Занятие в фотокружке "Фотография искусство светописи. Натюрморт жанровая тема фотографии"
Конспект занятия фотокружка "Объектив"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_fotografiya_iskusstvo_svetopisi.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема "Фотография искусство светописи.
Натюрморт жанровая тема фотографии"
Цели:
- Освоить основы построения композиции натюрморта в фотографии, особенности изобразительного языка светописи, художественно-- съёмочной культуры в форме анализа предлагаемых снимков и в проектно-творческой практике.
- Осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса и крупности плана, элементарные основы грамоты фотосъемки.
- Развивать художественное видение фотографирующего.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование для учителя: компьютер, мультимедийная приставка, презентация, предметы и драпировки для составления натюрморта..
Оборудование для учащихся: цифровой фотоаппарат, тетрадь и ручка.
I. Организационный момент.
Ход урока №1
II.Сообщение темы и цели урока
Во все времена человек создавал изображения окружающего его мира. многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. о чем рассказывают изображения вещей?
Эволюция изображения в искусстве рассматривается, как следствие развития технических средств и способов получения изображения и как расширения понимания художественного в визуальных искусствах (от рисунка к фотографии). рассмотрим фотографию, как передачу видимого мира в изображениях, дублирующих реальность. Фотографическое изображение не реальность, а новая художественная условность. (Слайд1)Вопрос учителя. Изображение предметного мира соответствуют какому жанру изобразительного искусства? Что вы знаете о жанре изо искусства- натюрморте? Фотография и натюрморт понятия совместимые?
Учащиеся самостоятельно формулируют тему и цель урока"Фотографирование натюрморта". Дают определение натюрморта. Натюрморт- это жанр изобразительного искусства, в котором показывают неодушевленные предметы – цветы, фрукты, посуду, предметы быта.
(Слайд 2) Тема Урока: «Фотография – искусство светописи. Натюрморт – жанровая тема фотографии».
III. Сообщение нового материала
(Слайд3)Только в фотографии натюрморты не рисуют или пишут красками, а фотографируют на плёнку и печатают на фотобумаге.
(Слайд4) Начинать снимать натюрморт лучше всего с упражнений и этюдов, которые помогут овладеть техникой передачи формы и фактуры различных предметов.
(слайд5) Форма – это внешние очертания предмета.
Фактура - это характер поверхности предмета (гладкая, шершавая, матовая, глянцевая и др.), а также качество материала, из которого сделан предмет (стекло, металл, ткань, камень, железо, дерево и др.)
(слайд6) Эстетическая сторона фотографии – идея, замысел, мысли и переживания автора, заложенный в работе художественный образ.
(слайд7) Как и любой другой жанр фотографии, натюрморт невозможен без композиции.
Термин «композиция» переводится с латинского, как «сочинение».
Композиция в натюрморте — это гармоничное сочетание и взаимодействие объектов в кадре.
(Слайд8) Вопрос для учащихся.В чем гармоничное сочетание на данной фотографии?
(Слайд9) Техническая сторона – расположение предметов на фотографии, их взаимодействие между собой, взаимосвязь, структура.
Вопрос для учащихся. Какие виды композиции вы знаете?
Ответ. Фронтальная, усиления движения,
(слайд10) Композицию в натюрморте условно можно разделить на несколько типов:
- геометрическая,
- пространственная,
- цветовая.
(Слайд11)Не секрет, что все объекты имеют геометрическую (или приближенную к геометрической) форму.
(Слайд12)Также не секрет, что человеку свойственно ассоциировать каждую фигуру с чем-то, характерным именно для нее. Так, например, углы подсознательно ассоциируются с указателями. Когда долго смотришь на квадрат или прямоугольник, возникает ощущение стабильности (может быть, потому что наше подсознание дорисовывает устойчивое здание).
(Слайд14) А круг создает чувство уюта и успокаивает.
(Слайд15-16)Стоит помнить и о том, что горизонтальные линии (лежащий человек) гораздо спокойнее вертикальных (человек стоящий).
(Слайд 17--18)Что же касается диагоналей, то восходящие линии — ведущие из левого нижнего угла в правый верхний — выглядят напряженнее нисходящих: читаем мы все-таки слева направо, и нашему взгляду приходится «вскарабкиваться» по картинке, чтобы добраться до самого верха. Но в этом скрыто и определенное чувство победы, не так ли?! Нисходящие же линии, идущие из левого верхнего угла к правому нижнему, наоборот, традиционно ассоциируются с расслабленностью, грустью или даже упадком.
(Слайд19) Пересекающиеся (диагональные) линии — одно из проявлений правила "Золотого сечения" . Основная идея - заставить глаз двигаться в определенном направлении. Начальную точку линии желательно располагать в одном из углов кадра. Считается, что верхний левый угол лучшая стартовая точка, так как большинство людей начинает рассматривать изображение с этого угла. Возможны и другие расположения линий, лишь бы они были четко выражены.
Выделение объекта— можно произвести настроив объектив на малую глубину резкости. Использование открытой диафрагмы позволяет выделить главный объект и размыть второстепенные.
Поставить главный объект на передний план, впереди всех остальных или настроить свет так, чтобы ведущий элемент был освещен ярче всех, а те объекты, которые оказались за и перед ним, были освещены слабее.
Статика и динамика в композиции натюрморта
(Слайд20) Статика. Рассмотрим передачу движения (динамики) и покоя (статики). Подбираем предметы, которые будем использовать, выстраиваем схему своего будущего натюрморта.
(Слайд21-23) Задействован центр, фигуры расположены фронтально и находятся в состоянии покоя. Для более интересной композиции предметы возьмем разные по размеру, но очень сближенные по цвету, форме, массе и фактуре.
(Слайд24-26) Динамика. Предметы в динамике в основном выстраиваются по диагонали, приветствуется ассиметричное расположение.
IV. Задание для самостоятельная работа
(Слайд27-29) Учащиеся делятся на группы по 4-5 человек. Каждая группа составляет из предложенных предметов натюрморт. Расположить предмет в кадр. Составить композицию натюрморта. Найти точку съемки (ракурс и план) Сфотографировать натюрморт с разных точек зрения
Начало создания коллекции фотографий «Мой фотоальбом» Фотосъемка натюрморта: в динамике с использованием диагоналей и геометрической композиции; в статике использованием пространственной композицию.
V.Самостоятельная работа
VI. Домашняя задание
Выполнить несколько фотоснимков свободную тему. Выполнить компьютерную презентацию "Мой фотоальбом".
Используемая литература и интернет ресурсы
- http://forum.photo-manual.ru
- Как фотографировать натюрморт
- http://www.photoline.ru
- Сайт любителей фотографии
- http://www.futajik.ru
- Основы композиции в фотографии
- http://www.photosight.ru
- Съёмка натюрморта
- http://rosphoto.com
- Тихая жизнь вещей. Оживляем натюрморт.
- http://toptopart.ru/
- Изостудия Топ-тор арт
- http://photogid.com
- Натюрморт
- http://hudozhnikam.ru
- Цветовая композиция
- http://xvatit.com
- Дизайн цвета или немного о Цветоведении
- http://www.alfafoto.ru
- Основные жанры в фотографии
- Л. П. ДЫКО ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ В ФОТОГРАФИИ
- Б.М.Неменский Изобразительное искусство. Рабочие программы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/- М.: Просвещение, 2011.
- Б.М. Неменский Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы.
- Программа общеобразовательных учреждений. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.- М.: Просвещение,2008.