Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Я-художник»
Программа построена на постепенном включение детей в круг художественной жизни через разные виды изобразительной деятельности: «мы живописцы», «мы графики».
Знакомство со средствами выразительности рисунка (линия, точка, штрих, пятно, тон), изучение основ цветоведения (спектр, основные цвета, составные цвета, контрастные цвета, сближение цвета, теплые и холодные цвета).
Работа с различными материалами: живописными и графическими.
Результатом обучения по данной программе является сформированность умения выполнять творческие художественные работы в разных видах изобразительной деятельности, используя различные художественные материалы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2024-2025_programma_ya-hudozhnik.docx | 57.67 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа №1002»
Принята на заседании педагогического совета ГБОУ Школа № 1002 от «____» ______________2024г. Протокол № _____ | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ Школа № 1002 _______________Солодуха Е.Г. «___» ____________ 2024 г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Я-художник»
Возраст учащихся: 6-11 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Шванкова Екатерина Сергеевна,
педагог дополнительного образования
Москва
2024
АННОТАЦИЯ ПРОГРАММЫ.
Название программы | «Я-художник» |
Направленность | Художественная |
Вид деятельности | Изобразительное искусство: - современные формы изобразительного искусства |
Возраст детей | 6-11лет |
Уровень программы | ознакомительный |
Форма работы | групповая |
Цель программы | Погружение детей в мир искусства для формирования умения создавать творческие художественные работы в разных видах изобразительной деятельности. |
Задачи | Развивающие
Обучающие
Воспитательные
|
Содержание работы | Постепенное включение детей в круг художественной жизни через разные виды изобразительной деятельности: «мы живописцы», «мы графики». Знакомство со средствами выразительности рисунка (линия, точка, штрих, пятно, тон), изучение основ цветоведения (спектр, основные цвета, составные цвета, контрастные цвета, сближение цвета, теплые и холодные цвета). Работа с различными материалами: живописными и графическими. |
Сроки реализации | 2024– 2025 учебный год |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | Результатом обучения по данной программе является сформированность умения выполнять творческие художественные работы в разных видах изобразительной деятельности, используя различные художественные материалы. В результате обучения по данной программе учащиеся:
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
|
Система контроля за исполнением программы | Контроль за реализацией Программы осуществляется в установленном порядке через: - мониторинг развития художественных умений и навыков; - экспертизу практических работ воспитанников; - художественно-творческие задания проблемно-поискового характера. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Я-художник» является дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой и разработана в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» и основными положениями Концепции развития дополнительного образования РФ, Приказом Минобрнауки России N 1008 от 29.08.2013 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам» и методическими рекомендациями Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г.
Направленность программы: художественная.
Уровень освоения программы: ознакомительный.
Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность программы:
Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, формирование эмоционального и осознанного отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду — приобщение детей к художественной творческой деятельности.
Занятия изобразительным творчеством для ребенка – это возможность поиграть в серьезно работающего взрослого, а для педагога – средство формирования познавательного интереса к искусству, творческой активности ребенка. Изобразительное искусство имеет неограниченные возможности в выборе материала. В каждой работе всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов. Каждое изделие так же неповторимо, как и сам ребенок. Занятия изобразительной деятельностью дарят детям радость познания, творчества, возможность выразить себя, свои чувства, свое отношение к действительности. А это в свою очередь создает условия для творческого развития детей.
Рабочая программа «Арт-студия» составлена на основе авторской программы школы «Два ТриТона».
В программе предусматривается освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества, что помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Задача занятия — освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение образца. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого обучающегося, поскольку допускаются варианты, как упрощения, так и усложнения задания. Дети могут создавать художественные произведения, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел.
Выбранные формы, методы, средства образовательной деятельности в соответствии с целями и задачами призваны разбудить в каждом ребёнке стремление к художественному самовыражению и творчеству, добиться того, чтобы работа вызывала чувство радости и удовлетворения. Это касается всех обучающихся, ведь в студию принимаются дети с разной степенью одарённости и различным уровнем художественных способностей.
Цель и задачи программы
Цель программы: Погружение детей в мир искусства для формирования умения создавать творческие художественные работы в разных видах изобразительной деятельности.
Задачи программы:
Развивающие
- Развивать творческую активность личности ребенка и формировать потребность учащихся к самовыражению через изобразительную деятельность.
- Выявлять и развивать индивидуальные способности учащихся.
- Развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственное воображение.
- Развивать сенсомоторику, мелкую моторику рук и глазомер.
- Развивать художественный вкус.
Обучающие
- Познакомить с языковыми средствами изобразительного искусства (цвет, ритм, композиция, линия, штрих, точка, пятно, форма).
- Осваивать изобразительные приёмы с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике.
- Создавать собственные художественные произведения с использованием различных материалов: бумаги, картона, краски, фломастеры, пастель, сангина.
- Следовать устным инструкциям, создавать изделия, пользуясь инструкционными картами и схемами
Воспитательные
- Формировать устойчивый интерес к искусству и занятиям художественным творчеством.
- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность.
- Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
Возраст обучающихся: 6-11 лет.
Срок реализации программы: 1 год.
Формы организации образовательной деятельности и режим занятий
Занятия проходят в групповой форме 1 раз в неделю по 2 часа (72 часа в год) согласно учебно-тематическому плану. На каникулах проводятся дистанционные занятия в форме творческих проектов.
Предусмотрены перерывы для отдыха и проветривания помещения, режим занятий соответствует правилам и нормам СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Планируемые результаты
Результатом обучения по данной программе является сформированность умения выполнять творческие художественные работы в разных видах изобразительной деятельности, используя различные художественные материалы.
В результате обучения по данной программе учащиеся:
- Будут стремиться проявлять творческую активность, опираясь на потребность к самовыражению через изобразительную деятельность;
- Познакомятся с языковыми средствами изобразительного искусства (цвет, ритм, композиция, линия, штрих, точка, пятно, форма).
- Познакомятся с технологическими приемами работы с различными художественными материалами;
- Научатся создавать собственные художественные произведения с использованием различных материалов.
- Научатся следовать устным инструкциям, создавать рисунки, пользуясь инструкционными картами и схемами;
- Улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
- Будут стремиться выполнить работу аккуратно.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
- освоить изобразительные приёмы с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работу в смешанной технике;
- проявить и развить свои индивидуальные способности;
- творчески подходить к выполнению работы, опираясь на потребность к самовыражению через изобразительную деятельность;
- развить образное и техническое мышление, фантазию, художественные способности, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер;
- расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для изобразительного творчества;
- сформировать устойчивый интерес к искусству и занятиям художественным творчеством;
- использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
- совершенствовать навыки изобразительной деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
- достичь оптимального для каждого уровня развития.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем
| Количество часов (2ч) | Формы аттестации/контроля | |||
Всего | Теорет. | Практич. | ||||
Введение в программу | 2 | 1 | 1 | |||
1-2 | 20.09 | Вводное занятие. Правила техники безопасности в изостудии. Тортик. | 2 | 1 | 1 | Просмотр и анализ работ. |
3-4 | 27.09 | Основные цвета. Кораблик. Акварель. | 2 | 0,5 | 1,5 | Просмотр и анализ работ. |
5-6 | 04.10 | Гуашь. Свойства красок. Божьи коровки. | 2 | 0,5 | 1,5 | Просмотр и анализ работ. |
7-8 | 11.10 | Основные цвета. Морковки. Гуашь. | 2 | 0,5 | 3,5 | Составление общей объемной композиции. |
9-10 | 18.10 | Три тона. Рисуем карандаши. | 4 | 0,5 | 1,5 | Составление общей объемной композиции. |
11-12 | 25.10 | Ожерелье. | 2 | 0,5 | 1,5 | Просмотр и анализ работ. |
13-14 | 01.11 | Паук. | 2 | 0,5 | 1,5 | Просмотр и анализ работ. |
15-16 | 08.11 | Основные цвета. Черепаха. | 2 | 0,5 | 1,5 | Просмотр и анализ работ. |
17-18 | 15.11 | Черно-белый мир красок. Ель. | 2 | 0,5 | 1,5 | Просмотр и анализ работ. |
19-20 | 22.11 | Кактус в ведре. | 2 | 0,5 | 1,5 | Презентация проектов. |
21 | 29.11 | Сова. | 1 | 0 | 1 | Презентация проектов. |
22 | 06.12 | Глаз дракона. | 1 | 0,2 | 0,8 | Просмотр и анализ работ. |
23-24 | 13.12 | Пастельные тона. Пейзаж. | 2 | 0,5 | 1,5 | Просмотр и анализ работ. |
25-26 | 20.12 | Хрустальные яблочки. | 2 | 0,5 | 1,5 | Презентация проектов. |
27-28 | 27.12 | Селедка с лимоном. | 2 | 0,5 | 1,5 | Просмотр и анализ работ. |
29-30 | 10.01.25 | Колоски на солнце. ППР. | 2 | 0,5 | 1,5 | Просмотр и анализ работ. |
31-32 | 17.01 | Зима. Воробышки. | 2 | 0,5 | 1,5 | Просмотр и анализ работ. |
33-34 | 24.01 | Стилизация фигуры. Меломан. | 2 | 0,5 | 1,5 | Просмотр и анализ работ. |
35-36 | 31.01 | Крабик. | 2 | 0,5 | 1,5 | Просмотр и анализ работ. |
37-38 | 07.02 | Мост на закате. ППР. | 2 | 0,5 | 1,5 | Просмотр и анализ работ. |
39-40 | 14.02 | Папина жилетка. | 2 | 0,5 | 1,5 | Просмотр и анализ работ. |
41-42 | 21.02 | Блины. | 2 | 0,5 | 1,5 | Просмотр и анализ работ. |
43-44 | 28.02 | Мобильный натюрморт. | 2 | 0,5 | 1,5 | Просмотр и анализ работ. |
45-46 | 07.03 | Розы в ведре. | 2 | 0,5 | 1,5 | Просмотр и анализ работ. |
47-48 | 14.03 | Стирка. | 2 | 0,5 | 1,5 | Просмотр и анализ работ. |
49-50 | 21.03 | Космонавт. | 2 | 0,5 | 1,5 | Просмотр и анализ работ. |
51-52 | 28.03 | Креветка. | 2 | 0,5 | 1,5 | Просмотр и анализ работ. |
53-54 | 04.04 | Яблоки на блюде. | 2 | 0,5 | 1,5 | Просмотр и анализ работ. |
55-56 | 11.04 | Мондриан. | 2 | 0,5 | 1,5 | Просмотр и анализ работ. |
57-58 | 18.04 | Аджарская лепешка. | 2 | 0,5 | 1,5 | Просмотр и анализ работ. |
59 | 25.04 | Рассада. | 1 | 0 | 1 | Презентация проектов. |
60 | 16.05 | Кеды. | 1 | 0,2 | 0,8 | Просмотр и анализ работ. |
61-62 | 23.05 | Дама в шляпе. | 2 | 0,5 | 1,5 | Просмотр и анализ работ. |
63-64 | 30.05 | Ягоды. | 2 | 0,5 | 1,5 | Просмотр и анализ работ. |
65-66 | Лето. | 2 | 0,5 | 1,5 | Просмотр и анализ работ. | |
67-68 | Лето. | 4 | 0,5 | 3,5 | Просмотр и анализ работ. | |
69-70 | Лето. | |||||
Подведение итогов прохождения программы | 2 | 0 | 2 | . | ||
71-72 | Итоговое занятие. | 2 | 0 | 2 | Итоговая выставка. | |
Итого: | 72 | 15,1 | 56,8 |
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Критерии и показатели оценки эффективности программы.
Критерии | Показатели |
Запоминание и воспроизведение материала |
|
Способность понимать значение изученного |
|
Синтез знаний и умений в процессе поисково-продуктивной деятельности. |
|
Творческая активность. |
|
Таблица
учёта участия обучающихся в конкурсах и выставках различного уровня.
Фамилия, имя ребёнка | Дата | Название конкурса, выставки | Уровень участия | Название работы (художественный материал) | Результат |
Данная таблица показывает творческий рост ребёнка по мере прохождения им образовательной программы.
Таблица контроля практических умений и навыков обучающихся во время выставок и проектов
Проект, выставка | Фамилия. имя ребёнка | Критерии | Рекомендации | |||
Самостоятельность выполнения | Адекватность выразительно-изобразительных средств | Своеобразие манеры исполнения | Выражение своего эмоционального содержания | |||
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Учебно-методическое обеспечение
№ | Форма дидактического материала | Название дидактического материала | Раздел, темы (примерные) | Цель использования |
1 | Наглядное пособие | «Техника и характер штриховки» «Линия и образ» | Рисунок: | Объяснение технических приёмов работы |
2 | Наглядные пособия | «Цветовая гамма. Теплые и холодные цвета» «Цветовой круг» «Основные и дополнительные цвета» «Ахроматические и хроматические цвета» | Живопись: | Наглядная помощь в решении учебных упражнений по цветоведению |
Материально-технические условия реализации программы
Список литературы
Литература для обучающихся
Белашов А. М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2002.
Брагинский В. Э. Пастель. – М.: Юный художник, 2002.
Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. – М.: РОСМЭН, 2002.
Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник, 2001-2002.
Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2000.
Панов В. П. Искусство силуэта. – М.: Юный художник, 2005.
СэвиджХаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире живописи. – М.: РОСМЭН, 2003.
Ткаченко Е. И. Мир цвета. – М.: Юный художник 2005.
Уотт Ф. Я умею рисовать. – М.: РОСМЭН, 2003.
Чивиков Е. К. Городской пейзаж. – М.: Юный художник, 2006.
Шабаев М. Б. Цветные карандаши. – М.: Юный художник, 2007.
Литература для родителей
Алексеева В. В. Что такое искусство. – М.: Советский художник,2005.
Берсенева Г. К. Ткань. Бумага. Тесто. Домашнее рукоделие. – М.: Астрель, 2001.
Дрезнина М. Г. Каждый ребенок – художник. – М.: ЮВЕНТА, 2002.
Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. – М.: Амрита-Русь, 2005.
Мейстер А. Г. Бумажная пластика. Домашнее рукоделие. – М.: Астрель, 2001.
Нагибина М. И. Из простой бумаги мастерим как маги. – Ярославль: Академия холдинг, 2001.
Синицына Е. Умные занятия и игры. – М.: Лист Нью, Вече, 2008.
Литература для педагога
Базанова М. Д. Пленэр. – М.: Изобразительное искусство,2001.
Волобуева И. И., 2008; Кленова Н. В., редактирование, 2008.
Волобуева И. ИОбучение в игре, 2003.
Горяинова О. В. Гильоширование, или Выжигание по ткани. — Р.-на-Д.: «Феникс», 2006.
Гросул Н. В. Студия изобразительного творчества // Программы дополнительного художественного образования детей. – М.: Просвещение, 2005.
Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.
Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение,2004.
Корнева Г. Бумага. – СПб.: Кристалл, 2001.
Котенкова З. П. Выжигание по ткани. Изделия в технике гильоширования. — М.: «Академия Развития», 2002.
Луковенко Б. А. Рисунок пером. – М.: Изобразительное искусство, 2000.
Митителло К. Аппликация. Техника и искусство. – М.: Эксмо-Пресс, 2007.
Михайлов А. М. Искусство акварели. – М.: Изобразительное искусство, 2005.
Неменский Б. М. Образовательная область «искусство». – М.: ГОМЦ, Школьная книга, 2000.
Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. – М.: МИПКРО, 2003.
Полунина В. Н. Искусство и дети. – М.:Изобразительное искусство, 2007.
Полунина В. Н. Солнечный круг. У Лукоморья. – М.: Искусство и образование, 2001.
Полунина В. Н., Капитунова А. А. Гербарий. – М.: Астрель, 2001.
Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844 // Образование в документах – 2007. – № 22. – С. 73-77.
Смит С. Рисунок. Полный курс. – М.: Внешсигма,2001.