Курсовая работа " Музыка в кино"

Симонова Мария Александровна

Музыка развивает способности к раскрытию эмоций, учит чувству прекрасного.  Занятия музыкой никогда не проходят даром для эстетического сознания, что в будущем обязательно отразится на развитии личности ребенка. Существующие программы по музыкальному образованию школьников знакомят с  различными  музыкальными жанрами- это и классическая музыка, и джаз, фолк и даже рок и поп-музыка. Эпизодически программы включают в себя музыку из кинофильмов( к примеру, программы Ю.Б. Алиева и Д.Б. Кабалевского). Важнейшее место музыка занимает в музыкальных фильмах, посвященных рассказу о композиторах, певцах, музыкантах. В этих фильмах она либо выполняет определённые драматургические функции (если это рассказ о создании того или иного музыкального произведения), либо включается в картину как вставной номер. Каков будет фильм, если в нём не будет музыки? Наверно он будет пустым, и чтобы в нём была музыка, нужно чтобы кто-то её создавал. Анализ литературы по теме исследования показал, что к киномузыке обращаются многие композиторы. Школьная программа по музыке требует от учителя серьезной и многосторонней подготовки, во всем многообразии существующего теоретического и музыкального материала необходима систематизация конкретных тем программы и ориентация на практические нужды учителей музыки. Музыка развивает способности к раскрытию эмоций, учит чувству прекрасного.  Занятия музыкой никогда не проходят даром для эстетического сознания, что в будущем обязательно отразится на развитии личности ребенка. Существующие программы по музыкальному образованию школьников знакомят с  различными  музыкальными жанрами- это и классическая музыка, и джаз, фолк и даже рок и поп-музыка. Эпизодически программы включают в себя музыку из кинофильмов( к примеру, программы Ю.Б. Алиева и Д.Б. Кабалевского). Важнейшее место музыка занимает в музыкальных фильмах, посвященных рассказу о композиторах, певцах, музыкантах. В этих фильмах она либо выполняет определённые драматургические функции (если это рассказ о создании того или иного музыкального произведения), либо включается в картину как вставной номер. Каков будет фильм, если в нём не будет музыки? Наверно он будет пустым, и чтобы в нём была музыка, нужно чтобы кто-то её создавал. Анализ литературы по теме исследования показал, что к киномузыке обращаются многие композиторы. Школьная программа по музыке требует от учителя серьезной и многосторонней подготовки, во всем многообразии существующего теоретического и музыкального материала необходима систематизация конкретных тем программы и ориентация на практические нужды учителей музыки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Курсовая работа " Музыка в кино"771.9 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Введение

Актуальность проблемы исследования.  Еще в древности людьми было замечено, что звуки музыки способны мощно воздействовать на человека, в особенности на детей. Музыка - это способ воплощения художественных образов через звук.  Она расширяет у детей кругозор, прививает любовь к различным видам искусств, развивает их творческие способности, воспитывает художественный вкус, а так же формирует у учащихся эмоционально ценностное отношение к искусству. 

Музыка развивает способности к раскрытию эмоций, учит чувству прекрасного.  Занятия музыкой никогда не проходят даром для эстетического сознания, что в будущем обязательно отразится на развитии личности ребенка. Существующие программы по музыкальному образованию школьников знакомят с  различными  музыкальными жанрами- это и классическая музыка, и джаз, фолк и даже рок и поп-музыка. Эпизодически программы включают в себя музыку из кинофильмов( к примеру, программы Ю.Б. Алиева и Д.Б. Кабалевского). Важнейшее место музыка занимает в музыкальных фильмах, посвященных рассказу о композиторах, певцах, музыкантах. В этих фильмах она либо выполняет определённые драматургические функции (если это рассказ о создании того или иного музыкального произведения), либо включается в картину как вставной номер. Каков будет фильм, если в нём не будет музыки? Наверно он будет пустым, и чтобы в нём была музыка, нужно чтобы кто-то её создавал. Анализ литературы по теме исследования показал, что к киномузыке обращаются многие композиторы.

Школьная программа по музыке требует от учителя серьезной и многосторонней подготовки, во всем многообразии существующего теоретического и музыкального материала необходима систематизация конкретных тем программы и ориентация на практические нужды учителей музыки.

Исходя из актуальности проблемы, тема исследования: «Методический комплект «Музыка в кино» в помощь учителю музыки».

Цель исследования: систематизировать материал и создать методический комплект для учителя музыки.

Задачи исследования:

  1. Изучить научный и нотный материал по теме исследования;
  2. Обобщить  и систематизировать теоретический и нотный материал для создания комплекта;
  3. Сделать вывод о глубине проведенного исследования и наметить дальнейшие перспективы.

Методы исследования: изучение и анализ литературы, обобщение, систематизация и классификация материала.

Глава 1. Музыка в кино: роль и специфика

  1. История появления киномузыки.

Во второй половине XIX века (после изобретения фотографии) инженерная мысль сосредоточилась на решении задачи одушевления фотографического изображения. Почти в каждой стране конструкторы работали над созданием аппаратов, позволяющих получить движущиеся снимки людей, животных, предметов. Параллельно со съемочной камерой был создан проекционный аппарат, воспроизводящий движущееся изображение на белом полотне экрана. [1,6]

Все столичные города наводнили такого рода аппараты, которые из-за своего технического несовершенства постоянно ломались. И только в 1895 г., наконец, труд многочисленных конструкторов был доведен до практического завершения. Сыновья Антуана Люмьера - лионского владельца фабрики по производству фотобумаги - запатентовали свое изобретение, которое впоследствии получило повсеместное распространение. Огюст и Луи Люмьер, пользовавшиеся авторитетом в научной и промышленной среде, беспрепятственно внедрили свою техническую игрушку в повседневную жизнь. [7,11]

Первый публичный просмотр состоялся 28 декабря 1895 г. в "Гран кафе" на Бульваре Капуцинов в Париже. Именно с этого момента - первого платного (коммерческого) сеанса, принесшего 33 франка чистой прибыли, - начинается история мирового кино. Братья Люмьер не предвидели триумфального будущего своего детища и рассматривали кинематограф лишь как "живую фотографию" - аттракцион, способный привлекать многочисленных зрителей и приносить существенную прибыль. Однако скоро стало очевидным, что французы открыли путь новому виду искусства. [4,9]

По сути, братья Люмьер положили начало документальному кино. [8,12]

Естественность экранного образа, отсутствие какого бы то ни было вмешательства создателей фильма в реальный ход события, снимаемого на пленку, - характерная особенность кинематографа Люмьер. Но зрителей, прежде всего, завораживала специфическая природа экранного зрелища, которая подспудно проявляла себя в незатейливых "движущихся картинках". [3,13]

Очевидно, что для братьев Люмьер открытие выразительных средств нового искусства произошло бессознательно. Они устанавливали свою кинокамеру неподвижно и механически фиксировали все, что попадало в объектив. Изменение же масштаба изображения происходило стихийно, за счет самодвижения реальности   приближения и удаления объектов. Люмьеровские фильмы были очень короткими (15-18 метров) и состояли из одного монтажного кадра. [5,7].

Кино подразделяют на немое и звуковое.

«Немое кино» — общепринятое обозначение кинематографа в  первые десятилетия его истории, когда фильмы выходили на экраны без синхронно записанного звука. [1,1]

Именно отсутствие доступной технической возможности записи и синхронного воспроизведения звука оказалось наиболее важным обстоятельством, которое определило художественную специфику кинофильмов в этот период; другие ограничения (например, отсутствие цвета) оказались менее принципиальны. Специфической особенностью немых фильмов является использование титров (интертитров) — текстовых вставок, которые давали пояснения по сюжету, воспроизводили реплики персонажей или даже комментировали происходящее для аудитории, но безусловно и музыка играла не последнюю роль. [9,7]

 Именно музыка в условиях отсутствия звуковых реплик актёров подсказывала зрителю развитие событий или же усиливала впечатление, которое хотел произвести режиссер.[7] Первоначально, в немом кинематографе, музыка имела чисто прикладное значение: пианист сопровождал своей игрой демонстрацию кинофильма (для музыкантов-иллюстраторов выпускались специальные альбомы). Однако уже в этот период делались попытки создавать оригинальную музыку для каждого фильма.

В середине 20-х годов  XX века появляются комедийные художественные фильмы. Именно в этом жанре имели большой успех американские кинорежиссеры. В таких фильмах впервые начал выступать крупнейший американский кинорежиссер Чарли Чаплин, и озвучивали эти фильмы джазовой музыкой.[3,6] Джаз – мелодия с четким ритмом, исполняемая своеобразным составом, в котором большую роль играют медные духовые инструменты. ( труба, саксофон ), а также ударные инструменты. Джаз и джазовая музыка в нашей стране была долго запрещена. [1,4]

В России производство художественных фильмов началось в 1908 году. А 1917- 1931гг. -период немого кино. В ранних фильмах смысл происходящего излагался в надписях, а изображение действия на пленке только иллюстрировало надписи. Отсутствие звучащего слова актеры пытались восполнить усиленной мимикой. Это были первые примитивные фильмы, но вызывали они огромный интерес у людей тех лет. [4,7]

Звуковое кино - разновидность кинематографа, в которой, в отличие от «немого кино», изображение сопровождается записанным звуком (речьюмузыкойзвуковыми эффектами). Первый известный публичный показ звукового фильма состоялся в Париже в 1900 году, но коммерчески успешное производство звукового кино началось лишь через два десятилетия. Большинство кинопроизводителей изначально скептически относились к идее звукового кино, потерявшего бы универсальность языка и интернациональную аудиторию. Американские кинопродюсеры всерьёз опасались прекращения экспорта кинокартин с приходом звука, способного резко снизить доходы Голливуда. Многие воспринимали попытки озвучить фильм, как бессмысленный аттракцион: одним из активных противников звука в кинематографе был Чарли Чаплин.

В 1928 году советские кинематографисты Всеволод ПудовкинСергей Эйзенштейн и Григорий Александров выступили со «Звуковой заявкой», предостерегая от злоупотребления звуком. На рубеже 30-х годов в результате достижений советских и иностранных специалистов по физике, в частности радиотехнике, была осуществлена запись звука на кинопленку и была технически решена проблема звукового кино. Скачок в развитии кино, ставшего из немого звуковым, был огромен. В звуковом кино актеры заняли первостепенное место, интонации, окрасившие речь актера, стали, как и в театральном искусстве, важнейшими средствами художественной выразительности. Актеры стали не только произносить диалоги, появилась возможность исполнять песни и танцы. [8,3]

 С изобретением звукозаписывающей аппаратуры (конец 1920-х—начало 1930-х гг.) каждый фильм получает свою собственную фонограмму. Музыка становится частью структуры кинопроизведения. Теперь музыка непросто сопровождение картинки, теперь это неотъемлемая её часть. Музыка способна погрузить зрителя в нужную атмосферу, создать необходимое настроение. Зачастую одна лишь мелодия в начале фильма может подсказать зрителю жанр произведения. Хорошая подборка мелодий, песен, различной музыки может обеспечить шестьдесят процентов успеха фильма. С началом «эпохи цифрового телевидения» звуковая партитура стала более визуальной: компьютерные аудио редакторы позволили придать звуковым пластам отчётливые, почти «нотные» очертания (кстати, нотопись слала отправной точкой и в развитии всей европейской профессиональной музыки). Поэтому работать с ней стало гораздо проще, так как она стала наглядной. [19,5]

После Великой Отечественной войны появились цветные фильмы, это был большой прорыв в создании художественных фильмов. В 1950 году выпуск цветных фильмов составил уже 10% по отношению к выпуску черно-белых. Помимо того что фильмы стали цветными, много в них звучало и музыки.

 И не будет ошибкой сказать, что художественные фильмы без музыки потеряли бы свою красоту и прелесть. [2,13]

Музыка в кинофильме способствует выявлению его идеи, создает у зрителя эмоции, настроения, отвечающие тому или иному эпизоду. При взаимодействии с изображением, речью, шумами, ритмом и темпом монтажа музыка несет функцию самостоятельного выразительного средства фильма. В игровых кинофильмах она активно вторгается в действие, способствует раскрытию характеров персонажей, их чувств, мыслей. [15,3]

В большинстве научных и документальных лент звучит компилированная музыка, подобранная к уже готовому изображению. Метод последующего озвучения кинофильма музыкой характерен и для любительской практики. Музыка должна быть органичной, соответствующей изображению либо по совпадению, либо по контрасту. Однако совершенно не обязательно, чтобы она звучала с первого и до последнего кадра кинофильма, хотя чаще всего именно так и бывает.

1.2. Разновидности киномузыки.

С момента рождения звукового кино произошло разделение музыки фильма на внутрикадровую, конкретную, мотивированную (звучание изображаемого в кадре инструмента, радиорепродуктора, пение действующего лица и т.д.) и закадровую, "авторскую", "условную", наиболее ясно выражающую идею фильма, характеризующую события, выражающую скрытое течение сюжета.

Внутрикадровая музыка определяется содержанием кадра. Она должна звучать синхронно с движениями исполнителя.[3,12] Кадры, в которых должна звучать внутрикадровая музыка, снимают обычно синхронно или под трансляцию музыкальной фонограммы.

Внутрикадровая музыка — это музыка, источник которой находится или подразумевается в кадре (звучащий оркестр, поющий вокалист, радиоприёмник, транслирующий песню и т. п.). Явная внутрикадровая музыка записывается параллельно синхронной речи, поэтому неразрывно связана с ней и с видеорядом. Однако часто внутрикадровую музыку приходится имитировать. Например, в студии создаётся иллюзия включённого магнитофона, подразумеваемого где-то в кадре. Здесь музыка структурно не связана ни с кадром, ни со словом, она — всего лишь лёгкий, ни к чему не обязывающий фон. Как видим, внутрикадровая музыка либо совершенно зависима от слоёв звука и видеопартитур, либо, наоборот, достаточно нейтральна по отношению к ним, но всегда непосредственно мотивирована происходящим действием. [6]

Закадровая музыка обладает значительно большими выразительными возможностями. В ней проявляется авторский замысел, вкус и взыскательность, такая музыка способна подчеркнуть духовность героя или, наоборот, разоблачить его. [8,7]

Мелодия популярного в 30-е годы слащавого танго «О, донна Клара!» звучит кощунственно неуместно в кадрах лагерного крематория в кинокартине Судьба человека. Несоответствие музыки и изображения подчеркивает бесчеловечность варварской сцены уничтожения ни в чем неповинных людей. Это танго звучит за кадром вовремя - работы пленных в каменоломне, его мелодия проходит лейтмотивом и в других эпизодах, ассоциируясь с грозящей людям, смертью. [5,7]

Совсем непросто определить, какая музыка больше всего способствует раскрытию той или иной темы. Если такую музыку подобрать не удается, лучше обойтись вообще без нее, использовав натурные звуки, или применить откровенно фоновую музыку, передающую атмосферу данного эпизода. В этих случаях музыка не должна быть слишком яркой или широко распространенной. [10,6]

Особое чувство меры и такт необходимы при использовании произведений классиков. Один хорошо снятый любительский кинофильм был посвящен передовому свиноводческому совхозу. Неожиданно на изображении откормленных животных, благодушно поглядывающих в зал, раздались величественные аккорды... Первого концерта для фортепиано с оркестром П. И. Чайковского. Разумеется, авторами фильма руководили благие намерения, но допустили они полнейшую бестактность — результат явного невежества. [8,13]

Характер музыки правильнее всего продумывать еще на стадии литературного сценария, что, к сожалению, бывает довольно редко и не только в любительском кино. К готовому изображению ее подбирают в зависимости от характера эпизода и его длительности. Обычно звучание одного фрагмента закадровой музыки составляет от 40 с до 2 мин. В отдельных случаях время звучания может быть и меньше, но если она звучит дольше 2 мин, то начинает надоедать. Длину музыкальных фрагментов подбирают с точностью до 0,2 с звучания. [4,9]

Таким образом, закадровая музыка — музыка, введённая в передачу извне, собственно, это оформительская музыка. Она не мотивирована действием в кадре, то есть условна. Зато закадровая музыка всегда соотносится в первую очередь с кадром, а также со словами и шумами по содержанию и форме. Так как музыка сама по себе уже представляет некую многосоставную партитуру, вступать в контрапункт с внутрикадровой музыкой музыка закадровая не может, поэтому в звуковой партитуре телеэкрана присутствует только одна музыкальная линия. [1,5]

Роль  музыки в звуковой партитуре может колебаться от простой красочности до равноправного элемента экранной эмоции, от незатейливых ритмических акцентов до полноценной, практически речевой, семантической нагрузки. К примеру, в сюжете о выставке ювелирных украшений уместно использовать менуэт или его стилизованный вариант. Он дополнит аристократический стиль события. К тому же старинный светский танцевальный жанр подчеркнёт темп изображаемого сюжета и покажет характер персонажей. [2,9]

О роли музыки в звуковой партитуре стоит  сказать ещё и в контексте её соотношения с шумами. Шум более конкретен, музыка более абстрактна. Шум, к тому же, намного более информативен по ассоциациям. Поэтому некоторые деятели экранного искусства предпочитают «комментаторскому» музыкальному оформлению — естественное, шумовое. Даже такие выдающиеся кинорежиссёры, как М. Антониони, А. Куросава, М. Ромм и поздний А. Тарковский (кинофильм «Жертвоприношение»), использовали музыку довольно аскетично и осторожно. Однако подавляющее большинство работников кино и телевидения всё же склонны отдать свой голос музыке и музыкальному оформлению. [4]

Если  систематизировать всё звучание экрана, то можно сказать, что аудио-партитура состоит из двух основных звуковых метагрупп — естественных и искусственных слоёв. Так,  к естественным звуковым слоям относятся синхронная речь,  шум и внутрикадровая музыка (т. е. весь внутрикадровый пласт), к искусственным — закадровые речь и музыка и шумы (т. е. весь закадровый пласт). И искусственно введённая музыка всегда, так или иначе, соотносится с этими естественными слоями аудиовизуального произведения. Оформительская музыка сильно зависима именно от видеокадров и синхронной речи. [9]

При работе с аудиопартитурой, в первую очередь,  необходимо знать, как соотносится с музыкой и шумами речь, ведь это главный продукт звука, напрямую зависящий от него.

Но часто композиторы, вводя конкретный музыкальный материал, стремились дать собственную интерпретацию музыкальных образов самой жизни, преобразовывали  внутрикадровую киномузыку  в закадровую. В 1930-е годы одной из наиболее популярных форм музыкальной характеристики персонажа в фильме становится песня. Песня – жанр, возникший в середине XX века в СССР, выразительными средствами и отличительными чертами которого являются: смысловая и качественная нагрузка на поэтический текст; напевность, естественность, мелодичность и гармоническая функциональность музыкального материала; настроение доверительного общения; камерность исполнения; идеалистическая направленность. Она отличалась простотой, лаконизмом, завершённостью, доходчивостью. Классические образцы киномузыки этого вида создал И. О. Дунаевский. Его музыка, песни к фильмам "Весёлые ребята" (1934), "Волга-Волга" (1938) и другие, отличающиеся мелодичностью, лейтмотивностью характеристик, проникнутые жизнерадостным мироощущением, приобрели широкую популярность. Песенную традицию оформления фильма развивали и другие композиторы. [7,5]

Современный кинематограф предусматривает наличие в фильме музыкальной концепции. Она строится на использовании как закадровой, так и внутрикадровой, мотивированной киномузыки, которая нередко становится способом ненавязчивого, но глубокого и тонкого проникновения в суть человеческих характеров. Наряду с широким применением приёма прямого параллелизма, когда киномузыка усиливает ту или иную эмоцию, настроение, выраженные экраном, всё большую роль начинает играть "контрапунктическое" использование киномузыки, построенное часто на контрастном сопоставлении музыки и изображения, "контрапунктический" приём усиливает драматизм показываемых событий. Значительную эволюцию претерпел музыкальный лейтмотив, раскрывающий часто общую идею фильма. Важнейшее место музыка занимает в музыкальных фильмах, посвященных рассказу о композиторах, певцах, музыкантах. В этих фильмах она либо выполняет определённые драматургические функции (если это рассказ о создании того или иного музыкального произведения), либо включается в картину как вставной номер. Каков будет фильм, если в нём не будет музыки? Наверно он будет пустым, и чтобы в нём была музыка, нужно чтобы кто-то её создавал. Анализ литературы по теме исследования показал, что к киномузыке обращаются многие композиторы.

1.3.Творчество композиторов в области кино.

Большой вклад в развитие отечественной киномузыки внесли крупнейшие советские композиторы-симфонисты, пришедшие в кинематограф в 1930-е годы, - Д. Д. Шостакович, С. С. Прокофьев, Ю. А. Шапорин и др. Подлинно творческое содружество связывало композитора С. С. Прокофьева и режиссёра С. М. Эйзенштейна, работавших над проблемой звукозрительной структуры фильма. Музыка Прокофьева к фильмам Эйзенштейна "Александр Невский" (1938), "Иван Грозный" (1-я серия — 1945, 2-я — 1958) отличается скульптурной выпуклостью музыкальных образов, их точным совпадением с ритмикой и динамикой изобразительного решения (новаторски разработанный звукозрительный контрапункт достигает особого совершенства в сцене ледового побоища из фильма "Александр Невский.

Превосходную музыку для первых звуковых фильмов создали композиторы: Д.Д. Шостакович, С. С. Прокофьев, Д.Б. Кабалевский, Т.Н. Хренников.Больших успехов в создании массовой кинопесни достиг композитор И.О. Дунаевский. Большой музыкальный след в современных фильмах оставили наши современные композиторы Андрей Павлович Петров и Микаэл Таривердиев. [10]

Обратимся к творчеству композиторов, основу творчества которых составляла киномузыка.

Исаак Осипович Дунаевский является одним из самых знаменитых советских композиторов. Он родился в начале XX столетия, за его плечами Харьковская консерватория, где композитор обучался игре на скрипке. По окончанию консерватории он занялся музыкальным творчеством, и стал писать музыку для театральных спектаклей и его быстро заметили и стали предлагать работу. Вскоре Дунаевский познакомился с Л.О.Утесовым, и они вместе занялись знаменитым советским кинофильмом «Веселые ребята», музыку к которому написал Дунаевский-э то стало его звездным часом. Фильм и музыку из него знал весь советский народ. После выхода на экран фильма Дунаевский стал популярным советским композиторам. Он писал музыку ко многим кинофильмам, наиболее  знаменитыми стали  «Цирк» и  «Дети капитана Гранта».Дунаевский создавал песни, которые сегодня стали народными. Например, сегодня уже многие считают песню, - «Каким ты был, таким ты и остался» народным фольклором, однако музыку к ней писал именно Дунаевский. Также к его творчеству относится «Ой, цветет, калина», «Широка страна моя родная» и другие, ставшие народными, песни.

Микаэл  Таривердиев   родился в Тбилиси, его имя хорошо известно каждому в России. Таривердиева  больше знают по музыке к популярным фильмам, таким как "Семнадцать мгновений весны", "Ирония судьбы", но, кроме того, он написал музыку к 132 кинофильмам, он  является автором камерных вокальных циклов, четырех балетов, четырех опер, органной музыки. Ученик Арама Хачатуряна (закончил класс композиции Государственного педагогического института имени Гнесиных в 1957г.), он дебютировал как композитор в Большом зале Московской консерватории - его романсы исполнила прославленная камерная певица Зара Долуханова.  С его оперы "Кто ты?" начинался Камерный театр Бориса Покровского. А комическая опера "Граф Калиостро" вот уже пятнадцать лет остается одной из самых репертуарных опер этого знаменитого театра и с успехом показывалась им на гастролях в разных странах. В Таривердиеве сочетаются два, казалось бы, несочетаемых качества, его музыку можно узнать с первых тактов, независимо, в каком жанре она написана - будь то музыка в кино, театре, опера или романс. Его музыка  всегда отмечена его неповторимой интонацией, она имеет свое лицо, и, в то же время, он всегда находился в постоянном движении, он придумывал для себя все время что-то новое, ставил какие-то новые задачи. Микаэл Таривердиев является лауреатом восемнадцати международных премий, в том числе премии Американской академии музыки (1975 г.), премии японской звукозаписывающей фирмы "Виктор"(1978 г.), трижды лауреатом премии за лучшую музыку к фильму года "Ника" (1991 г.,1994 г.,1997 г.),лауреатом Государственной премии СССР (1977 г.), лауреатом премии Ленинского комсомола (1977 г.), Народным артистом России (1986 г.). [5, 10]

Андрей Павлович Петров – родился в Ленинграде, ныне  Санкт-Петербург. Его мама Ольга Петровна Ваулина была художницей, отец Павел Платонович – военным хирургом. Когда началась война, в 1941 году Андрей Петров вместе с семьей отправился из Ленинграда в эвакуацию в Сибирь. Там  будущий композитор увлёкся литературой, сочинял рассказы, сам их иллюстрировал и даже начал писать роман. Он уже умел играть на скрипке, но становиться музыкантом не собирался. Зато очень любил читать книжки. Ему повезло — в городе Ленинске-Кузнецком, где поселилась семья Петровых, имелась очень хорошая библиотека, которой заведовала тетя Андрея, и он практически пропадал среди книжных полок, много читал, наизусть знал произведения Александра Грина и Константина Паустовского, и даже сам пробовал писать стихи и рассказы. решение стать композитором он принял в 1945 году под впечатлением от кинофильма «Большой вальс» об Иоганне Штраусе. А. Петров создает яркие, легко   запоминающиеся мелодии своего рода «музыкальные эмблемы» к художественным фильмам. Композитором сочинена музыка к фильмам: «Осенний марафон», «Тридцать три». В1963 году Андрей Петров начинает сотрудничать с кинорежиссером Эльдаром Рязановым. Уже в первой их совместной работе – фильме «Берегись автомобиля» рождается новый «музыкальный хит» – удивительно светлый и красивый «Вальс». Петров создал музыку к 14 фильмам Э.Рязанова, наиболее известные из них «Зигзаг удачи», «Старики-разбойники», «Служебный роман», «Жестокий романс».

Евгений Дмитриевич Дога - слово «doga» по-латыни означает разновидность дуба или украшение на одежде знати. В детстве Е. Дога любил ходить со сверстниками и собирать весной щавель для кухни, так как в послевоенные годы, голодные и холодные, это был основной продукт питания наряду с самыми разнообразными ягодами.. В селе, где он жил, часто играл сельский оркестр. И маленький Евгений очень любил его слушать. Возвращаясь, домой он пытался что-нибудь сочинить для него. Став старше он поступает в музыкальнее училище. Благодаря природным способностям и упорному труду Евгений Дога быстро освоил нотную грамоту, игру на виолончели. Позже он поступает в консерваторию. После окончания, которой два года не пишет музыку, но  увлёкается  теорией музыки, и издаёт учебник для студентов.В 1962-1967 годах преподавал композицию в Музыкальном училище им. Ш. Няги, а в Музыкальном училище им. Е. Коки — теорию музыки. В эти же годы работал музыкальным редактором в издательстве «Книга Молдовы» (Кишинёв). Кроме композиторского творчества постоянно занимается концертной и общественной деятельностью.Всемирная организация интеллектуальной собственности (Женева) в знак признания его выдающихся достижений в музыке наградила специальным сертификатом в 2007 году.В течение жизни Евгений написал музыку более  чем к 200 фильмам, в числе которых «Табор уходит в небо», «Мой ласковый и нежный зверь», «Портрет жены художника», «Одиноким представляется общежитие» и др.

Булат Окуджава  - советский поэт, писатель, автор и исполнитель бардовских песен.  Родился в Москве, окончил школу в год начала Великой Отечественной войны и  1942 добровольцем ушёл на фронт. После войны учился в Тбилисском государственном университете. Работал учителем в сельской школе под Калугой. Известность приобрёл как исполнитель собственных песен, значительная часть которых посвящена впечатлениям военных лет:, «Бери шинель, пошли домой», «Нам нужна одна победа» «Давайте восклицать», «Каждый пишет, как он слышит».  Многогранность этой личности поражает, ведь в одной человеческой душе сконцентрирован не только писательский дар! Булат Окуджава – это и прозаик, и поэт, и композитор, и кроме всего этого еще и актер. В 1970 году на экраны вышел фильм «Белорусский вокзал», в котором исполнялась песня на слова Булата Окуджавы «Здесь птицы не поют…». Окуджава - автор и других популярных песен для таких кинофильмов, как «Соломенная шляпка», «Женя, Женечка и „катюша“» (в нём Окуджава в эпизодической роли поёт под гитару в солдатской форме) и др. В общей сложности песни Окуджавы и на его стихи звучат в более чем 80-ти фильмах. После себя поэт оставил творческое наследие, которое возможно постигнуть только истинным ценителям исторических романов и тем, кому близок жанр авторской песни. [9]

Александр Зацепин  — автор музыки ко многим популярным фильмам. Наибольшей известностью пользуется музыка композитора, написанная к кинокомедиям Леонида Гайдая.  Зацепин  окончил Алматинскую консерваторию по классу фортепиано, работал музыкальным оформителем на студии «Казахфильм». Его музыку можно услышать в «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», «Белый рояль», «Бриллиантовая рука», «Двенадцать стульев», «Командир счастливой Щуки», «Иван Васильевич меняет профессию», «Земля Санникова», «Ни слова о футболе», «Не может быть!», «Капитан Немо», «Женщина, которая поёт», «За спичками», «Спортлото-82», «Где находится нофелет?», «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди»

Евгений Крылатов  -советский и российский композитор. Написал музыку более чем к 120 фильмам и мультфильмам. Член Союза композиторов, Союза кинематографистов и Союза театральных деятелей. Познакомится с его произведениями можно в таких фильмах как «Умка», «О любви», «Ох уж эта Настя!», «Достояние Республики», «Ищу человека», «Конец императора тайги», «Русалочка», «Риск - благородное дело», «Трое из Простоквашино», «Приключения Электроника», «С любимыми не расставайтесь», «Приключения Васи Куролесова», «Чародеи», «Гостья из будущего», «Лиловый шар», «Лягушка-путешественница». [7,6]

Геннадий Гладков -советский и российский композитор, автор музыки к кинофильмам, Народный артист России (2002). родился 18 февраля 1935 года в Москве. В 1959 году закончил теоретическое отделение Музыкального училища при Московской консерватории, где занимался сочинением музыки под руководством Г.С.Фрида. В 1964 году закончил Московскую консерваторию по классу композиции у В.Г.Фере, в 1966 аспирантуру. Преподавал в течение 10 лет в консерватории, училище при консерватории, институте имени Гнесиных, хоровом училище, педагогическом институте. С 1971 года занимается только композиторской деятельностью. Слушаем в:  «Джентльмены удачи», «Люди и манекены», «Новогодние приключения Маши и Вити», «Ты — мне, я — тебе!», «12 стульев», «Собака на сене» «Обыкновенное чудо», «Сватовство гусара», «Благочестивая Марта», «Берегите мужчин!», «Формула любви», «После дождичка в четверг», «Человек с бульвара Капуцинов», «Дон Сезар де Базан». [3,14]

Максим Дунаевский  в  19 лет окончил музыкальное училище, в 25 — теоретико-композиторский факультет Московской консерватории по классу композиции. Максим Дунаевский вполне мог стать композитором, пишущим классическую музыку. Но его судьбу определила встреча со студенческим театром МГУ «Наш дом». Наряду с симфоническими, камерными и вокальными произведениями Максим Дунаевский стал писать музыку для театра, а позднее и для кино. Его произведения, написанные для кино, мы можем услышать в таких кинофильмах, как: «Д’Артаньян и три мушкетёра», «Ах, водевиль, водевиль…», «Летучий корабль», «Карнавал», «Кошкин дом», «Мэри Поппинс, до свидания!», «В поисках капитана Гранта», «Ловушка для одинокого мужчины», «Ребёнок к ноябрю», «Мушкетёры двадцать лет спустя», «Тайна королевы Анны, или Мушкетёры тридцать лет спустя». [5,10]

Евгений Николаевич Птичкин- российский советский композитор, автор более  ста песен, написанных в основном для кино. Заслуженный деятель искусств РСФСР, Народный артист РСФСР. У Е. Птичкина с детства проявлялись музыкальные способности. Он был очень одарённым ребёнком. В 27 окончил  Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных по классу композиции. После института Евгений Птичкин работал звукорежиссёром м Дома радиовещания и звукозаписи. Позже композитор начинает работать в кино. Там они пишет новую песню для кинофильма «Моя улица»,  «Ромашки спрятались» и она  приносит ему огромный успех. Через некоторое время появляется следующая пронзительная песня, носившая название «Эхо любви», которую исполняла прекрасная Анны Герман.

Владимир Яковлевич Шаинский- советский и российский композитор. Народный артист РСФСР. Лауреат Государственной премии СССР. В. Шаинский окончил 10 классов музыкальной школы. Там он научился играть на скрипке, которая стала его любимым инструментом. Отслужив в армии, на 20 году жизни, он поступил в Московскую консерваторию на оркестровый факультет. Первыми произведениями композитора стали струнный квартет и симфония. Владимир Яковлевич очень любил детей, именно поэтому он стал широко известен в первую очередь, как автор многочисленных произведений для детей. Но и, конечно же, он внёс огромный вклад в историю кинофильмов. Многие из них оживали благодаря его великолепным произведениям: « Д’Артаньян и три мушкетёра», «Мушкетёры двадцать лет спустя» «Сокровища кардинала Мазарини», «Ах, водевиль, водевиль», «Карнавал», «Трест, который лопнул», «Зелёный фургон», «Мэри Поппинс, до свидания!», «Маленькое одолжение», «Светлая личность».

  1. Структура и содержание методического комплекта.F:\кадры\для обложки\11318697-3d-illustration-of-film-Stock-Illustration-music-film-video.jpg

Созданный методический комплект состоит из 3 разделов, разделы имеют аналогичную структуру: биографические сведения о композиторе, творчество композиторов в области кино, музыкальные произведения для школьников (начального и среднего звена).

Методический комплект представлен следующими персоналиями: Исаак Дунаевский, Максим Дунаевский, Геннадий Гладков, Евгений Дога, Евгений Птичкин, Андрей Петров, Владимир Шаинский, Булат Окуджава, Евгений Крылатов, Александр Зацепин, Микаэл Таривердиев.

Раздел 1. Биографические сведения о композиторах

Исаак Дунаевский

советский композитор, народный артист России. Уникальные музыкальные способности Исаак Дунаевский начал проявлять еще в раннем детстве. Первые музыкальные сочинения юного Дунаевского были печальны и грустны. Он назвал их «Тоска» и «Слезы». Гимназию, в которой он учился, закончил с золотой медалью. После окончания гимназии И. Дунаевский одно время учился в местном университете на юридическом факультете, но вскоре понял, что эта профессия не для него. Он выбрал музыку.

Микаэль Леонович Таривердиев

советский и российский композитор. Народный артист РСФСР. 

Микаэль, с  детства проявлял любовь к музыке. В музыкальной школе он проучился 10 лет по классу фортепиано. За это время его тяга к музыке только усилилась. По этой причине он поступает в Московский музыкальный - педагогический институт имени Гнесиных, который впоследствии заканчивает с большим успехом. В течение своей  жизни М. Таривердиев одерживает множество побед, его романсы исполняют известные вокалисты, а многие фильмы советского союза наполняются прекрасной музыкой, которую, конечно же, сочинил именно он.

Андрей Павлович Петров

советский и российский композитор. Народный артист СССР. В отличие от  предыдущих, композиторов А. Петров вовсе не мечтал стать музыкантом, но  он очень любил читать книги, а даже умел играть на скрипке. Любил писать стихи и рассказы,поэтому работа его тоже была связана с писательством. Он работал редактором в издательстве. Одним из первых фильмов, к которому А. Петров написал музыку, назывался «Человек-Амфибия». Он почти сразу одержал огромный успех. После этого композитор больше не разлучался с кинофильмами и делал их более живыми, наделяя их своей, особой музыкой.

Евгений Дмитриевич Дога

 Советский композитор, педагог, общественный деятель. Народный артист СССР. У Евгения Дмитриевича было очень нелёгкое, тяжёлое детство. Он уже с ранних лет знал, что такое труд. В селе, где он жил, часто играл сельский оркестр. И маленький Евгений очень любил его слушать. Возвращаясь домой он пытался что-нибудь сочинить для него. Став старше, он поступает в музыкальнее училище. Благодаря природным способностям и упорному труду Евгений Дога быстро освоил нотную грамоту, игру на виолончели. В возрасте 30 лет начинает писать музыку для кино, и это становится постоянным делом на многие годы. В течение своей жизни композитор не раз работал с прекрасными оркестрами и музыкантами. Можно считать, что его детская мечта сбылась и превратилась в нечто большое.

Булат Шалвович Окуджава

 Бард, советский и российский поэт, прозаик и сценарист, композитор.

 Б. Окуджава родился за 17 лет до начала Великой Отечественной Войны, и что удивительно, на свет он появился 9 мая, этот день в 1945 году будет именоваться как День Победы. И его первая песня была написана на фронте, но, к сожалению, она не сохранилась. После окончания войны Булат Окуджава получает высшее образование, после чего работает учителем. В 32 года состоялись его первые выступления, на которых он пел песни на свои стихи и музыку. Особо популярной стала песня «Здесь птицы не поют», исполненная в фильме «Белорусский вокзал». Также за свою жизнь композитор сочинил множество песен для мультфильмов, кинофильмов и написал несколько повестей.

Александр Сергеевич Зацепин

 Советский, российский композитор. Автор музыки ко многим популярным фильмам. Народный артист и Заслуженный деятель искусств Российской Федерации. После окончания школы А. Зацепин поступил в институт инженеров железнодорожного транспорта. На седьмом месяце обучения его отчисляют и забирают в армию. На службе он самостоятельно освоил игру сразу на нескольких инструментах, что помогло ему попасть в армейский ансамбль «Песни и пляски». По окончанию службы Александр Зацепин подаёт документы в музыкальную  консерваторию, где его дипломной работой становится балет « Старик Хоттабыч», который поставили в Алма-Атинском театре оперы и балета. И уже в 30 лет написал музыку к своему первому фильму «Наш милый доктор», после чего уже не расставался с этим занятием. F:\кадры\для обложки\11318697-3d-illustration-of-film-Stock-Illustration-music-film-video.jpg

Евгений Павлович КрылатовF:\кадры\для обложки\11318697-3d-illustration-of-film-Stock-Illustration-music-film-video.jpg

 советский и российский композитор. Народный артист Российской Федерации. Лауреат Государственной премии СССР. Е. Крылатов родился в семье, в которой любили и понимали музыку.Трепетные чувства родителей к музыке, передались и ему, потому что уже с ранних лет он начал к ней тянуться. В раннем детстве он очень любил слушать патефон. Поскольку дома не было инструмента, он вырезал из самоучителя схему клавиатуры и мог часами «играть» на ней. Тогда ж он начал сочинять свои первые музыкальные пьески. В 19 лет Евгений Крылатов начал своё обучение в консерватории. Там он учился сразу на двух факультетах: по классу сочинения и по классу фортепиано. Его дипломными работами стали фортепианный концерт, «Памирское каприччио», балет «Цветик-семицветик», который в 1965 году был поставлен в Большом театре и шёл на его сцене в течение 5 лет. Началом его широкой композиторской известности стала музыка к мультипликационным фильмам «Умка», после чего создатели кинофильмов уже не обходились без этого прекрасного композитора

Геннадий Игоревич Гладков

 советский и российский композитор, автор музыки к популярным кино- и телефильмам, мультфильмам и мюзиклам, Народный артист Российской Федерации. Г. Гладкову несказанно повезло, он родился в семье музыкантов, и считал для себя долгом идти по их стопам. Еще будучи студентом, написал музыку к спектаклю «Друг детства». В это же время начал писать музыку для фильма «Тайны минувшего». Композитор долго и кропотливо работал над музыкальным мультфильмом «Бременские музыканты», после чего получил заслуженную всесоюзную известность.

Максим Исаакович Дунаевский

 Советский и российский композитор, Заслуженный деятель искусств РФ, Народный артист России. Отец Максима был очень талантливым композитором,во многом М. Дунаевский последовал за отцом. В 20 лет окончил теоретико-композиторское отделение музыкального училища. Наряду с симфоническими, камерными и вокальными произведениями. Стал писать музыку для театра, а позднее для кино и эстрады. Максим Исаакович Дунаевский организовал свой эстрадный, игравший также и рок, ансамбль «Фестиваль». Он стал автор музыки к более чем 30 фильмам, самыми известными среди них стали:

Евгений Николаевич Птичкин

 российский советский композитор, автор более  ста песен, написанных в основном для кино. Заслуженный деятель искусств РСФСР, Народный артист РСФСР. У Е. Птичкина с детства проявлялись музыкальные способности. Он был очень одарённым ребёнком. В 27 окончил  Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных по классу композиции. После института Евгений Птичкин работал звукорежиссёром Дома радиовещания и звукозаписи. Позже композитор начинает работать в кино. Там они пишет новую песню для кинофильма «Моя улица»,  «Ромашки спрятались» и она  приносит ему огромный успех. Через некоторое время появляется следующая пронзительная песня, носившая название «Эхо любви», которую исполняла прекрасная Анны Герман.

Владимир Яковлевич Шаинский

советский и российский композитор. Народный артист РСФСР. Лауреат Государственной премии СССР. В. Шаинский окончил 10 классов музыкальной школы. Там он научился играть на скрипке, которая стала его любимым инструментом. Отслужив в армии, на 20 году жизни, он поступил в Московскую консерваторию на оркестровый факультет. Первыми произведениями композитора стали струнный квартет и симфония. Владимир Яковлевич очень любил детей, именно поэтому он стал широко известен в первую очередь, как автор многочисленных произведений для детей. Но и, конечно же, он внёс огромный вклад в историю кинофильмов. Многие из них оживали благодаря его великолепным произведениям.F:\кадры\для обложки\11318697-3d-illustration-of-film-Stock-Illustration-music-film-video.jpg

Раздел 2. Творчество композиторов в области кино.

Исаак Осипович Дунаевский

Музыка к фильмам:

«Весёлые ребята», «Дети капитана Гранта», «Цирк», «Моя любовь», «Светлый путь», «Кубанские казаки», оперетт «Вольный ветер», «Белая акация», « Волга-Волга», «Покровские ворота».

Микаэль Леонович Таривердиев

Музыка к фильмам:

«Семнадцать мгновений весны», «Ирония судьбы,  «Мой младший брат», «Король-Олень», «Человек идёт за солнцем»«До свидания, мальчики!»«Старомодная комедия»«Любить», «Адама жениться на Еве».

Андрей Павлович Петров

Музыка к фильмам:

«Служебный роман», «Берегись автомобиля», «Петербургские тайны», « Я шагаю по Москве», «Вокзал для двоих», «Жестокий романс».

Евгений Дмитриевич Дога

Музыка к фильмам:

«Мой ласковый и нежный зверь», « Табор уходит в небо», « Мария, Мирабелла»,  « Десять зим за одно лето»,  « Восьмое чудо света», «Зачем человеку крылья», «Портрет жены художника».

Булат Шалвович Окуджава

Музыка к фильмам:

«Покровские ворота», « Бесконечность», « На ясный огонь», « Белорусский вокзал», « Цепная реакция», « Законный брак», « Июльский дождь».

Александр Сергеевич Зацепин

Музыка к фильмам:

« 31 июня», «Женщина, которая поёт», «Душа», «Земля Санникова», «Операция «Ы», «Приключения Шурика», «Кавказская пленница, «Бриллиантовая рука», «Двенадцать стульев», «Иван Васильевич меняет профессию».

Евгений Павлович Крылатов

Музыка к фильмам:

«Приключения Электроника», «Гостья из будущего»,«И это всё о нём», «О любви», «Достояние республики», «Ох, уж эта Настя!», «Ищу человека», «Не болит голова у дятла»,«Смятение чувств», «С любимыми не расставайтесь».

Геннадий Игоревич Гладков

Музыка к фильмам:

«12 стульев», «Обыкновенное чудо», «Дом, который построил Свифт», «Формула любви»,«Джентльмены удачи» , «Люди и манекены» ,«Дон Сезар де Базан» ,«Человек с бульвара Капуцинов» ,«Дульсинея Тобосская», «После дождичка в четверг».

Максим Исаакович Дунаевский

Музыка к фильмам:

«Д’Артаньян и три мушкетёра», «Мушкетёры двадцать лет спустя» «Сокровища кардинала Мазарини», «Ах, водевиль, водевиль», «Карнавал», «Трест, который лопнул», «Зелёный фургон», «Мэри Поппинс, до свидания!», «Маленькое одолжение», «Светлая личность»

Евгений Николаевич Птичкин

Музыка к фильмам:

«Моя улица», «Судьба», «Два капитана», «Остров сокровищ», «Бабий бунт», «Зареченские женихи».

Владимир Яковлевич Шаинский

Музыка к фильмам:

«Анискин и Фантомас», «И снова Анискин», «Завтрак на траве», «Школьный вальс», «Финист, ясный сокол», «Пока бьют часы».

Раздел 3. Музыка к кинофильмам

Исаак Осипович Дунаевский.

  1. «Весёлый ветер»
  2. «Песенка о капитане»
  3. «Марш весёлых ребят»
  4.  «Тюх-тюх»
  5. «Сердце в груди бьётся как птица»
  6. «Как много девушек хороших»
  7. «Циферблат»
  8. «Водовоз»
  9.  «Молодёжная»
  10. «Пароход»
  11. «Я моряк, бывал повсюду»
  12. «Разрешите милый зритель»
  13. «Дорогой широкой»
  14. «Народная самодеятельность»
  15. «Песня о Волге»,
  16.  «Дорогие москвичи»
  17. «Звать любовь не надо»
  18. «Песня о дружбе»
  19. «Каким ты был, таким остался»
  20.  «Ой, цветёт калина»
  21. «Широка страна моя родная».

F:\кадры\для обложки\11318697-3d-illustration-of-film-Stock-Illustration-music-film-video.jpg

Микаэль Леонович Таривердиев

  1. «Где-то далеко»
  2. «Мгновения»
  3. «Благословляю Вас»
  4. «Вагончик»
  5. «Со мной вот это происходит» 
  6. «Если у вас нету тёти»
  7. «Я спросил у Ясеня»
  8. «никого не будет в доме»
  9. «мне нравится»
  10. «По улице моей»
  11. «Любовь это-то»
  12. «Куда нем деться от своих ролей»
  13. «Надоело это»
  14. «Песня Анжелы и Пантолоне» 
  15. «Песня невест»
  16. «Песня про злого и доброго волшебника»
  17. «Песня тартальи»
  18. «Уехал славный рыцарь мой»
  19. «Уехал славный  рыцарь мой»
  20. «Это было когда»
  21. Цирк»
  22. «Песня о сказке»
  23. «песня о вчерашнем празднике».

Андрей Павлович Петров.

  1. «А напоследок я скажу»
  2.  «Большая дорога»
  3. «голубые города»
  4. «Для чего ты живёшь?»
  5. «Дорожная»
  6. «Друзьям»F:\кадры\для обложки\11318697-3d-illustration-of-film-Stock-Illustration-music-film-video.jpg
  7. «Живём мы что-то без азарта»
  8. «Зачем, зачем звезда упала»
  9. «Любовь - волшебная страна»
  10. «Минуты тишины»
  11. «Моей душе покоя нет»
  12. «Море не кончается нигде»
  13. «Мохнатый шмель»
  14. «Песенка про трубачей»
  15. «Осень»
  16. «Снегурочка»
  17. «У природы нет плохой погоды»
  18. «Я шагаю по Москве»
  19. «Эй, моряк» 

Евгений Дмитриевич Дога.

  1. «Ай, мато»
  2. «Бабочки»
  3. «Бричка»
  4. «Вальс»
  5. «Вишня»
  6. «Гусеницы»
  7. «Давай с тобой останемся друзьями»
  8. «Мария,Мирабела»
  9. «На последнем сеансе кино»
  10. «НЕ хватает парней»
  11. «Осенние деньки»
  12. «Песня лягушек»
  13. «Песня светлячков»
  14. «Праздник Нептуна»
  15. «Пригласи меня»
  16. «Рада и Зобар»
  17. «Чудесно-расчудесно»
  18. «Я думала, гадала»F:\кадры\для обложки\11318697-3d-illustration-of-film-Stock-Illustration-music-film-video.jpg
  19. «Я умираю, мама»
  20. «Яблоко»

Булат Шалвович Окуджава.

  1. «Арбат»
  2. «Глаза, словно неба осеннего свод»
  3. «главная песенка»
  4. «Гори огонь, гори» 
  5. «Господа юнкера»
  6. «Давайте восклицать»
  7. «Живописцы»
  8. «На ясный огонь»
  9. Нам нужна одна победа»
  10. «Песня о присяге»
  11. «Пиратская лирическая»
  12. «Полночный троллейбус»
  13. «Простите пехоте»
  14. «Рыбак, рыбак»
  15. «Сентиментальный марш»
  16. «Счастливый жребий»
  17. «Часовые любви»

Александр Сергеевич Зацепин.

  1. «Песня о кино»
  2. «Алма-Ата моя»
  3. «Дорожная»
  4. «Боцман Боб»
  5. «Верил, что ты придёшь»
  6. «Верьте, не верьте»
  7. «Верю в тебя»
  8. «Вновь с утра мне скажет мама»F:\кадры\для обложки\11318697-3d-illustration-of-film-Stock-Illustration-music-film-video.jpg
  9. «Всё было и солнце всходило»
  10. «Всё может быть»
  11. «Всё равно ты будешь мой»
  12. «Гарем»
  13. «Где среди пампасов бегают бизоны»
  14. «Гололед»
  15. «голос разлуки»
  16. «грузчики»
  17. «Губит людей не пиво»
  18. «Как мы близки с тобой» 
  19. «давным-давно была война»
  20. «Два человека снежных»
  21. «До свиданья, лето»
  22. «Дорога к счастью»
  23. «Дракон по имени кошмар»
  24. «Драконография»
  25. «душанбе»
  26. «Если б я был султан»
  27. «Если долго мучиться»
  28. «Есть только миг»
  29. «Женщина с зелёными глазами»
  30. «Звёздный мост»
  31. «Звенит январская вьюга»
  32. «И будет так всегда»
  33. «И не в этом дело»
  34. «И я уезжаю»
  35. «Ищу тебя»
  36. «Когда тебя зовёт любовь»
  37. «Колыбельная»
  38. «Костёр на снегу»
  39. «Куда уходит детство»
  40. «купидон»F:\кадры\для обложки\11318697-3d-illustration-of-film-Stock-Illustration-music-film-video.jpg
  41. «Лунная вода»
  42. «Лунная серенада»
  43. «Любовь»
  44. «Любовь одна»
  45. «Любовь одна виновата»
  46. «Люди, любите сказки»
  47. «Мир без любимого»
  48. «Рисуйте ,рисуйте»
  49. «Слушай»
  50. «Ты слышишь море»
  51. «Я всё равно на ней женюсь» 

Евгений Павлович Крылатов.

  1. «Песня Стампа»
  2. «Песня странствующих актеров»
  3. «Песня Урри» 
  4. «Подводное царство»
  5. «Пообещайте мне любовь» 
  6. «Пора золотая»
  7. «Представь себе весь этот мир.»
  8. «Прекрасное далеко»
  9. «Прощальная» 
  10. «Романс Маркиза (Что будет, то и будет...)»
  11. «Серебряная страна»
  12. «Сказка»
  13. «Снежинка»
  14. «Спать пора»
  15. «Товарищ, мой конь»
  16. «Только сердцу не прикажешь»
  17. «Три белых коня» 
  18. «Хоть глазочком заглянуть бы»
  19. «Шаги»F:\кадры\для обложки\11318697-3d-illustration-of-film-Stock-Illustration-music-film-video.jpg
  20. «Это знает всякий»
  21. «Я прошу»

Геннадий Игоревич Гладков.

  1. «В себя поверить важно»
  2. «А как известно мы народ горячий..»
  3. «Дуэт Трубадура и Принцессы»
  4.  «Куда ты тропинка меня привела (Песня Трубадура)»
  5. «Паба-паба-па-паба» 
  6. «Ничего на свете лучше нету... )»
  7.  «Песня охраны»
  8. «Говорят, мы бяки-буки)»
  9. «Надо жить умеючи»
  10. «Песня доброго моряка»
  11. «Рыба-пила»
  12.  «Что бы такого сделать плохого»
  13. «Я и ты такие разные»
  14. « Веселая зарядка»
  15. «Я на солнышке лежу»
  16. «Расскажи, Снегурочка»
  17. «Алло, дорогая»
  18. «Один богатый герцог...»
  19. «Луч солнца золотого»
  20. «Мы к вам заехали на час»
  21. «Ничего я не хочу»
  22. «Такая сякая»
  23. «Я - гениальный сыщик»
  24. «Баллада о кукле»
  25. «Живи в волшебном ящичке»
  26. «Ливень»
  27. «Белеет мой парус»
  28. «Песня кота Матвея»F:\кадры\для обложки\11318697-3d-illustration-of-film-Stock-Illustration-music-film-video.jpg

Максим Исаакович Дунаевский.

  1. «А я не хочу (Песня царевны Забавы)»
  2.  «Ах, если бы сбылась моя мечта»
  3. «Песня Вани-печника»
  4. «Песня Водяного»
  5. «Частушки Бабок Ежек»
  6. «33 коровы»
  7. «Ангел-хранитель»
  8. «Баллада Атоса» 
  9. «Водевиль» 
  10. «Городские цветы» 
  11. «Давай поговорим»
  12. «Двадцатый год»
  13. «Дедушкин сундук»
  14. «Кленовый лист»
  15. «Констанция»
  16. «Леди Совершенство»
  17. «Мне снился сон»
  18. «Надейся на Бога»
  19. «Непогода» 
  20. «Спасибо, жизнь!»
  21. «Я боюсь этой тьмы.»

Евгений Николаевич Птичкин.

  1. «Близкая победа»

  2. «Даль великая»
  3. «Дом на колесах»
  4. «Землю обмотали тоненькие нити «
  5. «Мечта - "Остров сокровищ»
  6. «Мы эхо»
  7. «На том далеком и туманном берегу»F:\кадры\для обложки\11318697-3d-illustration-of-film-Stock-Illustration-music-film-video.jpg
  8. «Придет когда-нибудь и твой черед» 
  9. «Романс (Летят деньки-денечки...)»
  10. «Ромашки спрятались»
  11. «Сладка ягода»
  12. «У беды глаза зеленые» 
  13. «Ты других не лучше»

Владимир Яковлевич Шаинский.

  1. «Ужасно интересно» 
  2. «Антошка»
  3. «Чунга чанга»
  4. «Голубой вагон»
  5. «День рожденья (Пусть бегут неуклюже)»
  6. «Улыбка»
  7. «Песенка мамонтенка»
  8.  «Вторая песня утенка (Что такое, что случилось?)»
  9. «Если рядом с тобой друг»
  10. «Первая песня утенка (Я утенок, кря-кря-кря)»
  11. «Белогривые лошадки (Облака)»
  12. «Вместе весело шагать»
  13.  «Где живёшь ты на свете (Если Вам прощаться не с кем)»
  14. «Если в лагере дожди» 
  15. «Если с другом вышел в путь»
  16. «Жара» 
  17. «Золотая рыбка»
  18. «Картошка»
  19. «Ловись, ловись»
  20. «Любовь, как роза красная»
  21. «Ля-ля-ля-жу-жу-жу»
  22. «Между нами дикарями говоря»
  23. «На дальней станции сойду» 
  24. «Ну почему ко мне ты равнодушна?»
  25. «Пароходы» 
  26. «Песня Агафона»
  27. «Песня Аленушки» 
  28. «Песня воинов Картауса»
  29. «Я - король, мне все подвластно»  

Выводы по 1 главе

В своем исследовании мы рассмотрели материал по истории возникновения кино, начиная от изобретения братьев Люмьер, именно они положили начало документальному кино.

В исследованиях кино подразделяют на немое и звуковое. «Немое кино»-это общепринятое обозначение кинематографа в  первые десятилетия его истории, когда фильмы выходили на экраны без синхронно записанного звука, а звуковое кино - разновидность кинематографа, в которой, в отличие от «немого кино», изображение сопровождается записанным звуком (речьюмузыкойзвуковыми эффектами).    

Во втором параграфе мы рассмотрели разновидности киномузыки- музыку внутрикадровую и закадровую, выявили их отличительные особенности. Современный кинематограф  строится на регулярном использовании как закадровой, так и внутрикадровой, мотивированной киномузыки, которая нередко становится способом ненавязчивого, но глубокого и тонкого проникновения в суть человеческих характеров.

Третий параграф мы посвятили изучению творчества композиторов в области кино, обратились к российским композиторам, таким как: В.Шаинский, Е.Птичкин, Г.Гладков,  И. Дунаевский, М.Дунаевский и др.  

В четвертом параграфе мы представили созданный нами методический комплект в помощь учителю музыки, состоящий из трех разделов: биографический сведения о композиторах, творчество и музыкальные произведения из кинофильмов.

Заключение

Таким образом, роль музыки в кино, действительно, весомая. Музыка- это неотъемлемая  часть фильма, без которой картина будет незавершенной и неполной.

Хорошая музыка может вызвать у зрителя эмоциональное состояние, нужное для восприятия происходящего на экране. Музыка должна не заменять собой что-то, а служить дополнением к действию и давать доступ к невидимой внутренней жизни персонажей, к их внутреннему состоянию. Музыка может подчеркивать изменение настроения. Музыка в самом начале фильма, может подсказать зрителю жанр произведения. Из обычного изображения пейзажа музыка способна «сотворить», как комедию, так и трагедию. «Всё течёт, всё изменяется», а роль музыки в кинематографе по-прежнему на первых позициях.

Комплект удобен в использовании, надеемся, он поможет учителям музыки в проведении уроков по данной теме. Методический комплект может быть использован не только учителями музыки, но и студентами педагогических колледжей, а также всеми интересующимися темой исследования.

В  дипломной  работе мы планируем расширить материал для комплекта и систематизировать музыкальные произведения для начальной и средней школы по теме «Музыка в кино».


Список использованной литературы

  1. Баженова, Л.В.Музыкальные уроки кинообразования [Текст ] /Л.В.Баженова// Музыка в школе.-вып.2. – с.91-96.
  2. Воскресенская,  И.Н. Звуковое решение фильма [Текст ]/И.Н.Воскресенская.-М., Искусство, 1987г. – 158 с.
  3. Крылатов, Е.П.  Я всегда иду от ритма [Текст ] /Е.П. Крылатов // вып.2. – с.66-68
  4. Корганов, Г.О,  Фролов, И.Т. Кино и музыка. [Текст ]/ Г.О. Корганов, И.Т. Фролов // М.,Искусство.- 1964г.-208 с.
  5. Морриконе, Э. Я реалист. [Текст ]/Э. Морриконе // Музыка в школе -вып.2. – с.72-74.
  6. Петров, А .А. Песня без слов. [Текст ]/А .А. Петров // Музыка в школе -вып.2. – с.34-50.
  7. Сигле, А .Р.Композитор и кино. [Текст ]/А .Р. Сигле // Музыка в школе - вып.2.  – с.61- 66.
  8. Таривердиев, М.Л. Я работаю так. [Текст ]/ М.Л. Таривердиев // Музыка в школе - вып.2. – с.52- 56.
  9. Шилова, И .Н.Музыка фильма. [Текст ]/ И .Н .Шилова // Музыка в школе - вып.2. –с. 4 -10.
  10. Энциклопедический словарь кино. [Текст ]- Москва, «Cоветская энциклопедия».- 1986 г.-438 с.
  11. Композиторы-кино.ru.wikipedia.org/wiki/кинематограф
  12. История развития киномузыки.ru.wikipedia.org/wiki/ Категория:Композиторы XIX века
  13. Музыка из кинофильмов.http://biografix.ru. 

Приложение 1F:\кадры\Андрей Павлович Петров\47-11-5b.gif

F:\кадры\Александр Сергеевич Зацепин\Aleksandr_Zacepin.jpg

   

    Александр Сергеевич Зацепин                         Андрей Павлович Петров

                       

F:\кадры\Булат Шалвович Окуджава\2567.jpgF:\кадры\Владимир Яковлевич Шаинский\1dd24596d98f8b39f19fb53161b.jpg

       Булат Шалвович Окуджава                      Владимир Яковлевич Шаинский

F:\кадры\Евгений Дмитриевич Дога\285330.jpg

F:\кадры\Геннадий Игоревич Гладков\big_foto.jpg

   Геннадий Игоревич Гладков                                Евгений Дмитриевич Дога

F:\кадры\Евгений Павлович Крылатов\FZNi.jpg

F:\кадры\Евгений Николаевич Птичкин\220px-Ptichkin_foto1985.jpg

   Евгений Николаевич Птичкин                       Евгений Павлович Крылатов

F:\кадры\Исаак Осипович Дунаевский\1.jpgF:\кадры\Максим Исаакович Дунаевский\dunaevsky_500.jpg

 Исаак Осипович Дунаевский                   Максим Исаакович Дунаевский

F:\кадры\Микаэль Леонович Таривердиев\medium_009a5668cb23223a33431a1b0a403399.jpeg

                                             Микаэль Леонович Таривердиев