Основы акварельной живописи для младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 658.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования Шарангская детская школа искусств
Методическая разработка
«Основы акварельной живописи для младших школьников»
Автор-составитель
Преподаватель
изобразительного искусства
Лачкова Татьяна Николаевна
Шаранга
2025г.
Оглавление
Пояснительная записка
Методическая разработка «Основы акварельной живописи для младших школьников» является частью учебно-методического комплекса дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Разноцветная палитра».
В разработке представлены советы по подбору художественных материалов и принадлежностей, а также методические рекомендации по обучению младших школьников основам акварельной живописи, дидактические материалы для поэтапного рисования акварельных этюдов.
Актуальность методики обучения акварельной живописи обусловлена широкими возможностями акварели. Она обладает уникальными свойствами: ею можно запечатлеть на бумаге тончайше тона, которые присущи только живой природе и которые не уступают ни в свежести, ни в яркости. Акварель – техника, в которой очень любят работать дети. Работы, выполненные в акварельной технике привлекают сочностью, многоцветием и неожиданностью результата.
Учащимся нравится сам процесс: видеть, как краска перетекает из одного цвета в другой, расплываясь в причудливых формах, даря детям радость самовыражения.
Цель: обучение основам техники акварельной живописи посредством нестандартных технических приемов.
Задачи:
- знакомство с основными техническими приемами акварельной живописи: a laprima, многослойная живопись и смешанная техника;
- формирование умений и навыков в работе акварельными красками в сочетании с материалами: пищевая соль, воск, гелиевая ручка, акварельные карандаши;
- формирование умений и навыков в техниках акварельной живописи «по мокрому», «по сухому»;
- развитие чувства цвета и гармонии в рисовании акварелью;
- развитие фантазии и воображения, творческого подхода в рисовании акварелью;
- развитие устойчивого интереса к технике акварельной живописи.
- воспитание художественной культуры.
Методическая разработка рекомендуется для работы с детьми младшего школьного возраста.
Материалы и принадлежности
- Кисти № 2, 3 - для прорисовки мелких деталей и № 5,6 - для заливки больших участков бумаги. Кисти должны быть мягкими, упругими. Лучше всего подходят кисти из волоса белки. После окончания работы кисти необходимо промывать, придавая волосяному пучку правильную форму.
2. Планшет. Планшетом может служить лист фанеры. Перед закрепле-нием бумаги на планшет лист смачивают водой и закрепляют с помощью бумажного скотча.
3. Палитры. Палитра может быть специальной пластиковой или белая фарфоровая тарелка.
4. Емкость для воды. Лучше всего иметь две банки с водой: одна для промывания кисти, другая для добавления в краски.
5. Салфетка для протирки кистей. Это может быть тряпочка из мягкой хлопковой ткани или нетканого полотна. С помощью салфетки можно быстро осушить кисть, собрать с нее лишнюю воду.
6. Бумага. Акварельная бумага должна быть зернистой. Бумага для акварели бывает трех типов зернистости: мелкой, средней и крупной. На мелкозернистой бумаге акварель быстрее высыхает. Рельеф крупнозернистой бумаги используется в художественных приемах, где нужно удержать бумагу влажной. А среднезернистая бумага является компромиссным вариантом. Большое значение имеет плотность бумаги. Чем плотнее и толще бумага, тем лучше.
7. Акварельные краски. Акварельные краски должны быть высокого качества, художественные в тюбиках или в кюветах. Например, набор художественных акварельных красок фирмы «Невская палитра», 18 или 24 цвета в кюветах.
8. Акварельные карандаши. Акварельные карандаши применяются на начальных занятиях, как подготовительный этап к переходу к акварельным краскам.
9. Соль. Применение пищевой соли крупной и мелкой позволяет до-биться в изображении интересных цветовых эффектов, при передаче какой-либо фактуры предмета.
10. Воск (кусочек свечи). Применение воска позволяет оставлять отдельные детали рисунка неокрашенными, то есть белыми, когда все остальное закрашивается цветом.
Приемы акварельной живописи
Акварельная живопись является одной из самых трудоемких в исполнении техник, но в то же время, и самых увлекательных.
Традиционно работа акварелью делится на три основных технических приема: a laprima, многослойная живопись и смешанная техника.
А laprima – прием, в котором цвет необходимой интенсивности нано-сится сразу на бумагу. Бумага может быть мокрой или сухой. Главный принцип – работа в один прием.
Многослойная живопись – прием, делающий акварель живописной и насыщенной. Чтобы создать более насыщенный цвет, его необходимо положить в несколько слоев.
Смешанная техника – сочетание многослойной живописи и техники
a laprima.
Методические рекомендации
Обучение основам акварельной живописи младших школьников будет наиболее эффективна при соблюдении ряда педагогических условий:
- обучение основам акварельной живописи после того, как освоены более простые техники рисования (карандаш, гуашь);
- использование акварели в синтезе с другими художественными материалами: акварельные карандаши, воск, соль, черная гелиевая ручка;
- создание атмосферы доброжелательности: диалогичность обучения, личный пример педагога в показе технических и эстетических приемов, ак-центирование внимания обучающихся на удачных местах выполненных работ;
- использование репродуктивного метода обучения, применяя следующие формы работы: объяснение, упражнения, повторение наглядного изображения объекта, неоднократное повторение последовательности выполнения того или другого практического задания;
- проведение занятий в форме мастер-класса, творческой мастерской, экспериментальной мастерской;
- создание единого творческого настроя педагога и обучающихся: обсуждение работ, создание выставок.
Для того, чтобы у обучающегося появилось базовое представление о способах работы акварелью и основные навыки работы с ней, рекомендуется посвящать данной технике несколько занятий подряд.
Занятия целесообразно организовать по принципу от простого к сложному, например:
- «Рисование акварельными карандашами»;
- «Пишем «по мокрому»;
- «Рисование в технике «акварель и соль»;
- «Рисование в технике «акварель и воск»;
- «Рисование в технике «акварель и контуры»;
- «Пишем «по сухому» или многослойная живопись».
Эксперименты с необычными материалами вносят разнообразие в процесс освоения приемов работы с акварелью, дети увлекаются, создают первые шедевры, у них рождаются новые идеи, формируются умения и навыки работы с акварельными красками. Занятия становятся более привлекательными для детей, вызывают чувство удовлетворенности от работы и служат стимулом к дальнейшему обучению.
Педагогу следует обратить внимание на следующие важные моменты в работе с акварельными красками:
- недостаточное добавление воды в краску. Вода, смешанная с пигментом оставляет на бумаге красивый цвет. Если краска недостаточно разбавлена водой, и она не растекается, то мазок на бумаге получается сухой, грубый. Необходимо детей приучать добавлять больше воды в краску. Чтобы дети понимали, что рисовать нужно цветной водой, размешивая краску на палитре;
- рисование грязной водой. Дети пренебрегают менять воду при переходе от одного цвета к другому. А также недостаточно хорошо промывают кисти. Чтобы этого избежать, необходимо иметь две емкости: одна для промывания кисти, другая для набора воды в раствор с краской. Или чаще менять воду;
- неаккуратность в рисунке акварелью. Часто при работе акварелью дети пренебрегают или забывают использовать салфетку. Чтобы избежать неаккуратности в рисунке, необходимо использовать салфетку или тряпочку в процессе работы.
На первых этапах обучения необходимо обращать внимание детей на эти моменты в работе с акварельными красками, чтобы обучающиеся выработали правильный навык, умели осуществлять критический анализ своих действий, осознавали явные и незначительные ошибки и корректировали их.
Практическая часть
- Рисование акварельными карандашами. «Груша и яблоко»
Если дети еще не имеют навыков рисования акварельными красками, то первые занятия рекомендуется проводить с использованием акварельных карандашей. Цветные карандаши для них знакомый материал и опыта в рисовании у них больше. А рисуя красками, дети не всегда могут выполнить поставленные перед ними задачи, допускают ошибки. В отличие от цветных, в акварельных карандашах пигмент состоит из прессованной акварели. Если их размыть водой, то получится эффект акварельной краски. Они удобны в работе. Акварельные карандаши обладают не только всеми свойствами прозрачной акварели, но и собственными качествами, позволяющими добиваться дополнительных цветовых эффектов.
Задачи: познакомить обучающихся с техникой рисования акварельными карандашами и приемом «нарисуй и размой».
Материалы: акварельные карандаши, акварельная бумага, карандаш, кисть № 4, 5, емкость с водой.
Техника выполнения: сначала выполним легкий контур груши и яблока карандашом. Затем рисуем акварельными карандашами, накладывая штрихи по форме предметов: груши и яблока. Далее рисуем карандашами фон. Затем увлажняем кисть и размываем поверхность груши, яблока и фона. При этом вначале следует размывать светлые места, а затем темные. (Приложение №1).
2. Пишем «по мокрому». «Закат», «Облака»
Акварель «по мокрому» можно отнести к самой простой технике. В этой технике краска свободно растекается по влажной бумаге, различные оттенки смешиваются, образуются неповторимые цветовые сочетания. При высыхании можно придать изображению очертания и форму. Эта техника интересна тем, что в работах остается недосказанность, легкость и воздушность. Перед выполнением основного рисунка в технике «по мокрому» обучающиеся упражняются, используя прием заливки тремя основными цветами: красный, синий, желтый. А затем закрепляют навыки в акварельных этюдах на состояние природы. Например, состояние заката на море.
Задачи: познакомить обучающихся с техникой рисования акварелью «по мокрому», техническим приемом А laprima.
Материалы: акварельные краски, акварельная бумага, поролоновая губка, кисть №3, №5, палитра, емкость с водой.
Техника выполнения: акварельную бумагу смочить поролоновой губкой или большой кистью. Не дожидаясь, когда бумага высохнет, нанести необходимые цвета акварели. После высыхания прорисовать отдельные детали тонкой кисточкой. Акварельные этюды: «Закат», «Облака». В данной теме, работая «по мокрому», обучающиеся отрабатывают технический прием А laprima, когда акварельный этюд выполняется сразу в один прием. (Приложение №2).
3. Рисование в технике «акварель и соль». «Подводный мир»
Использование соли в акварельной живописи – интересный прием. Для создания интересных эффектов соль посыпается на влажную бумагу. При этом остаются самые разнообразные пятна. Чтобы добиться красивой фактуры, нужно сыпать соль на свежую краску. При этом бумага должна быть достаточно влажной, чтобы краска не впиталась моментально. Чем крупнее соль, тем интереснее образуемые пятна. Если использовать мелкую соль, то при высыхании можно добиться фактуры различных материалов. Необычный прием с применением пищевой соли придают рисункам особое настроение. Детям нравится экспериментировать с солью, они погружаются в игровую волшебную атмосферу подобных занятий.
Задачи: познакомить обучающихся с нетрадиционной техникой рисования «акварель и соль», отработать технический прием рисования акварелью «по мокрому», познакомить приемом рисования акварелью «по сухому».
Материал: акварельные краски, акварельная бумага, пищевая соль, карандаш, кисть №3, №5, емкость с водой, палитра.
Техника выполнения: Карандашом нарисуем композицию на тему подводного мира: морскую звезду, водоросли, камни, рыбки. В этой работе морскую звезду, фон морской воды и морского дна выполним с добавлением соли во время заливки цветом. Например, заливаем морскую звезду и по мокрому сразу же посыпаем соль. От соли образуются цветовые расплывчатые пятнышки – интересные эффекты на бумаге и фактура. Таким же образом прописываем синий фон воды и фон морского дна. Остальные детали рисунка выполняем без соли, прописываем традиционно, по сухому. Когда рисунок высохнет, лишнюю соль стряхиваем. При выполнении рисунка на данную тему, учащиеся отрабатывают технический прием «по мокрому», знакомятся с приемом рисование акварелью «по сухому», то есть рисуют в смешанной технике. (Приложение №3).
4. Рисование в технике «акварель и воск». «Пейзаж с луной»
Техника очень проста и эффектна. Дети с интересом выполняют подобные упражнения и создают оригинальные акварельные работы с применением кусочка свечки. К этой же технике можно отнести «акварель и восковые мелки». Если применять восковые мелки, то рекомендуется работать с контрастными цветами.
Задачи: познакомить обучающихся с нетрадиционной техникой рисо-вания «акварель и воск», отработать технический прием рисования акваре-лью «по мокрому», познакомить с приемом многослойного рисования акварелью.
Материал: акварельные краски, акварельная бумага, кусочек белой свечи (восковые мелки), карандаш, кисть №3, №5, емкость с водой, палитра.
Техника выполнения: сначала выполняется набросок карандашом. Затем рисуем кусочком свечи луну и отражение луны на воде. Следующий этап рисования, изображаем небо и отражение на воде, заполняя акварелью поверх луны и всей поверхности воды. Следы от свечи остаются неокрашенными, то есть белыми. И в завершении, дорисуем недостающие элементы пейзажа: дерево и камни. При рисовании неба и воды используется прием «по мокрому», а дерево и камни изображаются «по сухому» с нанесением в два-три слоя, то есть в технике многослойной живописи. В этой теме обучающиеся закрепляют умения и навыки рисования в смешанной технике. (Приложение №4).
5. Рисование в технике «акварель и контуры». «Ромашки»
Методические рекомендации: сочетание в работе акварели с четким контуром позволяет выделить те части рисунка, которые необходимы. До-бавляя графический рисунок в акварель, она приобретает декоративность. Часто используется этот прием в качестве книжных иллюстраций. В данном случае в качестве контура используется черная гелиевая ручка. В этой технике можно делать быстрые зарисовки – акварельные скетчи. Особенно они подходят для рисования на пленэре.
Задачи: познакомить обучающихся с нетрадиционной техникой рисования «акварель и контуры», закрепить навыки рисования в технике А laprima.
Материал: черная гелиевая ручка, акварельная бумага, акварельные краски, карандаш, кисти №3, №5, емкость с водой, палитра.
Техника выполнения: вначале делаем рисунок карандашом. Далее акварелью заполняем серединки цветов и частично фона. Затем более тщательно акварелью прописываем ромашки и фон. В завершении контуры серединок и лепестков цветов подводим черной ручкой для выразительности. В серединках цветов выполняем точки. В этой теме у обучающихся закрепляются навыки рисования в технике А laprima. (Приложение №5).
6. Пишем «по сухому» или многослойная живопись. «Хурма»
Многослойная живопись делает акварельный рисунок более живописным и насыщенным. Чтобы создать темный насыщенный цвет, его необходимо положить в несколько слоев. Такой способ решения создает необходимую глубину, а слои красок создают эффект оптического смешения. Важно наносить один акварельный слой на другой быстро. При наложении слоев нужно двигаться по слоям, от более светлых к более темным. При этом избегать чрезмерного количества слоев, чтобы не потерять яркость и насыщенность цвета.
Задачи: отработка техники многослойной живописи.
Материал: акварельная бумага, акварельные краски, кисти №3, №5, палитра, емкость с водой, салфетка.
Техника выполнения: После рисунка карандашом приемом заливки постепенно закрашиваются все поверхности на бумаге. Следующие слои краски наносятся друг на друга после полного высыхания. Накладываясь, слои будут все темнее. Слои накладываются в тех местах рисунка, где нужно усилить цвет предмета или драпировки. На данной теме обучающиеся отрабатывают технику многослойной живописи. (Приложение №6).
Заключение
Предлагаемая методическая разработка успешно применяется при реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Разноцветная палитра». В результате его использования обучающиеся знакомятся с основными техническими приемами акварельной живописи: a laprima, многослойная живопись и смешанная техника, приобретают:
- умения и навыки в техниках акварельной живописи «по мокрому», «по сухому»;
- умения и навыки в работе акварельными красками в сочетании с материалами: пищевая соль, воск, гелиевая ручка, акварельные карандаши.
У детей развивается чувство цвета и гармонии, фантазия и воображе-ние, устойчивый интерес к технике акварельной живописи.
Литература.
1. Сергеев И.С. Методы активизации творческих способностей детей средствами акварельной живописи в системе дополнительного образования. Перспективы Науки и Образования, 2018.3 (33)- Международный электронный научный журнал.
2. Кэрол Месси. / Кистерская О. Акварельные карандаши. – М.: Кристина – Новый век. – 2004.-48 с.
3. Либралато В./ Лаптева Т. Школа акварели Валерио Либралато. Декоративные техники. – М.: Эксмо. – 2013. -112с.
4. Семенова М.А. Эстетика акварельной живописи в подготовке будущих педагогов художников. – М.:Реглет. – 2015. -45с.
Приложения
Приложение №1
Дидактический материал для поэтапного рисования
этюда «Груша и яблоко» к теме «Рисование акварельными карандашами»
- Рисунок контура
- Штриховка карандашами
- Штриховка карандашами фона
4. Размывка влажной кистью
Приложение №2
Дидактический материал для поэтапного рисования
этюдов «Закат», «Облака» к теме «Пишем «по мокрому»
Акварельные этюды выполняются сразу кистью на влажной бумаге
без предварительного наброска карандашом
«Закат»
«Облака»
Приложение №3
Дидактический материал для поэтапного рисования
этюда «Подводный мир» к теме «Рисование в технике «акварель и соль»
1.Рисуем контуры карандашом
2. Выполняем заливку морской звезды и по мокрому посыпаем солью
3.Заливаем акварелью синий фон, подсыпаем соль по мокрому
4. Дорисовываем остальной фон с добавлением соли по мокрому. Прописываем детали рисунка
Приложение №4
Дидактический материал для поэтапного рисования
этюда «Пейзаж с луной» к теме «Рисование в технике «акварель и воск»
1.Рисуем контуры карандашом 2.Свечкой рисуем луну, отражение
3.Рисуем небо, воду 4.Прописываем детали
Приложение № 5
Дидактический материал для поэтапного рисования этюда «Ромашки»
к теме «Рисование в технике «акварель и контуры»
1.Рисунок карандашом
2. Заливка серединок цветков и фона
3.Прописываем ромашки и фон
- Подводим контур цветов черной ручкой, в серединках рисуем точки
Приложение №6
Дидактический материал для поэтапного рисования этюда «Хурма»
к теме «Пишем «по сухому» или многослойная живопись»
- Рисунок карандашом
- Пишем хурму (сначала светлые места, затем темные)
- Пишем драпировки и фон (сначала светлые места, затем темные)
- Прописываем хурму, драпировки «по сухому» в 2-3 слоя. Рисуем падающие тени от хурмы