Методическая разработка "Вечно молодой кинематограф"
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие в 5 классе по теме: «Вечно молодой — кинематограф»
Автор: учитель музыки МБОУ СОШ №10 г. Муром Чепухин Сергей Альбертович.
Актуальность: В современном образовании духовно-нравственное воспитание является приоритетным. В школе дети знакомятся со всеми видами искусства, в том числе и кинематографом. В наши дни дети все чаще обращают внимание на мелкожанровые фильмы (боевики, ужастики, аниме и т. д.), не несущие в себе идеи и ценности, забывая о великих творениях, которые воспитали не одно поколение достойных личностей. Данное мероприятие позволит детям окунуться в восхитительный мир кино, мир, в котором все мечты сбываются, привить интерес к одному из самых популярных на сегодняшний день видов искусства, как средству воспитания лучших качеств человека.
Цель: Познакомить учащихся с многообразным миром кинематографа, через непосредственное участие в сьемках фильма.
Задачи:
- Изучить историю кинематографа;
- Примерить на себя роли участников киносъемки;
- Создать видеофильм;
- Научить детей работать в группах с видеоаппаратурой;
- Воспитывать в детях культуру просмотра фильма, уважение к традициям кинематографии.
Информационное обеспечение.
Кабинет, в котором будет проходить внеклассное занятие должен быть оборудован следующим образом:
-парты расставлены так, чтобы дети могли расположиться в 3 группы (2 парты на группу). Для каждой группы должен быть обозначен свой цвет;
-на столах в каждой группе должен находиться ноутбук (стационарный ПК) с выходом в интернет;
-на столах первой группы должны находиться листы бумаги и ручки, в соответствии с количеством обучающихся в ней;
-на столах второй группы должны находиться расчески, зеркала, элементы грима и костюма (очки, пионерские галстуки и т.д.);
-на столах третей группы должен находиться ноутбук (стационарный ПК) с заранее подготовленным USB кабелем или кабелем HDMI (видеокамера – ПК), ОСНАЩЕННЫЙ ВИДЕОРЕДАКТОРОМ. Так же видеокамера(-ы)(за неимением их возможно применение сотовых телефонов с видеокамерой и входом USB).
-в классе может быть оборудована небольшая киностудия (парты, стулья, учебники, глобус и т.д.)
-стол учителя оборудован компьютером, подключенным к проектору. При себе учитель должен иметь флэшкарту объемом не менее 2Gb (для того, чтобы скинуть на нее фильм).
При входе в класс дети получают разноцветные конверты (3 цвета), после чего занимают места в группах с соответствующим цветом.
Содержимое конвертов
Листочки со следующими надписями: 1 группа – РЕЖИСЕР-СЦЕНАРИСТ; 2 группа – АКТЕР; 3 группа – ОПЕРАТОР-МОНТЕЖЕР.
Вечно молодой – кинематограф!
Звук 1 (чтение на фоне трека)
Это город. Еще рано. Полусумрак, полусвет.
А потом на крышах солнце, а на стенах еще нет.
А потом в стене внезапно загорается окно.
Возникает звук рояля. Начинается кино.
И очнулся, и качнулся, завертелся шар земной.
Ах, механик, ради бога, что ты делаешь со мной!
Этот луч, прямой и резкий, эта света полоса
заставляет меня плакать и смеяться два часа,
быть участником событий, пить, любить, идти на дно...
Жизнь моя, кинематограф, черно-белое кино!
У: На свете существует множество прекрасных видов искусств – искусство танца и изобразительное искусство, литература и музыка, театр и поэзия. Все они существуют уже многие тысячи лет. И недавно среди них появился еще один прекрасный вид. Он совсем ещё малыш – ему всего лишь сто двадцать лет! Но этот малыш родился на свет под счастливой звездой – ведь все просто обожают его! Ребята как вы думаете, о каком виде искусства сегодня пойдет речь?
Д: Кино!
У: Совершенно верно. 2016 год объявлен в России годом кино и поэтому тема нашей беседы сегодня актуальна как никогда: «Вечно молодой – кинематограф!». И в конце занятия мы с Вами ответим на вопрос, что же делает кинематограф вечно молодым. Ну что, предлагаю познакомиться с ним поближе. В 1895 году, в Париже, во Франции, в семье братьев Огюста и Луи Люмьер рождается замечательный малыш, который вскоре получит очень громкое название – Великий Немой!
Показ видеофрагмента «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сиоты».
У: Как вы думаете, почему же он Великий, но Немой?
Д: Потому что в то время он привел всех в восторг, но в то же время тогда в кино еще не было человеческих голосов и звуков окружающей среды.
У: Молодцы! Действительно кинематограф при рождении, как и настоящий ребенок не мог говорить, но все же были люди, которые помогали общаться ему со зрителем, их называли ТАПЕРЫ. Я предлагаю Вам приготовить к работе Ваши компьютеры и посмотреть в сети интернет значение того слова.
Д: Тапер - во второй половине XIX — начале XX века музыкант, преимущественно пианист, сопровождавший своим исполнением танцы на вечерах, балах, впоследствии — немые фильмы.
У: Верно! Музыка помогала понять и пережить события фильма, грустила, радовалась, пугала и удивляла зрителя, вместе с артистами на экране она была нежной и грациозной, серьезной и смешной. И, разумеется, даже немое кино не могло обойтись без тех, кто с помощью жестов и мимики доносил до зрителя всю суть – это АКТЕРЫ. Я попрошу запомнить Вас это слово, потому что чуть позже мы к нему еще вернемся. И, разумеется, имена некоторых из них навсегда остались в истории кинематографа. Внимание на экран!
Видеофрагмент «Modern Times (1936) Чарли в тюрьме»
У: Знакомо ли Вам лицо одного из актеров?
Д: Да, это Чарли Чаплин!
У: Совершенно верно. Давайте же узнаем кто он?
Рассказ заранее подготовленного ученика:
Чарлз Спенсер Чаплин родился в Лондоне, в семье артистов мьюзик-холла, и уже в семь лет пел и танцевал на сцене. Детство Чарли было нищим, голодным, жестоким и одиноким, как у большинства детей того времени. Именно пережитое в эти годы впоследствии легло в основу многих замечательных комедий. Чарли ушел из дома в шестнадцать лет и устроился работать в театре. В 1907 году его приняли в известную труппу пантомимы Фреда Карно. Позже, в 1913 году, во время гастролей труппы в Америке молодого артиста заметил продюсер Мак Сеннетт, предложил контракт с кинокомпанией "Кистоун" и пригласил сниматься. Первым фильмом Чаплина стала комическая лента "Зарабатывая на жизнь" (1914), а в фильме "Детские автогонки в Венеции" (1914) он впервые появился в своем вскоре ставшем для него традиционном облике. Свой тринадцатый фильм "Попавший под дождь" (1914) Чаплин уже снимал сам. Всего за один этот год Чарли Чаплин снялся более чем в 34 фильмах и стал широко известен как один из талантливейших комиков американского кино, что позволило ему вскоре завоевать творческую независимость.
У: Спасибо. Ребята, когда вы смотрели этот отрывок, были явно заметны Ваши эмоции. Скажите, пожалуйста, к какому бы жанру кинематографа Вы отнесли это видео и почему?
Д: К комедии. Потому что в этом фрагменте используется много юмористических сцен и многие действия актеров кажутся довольно смешными и наигранными.
У: Спасибо. Как вы считаете, а таперы в данном фильме выполнили свою задачу, правильно ли была подобранна музыка или сюда подошла музыка другого настроения?
Д: Таперы отлично выполнили свою работу! Музыка звучит тревожно, но в то же время довольно жизнерадостно, что отлично подходит к настроению фильма.
У: Отлично ребята! Ну что ж, шли годы и наш малыш подрос, окреп, а главное, он научился говорить! Сорокалетнюю эпоху немого кино сменяет новая – эпоха звукового кино. На первое место среди всех стран в сфере кинематографии выходит США, но и в России создаются первые киношедевры и появляются великие имена кинематографа.
Видеофрагмент из к\ф «Веселые ребята» - «Репетиция»
У: Ребята, скажите, пожалуйста, сильно ли изменился наш малыш с приобретением голоса и есть ли сходства с более юными годами?
Д: И сходства и различия есть. Главным различием можно назвать приобретения героями своих собственных голосов, что еще лучше позволяет актерам передать то или иное настроение и масштаб сцен стал более крупным, действие становится интереснее. А главным сходством является черно-белый цвет фильма.
У: Действительно, это так. Научившись говорить, кинематограф еще ближе подпускает к себе зрителя, давая ему возможность еще больше проникнуться драматургией картины. Фильм «Веселые ребята» был снят в 1934 году и является одним из первых озвученных фильмов в мире. И, разумеется, технический прогресс в то время еще не зашел так далеко, чтобы дать зрителю возможность в цвете насладиться действием фильма. И Вы совершенно верно заметили, что сцены в фильме становятся гораздо насыщенней и интересней. Это безусловно говорит о безупречной актерской игре. Но согласитесь со мной, что всего этого не было, если бы не состоялся замысел и творческая мысль одного очень важного человека, человека который создает картину от начала и до конца такой, какой ее видит зритель. Скажите, кто же он, этот таинственный незнакомец?
Д: Режиссер, сценарист.
У: Совершенно верно! Именно без этих людей не может состояться ни одна кинокартина. Кто из Вас знает, чем занимается режиссер, а чем сценарист?
Д: Сценарист пишет сценарий, а режиссер воплощает его в жизнь, посредствам собственного творческого видения.
У: Молодцы. Давайте запомним эти понятия, потому что совсем скоро они Вам пригодятся. А мы движемся дальше. 20 век – век великих творческих открытий. В том числе и кинематограф все больше набирает обороты. Технический прогресс дает ему цвет. Создаются все новые киношедевры, галерея славы актеров растет с каждым годом, появляются кинопремии, в фильмах начинают применяться все новые технологии. И вот на пороге 21 век – век информации, техники, век совершенства научной и творческой мысли человека, что, безусловно, находит отражение в кинематографе.
Трейлер к фильму «Гарри Поттер и философский камень». (на его фоне)
30 июня 1997 года свет увидела книга английской писательницы Джоан Кэтлин Роулинг, в которой рассказывалось о маленьком мальчике с нелегкой судьбой, которая уготовила ему огромное множество волшебных приключений. Этого мальчика зовут Гарри Поттер! Книги о нем имели в то время огромную популярность, тем самым привлекая к себе внимание режиссеров. Спустя четыре года после выхода первой книги, появляется ее экранизация «Гарри Поттер и философский камень». В последующие годы были экранизированы все книги из серии «Гарри Поттер». За более чем десятилетнюю историю фильм побил все возможные рекорды, актеры, прожив жизнь своего героя в течении десяти лет приобрели всемирную славу. Апогеем истории о Гарри Поттере стала седьмая, заключительная часть «Гарри Поттер и дары смерти». Давайте посмотрим фрагмент этой картины и сделаем вывод, как изменился кинематограф, спустя более чем столетнюю историю. Внимание на экран.
Трейлер к фильму «Гарри Поттер и Дары смерти (2 часть)»
Д: Фильм очень красочный, озвучка более чем реалистична, очень обильно применяется компьютерная графика и различные спецэффекты.
У: Да, это так! Невозможная история книги становится гораздо реалистичней, когда все это мы можем увидеть своими глазами. Эмоции зашкаливают при виде восхитительной актерской игры, замечательного замысла режиссера и конечно, той самой волшебной палочки, о которой, я уверен, вы не раз мечтали. Разумеется, мы понимаем, что в нашей жизни не может произойти таких чудес и все, что мы видим, это волшебная сказка – полет фантазии и чувств. Скажите, пожалуйста, кто, помимо режиссера и актеров помогает зрителю увидеть это волшебство, увидеть актера в тот момент, когда нам этого действительно хочется?
Д: Операторы, монтажеры.
У: Молодцы! Именно эти люди делают все для того, что бы мы с Вами – зрители, в полной мере могли насладиться просмотром кинокартины. Чем занимаются операторы?
Д: Работают с камерой.
У: А монтажеры?
Д: Монтируют дубли, собирая их в единую картину, и создают различные спецэффекты.
У: Отлично ребята! Сегодня мы с Вами провели замечательный экскурс в историю взросления кинематографа. И в заключении нашего занятия, я предлагаю Вам самим попробовать себя в создании собственного видеофильма. Когда вы входили в кабинет, Вам достались конверты, по цвету которого Вы распределились в группы. Сейчас я прошу Вас открыть конверты и достать содержимое. Прочитайте то, что Вы видите.
Д: Режиссер-сценарист (1 группа)
Актер (2 группа)
Оператор-монтажер (3 группа)
У: Сейчас у Вас будет время для подготовки выполнения своих обязанностей: режиссеров-сценаристов я попрошу положить перед собой листы и ручки для создания сценария. Актеров я попрошу войти в образ. А операторов-монтажеров я попрошу подготовить все необходимое для работы оборудование (видеокамеры (телефоны), компьютеры). Итак, тема нашего фильма «Да будь всегда таким, урок!». Я предлагаю Вам снять фильм об уроке, о котором вы мечтали всю жизнь. И попробуем мы это сделать в жанре немого кино. Итак, режиссеры-сценаристы готовят сценарий, актеры думают над образом, а операторы-монтажеры пока могут оборудовать небольшую киностудию и необходимый реквизит. На создание проекта дается 10 минут. Удачи Вам!
Подготовка проекта10 минут. Съемка фильма 7 минут. Монтаж фильма 3 минуты.
У: Ну что ж, настало время ответить на главный вопрос: что же делает кинематограф вечно молодым?
Д: Кинематограф никогда не стоит на месте. С каждым годом он только преображается. С течением лет он становится только красивее и развитее, следовательно, его нельзя назвать стареющим.
У: Отлично, ребята! Вывод сделан, осталось только увидеть результат нашей работы! Спасибо Вам большое за внимание и за труд.
Просмотр фильма 2-3 минуты.
Примечание
Кабинет, в котором будет проходить внеклассное занятие должен быть оборудован следующим образом:
-парты расставлены так, чтобы дети могли расположиться в 3 группы (2 парты на группу). Для каждой группы должен быть обозначен свой цвет;
-на столах в каждой группе должен находиться ноутбук (стационарный ПК) с выходом в интернет;
-стол учителя оборудован компьютером, подключенным к проектору..
При входе в класс дети получают разноцветные конверты (3 цвета), после чего занимают места в группах с соответствующим цветом.
Содержимое конвертов
Листочки со следующими надписями: 1 группа – РЕЖИСЕР-СЦЕНАРИСТ; 2 группа – АКТЕР; 3 группа – ОПЕРАТОР-МОНТЕЖЕР.
Используемые медиа-материалы:
Аудио: Звук 1
Видео: «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сиоты».
«Modern Times (1936) Чарли в тюрьме»
«Веселые ребята» - «Репетиция»
Трейлер к фильму «Гарри Поттер и философский камень».
Трейлер к фильму «Гарри Поттер и Дары смерти (2 часть)»
Словарь
Актер - исполнитель ролей в театральных представлениях или кино.
Актер - притворщик, человек, показывающий себя не таким, каков он есть на самом деле.
Актер - человек, занимающийся творчеством в области какого-либо искусства.
Режиссер - творческий работник, создающий сценарий театральной, кино- или телевизионной постановки, вообще зрелищных программ.
Режиссер - творческий работник, подбирающий актеров для театральной, кино- или телевизионной постановки, вообще зрелищных программ.
Режиссер - творческий работник, художественный организатор, руководитель театральной, кино- или телевизионной постановки, вообще зрелищных программ.
Тапер - во второй половине XIX — начале XX века музыкант, преимущественно трубач, сопровождавший своим исполнением танцы на вечерах, балах, впоследствии — немые фильмы.
Тапер - во второй половине XIX — начале XX века музыкант, преимущественно пианист, сопровождавший своим исполнением танцы на вечерах, балах, впоследствии — немые фильмы.
Тапер - во второй половине XIX — начале XX века музыкант, преимущественно пианист, сопровождавший своим исполнением оперные и балетные спектакли, впоследствии — немые фильмы.
Текст выступающего
Чарлз Спенсер Чаплин родился в Лондоне, в семье артистов мьюзик-холла, и уже в семь лет пел и танцевал на сцене. Детство Чарли было нищим, голодным, жестоким и одиноким, как у большинства детей того времени. Именно пережитое в эти годы впоследствии легло в основу многих замечательных комедий.
Чарли ушел из дома в шестнадцать лет и устроился работать в театре. В 1907 году его приняли в известную труппу пантомимы Фреда Карно. Позже, в 1913 году, во время гастролей труппы в Америке молодого артиста заметил продюсер Мак Сеннетт, предложил контракт с кинокомпанией "Кистоун" и пригласил сниматься.
Первым фильмом Чаплина стала комическая лента "Зарабатывая на жизнь" (1914), а в фильме "Детские автогонки в Венеции" (1914) он впервые появился в своем вскоре ставшем для него традиционном облике. Свой тринадцатый фильм "Попавший под дождь" (1914) Чаплин уже снимал сам. Всего за один этот год Чарли Чаплин снялся более чем в 34 фильмах и стал широко известен как один из талантливейших комиков американского кино, что позволило ему вскоре завоевать творческую независимость.