который все равно будет при них как вечная драгоценность”.
Во-вторых, потому, что Пушкин сделал русский язык совершенным, мировым. А посему в наше время не вызывает никаких сомнений, что “говорить по-русски” — означает “говорить на пушкинском языке”.
В-третьих, потому, что Пушкин — общепризнанный глава и классический образец всей читаемой, живой, новейшей русской литературы. Уже современники поэта увидели в нем “солнце нашей поэзии”.
И, наконец, четвертое. Еще при жизни Пушкина, в 1832 году, Гоголь сказал о нем следующее: “Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через 200 лет”. Писатель был абсолютно прав. В русском сознании Пушкин действительно стал несравнимой величиной.
Да, Пушкин велик, а потому велико и его слово. И в этом нет ничего удивительного, ведь величие истинных поэтов именно в их слове и проявляется. Могучая, огромная душа Пушкина родила слова необычайные: завораживающие, покоряющие, неповторимые, потрясающие... Потрясающие душу людей обыкновенных, передающие им чувства “несказанные”... Разве можно без внутреннего содрогания читать, например, такие строки:
...душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит?
Нельзя, конечно. Вот и корчусь я внутренне, ощущая под словами этими шок, пережитый когда-то великой душой Пушкина.
Или, разве возможно не почувствовать какой-то радостный смысл жизни, прорывающийся сквозь строки, к примеру, “Вакхической песни”:
Да здравствует солнце, да скроется тьма!?
Нет, невозможно. А ведь слова эти — пророческое заклинание поэта...
Вот в чем — “чудо” пушкинских строк. Вот в чем “тайна” Пушкина. Она — в его Слове. Так нужно ли удивляться тому, что Пушкин стал неотделим от России, а Россия — от него?! Он велик, потому что рожден великим народом. И народ этот просто обязан быть его достойным...
Начиная от Пушкина, русские люди не могут иначе мыслить себя, как только великой мировой нацией. Потому и сказал про Пушкина Тютчев:
Тебя, как первую любовь,
России сердце не забудет.
И завершить свое сочинение мне хочется словами: "Настоящее царство Пушкина еще впереди, может быть, истинны пушкинский день еще придет."
Да он придет, пушкинский день, и осветит весь мир.
Список литературы.
1. .Благой Д.Д. Душа в заветной лире: Очерки жизни и творчества Пушкина. – М.: Книжный Нлуб Книговек, 2012. – 720 с.
2. Гроссман Л.П. Пушкин / Леонид Гроссман – М..: Астрель, 2012. – 538 с.
3. Кузнецова А.А. Моя мадонна: Повести. - М.: Советский писатель, 1987.-432 с.
4. Лебедева Э.С. Парадокс Пушкина. - СПб.:Genio Loci, 2011. - 48 с.
5. Последний год жизни Пушкина / Сост., вступ. очерки и примеч. В.В. Кунина. - М.: Правда, 1989. - 704 с., 8 л. ил.
6 Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10 томах. - М.: Правда, 1981. - (Текст печатается по изданию: А.С. Пушкин, Полное собрание сочинений в десяти томах. Изд-во "Наука", Ленинград, 1977-1979).
7. Пущин И.И. Записки о Пушкине/Предисл. А.Слонимского.-Переизд.-М.:Дет.лит., 1984.-63 с.,ил.