Современное состояние промыслов росписи по дереву Архангельской области.

Галицкая Анастасия Дмитриевна

Статья на тему: "Современное состояние промыслов росписи по дереву Архангельской области"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современное состояние промыслов росписи по дереву Архангельской области.

Несмотря на тонкую насмотренность современного зрителя и изобилия многочисленных экспозиций, на сегодняшний день всё большую актуальность и популярность обретают предметы расписного искусства народов Севера. Те самые предметы обихода, которые включали не только легендарные прялки, но и посуда, хранилища, сани, хранили на себе яркий отголосок стародавнего творчества, в котором переплетались сложные сюжетные линии, замысловатые цветовые переходы и утончённые линии, фантастические представители фауны и флоры. Коллекционеры со всей России, которым интересна русская (и в частности северная) культура, чтут за честь иметь в своих огромных собраниях предметы, которые подвергались обработке со стороны профессионалов Севера.

Как известно, исход девятнадцатого века был ознаменован значительным урезанием создания инструментов для рукоделия, в число которых, к сожалению, вошли и прялки. К ним можно отнести и многие другие предметы быта прошлых столетий. Те люди, что по-настоящему были заинтересованы искусством и понимали ценность расписных предметов, которые по сути в тот момент уже уходили в небытие, стали массового закупать их. В число наиболее отличившихся в этом смысле коллекционеров вошли Куликова, Щукина и другие. На сегодняшний день те сокровища, что они успели собрать себе на радость, представляют собой яркие экспозиции в столичных музеях, а также в культурных центрах Севера, например, в Мурманске.

Данная сфера претерпевала своего рода кризис, который возник по ряду объективных причин. Во-первых, как известно, в первой половине в России прогремели огни жестокой революции. Во-вторых, главенствующие позиции заняла промышленность, которая буквально свергла кустарное производство. Всё это не могло не оказать негативное воздействие на жизнь промысла, вогнав его в пучину кризиса.

Однако популярность некоторых из предметов всё-таки не утратилась. Например, покупатели изъявляли желание стать обладателями фурнитуры или игрушек для своих детей. Тем не менее, с тридцатых готов прошлого столетия данное ремесло практически сошло на нет. Это было связано с ужасающими событиями, которые разворачивались в стране. Уже не было средств на поддержание данного направления искусства, а у людей не было денег, чтобы приобретать его произведения.

Конечно, существовала и поддержка со стороны государства, которая помогала более-менее оставаться на плаву. Но очевидно, что теперь на первый план вышли предметы первой необходимости. В тот момент людям было, что называется, не до искусства. Даже те из них, что понимали его высочайшую ценность и имели художественный вкус, не могли себе позволить купить что-то из ремесленных творений. В связи с этим такие произведения создавались значительно в меньших объёмах, да и те из них впоследствии были экспортированы или реализовывались исключительно для экспозиций.

Сегодня мы наблюдаем своего рода эпоху возрождения этого ремесла. Ситуация в стране стабилизировались и у людей вновь появились ресурсы и интерес, чтобы развивать его. Ярким примером служит город Архангельск, где в данный момент представлено множество мастерских, куда могут прийти все желающие и обучиться соответствующему промыслу. Примечательно, что интерес изъявляют в основном ученики юного возраста, что, безусловно, очень приятно, что молодёжь понимает ценность и осознаёт по-настоящему волшебный дух расписного искусства. Одним из таких центров является «Школа народных ремёсел». Она была открыта в начале девяностых годов прошлого столетия. Этому местные жители обязаны Бурчевскому Н. М., который является видным мастером расписного дела.

Образовательные учреждения, которые функционируют на сегодняшний день в этой области, готовят также и тех, кто впоследствии сам будет обучать пришедших к ним учеников. Обучающиеся в течение четырёх лет самозабвенно погружаются в мир художественного искусства, постигая его основы и особенности. Благодаря такому вниманию со стороны образовательного и научного сообщества удаётся сохранить жизнь на страницах истории развития искусства росписи. Причём жизнь живёт не только в прошлом, но и в настоящем этой сферы. Она непрерывно модернизируется, в ней происходят значительные метаморфозы, но при этом она с завидной верностью и постоянством сохраняет в себе черты, которые обрела еще несколько столетий назад. Меняются сюжеты, палитра оттенков, узоры и техники, но общий дух северного ремесла по-прежнему живёт в своих произведениях.

Этот вклад вносят профессионалы, которые трудятся в штате ООО «Декор севера». Своё начало эта организация берёт ещё в девяностых годах прошлого столетия. Там работают те художники, которые окончили упомянутые выше образовательные учреждения и готовы поделиться своими навыками и творческим вдохновением, чтобы радовать общественность всё новыми и новыми произведениями искусства. Если заглянуть в их ассортимент представленных товаров, можно перенестись на несколько столетий назад и почувствовать себя полноценным жителем русской северной деревни. Здесь предметы быта, украшения, подарки и многие другие объекты, которые созданы истинными мастерами своего дела.

Конечно, через них единой нитью проходят старинные постулаты расписного искусства, но художники систематически привносят новизну, обращаются к новой палитре, в которой преобладают оттенки синего и нежно-зелёного цветов. Пермогорская роспись, например, может похвастаться наличием изображений красавиц-матрёшек. В каждой работе чувствуется одухотворённость и несравненная нежность художника.