РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Внеурочной деятельности по курсу «Школьный медиацентр» для обучающихся 5-7 классов"

Ильина Юлия Сергеевна

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Школьный медиацентр»  разработана в соответствии с обновлёнными  ФГОС ООО и реализуется в 5-9 классах.

Рабочая программа разработана группой учителей в соответствии с Положением о рабочих программах и определяет организацию образовательной деятельности учителя в школе по определенному учебному предмету.

Рабочая программа учебного предмета является частью ООП ООО определяющей:

-  содержание;

- планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные);

- тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания и возможностью использования ЭОР/ЦОР.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_mediatsentr_5-7_1.docx51.92 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

‌Департамент образования и науки Брянской области
 Отдел образования администрации Дятьковского района

МАОУ ДСОШ № 5

Выписка

из основной образовательной программы основного общего образования

РАССМОТРЕНО

ШМО

________________________

.

Протокол № 1 от «26» 08   2024 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора школы по УВР_____________________

Протокол № 1 от «29» августа   2024 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

________________________

Приказ  № 109-ОВ от «30» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Внеурочной деятельности по курсу «Школьный медиацентр»

для обучающихся 5-7 классов

г. Дятьково‌ 2024-2025

Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение

Дятьковская средняя общеобразовательная школа № 5

Дятьковского района Брянской области

Аннотация к рабочей программе

внеурочной деятельности по курсу «Финансовая грамотность»

        Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Школьный медиацентр»  разработана в соответствии с обновлёнными  ФГОС ООО и реализуется в 5-9 классах.

Рабочая программа разработана группой учителей в соответствии с Положением о рабочих программах и определяет организацию образовательной деятельности учителя в школе по определенному учебному предмету.

Рабочая программа учебного предмета является частью ООП ООО определяющей:

-  содержание;

- планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные);

- тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания и возможностью использования ЭОР/ЦОР.

Рабочая программа обсуждена и принята решением школьного методического объединения __________, согласована с заместителем директора по учебно-воспитательной работе _____________ и утверждена приказом директора школы № _____ от «__» августа ____ г.

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Школьный медиацентр» разработана в соответствии с обновлёнными  ФГОС ООО, а также Программой воспитания и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение к общечеловеческим ценностям.

Программа соответствует примерной программе внеурочной деятельности (основное общее образование) и требованиям к дополнительным образовательным программам. «Школьный медиацентр» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 7, 9 классов в сфере медиапространства. Курс рассчитан на 17 часов в 7 классе, на 17 часов в 9 классе.

Курс использован как программа учебного курса «Школьный медиацентр».

Программа курса разработана с учетом программы воспитания. Согласно Программе  воспитания у современного школьника должны быть сформированы ценности Родины, человека, природы, семьи, дружбы, сотрудничества, знания, здоровья, труда, культуры и красоты. Эти ценности находят свое отражение в содержании занятий по основным направлениям финансовой грамотности, вносящим вклад в воспитание гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое, воспитание ценностей научного познания, формирование культуры здорового образа жизни, эмоционального благополучия. Реализация курса способствует осуществлению главной цели воспитания – полноценному личностному развитию школьников и созданию условий для их позитивной социализации.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные информационные технологии - должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и скачивания тем для рефератов из Интернета.

Наше время – время активных, предприимчивых, деловых людей. В стране созданы предпосылки для развития творческой инициативы, открыт широкий простор для выражения различных мнений, убеждений, оценок. Все это требует развития коммуникативных возможностей человека. Научиться жить и работать в быстро изменяющемся мире, обучить этому своих учеников - основная задача школы.

Наиболее оптимальной формой организации деятельности является создание школьного медиацентра, где проходит изучение всей совокупности средств массовой коммуникации и овладение разносторонними процессами социального взаимодействии. Здесь отрабатывается авторская позиция ученика, возможность её корректировки в общепринятой культурной норме, создание условий для информационно-нравственной компетенции учащихся, самоутверждения и становления личностной зрелости подростка. Школьный медиацентр — это возможность максимального раскрытия творческого потенциала ребенка. Работа над созданием медиапродукта позволяет проявить себя, попробовать свои силы в разных видах деятельности – от гуманитарной до технической. И показать публично результаты своей работы.

Важная особенность работы состоит в том, что она является коллективной социально-значимой деятельностью. Трансляция с мероприятия, новостной блок, тематические видеоролики, статья могут быть подготовлены только общими усилиями творческого коллектива. От этого зависит и успех, и зрительское внимание. Но, с другой стороны, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося, участвующего в работе школьного медиацентра:

 жизненный опыт, необходимый для успешного усвоения предлагаемых знаний: занятия в кружках и секциях, взаимоотношения в семье, уровень воспитанности.

 психологические особенности конкретного ребенка: умение общаться со сверстниками, стремление к самостоятельности, «взрослой» жизни, самоутверждению, повышенная эмоциональность, застенчивость, чувствительность к оценке своих действий. Учитываются умственное развитие ребенка, его поведение.

 потенциальную потребность в творческом самовыражении: стремление заслужить уважение сверстников, учителей, родителей, самопознание, любознательность, проявление интереса к новым видам деятельности.

Отличительные особенности программы состоят в использовании современных методик и технологий, возможности более углубленного изучения гуманитарных и технических наук, овладение новыми информационными компетенциями. Создание интерактивного виртуального образовательного поля позволяет расширять и дополнять учебную программу –это еще одна отличительная особенность данной программы. А также, ее содержание рассчитано на детей, не имеющих опыта работы в детских и подростковых масс-медиа, и носит ознакомительный характер.

Цели и задачи изучения курса «Школьный медиацентр»

Цель: создание и развитие единого информационного пространства школы, а также создание условий для развития творческого потенциала школьников.

Задачи:

  • Организовать деятельность школьного медиацентра - одного из инструментов воспитательного воздействия для успешной социализации обучающихся;
  • Развивать речевые навыки обучающихся;
  •  Развивать навыки работы с информацией (сбор, систематизация,

хранение, использование);

  •  Привить детям и подросткам интерес к таким профессиям как журналист, корреспондент, дизайнер, корректор, а также фоторепортёр, видеооператор, режиссёр, режиссёр монтажа и др.
  •  Обучать детей умению выражать свои мысли чётко и грамотно, ответственно и критически анализировать содержание сообщений.
  •  Создать живую, активно работающую информационную среду;
  •  Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки;
  • Научить детей работать в группе, обсуждать различные вопросы,

приходить к компромиссу;

  • Научить старших участников медиацентра помогать младшим, обучать их тому, чему уже они научились.

Место курса внеурочной деятельности в учебном плане

Курс внеурочной деятельности «Школьный медиацентр» входит в целостную образовательную среду, создаваемую в рамках ФГОС ООО. Является обязательным для учащихся 7, 9 классов. Общее число часов, отведенных на изучение курса «Школьный медиацентр» : в 7 классе – 17 часов (0,5 часа в неделю), в 9 классе – 17 часов (0,5 часа в неделю).

Содержание курса «Школьный медиацентр»:

7 класс

Раздел 1. Введение в тележурналистику (2 часа)

Техника безопасности. Сообщение необходимой информации о технике безопасности в помещении до и во время проведения занятий.

Теория: что такое тележурналистика, профессии тележурналистов, радио, газеты, журналы, правила работы с ними.

Практика: работа с программами MoovieMaker, Publisher.

Раздел 2. Техника речи. Актерское мастерство (4 часа)

Теория: Культура речи. Виды публичных выступлений. Голос. Речь. Дикция.

Практика: Упражнения на развитие речи, актерское мастерство

Раздел 3. Интервью (2 часа)

Теория: структура и виды интервью.

Практика: поиск героя, создание интервью.

Промежуточная аттестация: творческая работа

Раздел 4. Новости (2 часа)

Теория: Стиль и отбор новостей, ведение новостей, телевизионный репортаж.

Практика: Монтаж видеоновостей. Телевизионный мейкап.

Раздел 5. Операторское мастерство (2 часа)

Теория: Ракурсы. Планы. Виды видеороликов. Структура видео. Фотомастерство.

Практика: Идея и сценарий видеофильма. Монтаж видео

Раздел 6. Монтаж и обработка (4 часов)

Теория: изучение основ видеомонтажа и обработки фотографий.

Практика: работа с программами MuvieMaker, Publisher. Монтаж видео. Обработка фотографии.

Итоговая аттестация: творческая работа

Раздел 7. Защита творческих работ (1 час)

Планируемые результаты обучения

Курс направлен на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей;

сочувствовать другим людям, сопереживать;

- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;

- готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты;

- готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;

- способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

- развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

- владение умениями организации собственной учебной

деятельности, включающими целеполагание как постановку учебной задачи

на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется

установить;

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи,

разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств;

- прогнозирование – предвосхищение результата;

- контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки);

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки;

- владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

- учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;

- уметь выразить свою позицию, аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

- формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;

- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы и развития личности ровесников.

- умение создавать тексты для постов в социальных сетях в различных жанрах и стилях;

- умение создавать сценарии к видеорепортажам, снимать и монтировать видеоролики;

- умение проектировать свою деятельность в рамках медиацентра;

- умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

- овладение основами приёмов, техническими навыками по созданию медиаконтента, умением использовать их в разнообразных жизненных ситуациях.

- развитие и совершенствование речевых и публицистических навыков;

- развитие критического анализа;

- формирование навыка работы в группе, а также формирование взаимопомощи и взаимовыручки;

- формирование навыка обработки и фильтрации большого объема информации.

Тематическое планирование

7 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Всего

Контрольные работы

Практические работы

Раздел 1. Введение в журналистику

1.1

Введение в журналистику: что такое тележурналистика, профессии тележурналистов, радио, газеты, журналы, правила работы с ними.

 2

1

http://al-dedov.narod.ru/proryv/posobie.htm

Итого по разделу

 2

Раздел 2. Техника речи. Актерское мастерство

2.1

Культура речи. Виды публичных выступлений.

1

http://al-dedov.narod.ru/proryv/posobie.htm

2.2

Голос. Речь. Дикция.

3

2

Итого по разделу

4

Раздел 3. Интервью

3.1

Структура и виды интервью.

2

  1

Итого по разделу

 2

Раздел 4. Новости

4.1

Стиль и отбор новостей, ведение новостей, телевизионный репортаж.

2

 1

https://stepik.org/course/81/promo

Итого по разделу

 2

Раздел 5. Операторское мастерство

5.1

Ракурсы. Планы. Фотомастерство.

1

https://stepik.org/course/81/promo

5.2

Виды видеороликов. Структура видео. Идея и сценарий видеофильма.

1

1

Итого по разделу

2

Раздел 6. Монтаж и обработка

6.1

Основы видеомонтажа и обработки фотографий.

2

https://stepik.org/course/81/promo

6.2

Монтаж видео. Обработка фотографии.

2

2

Итого по разделу

 4

Раздел 7. Защита творческих работ

7.1

Защита творческих работ

1

Итого по разделу

 1

Повторение пройденного материала

 -

Итоговый контроль

 1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

 17

9

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7 класс

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Электронные цифровые образовательные ресурсы

Всего

Контрольные работы

Практические работы

7-а класс

7-б класс

1

Вводный инструктаж по ТБ проведен. Вводное занятие

 1

16.01

4.09

2

Основы радио. Тележурналистика

 1

1

23.01

11.09

http://al-dedov.narod.ru/proryv/posobie.htm

3

Культура речи

 1

30.01

18.09

4

Постановка голоса

 1

1

6.02

25.09

5

Дикция

 1

13.02

2.10

http://al-dedov.narod.ru/proryv/posobie.htm

6

Упражнения на актерское мастерство

 1

1

20.02

9.10

7

Виды интервью

 1

27.02

16.10

https://stepik.org/course/81/promo

8

Структура интервью

 1

1

6.03

23.10

9

Телевизионный репортаж

 1

 

13.03

6.11

10

Стиль и отбор новостей

 1

1

20.03

13.11

11

Ракурс

 1

3.04

20.11

https://stepik.org/course/81/promo

12

Работа с камерой

 1

1

10.04

27.11

13

Основы видеомонтажа

 1

17.04

4.12

14

Монтаж сюжета

 1

24.04

11.12

https://stepik.org/course/81/promo

15

Монтаж новостей

 1

8.05

18.12

16

Обработка фотографий

 1

15.05

25.12

17

Защита творческих работ

 1

1

22.05

25.12

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

 17

9

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1. Агафонов А.В., Пожарская С.Г. // Фотобукварь. М., 1993,- 200с.

2. Бабкин Е.В., Баканова А.И. //Фото и видео. М.,Дрофа, 1995, - 380с.

3. Гурский Ю., Корабельникова Г. Photoshop 7.0. Трюки и эффекты -

Спб.: Питер, 2002

4. КишикА.Н. AdobePhotoshop 7.0. Эффективный самоучитель

5. Соколов А. Г. Монтаж: телевидение, кино, видео – Editing: television,

cinema, video.

— M.: Издатель А. Г. Дворников, 2003.—206 с.

6. Бурдье.П. О телевидении и журналистике /. Пер. Бурдье -. М:.

Прагматика культуры, 2002 - 160 с.

7. Деева И.В.// Фонд оценочных средств для проведения промежуточной

аттестации «История и актуальные проблемы отечественной и зарубежной

журналистики». Шахты, 2014.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ:

Пособие для начинающих

журналистов

http://al-dedov.narod.ru/proryv/posobie.htm

Портал для журналистов

«Живое слово»

https://web.archive.org/web/20151007160148/http://zhivoeslovo.ru/index

.php?option=com_content&task=view&id=116&Itemid=108

Портал медиа для журналистов.

Теория и практика

http://www.mediasprut.ru/jour/index.shtml

Журналистика и медиаграмотность. Обучающий курс для начинающих журналистов

https://stepik.org/course/81/promo

Интернет-ресурсы

https://ifiyak.sfu-kras.ru/poleznye-ssylki/item/184/