РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Внеурочной деятельности по курсу «Школьный медиацентр» для обучающихся 5-7 классов"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Школьный медиацентр» разработана в соответствии с обновлёнными ФГОС ООО и реализуется в 5-9 классах.
Рабочая программа разработана группой учителей в соответствии с Положением о рабочих программах и определяет организацию образовательной деятельности учителя в школе по определенному учебному предмету.
Рабочая программа учебного предмета является частью ООП ООО определяющей:
- содержание;
- планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные);
- тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания и возможностью использования ЭОР/ЦОР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 51.92 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Брянской области
Отдел образования администрации Дятьковского района
МАОУ ДСОШ № 5
Выписка
из основной образовательной программы основного общего образования
РАССМОТРЕНО ШМО ________________________ . Протокол № 1 от «26» 08 2024 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора школы по УВР_____________________ Протокол № 1 от «29» августа 2024 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор школы ________________________ Приказ № 109-ОВ от «30» августа 2024 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности по курсу «Школьный медиацентр»
для обучающихся 5-7 классов
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Дятьковская средняя общеобразовательная школа № 5
Дятьковского района Брянской области
Аннотация к рабочей программе
внеурочной деятельности по курсу «Финансовая грамотность»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Школьный медиацентр» разработана в соответствии с обновлёнными ФГОС ООО и реализуется в 5-9 классах.
Рабочая программа разработана группой учителей в соответствии с Положением о рабочих программах и определяет организацию образовательной деятельности учителя в школе по определенному учебному предмету.
Рабочая программа учебного предмета является частью ООП ООО определяющей:
- содержание;
- планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные);
- тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания и возможностью использования ЭОР/ЦОР.
Рабочая программа обсуждена и принята решением школьного методического объединения __________, согласована с заместителем директора по учебно-воспитательной работе _____________ и утверждена приказом директора школы № _____ от «__» августа ____ г.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Школьный медиацентр» разработана в соответствии с обновлёнными ФГОС ООО, а также Программой воспитания и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение к общечеловеческим ценностям.
Программа соответствует примерной программе внеурочной деятельности (основное общее образование) и требованиям к дополнительным образовательным программам. «Школьный медиацентр» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 7, 9 классов в сфере медиапространства. Курс рассчитан на 17 часов в 7 классе, на 17 часов в 9 классе.
Курс использован как программа учебного курса «Школьный медиацентр».
Программа курса разработана с учетом программы воспитания. Согласно Программе воспитания у современного школьника должны быть сформированы ценности Родины, человека, природы, семьи, дружбы, сотрудничества, знания, здоровья, труда, культуры и красоты. Эти ценности находят свое отражение в содержании занятий по основным направлениям финансовой грамотности, вносящим вклад в воспитание гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое, воспитание ценностей научного познания, формирование культуры здорового образа жизни, эмоционального благополучия. Реализация курса способствует осуществлению главной цели воспитания – полноценному личностному развитию школьников и созданию условий для их позитивной социализации.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные информационные технологии - должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и скачивания тем для рефератов из Интернета.
Наше время – время активных, предприимчивых, деловых людей. В стране созданы предпосылки для развития творческой инициативы, открыт широкий простор для выражения различных мнений, убеждений, оценок. Все это требует развития коммуникативных возможностей человека. Научиться жить и работать в быстро изменяющемся мире, обучить этому своих учеников - основная задача школы.
Наиболее оптимальной формой организации деятельности является создание школьного медиацентра, где проходит изучение всей совокупности средств массовой коммуникации и овладение разносторонними процессами социального взаимодействии. Здесь отрабатывается авторская позиция ученика, возможность её корректировки в общепринятой культурной норме, создание условий для информационно-нравственной компетенции учащихся, самоутверждения и становления личностной зрелости подростка. Школьный медиацентр — это возможность максимального раскрытия творческого потенциала ребенка. Работа над созданием медиапродукта позволяет проявить себя, попробовать свои силы в разных видах деятельности – от гуманитарной до технической. И показать публично результаты своей работы.
Важная особенность работы состоит в том, что она является коллективной социально-значимой деятельностью. Трансляция с мероприятия, новостной блок, тематические видеоролики, статья могут быть подготовлены только общими усилиями творческого коллектива. От этого зависит и успех, и зрительское внимание. Но, с другой стороны, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося, участвующего в работе школьного медиацентра:
жизненный опыт, необходимый для успешного усвоения предлагаемых знаний: занятия в кружках и секциях, взаимоотношения в семье, уровень воспитанности.
психологические особенности конкретного ребенка: умение общаться со сверстниками, стремление к самостоятельности, «взрослой» жизни, самоутверждению, повышенная эмоциональность, застенчивость, чувствительность к оценке своих действий. Учитываются умственное развитие ребенка, его поведение.
потенциальную потребность в творческом самовыражении: стремление заслужить уважение сверстников, учителей, родителей, самопознание, любознательность, проявление интереса к новым видам деятельности.
Отличительные особенности программы состоят в использовании современных методик и технологий, возможности более углубленного изучения гуманитарных и технических наук, овладение новыми информационными компетенциями. Создание интерактивного виртуального образовательного поля позволяет расширять и дополнять учебную программу –это еще одна отличительная особенность данной программы. А также, ее содержание рассчитано на детей, не имеющих опыта работы в детских и подростковых масс-медиа, и носит ознакомительный характер.
Цели и задачи изучения курса «Школьный медиацентр»
Цель: создание и развитие единого информационного пространства школы, а также создание условий для развития творческого потенциала школьников.
Задачи:
- Организовать деятельность школьного медиацентра - одного из инструментов воспитательного воздействия для успешной социализации обучающихся;
- Развивать речевые навыки обучающихся;
- Развивать навыки работы с информацией (сбор, систематизация,
хранение, использование);
- Привить детям и подросткам интерес к таким профессиям как журналист, корреспондент, дизайнер, корректор, а также фоторепортёр, видеооператор, режиссёр, режиссёр монтажа и др.
- Обучать детей умению выражать свои мысли чётко и грамотно, ответственно и критически анализировать содержание сообщений.
- Создать живую, активно работающую информационную среду;
- Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки;
- Научить детей работать в группе, обсуждать различные вопросы,
приходить к компромиссу;
- Научить старших участников медиацентра помогать младшим, обучать их тому, чему уже они научились.
Место курса внеурочной деятельности в учебном плане
Курс внеурочной деятельности «Школьный медиацентр» входит в целостную образовательную среду, создаваемую в рамках ФГОС ООО. Является обязательным для учащихся 7, 9 классов. Общее число часов, отведенных на изучение курса «Школьный медиацентр» : в 7 классе – 17 часов (0,5 часа в неделю), в 9 классе – 17 часов (0,5 часа в неделю).
Содержание курса «Школьный медиацентр»:
7 класс
Раздел 1. Введение в тележурналистику (2 часа)
Техника безопасности. Сообщение необходимой информации о технике безопасности в помещении до и во время проведения занятий.
Теория: что такое тележурналистика, профессии тележурналистов, радио, газеты, журналы, правила работы с ними.
Практика: работа с программами MoovieMaker, Publisher.
Раздел 2. Техника речи. Актерское мастерство (4 часа)
Теория: Культура речи. Виды публичных выступлений. Голос. Речь. Дикция.
Практика: Упражнения на развитие речи, актерское мастерство
Раздел 3. Интервью (2 часа)
Теория: структура и виды интервью.
Практика: поиск героя, создание интервью.
Промежуточная аттестация: творческая работа
Раздел 4. Новости (2 часа)
Теория: Стиль и отбор новостей, ведение новостей, телевизионный репортаж.
Практика: Монтаж видеоновостей. Телевизионный мейкап.
Раздел 5. Операторское мастерство (2 часа)
Теория: Ракурсы. Планы. Виды видеороликов. Структура видео. Фотомастерство.
Практика: Идея и сценарий видеофильма. Монтаж видео
Раздел 6. Монтаж и обработка (4 часов)
Теория: изучение основ видеомонтажа и обработки фотографий.
Практика: работа с программами MuvieMaker, Publisher. Монтаж видео. Обработка фотографии.
Итоговая аттестация: творческая работа
Раздел 7. Защита творческих работ (1 час)
Планируемые результаты обучения
Курс направлен на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей;
сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;
- готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты;
- готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;
- способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
- развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- владение умениями организации собственной учебной
деятельности, включающими целеполагание как постановку учебной задачи
на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется
установить;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи,
разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств;
- прогнозирование – предвосхищение результата;
- контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки);
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки;
- владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
- учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;
- уметь выразить свою позицию, аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
- формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы и развития личности ровесников.
- умение создавать тексты для постов в социальных сетях в различных жанрах и стилях;
- умение создавать сценарии к видеорепортажам, снимать и монтировать видеоролики;
- умение проектировать свою деятельность в рамках медиацентра;
- умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- овладение основами приёмов, техническими навыками по созданию медиаконтента, умением использовать их в разнообразных жизненных ситуациях.
- развитие и совершенствование речевых и публицистических навыков;
- развитие критического анализа;
- формирование навыка работы в группе, а также формирование взаимопомощи и взаимовыручки;
- формирование навыка обработки и фильтрации большого объема информации.
Тематическое планирование
7 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | |||
Раздел 1. Введение в журналистику | |||||
1.1 | Введение в журналистику: что такое тележурналистика, профессии тележурналистов, радио, газеты, журналы, правила работы с ними. | 2 | 1 | http://al-dedov.narod.ru/proryv/posobie.htm | |
Итого по разделу | 2 | ||||
Раздел 2. Техника речи. Актерское мастерство | |||||
2.1 | Культура речи. Виды публичных выступлений. | 1 | http://al-dedov.narod.ru/proryv/posobie.htm | ||
2.2 | Голос. Речь. Дикция. | 3 | 2 | ||
Итого по разделу | 4 | ||||
Раздел 3. Интервью | |||||
3.1 | Структура и виды интервью. | 2 | 1 | ||
Итого по разделу | 2 | ||||
Раздел 4. Новости | |||||
4.1 | Стиль и отбор новостей, ведение новостей, телевизионный репортаж. | 2 | 1 | https://stepik.org/course/81/promo | |
Итого по разделу | 2 | ||||
Раздел 5. Операторское мастерство | |||||
5.1 | Ракурсы. Планы. Фотомастерство. | 1 | https://stepik.org/course/81/promo | ||
5.2 | Виды видеороликов. Структура видео. Идея и сценарий видеофильма. | 1 | 1 | ||
Итого по разделу | 2 | ||||
Раздел 6. Монтаж и обработка | |||||
6.1 | Основы видеомонтажа и обработки фотографий. | 2 | https://stepik.org/course/81/promo | ||
6.2 | Монтаж видео. Обработка фотографии. | 2 | 2 | ||
Итого по разделу | 4 | ||||
Раздел 7. Защита творческих работ | |||||
7.1 | Защита творческих работ | 1 | |||
Итого по разделу | 1 | ||||
Повторение пройденного материала | - | ||||
Итоговый контроль | 1 | ||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 17 | 9 |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Электронные цифровые образовательные ресурсы | |||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | 7-а класс | 7-б класс | |||
1 | Вводный инструктаж по ТБ проведен. Вводное занятие | 1 | 16.01 | 4.09 | |||
2 | Основы радио. Тележурналистика | 1 | 1 | 23.01 | 11.09 | http://al-dedov.narod.ru/proryv/posobie.htm | |
3 | Культура речи | 1 | 30.01 | 18.09 | |||
4 | Постановка голоса | 1 | 1 | 6.02 | 25.09 | ||
5 | Дикция | 1 | 13.02 | 2.10 | http://al-dedov.narod.ru/proryv/posobie.htm | ||
6 | Упражнения на актерское мастерство | 1 | 1 | 20.02 | 9.10 | ||
7 | Виды интервью | 1 | 27.02 | 16.10 | https://stepik.org/course/81/promo | ||
8 | Структура интервью | 1 | 1 | 6.03 | 23.10 | ||
9 | Телевизионный репортаж | 1 |
| 13.03 | 6.11 | ||
10 | Стиль и отбор новостей | 1 | 1 | 20.03 | 13.11 | ||
11 | Ракурс | 1 | 3.04 | 20.11 | https://stepik.org/course/81/promo | ||
12 | Работа с камерой | 1 | 1 | 10.04 | 27.11 | ||
13 | Основы видеомонтажа | 1 | 17.04 | 4.12 | |||
14 | Монтаж сюжета | 1 | 24.04 | 11.12 | https://stepik.org/course/81/promo | ||
15 | Монтаж новостей | 1 | 8.05 | 18.12 | |||
16 | Обработка фотографий | 1 | 15.05 | 25.12 | |||
17 | Защита творческих работ | 1 | 1 | 22.05 | 25.12 | ||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 17 | 9 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Агафонов А.В., Пожарская С.Г. // Фотобукварь. М., 1993,- 200с.
2. Бабкин Е.В., Баканова А.И. //Фото и видео. М.,Дрофа, 1995, - 380с.
3. Гурский Ю., Корабельникова Г. Photoshop 7.0. Трюки и эффекты -
Спб.: Питер, 2002
4. КишикА.Н. AdobePhotoshop 7.0. Эффективный самоучитель
5. Соколов А. Г. Монтаж: телевидение, кино, видео – Editing: television,
cinema, video.
— M.: Издатель А. Г. Дворников, 2003.—206 с.
6. Бурдье.П. О телевидении и журналистике /. Пер. Бурдье -. М:.
Прагматика культуры, 2002 - 160 с.
7. Деева И.В.// Фонд оценочных средств для проведения промежуточной
аттестации «История и актуальные проблемы отечественной и зарубежной
журналистики». Шахты, 2014.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ:
Пособие для начинающих журналистов | http://al-dedov.narod.ru/proryv/posobie.htm |
Портал для журналистов «Живое слово» | https://web.archive.org/web/20151007160148/http://zhivoeslovo.ru/index .php?option=com_content&task=view&id=116&Itemid=108 |
Портал медиа для журналистов. Теория и практика | http://www.mediasprut.ru/jour/index.shtml |
Журналистика и медиаграмотность. Обучающий курс для начинающих журналистов | https://stepik.org/course/81/promo |
Интернет-ресурсы | https://ifiyak.sfu-kras.ru/poleznye-ssylki/item/184/ |