Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Я-художник»

Шванкова Екатерина Сергеевна

Программа построена на постепенном включение детей в круг художественной жизни через разные виды изобразительной деятельности: «мы живописцы», «мы графики».

Знакомство со средствами выразительности рисунка (линия, точка, штрих, пятно, тон), изучение основ цветоведения (спектр, основные цвета, составные цвета, контрастные цвета, сближение цвета, теплые и холодные цвета).

Работа с различными материалами: живописными и графическими.

Результатом обучения по данной программе является сформированность умения выполнять творческие художественные работы в разных видах изобразительной деятельности, используя различные художественные материалы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2024-2025_programma_ya-hudozhnik.docx57.67 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа №1002»

Принята на заседании

педагогического совета

ГБОУ Школа № 1002

от «____» ______________2024г.

Протокол № _____

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ Школа № 1002

_______________Солодуха Е.Г.

«___» ____________ 2024 г.


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Я-художник»

Возраст учащихся: 6-11 лет

Срок реализации: 1 год

          Автор-составитель:

Шванкова Екатерина Сергеевна,

  педагог дополнительного образования

Москва

2024

АННОТАЦИЯ ПРОГРАММЫ.

Название программы

«Я-художник» 

Направленность

Художественная

Вид деятельности

Изобразительное искусство:

- современные формы изобразительного искусства

Возраст детей

6-11лет

Уровень программы

ознакомительный

Форма работы

групповая

Цель программы

Погружение детей в мир искусства для формирования умения создавать творческие художественные работы в разных видах изобразительной деятельности.

Задачи

Развивающие

  • Развивать творческую активность личности ребенка и формировать потребность учащихся к самовыражению через художественно-продуктивную деятельность.
  • Выявлять и развивать индивидуальные способности учащихся.
  • Развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственное воображение.
  • Развивать сенсомоторику, мелкую моторику рук и глазомер.
  • Развивать художественный вкус.

Обучающие

  • Познакомить с языковыми средствами изобразительного искусства (цвет, ритм, композиция, линия, штрих, точка, пятно, форма).
  • Осваивать изобразительные приёмы с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике.
  • Создавать собственные художественные произведения с использованием различных материалов: бумаги, картона, краски, фломастеры, пастель, сангина.
  • Следовать устным инструкциям, создавать изделия, пользуясь инструкционными картами и схемами

Воспитательные

  • Формировать устойчивый интерес к искусству и занятиям художественным творчеством.
  • Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность.
  • Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.

Содержание работы

Постепенное включение детей в круг художественной жизни через разные виды изобразительной деятельности: «мы живописцы», «мы графики».

Знакомство со средствами выразительности рисунка (линия, точка, штрих, пятно, тон), изучение основ цветоведения (спектр, основные цвета, составные цвета, контрастные цвета, сближение цвета, теплые и холодные цвета).

Работа с различными материалами: живописными и графическими.

Сроки реализации

2024– 2025 учебный год

Ожидаемые  конечные результаты реализации программы

Результатом обучения по данной программе является сформированность умения выполнять творческие художественные работы в разных видах изобразительной деятельности, используя различные художественные материалы.

В результате обучения по данной программе учащиеся:

  • Будут стремиться проявлять творческую активность, опираясь на потребность к самовыражению через изобразительную деятельность;
  • Познакомятся с языковыми средствами изобразительного искусства (цвет, ритм, композиция, линия, штрих, точка, пятно, форма).
  • Познакомятся с технологическими приемами работы с различными художественными материалами;
  • Научатся создавать собственные художественные произведения с использованием различных материалов.
  • Научатся следовать устным инструкциям, создавать рисунки, пользуясь инструкционными картами и схемами;
  • Улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
  • Будут стремиться выполнить работу аккуратно.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

  • освоить изобразительные приёмы с использованием различных материалов и инструментов, в том числе  экспериментирование и работу в смешанной технике;
  • проявить и развить свои индивидуальные способности;
  • творчески подходить к выполнению работы, опираясь на потребность к самовыражению через изобразительную деятельность;
  • развить образное и техническое мышление, фантазию, художественные способности, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер;
  • расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для изобразительного творчества;
  • сформировать устойчивый интерес к искусству и занятиям художественным творчеством;
  • использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
  • совершенствовать навыки изобразительной деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
  • достичь оптимального для каждого уровня развития.

Система контроля за исполнением программы

Контроль за реализацией Программы осуществляется в установленном порядке через:

-  мониторинг развития художественных умений и навыков;

-  экспертизу практических работ воспитанников;

- художественно-творческие задания проблемно-поискового характера.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Я-художник» является дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой и разработана в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» и основными положениями Концепции развития дополнительного образования РФ, Приказом Минобрнауки России N 1008 от 29.08.2013 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам» и методическими рекомендациями Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г.

Направленность программы: художественная.

Уровень освоения программы: ознакомительный.

Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность программы:

       Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, формирование эмоционального и осознанного отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика.      

       Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду — приобщение детей к художественной творческой деятельности.

       Занятия изобразительным творчеством для ребенка – это возможность поиграть в серьезно работающего взрослого, а для педагога – средство формирования познавательного интереса к искусству, творческой активности ребенка. Изобразительное искусство имеет неограниченные возможности в выборе материала. В каждой работе всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов. Каждое изделие так же неповторимо, как и сам ребенок. Занятия изобразительной деятельностью дарят детям радость познания, творчества, возможность выразить себя, свои чувства, свое отношение к действительности. А это в свою очередь создает условия для творческого развития детей.

       Рабочая программа «Арт-студия» составлена на основе авторской программы школы «Два ТриТона».

В программе предусматривается освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества, что помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

        Задача занятия — освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение образца. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого обучающегося, поскольку допускаются варианты, как упрощения, так и усложнения задания. Дети могут создавать художественные произведения, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел.

Выбранные формы, методы, средства образовательной деятельности в соответствии с целями и задачами призваны разбудить в каждом ребёнке стремление к художественному самовыражению и творчеству, добиться того, чтобы работа вызывала чувство радости и удовлетворения. Это касается всех обучающихся, ведь в студию принимаются дети с разной степенью одарённости и различным уровнем художественных способностей.

Цель и задачи программы

Цель программы: Погружение детей в мир искусства для формирования умения создавать творческие художественные работы в разных видах изобразительной деятельности.

Задачи программы: 

Развивающие

  • Развивать творческую активность личности ребенка и формировать потребность учащихся к самовыражению через изобразительную деятельность.
  • Выявлять и развивать индивидуальные способности учащихся.
  • Развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственное воображение.
  • Развивать сенсомоторику, мелкую моторику рук и глазомер.
  • Развивать художественный вкус.

Обучающие

  • Познакомить с языковыми средствами изобразительного искусства (цвет, ритм, композиция, линия, штрих, точка, пятно, форма).
  • Осваивать изобразительные приёмы с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике.
  • Создавать собственные художественные произведения с использованием различных материалов: бумаги, картона, краски, фломастеры, пастель, сангина.
  • Следовать устным инструкциям, создавать изделия, пользуясь инструкционными картами и схемами

Воспитательные

  • Формировать устойчивый интерес к искусству и занятиям художественным творчеством.
  • Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность.
  • Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.

Возраст обучающихся:   6-11 лет.

Срок реализации программы:  1 год.

Формы организации образовательной деятельности и режим занятий

Занятия проходят в групповой форме 1 раз в неделю по 2 часа (72 часа в год) согласно учебно-тематическому плану. На каникулах проводятся дистанционные занятия в форме творческих проектов.

    Предусмотрены перерывы для отдыха и проветривания помещения, режим занятий соответствует правилам и нормам СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Планируемые результаты

Результатом обучения по данной программе является сформированность умения выполнять творческие художественные работы в разных видах изобразительной деятельности, используя различные художественные материалы.

В результате обучения по данной программе учащиеся:

  • Будут стремиться проявлять творческую активность, опираясь на потребность к самовыражению через изобразительную деятельность;
  • Познакомятся с языковыми средствами изобразительного искусства (цвет, ритм, композиция, линия, штрих, точка, пятно, форма).
  • Познакомятся с технологическими приемами работы с различными художественными материалами;
  • Научатся создавать собственные художественные произведения с использованием различных материалов.
  • Научатся следовать устным инструкциям, создавать рисунки, пользуясь инструкционными картами и схемами;
  • Улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
  • Будут стремиться выполнить работу аккуратно.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

  • освоить изобразительные приёмы с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работу в смешанной технике;
  • проявить и развить свои индивидуальные способности;
  • творчески подходить к выполнению работы, опираясь на потребность к самовыражению через изобразительную деятельность;
  • развить образное и техническое мышление, фантазию, художественные способности, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер;
  • расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для изобразительного творчества;
  • сформировать устойчивый интерес к искусству и занятиям художественным творчеством;
  • использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
  • совершенствовать навыки изобразительной деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
  • достичь оптимального для каждого уровня развития.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

        

Количество часов (2ч)

Формы аттестации/контроля

Всего

Теорет.

Практич.

Введение в программу

2

1

1

1-2

20.09

Вводное занятие. Правила техники безопасности в изостудии. Тортик.

2

1

1

Просмотр и анализ работ.

3-4

27.09

Основные цвета. Кораблик. Акварель.

2

0,5

1,5

Просмотр и анализ работ.

5-6

04.10

Гуашь. Свойства красок. Божьи коровки.

2

0,5

1,5

Просмотр и анализ работ.

7-8

11.10

Основные цвета. Морковки. Гуашь.

2

0,5

3,5

Составление общей объемной композиции.

9-10

18.10

Три тона. Рисуем карандаши.

4

0,5

1,5

Составление общей объемной композиции.

11-12

25.10

Ожерелье.

2

0,5

1,5

Просмотр и анализ работ.

13-14

01.11

Паук.

2

0,5

1,5

Просмотр и анализ работ.

15-16

08.11

Основные цвета. Черепаха.

2

0,5

1,5

Просмотр и анализ работ.

17-18

15.11

Черно-белый мир красок. Ель.

2

0,5

1,5

Просмотр и анализ работ.

19-20

22.11

Кактус в ведре.

2

0,5

1,5

Презентация проектов.

21

29.11

Сова.

1

0

1

Презентация проектов.

22

06.12

Глаз дракона.

1

0,2

0,8

Просмотр и анализ работ.

23-24

13.12

Пастельные тона. Пейзаж.

2

0,5

1,5

Просмотр и анализ работ.

25-26

20.12

Хрустальные яблочки.

2

0,5

1,5

Презентация проектов.

27-28

27.12

Селедка с лимоном.

2

0,5

1,5

Просмотр и анализ работ.

29-30

10.01.25

Колоски на солнце. ППР.

2

0,5

1,5

Просмотр и анализ работ.

31-32

17.01

Зима. Воробышки.

2

0,5

1,5

Просмотр и анализ работ.

33-34

24.01

Стилизация фигуры. Меломан.

2

0,5

1,5

Просмотр и анализ работ.

35-36

31.01

Крабик.

2

0,5

1,5

Просмотр и анализ работ.

37-38

07.02

Мост на закате. ППР.

2

0,5

1,5

Просмотр и анализ работ.

39-40

14.02

Папина жилетка.

2

0,5

1,5

Просмотр и анализ работ.

41-42

21.02

Блины.

2

0,5

1,5

Просмотр и анализ работ.

43-44

28.02

Мобильный натюрморт.

2

0,5

1,5

Просмотр и анализ работ.

45-46

07.03

Розы в ведре.

2

0,5

1,5

Просмотр и анализ работ.

47-48

14.03

Стирка.

2

0,5

1,5

Просмотр и анализ работ.

49-50

21.03

Космонавт.

2

0,5

1,5

Просмотр и анализ работ.

51-52

28.03

Креветка.

2

0,5

1,5

Просмотр и анализ работ.

53-54

04.04

Яблоки на блюде.

2

0,5

1,5

Просмотр и анализ работ.

55-56

11.04

Мондриан.

2

0,5

1,5

Просмотр и анализ работ.

57-58

18.04

Аджарская лепешка.

2

0,5

1,5

Просмотр и анализ работ.

59

25.04

Рассада.

1

0

1

Презентация проектов.

60

16.05

Кеды.

1

0,2

0,8

Просмотр и анализ работ.

61-62

23.05

Дама в шляпе.

2

0,5

1,5

Просмотр и анализ работ.

63-64

30.05

Ягоды.

2

0,5

1,5

Просмотр и анализ работ.

65-66

Лето.

2

0,5

1,5

Просмотр и анализ работ.

67-68

Лето.

4

0,5

3,5

Просмотр и анализ работ.

69-70

Лето.

Подведение итогов прохождения программы

2

0

2

.

71-72

Итоговое занятие.

2

0

2

Итоговая выставка.

Итого:

72

15,1

56,8

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Критерии и показатели оценки эффективности программы.

Критерии

Показатели

Запоминание и

воспроизведение материала

  • Знание средств художественно-выразительного рисунка, их характеристика и виды.
  • Знание способов использования выразительно-изобразительных средств.
  • Знание приемов рисования гуашью и акварелью.

Способность понимать значение изученного

  • Преобразование материала из одной формы выражения в другую.
  • Предвидение будущего результата работы.
  • Использование изученного материала в конкретных условиях и новых ситуациях.

Синтез знаний и умений в процессе поисково-продуктивной деятельности.

  • Умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной.

Творческая активность.

  • Использование разных способов рисования и средств художественной выразительности рисунка для решения поставленной задачи.
  • Нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания художественного образа.
  • Своеобразие манеры исполнения.
  • Стремление к новым идеям.
  • Интеллектуальная активность, чувственно-образное, продуктивное мышление.
  • Преобразование материала из одной формы в другую.
  • Выражение своего эмоционального содержания через средства художественной выразительности рисунка.

Таблица

учёта участия обучающихся в конкурсах и выставках различного уровня.

Фамилия, имя ребёнка

Дата

Название конкурса, выставки

Уровень участия

Название работы (художественный материал)

Результат

Данная таблица показывает творческий рост ребёнка по мере прохождения им образовательной программы.

Таблица контроля практических умений и навыков обучающихся во время выставок и проектов

Проект, выставка

Фамилия.

имя

ребёнка

Критерии

Рекомендации

Самостоятельность выполнения

Адекватность выразительно-изобразительных средств

Своеобразие манеры исполнения

Выражение своего эмоционального содержания

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Учебно-методическое обеспечение

Форма дидактического материала

Название дидактического материала

Раздел, темы (примерные)

Цель использования

1

Наглядное пособие

«Техника и характер штриховки»

«Линия и образ»

Рисунок:

Объяснение технических приёмов работы

2

Наглядные пособия

«Цветовая гамма. Теплые и холодные цвета»

«Цветовой круг»

«Основные и дополнительные цвета»

«Ахроматические и хроматические цвета»

Живопись:

Наглядная помощь в решении учебных упражнений по цветоведению

Материально-технические условия реализации программы

Список литературы

Литература для обучающихся

Белашов А. М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2002.

Брагинский В. Э. Пастель. – М.: Юный художник, 2002.

Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. – М.: РОСМЭН, 2002.

Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник, 2001-2002.

Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2000.

Панов В. П. Искусство силуэта. – М.: Юный художник, 2005.

СэвиджХаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире живописи. – М.: РОСМЭН, 2003.

Ткаченко Е. И. Мир цвета. – М.: Юный художник 2005.

Уотт Ф. Я умею рисовать. – М.: РОСМЭН, 2003.

Чивиков Е. К. Городской пейзаж. – М.: Юный художник, 2006.

Шабаев М. Б. Цветные карандаши. – М.: Юный художник, 2007.

Литература для родителей

Алексеева В. В. Что такое искусство. – М.: Советский художник,2005.

Берсенева Г. К. Ткань. Бумага. Тесто. Домашнее рукоделие. – М.: Астрель, 2001.

Дрезнина М. Г. Каждый ребенок – художник. – М.: ЮВЕНТА, 2002.

Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. – М.: Амрита-Русь, 2005.

Мейстер А. Г. Бумажная пластика. Домашнее рукоделие. – М.: Астрель, 2001.

Нагибина М. И. Из простой бумаги мастерим как маги. – Ярославль: Академия холдинг, 2001.

Синицына Е. Умные занятия и игры. – М.: Лист Нью, Вече, 2008.

Литература для педагога

Базанова М. Д. Пленэр. – М.: Изобразительное искусство,2001.

Волобуева И. И., 2008; Кленова Н. В., редактирование, 2008.

Волобуева И. ИОбучение в игре, 2003.

Горяинова О. В. Гильоширование, или Выжигание по ткани. — Р.-на-Д.: «Феникс», 2006.

Гросул Н. В. Студия изобразительного творчества // Программы дополнительного художественного образования детей. – М.: Просвещение, 2005.

Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.

Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. –  М.: Педагогическое общество России, 2002.

Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение,2004.

Корнева Г. Бумага. – СПб.: Кристалл, 2001.

Котенкова З. П. Выжигание по ткани. Изделия в технике гильоширования. — М.: «Академия Развития», 2002.

Луковенко Б. А. Рисунок пером. – М.: Изобразительное искусство, 2000.

Митителло К. Аппликация. Техника и искусство. – М.: Эксмо-Пресс, 2007.

Михайлов А. М. Искусство акварели. – М.: Изобразительное искусство, 2005.

Неменский Б. М. Образовательная область «искусство». – М.: ГОМЦ, Школьная книга, 2000.

Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. – М.: МИПКРО, 2003.

Полунина В. Н. Искусство и дети. – М.:Изобразительное искусство, 2007.

Полунина В. Н. Солнечный круг. У Лукоморья. – М.: Искусство и образование, 2001.

Полунина В. Н., Капитунова А. А. Гербарий. – М.: Астрель, 2001.

Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844 //  Образование в документах  – 2007. – № 22. – С. 73-77.                                                                                    

Смит С. Рисунок. Полный курс. – М.: Внешсигма,2001.