Созвучье слов живых

Карева Ирина Валентиновна

Эта статья об искусстве звучащего слова, размышления  о тайнах ремесла писателя и поэта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_sozvuche_slov_zhivyh.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как же трудно порою бывает понять,

Когда что-то сказать,

А когда промолчать.

Комплименты, признанья,

Слова утешения,

И поддержки слова,

Чтоб развеять сомнения.

Нелегко нам бывает

Слова подобрать,

Чтобы ярко о чувствах  

Своих рассказать…

Изучая себя,

Постигаем мы снова

Искусство звучащего слова.

                                      (И.Карева)

Живое слово богато и щедро. У него множество оттенков. Оно может быть грозным и ласковым, вселять ужас и дарить надежду. С раннего детства, когда я ещё не умела читать, а сказки, стихи, песни слышала от мамы и бабушки, я задумывалась над тем, как же получается обычные, вроде бы, слова складывать так, что выходит рифма. На первый взгляд, ничего особенного не сказано, а какая-то сказочная история заставляет нас плакать или смеяться. А позже, уже школьницей, я зачитывалась произведениями классиков, и бывало так, что, переполненная впечатлениями, не могла уснуть всю ночь.  И всё время думала: в чём же кроется секрет живого слова, почему  оно имеет такую власть над мыслями и настроениями людей? Почему бывает так, что:

Словом можно убить, словом можно спасти,

 Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить?

                                           (Вадим Шефнер)

Слово — это великая сила.

Я всегда любила читать, меня увлекал удивительный, загадочный и разнообразный мир художественной литературы, который  обладает уникальной способностью влиять на умы и сердца людей, помогает раскрыть подлинную красоту человеческой души.

  Я понимала, что единственный инструмент художественной литературы как вида искусства – это слово. Исключительно посредством слов писатель создает художественные образы, посредством слов отображает окружающую реальность, создавая мир художественного произведения.  И мне всегда хотелось проникнуть в тайны ремесла писателя и поэта, хоть чуть-чуть прикоснуться к искусству звучащего  слова, познать секреты творчества.

Бывает так: какая-то истома;
В ушах не умолкает бой часов;
Вдали раскат стихающего грома.
Неузнанных и пленных голосов
Мне чудятся и жалобы и стоны,
Сужается какой-то тайный круг,
Но в этой бездне шепотов и звонов
Встает один, все победивший звук.
Так вкруг него непоправимо тихо,
Что слышно, как в лесу растет трава,
Как по земле идет с котомкой лихо...
Но вот уже послышались слова
И легких рифм сигнальные звоночки, —
Тогда я начинаю понимать,
И просто продиктованные строчки
Ложатся в белоснежную тетрадь.

Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене...
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.

(А. Ахматова)

Творческий процесс охватывает все возрасты и народы, он постоянно меняется, совершенствуется, но всегда остается высоким искусством.  И если уж ты связываешь свою жизнь с искусством, то всё в ней будет подчинено ему: работа, досуг, семья, общественная жизнь.

Размышляя о своем жизненном пути, я прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь, потому что творчество соединяет всё воедино. Всё, что я знаю и умею, я должна передать другому поколению. Я иду по дороге к искусству и веду за собой своих детей.  В числе моих лучших учеников – моя дочка и сын. Они во всём мои помощники и соавторы.  Наверное, это и есть  моя дорога, зовущая и ведущая к счастью творческого труда,  педагогического труда, к бесконечной жизни в душах моих учеников.

Я педагог,  моя деятельность связана с искусством, и поэтому мой труд – это постоянный поиск новых форм и методов работы, это раздумия, разочарования, колебания и  сомнения. Творческие встречи, круглые столы, литературные гостиные и т.д. – это открытие новых идей, взглядов, возможностей.

 На ns-портале и в  международной социальной сети МААМ у меня имеются свои сайты, где я размещаю методические разработки, творческие работы учащихся, а также общаюсь с интересными людьми, обмениваясь опытом.

Результаты моей деятельности подтверждаются дипломами, грамотами, удостоверениями.

Я очень хочу научить детей, которых обучаю по дополнительной общеобразовательной программе «Искусство звучащего слова», счастью человеческого общения, взаимопонимания, счастью творческого, созидательного труда, чтобы проявились индивидуальность, неповторимость, личность каждого из них.   Мы постигаем искусство слова, мы открываем для себя удивительный мир литературы.  И вместе с тем, понимаем: слово —  это великая тайна.

И если мои ученики осознали это, то как результат я читаю такие строки: 

         

Всё вперёд устремляясь, торопимся жить, 

Как бы нам на бегу ни о чём не забыть.

И заботимся, что новый день принесёт,

Только всё это тленно, и быстро уйдёт.

Но есть вечное: слово, что живо всегда,

Память сердца оно сохранит сквозь года. 

И сокровища ценные нам донесёт,

Труд поэтов, писателей в нём оживёт.

                            (Поликарпова Е., учащаяся объединения. «Лира»)

Мои воспитанники, которые смогли впитать в себя эту любовь к художественному слову, в дальнейшем становятся победителями литературных конкурсов и конкурсов актерского мастерства городского, областного и всероссийского уровней, их стихи, рассказы, эссе публикуются в газетах.

 Я пытаюсь научить детей пониманию того, что через искусство человек может выразить себя и свои переживания, свое видение мира, а также познает мир, самого себя и других людей – человечество в целом, – приобщается к опыту других поколений. Здесь мне в работе очень помогает сотрудничество с библиотеками: областной детской, библиотекой им Н.К.Крупской, библотекой-филиалом №10 им. А.П. Гайдара. Наши совместные творческие проекты помогли детям расширить свой кругозор, познать себя и оценить свои творческие возможности.

Особо хочется сказать о нашей дружбе с тамбовской поэтессой - членом Союза писателей России, членом Международной ассоциации писателей – Л.И. Сергеевой. Ребятам очень нравится её творчество, с её стихами мои ученики выступали на всероссийских конкурсах и становились победителями. А я являюсь редактором её двух сборников стихов «Половодье чувств» и «Светлячок».

Каждый  прожитый день – это поиск чего-то нового, интересного, это понимание того, что всё время надо торопиться, торопиться успеть, что надо спешить стать интересным для окружающих тебя людей, оставаться интересным всегда, дарить окружающим свою энергию, знания, умения, торопиться узнать новое, торопиться не опоздать.  Ведь впереди ещё так много дел…

Все знаем, наша жизнь

Короткая такая.

И в вечности планет

Она совсем ничто.

Но если дел полно,

От края и до края

С любовью вперемежку,

То думать так  грешно.

Когда я выйду ночью

Под светлый купол звёздный,

Растут как будто крылья

И хочется летать.

Возможно, скажут мне,

Что это несерьёзно.

Но я – то твердо знаю,

С мечтой не совладать.

Пусть жизнь у нас у всех

Короткая такая

И в вечности планет

Она совсем ничто,

Но в мыслях по ночам

Я всё-таки летаю,

И думать о плохом

Мне, кажется, грешно.

(Л.Сергеева)

Я рано читать научилась,

Но в детстве хотелось всегда,

Чтоб книжек любимых страницы

Мама прочесть мне  могла.

И сказки мне нравились очень,

А как я любила стихи!

Эти волшебные строчки

Меня за собой увлекли.

Слова живого секреты

Хотелось мне всё разгадать,

Себя представляя поэтом,

Я брала карандаш и тетрадь.

И кажется, что получалось

С рифмами строчки слагать.

И мысли словам подчинялись,

Стараясь друг друга понять.

К искусству звучащего слова

Любовь становилась сильней –

Так начиналась дорога

К делу всей жизни моей.

                   

                             И. Карева