Проект "Торум-Най"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_torum-nay.doc | 696.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств №2»
Творческий проект:
«Tōrəm-nāj»
«Тарум-най» («Северное сияние»)
(цикл мультипликационных фильмов
по мифам и легендам коренных жителей Югры в современной интерпретации)
Автор: Горностай Е.Г.,
преподаватель художественных дисциплин
г. Сургут
2018
Паспорт проекта
Название проекта | «Тарум-най» (цикл мультипликационных фильмов по мифам и легендам коренных жителей Югры в современной интерпретации) |
Автор и художественный руководитель проекта | Елена Геннадьевна Горностай – педагог дополнительного образования МБУДО «ДШИ №2» |
Место реализации проекта | 628414, ХМАО-Югра, г. Сургут, МБУ ДО «ДШИ №2» ул. Привокзальная, 32. 8 (346) 294-03-15 |
Сроки реализации проекта | сентябрь 2018 – май 2019 года |
Статус проекта | творческий |
Участники проекта | А) активные:
Б) пассивные: родители |
Типовые особенности проекта | • По характеру создаваемого продукта: творческий • По количеству участников: групповой • По продолжительности: долгосрочный. • По содержанию: учащийся, общество и его культурные ценности • По профилю знаний: межпредметный |
Цель проекта | Формирование у детей знаний о быте, традициях коренных народов Югры, их культуре, хозяйственной деятельности и дальнейшее использование этих знаний в процессе съемки цикла мультфильмов, способствующих реализации творческого потенциала ребенка. |
Задачи проекта |
|
Прогнозируемый результат | Учащиеся МБУДО «ДШИ №2» создадут серию мультфильмов по мотивам мифов и легенд коренных народов Югры. |
1. Пояснительная записка
Югорская долина, Ханты-Мансийский автономный округ до сих пор остается районом почти мифическим. Среднестатистический житель европейской части России в точности про него знает одно: там есть нефть, много нефти. Еще, конечно, суровый сибирский климат и коренные народы — ханты и манси, о которых чужакам тоже мало что известно. Кроме этих очевидных положений, по поводу Югры существует немало заблуждений. Многие думают, что Ханты-Мансийский автономный округ — это где-то рядом с Якутией, и прописывают его за Полярным кругом. Еще чаще путают с Ямало-Ненецким автономным округом. Не многим известно, что Ханты-Мансийский автономный округ объединяет древние сибирские земли, известные русским с XI века и постепенно завоеванные казаками в XVI столетии. Эти княжества назывались тюркским словом Югра, происхождение которого туманно. Кроме того, в Югре, как ни банально прозвучит, очень красивая природа. Естественно вспомнить трехзначное число югорских озер и рек, в том числе могучие Обь и Иртыш. Тайга со всеми своими сибирскими сокровищами, от кедров и лиственниц до великого разнообразия птиц и зверей, тоже прекрасна сама по себе. Край, удивительной красоты и щедрости. Его богатое наследие, таит в себе поистине философский и мудрый дух, располагающий к размышлению о прошлом, настоящем и будущем.
Стало актуальным формировать патриотические чувства с самого раннего детства. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях. Сохранение и поддержка коренных народов является сегодня одной из актуальных проблем мирового масштаба. Важность ее решения подчеркивается многими документами, прежде всего, это Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии (2001 г.) и «Конвенция по вопросам охраны нематериального культурного наследия» (2003 г.), которая является дополнением к принятой в 1972 «Конвенции ЮНЕСКО по вопросам охраны мирового культурного и природного наследия», Концепция федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего востока». Мы обязаны сохранить для потомков это бесценное наследство, и познакомить жителей России с историей края, который мы с гордостью называем своей малой родиной.
Проект «Тарум-най» («Северное сияние») (далее – Проект) разработан для популяризации истории и значимых событий Югры. Культура народов Севера является богатейшим материалом для введения ребенка в мир искусства коренных жителей нашего края, знакомства с их традициями, обычаями и в тоже время приобщать к богатствам национальной и мировой культуры. Данный проект влияет на духовно – нравственное воспитания детей, развивает их способности видеть красоту и гармонию, способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение.
При создании творческого Проекта учтены национальные особенности нашего района. Предлагаемые исследования традиций коренных малочисленных народов Севера, имеет широкое предметное поле, от таких универсальных, как мифологии, ритуалы, до обычаев и обрядов, представляющих чисто этнографический интерес.
Отличительной особенностью Проекта является то, что в нем тесно связаны этническая культура конкретных народов и синкретизм детской анимация, что позволяет говорить о форме, средстве и методе социально-культурной деятельности ребенка, как первостепенного приоритета сохранения традиций коренных малочисленных народов Севера.
Творческий Проект направлен на создание цикла мультипликационных фильмов по мифам и легендам ханты и манси. Учащиеся поэтапно изучают историю нашего края, знакомятся с растениями и животными тайги, узнают много интересного о жизни и традициях коренных жителей – ханты и манси. Проект, включает в себя материалы и мероприятия с детьми, консультации и мастер-классы для родителей.
Процесс изучения историко-культурного наследия обско-угорских народов представляет собой комплекс познавательных, познавательно – игровых занятий, мероприятий, связанных с творческой, трудовой и исследовательской деятельностью.
Содержание и методика изучения Проекта направлены на развитие личности учащихся с учетом психологических особенностей детей данного возрастного периода.
Структура занятия представляет собой несколько блоков, то есть включает несколько взаимосвязанных по теме, но различных по типу деятельности частей, что является важным условием.
Направленность работы по Проекту планируется как осуществление формирования этнографического сознания детей и подростков на основе непосредственного общения с носителями национальной культуры: экспозиции в Сургутском Художественном музее «Возвращение в Ях»; этноплощадки «Хантыйский дворик». Программа этноплощадки включает в себя изучение традиций, быта и культуры народов ханты. Дети будут знакомиться с песнями, загадками, сказками народов ханты и манси, соревноваться на открытом воздухе (прыжки через нарты, метание тынь – зяна на хорей).
Жизнь народов Югры неотделима от жизни природы, именно с природой связаны традиции, быт, уклад их жизни. Реализация направлена на формирование у учащихся основ экологической культуры.
2. Целевая аудитория:
Целевой аудиторией Проекта являются учащиеся ДШИ № 2 от 6 до 15 лет, родители/законные представители учащихся, преподаватели ДШИ № 2.
3. Цель проекта:
Формирование у детей знаний о быте, традициях коренных народов Югры, их культуре, хозяйственной деятельности и дальнейшее использование этих знаний в процессе съемки цикла мультфильмов, способствующих реализации творческого потенциала ребенка.
4. Задачи:
- сформировать образное представление о прошлом и настоящем Югорского края, воспитывая любовь и уважение к своей малой родине к культуре других народов;
- научить детей снимать мультфильмы в различных техниках, создав устойчивую потребность для активного включения в процесс творческого саморазвития;
- развить адекватную самооценку когнитивной деятельности у учащихся.
5. Срок реализации проекта: сентябрь 2018 г. - май 2019 г.
6. Формы и методы работы
В ходе реализации Проекта предполагается использовать:
6.1. следующие методы работы:
- организационные (проблематизация, формирование инициативной группы, информирование, коллективное и индивидуальное планирование, нормативное обеспечение Проекта, стимулирование и мотивация участников Проекта, выполнение индивидуальных и коллективных работ, отслеживание и анализ результатов на каждом этапе, обобщение результатов, др.);
- практические (объяснение, показ, самостоятельная работа, обсуждение и отбор работ для экспозиции, формирование экспозиции, демонстрация, просмотр, консультация, анкетирование участников, мастер-класс, формирование коллекции детских работ, др.).
6.2.следующие формы работы:
- внеучебное занятие, показ, просмотры мультфильмов, посещение музейных центров, фотографирование /видеосъёмка, др.;
- обсуждение, беседа, круглый стол.
6.3.Так же в ходе реализации Проекта предполагается использовать педагогические методы:
- Объяснительно-иллюстративный: рассказ, объяснение, иллюстрирование, показ наглядных пособий.
- Словесный: беседа, обсуждение, консультации, комментарии педагога, выступления учащихся.
- Исследовательский: изучение истории народных традиций и обычаев , поиск информации.
- Практический: выполнение заданий (индивидуально и в группах).
- Критический анализ: самооценка.
7. Содержание проекта
7.1.Организационный (подготовительный) этап:
Анализ ситуации, осознание необходимости начать работу по приобщению детей к формированию патриотических чувств к своей малой родине. Изучение и согласование возможных вариантов (мест) для проведения мероприятий, экскурсий. Разработка и оформление необходимой документации для организации и реализации проекта. Организация съемочной площадки.
7.2.Основной этап (внедренческий) этап:
Реализация проекта. Проведение мероприятий и экскурсий согласно плану реализации проекта: учебных занятий (беседы; практикум, творческие и практические работы); внеклассных мероприятий (открытое занятие, день открытых дверей, отчётные выставка персонажей, демонстрация мультфильмов на отчетном мероприятии, др). Участие в городских, окружных, всероссийских и международных фестивалях и конкурсах.
7.3. Заключительный (аналитический) этап:
Анкетирование участников проектов: учащихся, родителей, зрителей обмен мнениями (впечатлениями). Итоговое заседание участников проекта по итогам реализации проекта, анализ достигнутых результатов, определение перспектив дальнейшей работы. Анализ, выводы, обратная связь с участниками проекта, др.
7.4. План реализации Проекта
Таблица 1
Наименование этапа | Содержание этапа | Сроки реализации |
Подготовительный (организационный) | 1.Разработка и оформление необходимой документации для организации и реализации проекта; 2. Определение и согласование: -сроков проведения; -списка участников проекта, - мест проведения проекта. 3.Формирование календарного плана (прил. 1), плана взаимодействия с коллегами (прил. 2), плана взаимодействия с родителями (прил.3) 4.Формирование пакета дидактических материалов (прил.4-6). 5. Информационное сообщение о проекте на сайте школы. 6. Подбор и адаптация инструментария, проведение аналитических мероприятий, определение результативности Проекта(промежуточное анкетирование, опросы, др.) 7. Организация съемочной площадки (прил.7) | 1-15 сентября 2018 Сентябрь 2018 15-20 сентября 2018 20-30 сентября 2018 Октябрь 2018 Октябрь-ноябрь 2018 |
Основной | 1. Проведение внутрипроектных мероприятий согласно плану реализации Проекта: - учебных занятий (беседы; практикум, творческие и практические работы) - внеклассных мероприятий (открытое занятие, творческая встреча, отчётные выставка персонажей, демонстрация мультфильмов на отчетном мероприятии, др), 2. Экскурсии:
3. Доклады: - «Выразительные средства мультипликации» (ГМО) - «Драматургия мультипликационного фильма» (Открытая школьная конференция) 4. . Итоговое мероприятие с показом мультфильмов 5 Участие в: - Окружном конкурсе анимационного творчества «Я ребенок, я творец» -в Открытом всероссийском мастер-класс-фестивале детского мультипликационного кино «Жар-Птица» - в Международном экологическом телевизионном фестивале «Спаси и сохрани» 6. Формирование: - оценочного листа выполнения проекта «Тарум-най» (Приложение 8.) -диски СД с мультфильмами и фотоотчетом - итоговая выставка персонажей и декораций - буклет о созданных мультфильмах. | Согласно календарному плану. октябрь 2018 г. – май 2019 г. ноябрь – декабрь 2018г.; март-май 2019 г. март 2019 г. апрель 2019 г. май 2019г. май - июнь - июль 2019 г. апрель-май 2019 г. |
Заключительный (аналитический) | - анкетирование участников проектов: учащихся, родителей, зрителей обмен мнениями (впечатлениями), планирование будущей работы: - итоговое заседание участников проекта по итогам реализации проекта, отчётная демонстрация мультфильмов. | май 2019 г. май 2019 г. |
8. Ресурсы:
В рамках реализации Проекта будут задействованы ресурсы ДШИ № 2: кадровые, материально-технические, информационно-методические.
8.1.Кадровые ресурсы
Таблица 2
№ п\п | Должность | Кол-во ед. | Обязанности | ФИО участников |
1 | Зам. директора по УВР | 1 | Общее руководство Проектом | И. А. Куликова |
2 | Зав. отделением «Изобразительное искусство» | 1 | Оперативное руководство Проектом | Л. В. Савченко |
3 | Автор проекта | 1 | Разработка и оформление Проекта | Е. Г. Горностай |
4 | Преподаватели отделений: «Изобразительное искусство», «Музыкальное отделение», «Театральное искусство», «Хоровое отделение», «Народных инструментов». | 5 | 1.Проведение проектных мероприятий; 2. Консультация по звуковому сопровождению мультфильмов (озвучка) 2. Подготовка сценария итогового мероприятия; 3. Подготовка номеров к итоговому мероприятию 4.Оформление мероприятий 4. Изготовление полиграфической продукции; 5. Запись СД-дисков с мультфильмами и фотоотчётом | Е. Г. Горностай Е. К. Тойчиева Е. Г. Коляганова Е. Г. Коляганова Е. К. Тойчиева Е. К. Тойчиева Н. Н. Рамоненко Г. Ю. Калужина Е. Г. Горностай Н. Я. Федоренко, Т. А. Антипина Е. Г. Горностай Е. Г. Горностай |
5 | Звукорежиссёр | 1 | Техническая поддержка проекта:
| А. А. Ковалёв |
6 | Учащиеся отделений «Изобразительное искусство» «Музыкального отделения», «Театральное искусство», «Хоровое отделение». | 26 | 2 класс ДОП 3 года 3 класс «Живопись» 8 (9) лет 3 класс ДПТ 5 лет | 15 чел. 10 чел. 1 чел. |
7 | Методист | 1 | Информационно-методическое сопровождение проекта | Г. Ю. Негребецкая |
8.2. Материально-технические ресурсы
В реализации Проекта задействованы материально-технические ресурсы ДШИ № 2 в рамках текущего финансирования:
- учебные площади и подсобные помещения;
- актовый зал для проведения отчётных выступлений;
- ученические парты и стулья, соответствующие нормам и требованиям дополнительного образования;
- классная доска;
- учительский стол для инструментов;
- шкафы для хранения методического, дидактического и учебного материалов;
- стеллажи или полки для хранения и сушки ученических работ;
- настенные стенды для демонстрации обучающего и дидактического материала и сменной тематической экспозиции;
- штатив;
- компьютер;
- проекционное оборудование;
- микрофон;
- зеркало.
Привлечённые средства (родители учащихся 2 класса ДОП ДШИ № 2)
- приобретение художественных, расходных материалов и инструментов;
- мультстанок;
- фотокамера;
- софиты;
- диктофон.
8.3. Информационно-методически ресурсы:
- наглядные пособия, схемы, чертежи;
- инструкционно-технологическая карта съемки мультфильма (Приложение 3);
- писок предлагаемых для просмотра мультфильмов (для ознакомления с законами мультипликации и её различными техниками ) (Приложение 4);
- список мифов и легенд, предлагаемых для экранизации (Приложение 5);
Программное обеспечение
- Sony Vegas;
- Adobe Audition;
- Dragon Stop Motion;
- Adobe Photoshop;
- CorelDraw.
Информация о реализации Проекта будет регулярно размещаться на стенде художественного отделения.
Сформирован план проведения консультаций, мастер-классов, творческих встреч.
9.Ожидаемый результат реализации Проекта
Таблица 3
Цель | Задачи | Результат |
Формирование у детей знаний о быте, традициях коренных народов Югры, их культуре, хозяйственной деятельности и дальнейшее использование этих знаний в процессе съемки цикла мультфильмов, способствующих реализации творческого потенциала ребенка. | Сформировать образное представление о прошлом и настоящем Югорского края, воспитывая любовь и уважение к своей малой родине к культуре других народов. | Обучающиеся усвоят материал о жизни, быте, фольклоре, народных ремеслах, о промысловой деятельности, традициях и обычаях коренных народов Югры. Овладеют некоторыми традиционными терминами, используемыми при выполнении работ. |
Научить детей снимать мультфильмы в различных техниках | Учащиеся овладеют начальными практическими навыками по работе с фотокамерой, с программным обеспечением при монтаже и озвучке мультфильма. | |
Развить адекватную самооценку когнитивной деятельности у учащихся | Научатся адекватно оценивать результат своей работы, что разовьет более сплоченное и ответственное отношение к работе в группе. |
10. Перспективы развития проекта
В перспективе развития Проекта «Тарум-най» должна возникнуть эффективная площадка взаимодействия между учащимися различных отделений МБУДО «ДШИ №2», педагогами и родителями. Сплочение детей и взрослых, между которыми будет осуществляться активный диалог, принесет свои добрые плоды и послужит формированию духовно-нравственной системы воспитания.
Реализация настоящего проекта будет содействовать накоплению и распространению знаний о обычаях и традициях коренных народов Югры, их культуре, хозяйственной деятельности.
Вовлечение детей и подростков в регулярные занятия съёмочным процессов, продвижение детской анимации и активного образа жизни повлечет воспитание и создание положительного образа «грамотного зрителя».
Экранизированные мифы и легенды малочисленных народов Севера будут участвовать в фестивалях и конкурсах, что непременно способствует повышению имиджа МБ УДО «ДШИ № 2» в городе, округе и России.
11. Литература:
- Волдина, Т.В. Хантыйский фольклор: история изучения /Т.В. Волдина. - Томск: изд-во ТГУ, 2002. – 258 с.
- Кулагин П.Г. Межпредметные связи в обучении. - М.: Просвещение, 1983.
- Кулемзин, В.М. Человек и природа в верованиях хантов /В.М. Кулемзин.- Томск: изд-во Том. ун-та, 1984.- 191 с.
- Кулемзин, В. М. Мифология хантов. Научно-популярное издание/В.М. Кулемзин, Н.В. Лукина. - Томск: изд-во ТГУ, 2000. – 310 с.
- Лапина, М.А. Этика и этикет хантов / М.А. Лапина. - Томск: изд-во Том. ун-та, 1998. – 115 с.
- Молданова, Т.А. Орнамент хантов Казымского приобья: семантика, мифология, генезис/Т.А. Молданова. - Томск: изд-во ТГУ, 2000.- 260 с.
- Норштейн Ю. Снег на траве / Ю. Норштейн.- М.: Красная площадь, 2008-2т.
- Ромбандеева, Е.И. История народа манси (вогулов) и его духовная культура (по данным фольклора и обрядов)/Е.И. Ромбандеева.- Сургут: АИИК «Северный дом» и Северо-Сибирское региональное книжное издательство, 1993.- 208 с.
- Ратников, А.М. Культура обско-угорских народов. Ханты и манси. Курс лекций / А.М. Ратников.- Нижневартовск: изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2009. – 279 с.
- Прокопенко В.И. Этнопедагогика народа ханты: физическое воспитание и игры: Учеб.пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та.2005. – 296 с.:ил.
- Прокопенко В.И., Прокопенко В.В. Настольные игры коренных малочисленных народов Севера Российской Федерации: Учебное пособие/Урал. отд-ние Российской академии образования; Урал. гос.пед.ун-т. – Екатеринбург. 2004. -140 с.
- Хитрурк Ф. Профессия-аниматор / Ф.Хитрурк .- М.: Гаятри, 2007-2т.
- Цикл телевизионных фильмов «Традиционные промыслы коренных жителей Югры»/Н. Маковецкая, О. Зеленина. – Филиал ФГУП ВГТРК ГТРК «Югория». – г.Ханты-Мансийск, 2006.
- Электронная книга «Финно-угорский мир в куклах и игрушках А.М. Тахтуевой/Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок. – г. Ханты-Мансийск, 2008.
- http: // www.finnougoria.ru.
- http://fantasticimago.com/blog/sozdanie-multfilmov-kak-shag-za-shagom-sozdaetsya-animirovannyj-multfilm.html
- http://etnograd.ru/pesni-mansi-khanty-i-vengrov
Приложение 1
Календарно – тематическое планирование
в рамках проекта «Тарум-най»
на 2018-2020 г.г.
№ п/п | Дата проведения | Названия и краткое содержание занятий | Задание | Дидактический материал | Ответственные |
ОКТЯБРЬ | |||||
1-4 | 6.10.18 13.10.18 20.10.18 17.10.18 | «Хозяйственная деятельность обских угров» - знакомство с традиционными занятиями и промыслами коренных народов Югры. Даются определения понятиям: «Облас», «лыжи-подволоки», «камус» и т.д «Поселения и жилища народов Югры»: - знакомство с традиционными постройками стойбищного поселения: чумом, хлебной печью, лабазом. Даются определения понятиям: «Лабаз», «стойбище», «чум», «жерди» и т.д. «Традиционная одежда и обувь обских угров: - рассказ и демонстрация отличительных особенностей в одежде, цвете, применении орнамента у различных групп народов ханты и манси «Орнаментальное искусство народов Югры»: - изготовление изделий из бисера и ткани с использованием орнаментов. | изготовление макета обласа или камуса изготовление макета чума изготовление макета традиционного изделия Рисование орнаментов обских угров | Демонстрация фотографий и фильмов о хозяйственной деятельности обских угров и различных приспособлений для охоты, рыбной ловли и т.д. Работа с наглядными материалами. Просмотр видеофильмов и мультимедийных презентаций. | Е. Г. Горностай |
НОЯБРЬ | |||||
5-7 | 3.11.18 17.11.18 24.11.18 | «Народный календарь и сезонные праздники обско-угорских народов» - рассказ о народном календаре обско-угорских народов и сезонных праздниках «Фольклор коренных народов Севера»: - знакомство со сказками, мифами и легендами народов Югры, беседа об отличительных особенностях фольклора. «Я сценарист.» Рассказ о сценарии, о законах написания. Проработка сценария мультфильма по выбранной легенде, сказки или мифу. Даются определения понятиям: «пре-продакшн», «мизансцена», «раскадровка» | Рисунок схемы расположения трёх миров по мифам и легендам обских угров. Написание сценария для мультфилма | Просмотр видеофильмов, Демонстрация фотографий и мультимедийных презентаций. Демонстрация схемы пантеона богов обских угров. Работа с наглядными материалами. | Е. Г. Горностай |
ДЕКАБРЬ | |||||
8-11 | 1.12.18 8.12.18 15.12.18 22.12.18 | «Я художник - мультипликатор» Разработка внешности и изготовление марионеток героев по типу их характера. Кастинг главных и второстепенных героев. Даются определения понятиям: «марионетка», «кастинг». «Я художник - декоратор» Разработка декораций и фонов.. Даются определения понятиям: «декорация», «фоны». «Стори бординг» Режисура, размещения декораций, персонажей и фонов. Проработка композиции кадра. Даются определения понятиям: «стори бординг», «композиция кадра». «Продакшн». Стадия производства мультфильмов. Съемка мизансцен с учетом ракурсов. «Продакшн». Стадия производства мультфильмов. Съемка мизансцен с учетом плановости, с учетом ГЭГов. | изготовление марионеток, фонов, декораций. Съемка сцен, эпизодов и мизонсцен. | Просмотр мультфильмов, Демонстрация кадров из мультфильмов. Работа с наглядными материалами. | Е. Г. Горностай |
ЯНВАРЬ | |||||
12-14 | 12.01.19 19.01.19 26.01.19 | «Пост-продакшн». Запись звука и фоновых шумов. «Пост-продакшн». Компоузинг, монтаж отснятого фото материала.. Монтаж звука и фоновых шумов. «Пост-продакшн». Просмотр смонтирванного материала. Ре́ндеринг готового мультфильма. | Создание видеодорожки и звуковой дорожки. Запись. | Компьютер, микрофон. Sony Vegas; Adobe Audition; Dragon Stop Motion; | Е. Г. Горностай, Е.Г. Коляганова, |
ФЕВРАЛЬ | |||||
15-17 | 02.02.19 09.02.19 16.02.19 | «Я сценарист.» Выбор мифа, сказки или легенды коренных жителей Югры. Проработка сценария мультфильма по выбранной теме. Напоминаются определения понятий: «пре-продакшн», «мизансцена», «раскадровка» «Я художник - мультипликатор» Разработка внешности и изготовление марионеток героев по типу их характера. Кастинг главных и второстепенных героев. «Я художник - декоратор» Разработка декораций и фонов.. | изготовление марионеток, фонов, декораций. | Просмотр мультфильмов, Демонстрация кадров из мультфильмов. Работа с наглядными материалами. | Е. Г. Горностай |
МАРТ | |||||
18-20 | 02.03.19 09.03.19 23.03.19 | «Стори бординг» Режисура, размещения декораций, персонажей и фонов. Проработка композиции кадра. Даются определения понятиям: «стори бординг», «композиция кадра». «Продакшн». Стадия производства мультфильмов. Съемка мизансцен с учетом ракурсов. «Продакшн». Стадия производства мультфильмов. Съемка мизансцен с учетом плановости, с учетом ГЭГов. | Съемка сцен, эпизодов и мизонсцен. | Мультстонок, фотокамера, сафиты, штатив | Е. Г. Горностай |
АПРЕЛЬ | |||||
29-32 | 06.04.19 13.04.19 20.04.19 27.04.19 | «Пост-продакшн». Компоузинг, монтаж отснятого фото материала. Создание видеодорожки. «Пост-продакшн». Запись звука и фоновых шумов. «Пост-продакшн». Компоузинг, монтаж звука и фоновых шумов. «Пост-продакшн». Просмотр смонтирванного материала. Ре́ндеринг готового мультфильма. | Создание видеодорожки и звуковой дорожки. Запись. | Компьютер, микрофон. Sony Vegas; Adobe Audition; Dragon Stop Motion; | |
МАЙ | |||||
33-35 | 04.05.19 11.05.19 18.05.19 | «Итоговое мероприятие». Арт-концерт с выступлением учащихся хорового, художественного, театрального отделений и отделения народных инструментов с просмотром мультфильмов. «Диагностика результатов» Анкетирование участников проекта. Тестирование, опрос зрителей. «Итоговый отчет» Итоговое собрание участников проекта, отчёт о том, как прошла работа, трудности, впечатления. | Подготовка отчетной документации. | Актовый зал для проведения отчётных выступлений; компьютер; экран; проектор; микрофон. | Е. Г. Горностай, Е.Г. Коляганова Е. К. Тойчиева Г. Ю. Калужина, Н. Н. Романенко, А. А. Ковалёв. |
Приложение 2
Взаимодействие с коллегами.
Название мероприятия | Форма работы | Сроки | Ответственный |
Запись звука и фоновых шумов. | Консультация | Январь, Апрель 2019 г. | Е. Г. Горностай Е.Г. Коляганова Е. К. Тойчиева |
Творческий совет просмотров готовых мультфильмов | Критическая оценка мультфильмов | Январь, Апрель 2019 г. | И. А. Куликова Л. В. Савченко Г. Ю. Негребецкая Е. Г. Горностай Е.Г. Коляганова Е. К. Тойчиева А. А. Ковалёв. |
Спектакль по мотивам сказок ханты и манси | Репетиции | В течении учебного года. | Е. К. Тойчиева |
Песня на языке коренных народов Югры | Репетиции | В течении учебного года. | Н. Н. Романенко |
Игра на Нарсъюхе (музыкальный струнный щипковый инструмент) | Репетиции | В течении учебного года. | Г. Ю. Калужина |
«Тарум-най» | Организация и проведении итогового мероприятия | Апрель – май 2019 г. | Е. Г. Горностай, Е.Г. Коляганова Е. К. Тойчиева Н. Н. Романенко Г. Ю. Калужина А. А. Ковалёв. |
Приложение 3
Взаимодействие с родителями.
Название мероприятия | Форма работы | Участники | Сроки | Ответственный |
«Возвращение в Ях» | Экскурсия в СХМ | дети, родители | Ноябрь-декабрь 2018 г. | Е. Г. Горностай |
«Мультфильм своими руками» | Мастер-класс | дети, родители | Февраль 2019 г. | Е. Г. Горностай А. А. Ковалёв. |
«Хантыйский дворик» | Посещение этноплощадки в г. Лянтор | дети, родители | Март 2019 г. | Е. Г. Горностай,
|
«Тарум-най» | Помощь в организации и проведении итогового мероприятия | дети, родители | Апрель – май 2019 г. | Е. Г. Горностай, Е. К. Тойчиева |
Закупка расходных материалов | Шефская помощь | родители | В течении учебного года | Е. Г. Горностай |
Приложение 4
Инструкционно-технологическая карта съемки мультфильма
Название этапа | Технические условия | Сроки |
Раскадровка | Нарисовать основные моменты мультфильма | 1 день |
Стори бординг | Изготовить героев в выбранной технике | 2 день |
Стори бординг | Нарисовать декорации и фоны | 2 день |
Продакшн | Съёмка эпизодов и сцен | 5 дней |
Пост-продакшн | Запись звука и шумов | 1 день |
Пост-продакшн | Монтаж звуковой и видео дорожек | 2 день |
Пост-продакшн | Предварительный просмотр мультфильма. Оценка. | 1 день |
Приложение 5
Предлагаемые для просмотра мультфильмы
(для знакомства с законами и различными техниками мультипликации)
рисованные мультфильмы:
1937г. – «Белоснежка и семь гномов»
1950 г.- «Золушка»
1977 г. - «Серебряное копытце»
1978 – 1984 г. - «Трое из Простоквашино»
1975 г. – «Конёк – горбунок»
пластилиновые мультфильмы:
1981 г.– «Спокойной ночи, малыши!», «Пластилиновая ворона»;
1982 г.– «Новогодняя песенка Деда Мороза»;
1983 г.– «Падал прошлогодний снег»;
1984 г.– «А в этой сказке было так»;
1990 г.– «Серый волк энд Красная Шапочка».
кукольные мультфильмы:
1967г. – «Варежка»
1969 г. – «Крокодил Гена»
1974 г. – «Волшебник Изумрудного города».
1976 г. – «38 попугаев»
1984 г. – «Домовёнок Кузя»;
мультфильмы в технике перекладка:
1975 г. – «Ёжик в тумане»
1975 г. – «Вот какой рассеянный»
1976 – 1979 г.г. – «Приключения капитана Врунгеля»
1979 г. – «Сказка сказок»
Приложение 6
Предлагаемые для экранизации мифы и легенды коренных народов Югры
- Берестяной нос
- Великая сила леса
- Глухарь
- Гнев тайги
- Женщина-ягодка
- Зайчик и медведь
- Запрет
- Золотая баба
- Золотой топор
- Зря не ворчи
- Как ворон землю мерял
- Как землю выловили
- Как окунь полосатым стал
- Как Солнце и Месяц достали, как птицы и звери на Земле появились
- Как у бурундука спина полосатой стала
- Как человека сделали
- Клюквинка и Травяная косичка
- Когда куропатки смеяться стали
- Менкв и юноша
- Новый человек
Приложение 7
Организация рабочего пространства съемочной площадки.
Приложение 8
Критерии
экспертизы художественных мультфильмов
(протокол)
дата ______________________
название мультфильма _______________________________________________
хронометраж ______________
возраст участников _________________
Параметры и критерии оценки | +/- | Комментарии |
1.Этический аспект | ||
2. Эстетический аспект | ||
3. Когнитивный аспект | ||
3.1. Содержание (тема, сложность сюжета, целостность истории, место и время событий и пр.); | ||
3.2. В ременная и логическая последовательность событий | ||
3.3. Наличие, качество юмора | ||
4. Эмоциональный аспект (Эмоциональная напряжѐнность фильма ) | ||
5. Модели поведения героев | ||
5.1. Привлекательность и узнаваемость персонажа (психологический возраст героя) | ||
5.2. Динамика раскрытия образа | ||
5.3. Наличие и содержание поступков | ||
5.4. Количество персонажей | ||
6. Художественное решение / Формальные характеристики фильм | ||
6.1. Совпадение скорости и темпо -ритма видеоряда и звукоряда | ||
6.2. Соотношение речи и действий в фильме | ||
6.3. Визуальная загрузка | ||
6.4. Особенности монтажа |
___________ ______________________
подпись расшифровка