ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Лепка»

 Долгор Цыдендоржиевна Доржиева
Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни. Занятия лепкой воспитывают художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть и видеть, но и ориентируют на создание оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность и представления детей об окружающем мире. Ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах и кинофильмах. Необходимо только помочь ребёнку их отыскать. Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребёнка, мышцы пальцев, ловкость рук.
 
Цель: Способствовать творческому развитию детей через практическую художественную деятельность.
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozhestvennaya_lepka.docx65.2 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

«МОГОЙТУЙСКИЙ РАЙОН»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОГОЙТУЙСКИЙ РАЙОННЫЙ ДОМ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

Принята на заседании                                                             «УТВЕРЖДАЮ»

педагогического совета                                                     Директор

Протокол № ___                                                               МБУ ДО «МРДДЮТ»

от «_____» _____20____года                                                  ____________  ФИО

                                                                                           Приказ № _______

                                                                                        от «____» ______20___ года                                  

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Художественной  направленности

«Лепка»

Уровень  программы: ознакомительный

Возраст обучающихся: 6 - 12 лет

Срок реализации программы: 1 года

Вид программы: общеразвивающая

                                                                         Автор - составитель:

Педагог ДО Доржиева Долгор Цыдендоржиевна

пгт. Могойтуй, 2020 г.

Оглавление

  1. Раздел № 1.«Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы»                                                             3
  2. 1.1. Пояснительная записка                                                                          3
  3. 1.2. Цель и задачи программы                                                                      5
  4. 1.3. Содержание программы                                                                         6
  5. 1.4. Планируемые результаты                                                                      7
  6. Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»       9
  7. 2.1. Календарный учебный график                                                              9
  8. 2.2. Условия реализации  программы                                                         11
  9. 2.3. Методические материалы                                                                    
  10. 2.4. Формы аттестации                                                                                 11
  11. Приложение                                                                                                  12
  12. Список литературы                                                                                      15

Пояснительная записка.

        Дополнительная общеразвивающая программа  «Художественная лепка»  художественной  направленности  разработана на основе типовых программ и методической литературы с учетом возрастных  особенностей детей, опираясь на нормативно – правовые акты и документы:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

2. Указ Президента РФ от 7 мая 2013 г. №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;

3. Федеральная целевая программа развития образования (утверждена Распоряжения Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р) и план мероприятий по ее реализации на 2015-2020гг;

4. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 г. № 1726-р) и план мероприятий по ее реализации на 2015-2020 гг.;

5. Постановление Правительства РФ «Об утверждении санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

6. «Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года» (Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. №996-р г.;)

7. Стратегическая инициатива «Новая модель системы дополнительного образования», одобренная Президентом РФ от 27 мая 2015 г.;

8. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» (утв. Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам (от 30 ноября 2016 №11);

9. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации»;

10. Указ Президента от 7 мая 2018 года «О национальных и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года»;

11. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

12. Национальный проект «Образование» (утв. Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. №16) – «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда», «Молодые профессионалы», «Социальная активность»;

13. Целевая модель развития региональной системы дополнительного образования детей (Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 года №467);  

14. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41);

15. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России)от 18.11.2015 г.;

16. Лицензия на право образовательной деятельности муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Могойтуйский районный Дом детско-юношеского творчества» от 14 июня 2016 г. №290;

17. Устав муниципального бюджетного учреждения «Могойтуйский районный Дом детско-юношеского творчества» от 27 марта 2017 г. №125;

Учебный предмет «Художественная лепка» дает возможность расширить и дополнить  образование детей в области изобразительного искусства.

Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни. Занятия лепкой воспитывают художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть и видеть, но и ориентируют на создание оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность и представления детей об окружающем мире. Ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах и кинофильмах. Необходимо только помочь ребёнку их отыскать.

Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребёнка, мышцы пальцев, ловкость рук.

Актуальность программы

Данная программа позволяет создать условия для самореализации  личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.   

Новизна

           Данная программа  дает знания и навыки, которые помогают детям приобщиться к профессии  дизайнера, художника, скульптора.

 Программа содержит разделы, включающие в себя как процесс изготовления изделий, так и процесс изготовления самого материала для лепки, составляющие ингредиенты которого можно постоянно изменять, заменять на появляющиеся новинки; а также появляется возможность постоянно экспериментировать с процессом изготовления изделий из соленого теста, глины и пластилина и способов их декорирования.

Отличительные особенности программы заключаются в том, что она включает в себя различные приемы работы (лепка исходных форм, предметная лепка, сюжетная и объемная лепка) из пластичного  материала.  

Рассчитана программа  на 72 ч. и ориентирована на детей 7- 12 лет. Форма обучения – очная.

1. Цель  и задачи программы

Цель: Способствовать творческому развитию детей через практическую художественную деятельность.

         Задачи:

1. Предметные: 

 - формирование комплекса художественных знаний, умений и навыков;

 - освоение приемов и методов практической работы с пластичным материалом;

- научить детей  создавать форму предмета на основе собственного восприятия и самостоятельного наблюдения;  

- усвоение правил безопасности при работе c различными вспомогательными  инструментами и материалами.  

2. Метапредметные:

- развивать познавательные интересы через знакомство с новыми видами художественного творчества;

- развитие творческой деятельности, эстетических чувств, пространственного воображения;

- развитие познавательной активности, интереса, интеллектуальных способностей детей.

3. Личностные:

- расширение  интереса детей к художественному творчеству;

- воспитание самостоятельности, трудолюбия, умения работать в коллективе;

– содействие формированию  эстетического вкуса.

                                Планируемые результаты.

По окончании обучения по программе «Художественная лепка» воспитанники должны:

знать: 

- названия инструментов, правила безопасности труда;

- основные приемы и разные способы лепки;

- жанры искусства: натюрморт, сказочно былинный и жанр анималистки;

- название разных материалов, и их применение;

   уметь: 

- использовать различные приемы в лепке: барельеф, растягивание, вдавливание, разглаживание поверхности, примазывание, вытягивание формы и т.д.

- самостоятельно изготавливать простейшие виды изделий (по образцу, рисунку, эскизу, и по собственному замыслу);

- создавать изображения по мотивам народных игрушек.

- создавать небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур.

- освоят основные приемы росписи изделий и способы декорирования.  

                                 Учебно – тематический план

п/п

Название раздела,

темы

Количество часов

Формы аттестации

контроля

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

2

1

1

инструктаж по Т.Б.

2

Лепка исходных форм

12

1

5

наблюдение; анализ работ

3

Предметная лепка

14

4

8

анализ работ; опрос;

4

Сюжетная лепка

14

2

6

анализ работ; выставка;

5

Декоративная лепка

16

наблюдение; анализ творческих работ; выставка;

6

Лепка  на свободную тему

12

4

12

анализ работ; опрос; выставка;

7

Контрольный срез

2

1

1

анализ работ;  викторина;

Итого:

72 ч.

     

     

                   

Содержание учебно-тематического планирования.

  1. Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с учебно – тематическим  планом на учебный  год. Анкетирование для детей и родителей.

  1. «Лепка исходных форм»

Теория: Особенности работы с пластилином.  Лепка на темы: «Осенняя корзина», «Снеговик», «Гусеничка»

Практика:   Лепка из пластилина овощей и фруктов. Лепка простых по форме вещей.

  1. Предметная лепка

Теория:  Понятие о пропорции, т.е. соотношение величин. Технологические этапы работы с глиной.

Практика: Знакомство с особенностями работы с глиной. Лепка из глины «Чайная пара», «Елочка», «Колокольчики». Роспись готовых изделий акриловыми и гуашевыми красками.

4. Сюжетная лепка

Теория:  Особенности лепки из «соленого теста» полуобъемного панно. Лепка из глины на тему:  «Хоровод»,  Продумывание замысла.

Практика: Лепка животных, птиц и человека готовому  образцу, но и по собственному замыслу. Роспись готовых изделий Лепка из глины на тему:  «Хоровод», «Национальная бурятская выдумка». (Каждый из участников группы  выполняет свою часть работы, затем все работы объединяются в сюжетную линию по темам).  

   5. Декоративная лепка

Теория: Особенности лепки из цветного «соленого» теста. Применение разных фактур, вспомогательных инструментов (зубочистки, чеснокодавилка, коктельные трубочки, стеки и т.д.)

Практика: Объемная лепка из соленого теста с «каркасом». Темы:  «Пингвин», «Попугай», «Миньоны».

6. Лепка на свободную тему из глины.

Теория: Технологические этапы работы над эскизами.

Практика:  Лепка из глины по собственному замыслу, соблюдая все этапы работы. Роспись готовых работ.  

7. Контрольный срез

Теория: Особенности работы с диагностическим инструментарием.

Практика: Самостоятельное выполнение контрольного задания.  

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

Календарный учебный график

Месяц

Тема

Кол-во часов

Форма занятий

Форма контроля

1

2

3

4

5

6

 7

сентябрь

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

 март

апрель

май

 

    май

Вводное занятие: «Введение в образовательную программу «Художественная лепка»

«Лепка исходных форм»;

Предметная лепка;

Сюжетная лепка;

Декоративная лепка;

Лепка на «свободную» тему

Контрольный срез

2

12

14

    14

   16

 

12

    2

Инструктажи по Т.Б.

Беседа.

Анкетирование для детей и родителей.  

Теоретические занятия по теме. Практические упражнения.  

 

Беседа по теме. Практические задания.

Беседа по теме. Творческие задания на заданную тему.  

Практические занятия. Беседа по теме.

Творческие задания на тему.

Практические занятия.

Практическая работа

Диагностика

Наблюдение

Опрос.

Анализ анкет

Наблюдение. Анализ готовых работ.

Входной контроль

Наблюдение. Анализ готовых работ.

Анализ творческих работ.

Наблюдение. Анализ готовых работ. Опрос.

Наблюдение

Наблюдение

Опрос

Контрольные задания. Контрольные вопросы.

 

Всего:

72ч.

                         

Условия реализации программы

 Занятия проводятся в просторном,  хорошо проветриваемом  кабинете с хорошим освещением.

 Используется следующее оборудование и материалы:

           1.Столы для работы

 2.Стулья для сидения

3.Шкафы для хранения инвентаря

4.Меловая  и магнитные доски

5. Ноутбук- 1 шт.

6. Стеллажи для сушки изделий

7.Материалы для лепки

8. Дощечки для сушки изделий

9. Непроливайки

10. Муфельная печь для обжига

11. Акриловые, гуашевые краски для росписи

12. Клеенки, салфетки, кисти

14.Стеки

 

                                         Оценочные материалы.

Начальная (входящая) диагностика проводится в начале обучения по программе. На первых занятиях педагог диагностирует уровень подготовленности учащихся с учетом их возрастных и психофизических особенностей для постановки задач индивидуальной работы и сопоставления с дальнейшими результатами. Начальная (входящая) диагностика проводится в форме практической работы – поделки из соленого теста. Выполнение оценивается по бальной системе.

Один критерий соответствует одному баллу (максимально 3 балла). Чем больше баллов, тем выше уровень выполненной работы. Работа оценивается по таким критериям:

1. Владеет умением лепки основных форм (шар, жгут, лепешка);

2. Пользуется необходимыми инструментами для лепки;

3. Творчески относится к своей работе.

     Текущий контроль осуществляется в форме практической работы в конце каждого раздела программы. Данный вид контроля способствует своевременному выявлению детей, нуждающихся в поддержке педагога и тех, кто проявляет творческие способности. Создание определенных критериев диагностики освоения образовательной программы учащимися помогает объективности оценки их творческого роста. Учащиеся выполняют работу, соответствующую тематике раздела. Работа оценивается по бальной системе. Один критерий соответствует одному баллу (максимально 7 баллов). Чем больше баллов, тем выше уровень выполненной работы.

 Работа оценивается по следующим критериям:

1. Выбирает способы лепки в зависимости от формы;

2. Соблюдает пропорции;

3. владеет основами росписи изделий;

4. Выполняет знакомые декоративные элементы для украшения изделий;

5. Владеет начальными навыками выразительного использования основных цветов, смешивает их;

6. Соблюдает аккуратность в выполнении работы;

7. Творчески относится к своей работе;

   Итоговая  аттестация проводится в конце учебного года.

         Ее цель – определить уровень освоения дополнительной общеразвивающей программы учащимися.

       Формой итоговой аттестации является выполнение и защита (представление) практической работы.

Критерии оценивания практической и творческой работы совпадают с критериями текущего контроля. Критерии оценивания выступления:

1. Может рассказать о своей работе;

2. Умеет говорить четко, ясно, выразительно;

3. Выстраивает рассказ по предварительно подготовленному плану (замысел, способы изготовления, ожидаемый и реальный результат);

 4. Сочетает выступление с выразительными движениями, жестами. Результаты всех видов контроля отмечаются в сводной таблице по группам.

  Механизм оценивания результатов.

Названия

Качества ЗУН

Механизм оценивания результатов

Формы фиксации результатов

1

Вводное

Знание: Знакомство с техникой безопасности. Анкетирование для детей и взрослых.

 

Наблюдение. Опрос. Беседа.

 

Портфолио работ детей. Анкеты для родителей и взрослых

2

Лепка исходных форм;

Знание: Организация рабочего пространства. Знание техники безопасности. Технологические этапы работы над изделиями из пластилина.

Умения: Распределять, планировать свое рабочее время. Умение работать в команде, и самостоятельно соблюдая все технологические этапы.

Навыки: Работа по собственному замыслу.

Наблюдение.  Беседа. Опрос.

Диагностика.

Практическая работа  детей

Анализ готовых  работ.  

3

Предметная лепка;

Знание: Этапов работы над изделиями из глины, пластилина.

Умения: Владение приемами  работы над изделиями из глины.

Навыки: Применение творческого подхода в своей работе.

Наблюдение.  Беседа. Опрос.  

Практическая работа  детей

Беседа. Опрос.

Диагностика

Анализ готовых работ.  Контрольные задания Тесты

   

4

Сюжетная лепка;

Знания: Деление коллективной работы на части (где каждый выполняем свою часть)  а потом объединяются в одну единую,  сюжетную композицию);

Умения: Работать в команде, распределять обязанности.

Навыки: Практическое применение полученных знаний на практике.

Наблюдение.  Беседа. Опрос.  

Практическая работа  детей

Беседа. Опрос.

Диагностика

Беседа. Опрос.

Анализ готовых работ

5

Декоративная лепка;

Знание: Особенности работы над полуобъемными панно.

Умения: Работа над  элементами  декорирования изделий.

Навыки: формирование навыков  с пластичным материалом.

Наблюдение.  Беседа. Опрос.  

Практическая работа  детей

Беседа. Опрос.

Анализ готовых работ

6

Лепка на «свободную» тему

Знание: Поэтапная работа над творческой работой по собственному замыслу

Умения: Доводить начатое дело до конечного результата.

Навыки: Совершенствование навыков работы над изделием, применение вспомогательных инструментов в свой практической деятельности.

Наблюдение.  Беседа. Опрос.  

Практическая работа  детей

Беседа. Опрос.

Анализ готовых работ

7

Контрольный срез

 Знания: пройденного материала.

Умения: работы  с тестовым материалом

Навыки: работа над контрольным заданием, тестами.

Беседа.

Диагностика. Практическая работа детей

Тесты. Контрольные задания. Контрольные вопросы. Анализ готовых работ


Список литературы

Литература для педагога:

1. Лыкова И.А. Соленое тесто в семье, детском саду и начальной школе. Книга для родителей. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014 г.

2. Неменский Б.М. «Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Кн. для учителя». М.: Просвещение, 1987 г.

3. Рузанова Ю.В. «Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток». СПб.: КАРО, 2009 г.

4. Савенков А.И. «Маленький исследователь: коллективное творчество младших школьников» - Ярославль: Академия развития, 2004 г.

5. Сокольникова Н.М. «Изобразительное искусство / Н.М. Сокольникова». М.: АСТ, 1998 г.

6. Федотов Г.Я. «Послушная глина: Основы художественного ремесла». М.: АСТ- ПРЕСС, 1997 г.

Литература для учащихся: 

1. Бернадот Куксар «Рисуем простыми трафаретами: от ладошки до картошки» - М.: Пчелка, 2015 г.

 2. Гомозова Ю.Б., Гомозова С.А. «Праздник своими руками» - Ярославль: Академия развития, 2001 г.

 3. Кискальт Изольда «Соленое тесто». М.: АСТ - ПРЕСС, 2001 г.

 4. Колль Мери Энн «Глина и тесто. Искусство для дошкольников». М.: ООО «Издательство Астрель», 2004 г.

 5. Курсар Б. Рисуем простыми трафаретами: от ладошки до картошки/ Пер. с англ. – М.: Пчелка, 2015 г.

6. «Учимся рисовать. Книга для талантливых детей и их родителей». СПб.: Сова, 1994 г.

7. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Умные руки. Виды художественной обработки материалов. Моделирование и конструирование: Учебник для 1 класса». Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федотов», 2004 г.

8. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Технология. Уроки творчества: Учебник для 2 класса». - 3-е изд., испр. доп. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федотов», 2008 г.

9. Цирулик Н.А., Хлебникова С.И. «Технология. Твори, выдумывай, пробуй! Учебник для 3 класса». - 3-е изд., испр. и доп. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федотов», 2009 г

Литература для родителей:

1. «Учимся рисовать. Книга для талантливых детей и их родителей». СПб.: Сова, 1994 г.

2. Гомозова Ю.Б., Гомозова С.А. «Праздник своими руками» - Ярославль: Академия развития, 2001 г.

 3. Доровский А.И. 100 советов по развитию одаренности детей. – М., 2015.

Интернет – ресурсы:

1http://video.yandex.ru/users/mirror-3/view/3/#

2. http://www.orenipk.ru/kp/distant_vk/docs/2_2_1/metod_izo.html

3. http://kidsmoy.su/index/netradicionnye_tekhniki_risovanija/0-44

4. stranamasterov.ru

5. http://pro-risunok.ru/

6. http://www.koob.ru/draw/

7. www.alleng.ru/edu/art3.htm