МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ГРАФИЧЕСКОЙ КОМПОЗИЦИЕЙ
1. Элементы графического языка: линия, пятно.
2. Средства графической композиции: ритм, контраст; плоскость, пространство, движение; тон.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 19.73 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ГРАФИЧЕСКОЙ КОМПОЗИЦИЕЙ
Разработчик: Скуридина И.В.
2024г.
Элементы графического языка
Графика как вид изобразительного искусства имеет свою специфику. Она связана с особыми задачами графического изображения и определенными материалами, которыми пользуется художник-график. Как правило, произведения графики отличаются лаконизмом цвета и средств изображения. Часто говорят, что графическое искусство условно. Оно не требует передачи доскональной материальности предмета, не требует достижения пространственной иллюзии.
Традиционно графику определяют как вид искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. Цвет также может использоваться в произведениях графического искусства, но выполняет в них не живописную задачу валерной характеристики пространственной среды, а задачу подчиненности законам изобразительной плоскости, плоскости листа. Цвет в графике может быть обусловлен целями декоративными или прикладными. Прикладное значение цвета ясно предстающее в иллюстрации или оформлении книги, хорошо понимаемое в гравюре присутствует и в станковой рисуночной графике позволяя художнику добиваться композиционной убедительности и ясности пространственного решения планов.
Под композицией в искусстве обычно понимают пространственное и смысловое единство произведения. То, что приводит к такому единству и является композиционной структурой или композиционной конструкцией произведения. Многочисленные определения композиции вносят определенную ясность в понимание этого термина, но часто противоречат друг другу и трактуют это понятие с различных, а порой и противоположных позиций. Так или иначе, но композиционная проблематика постоянно присутствует в диалогах между художниками, в педагогическом процессе и практически в любом разговоре об искусстве.
Композиция – расположение всех частей произведения в пространстве и времени.
Строгой теории составления композиции не существует, есть лишь некоторые принципы, правила и приемы.
роль. При рисовании графикой обычно используют не больше одного цвета (кроме основного черного), в редких случаях — два). Кроме контурной линии в графическом искусстве широко используется штрих и пятно, также контрастирующие с белой (а в иных случаях также цветной, чёрной, или реже — фактурной) поверхностью бумаги — главной основой для графических работ. Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы.
Линия. Одним из основных средств композиции является линия. Там, где требуется ограничить пространство, намекнуть на форму, создать ощущение глубины — применяется линия. Прямая, кривая, ломаная, сложная — она присутствует практически во всем, хотя и не всегда явно. Линия может выступать в рисунке в двух формах. С одной стороны, она передает направление в пространстве, т.е. является представителем пространственной конструкции или перспективы, с другой – линия может выступать в качестве границы формы или контура. В первом случае линия может быть представлена как не связанная с материальной поверхностью сущность, и может быть отвлечена от предмета и его материальных свойств. Во втором случае линия чаще всего является границей пятна и может сливаться с ним или, хотя и быть видимой, но принадлежать поверхности изображаемого предмета.
Пятно. Пятно в композиции часто помогает акцентировать важный объект и определить центр композиции (смысловой).
Пятно в зависимости от решаемых задач может быть как цветовым, так и тональным. Размер пятна по отношению ко всему формату может дать ощущение большого пространства, пустоты, одиночества, или наоборот, тесноты и суеты.
Графический пейзаж – изображение природной среды в виде рисунка, т.е. линиями и штрихами, в черно-белой цветовой гамме.
Средства графической композиции
Ритм. Четкость восприятия композиции, ее запоминаемость напрямую зависят от ритма. Ритм может проявлять себя во многих ипостасях — от блоков в странице до пауз и стоек в шрифтовых композициях.
Чем монотоннее ритм — тем скучнее композиция. Мозг не любит монотонности. В страничных композициях важен ритм изображений, элементов и пауз. Даже в самых статичных композициях можно отыскать проявления ритма — ритм пятен, цвета, линий, ритм движения и т.д.
Контраст. Контраст позволяет выделить и гиперболизировать особенности помещенных рядом изображений, предметов, цветов. Толстый и тонкий — рядом с толстым тонкий кажется более худым и наоборот. Этот прием позволяет усилить свойства предмета по сравнению с его антиподом.
Силуэт. Силуэт является комбинацией линии и пятна, но чаще это темное пятно на светлом фоне.
Плоскость, пространство, движение. Композиционный прием, когда взгляд перемещается по направлениям и линиям от одного объекта к другому, описывая сложную кривую, охватывающую почти все рабочее пространство.
Форматы плоскостной композиции. Огромное значение для плоской (стандартной полиграфической) композиции имеет граница поля изображения. Элементы композиции, расположенные у центра, воспринимаются лежащими в глубине, и плоское поле становится пространством. Элементы, расположенные на однородном поле близко к краю, как бы лежат на поверхности, в плоскости рамы.
Наиболее распространенные форматы изображения — прямоугольные, круглые, овальные. Прямоугольный, вытянутый вертикально формат придает ощущение возвышенности, стремления вверх. Горизонтальный формат выглядит «распахнутым»: ослабляется чувство замкнутости, уменьшается значение композиционного центра. Он удобен для сложных многоплановых композиций. Чаще всего используется прямоугольный формат золотого сечения. Он наиболее уравновешен и замкнут. Круглый и квадратный форматы слишком статичны, и поэтому на таких полосах трудно компоновать изображение.
Существуют два типа композиции — замкнутая и открытая. Замкнутая больше всего подходит для передачи неподвижности, устойчивости, для нее характерны устремленные к центру основные направления линий, построение по форме круга, квадрата. Признак замкнутой композиции — нарастание сложности к центру. Открытая композиция передает ощущение простора. Основные направления линий — от центра. Как правило, строится несколько композиционных узлов, подчеркивается ритм.
Для передачи движения (динамики) используются: диагональные линии; свободное пространство перед движущимся объектом; точка кульминации движения.
И наоборот, для выражения покоя необходимо отсутствие диагоналей и свободного пространства, используются статичные позы, симметрия, уравновешенность. Вся композиция может быть вписана в простую геометрическую форму (треугольник, квадрат, овал).
Характерные элементы композиции объединяются по однородным признакам, форме, цвету, текстуре, фактуре.
Тон. Понятие двойственное по смыслу. В теории искусства оно употребляется в двух значениях. Под тоном может пониматься светлота или количество света в цвете, как его иногда, довольно удачно на наш взгляд, определяют практики искусства. Во втором значении под тоном понимают цветовой тон или признак, позволяющий сопоставить всякий хроматический цвет с одним из серых цветов, называемых ахроматическими. Из сказанного видно, что эти два значения хотя и близко соотносятся друг с другом, но означают совсем разные качества изобразительной формы и натуры.
Ахроматические цвета различаются только по светлоте. Светлота цветов ассоциируется с количеством черной и белой краски в их смеси. Светлотою же пользуются для характеристики освещенности различных деталей. Субъективная оценка светлоты разноокрашенных деталей определяется в результате сопоставления их с ахроматическими цветами разной светлоты.
В отличие от живописи в черно-белой графике и в гризайли оба компонента, определяющие светлоту, всегда выступают в единстве и создают большую сложность для трактовки цвета, нежели светотени. Изображая в карандашном или угольном рисунке, например, группу предметов разного цвета, художник через светлотные градации одного цвета (в данном случае черного цвета карандаша или угля), а также благодаря различной штриховке, форме пятен, их фактуре выражает обе светлоты — светлоту, обусловленную освещением предмета, и собственную светлоту, зависящую от его окраски. Выразительность рисунка при этом будет зависеть в значительной мере от того, насколько справится художник с выражением взаимозависимости этих двух компонентов светлоты.
В педагогике искусства и, в частности, при обучении графике и рисунку проблема понимания тона занимает ведущее место. Тон как качество поверхности при передаче видимого материала в живописной графике играет решающую роль. Без точных тоновых отношений невозможно достичь убедительной передачи состояния освещения в пейзаже, материал предметов в натюрморте и т.п. Как качество ритмического развития пятна в изображении тон составляет существенную сторону композиционной работы рисовальщика. Он является одним из ведущих композиционно-выразительных средств в графике.
Таким образом, рассмотрев вопросы изобразительных и композиционно-выразительных средств рисованной графики мы установили, что основными среди них являются: линия, пятно, ритм, контраст, пространство, тон.
Каждое из них имеет свою специфику и по-своему используется в произведении. Средства графического искусства позволяют художнику добиваться убедительного решения композиции, грамотно строить изображение, передавать характер изображаемого места, создавать образ.