СТЕНДАП
Методическая разработка открытого занятия в детской телестудии "Кадр" МБУДО ДТДиМ им. Добробабиной А.П.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методразработка открытого занятия "СТЕНДАП" | 114 КБ |
Предварительный просмотр:
Дворец творчества детей и молодежи им. Добробабиной А.П.
города Белово
Методическая разработка открытого занятия
« Стендап » в детской телестудии «Кадр»
Составитель : педагог д/о Мочалов Г.В.
г. Белово 2016
Дидактическое обоснование занятия
Цель:
Формирование специальных навыков, необходимых для самостоятельного творчества учащихся в процессе создания видеосюжета.
Задачи.
Образовательные:
- Сформировать систему базовых знаний работы в кадре в процессе создания сюжета (секреты успешной работы в кадре, создание стендапа, его виды и основные требования).
- Закрепить полученные навыки на практике в процессе создания фрагмента телевизионного сюжета – стендапа.
- Освоить видеотехнику и прочие инструменты, необходимые в работе тележурналиста.
Развивающие:
- Развить самостоятельность мышления, познавательный интерес, творческий потенциал учащихся при создании фрагмента телевизионного сюжета – стендапа;
Воспитательные:
- Способствовать воспитанию чувства коллективизма и взаимовыручки в ходе совместной творческой работы.
- Поощрять стремление высказывать свои мысли, проявлять творческий потенциал в ходе совместной работы над созданием сюжета.
Тип: комбинированный ( изучение нового материала, творческое занятие-практикум ).
Ключевые компетенции в ходе занятия:
- учебно-познавательные
- коммуникативные
- информационные
УУД, которые формируются в ходе занятия:
Регулятивные:
- целеполагание,
- контроль и оценка учащимися своих действий.
Познавательные:
- уметь слушать и анализировать новый материал ,
Личностные:
- уметь позитивно оценивать свои творческие возможности
МЕТОДЫ:
- По способам передачи и усвоения информации: словесный и практический.
- По способам мыслительной деятельности: объяснительно-иллюстративный и частично-поисковый.
Форма организации учебной деятельности:
фронтальная, групповая
Оборудование для педагога:
- Компьютер
- Мультимедийное оборудование
- Микрофон
- Видеокамера
- Штатив
- Проектор
- Экран
- Звуковые колонки
- Выход в интернет
Оборудование для учащихся :
- Микрофон
- Видеокамера
Материалы
- Зеленый и красные жетоны из картона
- Ручки , бумага
План занятия.
- Организационный этап – 2 минуты.
- Введение в тему :
- Разминка (дефиле под музыку, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика) – 5 минут.
- Повторение пройденного материала (кроссворд, классификация по жанрам тележурналистики) – 10 минут.
- Этап освоения нового учебного материала . (Рассказ – беседа 10 мин)
- «Успешная работа в кадре» .
- «Стендапы. Типы стендапов. »
- «Практические советы , как нельзя делать Стендап»
- Этап закрепления пройденного материала. ( Практическая работа – 13 минут ).
- Написать стендап из 2 – 3 предложений на заданные темы.
- Правила техники безопасности на занятиях тележурналистики .
- Правила обращения с видеокамерой.
V . Заключительная часть ( 5 минут ) .
- . Подведение итогов пройденного материала..
2 . Домашнее задание .
Ход занятия
№ | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Дидактические средства | |
I. | Организационный этап. - Здравствуйте ребята! Сегодня наше занятие пройдёт немного в необычной форме, поработать нужно будет вместе оперативно и в то же время плодотворно. Тема нашего сегодняшнего занятия «Стендап». Это первое занятие на данную тему. И его цель – научить вас самостоятельно работать над созданием фрагмента телевизионного сюжета – стендапом. Вы уже не раз слышали это слово . Кстати, а что такое стендап? - Все правильно - «Стендап» , буквально стойка, и это репортер, корреспондент в кадре. | Учащиеся входят в аудиторию и рассаживаются по своим местам Возможные варианты ответов учащихся : - Это репортер в кадре | На экране 1 слайд презентации « Стендап» | |
II. | Введение в тему: 1. Разминка . (дефиле под музыку, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика , работа с микрофоном ) - Начнем мы с вами с разминки, а точнее с дефиле. но проводить её сегодня буду не я. У каждого из вас на столах лежат жетоны, у кого они зелёного цвета, те ребята и проведут разминку. Нужно пройтись, всячески демонстрируя себя. Пройтись и назвать одно прилагательное, начинающееся на первую букву вашего имени. Это прилагательное нужно выделить выразительно голосом и пластикой тела. Например , Марина : мокрая, или металлический или могучий Артикуляционная гимнастика .Разминка речевого аппарата: - Встаём друг напротив друга и, не смеясь, делаем следующие упражнения. «Губки бантиком, губки улыбкой», «Толстый - тонкий» (вдуваем и надуваем щёки), «Пика» (язычком стучимся в щёки), «Кораблик» (язычком обводим зубы пять раз в одну сторону, пять в другую). - Скороговорки: «На мели мы лениво налима ловили, для меня вы ловили леня, о любви не меня ли вы мило молили. «И в туманы лиманы манили меня»; «Рад кавалер Гард, что едет на парад. Там кавалер Гарды в какардах» и другие. - Произносим чётко звук «Р». Ру-ру-ру. Все вместе, а потом каждый по отдельности. Дыхательная гимнастика. Дышим диафрагмой 5 раз. Потом выдыхаем в 5 заходов звук «Ш», «С», «Ц», «Ч», потом в 3 захода. Так, чтобы напряглись все мышцы пресса. Работа с микрофоном: 1.Микрофон держим в руке свободно и не отдаляем ото рта. 2.Смотрим в камеру, а не в пол и улыбаемся. 3.Слова произносим громко, чётко, выразительно. 4.Осанка ровная, работает диафрагмальное дыхание. 5.Расположение ног в позиции «Y». 6. Нужно сказать фразу: «Добрый день, мы рады приветствовать вас в детской телестудии «Кадр». Начали по- одному. Запись идет. Потом будем вместе просматривать , а запись я каждому скину на флэшку. | Встают те учащиеся у кого зеленые жетоны и приглашают остальных на разминку. Другие учащиеся поочередно встают называют выразительным голосом прилагательное и , одновременно показывают «театрально», помощью пластики и жестов. Учащиеся парами встают друг напротив друга и делают упражнения. Учащиеся проговаривают все скороговорки.
Учащиеся продолжают стоять и дышать легкими . Учащиеся поочередно берут микрофон , встают перед камерой и говорят фразу «Добрый день, мы рады приветствовать вас в детской телестудии «Кадр». | На экране 2 слайд презентации «Разминка» Звучит фонограмма веселой мелодии . На экране слайд 2 со скороговорками : 1. На мели мы лениво налима ловили , для меня вы ловили леня 2. О любви не меня ли вы мило молили . 3. Рад кавалер Гард, что едет на парад, там кавалергарды в какардах 4. И в туманы лиманы манили меня. 5. Добры бобры идут в боры, а дровоколорубы рубили дубы. 6. Вавилу ветрило промоклосквозило . 7. Водовоз вез воду из-под водопровода . 8. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали. 9. Вожжи из кожи в омут вхожи. 10. Клавка искала булавку, а булавка упала под лавку Включается .видеозапись | |
III | . 2. Повторение пройденного материала (Кроссворд, классификация по жанрам тележурналистики) – 10 минут - А теперь давайте снова вернёмся к теме нашего занятия «Стендап» и повторим пройденный материал, который неразрывно связан с ней. И так, для того, чтобы создать сюжет, каждый из нас должен владеть терминологией, а также различать методы сбора информации и жанровые характеристики. Все слова вы знаете из предыдущих наших занятий. - Сейчас, работая в группах, вы будете решать кроссворды: (ДАТЬ ВЫБОР) один из них больше, но легче, второй – меньше, но сложнее. В результате посредине у вас должно получиться определённое слово. На выполнение задания у вас – 5 минут. А теперь группы обменяйтесь кроссвордами и проверьте ответы друг друга. Проверили? А теперь внимание на экран. Что получилось в 1-м кроссворде : Сюжет , ракурс , синхрон, стендап, репортаж, лайф, интершум, трансфокатор, интервью. В середине слово – Журналист. А во 2-м кроссворде - монтаж, панорама, план, подводка, кадр, редакция, мыльница. В середине слово – Молодцы. - А теперь давайте вспомним жанровые характеристики тележурналистики. Я называю жанр, а вы определяете, к какой группе он относится :. - Заметка, интервью, репортаж, опрос ; - Корреспонденция, ток-шоу, пресс-конференция ; - Очерк, памфлет, фельетон . - А теперь проверим, внимание на экран . | Ожидаемые ответы: Ожидаемые ответы: Кроссворд №1 и 1 – я группа : - Ответы : сюжет , ракурс , синхрон, стендап, репортаж, лайф, интершум, трансфокатор, интервью. В середине слово - Журналист Кроссворд №2 и 2-я группа по кроссворду .Ответы : монтаж, панорама, план, подводка, кадр, редакция, мыльница. В середине слово - Молодцы Предполагаемые ответы : Информационные Аналитические Документально-художественные | На экране 4 слайд с кроссвордом : 1 . Тема, предмет изображения телевизионной передачи или видеорассказ о событии. 2. Объект, точка зрения на него в пространстве, а также получаемая проекция (изображение) объекта в данной точке. 3. Изображение говорящего человека, сопровождаемое звуком его речи или синхронизация видео и аудиоматериала. 4. Корреспондент в кадре 5. Сообщение с места событий оперативность. 6. Вид сюжета, когда показывается само событие без комментариев журналиста. 7. Звук, записанный вместе с видео . 8. Объектив с переменным фокусным расстоянием 9. Разновидность разговора, беседы между двумя и более людьми. На экране 5 слайд с кроссвордом : 1 . Этап создания фильма или видеоролика . 2. «Широкоформатное» изображение 3. Масштаб изображения, характеристика кадра 4. Речь журналиста перед самим сюжетом, которая подводит зрителя к новости. 5. Фрагмент кино- или видеоряда, заключенное в рамках экрана и видимое в данный момент . 6. Группа работников издательства, студии и т. п., 7. Компактный фотоаппарат со встроенным объективом, как правило, небольшого веса и малых габаритов. На экране 6 слайд с правильными ответами. На экране 7 слайд с правильными ответами : Информационные Аналитические Документально-художественные | |
Этап освоения нового учебного материала 1. «Успешная работа в кадре» . - И так, а сейчас мы с вами посмотрим, что же нужно для успешной работы в кадре. 1. В кадре выигрышнее смотрится тот, кто стремится общаться со зрителем, а не просто проговаривает заученные слова. Если трудно общаться с камерой, иногда рекомендуют представлять за объективом своих знакомых. 2. Произносить текст рекомендуется умеренно эмоционально. Основной посыл: «Я знаю нечто интересное и хочу рассказать это вам». 3. Смотреть нужно в основном в объектив. Но взгляд не должен быть «стеклянным», в частности, следует не забывать моргать. 4. Следует избегать движений-паразитов. Не нужно встряхивать прической, теребить что-то пальцами, раскачиваться, переминаться с ноги на ногу и т.п. 5. Однако фигура человека в кадре не должна быть «замороженной». Нужно не переставать «жить». Естественные движения корпуса делают речь убедительней. 6. Нужно продумать, чем занять руки, если в них нет микрофона. 7. Жесты руками добавляют убедительности, но есть смысл их прорепетировать и обсудить с оператором. 8. В телеэфире нужно стараться проговаривать все звуки. Это достигается с помощью более активной, чем при обычной речи, артикуляции. Примечание: активная артикуляция не только не портит внешность человека в кадре, но чаще наоборот – добавляет его речи убедительности. Во всяком случае, это лучше, чем «парализованные» губы и челюсти. 9. Как правило, наиболее предпочтительная стойка в стендапе – четверть оборота корпуса от камеры. Таким образом создается направление «в перспективу», кроме того, человек занимает меньше места в кадре, кажется стройнее. |
На экране слайд№ 8 На экране слайд № 9 | |||
2. «Стендапы. Типы стендапов» - А теперь, как вы уже правильно назвали, стендап – приём в репортаже, при котором журналист находится в кадре и сообщает информацию по теме сюжета. И как же требования к необходимы к стендапу: - Продолжительность 10-20 секунд; Фон должен иметь отношение к теме сюжета; - Используем средний план; - Атмосфера естественного общения со зрителем; - Соответствующий теме внешний вид; - Текст стендапа должен отделяться от закадрового текста. Стендапы бывают разные : Стендап в начале сюжета используется в случае, когда: 1. Один и тот же репортёр делает два сюжета подряд в одном выпуске; 2. Если сам ведущий, едет на съёмку. Стендап в середине сюжета используется в случае, когда: 1. Репортёр связывает разные части сюжета; 2. Даёт информацию для которой нет видеоряда; 3. Репортёр работает в прямом эфире. Стендап в конце сюжета используется: Как концовка или анонс продолжения темы. 3.«Практические советы , как нельзя делать Стендап» Я расскажу вам , что не надо делать при создании СТЕНДАПА : -Не выучивать текст наизусть; -Не ставьте знаки препинания кивком головы; -Не привязывайте текст к конкретной дате или времени; -. Не надевайте солнечные очки и головной убор; - Не делайте стендап на фоне людей, которые должны делать вид будто вас нет; - Не говорите полушёпотом в помещении, где идёт собрание. Вы все согласны со мной . -А теперь давайте посмотрим Учебный фильм , как делать правильно СТЕНДАПЫ . | На экране слайд № 10 На экране слайд №11 На экране слайд № 12 На экране фрагмент учебного фильма телеканала «Евроньюс» Дениса Локтиера | |||
IV | Этап закрепления пройденного материала 1. Практическое задание. «Создание стендапа» Вы посмотрели, фильм профессиональных журналистов и теперь надо написать стендап из 2 – 3 предложений на любые из трех тем: - А как вы думаете почему 2-3 предложения ? -Правильно.Читаю задания. Вы находитесь на открытии выставки декоративно -прикладного творчества в нашем Дворце. - Вы находитесь на концерте юных артистов на мероприятии, посвященном Дню матери. - Вы находитесь на Всероссийском субботнике по уборке центральных улиц и территорий г. Белово. Например , вот так. - «Сегодня во Дворце творчества открылась выставка детских рисунков. Это работы самых маленьких участников из школы раннего развития «Радуга». - Даю 10 минут . Но прежде мы разделимся на две группы, те, кто за столом от меня справа будут операторами, а кто слева - репортёрами. Поэтому тексты писать будут , конечно, репортеры, берите листочки и ручки и творите. А с операторами мы проведем технику безопасности на наших занятиях и правила обращения с видеокамерой. 2. Правила техники безопасности на занятиях тележурналистики Итак , скажите, наши «операторы» правила техники безопасности на занятиях тележурналистики . Это было , между прочим, самое наше первое занятие. Вспоминайте . - А теперь посмотрим на экран . Вы правильно все назвали. 3. Правила обращения с видеокамерой. Следующий наш слайд посвящен видеокамере , правилам обращения с видеокамерой. Давайте вспомним наше второе занятие . 1. Видеокамера - достаточно хрупкое устройство, требующее бережного отношения к себе. Для транспортировки камер следует использовать специальные сумки. 2. Камеру нужно беречь от ударов, влаги, пыли и грязи, электромагнитного излучения, перепадов температуры. 3. В морозную или дождливую погоду используем специальный чехол для камеры. 4. Внося в помещение с улицы, выдержать камеру без включения около часа, чтобы она приобрела температуру и влажность помещения. 5. Камеры работают на морозе до 20 – 30oС. В паузе съемок камеру немедленно прячут за пазуху, а при наличии автомобиля – в теплый салон. 6. Моторесурс бытовой камеры – 1000 часов работы. Этого хватает при средней нагрузке на 3-5 лет эксплуатации камеры. Поэтому старайтесь не использовать, в связи с этим, камеру в качестве плеера, не расходуйте и без того ее небольшой ресурс для несвойственных ей функций. | Препологаемый ответ учащихся : -Потому , что за 10-20 секунд не успеть прочитать больше предложений. Учащиеся делятся на 2 группы –операторов и репортеров. «Репортеры» пишут тексты стендапов. Ответы учащихся «репортеров» - содержать своё рабочее место в чистоте и порядке; - без разрешения педагога не включать теле-, видео-, аудиоаппаратуру; -использовать электророзетки только по назначению; -о неисправностях аппаратуры сообщать педагогу и ни в коем случае самостоятельно не устранять неполадки. | На экране слайд под номером 13 . На экране слайд №14 с правилами ТБ. На экране слайд № 15 с правилами обращения с видеокамерой. | |
V | Заключительная часть. Подведение итогов пройденного материала. - Давайте посмотрим результаты Написания стендапов нашими репортерами . (Далее зачитываются Написанные учащимися стендапы поочередно разбираются с каждым «репортером» . Выбирается форма подачи стендапа – в начале сюжета, в середине, или в конце. Для примера , давайте один стендап Вы «снимете» вместе с оператором. ( Выбирается лучший СТЕНДАП) Вот он – Стендап в начале сюжета и задание репортер быбрал «Вы находитесь на Всероссийском субботнике по уборке центральных улиц и территорий г. Белово» , Вот текст – Посмотрите , как сегодня, все дружно работают метлами и граблями все те , кто вышел на субботник , и среди них и учащиеся школы №8, которые убирают свою территорию.» | Учащиеся поочередно зачитывают свои написанные СТЕНДАПЫ. «Репортер» берет микрофон , «Оператор» камеру и начинают репетицию съемок. | На экране последний слайд , с окончанием занятий . | |
- На этом наш урок закончен. А вам надо в качестве домашнего задания придумать сдендап в репортаже о праздничной демонстрации 1 мая . |
Литература.
1. Верстаков А. П., Смирнов С. С., Шувалов С. А. Медиаобразование в школе: школьная телестудия. – М.: Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова: научно-образовательное пособие. 2009. – 64 с.
2. Зверева Н.В. Школа регионального тележурналиста: учеб. пособие. М.: Аспект-Пресс, 2004.
3. Копперуд Рой, Нельсон Рой Пол. Как преподносить новости. М., 1998.
4. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики: Учеб. Пособие. – М.: Изд – во МГУ, 1995.
5. Техника и технология видеомонтажа. Учебное пособие. Под ред. П. Олефиренко. М., 1999.
6. Трудности словоупотребления на ТВ и РВ. Составители: Гаймакова Б.Д., Менкевич М.П. Словарь. М., 1998.
7. Телевизионная журналистика. Учебник. 2-е издание. Изд-во МГУ, 1998.
8. Телевизионная мозаика. Сборник статей. Под ред. Засурского Я. Изд-во МГУ, 1997.
9. Цвик В.Л. Введение в журналистику. Учебное пособие . – Изд. 2-е, доп. И переработанное. – М.: Изд – во МНЭПУ, 2000.